в каком году разбился сенна айртон
Самый черный день: как погиб Сенна
20 лет назад, 1 мая 1994 года, произошла самая загадочная и необъяснимая авария за всю историю Формулы-1. Легендарный гонщик Айртон Сенна, находясь на пике карьеры, врезался в бетонные ограждения на скорости более 200 километров в час. Медики сделали все от них зависящее, но легендарного спортсмена спасти не удалось: Сенна получил травмы, несовместимые с жизнью. В годовщину самого черного дня в истории автогонок, как его назвали журналисты, мы попытались воспроизвести события Гран-при Сан-Марино 20-летней давности.
Адриана Галисто, подруга Сенны, собирает сумку возлюбленному. Вещей у Айртона не слишком много: гонщик не любил выделяться. Пара сменных футболок, белье и Библия – с таким набором Айртон отправлялся на большинство Гран-при.
Сенна выходит из дома, рядом с которым уже припарковано такси до аэропорта. Регулярными рейсами гонщик не летал из-за требований безопасности в команде Williams, за которую выступал. Вот и в этот раз Айртон воспользовался собственным восьмиместным самолетом British Aerospace HS125.
Самолет гонщика приземляется в итальянском городке Форли. Сенна прилетел в Италию раньше многих членов команды из-за того, что у него было несколько обязательств по рекламным контрактам. В Италии Сенна должен был присутствовать на премьере нового бренда, под которым выпускали велосипеды – Senna.
Сенна заселился в гостиницу Castello, в которой обычно останавливается McLaren. С этим отелем у него связаны самые яркие впечатления еще во времена его выступлений именно за McLaren.
Поужинав, гонщик отправляется в номер. Сенна, часто страдающий бессонницей, редко засыпал раньше двух часов ночи. Этот раз исключением не стал – заснул Айртон только в начале третьего.
Свободные заезды начинаются рано – уже в девять часов. Сенна смог показать лучший круг, почти на секунду опередив ближайшего преследователя.
Квалификационные заезды начинаются с первой аварии в черный уик-энд. Рубенс Баррикелло по необъяснимым причинам вылетает с трассы и врезается в ограждение. Пилот экстренно госпитализирован, а квалификация прервана.
Сенна, едва узнав об аварии, решает покинуть автодром – гонщик направляется в больницу. Спустя несколько лет Барикелло еще не раз вспомнит тревожные глаза Айртона, когда тот увидел его под капельницей.
Вторая квалификационная сессия в самом разгаре. Сенна, которому удалось полностью переключиться на гонку и на время забыть о вчерашнем происшествии, улучшает результаты круг за кругом.
Автодром в Сан-Марино погрузился в тишину. В это поверить было невозможно: ровно через 24 часа на трассе происходит еще одна авария. На этот раз, с летальным исходом. Роланд Ратценбергер, разогнав болид практически до предельной скорости, врезался в ограждение.
Сенна до последнего не может поверить в то, что произошло. Он садится в машину безопасности и лично направляется к месту трагедии.
По инициативе Сенны состоялось собрание гонщиков. На нем пилоты договорились о создании рабочей группы по безопасности.
До основной гонки остается ровно час. Сенна, который умело выходил из трудных ситуаций, на этот раз, по признанию партнеров, спасовал. По его лицу было видно, что желания принимать участие в гонке у него абсолютно нет.
Спустя 17 минут после старта произошла третья авария. Та, которую назовут самой необъяснимой в истории Формулы-1. Проходя скоростной поворот, Сенна врезался в отбойник на скорости более 300 километров в час. Болид откинуло в сторону заграждений. В момент столкновения скорость составляла около 209 километров в час.
14:19
Гонка прервана. Кадры, на которых видно, как пилота достают из искореженного болида, облетели весь мир. Домработница в доме Сенны в Португалии потом будет вспоминать, как девушка пилота вскрикнула: «На самом деле, это хорошо. Наконец-то Айртон приедет домой раньше, чем обычно». Но уже через считанные минуты она поняла, насколько серьезно столкновение.
К месту аварии подъезжает профессор Сид Уоткинс – один из лучший врачей тех времен. У Сенны раздроблен череп, а из-под шлема, не переставая, сочится кровь. Консилиум врачей понимает: пилота уже не спасти.
Тем временем в паддоке Берни Эклстоун принимает решение, которое потом еще долго будут обсуждать на разных уровнях: Гран-при Сан-Марино будет возобновлено.
Последняя гонка Волшебника. Ровно 26 лет назад погиб Айртон Сенна
В паспорте у него было написано «Айртон Сенна да Силва», журналисты звали его «Человеком дождя», а болельщики – просто «Волшебником». Сын богатых родителей и представитель дорогого вида спорта, он был для бразильцев таким же близким и родным, как футбольные звезды, начинавшие свой путь с дворовых площадок фавел. Сенну не просто обожали – его боготворили! И черный уик-энд «Гран-при Сан-Марино», унесший жизни сразу двух пилотов (и едва не обернувшийся гибелью третьего) запомнился, в первую очередь, именно как последняя гонка великого Айртона.
ПУТЬ К СЛАВЕ
В 1984-м, на трассе в Жакарепагуа на домашнем этапе в Бразилии Айртон провел свой первый «Гран-при».
Судьба еще не раз сведет их вместе. Именно эта парочка – харизматичный, импульсивный, отчаянный Волшебник и рассудительный, спокойный, вдумчивый Профессор на десятилетие станут главными персонами всей «Формулы-1». И выиграют на двоих 7 титулов!
Правда, если Прост свое первое чемпионство оформит уже в 85-м, Сенне придется ждать до 88-го. Три года после выступления за «Тоулман» он проведет в «Лотусе», прежде чем перейдет в «Макларен» в 88-м. К этому моменту на счету Айртона уже было шесть побед (первую он одержал на «Гран-при Португалии»-1985), но не было статус суперзвезды. Тем не менее, их противостояние с Простом станет самым ярким соперничеством партнеров по одной команде в истории всей «Формулы-1». При том, что француз изначально считался вроде как лидером коллектива из Уокинга…
НЕПРОСТОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО С ПРОСТОМ
Прост возьмет реванш в 1989-м. Но к концу того чемпионата Ален поймет, что в «Макларене» больше благоволят Сенне. Непримиримое, принципиальное соперничество обернется стычками на трассах, постоянными ссорами и атмосферой если не ненависти, то откровенной вражды межу двумя гонщиками. В итоге Ален предпочтет уйти в «Феррари». И пока будет безуспешно пытаться спасти «Скудерию» (не побеждавшую в чемпионате с 1979 года!), Айртон дважды подряд возьмет титул (в 1990-1991 годах).
В 1991-м Прост покинет и Маранелло, разругавшись с руководством «Феррари», не сумевшим предоставить ему конкурентоспособный болид. Сезон-1992 (год дебюта Шумахера и доминирования Мэнселла) он пропустил, а в 1993-м вернется уже в «Уильямс», уверенно выиграет четвертый титул и окончательно завершит карьеру.
Мир же замрет в предвкушении новой великой дуэли – теперь между опытным Сенной и молодым Михаэлем Шумахером.
РОКОВОЙ УИК-ЭНД
Увы, это было ошибкой.
Тот уик-энд в Имоле сразу пошел не так! Для начала на тренировке в серьезную аварию попал Рубенс Барикелло. Молодой бразилец, друг Айртона Сенны (многие считали Рубиньо его протеже), получил тяжелейшие травмы и был отправлен в больницу. Трехкратный чемпион так переживал за своего соотечественника, что вопреки запрету врачей ночью пробрался в госпиталь, перескочив через забор, и навестил товарища. Позднее Барикелло установит рекорд «Формулы-1» по количеству гонок – он выступит в 326 «Гран-при», и продержится в списке участников чемпионата аж до 2011 года! Но вот тогда, 29 апреля 1994-го, никто не был уверен, что он в принципе выживет. Не говоря уже о том, что продолжит карьеру.
В субботу, 30 апреля, погиб Роланд Ратценбергер.
Две тяжелых аварии за два дня ужаснули болельщиков и всерьез насторожили гонщиков. Сенна, как лидер профсоюза, в воскресенье с утра созвал собрание пилотов, на котором было решено создать рабочую группу по усилению мер безопасности.
Спустя всего лишь несколько часов не стало уже Айртона.
Эти кадры видели все – «Уильямс» Сенны срывает в скоростном повороте «Тумбурелло», выносит на обочину и на огромной скорости бьет о стену. Прибывшие на место спасатели и врачи уже констатировали серьезные травмы – из носа Айртона сочилась кровь и мозговая жидкость, была разорвана височная артерия, череп раздроблен в районе правого глаза. Формально, бразилец был еще жив, когда его доставили в местный госпиталь. Но тесты показали, что мозг Волшебника погиб. И нет никаких шансов на спасение. В тот же день его отключили от систем жизнеобеспечения. А мир узнал, что самого известного и популярного пилота больше нет.
Причины трагедии толком не ясны до сих пор. Причиной срыва с траектории, возможно, стала непрогретая резина – до этого на протяжении шести кругов пилоты ехали за машиной безопасности (она появилась на трассе из-за аварии на старте, когда в заглохший болид Юрки Ярвилехто врезался Педро Лами). Вероятно, что Айртон не до конца прогрел покрышки, прежде чем стал атаковать. Сам его стиль пилотажа, подразумевающий постоянный поиск грани возможного, тоже мог поспособствовать ошибке пилота – грань ведь легко перейти…
Телеметрия показала, что в момент вылета с трассы скорость «Уильямса» была 310 км/ч. В момент столкновения с отбойником – 218 км/ч. Внешне машина не получила каких-то роковых повреждений (если сравнивать с другими фатальными инцидентами). Айртона же сгубил рычаг передней подвески, который не вынес удара, сломался и пробил шлем гонщика. За это многие до сих пор винят в смерти Сенны инженеров команды и лично сэра Фрэнка Уильямса, не сумевших построить достаточно безопасный болид.
Как бы там ни было, Айртон погиб. Ему было 34 года. Он успел выиграть три чемпионата мира, 41 гонку и 65 квалификаций. Он остался в памяти многих как один из самых ярких и талантливых гонщиков, когда-либо живших на планете Земля. И считается таковым до сих пор – спустя 25 лет после смерти.
5 фактов о жизни Айртона Сенны. От запрещенной фотоссесии до роковой аварии
Ровно 27 лет назад 1 мая 1994 года весь мир был потрясен трагической смертью одного из величайших спортсменов в истории бразильского спорта.
Трехкратный чемпион мира «Формулы-1» Айртон Сенна начал сезон 1994 года, осуществив мечту: стать частью победоносной команды «Уильямс-Рено». Бразилец уже пытался присоединиться к «Уильямсу» в прошлом сезоне, но его остановил Ален Прост, один из его главных соперников.
Но еще одной причиной был контракт, который запрещал Айртону выступать за другую команду, но к концу года он заканчивался, что только подогревало его желание. Тем более Прост решил разорвать контракт у «Уильямсом» по окончании сезона 93-го, чтобы завершить свою карьеру в «Формуле-1». В общем все шло к этому трансферу.
Несмотря на то, что бразилец только что присоединился к команде, которая выиграла два последних титула, начало сезона было не таким, как ожидал Сенна, поскольку машина «Уильямса» показала некоторую нестабильность с изменениями, внесенными после решения «ФИА», а именно запрета на электронные автомобильные системы.
Наступило 1 мая 1994 года. Казалось, что на Гран-при Сан-Марино победа будет обязательно на стороне Сенны. Но ужасная авария унесла жизнь бразильского пилота.
В этот очень важный день для поклонников автоспорта и одного из величайших спортсменов страны вспоминаем пять любопытных фактов о жизни Айртона Сенны.
1. Борьба с параличом лицевого нерва
Сенна был не только выдающимся гонщиком, но и очень популярным спортсменом. Все, что делал бразильский пилот, казалось, достойно обложек журналов. Однако в конце 1984 года Айртон привлек внимание к теме, которая волновала всех: паралич лицевого нерва.
2. Запретная фотосессия с Галистеу
Как уже было сказано, Сенна привлекал много внимания СМИ. Личная жизнь в том числе. В 1993 году, например, пилот вернулся в заголовки из-за своего романа с моделью Адриан Галистеу.
Несмотря на попытки сохранить конфиденциальность их отношений, Айртон узнал, что Адриан уже давно работает на журнал Playboy. Во избежание дальнейших преследований Сенна даже позвонил из Португалии напрямую журналисту Жука Кфури, который в то время был директором журнала.
В 1995 году, через год после потери Айртона, модель получила рекордное предложение за обнаженную фотоссесию в юбилейном выпуске журнала. На этот раз фотографии были опубликованы, став настоящим коммерческим успехом, разошедшимся тиражом более 1,2 миллиона экземпляров.
3. Несчастные случаи в Имоле потрясли Сенну
Перед смертью Сенны произошло много трагичных происшествий на Гран-при Сан-Марино. В пятницу в тяжелую аварию угодил другой бразилец Рубенс Баррикелло, когда он вылетел за пределы трассы и врезался в верхнюю часть шинного барьера.
Но помимо Сенны на этой трассе произошла еще одна авария со смертельным исходом. На следующий день после аварии Рубенса австриец Роланд Ратценбергер, выступавший за «Симтек», серьезно врезался в стену в поровое Вильнев.
Из-за удара произошел перелом основания черепа. Пилота срочно доставили в больницу Маджоре в Болонье. Однако через восемь минут пришло известие: он мертв.
Из-за смерти многие гонщики хотели отказаться от участия в Гран-при в то воскресенье. По словам Сида Уоткинса, главного врача «Формулы-1» тогда, Сенна был одним из наиболее подавленных пилотов смертью своего коллеги.
Тем не менее, старт был дан, но омрачен аварий между Джей Джей Лехто и Педро Лами. Погибли несколько зрителей. Затем уже на втором круге после рестарта Сенна потерял контроль над трассой машиной и на огромной скорости влетел в стену в повороте Тамбурелло.
4. Он хотел посвятить победу в гонке погибшему Ратценбергеру
На трассе показали красный флаг. Хотя многие почувствовали облегчение, увидев по телевизору, как Сенна слегка поворачивает голову, на самом деле это было связано с глубоким повреждением головного мозга.
В болиде бразильца был найден австрийский флаг, которым тот хотел почтить память Роланда Ратценбергера после окончания гонки. Этого, к сожалению, так и не произошло.
5. На похоронах присутствовали миллионы людей
После аварии в Имоле Бразилия в целом была опустошена потерей величайшего спортсмена того времени и одного из величайших в истории. Из-за национальных волнений правительство Бразилии даже объявило официальный трехдневный траур.
Кроме того, бразильское правительство устроило Сенне президентские похороны. Похоронная церемония длилась почти сутки. Сначала гроб из аэропорта Гуарульюс доставили к Законодательному собранию, а затем только на кладбище Морумби.
На улицы вышли проститься с Сенной около трех миллионов человек. Кроме того, церемония транслировалась в прямом эфире по телевидению.
«Он спас жизнь мне, но не смог выжить сам». История Айртона Сенны и Эрика Кома
Великий бразилец всегда стремился помочь другим.
23 года назад случился черный уик-энд «Формулы-1» – в квалификации Гран-при Сан-Марино погиб Роланд Ратценбергер, а в самой гонке разбился насмерть один из лучших гонщиков в истории «Формулы-1», Айртон Сенна. Он ничего не смог поделать в тот день, когда элемент подвески правого переднего колеса пробил его шлем.
Но за два года до этого он спас жизнь другого гонщика, рискуя своей.
Об этом эпизоде его карьеры почему-то очень мало рассказывают. Даже несмотря на то, что Гран-при в Советском Союзе освещались скудно, многим известны такие хайлайты карьеры Сенны, как дождливая гонка в Монако за рулем Toleman, столкновение с Простом на Сузуке, драка с Ирвайном и сезон в McLaren, где Айртон подписывал новый контракт на каждую гонку отдельно, но о событиях Гран-при Бельгии 1992 года на русском языке информации очень мало.
Смертельный спорт
Вольфганг фон Трипс за секунду до гибели
Автогонки всегда были связаны со смертностью участников. Высокая скорость, высокие физические нагрузки, сложная техника, а также невозможность обеспечить идеальные условия защиты здоровья – все это приводило к тому, что черный список автогонок во всем мире исправно пополнялся с самого их начала, невзирая на титулы и регалии того, кому судьбой было предрешено выйти на старт своего последнего в жизни Гран-при. Гонщики гибнут по всему миру и сегодня, хотя, надо отдать должное FIA, уровень безопасности в автогонках сделал огромный рывок вперед, и если говорить про ту же Формулу-1, жуткие аварии вроде инцидентов Кубицы в Монреале-2007 и Сато в Австрии-2003 остаются без последствий для пилотов.
Элио де Анджелис
В 1984 году Сенна дебютировал в Формуле-1 за рулем скромного Toleman, но уже в 1985 оказался в Lotus, где его партнером был Элио де Анджелис. Итальянский гонщик-аристократ выступал за команду Колина Чэпмэна с 1980 года, и всегда гордился тем, что именно Чэпмэн его лично в команду пригласил. В предыдущие сезоны ему удалось переиграть Найджэла Мэнселла и утвердиться в роли лидера команды, однако переход Сенны многое изменил. По большому счету, молодой бразилец был быстрее де Анджелиса, однако его победы в Гран-при в 1985 году не капитализировались в значительное преимущество над итальянцем – у того было гораздо меньше сходов, благодаря чему на финише сезона их разделило всего 5 очков – Сенна закончил сезон 4-м, а де Анджелис – 5. Впрочем, Айртон знал себе цену – его контракт был составлен так, что он мог накладывать вето на выбор команды для роли второго пилота. Убедил Сенна руководство и расстаться с де Анджелисом – бразилец был уверен, что команда добьется лучших результатов, если свои силы сосредоточит на одном пилоте. В итоге, Сенна заблокировал контракт своей команды с Дереком Уориком и выбрал себе в напарники Джонни Дамфриза (3 очка в сезоне 1986 года против 55 у Сенны), а де Анджелис перешел в Brabham. Новая машина BT55 гениального конструктора Гордона Марри получилась революционной, но, несмотря на хорошие перспективы, требовала обкатки. В первых четырех Гран-при сезона де Анджелис всего раз доехал до финиша, после чего команда решила принять участие в тестах во французском Ле Кастелле в мае.
Увы, но день 14 мая 1986 года стал последним в жизни Элио де Анджелиса. В одном из поворотов трассы Поль-Рикар, которая в следующем году вернется в календарь Ф1, его Brabham попал в аварию – на скорости 290 км/ч оторвалось заднее антикрыло. Болид пробил ограждение, перевернулся и загорелся. При этом, на этих тестовых заездах не работала ни бригада спасателей, ни медицинский персонал – в результате, де Анджелис провел долгое время в горящей машине, в то время как извлечь оттуда его пытались не спасатели, а проезжавшие мимо гонщики – Джонс, Мэнселл и Прост. Его достали из машины через 10 минут после аварии. Еще полчаса ждали вертолет. Спустя 29 часов де Анджелис был объявлен скончавшимся в клинике Марселя, причем не от травм, а от отравления угарным газом. Этот случай был для Ф1 резонансным: тогдашний президент ФИА Жан-Мари Балестр после этого случая начал кампанию за безопасность гоночных машин, одним из пунктов которой был запрет турбодвигателей, дабы обуздать скорости в гонках. На некоторое время аварии со смертельным исходом прекратились, однако пилоты продолжали получать тяжелые травмы.
Мартин Доннелли
Авария де Анджелиса шокировала весь формульный мир, повлияла она на восприятие гонок и Сенной. Он был мягким человеком вне трассы – известна его дружба с Бергером, настоящее шефство над юным Баррикелло, нормальные человеческие отношения у него были и с де Анджелисом. Гораздо большее влияние, впрочем, на него оказала авария Мартина Доннелли в 1990-м году.
Ирландского гонщика Мартина Доннелли в августе 1990 года журнал Autosport поместил на обложку с заголовком «Новый Мэнселл?» – настолько он был хорош в младших сериях и настолько неплохо смотрелся за рулем уже безнадежного Lotus. 28 сентября 1990 года Формула-1 приехала в Херес на Гран-при Испании. Утром в пятницу Доннелли подписал контракт с Lotus на следующий сезон на место первого пилота команды, при том что имел еще три предложения на руках – он был чем-то вроде восходящей звезды в 1990 году. Все оборвалось в тот же день, во время пятничной квалификации. На скорости 268 км/ч машина Доннелли врезалась в ограждающий трассу барьер и буквально разломилась пополам, а сам гонщик безжизненно лежал по середине гоночного полотна.
Абсолютно все на трассе были уверены, что Доннелли мертв. Доктору Формулы-1, профессору Сиду Уоткинзу потребовалось почти 9 минут, чтобы добраться до тела гонщика – авария случилась на въезде в пит-лейн, а медицинская машина стартовала от выезда и скорость гоночных болидов, ясное дело, не развивала.
Но было еще один человек вместе с медицинской бригадой, кто прибыл на место аварии. Это был давний друг Мартина, знакомый с ним еще по британской Формуле-Форд. Его звали Айртон Сенна. Чемпион мира по автогонкам в классе машин Формула-1.
«Произошло ужасное происшествие, сессия была остановлена. Я смотрел трансляцию квалификации в боксах и решил, что должен увидеть все своими глазами», – сказал потом Айртон. Сенна хорошо знал Доннелли. Они проводили много времени вместе, например, запуская радиоуправляемый самолет Сенны на трассе в Снеттертоне. Профессор Уоткинз обнаружил Доннелли еще живым, пусть и посиневшим от асфиксии. Он аккуратно высвободил голову Доннелли и попросил Сенну поддержать окровавленный шлем друга. Спустя полтора часа, когда Доннелли доставят на вертолете в госпиталь Севильи, Сенна за рулем McLaren установит рекорд трассы в Хересе. «Это как нельзя лучше характеризует Айртона, – годы спустя скажет Доннелли, для которого та гонка стала последней в карьере, – он всегда разделял личное и профессиональное». Сам Сенна на пресс-конференции после квалификации так комментировал свой поступок: «Знаете, если вы однажды упали с лошади, то лучший способ восстановиться – снова сесть на лошадь».
Те не менее, авария задела Сенну за живое. Вечером он смог пробраться в больницу к Доннелли, а затем на два часа оккупировал внимание Сида Уоткинза, подробно расспросив врача о действиях во время эвакуации Доннелли. «Он не просто переживал за друга, – вспоминает Уоткинз, – он словно хотел сам пережить это, почувствовать себя в чужой шкуре. Он хотел быть уверен, что выживет, если попадет в такую же аварию».
Эрик Кома
Сезон 1992 года запомнится феноменальным доминированием команды Williams – наконец-то чемпионом стал Найджел Мэнселл, который буквально выстрадал всей своей карьерой эту машину и эту команду. Айртон Сенна, трехкратный чемпион мира, все еще выступал за McLaren Honda, однако в итоговой таблице чемпионата пропустит вперед не только сверхзвуковые Williams Мэнселла и Патрезе, но и вчерашнего дебютанта Михаэля Шумахера. У Сенны в 1992 году будет феноменальная гонка в Монако, где он выиграет, 8 кругов отбивая настырные атаки Мэнселла. Своя феноменальная гонка в 1992 году будет и Шумахера – он выиграет Гран При Бельгии, свою первую гонку в карьере, показав блестящий пилотаж в условиях мокрой трассы. Неужели он сможет бросить вызов Сенне в будущем?
Именно благодаря первой победе Шумахера Гран При Бельгии 1992 года и известен, но важно не только то, что случилось в воскресенье, но и то, что произошло в пятницу. И снова во время первой квалификации.
Начало 90-х – время, когда немецкие гонщики были в такую же диковинку, как сегодня – швейцарские. Заявочные листы тех сезонов полны итальянцев, отпрысков богатых бразильских семей, получавших гоночное образование в Англии, японских протеже автопроизводителей… В их число попадает и французское трио Алези – Кома – Бернар, которое было готово покорить весь мир.
Эх, если бы в Формуле-1 на победу в чемпионате претендовало бы 6-7 команд. Увы, французская национальная гоночная идея, еще кое-как работавшая на уровне младших серий благодаря сильным командам вроде ORECA и DAMS, в Формуле-1 предлагала своим юным талантам весьма специфическую протекцию. Так, несчастный Эрик Бернар лучшие годы провел за рулем машины французской команды Larousse, которая ему позволяла набрать исключительно редкие очки, Жан Алези оказался слишком поздно за рулем Tyrrell и слишком рано за рулем Ferrari, а сезон во французской Prost так и останется единственным в карьере француза, в котором он не наберет очков. Эрик Кома дебютирует позже своих соперников по младшим формулам, подписав контракт на два года с Ligier. Впрочем, это была совсем не та Ligier, что раньше – последняя победа датировалась 1981 годом, а прямо перед дебютом Кома в 1991 года команда вступила в периоде безвременья, за четыре сезона всего трижды оказавшись в очках, что в условиях надежности машин того времени иначе как катастрофой не назовешь. Не добавил оптимизма и первый сезон Кома в команде Ги Лижье – после того, как в 1987 году «национальная» команда осталась без «национального» мотора Renault, мучительные поиски нового моториста никак не могли увенчаться успехом, и сезон с двигателями Lamborghini не стал исключением – 0 очков на двоих для Кома и ветерана Тьерри Бутсена. Бельгиец должен был делиться опытом с молодым французским пилотом, однако именно со стороны распираемого амбициями Кома исходило нежелание иметь дело с Бутсеном.
«Утро пятницы было чудесным и солнечным – для всех, но только не для Эрика Кома», – легендарный британский голос Формулы-1 Марри Уокер так начнет сюжет о пятничных заездах Гран При Бельгии.
Кома ошибся в повороте Blanchimont и на огромной скорости врезался в ограждение – сильно поврежденную машину выбросило обратно на трассы, а голова гонщика жутковато завалилась на правую сторону. «Я не помню момент аварии, – говорит Эрик Кома, – правое переднее колесо сильно ударило меня по шлему, просто вырубило меня». Ехавший следом Айртон Сенна сумел удивительно чутко прочувствовать ситуацию. В гонках случается огромное количество аварий и столкновений, но если у телезрителей есть несколько повторов, чтобы рассмотреть случившееся, то у гонщика в болиде – доли секунды чтобы сориентироваться. И этой доли хватило Айртону Сенне.
Алекс Дзанарди
Конечно, Сенне и самому приходилось попадать в передряги. Но если в 1984 году, разбив свой Toleman в Хоккенхайме, Сенна по-мальчишески сердился на машину, то в 1991, оказавшись на Гран-при Мексике в гравийной ловушке вверх ногами, он впервые сам посетил доктора Уоткинза как потерпевший. Сенна по-прежнему старался получить как можно больше информации о том, что происходит с гонщиком после серьезной аварии. На Гран При Бельгии 1993 года в скоростном повороте Eau Rouge вдребезги разбил свой Lotus Алессандро Дзанарди. Будущий чемпион CART оставался в сознании, его машину обступили маршалы, однако для всех них это чуть не обернулось трагедией!
По трассе в месте аварии были разбросаны обломки, перед которыми остановился McLaren Ford, за рулем которого в этот раз сидел не Сенна, но его партнер по команде – Майкл Андретти. У американца вышел паршивый сезон, он потерял уверенность в себе напрочь. Он просто не знал, что делать в этой ситуации, но все-таки решил объехать место аварии, резко вырулив налево, на траекторию. В этот момент сзади на полной скорости мчался Айртон Сенна, которому пришлось резко уйти с траектории, чтобы не столкнуться с Андретти. Машину повело, она задом вылетела практически в то же место, где дымился разбитый Lotus Дзанарди. Машины разделило меньше чем полметра. Тем не менее, именно Сенна первым, раньше врачей, бросился на помощь получившему переломы Дзанарди.
Айртон Сенна
Что-то должно было случиться. Машины образца 1994 года явно были опасными. Benetton в пару к Шумахеру пригласил блеснувшего в командах-аутсайдерах Юрки Ярвилехто, но вместо лучшего сезона в карьере финн заработал на тестах травму шеи, которая потом поставит крест на всей его карьере. Жан Алези получит травму спины на тестах между первым и вторым этапами – так, за рулем Ferrari окажется Никола Ларини, который завоюет свой единственный в карьере подиум на третьем этапе сезона 1994 года. На Гран При Сан-Марино.
В пятницу на тренировке в аварию попадет молодой гонщик Jordan, Рубенс Баррикелло. Переехав в Европу, он сразу попал под опеку Сенны, даже жил у него дома. Баррикелло чувствовал доброе отношение Сенны к себе – совсем не такое, какое было у Сенны к партнеру бразильца, Эдди Эрвайну. Тот ярко дебютировал на Гран При Японии 1993 года, когда не только заработал на паршивой технике очко в первой же гонке в карьере, но запомнился также обгоном Сенны, чтобы вернуться в один круг с ним, а также перепалкой в боксах после Гран При, где Сенна настаивал на том, что опасный маневр Эрвайна мог привести к аварии (это очень странно звучало из уст именно Сенны), а Эрвайн отвечал, что «просто гонялся» (так ответил бы на его месте сам Сенна). Впрочем, гонялся Эрвайн не долго – на первом этапе сезона 1994 года он стал инициатором массовой аварии, за что был на 4 гонки дисквалифицирован.
– Совершенно внезапно оказалось, что мы сидим рядом с Сенной, – говорит Кома, который к тому моменту сменил Ligier на Larousse, – мы оказались рядом впервые за много лет. Все гонщики были подавлены случившимся: словно, все это происходит не с нами. Айртон снова сказал, что нужно усилить безопасность машин Формулы-1, чтобы смерти на гонках не повторились
На старте случилась очередная авария – в вернувшегося после травмы за руль Ярвилехто врезался Педро Лами. Обломками была усыпана вся стартовая прямая, кроме того – смертельное ранение получил полицейский. Дирекция гонки выпустила Safety Car, который оставался на трассе с 1 по 6 круг. На 7 круге, лидировавший в гонке Сенна вылетел в повороте Tamburello.
– Это абсолютно неприемлемо! Ничего хуже я не видел за всю свою карьеру! Гонка остановлена, все машины в боксах, а этот Кома на Larousse выезжает и на огромной скорости несется к Tamburello! – Эдди Эрвайн не терял времени зря, коротая время дисквалификации в комментаторской кабине. Выглядело действительно странно – гнетущую тишину Автодрома имени Энцо и Дино Феррари вдруг нарушил рев мотора, а через пару секунд красно-белая машина была на месте инцидента.
– Когда я понял, что с Айртоном случилась беда, я не мог оставаться на месте, – вспоминает Кома, – Я примчался в Tamburello, там был медицинский вертолет, реанимация, врачи. Я вышел из машины и подошел к тому месту, где медицинская бригада пыталась помочь Айртону
Профессор Уоткинз вспоминает, что сразу понял – дело очень плохо: «У него из носа шла кровь и мозговая жидкость, был пробит череп в районе правого виска. Уже потом мы нашли у него в рукаве запачканный кровью флаг Австрии – он хотел выиграть Гран При и посвятить победу Раценбергеру».
– Я стоял совсем рядом, буквально парализованный. Два года назад Айртон спас мне жизнь, но сейчас я ничем не могу ему помочь – ситуация гораздо серьезнее, чем тогда, вокруг врачи, и по ним видно, что они ничего не могут сделать, – продолжает Кома, – Я был последним гонщиком на Земле, кто видел Айртона живым. Мне очень тяжело жилось с такой «наградой».
Гибель Сенны оставила не только пустоту в сердцах болельщиков автоспорта, но и такие артефакты, как неоплаченный долг Эрику Кома, а мне – рисунок младшего брата, нарисовавшего синюю машину, лежащего на земле гонщика и большое красное пятно у его головы. Авария Сенны стала последней «телевизионной»: когда через 5 лет разобьется в Сильверстоуне Шумахер, камеры покажут только общий план поврежденной машины, а сам процесс эвакуации пилота маршалы загородят специальными экранами. А через 20 лет после гибели Сенны, Formula One Management так и не даст в эфир кадры с аварией Жюля Бьянки, а также выкупит пленку у чешского фотографа, снявшего машину Жюля прямо на месте аварии. Может, это и гуманно по отношению к телезрителям. Но иначе считал Айртон Сенна, который еще до эпохи трансляций со 100 HD камер хотел разобраться во всем сам – что с Доннелли, что с Кома – не натурализма ради, а чтобы знать, как действовать в подобной ситуации.
Именно такое знание спасло Эрику Кома жизнь.