в каком году система гражданской обороны включена в состав мчс россии
История гражданской обороны
Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.
В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.
В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).
Как правило, на закрытых предприятиях атомной промышленности СССР, НШ МПВО, а затем и НШ ГО являлись действующими ст. офицерами МВД СССР, а затем МО СССР находящимися в действующем резерве с прикомандированием к МСМ СССР. На закрытых предприятиях ядерно-оружейного комплекса МСМ СССР, НШ ГО объектов являлись также НШ ГО зон с более широкими полномочиями, они не подчинялись областному руководству ГО, а осуществляли свою деятельность через управление (Отдел) ГО атомного министерства.
В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС).
В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (городБалашиха).
С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем — МЧС) России.
На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998) свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с не военизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями.
Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).
История создания Гражданской обороны в России
4 октября 1932 года постановлением правительства была создана система местной противовоздушной обороны Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны силы МПВО ликвидировали последствия более 30 тысяч налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тысяч серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тысяч авиабомб и почти 2,5 миллионов снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тысяч загораний и пожаров.
В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная оборонительная система — Гражданская оборона СССР. Были разработаны теоретические основы защиты населения, на территории страны стали осуществлять комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий по защите населения.
В 1987 году, после аварии на Чернобыльской АЭС в задачи гражданской обороны вошла борьба с техногенными и природными катастрофами.
В 1991 году войска ГО вошли в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России), который 10 января 1994 года был преобразован в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
12 февраля 1998 года принят Федеральный закон «О гражданской обороне».
Войска гражданской обороны — это государственная военная организация, включающая воинские формирования: соединения, воинские части и организации, входящие в состав российского МЧС. Войска ГО — часть Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Они составляют основу сил быстрого реагирования «чрезвычайного» ведомства и решают специальные задачи мирного и военного времени.
Главными из них являются аварийноспасательные работы в зонах крупных аварий и катастроф, обнаружение и обозначение районов радиоактивного, химического и биологического заражения, а также специальные мероприятия по защите людей и обеззараживанию техники, зданий и территорий.
В последние годы войска гражданской обороны все чаще привлекаются к эвакуации населения, решению вопросов его первоочередного жизнеобеспечения, восстановлению пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождению гуманитарных грузов, а также локализации и тушению крупных очагов лесных и торфяных пожаров.
Сегодня гражданская оборона должна быть подготовлена к любым невоенным опасностям и угрозам, даже до конца не изученным. Система защиты населения – едина и глубоко интегрирована в условиях мирного и военного времени. Это эффективно работающая, отлаженная система, которая оказывает экстренную помощь во время форс-мажорных ситуаций, и в России, и за рубежом. В состав гражданской обороны сегодня входят: противопожарная служба, авиация, войска гражданской обороны и поисково-спасательные подразделения, которые функционируют в круглосуточном режиме реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций. МЧС играет большую роль в жизни нашей страны. День гражданской обороны МЧС отмечают ежегодно 4 октября.
МЧС и гражданская оборона (современный период)
МЧС и Гражданская оборона (современный период)
27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР “Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций”.
В 1995 году указом президента 27 декабря объявлено Днем спасателя Российской Федерации.
Весной и осенью 1991 года прошли первые съезды российского корпуса спасателей, который вскоре был преобразован в ассоциацию спасательных формирований России.
17 апреля 1991 года заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем российского корпуса спасателей. 28 апреля заместителем председателя был назначен Юрий Воробьев.
В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателей постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.91 был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого 5 августа 1991 г. был переназначен С.К.Шойгу.
19 ноября 1991 года указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина №221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР.
Этим же указом созданы штаб войск гражданской обороны РСФСР и 9 региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ), Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ), Чита (Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).
13 марта 1992 года постановлением правительства Российской Федерации №154 создан Центральный аэромобильный спасательный отряд (ЦАМО) с базированием его на аэроузле “Раменское” (г.Жуковский Московской области).
18 апреля правительство Российской Федерации приняло постановление №261 “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”, которым утвердило Положение об РСЧС, а также определило функции органов государственного управления Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с этим постановлением на всех уровнях государственного управления были воссозданы территориальные и отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям или органы, выполняющие их функции, разработан план приведения ГКЧС России к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования РСЧС, ее подсистем и звеньев.
Во второй половине 1992 года началось формирование поисково-спасательных служб ГКЧС России. Начало этому положило постановление правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 “О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров”. В этот период ГКЧС России приступает к налаживанию взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти. Так, 22 сентября 1992 года издан совместный приказ МВД России и ГКЧС России № 336.136 “О взаимодействии МВД России и ГКЧС России по вопросам пожарной охраны”.
В 1993 году завершается формирование РСЧС. К концу года территориальные подсистемы РСЧС существовали уже во всех республиках (за исключением Чеченской и Ингушской), краях и областях Российской Федерации. В регионах создаются ассоциации экономического взаимодействия, а при них Советы по чрезвычайным ситуациям.
Для координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации по основным направлениям функционирования РСЧС в 1993 году при ГКЧС России были созданы:
· Межведомственная противопаводковая комиссия (распоряжение правительства Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. №307-р);
· Национальная комиссия Российской Федерации по проведению международного десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий (постановление правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. №26);
· Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (постановление правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. № 507);
· Межведомственная морская координационная комиссия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧС России (постановление правительства Российской Федерации от 8 июля 1993 г. № 636);
· Межведомственная комиссия Российской Федерации по борьбе с лесными пожарами (постановление правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 643).
В 1993 году продолжало развиваться международное сотрудничество ГКЧС России. В мае 1993 года Российская Федерация вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО), благодаря чему стали расширяться контакты ГКЧС России с соответствующими структурами большинства стран мира.
В сентябре 1993 года в Москве советом глав правительств СНГ был учрежден Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в рамках соглашения стран СНГ.
10 января 1994 г. указом президента Российской Федерации №66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Министерству были переданы функции госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других катастроф, и Комитета по проведению подводных работ особого назначения.
Указом президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. №171 главой МЧС России назначен Шойгу С.К.
О гражданской обороне в России и в мире
Международная организация гражданской обороны (МОГО) создана в 1931 году как Ассоциация Женевских зон, призванная обеспечивать защиту гражданского населения в периоды военных конфликтов. В 1966 году МОГО получила статус международной межправительственной организации. По решению Генеральной Ассамблеи МОГО ежегодно, начиная с 1972 года,
1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны.
В настоящее время это единственная межправительственная организация, которая специализируется в области гражданской обороны и защиты гражданского населения на международном уровне.
Основными целями МОГО являются:
В 2018 году организация отмечает 87-летний юбилей.
Важным результатом работы МОГО и признанием ее весомой роли в международном гуманитарном сообществе стало принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2015 года, согласно которой МОГО получила статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
В настоящий момент государствами-членами МОГО являются 56 стран, 18 государств имеют статус наблюдателей, кроме того 30 организаций являются ассоциированными членами МОГО.
Российская Федерация стала членом МОГО 6 мая 1993 года.
МЧС России как главное координирующее ведомство, обеспечивающее участие Российской Федерации в МОГО имеет разносторонний опыт успешного взаимодействия, как на двусторонней основе, так и в рамках реализации многосторонних инициатив.
В ходе 21-й сессии Генеральной Ассамблеи МОГО (апрель 2014 года) по итогам открытого голосования было принято решение о назначении российского представителя Владимира Кувшинова Генеральным Секретарем организации. Это стало признанием важной роли нашей страны в международной системе гражданской обороны, подтверждением ценности российского опыта и технологий в этой области.
В настоящее время Российская Федерация является стратегическим партнером и крупнейшим донором МОГО, что позволяет МЧС России под эгидой МОГО реализовывать важнейшие проекты содействия международному развитию (СМР). Они включают в себя поставку тренажерных комплексов, снаряжения, технических средств обучения и образцов специальной техники для оснащения национальных спасательных служб, оказание методического и технического содействия в развитии национальных центров управления в кризисных ситуациях, подготовку национальных кадров в области чрезвычайной готовности и реагирования, гуманитарное разминирование и развертывание региональных гуманитарных центров.
Основной целью сотрудничества с МОГО является комплексное укрепление национальных, региональных и международных потенциалов гражданской обороны и защиты населения в целях совершенствования готовности к чрезвычайным ситуациям различного характера, а также гуманитарное содействие и поддержка нуждающихся стран в развитии национальных структур гражданской защиты. Результатом такого взаимодействия являются внедрение новых методов и технологий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, совершенствование методик и стандартов подготовки профильных специалистов чрезвычайных служб, осуществляется обмен передовым опытом и укрепление международной кооперации в области предупреждения и ликвидации бедствий и катастроф.
В течение 2017 года МЧС России продолжило активную работу по реализации текущих проектов содействия международному развитию под эгидой МОГО в ряде стран, включая Сербию, Южную Осетию, Абхазию, Кубу, Тунис, Иорданию, Камерун, Армению.
Продолжается программа гуманитарного разминирования в Сербии. Осуществляется активное развитие и совершенствование работы Российско-сербского и Российско-армянского гуманитарных центров.
В 2017 году запущена новая программа гуманитарного содействия МЧС Азербайджана совместно с МОГО (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2359-р).
В рамках реализации программ гуманитарного содействия и совершенствования кадрового потенциала стран-членов МОГО осуществляется обучение специалистов стран-членов МОГО на базе высших учебных заведений системы МЧС России.
Помимо этого, проведены краткосрочные курсы с выездом преподавателей МЧС России в формате «мобильных групп преподавателей» в Абхазию, Южную Осетию, Иорданию, Камерун, Таджикистан, Тунис, а также в Постоянный Секретариат МОГО в Женеве.
Экспертами ЦЭПП МЧС России реализован обучающий проект для специалистов психологических служб Узбекистана по программе «Методология психологической поддержки пострадавших при чрезвычайных ситуациях».
Знаковым событием для МОГО года стало открытие в штаб-квартире организации Международного центра мониторинга и координации (МЦМК). В настоящее время работа центра уверенно набирает обороты, он становится одним из базовых международных центров, осуществляющих сбор, анализ и обмен оперативной информации о возникающих крупномасштабных бедствиях, мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также единой платформой для развития программ дистанционного обучения специалистов чрезвычайных служб.
В этом контексте продолжается работа по дальнейшему совершенствованию деятельности МЦМК с использованием ресурсов МЧС России.
На должность директора МЦМК МОГО сроком на один год направлен представитель НЦУКС МЧС России.
Основные результаты работы представителя МЧС России в Постоянном секретариате МОГО:
Подготовлены и утверждены формы ситуационных докладов МЦМК МОГО.
На базе центра принято около 30 делегаций различного уровня с демонстрацией возможностей МЦМК МОГО.
Разработаны макеты форм графических приложений к ситуационным докладам.
Проведена подготовка и обеспечено участие МЦМК МОГО (в режиме ВКС) в международных командно-штабных учениях по реагированию на природные пожары, организованных МЧС России (19.07.2017 г.). Подготовлены предложения к обмену информационными докладами.
Проведена доработка макета информационного ресурса ГИС МЦМК (GIS IMCC) на предмет автоматизации процесса формирования ситуационных отчетов по информации из базы данных чрезвычайных ситуаций.
Проведено наполнение базы данных геоинформационной платформы BIP ICDO дополнительными слоями, позволяющими проводить оценку рисков в глобальном масштабе.
Налажено взаимодействие с подразделениями НЦУКС МЧС России, направленное на получение мониторинговой и ситуационной информации.
Проводится работа по созданию серверного решения по доведению информации по зарегистрированным тепловым аномалиям, получаемой от космических систем, до стран-участниц МОГО. В настоящее время ручном режиме информация формируется ежедневно и направляется в страны, наиболее подверженные природным пожарам по данным космического мониторинга.
Разработана и утверждена Генеральным секретарем МОГО программа обучения специалистов «Порядок организации системы геопространственного глобального мониторинга для контроля возникновения природных и техногенных катастроф».
Разработан и представлен на утверждение Генеральному секретарю МОГО проект Концепции создания сети кризисных центров.
Подготовлены информационные материалы к участию Генерального секретаря МОГО в 9-м совещании руководителей чрезвычайных ведомств стран-членов ШОС.
Проведена презентация возможностей МЦМК МОГО (в режиме ВКС) в ходе 9-го совещания руководителей чрезвычайных ведомств стран-членов ШОС.
Проведен недельный тренинг со специалистами Армении, Белоруссии, Киргизии, РСГЦ (Сербия) по утвержденной программе с выдачей сертификата и предоставлением доступа к возможностям геоинформационных систем МЦМК МОГО.
На 2018 год предусмотрен ряд мероприятий и практических шагов по дальнейшему развитию МЦМК МОГО.
Помимо этого, продолжается комплексная работа в области совершенствования систем подготовки кадров чрезвычайных служб. В частности, на основе стратегического партнерства с МОГО ведется работа по созданию единой методологической базы подготовки специалистов в области гражданской обороны, деятельность по совершенствованию проведения профильных учебных программ и тренингов, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения, реализуются другие программы и инициативы.
В развитие этой работы в период 23-25 ноября с.г. на базе АГЗ МЧС России проведена вторая встреча представителей учебных заведений стран-членов МОГО, в котором приняли участие 28 представителей стран-участниц МОГО.
В Женеве завершена учебно-практическая стажировка на базе Школы дипломатии и международных отношений, в котором принимают участие 19 слушателей Высшей Академии управления АГПС МЧС России, а также руководство АГЗ МЧС России.
Самым знаковым событием в истории сотрудничества МЧС России и МОГО стало подписание Рамочного соглашения о стратегическом партнерстве между Правительством Российской Федерации и МОГО 21 ноября 2017 года в ходе визита Министра В.А. Пучкова в Женеву. Впервые в истории МЧС России и МОГО подписан документ такого уровня, позволяющий на новом уровне осуществлять совместные программы и проекты. Помимо этого, в ходе визита подписан Перспективный план содействия международному развитию между МЧСС России и МОГО, который уже сейчас активно реализуется.
Активно прорабатывается вопрос возможности оказания содействия Алжирской Народной Демократической Республике. В декабре 2017 года в Алжире находилась совместная рабочая группа
МЧС России и МОГО для ознакомления с возможностями ГО Алжира и выработки рекомендаций по дальнейшим шагам совместной работы на этом направлении.
Очередным мероприятием МОГО высокого уровня в 2018 году станут заседания Исполнительного Совета и Генеральная Ассамблея организации. Мероприятия запланированы на период 25-29 марта 2018 года. В ходе мероприятий состоятся выборы Генерального Секретаря МОГО на очередной четырехлетний период. На настоящий момент, по решению Исполнительного Совета МОГО (8-9 мая 2017 года), единственной рекомендованной кандидатурой на этот пост является действующий генеральный Секретарь
В предстоящих знаковых мероприятиях по линии МОГО спланировано участие делегации под руководством Министра В.А. Пучкова.
В целом, сотрудничество Российской Федерации и МОГО способствует становлению международных механизмов гуманитарного реагирования и систем защиты населения, а также реализации Глобальной повестки дня в области устойчивого развития, усиливая международную кооперацию в области совершенствования готовности и реагирования на вызовы и угрозы
Международная организация гражданской обороны является единственной межправительственной организацией, специализирующейся на международной арене в области гражданской обороны.
В настоящее время членами Организации являются:
• 58 государств-членов МОГО;
• 17 государств-наблюдателей МОГО;
• 30 ассоциированных членов.
Российская Федерация является членом МОГО с июня 1993 года. Представлять Россию в этой международной организации распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года поручено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
МОГО, созданная в 1931 г. под наименованием «Ассоциация Женевских зон», первоначально, по идее её создателей, занималась организацией защиты гражданского населения, преимущественно ориентируясь на действия в военное время. Естественно, что она объединила специалистов, традиционно занимавшихся гражданской обороной, т.е. военные кадры, решающие специфические задачи защиты гражданского населения. При этом необходимо отметить, что ведущие роли в работе «Ассоциации Женевских зон» на этом этапе играли представители европейских стран. В 1958 г. организация получила новое название — Международная организация гражданской обороны.
Функции МОГО:
• установление и поддержание тесного сотрудничества между учреждениями, на которые возложена задача защиты и спасения населения и имущества;
• содействие созданию и расширению организации гражданской обороны в тех странах, где такой организации нет, в частности, в развивающихся странах, а также оказание содействия странам по их просьбе в создании и расширении организаций по защите и спасении населения и имущества;
• установление и поддержание эффектив ного сотрудничества со специализированными учреждениями, государственными службами, профессиональными группами и с другими организациями, которые могут быть сочтены подходящими для этого;
• поощрение и обеспечение обмена между различными странами информацией, опытом, сотрудниками и экспертами в области защиты и спасения населения и имущества;
• оказание по просьбе государств-членов необходимого технического содействия, включая предоставление планов организации, инструкторов, экспертов, оборудования и материалов в соответствии с необходимостью;
• создание и поддержание таких технических служб, которые могут потребоваться, включая центры документации, подготовки оборудования, научно-исследовательские и иные центры;
• сбор и предоставление информации по вопросу о принципах защиты и действий организации в отношении опасности, угрожающей населению в случае наводнений, землетрясений, снежных обвалов, крупных пожаров, ураганов, прорыва плотин и иных разрушений, а также в случае загрязнения воды и воздуха или нападений с использованием современных средств ведения военных действий;
• сбор и предоставление отчетов, исследований, научных работ и специальных документов по вопросу защиты и спасения населения и имущества;
• сбор и предоставление информации относительно современного оборудования и материалов, используемых при осуществлении операций в случае опасностей;
• содействие государствам-членам в формировании среди населения сознательного общественного мнения о жизненно важной необходимости предотвращения, защиты и активного вмешательства в случае стихийного бедствия;
• изучение и участие в обмене знаниями и опытом, накопленными в связи с соответствующими превентивными мерами в отношении ущерба, причиненного стихийными бедствиями;
• интенсификация усилий различных спасательных организаций и групп, оказывающих помощь, в случае крупного стихийного бедствия;
• проявление инициативы для привлече ния государств-членов и участие в операциях по оказанию помощи в случае крупных стихийных бедствий;
• изучение и распространение знаний по вопросу обучения, подготовки и снабжения персонала для учреждений по спасению и защите;
• содействие научным исследованиям повопросам защиты и спасения населения и имущества с использованием информации, публикации исследований и любых иных соответствующих средств;
• приём в члены Организации открыт для всех государств.