в каком году психология возникла как наука

История психологии

Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Средние века

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

Новое время

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

XVIII век

2 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов.

XIX век

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.

Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.

Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

XX век

Первые десятилетия

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. В рамках первой психоаналитической школы к Зигмунду Фрейду присоединяются Альфред Адлер (известен как автор термина «комплекс неполноценности») и Карл Густав Юнг.

В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

В Германии развивается гештальт-психология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).

1930—1940-е годы

В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальт-психология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии.

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.

Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальт-терапия и др.).

Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

1950—1960-е годы

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.

Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.

На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.

В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология.

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной и приведённой в соответствие с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

1970—1980-е годы

Происходит бурный рост когнитивной психологии, постепенно занимающей всё большую роль в науке, практически вытесняя бихевиоризм. Когнитивная психология шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.

В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

Современное положение

В настоящее время психология стала не только полноправной наукой, но и частью обыденной жизни (так, консультации психологов помогают людям справляться с личными проблемами). Особенно этот процесс заметен в странах Западной Европы и в США.

Источник

В каком году психология возникла как наука

Учебный курс «Психология»

Тема 1.1. Психология как наука

Введение в психологию

ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая психику, закономерности ее проявления и развития. Психология зародилась более 2,5 тысяч лет назад в Древней Греции. Основоположником по праву считают Аристотеля «Трактат о душе».

ПСИХИКА — это свойство головного мозга, заключающееся в отражении окружающего мира.

Объект изучения психологии – психически здоровый человек.

Предмет изучения психологии – факты, закономерности психической жизни человека.

Основные этапы развития психологии

психология как наука о душе

психология как наука о сознании

психология как наука о поведении

психология как наука,

современная психологическая наука

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Возникает в ХУII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Интроспекция— самонаблюдение).

Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Изучает психику, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

От Вундта принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины.

1)Чувства и эмоции (злость, радость, настроение стресс и др.)

2)Воля (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.)

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы (бессознательное).

3.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯэто психическая характеристика личности за некоторый отрезок времени. Они вызываются самочувствием человека, его настроением, внешней ситуацией, зависят от индивидуальных особенностей и проявляются в поведении человека.

Формы проявления психики (процессы, состояния, свойства) проявляются в деятельности. Деятельность является одним из видов активности человека. Поэтому психология также изучает деятельность человека. Основные виды:

· Коммуникативная деятельность (общение)

Для человека свойственна планомерная деятельность, постановка цели, предвидение результата, выбор средств.

1. Отражение человеком своего места в окружающем мире

— обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в мире.

— с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и вступающего с ними в межличностные отношения.

2. Регуляция поведения и деятельности

— с помощью данной функции человек осознает свои мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результата.

— человек регулирует свои действия либо чтобы начать их, либо чтобы затормозить.

3. Отражение воздействий окружающей действительности

— это процесс познания человеком объективного мира. Возникающие образы материального мира являются слепками, снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

— происходит с помощью познавательных психических процессов.

— зависит от ряда условий: Характера, Темперамента, Интересов, Знаний, Возраста, Профессии и др.

— оно не является зеркальным, пассивным; воспринимая мир, человек активно его преобразует.

— носит опережающий характер (человек может предвидеть будущее).

1.Изучение явлений психики и понимание их сущности и управление ими.

2.Анализ становления и развития психических явлений.

3.Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений.

4.Внедрение научных знаний психологии в практику.

5.Изучение собственной психической жизни (знать свои особенности);

6.Изучение особенностей психики детей различных возрастов, и с учетом этого планирование и проведение работы, подбирая правильно методы и приемы воздействия на детей.

Место психологии в системе наук или связь психологии с другими науками

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с разными науками:

Неврология, Педиатрия, Анатомия, Психиатрия и др.

История – современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества. Решающую роль в формировании высших психических функций человека сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

Социология – заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений, а психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими (например, опрос и анкетирование). Совместные проблемы: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации.

Педагогика сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Философия психология зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Психологическое «измерение» личности трудно было бы выделять и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, о природе человеческого сознания и деятельности. Общие проблемы: понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает особенности людей разного возраста, их психологическое развитие при переходе из одного возраста в другой: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психические явления и поведение человека с целью диагностики и лечения различных заболеваний, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий в армии.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Нейропсихология- отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний человека с работой его мозга.

Этническая психология – изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.п.

Детская психология, наряду с др. науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и др.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет исследования, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к др., отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Детская психология взаимосвязана с др. отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологи используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой. Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимого для практики воспитания и обучения.

Источник

История психологии, общая психология

Тема
«История психологии, общая психология»

Свои корни современная психология берет с незапамятных времен.
Античные мудрецы изучали природу создания человека, изучали проблему сознания и разума человека.
До нас дошли теории, разрабатываемые Демокритом, Гераклитом и Гиппократом как самые ранние наблюдения в области психологи и которые на сегодняшний день являются фундаментальными.
Однако историки утверждают о том, что человечество интересовалось проблемой психологического состояния личности и до античных времен.
Но, к сожалению, огромное количество информации собираемой древними людьми до нас так и не дошло, а потому теории, разработанные в древней Греции такими умами как Левкипий, Диоген, Гиппократ, Гераклит и др., являются на сегодняшний день основополагающими.

Первые психологические теории античности

Развитие психологии как науки проходило согласно современным канонам по нескольким этапам:

Считается, что донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до нашей эры.
Этот период основывается в большей части на сказаниях, мифах, легендах, на сказках разных народов, а также на различных религиях, ипервоначальных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами) которые зарождались в каждом уголке Земли по своим непонятным для современного человека правилам и законам.
Верования для каждого человека являются неотъемлемой частью его души, внутреннего Я.
В каждом уголке планеты Земля поиски понимания внутреннего сознания и подсознания каждой отдельной личности шли по разным направлениям.
Из-за того, что в древние времена не было такого общения как сейчас среди людей разных народностей и национальностей, не было скоростных автомобилей, не было самолетов, не существовало интернета, каждый народ общался внутри своей общности.
Так в Донаучный период условно можно разделить на несколько направлений, а именно:
-История возникновения философской психологии в Древнем Египте (Древнегипетская философия);
-История философски-психологических изысканий в древнем Китае (Азиатское направление);
-История мифологии и размышлений в области философии и психологии в Древней Греции и Древнем Риме (Донаучный период Древней Греции и Древнего Рима);
-История Древней Индийской философии, перешедшей в новом времени в параллельные науки философию и психологию(Древнеиндийская философия).
Так что же вкратце из себя представляет каждое отдельно из направлений?

История зарождения психологии в Древнем Египте

Вкратце историю Древнего Египта на основании современных изысканий последних столетий современности можно разделить на несколько этапов.
Начало зарождения государства Египетского это примерно 3000 лет до нашей эры, именно тогда началось объединение Египта царем Менесом (Раннее царство).
По сведениям современных археологов в период с 2700 года — до 2400 года до нашей эры Египтяне впервые начали сооружать те самые пирамиды, которые дошли до нашего времени.
А с 2640 года до нашей эры фараонДжосер основывает так называемую третью династию фараонов. (Древнее царство). В это же время фараон Имхотеп создает первые своды наставлений.
Но со смертью в 2600 году до нашей эры фараона Джосера многое меняется в государстве.
Начиная с 2575года до нашей эры, начинается новая эпоха государства Египетского. Молодой фараон Снофру создает новую технику строительства пирамид. В это время вплоть до 2465 года до нашей эры Египет опять процветает.
Но с 2465 года до нашей эры,происходит очередной распад государства на номы. Номы-(от греч. nom;s — область, округ) административные округа Древнего Египта (егип. — сепат).
Каждый ном имел свой отдельный политический и религиональный центр, своевойско, свое символическое изображение (герб) исвоих богов-покровителей.
Начиная с 2325 года до нашей эры, происходит усиление на местах и усиление власти номархов.
Вплоть до 2155 года до нашей эры в Египте начинает зарождаться плавильное дело, математика, геометрия, понимание сопротивление материалов и веществ.
Но, в конце концов, государствоЕгипетское, начиная с 2155 года до нашей эры, окончательно распадается на многочисленные номы.
И только с приходом к власти знаменитого фараона Ментухотепа первого в 2040 году до нашей эры происходит очередное объединение Египта. Он основывает Среднее царство, где организовывает огромное количество ритуальных правил и мероприятий. Продолжает разработку рудников с аметистом и золотом.
Вплоть до 1785 года до нашей эры Египет расцветает.
В период с 2040 года до 1785 года в Египте происходит расширение государства, развитие различных наук, таких как земледелие, планиматрия, пространственные отношения, пишутся математические папирусы, появляются писанные на папирусах произведения, одним из них, дошедших до наших времен является так называемое «Сказание Синухи».
Сказание Синухи-или странствия Странствия Синухета— древнеегипетский рассказ Среднего царства (приблизительно XX—XVIII века до нашей эры), действие которого происходит во время правления фараонов Аменемхета I и Сенусерта I из XII династии, одно из древнейших сохранившихся произведений художественной литературы.
Кроме того, в этот период проявляются первые признаки грамотнойразработки гидротехнических сооружений.
Но очередной распад Древнего Египта ведет ко второму переходному периоду, который по данным современных историков начинается примерно в 1650 году до нашей эры.
Вплоть до 1551 года до нашей эры Египет ведет постоянные захватнические войны, и фараон Яхмос первый основывает XVIII династию.
В результате почти столетней войны он основывает Новое царство. В 1500 году до нашей эры начинаетизготавливаться так называемый «Новый папирус».
Папирус – материал, на котором можно было писать он был изготовлениз водно-болотного растения, принадлежащего семейству осоковых. Был достаточно жестким и хрупким при высыхании.
Новый папирус отличался гибкостью и эластичностью, благодаря чему легко сворачивался в свитки, но под влиянием времени он терял эти свойства. Папирус как писчий материал был широко распространен в древнем мире.
Из Египта он проник в Палестину и Финикию. Имеется ряд данных, дающих основание полагать, что это произошло задолго до нашей эры.
Но времена менялись, и в 1490 году до нашей эры к власти приходит женщина, и она совершает государственный переворот. Царица Хатшепсут в течение почти 20 лет своего правления заканчивает восстановление Египта после нашествия «пикосов» и воздвигает огромное количество памятников по всему Египту.
Начиная с 1468 года до нашей эры, и вплоть до 1364 года до нашей эры Египет ведет экспансию по отношению к ближайшим государствам.
В 1347 году до нашей эры фараон Тутанхамон переносит столицу государства в Мемфис и отменяет культ личности Эхнатона.
Эхнантонотец Тутанхамонпровел грандиозную реформу, ввел единобожье и себя прировнял к богу.Кстати женой Эхнатона была знаменитая всем Нефертити.
В 1186 году до нашей эры очередной фараон Сенахт образовывает XX династию, а в 1184 году до нашей эры Рамсес третий идет в поход, где громит армию ливийцев и народов моря.
В 1070 году до нашей эры начинается третий переходный период государства Египетского.
В 945 году до нашей Шешонк первый создает XXII династию, а начиная с 728 года до нашей эры, начинается правление Нубийской династии.
В 628 году до нашей эры Египет заново попадает под разорение, ассирийский царь Асархаддон захватывает государство и грабит его.
Но в 664 году до нашей эры Египет опять поднимается и очередной фараонПсамметих Iобъединяет Египетские земли воедино. Египет заново начинает захватнические войны и идет войной на Палестину.
Однако персы захватывают часть Египетских земель, и только в 404 году до нашей эры Амиртей изгоняет персов с земель Египта.
В 380 году до нашей эры образовывается последняя самостоятельная династия фараонов.
А уже в 343 году до нашей эры персидский царь Артаксеркс разбив Египетское войско, завоевывает земли Египта.
Но в 332 году до нашей эры на Египетские земли приходит Александр Македонский и полностью устанавливает свою власть в Египте, при этом основывая в дельте священной для египтян реки Нил город Александрию.
Вплоть до 323 года до нашей эры Египет становится подвластен Македонии.
После смерти Александра Македонского к власти в Египте приходит Птолемей I, который становится сатрапом, так называемого Эллинистического Египта, подвластным номинальным царям Филиппу Арридею и юному Александру IV.
Крепко держа свою власть в Египте, Птолемей первый в продолжительных войнах с бывшими коллегами завладел Кипром, Коринфом, Сикионом и уже в 309 году до нашей эры после смерти Александра IV Македонского принял титул царя, став основателем династии Птолемеев.
За 50 лет правления Птолемей первый создал крепкий флот, и сильное войско, построил множество дорог и каналов.
Эллинистический Египет приправлении Птолемея процветал.
В Александрии был создан научный центр Мусейон. Кроме того, знаменитая библиотека, собранная Александром Македонским, хранилась в Александрии.
В Египет были приглашены гранды науки всех веков и народов — автор гелиоцентрической системы мира Аристарх Самосский; самый разносторонний ученый своего времени, первый вычисливший диаметр земного шара, основатель научной хронологии Эратосфен; автор первого теоретического трактата по математике Евклид; основатель механики и гидростатики Архимед.
Число ученых находящихся на попечении Птолемея первого составляло в разные годы 50—100 человек — философов, филологов, астрономов, математиков, медиков, историков, географов.
Все они получали большое жалование, бесплатное жилье в Мусейоне или в городе, бесплатное пропитание.
«Осыпанные золотом и милостями, «книжные черви» совершали поистине гениальные открытия».
На этом этапе развитие Древнего Египта практически заканчивается.
В 47 году до нашей эры Юлий Цезарь, завоевав Египет, разграбил библиотеку и физически уничтожил огромное количество ученых находившихся в то время под защитой Египта.
Однако утверждать то, что именно Юлий Цезарь являлся главным разорителем библиотеки Александра Македонского, не возьмется не один ученый, так как доказанных фактов не существует.
Но одно остается истиной это то, что именно при захвате Александрии Цезарем огромное количество свитков и книг было сожжено и утеряно.
Поэтому до наших времен дошли только отрывочные данные о научных трудах Древнего Египта в философии и донаучной психологии того времени
Хотя и той информации которая, дошла до нашего поколения достаточно для того чтобы мы с полной уверенностью могли сказать о том, что в Древнем Египте люди занимались изучением не только точныхнаук,но и изучением социологии и психологии, в частности.

Верования Древнего Египта

Религиозные представления в Древнем Египте формировались и менялись в течение более 3-х тысяч лет, многообразная египетская религия имела несколько направлений.

Магия и мистика Древнего Египта

Огромное количество богов, неразрывная связь религии со всеми сферами жизни египтянина требовала от египетских жрецов постоянных доказательств присутствия божественных существ, их сил и влияния.
Египетскимжрецам и фараонам пришлось разработать специальные ритуалы и обряды, создающие мистический эффект.
Магические таинства совершались египетскими жрецами для излечения человека от болезни, во время похорон, для увеличения прибыли или урожая.
На любой случай имелось необходимое заклинание, амулет, талисман.

Фетишизм в Древнем Египте

Фетиш — предмет, вещь, становящаяся объектом поклонения.
Религиозный фетишизм — культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам.
Беспомощность перед силами природы и враждебными племенами привела мирных египтян к почитанию различных фетишей.
Они верили, что неодушевленный объект — фетиш — имеет невероятную сверхъестественную силу, которая поможет справиться с любыми бедами. Загадочной силой мог быть наделен любой предмет: камень, талисман, оберег, предмет домашнего обихода.

Тотемизм в Древнем Египте

Определение тотемизма строится на вере в невидимую связь между человеком, племенем, родом и конкретным животным или растением. Это животное или растение именовалось тотемом.
Люди верили, что тотем покровительствует им и оберегает от жизненных невзгод.
В древнем Египте тотемам поклонялись всегда и всюду. Чаще всего люди создавали идол животных. Приносили им дары, читали молитвы, просили защиты или урожая.
В каждом номе боготворили свое животное. Самые известные и распространенные тотемы изготавливались в виде быка, коровы, змеи, крокодила, кошки, сокола.

Монотеизм вДревнем Египте

Монотеизм — религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога.
В Египте монотеизм действовал в эпоху Эхнатона. Тогда жрецы имели непомерное влияние на все области жизни страны, претендовали на верховную власть.
Фараон решил противостоять жреческому давлению и провел своеобразную религиозную реформу. Культ бога солнца был назначен государственной религией Египта. Но ненадолго Тутанхамон отменил монотеизм.

Политеизм вДревнем Египте

Концепция верований, основанная на многобожии. Каждый бог отвечал за какое-то явление, событие или процесс. У египтян был огромный божественный пантеон — ученые насчитывают около 5000 богов и существ.
Некоторым божествам поклонялись, время от времени, другие почитались в отдельных номах. Были и такие боги, которых чтили всюду.

Особенности древнеегипетской религии

Каждый народ в период своего становления фантазировал себе богов, объясняя при этом непонятное.
Древние египтяне превзошли в этом всех, пантеон их богов обширен и многообразен. Одних люди боялись и старались задобрить, другие — были благосклонны и доброжелательны.

Пантеон богов в Древнем Египте

Мифология сохранила до наших дней имена многочисленных богов, в которых искренне верили древние египтяне. Каждый небожитель олицетворял собой конкретное событие, явление или катаклизм, имел оригинальную, символичную внешность, обладал особыми магическими способностями.
Человек с древности обожествлял солнце, ведь оно дарило свет, тепло и урожай. В древнем Египте богом солнца был Амон Ра.
Для зла также нужен был свой бог. На него можно было списать все беды и несчастья. Таким повелителем страданий стал брат Осириса Сет. Чтобы умаслить капризных и переменчивых кумиров, египтяне возводили прекрасные храмы, создавали всевозможные культы. Делали богатые подношения, приносили жертвы.

Обожествление фараонов вДревнем Египте

Власть в древнем Египте считалась божественной. Правящего фараона почитали в специальном культе. Ему поклонялись, строили в его честь храмы, где проводили посвященные ему обряды и молитвы. Считалось, что после смерти фараон становится богом.

Отношение к смерти и загробному миру вДревнем Египте

У египтян,было, не принято боятся смерти. Конец воспринимался как новое начало. Люди верили в вечную жизнь после смерти. Когда мертвое тело начинали готовить к погребению, душа должна была отправиться в опасное путешествие и добраться до суда.
Если после суда душа не была съедена чудовищем Аматом, то она возвращалась в свое уже подготовленное тело и имела право возродиться в мире мертвых.
Ни один день древнего египтянина не проходил без соблюдения религиозных традиций. Народ верил в божественные знаки, предвещающие тот или иной исход события.

Обряд мумификации и захороненияДревнего Египта

История зарождения психологии в Древнем Китае

-Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу — до 221 до н. э.);
-Имперский Китай (Цинь — Цин);
-Новый Китай (1911 — совр.).

Развитие Древнего Китая

При императоре У-ди (140—87 до н. э.) была взята на вооружение иная философия — восстановленное и реформированное конфуцианство, которое стало господствующей официальной идеологией вместо.
Именно с этого времени берёт своё начало китайская конфуцианская империя.
В этот же период прокладывается «Великий шёлковый путь».
Начиная с I века нашей эры, в Китай из Индии начинает проникать буддизм.
Правление Западной (Ранней, или Первой) династии Хань продолжалось в период с 202 годадо нашей эры вплоть до 9 века нашей эры.

Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии и Древнего Востока, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

Религии Древнего Китая

Даосизм или Дао дэ цзя – «школа Дао-дэ» или «школа Пути и благодати», учение о Дао или «пути вещей».
Слово Дао с китайского можно перевести как Абсолютное Знание, которое не выразить словами, но все же можно пережить.
Слово Дэ примерно переводится как способ бытия или как пребывать в таком Абсолютном Знании.
Дао движет всеми вещами, но которое за пределами представления о них.
Основателем даосизма считается Лао-цзы (IV-III вв. до н. э.)
Даосизм различается как определённый стиль философской критики (Дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (Дао цзяо), но это деление достаточно условно.
Даосизм почти никогда не был официальной религией —представлял собой движение народных масс, одиноких практиков и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей.
Суть Даосизма в том, что Дао без формы и цвета, там нет личности и даже «я» нет.
Более того усилий и целей тоже нет.
Традиций нет и храмов нет, и служить не о ком, некому и незачем — пребывай в пустоте и не следуй за мыслями и явлениями, а просто наблюдай и будь свидетелем.
Пустота опора всему, Дао без формы и без имени, но оно является опорой всему, это запредельный аспект, который связывает все воедино.
Это просто Вселенский порядок, и в Дао обычно не строят храмы, и нет там священников и ритуалов – существует лишь чистое понимание счастья
Счастье – это быть неразрывным с целым.
Все является иллюзией, которая исчезает, когда возникает наблюдающий или познающий. И когда вы слиты со всем, когда вы стоите в центре всего бытия, вы истина, а истина есть вы.
Главное в данном учении, что человек должен всю жизнь стремится к слиянию с Дао, поскольку только это приведет к гармонии, а в ином случае будут несчастья и гибель.

Моизмдревнекитайская философско-религиозная концепция – одна из направлений философских школ Древнего Китая (школа Мо – монеты) затрагивающая в основном социальную и религиозную сферы бытия человека.
Основателем моизма считается философ Мо Ди, (V-IV вв. до н.э).
Эта концепция имеет два основных этапа своего развития:
-ранний или оригинальный моизм;
— поздний моизм,
В своих трактатах Мо Ди сформулировал десять основных критериев:
1.Всеобщая любовь человека к человеку и сопутствующая этому взаимная выгода;
2.Почитание мудрости или мудрых-достойных (Шан Сянь);
3.Почитание единства или объединения (Шан Тун);
4.Ненападение, пацифизм (Фэй Гунн);
5.Неприятие музыки (Фэй Юэ);
6.Бережливость при захоронениях (Цзе Цзан, ответ расточительным обрядам конфуцианства, с критикой которых так же выступал моизм);
7.Общая бережливость, уменьшение потребления, гедонизма (Цзе Юн);
8.Признание воли Неба (Тян Чжи);Отрицание судьбы (Фэй Мин);
9.Духовность, в смысле понимание и признание воли духов (Мин Гуй).
10.У каждого человека есть равные политические возможности, все зависит от его врожденных способностей. который является главным теоретическим памятником этой школы.
Мо Ди выступал против выдвижения чиновников по родству.Этическая система моизма выражена принципом взаимного уважения и взаимопомощи всех жителей страны.
Моисты считали, что Правители должны трудиться наравне со всеми, показывать хороший пример своими действиями и поступками.
Они также выступали за аскетический образ жизни, т.е. отказ от роскоши, за экономию при захоронениях, против музыки.
Моисты считали, что небо является образцом воплощения этических принципов. Они говорили, что оно одинаково относится ко всем, кто находится на земле.
Основные философские понятия звучали так:
-«Если государство в беспорядке, проводите «возвышение достойных» и «единение с высшим».
-Если государство бедно, проводите «умеренность в использовании», «умеренность при похоронах»;
-Если государство радуется музыке и беспробудно пьянствует, проводите «отрицание музыки» и «отрицание предопределения»;
-Если государство далеко отходит от норм и неблагопристойно, проводите «почитание Неба» и «служение духам»;
-Если государство посвятило себя агрессии и захватам, проводите «всеобщую любовь» и «отрицание нападений».

Особенности философских наблюдений Древнего Китая

Философское мышление Древнего Китая включает в себя несколько понятий:

— Холизм — мир и каждый индивид рассматриваются как «единая целостность», более важная, чем составляющие ее части. Идея о гармоническом единстве человека и мира является центральной в этом мышлении. Человек и природа рассматриваются не как противостоящие друг другу субъект и объект, а как «целостная структура», в которой тело и дух, соматическое и психическое находятся в гармоническом единстве.

— Представление о мире как взаимодействии противоположных начал: женского инь и мужского — ян.
В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа — инь и ян, которые занялись упорядочением мира. Дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей.
— Интуитивность — в китайском традиционном философском мышлении имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией.
Основа этого — холизм. «Единое» не может быть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка. Чтобы понять «единую целостность» — необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.

— Символизм — познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практике моральных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло нравственное сознание.

— Коллективизм – приоритет общественного начала над личностным.

— Традиционализм – широкая опора на обычаи и традиции данного общества

— Конформизм – боязнь перемен.

— Иерархичность – построение общества от высшего к низшему

Для более полного понимания китайской философии следует иметь в виду, что Китай – это мир культуры правого полушария, что предполагает совершенно иное восприятие действительности.
Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей.
Культуры, которые отличаются развитием правого полушария, концентрируются на зрительных образах, религиозных переживаниях, музыке и гипнозе. Люди подобных культур даже звуки слышат и воспринимают по-другому, поскольку понимание мира у них происходит через конкретные и единичные образы.

История становления философско-психологических взглядов Древней Греции

Считается, что зарождение древнегреческой философии произошло в промежуток VII — VI вв. до нашей эры.
Самые ранние философы Древней Греции — Фалес, Пифагор, Гераклит, Анаксимандр, Ксенофан и Анаксимен.

Появление психологи в Древней Греции

Появление психологии в Древней Греции на рубеже 7-6 вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшие общие закономерности общества, природы и человека.
Эта наука получила название натурфилософии (философии). В течении долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.

Все вышеперечисленные факты говорят лишь о том, что в Российской Федерации к любому изъявлению человека проживающего на территории страны относятся с уважением и пониманием.

А потому, так называемый донаучный период, оказал на всё человечество огромное давление, который до сих пор является одним из объектов изучения социологами всего мира.

Второй, научный период согласно современным понятиям, начинается примерно на рубеже VII-VI вв. до нашей эры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *