в каком году состоялась коронация миндаугаса
Миндаугас
Содержание
История
Коалицию своих противников Миндовг расстроил, заявив о намерении принять крещение.
Объединив под своей властью все собственно литовские земли и так называемую Чёрную Русь с городами Новгородок, Гродно, Слоним и Волковыск, положил начало, как официально считается, Литовскому государству. Короновался как «король Литвы» в 1253 году. Вёл борьбу с Тевтонским и Ливонским орденами, для чего в 1261 году заключил союз с правителем Новгорода Димитрием (сыном Александра Невского).
Крещение и коронация князя
В 1251 году Миндовг и его жена Марта (лит. Morta ; в изданиях на русском языке также используется форма Марфа) были крещены. Литва была признана папой римским Иннокентием IV как католическое государство. В 1253 году Миндовг и его жена по поручению Иннокентия IV были коронованы как литовские король и королева; место и обстоятельства коронации остаются неясными. B своём труде “Kronika polska, litewska, żmódzka i wszystkiej Rusi” (1582) польский историк Мацей Стрыйковский писал, что коронация произошла в Новогрудке. На Новогрудок, как на место коронации Миндовга, указывает также Густынская летопись.
Некоторые современные белорусские историки предполагают, что коронация могла иметь место в Литовке — резиденции первых литовских епископов вблизи Новогрудка. [11]
Взамен за коронацию Миндовг обязался отдать крестоносцам часть жмудских и ятвяжских земель. Крещение и коронация Миндовга на десятилетие ввело Литву в политическую систему католической Европы.
В 1260 году жмудины (жемайтийцы) без поддержки Миндовга в битве при Дурбе одержали победу над объединённым войском Ливонского и Тевтонского орденов и их союзников. Около 1261 года Миндовг отрёкся от христианской веры и вместе с Тройнатом (Трениота, лит. Treniota ) пытался бороться с Орденом.
В 1263 года Миндовг и два его малолетних сына были зарезаны по приказу Тройната князем Довмонтом. Великим князем стал Тройнат, но и он был вскоре заколот мечом(1264).
750-летие коронации
6 июля 1991 года в Литве впервые праздновался День государства, связываемый с фактом коронации Миндовга. 6 июля 2003 года в Вильнюсе прошли торжества по случаю 750-летия основания Литовского государства. В официальных мероприятиях приняли участие президент Польши Александр Квасьневский, президент Эстонии Арнольд Рюйтель, великий герцог Люксембургский Генрих и великая герцогиня Мария Тереза Местре, король Швеции Карл XVI Густав с женой Сильвией.
Во время торжеств были открыты памятник королю Миндаугасу скульптора Регимантаса Мидвикиса (архитекторы Альгимантас Насвитис, Ричардас Криштопавичюс, Инеса Алистратовайте) у главного здания Национального музея Литвы и новый мост через Нерис — Мост короля Миндаугаса.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Миндаугас» в других словарях:
Миндаугас — (Миндовг, также известен как Míndaugas, Миндаугас, Міндоўг, Міндовг, Mendog, Мендольф и пр.) (ок. 1200 – 12.09.1263), Великий князь Литовский, основатель Великого княжества Литовского, первый литовский король с 1253 года. В 2003 году возле… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Миндаугас Карбаускис — Биография Миндаугаса Карбаускиса Театральный режиссер Миндаугас Карбаускис родился 28 января 1972 года в поселке Найсяй Шяуляйского района Литвы. Закончил театральный факультет Литовской академии музыки и театра. В 2001 году окончил режиссерский… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Жукаускас, Миндаугас — Миндаугас Жукаускас лёгкий форвард Рост: 201 см Вес: 100 кг Гражданство … Википедия
Роюс, Миндаугас — Миндаугас Роюс Миндаугас Роюс, 2010 г. Осн … Википедия
Мурза, Миндаугас — Миндаугас Гервальдас Род деятельности: лидер народно трудового союза литовцев Дата рождения: 16 декабря 1973(1973 12 16) (39 лет) Место ро … Википедия
Шнипас, Миндаугас — Миндаугас Шнипас Mindaugas Šnipas … Википедия
Кузминскас, Миндаугас — Миндаугас Кузминскас … Википедия
Барисас, Миндаугас — Миндаугас Брониславас Барисас (лит. Mindaugas Bronislavas Barysas; 1 января 1935(19350101), Алитус 10 ноября 1990, Вильнюс) литовский журналист. Биография В 1958 году окончил Вильнюсский университет. С 1956 года работал в… … Википедия
Карбаускис, Миндаугас — Карбаускис Миндаугас Karbauskis Mindaugas Дата рождения: 28 января 1972(1972 01 28) (40 лет) Место рождения: Найсяй … Википедия
Керас, Миндаугас — Миндаугас Керас Позиция … Википедия
День государственности в Литве
Бюст великого князя Миндаугаса перед входом в Национальный музей Литвы (Фото: Birute Vijeikiene, Shutterstock)
Ежегодно 6 июля в Литве отмечается национальный праздник — День государственности, приуроченный ко дню коронации князя Миндаугаса (Mindaugas) в 1253 году. С этого события, как считают современные литовские историки, Литва ведет отсчет своей государственности, начало ориентации страны на западную демократию.
На площади у президентского дворца проходит торжественная церемония поднятия государственного флага, в вильнюсском Кафедральном соборе — торжественная месса, а вечером официальный прием в честь праздника. По всей же стране, помимо торжественных церемоний, проходит и множество различных культурных и просветительских мероприятий, напоминающих об истоках Литовского государства, его истории.
Дню коронации князя Миндаугаса сейчас придают особое значение, как первому самоопределению Литвы и интеграции в западный мир. Миндаугасу отводится выдающаяся роль в объединении Литвы.
Правда, мало кто из празднующих сегодня литовцев вспоминает, что в 13 веке, когда короновался князь, Европе было не до демократии — там начинался мрачный период инквизиции. По подсчетам историков, на кострах и в пыточных подземельях тогда было уничтожено от 30 до 300 тысяч человек. Уже в наше время глава Римской Католической Церкви Иоанн Павел II публично покаялся за времена насилия, религиозных войн и костров инквизиции.
Историческая справка
Великий князь литовский Миндаугас (Миндовг) (примерно конец 1230-х — 1263) объединил под своей властью литовские земли (Аукштайтию, Жемайтию и другие) и подчинил города Новогрудок, Слоним, Волковыск. В 1244 году предпринял поход против Ливонского ордена в землю куршей и земгалов. Орден объединился с враждебными Миндовгу литовскими феодалами и нанес ему поражение.
В 1260 году литовское войско при озере Дурбе разбило объединенное войско Ливонского и Тевтонского орденов и их союзников. Миндовг отрекся от католичества. Он был убит в результате заговора феодальной знати.
Другие праздники в разделе «Праздники Литвы»
Политический миф «коронации Миндаугаса»
Что бывает при утрате Православной веры!
Любят нынче в Литовской республике отмечать события, которых не было. В ряду таких событий «коронация литовского короля Миндаугаса», торжественно отмечаемая ежегодно 6 июля в Литве как государственный праздник. По версии бывшего инженера-механика, историка по совместительству, Э. Гудавичюса именно в этот день 1253 г. был коронован этот князь. Правда никто до сих пор не знает, кем, где, при каких обстоятельствах и за какие заслуги перед католическим Римским папой этот авантюристичный князь православных славян кривичей вдруг «получил королевскую корону»!
Давайте по порядку разберёмся, как формировалось Великое княжество Литовское и была ли вообще возможна такая вот королевская коронация безродного вождя.
Именно жмудским или, если хотите, жямайтийским, должен был бы назваться современный литовский язык. Это было бы точнее. Не вводило бы в сознание неcведающих, как это стало очевидным в последнее время, весьма вредные иллюзии относительно этнической преемственности современными литовцами языкового, этнокультурного и исторического наследия Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Славяне в абсолютном большинстве населяли территорию этого княжества. Они и норманнские викинги-варяги были той движущей силой, которая предопределила политическое, хозяйственно-экономическое и культурное развитие ВКЛ на европейском континенте.
Исследования археологов, антропологов, историков, лингвистов свидетельствуют: в первобытном лесу, который ещё в Х веке шумел от Рейна до Волги и далее, жили многие племена, которые, начиная с западных полабских славян (по реке славян Лаба, теперь немецкая – Эльба) в основном говорили на древнерусском языке. А на востоке, за верхним течением Днепра, говорили и на других языках, в том числе на языках угро-финской языковой группы, например, коми-пермяцком.
Даже на территории современной Литовского Республики жили две расовые группы людей: «узкоскулая» и «широкоскулая». Первые – на северо-западе, вторые – на юго-востоке.
Изначальная территория Литвы
Впервые слово «Litva» (русское слово, записанное латинскими буквами) упоминается в 1009 г. в Кведлинбургских анналах германских монахов-миссионеров. Однако вполне определённо её зафиксировали древнерусские летописи, когда южная часть Литвы была объединена Великим князем Ярославом Мудрым в 1038-1044 гг. Территориально это приблизительно треугольник между Вильной, Гродно и Менском с центром в теперешнем белорусском Новогрудке, основанным этим Великим князем в то же время, как и Троки. Впрочем, по мнению белорусских историков, территорию исторической Литвы необходимо расположить ещё ниже на юг: между Слонимом, Новогрудком, реками Березина и Уса, что также вполне закономерно, поскольку именно в этом районе находится пять топонимов «Литва».
Литва целиком находилась на территории государства Киевской Руси, которое, судя по средневековым хроникам и картам, современники называли попросту Русью. Определение «Русь» на средневековых картах осталось и после распада государства Киевская Русь (название с XIX века) на отдельные княжества, в которых правили князья из великокняжеского рода Рюриковичей. На древних картах указаны такие славянские территории их великокняжеских владений, как Полоцкая Русь – по Двине, Червонная (Красная) Русь – в верховьях Вислы, Белая Русь – в верховьях Немана (она и сейчас там), а западнее неё, между реками Нарев и Неман, вплоть до Вильна и Лиды – Чёрная Русь.
Кто знает, если бы не победы и усиление московского князя Ивана Калиты, может быть, Вильна, вслед за Новгородом и Киевом, стала бы стольным центром единения русской державы под великокняжеским гербом дома витязей Рюриковичей. Они пришли из Великого Новгорода и сели на княжение в Киеве. Крестились в православную веру византийской литургии. Здесь, в церквах, при молении с алтаря смотрел прямо им в глаза живой всемогущий Бог!
Тем отличались от своих западных норманнских братьев, принявших римскую католическую литургию и молящихся на безжизненное тело мёртвого Христа, в жертве распятого на кресте Бога.
Становление государственности Литвы сопряжено с татарским нашествием на Русь. Именно после Батыевой рати появился на исторической арене некий Мендольф (он же, судя по летописным источникам – Мендог, Миндовг и т.д.), тот самый, который провозгласил лозунг «Кто что захватит, тот тем и владеет». В 1246 году «Миндовг принял веру христианскую от Востока со многими своими бояре. непомнозе же сын его Войшелк пострижеся во иночество (монахи)», сообщает Густынская летопись. Факт принятия Мендольфом христианства «с Востока» – Православия, подтверждает то, что он не завоёвывал заложенный Ярославом Мудрым и новоогороженный, укреплённый посад – Новый город, расположенный на территории исторической Литвы, а был избран на княжение в этом Новогрудке. Если бы он был завоевателем, ему не было бы вовсе нужды принимать Православие и нарекаться новым христианским именем Василий. (Греческое прозвище Базилевс, в русской транскрипции имя Василий, означает в переводе – верховный правитель, Царь, король). Характерно, что он поступил так же, как несколько позднее Довмонт, в православном крещении св. Тимофей, ушедший в Псков с 300 литвинами и усевшийся в этом городе на княжение. (Новогрудок не следует путать с другой вотчиной Рюриковичей – Великим Новгородом. Этот город, в котором в конце XVIII века родился известнейший литвин, великий польский поэт А. Мицкевич, сегодня так и называется по-белорусски – Новогрудок, но не «Наугардукас». Последнее название в начале ХХ веке было придумано ковенскими литовцами, которые также город Ковно в это же время переименовали в Каунас, а город Вильну – в Вильнюс, Троки – в Тракай).
Сам же Миндовг – Василий в Новогрудке появился со многими своими боярами, которые также приняли христианство. Это является ещё одним свидетельством, что Миндовг был одним из тех варяжских предводителей, которые с дружиной и прислуживающими людьми приглашались и садились на правление в городах, подвергавшихся нападениям «псов-рыцарей» из Тевтонского и Ливонского папских монашеских орденов, для защиты местного православного посадского населения. Древнерусские и западные летописи хранят немало сообщений об этих подвигах Миндовга – Василия, по польским хроникам – Мендольфа.
Василий – Мендольф (Миндовг) не был и не мог быть основателем «литовской государственности». И пусть он и имел некоторое время суверенное княжение в Новогрудке, но убит был в 1263 г. в междоусобице, другим русским литвином – Герденем, не признавшим законность его княжения на вотчине Рюриковичей, тех, что вышли из Полоцкого княжества. Видимо, это произошло не без наветов крестоносцев из Пруссии, которые небезосновательно злились за набеги на них Мендольфа «с литвой».
Вызывает недоумение утверждение современных литовских историков о том, что 750 лет назад 6 июля Мендольф («Миндаугас») надел на себя корону, полученную от римского папы, и стал королём некоего литовского государства. (Кстати в XIV в. Великий князь Литовский Едимантий также величал сам себя королём – царей тогда ещё не было). Откуда взялась эта дата, да и само государство? Никто не только короны той никогда не видел, но и папской буллы на его коронацию. История упорно умалчивает и имя папского легата, высокопоставленного иерарха католической церкви, который должен был в соответствующем соборе надеть корону Священной Римской империи немецкого народа на голову христианина, могущественного повелителя подвластных ему христиан, уже делом доказавшего свою приверженность и верность католической церкви. Ничем подобным, увы, изменчивый Мендольф не обладал, а до крещения коренного населения Самогитии, а также и Вильны в католичество, в связи с отходом от Православия Великих литовских князей, оставалось ещё около двух веков.
Государственность ВКЛ начинается с православного Великого князя Литовского Едимантия (1275-1341), который известен теперь как Гедимин. Едимантий, современник Ивана Калиты и его политический соперник в борьбе за укрепление русской государственности после распада Киевской Руси, был одним из самых выдающихся русских политических деятелей той эпохи.
Весьма важно констатировать, что первые литовские князья, основатели русской государственности Литвы, были православные выходцы новгородского гнезда Рюриковичей и носили его герб – «пикирующий сокол», стилизованный сегодня литовскими дизайнерами под «столпы Гядиминаса». Этот герб имеет то же происхождение, что и современный украинский «Трезубец».
Великое Княжество Литовское образовалось в результате слияния русских княжеств и, прежде всего Киевского, Полоцкого, Смоленского, Галицко-Волынского, Новогрудского, Луцкого, Пинско-Туровского, Слуцкого и далее на восток, вплоть до границ земель Пскова и Великого Новгорода. Его образование было практически завершено к середине ХV века. Ещё в конце XIV века из окружения митрополита Киевского и Литовского св. Киприана вышел весьма показательный документ – «Список русских городов дальних и ближних». В «Списке» автор особенно отметил те из них, которые имели каменные стены. Среди русских городов, расположенных по бассейну реки Неман, читаем названия: Вильна, Ковна, Троки Старые и Новые. Во всех них имелись православные церкви. Новые Троки и известный замок, расположенный на озёрных островах, заложены в ХV веке для обороны от набегов крестоносцев, которые, под предлогом обращения в христианство, колонизовали местное население. Новые Троки находятся в нескольких километрах от Старых Трок. Само название Троки происходит от славянского слова «тракт» – сухопутная дорога. Именно на такой стратегической дороге, проходящей с запада на восток между озёрами, для охраны и поборов была поставлена на острове известная крепость.
С усилением в ХIV в. влияния Москвы честолюбивый Великий князь Литовский Владислав Ягайло за польскую королевскую корону и престол в Кракове письменно пообещал в 1385 г. в крепости Крево (ныне посёлок в Гродненской области) польским королевским посланникам и католическим иерархам крестить в католическую веру своих бояр и подвластное население – присоединить ВКЛ к Польше. Этот потомок Едимантия (Гедимина) 22 февраля 1387 г. составил Акт присяги. Она обязывала «всех литвинов обоих полов, любого сословия, положения и происхождения, находящихся под нашим правлением в Литве и на Руси», перейти в католичество под покровительство «святой Римской церкви». Его православные братья сидели по городам ВКЛ: Скиргайла – на княжении в Троках, Владимир – в Киеве, Корибут – в Новгород-Северском, Александр (Витовт) – в Гродно.
Лишь только после общей победы западных и восточных славян над рыцарями – крестоносцами Тевтонского ордена под Грюнвальдом 15 июля 1410 г. (Грюнвальд, по-литовски Жальгирис – зелёный лес), в 1413 г. двоюродный брат Ягайло Витовт присоединил к ВКЛ посткрестоносную Самогитию – Жмудь и добавил к своим прежним титулам: «Великий князь Литовский, князь Полоцкий, князь Смоленский» – «Князь Жмудский».
Изображение на новоявленном гербе Великого Княжества Литовского не оригинальное, оно полностью заимствовано. Это вызывает недоумение, ибо плагиат, да ещё великокняжеского герба – вещь недопустимая ни в какие времена и строго караемая. Посмотрите на средневековую монету из Великого Новгорода – на ней вы увидите этот же герб – такой же витязь, скачущий на коне с поднятым в сторону Запада мечом в руке. Эта монета Великого Новгорода так и называлась – «сабельник», в отличие от её владимирской ровесницы – «копейки», на аверсе которой конный витязь пронзает копьём дракона «с восточной стороны». Св. Георгий – герб Великих Владимирских князей. «Копейник», в свою очередь стал гербом Москвы, когда великокняжеский род из Владимира сел в ней на княжение. Государственным языком внутреннего общения был в ВКЛ старорусский язык, который записывался кириллицей.
Так, превратившись из русичей в шляхтичей, в погоне за королевскими регалиями утрачивая свою Православную веру, честолюбивые Великие князья ВКЛ потеряли вместе с государством свою независимую политическую власть и значение в Европе.
Факсимиле русского текста на кириллице письма Великого литовского князя Александра-Витовта
В заключение несколько слов о самом литовском языке, нынче государственном в Литовской республике. В 1863 г. на Жмуди разразилось восстание местной шляхты. Недовольные проводимой в Российской Империи с 1861 г. аграрной реформой, крупные землевладельцы боролись за свои поместья, прикрываясь польскими национальными лозунгами. Только после подавления этого восстания, когда «жандармами Калиновского» было зверски вырезано около 2,5 тыс. местных жителей, в основном православных и тех, кто не поддерживал «шляхетские настроения» господ, не без ходатайства графа М.Н. Муравьёва-Виленского, генерал-губернатора Северо-Западного края Российской Империи, началось национальное становление жмудинов. Противопоставляя их польским землевладельцам, 25 августа 1866 года Император Александр II издал Указ, гарантировавший литовскому языку гражданское право в школах Сувалкской и других т.н. литовских территорий. Прежде всего, было налажено начальное образование среди детей крестьян. Были организованы Литовская гимназия в Мариамполе, постоянный учительский семинар в Вейверах, а также был учреждён ряд стипендий в российских университетах, предназначенных специально для детей крестьян из этих трёх литовских губерний. Цель – вывести из-под влияния польской культуры местное население. Начали работу школы, в которых обучение велось на местном жмудском языке, так тогда назвали нынешний литовский язык. На литовском языке (на кириллице) начали выходить печатные издания. На местах, в глубинке, его культивировали, прежде всего, католические священники – ксендзы, такие как, например, получивший образование в Петербургской духовной академии А. Баранаускас. Многие молодые люди из более зажиточных семей поехала получать высшее образование в столичные высшие учебные заведения Российской Империи. Среди них, например, были Йонас Басанавичюс, Антанас Сметона и другие основатели государства литовцев. Обучался в Московском университете и Йонас Яблонскис – создатель «Грамматики литовского языка» (1920 г.). Именно он, совместно с профессором лингвистом из Московского университета Ф.Ф. Фортунатовым, был создателем в 1901 г. алфавита литовского языка (на основе алфавита – чешского языка). И уже с 1904 г. в Российской Империи начали издаваться книги, написанные литовским алфавитом. Многие стали известными деятелями современной литовской культуры и искусства. Кстати, М.-К. Чюрлёнис получил художественное образование и мировую известность именно в С. Петербурге и сначала ни слова не знал по-жмудски. Таким образом, в конце ХIХ – начале ХХ века происходило формирование литовской национальной интеллигенции.
После Первой Мировой войны новообразованное буржуазное государство Литовская Демократическая республика, как и другие новые прибалтийские государства, попала под влияние англосаксов, которые не скрывали намерения объединить все эти государственные «новоделы» с агрессивной захватнической восточной политикой гитлеровской Германии, всегда стремившейся превратить южное побережье Балтийского моря в немецкие колонии. Сегодня немецкие танки с чёрными крестами на броне вновь стоят в этом регионе Европы, а их дула направлены в сторону России…
109,Коронация Миндовга — читаем по порядку
День коронации великого князя Миндаугаса — первый в новейшей истории официальный государственный праздник, утвержденный восстановленным Сеймом Литвы 25 октября 1990 года
ВИЛЬНЮС, 6 июл — Sputnik, Александр Липовец. После выхода из состава СССР и восстановления Литвой независимости 11 марта 1990 года, руководство Литовской Республики первым делом определилось с главным праздником государственности.
И хотя первое упоминание Литвы в Кведлинбургских анналах датируется 1009 годом, образование государства литовского как такового историки ведут с 1252 года. В тот год на голову великого князя Миндаугаса была водружена папская корона и он стал именоваться «королем Литвы» — первым и единственным в истории. По мере присоединения к Литве других земель титул короля Литвы дополнялся их названиями. К примеру, после присоединения к Литве земель Киевщины Миндаугас стал именоваться «королем литвинов и многих русинов».
До коронации Миндаугаса на территории современной Литвы и прилегающих балтийских государств (Латвии, Польши), а также России, Беларуси и Украины существовало раннефеодальное объединение нескольких княжеств. Оно было оформлено договором с Волынско-Галицким княжеством, который подписали князья Литвы, Дяволтвы и Жемайтов. Среди пяти князей, подписавших тот договор в 1219 году, упоминается и князь Миндаугас. Именно он впоследствии сконцентрировал власть в своих руках и стал великим князем.
В то время жители и князья земель литовских были язычниками. Две христианские церкви — католическая и православная — впервые столкнулись именно на балтийских берегах. С востока на эти земли приходили первые проповедники православия, а с запада католическую веру несли на своих щитах крестоносцы. Как раз таки в период правления языческого великого князя Миндаугаса и встал остро вопрос о том, к кому присоединяться — Риму или византийскому Киеву.
Афиша Вильнюса: куда пойти на День коронации Миндаугаса >>
Миндаугас сделал выбор в пользу Рима. Чтобы сохранить за Литвой хотя бы часть Жемайтии, на которую претендовали крестоносцы, в 1251 году Миндаугас принял католичество, а затем 6 июля 1253 года — корону от Папы Римского и стал первым официальным правителем Литвы. Именно этот день и был признан депутатами восстановленного Сейма Литвы как дата начала отсчета литовской государственности.
© Sputnik / Александр Липовец
Сам же Миндаугас после принятия христианства с крестоносцами замирился. Во время этого «мирного» сосуществования он успел в 1252 году присоединить к литовским землям Черную Русь, Полоцкое и Пинское княжества, а после недолгой схватки с Галицко-Волынским княжеством, в 1253 году — породниться и заключить договор с галицким князем Даниилом. Миндаугас выдал свою дочь за сына Даниила.
Литовское княжество под предводительством Миндаугаса крепло и уже в 1255 году его войско совершило поход на Люблин и сожгло этот польский город. За это Папа Римский объявил первый крестовый поход на строптивую Литву. Второй последовал в 1257-м. А во время третьего похода крестоносцев в 1260 году объединенное литовское войско разбило рыцарей Ливонского и Тевтонского орденов при озере Дурбе.
После той победы Миндаугас отрекся от короны и католичества и снова стал язычником. В 1262 году он даже заключил договор против рыцарей Тевтонского ордена с Владимиро-Суздальским великим князем Александром Невским, разгромившим до этого, в 1242 году, крестоносцев на Чудском озере.
Миндаугас был убит в результате заговора феодальной знати не столько из-за политики, сколько из-за мужской несдержанности.
© Sputnik / Ежегодный фестиваль «Дни живой археологии» в Кернаве
Овдовев в 1263 году, он силой женился на младшей сестре покойной жены, которая уже была замужем за уездным князем Довмонтом. Тот обиды Миндаугасу не простил. Вместе с сообщником — жемайтийским князем Тройнатом осенью того же года, когда основные силы великокняжеского войска отправились в поход на Брянск, Довмонт и Тройнат убили Миндаугаса.
Так бесславно закончилась жизнь первого и единственного короля Литвы Миндаугаса. Его заслуга как государственника состоит в том, что в столь сложный период истории Миндаугас смог сохранить и приумножить земли литовские, которые впоследствии стали центром первого европейского государства с демократическими задатками, известного как Великое Княжество Литовское.
В рамках праздника в этом году жителям Литвы в том числе предлагается спеть национальный гимн на 100 литовских городищах — акция «Национальная песнь» (гимн Литвы) — вокруг света» состоится в 21:00.
Войшелк
» Еще при жизни отца В. управлял Новогрудским княжеством и жестоко преследовал христиан; но Даниловичи галицкие обратили его в христианство, и он ушел в Холм (или Галич), где принял иноческое пострижение и остался жить в его обители, а позже жил в построенном им монастыре в Новогрудке (Лавришенский монастырь).
В 1264 (1265) году Миндовг был убит. Власть захватил Тройнат. При первом же известии об этом Войшелк ушел в Русь, в Пинский монастырь. Тройнат вскоре был убит; еще раньше погиб брат его, Товтивил. И собралась старшина для выбора князя. Остановились на Войшалке. В Пинск отправлено было посольство. Долго отказывался В., указывая на свое положение как монаха, но наконец согласился.
Лев Данилович, досадовавший на В. за отдачу им княжения не ему, а Шварну, пригласил В. в Владимир-Волынский на совещание о каком-то важном деле, где на другой же день В. был убит Львом.
Длугош дает другие мотивы в объяснение убиения В. Львом: он утверждает, что В. по смерти Даниила бросился на Галицкое королевство и Волынь, чтобы, выгнав оттуда Льва, присоединить этот край к Литве, за что Лев и отмстил ему во Владимире.» Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
В 1253 году Войшелк заключил мир с галицко-волынскими князьями, выдал замуж за Шварна свою сестру и передал Новогородское княжество его брату, Роману Даниловичу. Сам же пошёл в Полонинский монастырь (Волынь), где принял постриг под именем Лавриш. После трёх лет жизни в монастыре отправился в паломничество на гору Афон.
В 1261 году Миндовг снова вернулся в язычество.
В 1263 году Миндовг был убит (Rex Mendoch occiditur). По одним источникам поляками, по другим — литвинами Monumenta Poloniae Historica, оригинал / превод
В 1263 году, после убийства Миндовга, Войшелк на короткое время бежал в Пинск. Но уже в 1264 году вместе с пинским войском возвратился в Новогородок, где соединился с дружинами новогородских бояр и пошёл устанавливать свою власть в Литве. Княжил вместе со Шварном, с помощью которого завоевал Нальшаны и Дзяволтву. В 1267 году оставил власть Шварну и ушёл в монастырь на Волыни.
Власть государства
Обретение королевской короны князем Миндовгом было для Великого княжество Литовского событием, которое возводило государство литвинов на новую ступень. Феодальная система, господствовавшая в Европе 13 века, с возведением Миндовга на трон литвинского королевства признавало мощь и влияние, завоеванное в жестоких сечах с многочисленными врагами на западе и на востоке.
Однако историки до сих не имеют единого мнения о месте, где происходила коронация. Спор длится без малого четыре сотни лет. Известна точно только дата этого знаменательного события — 6 июля 1253 года.
Корона, полученная Минловгом от папы римского, стоила литвинам заключения договора о мире с тевтонцами. Новый король обязывался помогать крестоносцам обращать язычников в истинную веру, уступая тевтонцам 12 областей. В договоре Миндовга с Орденом были такие строки: «…мы с согласия наших дедичей передали их дому на вечное, свободное и безопасное владение ниже названные земли… Названия же земель такие: Расеене половина, Лукове половина, Бетегале половина, Эрегале половина, Дейнове половина, Кулене все, Карсове все, Кроже вся, Надрова вся, Вейже вся, Вейсе вся, Ванге вся». (Перевод с латыни А. Жлутко).
Свидетели события, историки, жившие в 12 веке (летописи славян, германские хронисты) не говорят нам достаточно четко о месте коронации. Поляк и большой поклонник Великого княжества Литовского хронист 16 столетия Мацей Стрыйковский пишет о том, что корону на Миндовга возложили в Кернаве. Об этом можно прочитать в его поэме «О началах…» (на польском языке). То есть, если верить Стрыйковскому, коронация князя литвинов проходила в признанном всеми центре политической жизни аукшайтов. В 13 веке замок Кернава представлял собой укрепление из валов и деревянных частоколов, обнесенное рвом. Город и деревянный замок в 14 веке был дотла сожжен ливонцами, после пожаров больше не обрел былую славу.
В других своих произведениях Стрыйковский перечеркивает собственные утверждения, называя местом коронации Миндовга город Новогрудок (читайте в «Хронике польской, литовской, жемойтской и всей Руси» (1582)Именно в Новогрудок, судя по писаниям поляка-патриота, папа Иннокентий послал со священными символами королевства своего легата Гейндриха. Тот прибыл на место торжества вместе с архиепископом Рижским, которого сопровождали рыцари креста. Этот представитель римской курии и возложил на Миндовга корону.
Существует мнение, будто бы Стрыйковский почерпнул сведения о коронации Миндовга в Новогрудке из рукописей из собрания князей Слуцких-Олельковичей, при дворе которых сочинял свои поэмы и хроники. Вероятно, князьям по политическим мотивам было выгодно назвать местом коронации Новогрудок Литовский.
Новогрудок на литографии 19 века
О новогрудской коронации пишет и Альберт Виюк-Коялович в своей «Истории Литвы» (1650—1669). Этот историк принял за правду сведения Стрыйковского, увековечив в своем труде.
Солидарна с хроникой Стрыйковского и Густынская летопись, созданная ревнителями православия на Украине.
В 19 веке историки были склонны полагаться на сведения Стрыйковского и Густынской летописи,, не подвергая их сомнениям. Но вот польский исследователь Летковский утверждал, что Миндовг не мог подвергать риску пленения или смерти многочисленных гостей, съехавшихся на коронацию в Новогрудок в 1253 году, поскольку город мог быть атакован войсками волынского князя Даниила Галицкого. Это военное предприятие Галицкий предпринимал по зимнему пути, а к лету войска галичан уже вернулись в свои земли, не получив помощи от ятвягов. Значит Даниил никак не мог помешать коронации в Новогрудке.
Современные историки из Летувы выдвигают оригинальные версии, предлагая еще одно место коронации — Виленский кафедральный собор. В качестве доводов приводятся результаты археологических изысканий на территории виленского Нижнего замка. В дополнение берется хроника Ривиуса (18 век).
В современной литовской историографии избегают конкретизировать место коронации. Самая новая теория принадлежит авторству историка Томаса Баранаускаса. Она базируется на отождествлении Летовии из грамоты Миндовга 1253 года Немецкому ордену («дана в Летовии…») с городищем на реке Латава, что находится на севере современной Летувы.
Если поставить под решительное сомнение версии современных историков из Летувы, то остается только два места, где мог короноваться Миндовг: Кернава и Новогрудок.
Имя Миндовга в исторических документах на разных языках писалось по разному: Мидог, Mendolphus, Mendoch, Mindowe. Но Миндаугасом (Mindaugas) он не был даже в своих письмах на латыни при переписке с папой. (См. Codex Diplomaticus Lithuaniae)
http://veras.jivebelarus.net/sodyerzhaniye/rol-zhyemaytov-i-aukshtaytov-v-obrazovanii-vkl http://polona.pl/item/508894/6/ http://pomidor.com/q/1751 http://www.secret-r.net/arkhiv-publikatsij/31-2014/kem-byl-mindovg http://polona.pl/item/508894/28/ http://secret-r.net/arkhiv-publikatsij/9-2009/otkuda-poyavilas-litva-chast-3 http://www.vostlit.info/Texts/rus/Chron_Pol_majoris/frametext5.htm http://www.balandin.net/Gunin/Bobruisk/CHAPTER_2/2-2-BOBRUISK-2.htm be-x-old.wikipedia.org be.wikipedia.org pl.wikipedia.org uk.wikipedia.org ru.wikipedia.org
Вернулся к язычникам
Как показывают источники, до коронации Миндовга именовали «великим князем», а после — «королём Литовии». «Королём Литвы» называли его и в Риме, что видно из корреспонденции римской курии ещё до коронации Миндовга.
Но уже через семь лет история поворачивается на 360 градусов. В 1260 году Миндовг отказывается от королевского титула и возвращается к традиционному язычеству.
Несмотря на всю торжественность коронации, не стоит забывать, что это был тактический шаг, призванный ослабить агрессию со стороны Тевтонского ордена. Когда в 1260 г. жмудины разбили немецких рыцарей на озере Дурбе, а в самой Пруссии началось восстание местных жителей против тевтонцев, Миндовгу много легче было отказаться от королевского титула, а вместе с ним — и от христианства. Более того, Миндовг изгнал епископа Христиана. И уже в 1262 г. он заключил союз с новгородским князем Александром против Ливонского ордена.
В тот краткий период существования королевства правитель заботился о том, чтобы его титул перешёл по наследству одному из сыновей. Миндовг вёл переписку с Папой Римским по поводу возможной коронации, вероятнее всего, Рукля, поскольку старший сын Войшелк принял монашество, что в эпоху средневековья исключало его активное участие в политической жизни. Но эти планы так и не были осуществлены.
Причиной, по которой после Миндовга в белорусско-литовском государстве больше не было королей, конечно же, можно считать пресечение династии Миндовга. Политика усиления власти князя вызвала недовольство племенной балтской аристократии, и в 1263 году Миндовга убили. Погибли и практически все его прямые наследники по мужской линии. После этого последовали период политических пертурбаций, борьбы в том числе родственников Миндовга между собой и смена правящей династии. К тому же именно Миндовг заложил модель прагматичного крещения великих князей литовских в католичество, что также не благоприятствовало стремлению к королевскому титулу.
И хотя Миндовг остался единственным в истории страны королем, он заложил новое государство на карте Европы — Великое княжество Литовское.
Александр ПОГОРЕЛЫЙ, историк, культурный антрополог
В тему
Шанс получить корону также был у великого князя Витовта, при котором ВКЛ достигло максимальных размеров. Священная Римская империя согласилась на коронацию Витовта, но папскую делегацию, которая везла корону, задержали польские магнаты, боявшиеся усиления Великого княжества Литовского. Не дождавшись короны, 80-летний Витовт умер в своей резиденции Троки в 1430 году.