в каком году развалился ссср 1987
27 лет без СССР. Как распадался Советский Союз?
25 декабря 1991 года в 19:00 президент СССР Михаил Горбачев объявил об отставке с поста «по принципиальным соображениям». На самом деле, государства, которое он возглавлял, к тому времени уже не было. В 19:38 того же дня с его резиденции на территории Кремля спустили флаг СССР, был поднят российский триколор.
Что привело к распаду СССР? Какие факторы ускорили крах государства?
1. Перестройка
Одним из главных факторов распада СССР стали инициированные властью реформы. 11 марта 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Горбачев. 23 апреля на пленуме ЦК он провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития.25 февраля – 6 марта 1986 года на XXVII съезде КПСС Горбачев заявил о переходе к политике гласности (свободы слова) и раскритиковал “застойные явления” в советском обществе. 8 апреля в Тольятти генсек впервые употребил термин “перестройка”.
Горбачев с канцлером ФРГ Гельмутом Колем. Фото: Reuters
19 ноября 1986 года в СССР было легализовано частное предпринимательство, за которое раньше сажали в тюрьму. В январе 1987 года было разрешено создание предприятий с иностранным участием.
Во внешней политике также наблюдались изменения. 15 февраля 1989 года из Афганистана окончательно вывели советские войска. На рубеже 1980-х – 1990-х СССР и США заключили договоры о разоружении, что положило конец гонке вооружений. Советские войска покинули страны Восточной Европы, кроме Восточной Германии.
Горбачев с президентом США Рональдом Рейганом. Фото: Reuters
Советское общество с энтузиазмом восприняло перемены, но они больно ударили по экономике страны, которая была основана на командном управлении и изоляционизме. Падение цен на нефть усилило дефицит бюджета, отсутствие жесткого контроля привело к халатности и снижению производительности.
Провозглавшенная политика гласности обнажила огромное число проблем, которые ранее советские люди замалчивали. СССР не выдержал перемен, изменение его монолитной структуры привело к краху государства.
2. Парад суверенитетов
Первой и главной из проблем СССР был национальный вопрос. Как только ослабла власть центра, «братские» республики взяли курс на независимость. 16 ноября 1988 года Верховный Совет Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики. 26 мая 1989 года этому примеру последовала Литва, 28 июля – Латвия. 23 августа более 2 млн жителей Прибалтики (каждый третий) выстроились в живую цепь в 600 км через Таллин, Ригу и Вильнюс в знак стремления покинуть СССР.
Фото: syl.ru
27 ноября Москва признала экономическую самостоятельность прибалтийских республик. 11 марта 1990 года Литва первой из советских республик провозгласила окончательную независимость. В ответ СССР начал экономическую блокаду Литвы. 30 марта о суверенитете объявила Эстония, 4 мая – Латвия.
12 июня 1990 года декларацию о суверенитете принял Съезд народных депутатов РСФСР. Стремление к независимости от СССР объявила ее главная составляющая – Россия, которую возглавлял Борис Ельцин. За ней намерение покинуть Союз высказали и остальные: 20 июня – Узбекская СССР, 23 июня – Молдавская, 16 июля – Украинская, 27 июля – Белорусская, 22 августа – Туркменская, 24 августа – Армянская и Таджикская, 25 октября – Казахская, 15 декабря – Киргизская.
3. Межэ тнические конфликты и погромы
Политика гласности высвободила в советском обществе копившееся десятилетиями недовольство. Оказалось, что «братские народы» СССР зачастую ненавидят друг друга. Еще в марте-апреле 1986 года в Якутске произошли столкновения русских с якутами. В декабре 1986 года в Алма-Ате прошли массовые выступления против назначения первым секретарем ЦК Компартии Казахстана ставленника из Москвы. В мае 1987 году на Манежной площади Москвы прошла первая в СССР крупная несанкционированная акция – бастовали около 500 русских националистов.
Протесты в Душанбе февраля 1990 года. Фото: Wikimedia
4. ГКЧП
Всем было очевидно, что СССР медленно движется к распаду. Разные силы по-разному пытались этому помешать. 17 марта 1991 года прошел всесоюзный референдум о сохранении СССР. В нем отказались участвовать Армения, Грузия, Молдавия и страны Прибалтики. Там прошли собственные референдумы, которые поддержали независимость. В оставшихся областях Союза 76% проголосовавших выступили за сохранение единого государства.
23 апреля 1991 года в Ново-Огареве Горбачев и главы девяти республик СССР (Россия, Украина, Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан) договорились заключить новый Союзный договор к августу. Он подразумевал бы большую самостоятельность республик при сохранении единой страны.
Однако консервативная часть советской элиты хотела оставить все, как было. 19-22 августа руководители КГБ, КПСС и армии предприняли попытку госпереворота, чтобы сохранить страну. Они образовали Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), отстранили Горбачева от власти, блокировали его в Крыму и ввели в Москву войска. Сопротивление ГКЧП возглавил президент РСФСР Борис Ельцин.
Ельцин на танке провозглашает незаконность ГКЧП. Фото: Reuters Столкновения армии с защитниками перемен обернулись гибелью троих митингующих. После этого путчисты отступили. Поражение ГКЧП означало крах надежд на силовое сохранение СССР. 23 августа Ельцин подписал указ о запрете КПСС, о выходе из партии объявил и Горбачев.
Ельцин и Горбачев после поражения ГКЧП. Фото: Reuters 27 августа 1991 года о выходе из СССР объявила Молдавия, 30 августа – Азербайджан, 31 августа – Узбекистан и Киргизия, 9 сентября – Таджикистан, 27 октября – Туркмения, 16 декабря – Казахстан. 6 сентября Москва признала независимость стран Прибалтики.
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще главы РСФСР, Белоруссии и Украины подписали соглашение о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 12 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР принял постановление о денонсации Договора об образовании СССР от 30 декабря 1922 года.
Конец советской эпохи: как распался СССР
Великий могучий Советский Союз, казалось, не распадётся никогда – единицы могли представить, что это возможно. Но процесс занял всего пару лет.
Сначала все признали, что что-то не так
В начале 1980-х гг. собиратели анекдотов в СССР зафиксировали очередной сюжет: о человеке, раздающем пустые листовки на оживлённом перекрёстке. Прохожие их берут, тихонько прячут и отходят, чтобы прочесть, а затем с возмущёнными лицами возвращаются: «Тут же ничего не написано, зачем ты раздаёшь пустые листки?!». Ответ: «А зачем что-то писать? Всем всё и так понятно».
Политический анекдот — жанр, очень любопытный для историков. Он хорошо отражает то, что не подвластно статистическому учёту: распространённые настроения, стереотипы и шаблоны восприятия. Сегодня исследователи советской истории называют это отношение общества к партии и государству 1970−1980-х гг. («всё и так понятно») кризисом коммунистической идеологии. В 1961 г. Никита Хрущёв поставил задачу построить коммунизм в СССР к 1980 году. Позднее опросы показали, что тогда более половины респондентов верили в принципиальную возможность построения коммунизма, а 37% даже считали, что это можно сделать к намеченной дате.
В период брежневского застоя и на скромные 37% рассчитывать уже не приходилось: когда годами нет ощутимых перемен к лучшему, разве стоит мечтать о «рае на Земле». Государство стремилось сохранить веру в развитый социализм, а сроки достижения коммунизма отодвинулись в неопределённое будущее. Общественное разочарование неумолимо нарастало. Усиливала его неспособность центральной власти наладить работу плановой экономики таким образом, чтобы удовлетворить простейшие бытовые потребности населения. Дефицит в магазинах, засилье бюрократии, ложь и замалчивание реальных проблем стали главными причинами пресловутого кризиса идеологии. Так как коммунистическая идея служила фундаментом советского государства, утрата веры в неё в обществе (да и в самой партии) стала первой и главной предпосылкой краха СССР. [Сборник: Застой]
Перестройка — фатальная попытка реформировать СССР
Многое было понятно и руководителям Союза. Ключевое во внутренней политике Леонида Брежнева и Юрия Андропова — попытки справиться с экономическими недугами СССР, не касаясь его политического устройства: это и Косыгинская экономическая реформа 1965 г., и всесоюзные съезды колхозников, преобразование колхозов в совхозы, и рост объёмов продажи природных ресурсов за рубеж, и меры по укреплению трудовой дисциплины, и борьба с коррупцией. Однако всё это не давало тех результатов, на которые надеялось партийное руководство.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв сначала пошёл по тому же пути. В 1985 году на пленуме ЦК он публично признал, что экономическая система нуждается в модернизации, и провозгласил курс на ускорение. Ничего принципиально нового в этом ещё не было. Программа «Ускорение» предполагала, что надо преодолеть отставание СССР от передовых капиталистических стран в социально-экономическом развитии. Эта идея звучала и в начале 1980-х, и во времена Хрущёва, и в период сталинской индустриализации. В том же, 1985-м, Горбачёв впервые сказал, что «всем надо перестраиваться» (однако пока не имел в виду глубоких политических преобразований).
Фактически ускорение выразилось во вложениях в машиностроение, импорт промышленного оборудования и автоматизацию производства, в антиалкогольной кампании, а также в некотором перераспределении административных полномочий. В 1986 году дополнил программу ещё один лозунг — «Гласность»: партия призывала народ открыто говорить о конкретных недостатках экономики, чтобы их можно было быстро исправить.
В 1987 году стало понятно, что курс на ускорение и гласность провалился. Дефицит и товарный голод никуда не делись, а общество явно стремилось получить «больше гласности» и говорить о политических переменах. Горбачёв и его приближённые (А.Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, А. И. Лукьянов и др.) поняли, что реформы придётся проводить куда более масштабные, и решили перейти к демократическому социализму. Так началась перестройка.
Перестройка вскрыла все язвы советской системы. Общество ринулось обсуждать всё, что раньше замалчивалось цензурой, и читать всё, что прежде не публиковалось — гласность наконец приобрела политический характер. Пришлось совершить и первый шаг на пути к отказу от плановой экономики: узаконить частное предпринимательство (так появились кооперативы по производству товаров народного потребления). В 1988 году кооперативы получили право заниматься торговлей и использовать наёмный труд, то есть обрели рыночный характер. Вместе с тем государство разрешило аренду земли и образование фермерских хозяйств. Начали звучать идеи создания регулируемой рыночной экономики, а затем и демократии, управляемой партией (пока что!).
Проводить либерализацию экономики без либерализации политической уже не представлялось возможным. Монополии КПСС на власть пришёл конец. В 1988 году Горбачёв учредил новый высший орган власти, Съезд народных депутатов СССР, выборы в который впервые с 1917 года стали настоящими — с альтернативными кандидатами, независимыми от КПСС. И эти кандидаты выигрывали.
Плотина треснула и вот-вот собиралась рухнуть.
Последняя капля: путч ГКЧП и развал Союза
Партия теряла контроль над политической ситуацией. Демократизация привела во власть множество новых людей (к примеру, того же Бориса Ельцина — председателя Верховного Совета РСФСР, а позднее и избранного народом президента РСФСР). На фоне оживления в политике и культуре экономика по-прежнему погружалась в кризис, что плохо сказывалось на авторитете генсека и дискредитировало его половинчатые экономические преобразования. В попытке укрепить своё положение Горбачёв при помощи Съезда учредил должность президента СССР, которую и занял. Неизбежным стал конфликт властных полномочий президента РСФСР и президента СССР — двоевластие и раскол.
Но Горбачёв стремился остановить этот процесс: с одной стороны, угрозой применения силы (неудачно), с другой, — обновлением союзного договора, чтобы снять все противоречия и упорядочить «перестроенный» Союз. Переговоры об этом шли довольно долго, руководители республик требовали для себя всё больше прерогатив. Но в августе 1991 года, когда, наконец, наметились какие-то сдвиги в переговорном процессе (СССР мог превратиться в конфедерацию с минимальной властью союзного президента), Горбачёв вдруг уехал на дачу в Крым.
Пока его не было в Москве, группа руководителей правительства устроила путч. В попытке совершить госпереворот участвовали вице-президент СССР Янаев, председатель КГБ Крючков, премьер-министр СССР Павлов, министр обороны Язов и ещё ряд лиц. Путчисты образовали Государственный комитет по чрезвычайному положению, объявили, что Горбачёв уходит в отставку по состоянию здоровья, а на его место назначили Янаева. В Москву они направили танки Таманской дивизии и попытались взять под контроль телевещание. 20 августа путчисты обратились к народу в газете «Известия». Из их заявления стало ясно, что ГКЧП осуждает реформы Горбачёва и попытки национальных сил развалить СССР и собирается противостоять «хаотичному стихийному скольжению к рынку». Путчисты обещали остановить ослабление государства и провести широкое всенародное обсуждение нового союзного договора.
Ельцин и его сторонники забаррикадировались в Белом доме. Туда в огромном количестве стягивались демонстранты, поддерживавшие курс страны на демократизацию. Путчисты не осмелились на силовое решение (быстро оказалось, что и общественной поддержки за ними нет, и армия колеблется) и допустили заявление Ельцина по телевидению с указом об аресте ГКЧП. Исход довольно «нерешительного» путча решила армия — военные перешли на сторону Ельцина. Членов ГКЧП арестовали. А 22 августа Горбачёв вернулся в столицу.
[Сборник: Путч 1991 года]
Путч окончательно подорвал авторитет Горбачёва. Ходили слухи, что он уехал «в отпуск» неслучайно, что он сам был душой коммунистического заговора и хотел руками путчистов разгромить демократический лагерь, спасти своё положение и прекратить демократизацию. Верховный Совет СССР «приостановил» деятельность КПСС, Горбачёв потерял пост генсека и соответствующие властные полномочия. Процесс переговоров о новом союзном договоре был сорван — путч дал республиканским лидерам повод для разрыва с центральной властью. Сначала о выходе из СССР заявили Эстония и Латвия, а 24 августа — Украина («в связи с государственным переворотом в СССР» и «исходя из права на самоопределение»); затем то же сделали Белоруссия, Азербайджан, Киргизия, Молдова, Литва, Узбекистан, Армения, Таджикистан и Туркменистан. 1 декабря украинский референдум о независимости (90% голосов «за») фактически похоронил Советский Союз. Попытки Горбачёва что-то этому противопоставить провалились: президенты республик и их сторонники уже понимали, что обретение независимости от Москвы обещает им куда больше, чем сохранение Союза — власть и колоссальные возможности для обогащения при грядущей приватизации.
8 декабря 1991 года лидеры России, Белоруссии и Украины (Ельцин, Шушкевич и Кравчук) встретились в Беловежской пуще и приняли решение о роспуске СССР и создании СНГ. Как метко назвал это Сергей Шахрай, «официально оформили уже состоявшуюся кончину» Союза. 21 декабря в Алма-Ате эти соглашения признали все остальные советские республики. 25 декабря Горбачёв, которого просто поставили перед свершившимся фактом, сложил с себя полномочия президента СССР. История Советского Союза подошла к концу.
Начало лихих лет
Рычаги управления страной (а точнее, оставшейся её частью — РСФСР) перешли от советских к российским государственным структурам. Ельцин и его команда экономистов и политиков должны были срочно спасать экономику. Меры им предстояло провести необходимые, но непопулярные. 2 января 1992 г. своим указом президент освободил цены, а в конце месяца объявил о свободе торговли, начале приватизации и свободном импорте товаров. Начинался «дикий» капитализм, который на фоне ослабления власти и последствий нерешённых при социализме проблем принёс большей части населения обнищание. Распад СССР стал личной трагедией для миллионов людей. Гиперинфляция, падение уровня доходов, безработица, разгул преступности, несправедливости приватизации, утрата накоплений в сберкассах — начало постсоветской жизни запомнилось народу как крайне болезненное и тяжёлое время. За это 1990-е и прозвали лихими.
С другой стороны, граждане России получили долгожданные свободы — свободу перемещения и выбора места жительства, свободу выезда за границу, свободу слова и печати, собраний и митингов. Появился политический плюрализм — десятки новых партий и объединений, газет и каналов с разной идеологией. О реальных границах обретённых в 1990-е годы политических прав и свобод можно спорить, но шанс на установление демократии и развитие сильного гражданского общества Россия тогда точно получила. К несчастью, условия для этого оказались самые неблагоприятные. Экономическое бедствие, слом привычных социальных устоев (не всегда плохих) и потеря социальных гарантий заставили многих добрым словом вспоминать СССР 1970-х — начала 1980-х — без свободы, но и без голода, без права на митинг, но и без криминала на каждом углу. Трагедия 1990-х — в том, что характер передела власти и собственности, ужасающие явления перехода от плана к рынку, которые сопутствовали политической либерализации, дискредитировали демократические идеи. Последствия этого ощущаются до сих пор.
Хроника пикирующей империи. К 30-летию запрета КПСС и распада Союза ССР
Об авторе: Павел Викторович Ахманаев – историк.
В марте 1990 года Съезд народных депутатов, исключив «руководящую и направляющую роль КПСС», фактически ликвидировал советскую власть. Михаил Горбачев стал президентом динамично разваливающейся страны. Фото РИА Новости
В год прихода к руководству страной Михаил Горбачев, который оказался хорошим политиком, не знал системных причин экономических проблем, Советский Союз уже давно имел дефицитный бюджет и во многом неуправляемую экономику. Страна, бывшая в начале ХХ века крупнейшим в мире экспортером зерна, оказалась его крупнейшим импортером!
Новый генеральный секретарь в удручающей обстановке приступил к омоложению правящих органов партии, объявил гласность и плюрализм, начал подготовку к съезду.
XXVII съезд КПСС, прошедший в праздничной атмосфере, внес изменения в Программу КПСС, оставив постулаты в прежней редакции.
На закрытых заседаниях оглашалась информация о катастрофическом состоянии экономики и финансов. На пленуме ЦК КПСС 27–28 января 1987 года председатель правительства Николай Рыжков откровенно объявил: «Мы давно уже не сводим концы с концами, живем в долг. Крайне тяжелое положение сложилось в денежном обращении. В 70-х – начале 80-х годов произошло его расстройство. Не лучше обстоят дела с валютным положением страны». Его выслушали, но ничего не предприняли.
Через два с половиной месяца после этого пленума Горбачев сказал участникам ХХ съезда комсомола: «За эту пятилетку мы должны практически полностью модернизировать наше отечественное машиностроение и вывести его по главным параметрам на уровень мировых требований». На какие инвестиции собирались коммунисты очередной раз «полностью модернизировать» до «уровня мировых требований» машиностроение при крайне дефицитном бюджете страны?
К 1989 году в экономике СССР еще более обострился валютно-финансовый кризис с падением добычи нефти, уменьшением заготовок леса и снижением сбора хлопка. Но валюта была необходима – около 40% потребности страны в зерне покрывались завозом из-за рубежа.
Теряющие многолетнюю монополию на власть заведующие отделами ЦК и члены Политбюро ЦК КПСС – фактические хозяева страны, неспособные к поиску альтернативных направлений развития страны, ибо монополизм не способствовал развитию их аналитических способностей, – приступили к реформированию органов управления страной.
III съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 года внес в Конституцию подготовленные аппаратом ЦК КПСС изменения, исключив «руководящую и направляющую роль КПСС» и учредив пост президента СССР.
На следующий день генерального секретаря ЦК КПСС избрали президентом СССР, а его ближайших партийных соратников стали срочно пересаживать в функционеры аппарата президента СССР и в члены Президентского совета.
Высшая власть в Советском Союзе от Верховного совета СССР по исправленной Конституции перешла к президенту СССР и аппарату президента. Таким образом, большевики в марте 1990 года юридически ликвидировали в стране номинальную власть советов!
Вернувшись с III съезда народных депутатов, партийная номенклатура союзных республик стала копировать президентство и разваливать союзное государство.
КПСС утратила характер «ленинской партии нового типа», то есть строго дисциплинированной организации, все члены которой подчиняются воле вождя, и способной на любое преступление для сохранения своей власти.
Уже 30 марта 1990 года на заседании Совета Федерации Верховного совета СССР Горбачев спросил однопартийцев: «Как же это произошло? Без совета, консультаций, явочным порядком избирается президент Узбекистана. Ведь мы же на Президиуме Верховного совета СССР договорились, что в стране будет только один президент».
Президент (с 24 марта) Узбекской ССР Ислам Каримов, по совместительству первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана, с улыбкой спокойно заметил: «Так захотел народ». Его поддержали другие члены ЦК КПСС от союзных республик.
До конца 1990 года были учреждены должности президентов: Казахстана, Азербайджана, Молдавии, Туркмении, Киргизии и Таджикистана. В этих республиках власть от советов перешла к президентам, которыми, естественно, были избраны высшие партийные бонзы.
16 мая 1990 года I съезд народных депутатов РСФСР, 86% которых были членами КПСС, избрал Бориса Ельцина председателем Верховного совета РСФСР, а 12 июня 1990 года принял Декларацию о суверенитете России, то есть из Союза ССР республика не вышла, пост президента не учредила, независимость не объявила, но главенствующей на ее территории провозгласила Конституцию РСФСР.
Внутрипартийная консервативная оппозиция, искавшая возможность остановить реформы, 19 июня созвала из российских делегатов внеочередного XXVIII съезда КПСС Российскую партийную конференцию, объявленную Учредительным съездом Компартии РСФСР. Создав Компартию РСФСР в критический для КПСС момент и противопоставив ее союзному руководству, Иван Полозков и Геннадий Зюганов внесли свой вклад в развал КПСС и в распад Союза ССР.
XXVIII съезд прошел под знаком номенклатурно-политического компромисса. В тактическом отношении съезд завершился для партийной элиты благополучно, но в стратегической перспективе этот форум во многом предопределил скорое поражение КПСС.
Съезд в числе прочих принял резолюцию «О положении крестьянства и реализации аграрной политики КПСС», в которой вдруг было объявлено: «КПСС ставит в центр своей политической работы защиту интересов крестьян… Необходимо развивать многообразные формы собственности, утверждать право крестьян на владение землей».
В Программном заявлении съезда КПСС была представлена как партия «социалистического выбора и коммунистической перспективы», во главу впервые ставился человек, его материальное благополучие и духовное развитие.
Съезд одобрил новый устав КПСС, объявивший основной целью «создание в стране гуманного, демократического социализма».
Поскольку итоговые документы XXVIII съезда полностью противоречили недавно откорректированной программе КПСС, то на съезде приняли решение о срочной подготовке очередной – четвертой! – программы КПСС.
Генерал Александр Лебедь, послушав на съезде попытки отчетов членов политбюро, писал: «Как же могут управлять страной люди, которым не дана самая элементарная, примитивная, приземленная ясность мысли?! Гниющая с головы рыба продолжала разлагаться. Ничего не изменилось, но печальный исход был предопределен».
Уйдя в отставку, Горбачев писал: «Пытаясь понять существо дела, мы попросили (в 1983 году. – П.А.) дать нам возможность разобраться с состоянием бюджета. Но Андропов лишь рассмеялся: «Ишь, чего захотели. В бюджет я вас не пущу»… Главную же «тайну» – о том, что бюджет наш «дырявый», – я не знал. Его постоянно дотировали за счет Сбербанка, то есть сбережений граждан, и увеличения внутреннего долга. Официально сообщалось при этом, что… все сбалансировано в наилучшем виде».
Проще говоря, большевики десятилетиями брали в долг у Государственных трудовых сберкасс (с 1987 года – Сбербанк СССР) средства населения и тратили их на поддержку неэффективной экономики, на помощь дружественным режимам, на увеличение военных расходов и кормление репрессивных органов.
14 апреля 1990 года советник генерального секретаря ЦК КПСС по вопросам экономики академик Абел Аганбегян напомнил, что у населения хранится наличными 100 млрд руб. и в Сберегательном банке числится более 340 млрд руб. (как точно сказано: у населения «хранится», а в государственном Сбербанке только «числится»), предложив увеличить поощрение за хранение сбережений на депозитах до 8% годовых и организовать предоставление беспроцентного займа под покупку гражданами автомобилей, но с реализацией получения автомобилей через 3–5 лет.
К совету прислушались: выпустили для доверчивой части населения облигации вещевого займа, обещавшие в будущем получение автомобиля, и увеличили процентную ставку по вкладам с 3 до 5% годовых.
Вместо того чтобы проводить решительные экономические реформы, позволяющие привлечь иностранный капитал, поощрять частную инициативу, обеспечить рост национального продукта и получить дополнительные поступления в бюджет, президент СССР консервировал старую большевистскую систему, наращивая внутренний госдолг, и вел страну к банкротству.
«В связи с совершенствованием системы государственного управления» Горбачев в декабре 1990 года реорганизовал Совет министров СССР в кабинет министров при президенте СССР под руководством премьер-министра.
В тяжелейшее для страны время чиновники прекратили работать, одни нашли себе посильную деятельность – занялись реорганизацией, а другие стали ждать итогов и соответствующих назначений.
Коммунистическая номенклатура рушила свой авторитет ускоренными темпами.
Вперед – к пропасти!
22 января 1991 года стали исполнять указ «О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег с вкладов граждан». Большевики объявили гражданам о повсеместном прекращении приема денежных знаков своего же Государственного банка СССР! Главным последствием такой «реформы» стала окончательная утрата доверия населения к союзному правительству.
Шаг к развалу Союза ССР сделали возглавляемые коммунистами Белоруссия 14 декабря 1990 года и Украина 20 марта 1991 года, приняв законы, объявившие все государственные банки на их территориях собственностью республик с правом осуществлять эмиссию денег.
17 марта 1991 года в девяти союзных республиках провели референдум о сохранении СССР, а 19 марта был подписан указ президента СССР «О реформе розничных цен и социальной защите населения», в результате которого в апреле цены выросли: на мясо и птицу – в 2,6 раза, на колбасу – в 3,1 раза, на хлебобулочные изделия – в 3 раза.
В крайне кризисной обстановке 26 июля 1991 года Пленум ЦК КПСС оптимистично принял постановление «О созыве внеочередного XXIX съезда Коммунистической партии Советского Союза», который наметили на ноябрь-декабрь 1991 года.
Пленум постановил, что «рассматривает подготовленный комиссией XXVIII съезда партии проект программы КПСС как приемлемую основу для доработки и обсуждения в партии» и поручил провести общепартийную дискуссию после опубликования проекта.
За полмесяца до фактического прекращения деятельности партии, 10 августа 1991 года, проект очередной программы КПСС был опубликован для обсуждения. Он отличался краткостью, отсутствием конкретных сроков и количественных предложений, но как последний документ КПСС достоин внимания.
Состоящий из пяти разделов проект являет собой очень осторожный и неконкретный документ, наполненный обещаниями дать всем слоям общества то, чего не смогли или не собирались дать в предыдущие десятилетия. «Социализм» упоминается в документе, но по тексту совершенно неясно, что подразумевается под этим термином.
Понятно, что за год, прошедший после XXVIII съезда, убеждения членов Программной комиссии и привлеченных партийных мыслителей не могли резко измениться, продолжали влиять отмеченные генералом Лебедем «немощь и организационное бессилие», а потому в проект включены лозунги и понятия, несовместимые с друг с другом, а декларируемые тезисы часто противоречат один другому.
Почему, например, партия обещает «добиваться достойного представительства рабочего класса в органах власти всех уровней»; сельскому населению только «содействовать полноценному представительству в органах власти», но уже не «всех уровней»; остальным же слоям населения вообще не обещает представительства в органах власти?
Почему, провозглашая «переход к смешанной экономике и равноправию различных форм собственности», партия обещает содействовать только «приоритетному развитию форм общественной собственности», не поясняя смысл этих форм собственности?
Почему обещано «активно содействовать самоуправлению сельского населения», но не городского или поселкового?
Игнорируя резолюцию XXVIII съезда (высшего органа партии), в которой партия лишь год назад смело обязалась «утверждать право крестьян на владение землей», в проекте обещают крестьянам лишь некое «наделение землей (включая аренду с правом наследования)».
На последнем месяце фактического существования КПСС из недр ее ЦК вышел документ, свидетельствующий о сомнительных способностях коллективного теоретического творчества «высшего разума» партии, демонстрирующий хаотичность мысли и непоследовательную логику ее «нового мышления».
Наступало финансовое банкротство созданного большевиками Союза ССР и политическое банкротство КПСС.
Разложившаяся высшая партийная элита, защищенная от любой критики, не находила себе места в стране, доведенной ею же до критической экономической ситуации. В ночь на 19 августа 1991 года под руководством председателя КГБ она решилась на проведение очередного мероприятия: «Группа заговорщиков захватила власть с намерением осуществить государственный переворот».
«Группа заговорщиков» продемонстрировала всей стране предел интеллектуальной деградации членов высшей большевистской касты: захватив власть, они не знали, что же дальше с нею делать, не имели никакой программы вывода страны из кризиса, причины которого не понимали, два дня они публиковали свои пространные, а порой и смехотворные декларации, неспособные вызвать интерес у населения.
Вечером 20 августа заговорщики, к своему полному удивлению, из доклада соучастника Олега Бакланова узнали, что в бюджете страны давно нет денег, не на что содержать карательные органы, нет резервных запасов продовольствия, нет средств на проведение популистских обещаний, зафиксированных в двухдневных декларациях ГКЧП к народу! На этом бесславный путч закончился.
Из высших государственных органов только Комитет конституционного надзора СССР 20 августа 1991 года осудил действия ГКЧП как незаконно учрежденного органа.
Президент СССР 24 августа сложил с себя полномочия генерального секретаря ЦК КПСС и рекомендовал Центральному комитету КПСС самораспуститься.
На следующий день указом президента РСФСР имущество КПСС на территории республики объявлено государственной собственностью. Распоряжением мэра Москвы Гавриила Попова была прекращена работа в зданиях ЦК КПСС и весь комплекс зданий ЦК КПСС опечатан.
После мятежа ГКЧП кабинету министров, поддержавшему «решения ГКЧП в СССР», было «выражено недоверие», его распустили и объявили о создании Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР. Но и его надо было еще организовать.
В этих условиях большинство союзных республик, в том числе руководимых членами ЦК КПСС, поторопились объявить о выходе из состава СССР и своей независимости.
29 августа Верховный совет СССР, более 85% депутатов которого были членами и кандидатами в члены КПСС, постановил «приостановить деятельность КПСС на всей территории СССР». Парадоксально, но КПСС практически перестала существовать в соответствии с решениями, принятыми депутатами-коммунистами.
Распад Союза ССР ускорился, но аппарат президента СССР после августа 1991 года в агонии продолжил организационные экзерсисы и решил создать псевдоправительство – Межреспубликанский экономический комитет СССР и некий Государственный совет СССР под председательством президента СССР.
Продолжая совершенствовать властные органы, распоряжением президента СССР 21 сентября суетливо образовали очередной синклит – Политический консультативный совет при президенте.
Итогом деятельности членов ЦК КПСС стало то, что Комитет конституционного надзора СССР в своем заявлении от 11 октября 1991 года откровенно объявил приговор большевистской эпохе, заявив: «Союз ССР в прежнем виде фактически прекратил свое существование».
4 ноября объявил себя банкротом Внешэкономбанк СССР, которому стало нечем оплачивать пребывание за границей советских посольств, торгпредств и прочих представителей, которым даже домой не на что было вернуться.
В создавшейся обстановке 6 ноября 1991 года указом президента РСФСР Бориса Ельцина, избранного прямым всенародным голосованием 12 июня, была прекращена деятельность КПСС и Компартии РСФСР, так как «на руководящих структурах КПСС лежит ответственность за исторический тупик, в который загнаны народы Советского Союза».
Это историческое событие не вызвало в стране ни шока, ни протеста, ни попыток выступить на защиту того, чему многие присягали.
Председатель Государственного банка СССР 15 ноября направил президенту СССР письмо о том, что золотой запас Госбанка СССР в размере 374,6 т, переданный в 1937 году «на хранение» в Наркомфин СССР, но числящийся на балансе Госбанка и десятилетиями показываемый в его отчетах, фактически отсутствует в Гохране Минфина СССР. Золотые резервы – всего 240 т, они не соответствуют статусу великой державы и одной из ведущих золотодобывающих стран. В письме сообщалось: «По размерам золотых запасов мы уступаем и развивающимся странам, таким как Китай, Индия, Венесуэла, Ливан».
Результат хозяйствования КПСС характеризуется следующими данными: задолженность Советского Союза иностранным кредиторам составила 83,4 млрд долл., долги зарубежных «дружественных» правительств Союзу ССР достигли 160 млрд долл., большинство из которых были безнадежными.
К обязательствам советского государства перед населением страны традиционно относились с пренебрежением – за все ошибки платит народ, а внутренние долги перед населением составили:
– по невыкупленным облигациям госзаймов – 185,5 млрд руб.;
– по вкладам в Сбербанк СССР – 174,3 млрд руб.;
– по страховым полисам Госстраха СССР (со счетов которого также много лет тайно безвозвратно заимствовали) – 45,8 трлн руб.!
Фактически президенту СССР властвовать уже было не над чем: к декабрю 1991 года из СССР не вышли только Россия и Казахстан.
8 декабря 1991 года руководители ранее вышедших из СССР Белоруссии и Украины, а также президент РСФСР в селе Вискули (Белоруссия) констатировали факт того, что «СССР прекращает свое существование», и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Главы 11 бывших союзных республик 21 декабря в столице Казахстана подписали Алма-Атинскую декларацию, излагавшую цели и принципы создания СНГ и объявившую, что Союз ССР прекращает свое существование.
Таким образом, 21 декабря 1991 года по причинам того, что руководимое большевиками государство не смогло построить безубыточную экономику, средства в бюджете иссякли, золотой запас и валютные поступления проели, Союзу ССР оказалось не на что существовать. Его не стало. Социализм как общественная система не выжил. Дальнейшая имитация существования союзного государства стала невозможной.
25 декабря Михаил Горбачев отрекся от поста президента Союза ССР.
Произошел неминуемый крах большевистского всевластия и его детища – Союза ССР. Апологеты КПСС три десятилетия ищут козла отпущения, дабы не признавать своих системных ошибок.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.