в каком году разрешили разводы в россии
РУССКИЙ РАЗВОД ДО РЕВОЛЮЦИИ
РУССКИЙ РАЗВОД ДО РЕВОЛЮЦИИ
Развод был диковинной редкостью в царской России — развести могла только Церковь. Основанием для развода были: доказанное прелюбодеяние одного из супругов; добрачная неспособность к брачному сожитию; судебный приговор с лишением всех прав состояния; судебный приговор со ссылкой в Сибирь и лишением всех прав и преимуществ; безвестное отсутствие супруга не менее пяти лет.
На разрушение традиционной семьи повлияла целая совокупность факторов, и в первую очередь — материальное расслоение населения в пореформенной крестьянской среде и увеличение количества горожан за счет уменьшения количества сельских жителей. Развитие практики «отходничества», при которой крестьяне уходили на заработки в города, также не способствовало укреплению семейных связей. Общий кризис патриархальной семьи осложняется ее юридическим статусом, не предполагающим, за редкими исключениями, возможности расторжения брака.
В Российской империи разводы были возможны только в духовных учреждениях; православные нуждались в разрешении Святейшего Синода. Согласно тогдашнему законодательству, развод был возможен по одной из следующих причин: двоеженство (двоемужество); доказанное прелюбодеяние; покушение на жизнь супруга; безвестное отсутствие супруга в течение пяти и более лет; наличие добрачной болезни, делающей невозможными супружеские отношения; осуждение за тяжкое преступление со ссылкой в каторжные работы; монашество (лишь при отсутствии малолетних детей).
Число разводов постепенно росло, однако вплоть до революции 1917 года оставалось ничтожным по сравнению с общим количеством браков. На страну с многомиллионным населением в 1840 году приходилось 198 разводов, в 1880-м — 920, а в 1890-м — 942. Согласно данным переписи 1897 года, на 1000 женатых мужчин приходился один разведенный, а на 1000 замужних женщин — две разведенные, хотя фактически распавшихся семей было во много раз больше.
Низкая численность разводов вела к увеличению количества детей, рожденных вне церковного брака и поэтому считавшихся незаконнорожденными. Так, статистика свидетельствует, что к концу 1880-х годов в Санкт-Петербурге практически каждый третий ребенок рождался на свет вне брака. В то же время в более либеральных европейских странах ситуация в этом плане была гораздо лучше. Например, принятие в Англии нового закона о разводах привело к снижению доли внебрачных детей сразу на 20 %.
Главным доказательством к разводу были показания свидетелей и факт наличия незаконнорожденных детей. На суд надо было представить (чем потешались в то время) «свидетелей прелюбодеяния».
Трудность и редкость разводов подтверждает и статистика XIX века: 1840 год — 198 разводов; 1880 год — 920; 1890 год — 942. Согласно переписи 1897 года на 1000 мужчин приходился один разведенный, на 1000 женщин — две разведенные. В 1913 году по всей Российской империи на 98,5 млн православных было оформлен 3791 развод (0,0038 %).
Но! В Санкт-Петербурге в 1867 году на 19 342 рождения было 4305 незаконнорожденных (22,3 %); в 1889 году — 28 640 и 7907 (27,6 %). В 1890 году в воспитательные дома Санкт-Петербурга принесли 9578 детей-подкидышей, в Москве в 1889-м таких детей было 16 636.
Впрочем, из истории русских разводов видно, что влияние, взятки и хорошие адвокаты порой помогали обойти препоны со стороны церковников, например, видный государственный деятель Сергей Юльевич Витте и брат последнего царя, великий князь Михаил Александрович Романов были официально женаты на разведенных женщинах.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Русский стиль
Русский стиль Интересно, что одной из причин, превратившей Страну восходящего солнца в высокоразвитую мировую державу, сами японцы считают возрождение и высокую популярность своих боевых искусств в конце 1940-х годов. Их дух помог пережить моральное потрясение от
Знаменитый русский вопрос…
Русский сон
Русский сон Известное также как аппарат «Электросон», устройство «Русский сон» было изобретено (действительно) в России в 1960-х годах, чтобы снизить до одной восьмой время, необходимое солдатам для ночного отдыха и восстановления сил. Работало это так: «доброволец»
Знаменитый русский вопрос.
Знаменитый русский вопрос. Знаменитый русский вопрос: что делать? Как известно, всегда лучше предотвратить неприятность, нежели потом исправлять то, чего наворотил. Правила предупреждения неврастении, в целом, достаточно просты.Во-первых, следует соблюдать режим труда
С русского на русский
С русского на русский Подтасовка информации в представлении предложения – также один из популярных приемов убеждения принять деловое предложение. Речь идет о невыгодных или трудновыполнимых условиях сделки, которые изначально тщательно маскируются. Такое может
Русский
Русский Участник: Ко мне обратился один пожилой мужчина. Его отец был на войне и вернулся. Брат отца погиб. После войны его отец женился на жене брата. У того брата был сын, которого он усыновил.Хеллингер: Это типичная для Германии ситуация: человек получает свою мать за
РУССКИЙ ЭРОС
РУССКИЙ ЭРОС Природа эротического чувства на Руси сложна, противоречива и вместе с тем оптимистична тем, что самые здоровые и природные начала его сохранились всецело.Если «судить по плодам», Россия мучительно попрощалась с многодетностью совсем недавно под влиянием не
РУССКИЙ БРАК ОТ ПРАСЛАВЯНСТВА ДО СОВЕТЧИНЫ
РУССКИЙ БРАК ОТ ПРАСЛАВЯНСТВА ДО СОВЕТЧИНЫ Знаете ли вы Россию? Нет, вы не знаете. И я не знаю. Пропустим второй Рим (так же, как первый, тысячелетнюю Византию со столицей в Константинополе) хотя тамошние брачные отношения тоже занятны, они являлись именно рецепционными, то
«РУССКИЙ ВЕКТОР»
«РУССКИЙ ВЕКТОР» В России многое остается сегодня так, как при наших далеких предках: даже в крупных городах, не говоря о таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, на девушку, «засидевшуюся в девках», смотрят не то чтобы с подозрением, но часто с жалостью.— Ну как,
РУССКИЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ
РУССКИЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ — Скажите, пожалуйста, какая разница между интеллигентом и неинтеллигентом? — Это очень просто. Интеллигент говорит «Да», а неинтеллигент — «Ага». — Большое спасибо. А вы — интеллигент? — Ага. Понятие «интеллигент» — типично русское. Интеллектуалы
Глава 1. Русский Кафка
Глава 1. Русский Кафка Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью! Полагаем, что следует объясниться, с чего это нас потянуло психоанализировать и интерпретировать Франца Кафку? Своих проблем нам что ли не достает? Да и своих русских авторов? Одни Пушкин с Гоголем чего стоят! А
Неуютный русский мир
Неуютный русский мир Востребованность Русского проекта в РоссииОднажды к обозревателю русской версии журнала «Newsweek» Айдару Бурибаеву в московском метро подошли люди и страшно избили. «Свои избиения они предварили вопросом, знаю ли я, что Россия — для русских, и почему я
Русский — понятие наднациональное
Русский — понятие наднациональное В понятие «Русская цивилизация» мы вкладываем представление о той общности людей, которую формирует не национальная принадлежность, а единое по своему смыслу миропонимание, единообразное различение объективных, Богом заданных границ
Провал в памяти: русский фронт
Провал в памяти: русский фронт На памятных церемониях, скорее всего, позабудут о том, сколь важны были русские наступления, развернувшиеся в начале войны. Они оказались почти безуспешны, поскольку немцы остановили их при Танненберге в конце августа 1914 г. и на Мазурских
Развод: расторжение брака до революции, в СССР и сегодня
Причины развода: закон суров – семья крепка? Что поведает история
Сегодня Россия прочно удерживает сомнительное лидерство по количеству разводов. По данным демографического ежегодника ООН 2012 г., Россия — первая среди стран с самым большим числом разводов. 5 разводов на 1000 человек за год. Печально, но Росстат подтверждает эти данные — каждый второй брак заканчивался бракоразводным процессом. Например, в 2012 г. было заключено 1 213 616 браков, на них пришелся 641 981 развод. За сухими цифрами — не только человеческие судьбы, но и судьба целого народа.
Является ли такая ситуация нормой для России? С точки зрения тысячелетней российской цивилизации большое количество разводов — явление ненормальное. Развод был огромной редкостью в царской России — развести могла только Церковь. Виновник развода чаще всего не имел права вступать в новый брак, что, конечно, заставляло людей хорошо подумать, прежде чем разрушать семью. Так что в огромной Российской империи в 1880 г. зафиксировано всего 920 разводов, в 1890 г. — 942.
Все изменилось после 1917 г. Законодательство по разводам, принятое в СССР, было самым либеральным в мире. Развод по взаимному согласию производился во внесудебном порядке. При разводе по заявлению одного из супругов дело рассматривал местный судам.
Как раз в те годы простое сожительство получило название «фактический брак». Кодексом законов о браке, семье и опеке 1926 г. расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГС, даже без вызова второго супруга, которому только сообщалось о факте развода.
Последствия этой революционной реформы не заставили себя долго ждать. Уже в 1930-е годы СССР завоевал первое место в мире по количеству разводов, которое с краткими перерывами удерживает по сей день.
Некоторое сдерживающее влияние оказали людские потери в Великой Отечественной войне. Чтобы компенсировать их, в 1944 г. был установлен очень сложный порядок развода через суд. Был принят Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».
Разводящимся официально надо было давать объявление в газету. Суд мог отказать в разводе, даже если оба супруга на нем настаивали. С виновников развода взимался большой штраф в пользу государства, причем для тех, кто разводился повторно, штраф увеличивался. Кроме того, было полностью запрещено установление внебрачного отцовства. Однако в конце 1960-х процедура развода вновь была упрощена. И если в 1950 г. на 1000 человек приходилось 12 браков и 0,5 развода, то в 1990 г. — это 8,9 брака и 3,8 развода.
Тем не менее развод считался аморальным и мешал партийной карьере. После развала СССР динамика браков и разводов снова ухудшилась. Соцопросы показывают, что среди россиян уверенно растет представление о разводе как социальной норме. По новейшим данным ВЦИОМ, только каждый 10-й полагает, что разводиться нельзя — надо сохранить семью любой ценой. (В 1990-м так считали 13 %, в 2007-м — 12 %). В том, что хуже от развода не будет и что надо разводиться, если возникло такое желание, уверены 11 % (23 года назад так считали только 5 %, 6 лет назад — 9 %).
Так что можно констатировать, что с каждым годом неуклонно снижается количество людей, готовых во что бы то ни стало сохранить брак.
А как у них
Оказывается, сходные процессы в сфере семейно-брачных отношений в ХХ веке происходили в странах Европы. Везде на протяжении последних ста лет шел рост как относительного, так и абсолютного числа разводов.
Вот как выглядит первая десятка лидеров по числу разводов (в порядке убывания): Россия, Беларусь, США, Молдавия, Бельгия, Литва, Куба, Чехия, Швейцария и Украина. Можно заметить, что во всех этих странах также широко распространен институт так называемого «гражданского брака» — не регламентированного совместного проживания мужчин и женщин, не берущих на себя каких-либо моральных или правовых обязательств. В России, согласно соцопросам, большинство таких «браков» распадаются в течение пяти лет. То есть реальная картина семейной жизни еще более печальна.
Не менее интересен и противоположный список — стран с наименьшим числом разводов на душу населения. Это Чили, Колумбия, Шри-Ланка, Гватемала, Ливия, Босния и Герцеговина, Узбекистан, Ямайка, Ирландия, Мексика, Сальвадор, Никарагуа, Македония, Черногория, Таджикистан, Венесуэла, Италия, Сирия, Армения, Индия.
Закономерно, что страны с наименьшим числом разводов на душу населения одновременно являются центрами религиозной культуры. Получается, что в сильных позициях религии, а значит, и в меньшем социальном эгоизме верующего населения лежит простой секрет крепких браков.
В России по причине неверности распадается не более 20 % браков. На первых местах стоят такие объяснения, как «нет любви», «не сошлись характерами» и т. д. Более трети современных браков распадаются именно поэтому. Наши прадеды только развели бы руками, слыша такие «причины». Скорее уж себялюбие, выпячивание своего «я» разрушает ныне христианскую, а также японскую и китайскую цивилизации. Только те страны, которые смогут побороть социальный эгоизм и преодолеть его последствия, могут рассчитывать на общественную стабильность в XXI веке.
История разводов: от Древней Руси до России XX века
Разводились боги и люди, духи и литературные герои. Развелся египетский бог земли Геб с богиней неба Нут. Разводился, ссылая жен в монастырь, Иван Грозный. Хотел развестись с Анной Карениной ее муж Алексей Александрович Каренин. Рассказываем о том, как относились в такому явлению у нас на родине: начиная от истории Древней Руси и заканчивая современной Россией XX-го века.
Как именно разводились на Руси до ее крещения, сегодня доподлинно неизвестно. Известно только, что разводились, причем, судя по всему, достаточно активно — даже христианство не смогло положить этому конец и вынуждено было с этим как-то сообразовываться. Начиная с одиннадцатого века руководство семейными делами на Руси было передано Церкви. «Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных», изданный на рубеже тысячелетий, передает в ведение церковного суда многочисленные категории дел, в том числе о ведовстве и еретичестве, незаконных связях и изнасилованиях.
«Семейный раздел». Максимов Василий Максимович (1844−1911)
Как именно должен был пастырь мирить или разводить поссорившихся супругов, князь Владимир умалчивает. Но об этом более подробно говорится в первом письменном своде законов — «Уставе князя Ярослава о церковных судах», который был издан в середине одиннадцатого века и расширен преемниками князя. За самовольный развод с женой «Устав» предлагал карать мужа рублем или гривной, причем сумма менялась в зависимости от социального статуса супругов. Интересно, что сумма, которую получала жена «за сором», совпадала с суммой, которую получал митрополит, хотя он «сорому» и не терпел.
А вот за развод по взаимному согласию штрафовали по-разному, в зависимости от того, был ли брак венчанным. Развод невенчанных супругов стоил шесть гривен, венчанных — двенадцать. Впрочем, в те годы простой народ на Руси в основном жил в невенчанных браках — Церковь этому не препятствовала и такие браки признавала.
«Устав Ярослава» запрещал разводиться с женой, которую поразил «лихой недуг», слепота или «долгая болезнь». С больным мужем тоже нельзя было разводиться. Не рекомендовалось также разводиться с женами, которые были изобличены в чародействе, волшбе и изготовлении зелий, — таковых жен мужьям надлежало воспитывать. Побои, наносимые мужу женой, не рассматривались как причина для развода.
«Устав» предусматривал и законные причины для развода — все они были связаны с провинностями жены. Так, мужу следовало бросить жену, которая, узнав о готовящемся покушении на князя, не сообщила об этом своему супругу. В числе прочих причин были доказанное прелюбодеяние, покушение на убийство мужа или недонесение о готовящемся на него покушении, а также воровство у мужа.
У жен, живших по «Уставу», не было права не только на игрища, но и на развод. Значительно либеральнее подходили к этому вопросу новгородцы: они разрешали женщинам разводиться с мужьями-импотентами. Кроме того, если муж «начнет красть одежду жены или пропивать», развод новгородцами не поощрялся, но допускался: обворованная жена могла купить себе свободу ценой трехлетней епитимьи. И наконец, та же епитимья разрешала проблему, «если будет очень худо, так, что муж не сможет жить с женой или жена с мужем».
Иногда мужья отсылали жен под самыми неожиданными предлогами. Так, в середине четырнадцатого века великий князь Владимирский и Московский Симеон Гордый развелся, уверяя, что жену «испортили» на свадьбе и ночью она кажется ему мертвецом. Впрочем, второй муж Евпраксии, фоминский князь Федор, ничего подобного за женой не заметил и благополучно родил с ней четырех сыновей.
Документы пятнадцатого века свидетельствуют, что развод разрешался, «аще муж не лазитъ на жену свою без совета» и «аще муж на целомудрие своей жены коромолит» — то есть клевещет. При этом, если в семье были дети, муж должен был оставить им и жене все свое имущество.
Если говорить о формальностях, то развод, при котором один из супругов постригался в монастырь, обычно сопровождался заключением специального документа — «разводной записи», в котором супруги расписывались в своем взаимном согласии. Впрочем, уделом разведенной жены в семнадцатом веке не обязательно становился монастырь.
В начале восемнадцатого века петровские реформы, всколыхнувшие самые основы государства, не обошли и семейное законодательство. С этого времени процедура развода усложняется, через некоторое время развод по взаимному согласию попадает под запрет. Правда, у жен теперь была вполне реальная возможность избавиться от мужа, обвинив его в жестоком обращении, но это вело не к разводу, а только к разлучению супругов. Отделаться от первого мужа таким способом было возможно, а вот обзавестись вторым — нет.
Новшеством стало провозглашенное указом Петра I прекращение брака с лицами, осужденными на вечные каторжные работы. Петр весьма логично обосновал свое постановление: ссылка приравнивалась к гражданской смерти, поэтому ссыльный становился «подобно якобы умре», а значит, и супруг его автоматически приравнивался ко вдовцу или вдовице. Неспособность одного из супругов к брачному сожительству признавалась уважительной причиной для развода, но ее приходилось долго доказывать. Основной причиной, по которой Церковь в синодальный период (с 1700 по 1917 год) допускала развод, было прелюбодеяние, причем не только жены, но и мужа ( раньше муж отделывался епитимьей ). Практическая невозможность разойтись по любой другой причине, кроме прелюбодеяния, толкала супругов на необходимость выслеживать друг друга и поливать грязью.
Невозможность получить законный развод привела к тому, что в восемнадцатом веке среди низших слоев населения получили распространение так называемые «разводные письма», которые не имели юридической силы, но все же придавали фактическому разрыву супругов какую-то видимость приличия в глазах окружающих. Супруги подписывали эти письма друг для друга, после чего порой вступали в новый «брак», который не признавался ни законом, ни Церковью, но иногда признавался друзьями и родственниками. Это было продолжением традиции, идущей еще со времен Ярослава. Нередко случалось, что такие письма, вопреки указам Синода, оформляли для своих прихожан сами священники. В 1730 году Синод издал указ, в котором осудил эту практику и пригрозил нарушителям «тяжким штрафом и лишением священства».
Число разводов постепенно росло, однако вплоть до революции 1917 года оставалось ничтожным по сравнению с общим количеством браков. На страну с многомиллионным населением в 1840 году приходилось 198 разводов, в 1880 — 920, а в 1890 — 942. Согласно данным переписи 1897 года, на 1000 женатых мужчин приходился один разведенный, а на тысячу замужних женщин — две разведенные, хотя фактически распавшихся семей было во много раз больше.
Российская православная церковь значительно расширила права супругов на развод практически одновременно с советской властью ( на соборе 1917—1918 годов ).
Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917−1918 г.
После Октябрьской революции 1917 года, в рамках проведения реформы семейного законодательства, был принят важнейший законодательный акт в истории разводов — декрет «О расторжении брака», на основании которого бракоразводные дела изымались из компетенции Церкви и передавались в ведение местных судов. Дела о разводах отныне могли возбуждаться по одностороннему заявлению супруга.
Когда новые церковные законы еще только обсуждались, член Поместного собора, крестьянин из Ярославской губернии Н. Г. Малыгин, сказал: «Не губите деревни принятием этой статьи; там эта статья совершенно неприменима. Если принята будет эта статья, то в деревне хоть каждый день разводись». Подобной точки зрения придерживался и крестьянин из Олонецкой губернии, член отдела церковной дисциплины А. И. Июдин — он опасался, что «теперь мужья будут нарочно избивать жен, чтобы те подали на развод, и заявил, что свобода разводов приведет к служению антихристову».
С 1926 года процедура расторжения брака еще более упростилась. Браки расторгались прямо в органах ЗАГСа, причем без обязательного присутствия второго супруга. Однако уже в 1944 году процедура развода вновь ужесточилась. Теперь брак, как и в былые времена, расторгался в судебном порядке, причем суд имел право отказать в удовлетворении такого иска, даже если на разводе настаивали оба супруга. Дела о расторжении брака рассматривались сначала народным судом, призванным принять меры к примирению супругов, а затем судом второй инстанции, рассматривавшим вопрос уже по существу.
С 1969 года процедура развода снова стала либеральной. Теперь брак можно расторгнуть через орган ЗАГС, и лишь при отсутствии согласия второго супруга, наличии в семье несовершеннолетних детей и некоторых других обстоятельствах спор о расторжении брака разрешается судом.
Сегодня в России «развестись» нельзя вообще, и термина «развод» не существует. Вместо него говорят: «Расторжение брака». Особой разницы нет, тем не менее слова «развод» в Семейном кодексе РФ вы не найдете. А расторгнуть брак достаточно просто — проще, чем в большинстве стран мира. При взаимном согласии супругов и при отсутствии детей это можно сделать через ЗАГС. Остальные должны обращаться в суд. В 2007 году в нашей стране на тысячу человек населения пришлось 4,8 развода.
Как разводились в дореволюционной России
Russia Beyond (Фото: Тамбовская областная картинная галерея)
Царь Иван Грозный был крайне несчастлив в браке. Первые три его жены умерли, причем третья – через 15 дней после свадьбы. Но четвертый брак с точки зрения православной церкви был недопустим – поэтому царю пришлось созвать целый церковный собор, чтобы получить благословение на четвертый брак – с Анной Колтовской. Собор при этом подчеркнул, что благословение на четвертый брак выдается только царю: «да не дерзнет (никто) такое сотворить, четвертым браком сочетаться», иначе «будет по священным правилам проклят».
Этот брак царя тоже оказался неудачным – по какой причине, неясно, но явно не из-за бесплодия невесты, так как царь охладел к ней всего через 4,5 месяца. Но как расстаться с венчанной супругой? Это было проблемой даже для царя.
«Женитьба есть – а разженитьбы нет»
«Под венец», Константин Маковский, 1890 год
Серпуховский историко-художественный музей
Русская православная церковь неохотно давала согласие на развод венчанных браков, для этого должно было быть веское основание. Какое именно, определяло церковное право – например, Церковный устав Ярослава Мудрого (XI-XII вв.). В нем четко определено, что ни мужчина, ни женщина не могут заключать новый брак без расторжения первого. При этом тяжелая или неизлечимая болезнь одного из супругов не могла являться основанием для развода.
Из Устава видно, что церковь предписывала сохранять любые браки, даже невенчанные официально. И все же основания для развода «по вине жены» в этом Уставе тоже указывались. Из основных – это покушение на убийство или обворовывание мужа, а также посещение «игрищ» и чужих домов без мужа, и, конечно, прелюбодеяние.
В XVII веке, пишет историк Наталья Пушкарева, «муж считался изменником, если он имел на стороне наложницу и детей от нее», жена же – даже если просто переночевала вне дома. Узнавший о «чужеложстве» жены супруг был, с точки зрения церкви, просто обязан с ней развестись.
«Боярышня». Фирс Журавлев, 1897
Музей изобразительных искусств Республики Татарстан
К «пущенным» (разведенным) женщинам общество уже относилось как к неполноценным, и на второе венчание они рассчитывать не могли – только на сожительство с кем-нибудь. В XVII веке в обиход вошла поговорка «Женитьба есть – а разженитьбы нет», намекающая на истинное положение дел в сфере брака. Вообще возможность развода по вине мужа церковные тексты допускали. Причиной могла быть импотенция («если муж не лазит на жену свою, [по этой причине] их разлучить» – XII век) или неспособность мужа содержать семью и детей (например, из-за пьянства). Но документов о разводе по инициативе женщины из-за измены или какой-либо другой вины мужа в допетровской Руси не сохранилось.
В среде простых людей – крестьян, небогатых городских жителей – вопрос мог решиться бегством от супруга. Закон формально предписывал беглых «женок» искать и возвращать мужьям – однако про беглых мужей ничего не говорилось. В общем, выход из положения был. А вот знатным людям, и тем более князьям и царям, жизнь которых должна была быть по определению благочестивой, развод было устроить значительно сложнее. С XIII-XIV веков получила распространение практика пострижения неугодных жен в монахини – часто насильно.
Монахини поневоле
«Соломония Сабурова. Смирение». Полина Минеева
Сам Иван Грозный своим рождением в каком-то смысле был обязан разводу своего отца, великого князя московского Василия III Ивановича (1479-1533). Его первая жена, Соломония Сабурова (1490-1542), за 20 лет семейной жизни не смогла родить наследника. Отсутствие детей в семье ставило под угрозу существование рода Рюриковичей. Василий даже обращался к Патриарху Константинопольскому за разрешением на развод по причине бесплодия жены, но патриарх не счел это веским мотивом для «разлучения».
Василий решил разводиться с Соломонией, заставив ее принять постриг, так как никаких проступков, которые могли бы послужить поводом для развода, за ней замечено не было. Поступок Василия вызвал крайнее осуждение со стороны русских церковных иерархов, но в 1525 году Соломония все же была пострижена в монахини московского Богородице-Рождественского монастыря. В начале 1526 года Василий III женился на молодой литовской княжне Елене Глинской – через три года она родила наследника, Ивана Васильевича.
Возможно, схему с разводом через постриг русские переняли у императоров Византии. Так, первая жена Константина VI (771–797/805) Мария Амнийская (770-821) была после отказа патриарха Константину в разводе насильно пострижена в монахини и сослана – после этого Константин женился во второй раз.
Этим «приемом» для развода с Анной Колтовской воспользовался и Иван Грозный – Анна была насильно пострижена в монахини с именем «Дария» и жила впоследствии в Покровском монастыре в Суздале. В тот же монастырь была пострижена и следующая жена Ивана – Анна Васильчикова (ум. 1577).
«Сначала любовь была изрядная»
Портрет Евдокии Лопухиной. Неизвестный художник, первая четверть 18 века
Последним царем, который применил постриг в качестве инструмента развода, был Петр Великий. Его первая жена Евдокия Лопухина была выбрана его матерью Натальей Нарышкиной в жены Петру без участия самого Петра – по мнению матери, сыну нужно было срочно жениться, так как стало известно, что жена его брата и соправителя Ивана Алексеевича (1666-1696), Прасковья Федоровна (1664-1723) ждёт ребенка. Наталья Кирилловна опасалась, что первенство в наследовании престола перейдет к ветви Ивана и оперативно организовала брак Петра с Евдокией Лопухиной, наследницей многочисленного рода военных. К тому же, согласно русской традиции, только женатый государь мог считаться совершеннолетним и полноценно царствовать. Петр и Евдокия венчались 27 января 1689 года; спустя два месяца у Ивана и Прасковьи родился ребенок – но не наследник, а дочь, царевна Мария (1689-1692).
Князь Борис Куракин, шурин Петра (он был женат на сестре Евдокии, Ксении Лопухиной) так описывал этот брак: «Сначала любовь между ними, царём Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалась разве только год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви». Хотя в 1690 у пары родился сын, царевич Алексей Петрович (1690-1718), но уже с 1692 года Петр оставил жену и стал жить с «метрессой» Анной Монс. После смерти Натальи Кирилловны в 1694 Петр вообще перестал поддерживать общение с Евдокией.
Ансамбль Покровского монастыря (Владимирская область, Суздаль, Покровская улица)
Walking catastrophe (CC BY-SA 3.0)
Находясь в 1697 году в Лондоне в период своего Великого посольства, Петр письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу уговорить Евдокию постричься в монахини, но та отказывалась. Приехав в 1698 году в Москву, Петр лишь через неделю соизволил увидеться с женой, которая снова отказалась постригаться – через три недели ее везли в Покровский монастырь уже под конвоем. И все же царь, видимо, стыдился своего поступка и во второй раз женился уже на Марте Скавронской (Екатерине I) только в 1712 году.
Разводы в императорской России
«Перед венцом», Фирс Журавлев, 1874
Государственный Русский музей
В петровскую эпоху церковь была подчинена светской власти – она стала управляться Святейшим Синодом, а патриаршество было отменено. Начиная с петровских времен, российское законодательство более четко определило «достойные» причины для развода: доказанное прелюбодеяние одного из супругов, наличие добрачной болезни, делающей невозможными супружеские отношения (тяжелые венерические заболевания или импотенция), лишение прав состояние и ссылка одного из супругов и безвестное отсутствие одного из супругов в течение более чем пяти лет.
Для «оформления» такого развода заявитель должен был обращаться в консисторию (управление) той епархии, в которой он проживал. Окончательное решение о расторжении брака – даже заключенного между крестьянами – выносил теперь Святейший Синод.
Статистика, впрочем, явно показывает, что случаи развода в императорской России были единичными. В 1880 году на страну с населением более 100 миллионов человек приходилось 920 разводов. По переписи 1897 года на 1000 мужчин приходился один разведенный, на 1000 женщин — две разведенные. В 1913 году по всей Российской империи на 98,5 млн православных был оформлен 3791 развод (0,0038%).
При этом интересно, что незаконнорожденные дети регулярно регистрировались – например, в Петербурге в 1867 году 22,3% детей были незаконнорожденными, в 1889 – 27,6%. А ведь дети, прижитые «на стороне», могли являться непосредственным доказательством супружеской неверности и основанием для развода – однако число разводов со временем не росло. В тогдашнем обществе развестись было по-прежнему очень сложно, даже для знатных людей.
В 1859 году княгиня Софья Нарышкина решила развестись со своим мужем по серьезной причине – супруг сообщил ей, что во время заграничного путешествия он заразился венерической болезнью и стал импотентом. Разбирательство по этому случаю в Святейшем Синоде затянулось на 20 лет, а развод Нарышкиной в итоге так и не дали.
Князя Григория Александровича свидетельствовали врачи и обнаружили у него сифилис, который, судя по нахождению язв, был получен «через совокупление с женщиной», однако он, по мнению докторов, мог быть излечен, а половая функция – восстановлена. Далее Синод поразительным образом счел, что прелюбодеяние не может быть доказано только со слов самого князя, а в браке уже были рождены дети, поэтому развод решили не давать. Болезни, даже такие, по-прежнему считались «недостойным» поводом для расторжения брака. Мужу «предписывалось удерживать жену свою, хотя бы она была бесноватая и носила оковы».
Так что вопрос расставания со своими супругами русским дворянам приходилось как-то решать самостоятельно – чаще всего супруги просто разъезжались. Однако без расторжения брака мужья продолжали быть материально ответственны за своих жен, содержали их и делились с ними имуществом.
С приходом к власти большевиков вопрос развода был решен, как и многие другие, радикально. Согласно Декрету о расторжении брака, развод теперь мог быть оформлен уже не церковными, а светскими органами – причем по просьбе даже одного из супругов. Заключение и расторжение браков теперь фактически занимало несколько минут.