в каком году разбился самолет с хоккеистами в свердловске
Часть сведений о самой загадочной авиакатастрофе первых послевоенных лет до сих пор закрыта от общественности, а эксперты по-прежнему спорят о причинах, из-за которых погибло 13 хоккеистов.
Коллаж LIFE. Фото © Shutterstock, © agesmystery.ru
Сразу после войны руководитель СССР Иосиф Сталин задумался не только о том, чтобы восстановить промышленность, но и о возрождении спортивных соревнований. С профессиональным спортом в послевоенном Союзе было непросто — большинство мужчин призывного возраста, которые играли в хоккей в мирное время, только-только вернулись с фронта, их здоровье и физическая форма были далеки от идеала. Однако поставленную вождём народов задачу выполнили с блеском.
Особым приказом Сталина уже к началу лета 1946 года началось формирование спортивного объединения ВВС Московского военного округа (ВВС МВО). Для уникального формирования набирали всех физически крепких спортсменов со всей страны. Помимо футбола, баскетбола и волейбола в ВВС МВО была записана и хоккейная команда, поскольку хоккей с шайбой был вторым по популярности видом спорта в СССР задолго до войны. 21 декабря 1946 года «московские лётчики» были оформлены официально.
Созданием ВВС МВО ознаменовалась эра ускоренного перехода к мирной жизни — в стране, разрушенной войной, активно проводились чемпионаты и всесоюзные соревнования, позволявшие людям ненадолго отвлечься от бытовых проблем. Покровителем «сталинских соколов» стал Василий Сталин — сын вождя и большой фанат спорта. Под его присмотром команда получала не только тренировочные базы (и это в разрушенной войной стране), но и возможность свободно перемещаться по Союзу.
70 лет назад разбилась команда ВВС. Погибли звезды советского хоккея, а о трагедии умалчивали почти 20 лет
Погибли 19 человек.
В январе 1969-го в еженедельнике «Футбол-Хоккей» вышла маленькая заметка – читатель спрашивал о мемориале памяти команды ВВС, а автор рассказал о том, что в январе 1950-го в авиакатастрофе погибла большая часть лучшей команды советского хоккея того времени. Это был первый в советской прессе рассказ о трагедии, о которой до этого молчали двадцать лет – возможно, молчали бы и дальше, если бы в СССР не появилось первое СМИ, которое подробно писало о хоккее.
7 января на посадке в сложных метеоусловиях разбился самолет Ли-2, в аварии погибли 6 членов экипажа, 11 игроков, врач и массажист команды. Разные факторы привели к тому, что о той катастрофе мы знаем довольно мало. Многие из свидетелей катастрофы умерли еще до наступления гласности, и их просто не успели спросить. То, что аварию в свердловском аэропорту Кольцово замалчивали два десятилетия, тоже сыграло роль. Так вокруг одной из главных трагедий в истории советского хоккея наросли мифы.
Команда ВВС Василия Сталина, 1948
Первый из них: что о катастрофе самолета предупреждал Вольф Мессинг – из-за него на матч не полетел хозяин ВВС Василий Сталин (и никто не задается вопросом, а с чего бы сын вождя, командующий ВВС МВО и довольно занятой человек вдруг сорвался на абсолютно рядовой матч). Он же якобы предупредил Всеволода Боброва о том, что надо ехать на поезде.
То, как Бобров избежал трагедии – вообще один из самых популярных мифов советского хоккея. В девяностые рассказывали, что Боброва спас загул с московской богемой – но потом оказалось, что с Бобровым в ту ночь выпивала почти половина московских писателей, поэтому версия развалилась.
За основную приняли версию Виктора Шувалова – единственного из той команды, кто дожил до 2010-х. Вот что он рассказывал в 2012-м Юрию Голышаку и Александру Кружкову: «Сказки. История такая. Как раз тогда из ЦДКА в ВВС переходил Бобров. Кольчугин (администратор команды) должен был на следующий день заявлять его в спорткомитете. Кольчугин оформил заявку Боброва – и купил ему билет на поезд. Не было никакого непрозвонившего будильника».
Почему-то большинство не доверяет версии самого Боброва, которую он описал в наброске мемуаров, найденном в конце 80-х – и там описывалась версия про будильник, который перестал работать, после чего администратор ВВС Кольчугин уже и купил билет на поезд. А ведь ту версию подтверждает, например, брат хоккеиста Борис Бобров: «Будильник старый, проверенный и надежный, никогда раньше не отказывал. Всеволод его завел и передал мне, а я, хорошо помню, когда ставил его на прикроватную тумбу, еще раз на него взглянул и приложил к уху – на всякий случай, по привычке. Почему он остановился ночью и не зазвонил – одному Богу известно!». Какой был смысл ему врать?
Пожалуй, здесь прав коллега Балабанов, который писал в своих «Мифах советского хоккея»: «Все же для фигуры масштаба Боброва история про вышедший из строя будильник – это как-то мелковато. Нет ни драматического конфликта, ни роковой женщины, ни экшна, как в рассказе про забег вдогонку улетавшему самолету. Но из истории известно, что иногда на ее ход могут оказывать влияние даже самые обычные мелочи».
Виктору Шувалову, по его рассказу, спасло жизнь то, что он только недавно перешел в ВВС из Челябинска, а играть надо было в Челябинске (а Свердловск, где и произошла трагедия, считался на тот момент самым надежным аэропортом в регионе). «Василий Иосифович не позволил лететь. До этого мы крупно победили ленинградское «Динамо». Сталин заглянул в раздевалку: «Красавцы! Поздравляю!» Тренер Борис Бочарников говорит: «Следующий матч в Челябинске. Передают, холод собачий, под тридцать. Надо бы пораньше полететь, акклиматизироваться». – «Заказывайте самолет». Тут взгляд на меня упал: «Шувалова не берите. Мало ли что». Я же в ВВС только-только из Челябинска перешел, меня там изменником считали».
Виктор Шувалов (в центре) беседует с юными хоккеистами на тренировке, 1977
Как случилась катастрофа
Итак, если брать обстоятельства самой авиакатастрофы, то все произошло так: на Сочельник 1950-го в Свердловске стояли морозы, аномальные даже для тех лет: температура ночью опускалась до −39 градусов. Похожая погода стояла на всем Среднем Урале, причем ее осложняли плохие метеоусловия – все самолеты отправляли на посадку в аэропорт Кольцово, который на тот момент был перегружен.
Диспетчеры Кольцово из-за такой очереди пропускали на посадку в первую очередь забитые пассажирские самолеты, а маленький военный Ли-2 вынужден был болтаться в так называемой «зоне ожидания» и ждать посадки. Терпеть это было сложно, пассажиры сгрудились в хвосте самолета, и пилотировать его было еще труднее.
Самолет Ли-2, идентичный разбившемуся
По официальной версии, роковым в судьбе самолета стало то, что экипаж настроился на частоту военного аэродрома Арамиль, который находится всего лишь в 6 километрах от Кольцово, поэтому когда самолет пошел на посадку, пилоты не увидели посадочную полосу и ушли на второй круг. КВС Иван Зотов выполнял посадку по тем данным, которые получал от Арамиля, и это оказалось роковым для самолета – он разбился при неудачном заходе на посадку с работавшими моторами.
При этом у ВВС был шанс избежать катастрофы: в ходе полета из Москвы самолет совершал пересадку в Казани (обычная практика для авиации тех лет), и ожидание затянулось – Урал не принимал самолеты из-за морозов. Тогда играющий тренер ВВС Борис Бочарников после долгих уговоров выпросил разрешение на продолжение полета у Василия Сталина – хотя до Челябинска можно было добраться уже на поезде. Однако Бочарников явно хотел иметь время на «акклиматизацию», о которой говорил сыну вождя еще после своего последнего матча.
Погибли лучший вратарь страны и супертройка нападающих
В авикатастрофе погиб, возможно, лучший вратарь страны на тот момент Харийс Меллупс. Все советские хоккеисты на тот момент занимались каким-то другим видом спорта («канадскому» хоккею было на момент катастрофы ВВС всего три года). Меллупс начинал карьеру как футболист, но еще был отличным боксером – выиграл первое послевоенное первенство Латвии. Именно он играл в сборной Москвы (а фактически сборной СССР) в матчах 1948 года против пражского ЛТЦ.
Вот что писал о Меллупсе в своей книге Анатолий Тарасов: «Его смелости, стойкости в любой ситуации не грех поучиться и нынешним стражам ворот, как и умению вселять спокойствие, уверенность в партнеров. Вратарская техника была доведена у Меллупса до автоматизма. Правда, со стороны следя за тренировками рижан, мы отмечали, что Харий не слишком быстр. Но это – со стороны. В игре же четкость, экономичность в исполнении технических приемов позволяли Меллупсу выигрывать у куда более быстрых нападающих.
О его умении работать даже в официальных встречах следует сказать особо. Пропустив шайбу, он не хватался за голову, не набрасывался с претензиями на защитников, как это делают сейчас иные вратари. Он просто тут же на льду, не стесняясь тысяч зрителей, повторял неудавшийся прием, выясняя для себя, в чем же он ошибся».
В ВВС играла и одна из лучших троек раннего советского хоккея: Зденек Зикмунд – Иван Новиков – Юрий Тарасов, которая тоже в 1948-м играла против ЛТЦ. Зикмунд (чех по происхождению, но выросший в России) и Новиков отлично играли в теннис: Зденек в 1948-м был вторым теннисистом страны, выиграл шесть чемпионатов СССР в паре (а его партнером был Николай Озеров). А Новиков играл с Зикмундом в профсоюзных соревнованиях.
Снова слово Тарасову: «В хоккее Зденек был душой тройки, организатором атак. Рядом с ним на льду действовали Иван Новиков, быстрый, с броском, которому тогда могли позавидовать многие, и бесстрашный, всегда с увлечением сражавшийся до последней секунды игры младший брат мой – Юрий. Но, увы, недолгой была их жизнь».
Младшего брата Тарасова современники считали отличным игроком. «Юрий выглядел мощнее Анатолия, играл прямолинейнее. Быстрый, техничный, он, как и брат, был азартным, считался к тому же резким», – писал Владимир Пахомов, который и был первым журналистом, написавшим о трагедии ВВС.
Юрий Тарасов с братом Анатолием
Он же приводит цитату Анатолия Кострюкова, который тогда играл в «Крыльях Советов»: «Когда Тарасовы, играя в разных командах, становились соперниками и сходились в поединках, это было захватывающее зрелище. Они буквально сражались друг против друга, не щадя сил». Однажды Юрий опоздал на собрание команды, которую тренировал его брат – и Анатолий устроил выволочку младшему.
Смерть Юрия Жибуртовича пытались скрыть: в то время дикторы называли игроков только по фамилиям, поэтому в ВВС был экстренно вызван его брат, Павел, который служил в войсках ПВО и до этого играл в хоккей лишь один раз. Первый матч младший брат сыграл тогда, когда старший еще не был похоронен – но при этом его карьера продлилась 14 лет, и он вошел в состав первой сборной СССР.
Юрий тоже мог не полететь. Биограф Всеволода Боброва описывает это так: «Жил Жибуртович в одном из домов за стадионом «Динамо», неподалеку от Центрального аэродрома, располагавшегося на Ленинградском шоссе, откуда должен был взлететь самолет с командой ВВС. И тем не менее Юрий явно опаздывал к вылету – такое, впрочем, с ним случалось весьма часто, это знали все, его даже звали «копушником». Чтобы поспеть на самолет, Жибуртович изо всех сил припустил бегом через Петровский парк и на сей раз хотя и взмыленный, но прибыл вовремя».
До 1979-го и гибели «Пахтакора» эта катастрофа оставалась самой страшной, связанной со спортсменами. К сожалению, если гибель узбекской команды замолчать было уже невозможно и их проводили достойно, то игроков, которых знал весь Советский Союз, даже не смогли почтить сразу после их гибели. Как в том же интервью сказал Виктор Шувалов: «Странное было время. К примеру, наших инвалидов приглашают на соревнования, а из Советского Союза ответ: «У нас нет инвалидов». Ну не бред?».
Увы, для потомков погибшие тоже долго оставались малоизвестными – сборная СССР к моменту катастрофы еще не существовала, а внешние успехи все-таки значили для истории намного больше внутренних. Меллупс, Жибуртович, Зикмунд, Тарасов-младший и многие другие как будто испарились на долгое время, и их имена вернулись только в 70-80-х – и лишь для того, чтобы их снова забыли еще через десяток лет.
Авиакатастрофа в Свердловске 5 января 1950
Авиакатастрофа в Свердловске 5 января 1950
столкновение с землёй во время захода на посадку в сложных метеоусловиях
Авиакатастрофа в Свердловске 5 января 1950 — тяжёлое авиационное происшествие с самолётом Ли-2, произошедшее 5 января 1950 года вблизи аэропорта Кольцово в окрестностях Свердловска.
В сложных метеоусловиях (метель, сильный ветер) самолёт потерпел катастрофу. На борту находидись 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, направлявшиеся на матч с «Динамо», а также 6 членов экипажа. Все 19 человек погибли.
Содержание
Причины авиакатастрофы
Ожидание длилось довольно долго; за это время стемнело, сохранялась интенсивная болтанка, на борту пассажиры стали проявлять беспокойство, занервничал экипаж. Хоккеисты сбились в хвост, что для такого небольшого самолёта создавало определённые проблемы в пилотировании. В нескольких километрах от аэродрома Кольцово находилась другая, плохо оборудованная ВПП военного аэродрома Арамиль, имевшая свой радиопривод с частотами, близкими к частотам аэродрома Кольцово, и с близким курсом захода на посадку. На него-то ошибочно и настроился штурман Ли-2 капитан Пономарёв. Майор Иван Зотов, опытный лётчик, проходя этот привод, посадочную полосу не обнаружил и ушёл на второй круг. Вновь снизившись, включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством. Однако, по утверждениям очевидцев данного АП, их заставили выйти на ВПП и выпускать сигнальные ракеты, не заметить которые Зотов не мог.
Всего было выполнено 3 захода на посадку. Самолёт упал в районе нынешнего существования новой полосы аэропорта.
Экипаж
Погибшие члены хоккейной команды ВВС
В память о погибших на кладбище на братской могиле в Кольцово установлен памятник. Новиков и Зигмунд были в числе сильнейших не только хоккеистов, но и теннисистов страны.
Всеволод Бобров
Знаменитый нападающий команды ВВС Всеволод Бобров опоздал на этот самолёт (по его словам, впервые не прозвонил заведенный на 4.00 утра исправный будильник, и он проспал). Хотя вылет был задержан на 2 часа, команда полетела без Боброва и погибла. Сам Бобров поехал на челябинском поезде и остался жив.
Реакция Василия Сталина
О катастрофе и погибших хоккеистах ни в печати, ни по радио не сообщалось: она произошла через две с половиной недели после 70-летнего юбилея Сталина. Его сын Василий, командующий ВВС Московского военного округа, первым в отечественном спорте завел традицию устраивать для подопечных футболистов и хоккеистов чартерные рейсы. Опасаясь реакции отца и возможного расследования причин катастрофы, которое могло выявить факт использования машины из авиаполка особого назначения, неоднократно выполнявшей правительственные задания и совершенно не предназначенной для перевозки любимой команды генерала авиации, Василий Сталин решил буквально за сутки собрать новую команду ВВС. В газетах стали упоминать фамилии лишь трёх игроков, сохранившихся от старого состава, которые по разным причинам не полетели тем злополучным рейсом. Как и прежде, упоминался Жибуртович, но при этом не указывались его имя и инициалы, поскольку за ВВС теперь играл брат погибшего Павел, будущий чемпион мира и Европы. Иосиф Виссарионович Сталин, не вмешивавшийся в дела Василия, об этой катастрофе так никогда и не узнал.
По мнению специалиста полковника Линецкого А.В., Василий не полетел этим рейсом в силу запрета отца. Тот, в свою очередь, мотивировался предсказанием, полученным от Вольфа Мессинга.
Трагедия, которую скрывали в СССР. В авиакатастрофе погибли 13 хоккеистов, полет в непогоду разрешил сын Сталина
Для отечественного хоккея самой страшной трагедией вот уже почти 9 лет считается крушение самолета Як-42Д, в результате которого погибли игроки и тренеры ярославского «Локомотива». Для многих болельщиков, журналистов, хоккеистов и тысяч других людей день 7 сентября 2011 года разделил жизнь на до и после. Вместе с семьями погибших и Ярославлем тогда скорбила вся страна.
А вот о другой трагедии, которая случилась за 61 год до ярославской, знает гораздо меньшее количество людей. Причина банальна: правительство СССР решила скрыть информацию о ней, в те времена это еще было возможно. Что же произошло 7 января 1950 года?
В этот день команда ВВС МВО отправилась на очередной матч чемпионата СССР в Челябинск. Для этого личным указанием Василия Сталина, курировавшим клуб, был выделен военный самолет Ли-2. В 6 часов утра этот самолет вылетел с московского аэродрома на Ленинградском проспекте в направлении Казани, где была намечена промежуточная остановка. На борту находились 6 членов экипажа и 13 хоккеистов ВВС МВО.
РИА Новости
В тот день свердловский аэропорт Кольцово принимал самолеты из разных городов, загруженность была запредельной, диспетчеры в первую очередь давали разрешение на посадку переполненным пассажирским самолетам. Из-за этого «хоккейный» борт долго время находился в зоне ожидания, а заждавшиеся посадки игроки ВВС МВО собрались в хвосте воздушного судна, что сильно затруднило управление им.
Дальше случилась еще одна роковая ошибка. Неподалеку от аэропорта Кольцово находилась плохо оборудованная посадочная полоса военного аэродрома Арамиль. Именно на ее частоту настроился штурман Ли-2, в итоге при снижении командир самолета не обнаружил посадочную полосу и зашел на второй круг. Всего было выполнено три захода, в результате последнего воздушное судно столкнулось с землей. Возгорания не случилось, хоккеисты и члены экипажа погибли от силы удара.
Все жертвы авиакатастрофы были похоронены на кладбище поселка Кольцово, но саму трагедию тогдашним руководителям Советского Союза удавалось скрывать почти 20 лет. Как такое возможно? В отсуствии интернета и каких-либо хоккейных СМИ это было не так уж и сложно, к тому же, для сохранения тайны использовались самые изощренные способы.
Например, вместо погибшего Юрия Жибуртовича в состав ВВС МВО был срочно вызван его младший брат Павел. Весь хоккейный опыт последнего до этого ограничивался одним матчем, но это никого не смутило. Когда Жибуртович-младший начал забрасывать шайбы, дикторы на стадионах объявляли только его фамилию. К слову, карьера Павла в итоге получилась успешной — он играл еще 14 лет и добрался до сборной СССР.
Трагедия в Свердловске за годы обросла различными слухами. Например, рассказывали, что ее предсказывал Вольф Мессинг. Но самым обсуждаемым стало отсутствие на разбившемся борту легендарного Всеволода Боброва. Одни говорили, что его спас загул, другие, что Бобров должен был лететь на матч только на следующий день. Но, самой правдивой выглядит версия с несработавшим будильником, которую позже подтверждал брат Боброва Борис:
«Будильник старый, проверенный и надежный, никогда раньше не отказывал. Всеволод его завел и передал мне, а я хорошо помню: когда ставил его на прикроватную тумбу, еще раз на него взглянул и приложил к уху — на всякий случай, по привычке. Почему он остановился ночью и не зазвонил, одному Богу известно!».
РИА Новости
Ради сокрытия информации о трагедии, ВВС МВО заставили выйти на матч в Челябинске в обновленном составе, в межсезонье Василий Сталин усилил команду и в трех следующих сезонах она становилась чемпионом Советского Союза.
Вины Сталина в гибели команды ВВС нет
7 января 1950 года при заходе на посадку в свердловском аэропорту Кольцово разбился самолет «Си-47», известный как «Дуглас», пассажирами которого были 11 хоккеистов ВВС МВО, их врач и массажист. Но только сейчас нам стала известна точная причина трагедии.
Лишь спустя 19 (!) лет автор этих строк, приложив немало настойчивости, убедил Главлит дать разрешение на публикацию самой первой в стране информации о трагедии в Кольцове. В результате на страницах еженедельника «Футбол-Хоккей», тогда воскресного приложения к газете «Советский спорт», в номере от 26 января 1969 года появилась корреспонденция, в которой впервые сообщалось, что 7 января 1950 года разбилась команда ВВС, поименно назывались погибшие хоккеисты и сопровождавшие их врач и массажист. А вот экипаж погибшей машины не был представлен, в то время я еще не знал имен летчиков.
Молчание как норма жизни
Полное молчание в связи с авиакатастрофой под Свердловском не было случайным. На протяжении десятилетий цензурой запрещалось сообщать о землетрясениях в нашей стране или крушениях поездов, о разбившихся самолетах. Даже о Чернобыле (уже при Горбачеве) мы узнали позже, чем весь мир. А что говорить о 1950 годе? По радио, с киноэкранов, из книг звучало, что советская авиация лучшая в мире, а тут погибает краснозвездный самолет (экипаж составляли военные летчики), правда, иностранного производства. К тому же катастрофа произошла спустя две с половиной недели после широко отмечавшегося 70-летия Сталина.
Позднее мне довелось о гибели самолета с командой ВВС на борту рассказать на страницах выпускавшегося прежде еженедельника «Спортивная Москва» и журнала «Спортивная жизнь России». Неоднократно к этой теме обращался «Советский спорт», ставший единственной газетой, которая в прошлом году вспомнила об утрате, постигшей отечественный хоккей, в день 50-летия гибели команды ВВС.
Публикации вызвали отклики. Однажды мне позвонила Евдокия Илларионовна Зотова, жена командира воздушного корабля. Она рассказала, что 38-летний майор Иван Зотов был участником двух войн финской и Великой Отечественной, его наградили двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги». Осталась у него дочь. Но главное, что мне сообщила вдова, имена членов экипажа. Помимо Зотова это второй летчик В.Тараненко, штурман капитан А.Пономарев, борт-механик капитан М.Фомичев, радист лейтенант М.Демченко и механик старший сержант Д.Лукьянов. Потом эти имена обнародовал «Советский спорт», присовокупив их к печальному списку команды ВВС: вратари Харрий Меллупс и Николай Исаев, защитники Роберт Шульманис, Борис Бочарников (играющий тренер) и Евгений Воронин, нападающие Иван Новиков, Зденек Зикмунд, Юрий Тарасов, Юрий Жибуртович, Александр Моисеев и Василий Володин, врач Михаил Альперин и массажист Алексей Галкин.
Отклики поступали разные. Та же Зотова считала, что в гибели самолета повинен в первую очередь сын вождя Василий Сталин, которого она назвала самодуром. Зная, что лететь из Казани на Урал (сначала был взят курс на Челябинск) нельзя по погодным условиям, он тем не менее дал команду на взлет, и ее муж как военный человек не мог ослушаться генерала.
Роковая инициатива Бочарникова
Все это так. Василий Сталин действительно разрешил продолжать полет, несмотря на непогоду, но он это сделал по настоятельной просьбе Бочарникова, который, едва «Дуглас» приземлился в Казани, побежал звонить Хозяину, как спортсмены ВВС называли командующего авиацией Московского военного округа. Зачем позвонил в Москву? Хоккеисты знали, что по метеоусловиям Урал закрыт, а потому им придется неизвестно сколько времени «ждать погоду». По-человечески нетрудно понять защитника Бочарникова, перед самым полетом назначенного генералом Сталиным играющим тренером. Хоккеистам не хотелось томиться в казанском аэропорту, они желали побыстрее прибыть к месту назначения. Тем более что по воздуху от Казани до Челябинска, как говорится, рукой подать. Никто никогда не узнает, зачем Бочарникову понадобилось добираться до Челябинска на самолете. Команда ВВС не опоздала бы на матч, воспользуйся она железной дорогой.
Зотова винила в гибели самолета и Всеволода Боброва, которого хоккеисты тщетно ждали перед отлетом из Москвы целых два часа. Мол, не будь этой задержки с вылетом, глядишь, прямиком бы пошли на Челябинск, небо над Уралом было еще чистым. Но история не терпит сослагательного наклонения…
К сожалению, до последнего времени не удавалось узнать точную причину гибели «Си-47». Жена командира разбившегося воздушного корабля считала, со слов сослуживцев мужа, что «Дуглас» рухнул из-за потери центровки. Зотов не смог выравнять самолет якобы на высоте 200 метров. Но почему? Что случилось у летчика из полка правительственной связи? Говорили, что, по всей вероятности, на борту началась паника, по какой-то причине пассажиры, видимо, бросились в хвост машины. Из-за этого могла произойти потеря центровки…
Заслуженный юрист России, полковник в отставке Андрей Сухомлинов, автор книги «Эдуард Стрельцов. Трагедия великого футболиста», недавно выпустил еще одну книгу »Василий сын вождя», немало поработав во всевозможных архивах, использовав не публиковавшиеся прежде документы и фотографии (по его просьбе мною написана одна из глав в этой книге). Благодаря помощи Сухомлинова теперь можно поставить точку в истории с гибелью хоккейной команды ВВС и тем самым завершить поиск, продолжавшийся более трех десятилетий, причина катастрофы известна!
Оказывается, расследование катастрофы под Свердловском проводилось сразу же после случившегося. Был составлен подробный акт, но его надежно упрятали (теперь он хранится в Центральном архиве Министерства обороны). А упрятали по причине секретности, которой, как я уже заметил, в стране окутывали сообщения о катастрофах, землетрясениях, стихийных бедствиях.
НОРП неудовлетворительная организация руководства полетами вот что 7 января 1950 года привело к гибели 19 человек, в том числе 11 хоккеистов, многие из которых по праву считались сильнейшими в стране.
Рядом с аэропортом Кольцово под Свердловском находится другой аэродром Арамиль. Из-за халатности наземных служб в тот день приводные радиостанции на обоих аэродромах работали на одних и тех же частотах. Пономарев, штурман зотовского «Дугласа», попал на частоты радиостанций Арамиля, а самолет садился в Кольцове. Зотов направлял самолет по курсу и глиссаде, которые ему давал Арамиль, и шел по командам радиостанций этого аэропорта. В авиации это называется «золотая стрелка».
Ветераны ВВС СССР, самые знаменитые асы, пояснили нам с Сухомлиновым, что если четко выполняешь указания с Земли, то приземляешься как положено. Даже при нулевой видимости. Но если строишь маршрут для захода на посадку по частотам одной радиостанции, а садишься на другой аэродром, то произойдет катастрофа, как с самолетом Зотова: с 30 метров он рухнул на землю за пределами аэродрома, потеряв пространственную ориентировку.
Все это отражено в акте расследования. Никакой вины генерала Сталина в гибели команды ВВС нет.