в каком году родился низами гянджеви
Гянджеви, Низами
Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф
Джемаль Оддин Абу Мухаммад Ильяс ибн Юсуф Низами или Низами Гянджеви (перс. نظامی گنجوی — Nezâmi Ganjevi, около 1141, Гянджа, современный Азербайджан — около 1209, там же) — классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, привнесший в персидскую эпопею реалистический стиль. Его наследие широко ценится как национальное в Азербайджане, Афганистане, Иране, и Таджикистане.
Содержание
Биография
Дата и место рождения
Датой рождения Низами Гянджеви принято считать 1141 год. Этот год основывается на автобиографических указаниях в поэме «Хосров и Ширин». В главе «В оправдание сочинения этой книге» говорится:
Мой знаешь гороскоп? В нём — лев, но я сын персти,
И если я и лев, я только лев из шерсти,
И мне ли на врага, его губя, идти?
Я лев, который смог лишь на себя идти!
Место рождения поэта спорно. Довлет-шах (XV век) и Хаджи Лютф Али Бей в биографическом сочинении «Атешкида» (XVIII век) называют Кум в центральном Иране, ссылаясь на его собственные стихи из «Искандер-намэ»:
Хотя я затерян в море Гянджи словно жемчужина,
Но я из Кухистана города Кум,
В Тафрише есть деревня, и свою славу
Низами стал искать оттуда.
Жизнь
Отец Низами, чиновник по имени Юсуф ибн Заки, умер, когда тот был еще мальчиком, и Низами воспитывала его мать-курдянка Ра’иса и брат матери Ходжа Умар. Низами был блестяще по тому врмени образован: его поэмы свидетельствуют о прекрасном знании не только арабско-персидской литературы, но и математики, астрономии, астрологии, философии, богословия — в общем всего свода тогдашних наук. Низами, как указывалось, жил в Гяндже, при дворе сельджукских правителей (атабеков) Ильдегизидов. Он был женат трижды. Первая и любимая жена, рабыня-половчанка Афак (которой он посвятил множество стихов), «величавая обликом, прекрасная, разумная», была подарена ему правителем Дербента Дара Музаффарр ад-Дином примерно в 1170 году. Низами, освободив Афак, женился на ней. От нее он имел сына Мухаммеда (р. ок. 1174). Афак умерла в 1178 или 1179 году, когда Низами заканчивал поэму «Хосров и Ширин». Две другие жены также умерли преждевременно.
Доулатшах Самарканди (1494—1495) в своей знаменитой «Тазкират ош-шоара» («Записке о стихотворцах») упоминает брата Низами, который также был поэтом. По его словам, звали его Кивами Мутарризи.
Низами Гянджеви скончался в начале 1202 года. Кто-то из близких Низами лиц, возможно его сын, описал кончину поэта и включил эти строки во вторую книгу об Искендере, в главу, посвящённую смерти античных философов — Платона, Сократа, Аристотеля. В этом описании указан возраст автора «Искендер-наме» [1] :
Шестьдесят было лет и три года ему,
И шесть месяцев сверх, — и ушёл он во тьму,
Всё сказав о мужах, озарявших своими
Поученьями всех, он ушёл вслед за ними.
Произведения
Хамса («Пятерица»)
Дошло полностью. Оно названо так потому, что состоит из 5 поэм: «Сокровищница тайн» («Махзан-ул-Асрар»), «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» («Хафт пейкэр») и «Искандер-наме».
«Сокровищница тайн»
Написана между 1173 и 1180 годами. Относится к дидактико-философскому жанру и написана в русле суфийской традиции. Она дала образец для всех последующих поэтов, писавших в этом жанре. Открывается она главой «Речь о превосходстве слова»: «Весь предел естества захватили при помощи слова. Письмена шариата скрепили при помощи слова»; «Мы лишь в слове живем. Нас объемлет великое слово. В нем бесследно сгореть наше сердце всечасно готово». Слово — это не только слово пророка, но и слово поэта (вспомним, что для суфия поэзия — это то же религиозное пророческое служение): «Стихотворные речи — возвышенной тайны завеса — тень речений пророческих. Вникни! Полны они веса»; «В том великом пространстве, где веет дыханье творца, светлый путь для пророка, а далее — он для певца».
«Хосров и Ширин»
Написан в 1181 году. Всепоглощающая любовь: «Все ложь, одна любовь указ беспрекословный, и в мире все игра, что вне игры любовной… Кто станет без любви, да внемлет укоризне: он мертв, хотя б стократ он был исполнен жизни». По сути это — также суфийское произведение, аллегорически изображающее стремление души к Богу; но чувства изображены настолько живо, что неподготовленный читатель даже не замечает аллегории, воспринимая поэму как роматическое любовное произведение. Сюжет взят из древней легенды, кратко обработанной уже в «Шахнаме» Фирдоуси. Сложный сюжет, описывающий множество приключений, кратко можно свести к следующему: герой — Хосров, сасанидский царевич, затем шах Ирана, любит Ширин, племянницу могучей царицы Мехин Бану. Ширин также любит Хосрова, но политические соображения заставляют Хосрова жениться на византийское принцессе, Ширин же отвергает внебрачную близость, храня целомудрие. Из ревности Хосров коварно убивает каменщика Фархада (таким образом, мы видим душу, погрязшую в грехах, которые не дают ей, при всем желании, соединиться с Богом). Лишь в конце Хосров отвергает земную тщету и соединяется с Ширин; но он гибнет от руки своего коварного сына, и Ширин пронзает себя кинжалом над его телом.
«Лейли и Меджнун»
Написан в 1188 году, разрабатывает сюжет старинной арабской легенды о несчастной любви юноши Кайса, прозванного «Меджнун» («Безумец»), к красавице Лейли.
Сюжет легенды таков: поэт Кейс влюбился в свою двоюродную сестру Лейлу, но Лейлу выдали за другого, а Кейс сошел с ума и удалился в пустыню, где слагал стихи, посвященные возлюбленной; и только после смерти возлюбленные соединились в одной могиле. Низами несколько видоизменил сюжет: у него Кейс сходит с ума от любви, и именно поэтому родители Лейлы отказывают ему. Лейла, насильно выданная замуж, умирает от любви к Кейсу; узнав об этом, Кейс приходит на ее могилу и умирает там:
Уснули двое рядом навсегда.
Уснули вплоть до страшного суда.
Автор задаётся вопросом: что получили влюблённые за свои земные страдания, где их место в загробном мире? И он видит сон: в раю стоит трон, и на этом троне живут два ангела, счастливо лаская друг друга…
Общий смысл поэмы — безграничная любовь, находящая выход лишь в высокой поэзии и ведущая к духовному слиянию любящих.
«Семь красавиц»
«Искандер-наме»
Написал около 1203 года. Его Низами считал итогом своего творчества; по сравнению с предыдущими «романами в стихах» она отличается некоторой философской усложнённостью. В центре её — образ Искандера (Александра Македонского). С самого начала он выступает как идеальный государь, воюющий только во имя защиты справедливости. Поэма делится на две части: «Шараф-наме» («Книга славы») и «Икбал-наме» («книга судьбы»). «Шараф-наме» описывает (на основе восточных легенд) жизнь и подвиги Искандера. «Икбал-наме» композиционно делится на два больших раздела, которые можно озаглавить как «Искандер-мудрец» и «Искандер-пророк». Тайный голос сообщает Искандару, что он избран для возвещения истины всему миру, и приказывает объехать всю землю. Отправляясь в путь, Искандер берёт «книги мудрости» Аристотеля, Платона и Сократа. Далее следуют описания четырёх путешествий Искандера, его встреч и диспутов с индийскими и греческими мудрецами, различные философские новеллы. Во время четвёртого путешествия (на север) он приходит в страну, где нет ни властей, ни притеснителей, ни богатых, ни бедных, ни преступлений, ни казней, где не знают лжи и несправедливости. Таким образом, во второй части поэмы Искандер предстает просветленным идеальным властителем, познавшим тщету земных устремлений.
Поэма кончается описанием смерти Искандера и смерти самого Низами, очевидно написанным или по крайней мере дописанным кем-то другим.
Диван
Сохранившийся лирический «Диван» Низами составляет 6 касыд, 116 газелей, 2 кит’а и 30 рубаи; по словам его средневековых биографов, это лишь небольшая часть его лирики.
Значение творчества
Труды Низами оказали громадное влияние на дальнейшее развитие восточной и мировой литературы вплоть до XX века. Известны десятки назире (поэтических «ответов») и подражаний поэмам Низами, создававшихся начиная с XIII века, принадлежащие в том числе Алишеру Навои, индоперсидскому поэту Амиру Хосрову Дехлеви и др.
Проблема культурной идентичности Низами
Культурная идентичность Низами является предметом разногласий с 40-х годов XX века, когда ряд советских исследователей заявил о наличии у Низами азербайджанского самосознания.
Некоторые советские и иностранные ученые полагают, что «азербайджанизация» Низами в СССР в 40-х годах XX века есть политически мотивированная государственная акция [17] [35] [31] [61] [62] [63] [64]
Низами в Азербайджанской Республике
В 1947 году в Гяндже был воздвигнут мавзолей поэта (на месте древнего, к тому времени разрушенного).
Памяти Низами Гянджеви
В Баку, Гяндже и других городах Азербайджана есть многочисленные памятники Низами, его именем названы улицы и районы.
Низами
Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф
Джемаль Оддин Абу Мухаммад Ильяс ибн Юсуф Низами или Низами Гянджеви (перс. نظامی گنجوی — Nezâmi Ganjevi, около 1141, Гянджа, современный Азербайджан — около 1209, там же) — классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, привнесший в персидскую эпопею реалистический стиль. Его наследие широко ценится как национальное в Азербайджане, Афганистане, Иране, и Таджикистане.
Содержание
Биография
Дата и место рождения
Датой рождения Низами Гянджеви принято считать 1141 год. Этот год основывается на автобиографических указаниях в поэме «Хосров и Ширин». В главе «В оправдание сочинения этой книге» говорится:
Мой знаешь гороскоп? В нём — лев, но я сын персти,
И если я и лев, я только лев из шерсти,
И мне ли на врага, его губя, идти?
Я лев, который смог лишь на себя идти!
Место рождения поэта спорно. Довлет-шах (XV век) и Хаджи Лютф Али Бей в биографическом сочинении «Атешкида» (XVIII век) называют Кум в центральном Иране, ссылаясь на его собственные стихи из «Искандер-намэ»:
Хотя я затерян в море Гянджи словно жемчужина,
Но я из Кухистана города Кум,
В Тафрише есть деревня, и свою славу
Низами стал искать оттуда.
Жизнь
Отец Низами, чиновник по имени Юсуф ибн Заки, умер, когда тот был еще мальчиком, и Низами воспитывала его мать-курдянка Ра’иса и брат матери Ходжа Умар. Низами был блестяще по тому врмени образован: его поэмы свидетельствуют о прекрасном знании не только арабско-персидской литературы, но и математики, астрономии, астрологии, философии, богословия — в общем всего свода тогдашних наук. Низами, как указывалось, жил в Гяндже, при дворе сельджукских правителей (атабеков) Ильдегизидов. Он был женат трижды. Первая и любимая жена, рабыня-половчанка Афак (которой он посвятил множество стихов), «величавая обликом, прекрасная, разумная», была подарена ему правителем Дербента Дара Музаффарр ад-Дином примерно в 1170 году. Низами, освободив Афак, женился на ней. От нее он имел сына Мухаммеда (р. ок. 1174). Афак умерла в 1178 или 1179 году, когда Низами заканчивал поэму «Хосров и Ширин». Две другие жены также умерли преждевременно.
Доулатшах Самарканди (1494—1495) в своей знаменитой «Тазкират ош-шоара» («Записке о стихотворцах») упоминает брата Низами, который также был поэтом. По его словам, звали его Кивами Мутарризи.
Низами Гянджеви скончался в начале 1202 года. Кто-то из близких Низами лиц, возможно его сын, описал кончину поэта и включил эти строки во вторую книгу об Искендере, в главу, посвящённую смерти античных философов — Платона, Сократа, Аристотеля. В этом описании указан возраст автора «Искендер-наме» [1] :
Шестьдесят было лет и три года ему,
И шесть месяцев сверх, — и ушёл он во тьму,
Всё сказав о мужах, озарявших своими
Поученьями всех, он ушёл вслед за ними.
Произведения
Хамса («Пятерица»)
Дошло полностью. Оно названо так потому, что состоит из 5 поэм: «Сокровищница тайн» («Махзан-ул-Асрар»), «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» («Хафт пейкэр») и «Искандер-наме».
«Сокровищница тайн»
Написана между 1173 и 1180 годами. Относится к дидактико-философскому жанру и написана в русле суфийской традиции. Она дала образец для всех последующих поэтов, писавших в этом жанре. Открывается она главой «Речь о превосходстве слова»: «Весь предел естества захватили при помощи слова. Письмена шариата скрепили при помощи слова»; «Мы лишь в слове живем. Нас объемлет великое слово. В нем бесследно сгореть наше сердце всечасно готово». Слово — это не только слово пророка, но и слово поэта (вспомним, что для суфия поэзия — это то же религиозное пророческое служение): «Стихотворные речи — возвышенной тайны завеса — тень речений пророческих. Вникни! Полны они веса»; «В том великом пространстве, где веет дыханье творца, светлый путь для пророка, а далее — он для певца».
«Хосров и Ширин»
Написан в 1181 году. Всепоглощающая любовь: «Все ложь, одна любовь указ беспрекословный, и в мире все игра, что вне игры любовной… Кто станет без любви, да внемлет укоризне: он мертв, хотя б стократ он был исполнен жизни». По сути это — также суфийское произведение, аллегорически изображающее стремление души к Богу; но чувства изображены настолько живо, что неподготовленный читатель даже не замечает аллегории, воспринимая поэму как роматическое любовное произведение. Сюжет взят из древней легенды, кратко обработанной уже в «Шахнаме» Фирдоуси. Сложный сюжет, описывающий множество приключений, кратко можно свести к следующему: герой — Хосров, сасанидский царевич, затем шах Ирана, любит Ширин, племянницу могучей царицы Мехин Бану. Ширин также любит Хосрова, но политические соображения заставляют Хосрова жениться на византийское принцессе, Ширин же отвергает внебрачную близость, храня целомудрие. Из ревности Хосров коварно убивает каменщика Фархада (таким образом, мы видим душу, погрязшую в грехах, которые не дают ей, при всем желании, соединиться с Богом). Лишь в конце Хосров отвергает земную тщету и соединяется с Ширин; но он гибнет от руки своего коварного сына, и Ширин пронзает себя кинжалом над его телом.
«Лейли и Меджнун»
Написан в 1188 году, разрабатывает сюжет старинной арабской легенды о несчастной любви юноши Кайса, прозванного «Меджнун» («Безумец»), к красавице Лейли.
Сюжет легенды таков: поэт Кейс влюбился в свою двоюродную сестру Лейлу, но Лейлу выдали за другого, а Кейс сошел с ума и удалился в пустыню, где слагал стихи, посвященные возлюбленной; и только после смерти возлюбленные соединились в одной могиле. Низами несколько видоизменил сюжет: у него Кейс сходит с ума от любви, и именно поэтому родители Лейлы отказывают ему. Лейла, насильно выданная замуж, умирает от любви к Кейсу; узнав об этом, Кейс приходит на ее могилу и умирает там:
Уснули двое рядом навсегда.
Уснули вплоть до страшного суда.
Автор задаётся вопросом: что получили влюблённые за свои земные страдания, где их место в загробном мире? И он видит сон: в раю стоит трон, и на этом троне живут два ангела, счастливо лаская друг друга…
Общий смысл поэмы — безграничная любовь, находящая выход лишь в высокой поэзии и ведущая к духовному слиянию любящих.
«Семь красавиц»
«Искандер-наме»
Написал около 1203 года. Его Низами считал итогом своего творчества; по сравнению с предыдущими «романами в стихах» она отличается некоторой философской усложнённостью. В центре её — образ Искандера (Александра Македонского). С самого начала он выступает как идеальный государь, воюющий только во имя защиты справедливости. Поэма делится на две части: «Шараф-наме» («Книга славы») и «Икбал-наме» («книга судьбы»). «Шараф-наме» описывает (на основе восточных легенд) жизнь и подвиги Искандера. «Икбал-наме» композиционно делится на два больших раздела, которые можно озаглавить как «Искандер-мудрец» и «Искандер-пророк». Тайный голос сообщает Искандару, что он избран для возвещения истины всему миру, и приказывает объехать всю землю. Отправляясь в путь, Искандер берёт «книги мудрости» Аристотеля, Платона и Сократа. Далее следуют описания четырёх путешествий Искандера, его встреч и диспутов с индийскими и греческими мудрецами, различные философские новеллы. Во время четвёртого путешествия (на север) он приходит в страну, где нет ни властей, ни притеснителей, ни богатых, ни бедных, ни преступлений, ни казней, где не знают лжи и несправедливости. Таким образом, во второй части поэмы Искандер предстает просветленным идеальным властителем, познавшим тщету земных устремлений.
Поэма кончается описанием смерти Искандера и смерти самого Низами, очевидно написанным или по крайней мере дописанным кем-то другим.
Диван
Сохранившийся лирический «Диван» Низами составляет 6 касыд, 116 газелей, 2 кит’а и 30 рубаи; по словам его средневековых биографов, это лишь небольшая часть его лирики.
Значение творчества
Труды Низами оказали громадное влияние на дальнейшее развитие восточной и мировой литературы вплоть до XX века. Известны десятки назире (поэтических «ответов») и подражаний поэмам Низами, создававшихся начиная с XIII века, принадлежащие в том числе Алишеру Навои, индоперсидскому поэту Амиру Хосрову Дехлеви и др.
Проблема культурной идентичности Низами
Культурная идентичность Низами является предметом разногласий с 40-х годов XX века, когда ряд советских исследователей заявил о наличии у Низами азербайджанского самосознания.
Некоторые советские и иностранные ученые полагают, что «азербайджанизация» Низами в СССР в 40-х годах XX века есть политически мотивированная государственная акция [17] [35] [31] [61] [62] [63] [64]
Низами в Азербайджанской Республике
В 1947 году в Гяндже был воздвигнут мавзолей поэта (на месте древнего, к тому времени разрушенного).
Памяти Низами Гянджеви
В Баку, Гяндже и других городах Азербайджана есть многочисленные памятники Низами, его именем названы улицы и районы.
Литература
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Низами» в других словарях:
НИЗАМИ — Гянджеви, Ильяс ибн Юсиф (ок. 1141–1209) – азерб. поэт и мыслитель, оказавший сильное влияние на ср. век. поэзию и обществ. мысль народов Ближнего и Ср. Востока. Жил и умер в Гяндже. Хотя основной вопрос философии решался Н. идеалистически, с… … Философская энциклопедия
НИЗАМИ — «НИЗАМИ», СССР, МОСФИЛЬМ/АЗЕРБАЙДЖАНФИЛЬМ, 1982, цв., 135 мин. Историко биографический фильм. Посвящен великому азербайджанскому поэту и философу гуманисту, жившему на рубеже 12 13 веков. В ролях: Муслим Магомаев (см. МАГОМАЕВ Муслим Магомедович) … Энциклопедия кино
НИЗАМИ — Воспитанный, дисциплинированный. Военный. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен
Низами Ганджави — Низами Гянджеви перс. نظامی گنجوی, азерб. نظامی گنجوی Портрет Низами на ковре (музей в Гяндже) Имя при рождении: Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Псевдонимы … Википедия
Низами (значения) — Низами: Низами поэт Низами село в области Арарат Армении Низами художественный фильм Низами Гянджеви станция Бакинского метрополитена Улица Низами улица в Баку Улица Низами улица в Чебоксарах Переулок Низами переулок в Чебоксарах … Википедия
Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс Ибн Юсуф — (около 1141 около 1209), азербайджанский поэт и мыслитель. Основное сочинение «Пятерица» («Хамсе»), состоит из 5 поэм: «Сокровищница тайн» (между 1173 и 1180), «Хосров и Ширин» (1181), «Лейли и Меджнун» (1188), «Семь красавиц» (1197) и… … Энциклопедический словарь
Низами Гянджеви — Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (ок. 1141, Гянджа, Азербайджан – ок. 1209, там же), азербайджанский поэт и мыслитель. Иллюстрация к «Хамсе». 1490–91 гг. Писал на персидском языке (фарси). Выходец из средних слоёв городского населения, получил… … Литературная энциклопедия
НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ Абу Мухаммед Ильяс ибн — Юсуф (ок. 1141 ок. 1209) азербайджанский поэт и мыслитель. Основное сочинение Пятерица ( Хамсе ), состоит из 5 поэм: Сокровищница тайн (между 1173 и 1180), Хосров и Ширин (1181), Лейли и Меджнун (1188), Семь красавиц (1197) и Искандер наме (ок.… … Большой Энциклопедический словарь
Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф — (около 1141 около 1209), азербайджанский поэт и мыслитель. Основное сочинение «Пятерица» («Хамсе»), собрание 5 поэм: философско дидактическая «Сокровищница тайн» (между 1173 и 1180), любовно романтическая «Хосров и Ширин» (1181),… … Большой Энциклопедический словарь
Низами Арузи Ахмед ибн Умар — (г. рождения неизвестен, Самарканд, ‒ около 1160), персидский и таджикский писатель. Был придворным поэтом и письмоводителем на службе у правителей Гура и Бамиана (Северно Западный Афганистан). В 1156‒57 написал книгу «Собрание редкостей»… … Большая советская энциклопедия
В этой статье речь пойдет о гениальном азербайджанском поэте Низами Гянджеви, а точнее, Низами Абу Мухаммед Ильяс Юсуфе.
Много монографий написано об этом великом поэте, однако до сих пор его биография вызывает большое количество споров.
В данной статье я выделю лишь небольшой фрагмент из его необыкновенной, покрытой тысячелетней тайной, жизни, используя факты из нижеизложенных источников и по работам известных ученых и публицистов, посвятивших свою деятельность изучению наследия великого Низами.
Все-таки, Гянджа
Неизвестно, когда точно родился поэт, однако принято считать годом его рождения 1141 г., период между 17 и 22 августа. Биографы поэта называли в качестве места его рождения город Гянджа.
Семья его была небогатой. Некоторое биографы полагают, что семейным ремеслом являлась вышивка, но Низами отказался от продолжения традиций ради литературного творчества. В то же время есть данные, что отец поэта Юсуф ибн Заки мог быть чиновником, а мать предположительно была дочерью курдского вождя. После смерти родителей, скончавшихся рано, Низами воспитывал брат матери.
Низами был превосходно образованным человеком.
Тексты его поэм убедительно свидетельствуют о том, что он имел познания не только в персидской и арабской литературе, но и в медицине, богословии, христианстве, исламском праве, иудаизме, иранской мифологии, философии, эзотерике, музыке, изобразительном искусстве, астрономии. Стихи он начал писать еще в юные годы.
Три жены поэта
Преждевременная кончина настигла и двух других жен поэта.
История любви
Музой Низами всегда была ЛЮБОВЬ, воспетая им в каждом произведении.
Микс трех языков, арабского, персидского и тюркского, который в те времена был в тренде, достаточно сложен. Но стихи Низами, нежные и звучные одновременно, ласкают даже самый взыскательный слух.
Человек, который настолько великолепно воспевал любовь, что его произведениями зачитываются и сейчас, через тысячу лет, сам не смог ею насладиться.
Говорят, в старые времена стада овец древнего Дербента в зимние месяцы перегонялись в Кыпчакское поле, что находилось на побережье реки Алазан, дербентцы еще дружили с людьми из деревень Кыпчак и Дайы, которые были расположены тут же (территория нынешнего Гахского района). После того, как дербентцы стали пасти стада на пастбищах гахцев, от этой дружбы не осталось и следа. Дербентцы были вынуждены уйти с пастбищ, но при этом они забрали с собой первую красавицу этих мест, которую звали Агджагыз за невероятно белый цвет кожи.
Девушка такой красоты стала причиной больших потасовок и драк между чабанами. После того, как один из них был убит в драке за сердце и руку красавицы, старейшина решил выдать Агджагыз за одного из чабанов. Но Агджагыз поклялась, что убьет себя, если к ней кто-то приблизится.
По преданию, когда Низами снял с ее лица покрывало, то застыл в изумлении. «Как будто луна выходит из-под темных облаков«, как потом описывает эту сцену сам великий поэт. Он влюбляется в нее с первого взгляда и возносит благодарственные речи в адрес Дербентского эмира.
Агджагыз так же была довольна, потому что Низами был хорош собой, учтив и тактичен. Она также влюбляется в него, для них начинаются самые счастливые дни их жизни.
Как вместить иную в сердце?
Место в сердце для тебя.
Кто с тобою схож? Ответь мне.
Поэт замечал иногда тень грусти, которая пробегала по лицу своей возлюбленной жены.
Она рассказала мужу все, что с ней произошло после того, как ее украли из родной деревни.
Поэт в сопровождении нескольких всадников вместе с Агджагыз отправился в Кыпчак. Их приезд доставил огромную радость всей деревне. Больше всех обрадовались ее родители. Слава Низами шла впереди него. Родня была рада, что породнилась с таким великим человеком.
Зимой семья поэта переезжала в свой Гахский замок, а летом жила в Гяндже. Говорят, когда он был в Гуме, его пригласил к себе Кызыл Арслан. После встречи он подарил Низами деревню, которую населяли грузины и абхазцы.
Счастье влюбленных не продлилось долго. После смерти любимой жены Низами перестал ездить в Гахский замок.
Этот обычай до сих пор сохранился в некоторых районах Азербайджана. В деревнях старики прилюдно не зовут своих жен по именам.
Известный филолог, в предисловии к » Сокровищнице тайн» 1981 года издания пишет, что Аппаг-Афаг, была представительницей горного кыпчакского народа. Она сражалась наряду с мужчинами. Имела гордый и своенравный характер. Попав в плен вместе со своей семьей, из-за своей красоты была подарена в гарем Дербентского эмира. Непокорная горянка устраивала постоянные скандалы, чем нарушала размеренную жизнь гарема престарелого Дербентского эмира. Отправив гордую и непокорную Аппаг поэту Низами, который отказался восхвалять его в своих стихах, эмир преследовал две цели: наказать горянку за непокорность, лишив дворцовых привилегий, и навязать непослушную женщину Низами, и этим испортить его жизнь. Случилось же наоборот. Низами смог завоевать сердце гордой красавицы и сам влюбился в нее до беспамятства.
Но мне кажется, что, утверждая, что эмир Дербента хотел унизить великого поэта, посылая ему провинившуюся рабыню, нужно иметь на руках достоверные источники, кои я не нашла, проводя в архиве почти неделю и просмотрев большую кипу книг и научных исследований, кандидатских и докторских работ по жизни и творчеству Низами.
Просмотрев столь большое число архивных документов, напрашивается вывод, что все, что написано про Низами, и где просто упоминается его имя, уже давно переведено на азербайджанский, либо русский языки. Значит, меня не смогут обвинить в том, что я пропустила информацию на фарси или арабском.
Может, великие и древние библиотеки мира и скрывают часть документов. Соответствующие органы должны приложить максимум усилий, чтобы эти рукописи вернулись на родину и пролили свет на тайное. Факт того, что Низами или эмир Дербента не могут подать в суд за оскорбление чести и достоинства, не снимает с нас ответственности, подходить к историческим фактам надобно с уважением, осторожностью и тактом. Тем более, когда это касается жизни творчества наших великих соотечественников, прославивших Азербайджан на весь мир.
Литературное наследие Низами, главным образом, его поэмы, наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие литературы Ближнего Востока и Средней Азии эпохи Средневековья.
Разнятся данные и по поводу смерти великого поэта. Исследователи называют цифры с разбежкой в 37 лет. Точно известно лишь то, что он умер в 13 веке в Гяндже.
На его могиле установлен мавзолей.
С уважением,
Наргиз Сулейманова
Хамид Араслы, «Жизнь поэта», 1967
Р.Азаде, Низами Гянджеви, 1980
Седник Пашаев, Низами и фольклор, 1976