в каком году происходит действие пищеблок
Пищеблок: Здесь по ночам пьют кровь…
После второй части «Улицы страха» как-то взыграла ностальгия по прошлому. Пионерский лагерь это было самым лучшим временем. И тут как раз попался на глаза наш сериал. Но чего я совсем ожидала, так это того, что фильм вроде про детей, но далеко не для детей. И да, пионерский лагерь 80-х годов как-то не так звучит под иностранную музыку.
Знакомство с лагерем и героями
Дети едут в лагерь на речном катере и рассказывают друг другу местные легенды. Говорят, что у входа в лагерь Буревестник стояли две скульптуры: горнистка и барабанщик. Но однажды кто-то из детей разбил барабанщика и с тех пор каждую ночь горнистка ходит по лагерю и ищет того, кто это сделал. И вообще, лагерь этот проклятый: дети пропадают, в лесах живут дикие беглые зеки-каннибалы.
Так в разговоре знакомятся Валера Лагунов и Лева Хлопов. У Валеры здесь работал старший брат вожатым, но он погиб. Некоторые ребята тут уже были, но многие в первый раз. То же самое касается и вожатых. Например, Игорь Корзухин — носит прическу не по форме и модные джинсы, любит Битлов и девушек. Вот только сосед попался сильно правильный и продуманный Саша Плоткин, все у него распланировано на годы вперед.
Атмосферка лагеря совсем не та…
Мда, лагерь вроде пионерский и времена советские, но что-то как-то не идет пока атмосферка-то. Судя по тому, что детишки говорят про Олимпиаду, то время примерно 80-й год. Эм, в 80-м я, конечно, еще не ездила в лагерь, но даже в 83-м у нас такого не было — какие-то разборки, иностранные песенки, девицы с размалеванными губами и глазами, старшеклассницы полуголые среди детишек.
Да у нас разделение строжайшее было, никаких смешанных групп, все строго по возрастам. А речь! Не пионеры, а разновозрастные гопники, блин. Не говорю, что секса не было или вожатые не пили, но поскромнее как-то себя вели. Пионеры во всяком случае не заставали их голыми.
Или я росла в каком-то совершенно другом мире, или создатели сериала мало знают о тех временах, или же они сознательно искажают реальность, чтобы принизить и в чем-то даже опошлить Советский союз. Почему-то склоняюсь к последнему. Надо же молодым вдолбить, что в Союзе все было плохо от слова вообще. Хотя на самом деле это и был практически коммунизм.
Первый вампир и способы борьбы с ним
Уже во вторую ночь пропал Лева Хлопов. Искали всем лагерем. Серьезно? Детей с фонариками ночью в лес? Нашли, правда, быстро. На следующий день он стал каким-то странным. Типа вампиром. Момент отпадный, наши вывели новый вид вампиров. У них нет клыков, зато есть какое-то то ли жало, то ли хоботок, то ли игла от шприца.
Хлопов покусал всех мальчишек из комнаты, остался один Лагунов. Сам Валера все видит и паникует. Он же находит запись в медпункте, что Лева Хлопов умер несколько дней назад, а между тем он здоров и очень опасен. Так, солнца вампиры не боятся, чеснока тоже, а вот крест вроде работает. Правда, потом оказалось, что это просто отравление от дыни.
Так как Валере поговорить не с кем, то разговаривает он со своим погибшим братом. Параллельно в сериале идет любовная линия и тут проблем не меньше, чем с вампирами. Правда, они более реалистичные и далеко идущие. Любовь Игоря и Вероники может навредить обоим.
Святая река и доктор Носатов
В лагере появилось сразу два вампира, и они между собой типа конкурируют, во всяком случае, тушек делят. С одной из укушенных случилась трансформация. Странно, пацаны вроде превращались безболезненно, а может, просто не показали? Девчонка умерла, потом ожила. Лагунов опять все видел. Интересно, а доктор Носатов в курсе, что происходит?
На дне Нептуна вдруг оказалось, что наши вампиры до одури боятся… воды. Я ржу, вода в речке Рейке типа святая. Когда-то очень давно местный поп крестил в реке прихожан. И с тех пор река, которая между прочим постоянно течет, почему-то вдруг оказалась святой. Ну понятно, и крест нужен освященный. И на землю святую типа церковную пиявцы тоже ступить не могут. Как-то так снова все в религию скатилось.
Хотел было Валера доктора Валентина на чистую воду вывести — заменил ему водку водой из реки, да тот как раз вешаться собрался. Так что, пацан спас доктора, а вместо благодарности тот сказал, что нельзя мешать человеку сводить счеты с жизнью. У доктора Носатова свои проблемы — нереализованные амбиции, да еще эти пиявцы, вот и пьет по-черному. Кстати, очень колоритный персонаж (Тимофей Трибунцев «Монах и бес»), без него сериал был бы куда беднее.
Серп Иванович Иеронов и предательство
Странный пенсионер в лагере подшефный. Воевал еще в отечественную войну. То есть, ему теоретически лет 80 минимум, но выглядит моложаво. Может он и есть главный вампир? Почему всех тянет в этот лагерь? Хотя брат Денис очень не советовал Валере сюда ехать. Погиб он странно — от падения стекла.
Ага, Серп Иванович рассказал Валере как было на самом деле в 18-м году. Тогда он встретился с вампиром первый раз, в 34-м ловить вампиров начали по всей стране. Так что получается, что Серп Иванович не вампир, но все про них знает.
На коллективном собрании против Лагунова выступали многие. Но вот от девочки, которая ему нравится, подвоха он не ожидал. Валера где-то в душе считал, чтобы Анастасийка Стригушина тоже питает к нему какие-то чувства, потому естественно посчитал это предательством.
Обращение Вероники и особенности вампиров
Против Валеры восстал чуть ли не весь лагерь, только Вероника его пожалела. Та еще русалка, каждый день плавает, ни один вампир не позарился. Только я успела об этом подумать, как и до нее добрались. Вампира пока не показывают, так что его личность по-прежнему остается загадкой.
Эм, Денис Лагунов тоже был вампиром. И мама вампирша получается тоже? Или просто корм? Что показательно, вампиры после обращения становятся такими сдержанно порядочными и правильными, или это лишь камуфляж, чтобы не привлекать к себе внимания резкими действиями?
Рассказ доктора и короткая жизнь пиявцев
Валентин узнал обо всем три года назад. Каждый год 13 пионеров обращаются в вампиров, но в течение года все равно умирают. И смерти нелепые: отравление, несчастный случай, редкая болезнь. Так вот почему погиб брат Валерки. Собственно, больше доктор ничего не знает.
Что понравилось, вампиры абы кого не кусают, нужно согласие жертвы. Да и с жертвам по большей мере от этого ничего плохого не происходит. Ну попили у них кровушки, ну подчиняли какое-то время, а потом в принципе живут спокойно дальше. Так что обращенным куда хуже.
Я все-таки не выдержала и залезла в описание книги. По всему получается, что Серпа Ивановича я не зря подозревала. Но почему он вроде как помогает Валерке и Игорю? Рассказал про главного, которому обращенные кровь приносят, а потом он их убивает. Чтобы отвести от себя подозрения или есть другая цель?
Воровство на пищеблоке и тринадцатый вампир
Никак не выяснится, кто же тринадцатый обращенный. Я почему-то грешным делом подумала на Анастасийку. Почему? Кто его знает, уж больно ангельская личность у девчонки. Директор тоже в курсе всего, но предпочитает не вмешиваться. Но кажется, после встречи с директором именно Игорь стал тринадцатым пиявцем. А нет, только придуривается.
После Зарницы пропал мальчик Юра, который знал о вампирах и подружился с Валеркой. Игорь подслушал разговор и по всему похоже, что ребенка убили и расчленили, а останки держат в холодильнике на пищеблоке. Но скорее всего, там что-то другое. Ну точно, обычное мясо. Подворовывают на пищеблоке работнички.
Валерка хоть и очкарик, но парень отчаянный, полез вместе с Игорем в самое пекло. Мда, тут Капустин прав, если бы в свое время все не тащили всё, что было можно, может и Союз остался бы цел. Это и вправду похоже на всеобщий психоз. Юра нашелся на следующий день, живой, но уже не тот — тринадцатый…
Баба Нюра и настоящая история Иероновых
Серп Иванович рассказал о стратилате, главном вампире, он типа меченый. Естественно, очередное подозрение пало на бабу Нюру. Еще интереснее, вампиры носят галстуки не просто так, чегой-то им без них становится дурновато. Нападение на стратилата бабу Нюру организовали по всем правилам. Под узнаваемое «Все идет по плану» подготовка смотрелась прям феерично.
Но баба Нюра оказалась не промах, дала отпор нападающим. Это дало время Валере понять, кто же настоящий стратилат. Баба Нюра оказывается сама пиявцев боится, хотя некогда была тушкой для своего Хозяина. Вот она-то рассказала немного другую историю про братьев Иероновых, которые под видом революции занимались убийствами, грабежом, вандализмом и портили барских девок.
Как собственно и большинство красных, выходцев из низких слоев. Подозреваю, что идеологических и честных в рядах Красной армии было слишком мало. В основном неграмотный сброд, но интеллигенты особо были не нужны. Ведь основная цель была — уничтожение старого строя, а для этого большой ум лишь помеха.
Так вот тогда-то братья Серега и Матвей Иероновы стратилатами и стали. Дальше интересно, от солнца вампиров защищают звезда, красный цвет, серп и молот. Отсюда новые имена братьев Иероновых Серп и Молот. Вот молодые пиявцы в красных галстуках и ходят. Для защиты.
Использование символики в СССР отдельный разговор, тут явно замешана магия. Кстати, если у власти упыри стояли, которые боятся освященной земли, крестов и прочих святынь, понятно, почему советская власть церкви рушила. Реальная причина другая, конечно, но эта версия ой как хорошо вписывается в историю, даже не по себе как-то стало…
Финальная битва и новый стратилат
Ну вот, осталась последняя серия и последний день олимпийской смены. У Игоря получилось склонить на свою сторону Веронику, которая должна быть первой жертвой стратилата. Типа, Игорь достучался до ее души, она вспомнила, что любит его. Но и пиявцы не дремлют. Мда, сознательно или нет, но создатели дали негативную программу на красный галстук как символ вампиров.
В самый неподходящий момент Анастасийка неожиданно устроила Валере сцену ревности. Кто бы мог подумать, а с виду такой ангел. Тут еще Шалаева со своей местью явилась, чуть всю операцию не сорвали. Тем не менее пиявцев удалось заблокировать на катере, а Серп Иванович был вынужден сделать Валерку стратилатом.
Да, Валера сделал единственно верный шаг. Серп же совершил акт самосожжения в пионерском костре. А вот доктора Носатова и вправду жаль. Хотя для него гибель была наверное единственным смелым поступком в жизни. На утро все разъехались по домам. Ника почему-то осталась с Сашей Плоткиным. Интересно, как Валерка теперь будет жить? Может продолжение снимут?
Впечатления от просмотра
Что по итогу. Несмотря на основные моменты, которые я уже озвучила в начале, в целом серил мне понравился. Эдакая детективная история про вампиров с элементами драмы. Много в ней таких моментов, чего только стоит стареющая вечно молодая Свистуха и нереализованный доктор Валентин.
Очень понравились главные герои, да и сама история интересная. Поначалу как-то идет все размеренно, а вот с пятой серии вообще треш начинается. Отчаянно захотелось почитать книгу Алексея Иванова. Только под конец стал понятен смысл название сериала. Пищеблок это сам детский лагерь — собственно кормушка для стратилата.
Без программ не обошлось. Не знаю намеренно или нет, но Союз опять обгадили. Причем в самой его лучшей части — пионерское детство. Интересно, насколько это видение соответствует книге? Тем не менее на минутку вдруг показалось, что и наши, наконец, начали снимать приличное сериальное кино с мистическим уклоном. А программы? Да где их нет…
2 комментариев
фильм понравился больше обзора. нравится в таких обзорах «у нас такого не было!» ой, а мы-то думали, в пионерлагерях были сплошь вампиры, ммм, автор открыл глаза. И умилила любовь к совку. «Практически коммунизм». Да, красивая философия. Жаль, что нежизнеспособная, которая кончается всегда одинаково — обнищанием и бандитизмом, во главе со стратилатом-генсеком наверху. Под видом равенства, оф корз.
а чем вам совок не угодил? лично мое детство при Союзе было достаточно счастливым. так что говорить что-то дурное повода у меня нет. а вот почему все закончилось обнищанием и бандитизмом это уже совсем другой вопрос.
Последнее лето детства: рецензия на сериал «Пищеблок»
Пионеры, вампиры и пионеры-вампиры в экранизации ностальгического подросткового триллера Алексея Иванова.
Трейлер
Наступает лето, а значит, пора отправляться в лагерь. Пионер Валерка (Пётр Натаров), щуплый робкий аутсайдер, впрочем, этому событию не очень-то и рад. Недавно у него умер брат, который работал здесь вожатым, а ещё парень никак не может влиться в коллектив. Но есть и другая причина: однажды ночью герой видит, как Лёва, его сосед по корпусу, пьёт кровь у других ребят. И не он один — весь лагерь заполонён вампирами. Света упыри не боятся, в гробах не спят, но почему-то не снимают пионерский галстук по утрам и вообще отличаются выдающейся партийной покладистостью. Вместе с вожатым Игорем, который, как и Валерка, чувствует себя чужаком, они устраивают охоту на вурдалаков. Правда, им ещё предстоит выяснить, кто враг, а кто друг. Хоть из последних у них только боязливый врач-алкоголик (само собой, Тимофей Трибунцев) и жуткая повариха, дорожить нужно каждым новым союзником.
Кадр из сериала «Пищеблок»
Кадр из сериала «Пищеблок»
«Пищеблок» — не первый случай, когда миф о Советском Союзе пытаются рассмотреть в ключе современности, но, пожалуй, один из заметнейших в мейнстримной жанровой литературе. И что важнее — литературе подростковой, не обделённой всеми атрибутами тинейджерской истории взросления: от первой любви до разочарования во взрослом мире. Был там, конечно, ещё и политико-социальный контекст, критика системы как таковой, потерявшей изначальный смысл под весом значков, галстуков и знамён, хотя первоочерёдным всегда оставался этот coming-of- age. Идеальный, в общем-то, кандидат для очередной экранизации, причём даже не полнометражной, а многосерийной — уж слишком тяжело было бы уместить все подростковые конфликты в рамки двухчасового фильма.
По одну сторону баррикад коллеги по жанру: «Спутник» (герой-космонавт становится диссидентом), «Кольская сверхглубокая» (проблема личного и коллективного на примере эпидемии убийственного грибка). По другую — ностальгические истории в духе «Мир! Дружба! Жвачка!», которым чужда демонизация эпохи и скорее даже интересна её романтизация. «Пищеблок» выходит чуть ли не в лучший момент, когда жанр с его критикой СССР и подростковая ностальгическая драма могут синтезироваться, превратив в историю, нет, не совсем в аналог «Очень странных дел» (от этого сравнения Подгаевский открещивается, хотя методы у него и у братьев Даффер очень даже похожи), а скорее в радужную эпитафию ушедшему детству. Собрана она тоже из отсылок, но не киношных: то на фоне заиграет Боуи, то на экране появится знаменитый Олимпийский мишка (действие происходит летом 1980). Делать реверанс в сторону «Любви и голубей» или «Спортлото» в сериале о вампирах, согласитесь, не комильфо, а устоявшегося жанрового кино тогда и не было, поэтому довольствуемся стильными пионерскими костюмами и другими символами эпохи.
Кадр из сериала «Пищеблок»
Кадр из сериала «Пищеблок»
Это всё, бесспорно, мило, стильно, опять же ностальгично и во многом злободневно. «Пищеблок» — и книга, и сериал — не столько про прошлое, сколько про вечно актуальное безвременье. За одной системой следует другая, за пионерскими флажками — футболки Молодёжной гвардии Единой России (тут даже комментировать ничего не надо, преемственность поколений налицо), и вопрос остаётся исключительно в средствах и целях. По первым трём эпизодам «Пищеблок» очень последовательно экранизирует роман Иванова и, что действительно в кои-то веки смущает, оказывается красивой иллюстрацией к оригиналу. Обычно «книга лучше» выступает железным (и дурацким) аргументом в любом споре, но здесь, кажется, как раз тот случай, когда адаптации было бы неплохо «повздорить» с первоисточником. Что тут оригинального, помимо эффектных жанровых тропов и слепящего кислотного освещения в вечерних уличных сценах, — большой вопрос. С другой стороны, а нужна ли эта пресловутая оригинальность, когда всё уже придумано и переосмыслено? Тут даже Тимофей Трибунцев в очередной роли алкоголика выглядит скорее не как неосознанный повтор, а как умелый шуточный рефрен для тех, кто в теме, — чего уж говорить о пионерах, вампирах и знамёнах.
«Пищеблок»: отличия сериала и книги (обзор со спойлерами!)
Все за свободу — вперёд!
Если погибнем — воскреснем!
Каждый потом оживёт.
В пионерском лагере «Буревестник» стартует новая смена. На дворе 1980 год, в столице гремит Олимпиада, а лагерная жизнь идёт своим чередом: ребята участвуют в самодеятельности, играют в футбол, а порой и втихую нарушают правила скучного распорядка. Все идёт по плану, пока юный бунтарь Валерка не узнаёт страшное — в лагере орудуют настоящие вампиры. Помочь ему может только вожатый Игорь, у которого крововосы забирают самое дорогое.
Пищеблок
Жанр: мистика, ужасы
Режиссёр: Святослав Подгаевский
В ролях: Пётр Натаров, Даниил Вершинин, Ангелина Стречина, Ирина Пегова, Тимофей Трибунцев
Продолжительность: 8 эпизодов по 43–60 минут
Премьера: 19 мая — 1 июля, «КиноПоиск»
Похоже на: «Очень странные дела» • «Факультет» • «Ночь страха»
Первого июля на сервисе «Кинопоиск HD» вышел финальный эпизод сериала «Пищеблок» — про пионерский лагерь, превратившийся в вампирскую кормушку. Сняла его студия «Среда», чьи прежние работы, несмотря на неоднозначное порой качество, завоевали популярность, причём не только в России — «Мажор», «Метод» и «Территорию» взял в свою коллекцию Netflix, а «Гоголя» западный зритель может посмотреть на Amazon. В целом Александра Цекало и его команду можно назвать как минимум опытными ремесленниками, знающими своё дело. Правда, порой чувство вкуса и меры им отказывает, как во вторых сезонах «Обратной стороны Луны» и «Метода».
Первый (и единственный, надо думать) сезон «Пищеблока» получился… А каким, всё-таки, он получился? И сколько здесь осталось от первоисточника — одноимённого романа Алексея Иванова? Давайте разберёмся.
Без спойлеров тут:
«Пищеблок»: первые впечатления от сериала о вампирах в пионерлагере
Что это за «Пищеблок», чем отличается от книги, как сыграли актёры и за дело ли его называют ответом «Очень странным делам».
Несмотря на внешнюю схожесть и практически общую сюжетную основу, произведения вышли совершенно разными по духу — и на это есть целый ряд причин. Конечно, экранизация никогда в точности не повторяет первоисточник, это попросту невозможно. Но в сериале где-то поменяли характеры книжным персонажам, где-то ввели новых, щедро плеснули красной и чёрной красок — и вот на выходе уже совершенно другое, хотя и очень похожее, произведение.
Режиссер Святослав Подгаевский и сценарист Александр Талал получили на руки очень хороший материал и полностью переработали его, превратив пропитанную ностальгией по советскому детству страшилку в модный нынче «восьмидесятнический» хоррор с синтвейвом, неоном и обнажёнными вожатыми. Какие-то моменты упростили: всё же уложить объёмный роман в 8 серий непросто, какие-то стали даже более удачными. Скажем, подтекст о истинной сущности и задачах вампиров пробирает до дрожи — или же вызывает негодование у некоторых зрителей. Но об этом чуть позже.
Как изменились герои
Завязки, по сути, одинаковы, и в сериале даже показали вживую историю о мстительной статуе горнистки, настраивающую на нужный лад. Но уже при знакомстве с персонажами начинают возникать расхождения.
В особенности это касается главного героя Валерки Лагунова, который первым столкнулся с кровососом. В романе это обычный мальчишка, в меру хулиганистый и дерзкий, который если и отличается от товарищей, то совсем немного и может даже прикрикнуть на более слабого, а втягивается в неравную борьбу волей обстоятельств. Он верит в советские идеалы и мечтает о коллективе, которого, по его мнению, в лагере как раз и не хватает, а всё, что есть — лицемерие, замаскированное лозунгами и речёвками. Он даже мечтает об устройстве, с помощью которого «правильный» человек мог бы управлять другими — конечно, ради общего дела.
Сериальный же Валерка куда более скромный и интеллигентный — впрочем, стержень у него никуда не делся. Он с самого начала показывает себя индивидуалистом. Ещё здесь он ведёт беседы с нелепо и трагически погибшим братом, который является к нему в трудные моменты и служит своего рода внутренним голосом. Брат был вожатым в этом самом лагере незадолго до смерти — и, конечно, его гибель связана с тёмной тайной «Буревестника».
В книге никакого брата и трагедии не было — была младшая сестра, которая «в кадре» отсутствовала. Да и сам Валерка не рвался домой любыми средствами, хотя старшая вожатая Свистунова — Свистуха — и пыталась применить довольно жёсткие санкции, вплоть до детской комнаты милиции.
Второй же главный герой, вожатый Игорь, особо не изменился, как и его сюжетная роль. Разве что сценаристы его зачем-то заставили совершить импульсивный поступок, который останется на его совести, если вообще вскоре не всплывёт (во всех смыслах).
Яркие образы остальных мальчишек в сериале стёрлись практически до игровых NPC — различаются они только фамилиями да прическами. В книге их диалоги и выходки работали на общую атмосферу. Но в сериале это, в общем-то, и не нужно: другой повествовательный язык и динамика диктуют свои правила. Зато появился ряд новых эпизодов, а те персонажи, что в книге служили скорее функциями, вышли на первый план.
Например, лагерный доктор-алкоголик Носатов в отличном исполнении Тимофея Трибунцева стал одной из ключевых фигур в финальном «решении вампирского вопроса». В первоисточнике его роль сводилась к рассказу об оживших мертвецах и направлению «пиявцев» на речной трамвайчик, и в целом запомнился он мало.
Намного большую роль в сериале играет и Серп Иваныч Иеронов, герой Гражданской войны и персональный пенсионер. В книге общение с ним сводилось к минимуму, здесь же он становится наставником для Валерки и раскрывает ему тайну происходящего, хоть и отказывается помогать.
Удачной идеей в сериале стал план главного злодея — отвести от себя подозрения, отправив невольных борцов с нечистью на убийство якобы верховного вампира-«стратилата», чтобы на самом деле убрать последнего свидетеля своих злодеяний. Тогда же герои понимают, кто все это время водил их за нос и кого нужно устранить — в книге это происходит как бы невзначай, чтобы уже закончить повествование.
Кстати, книжный стратилат был чудовищем без малейшего проблеска совести. В сериале же даются намёки, что, в отличие от своего отморозка-брата, он был не рад своему состоянию и до поры сдерживал свою жажду крови.
Как изменился стиль
Сама концовка стала темнее и острее — Валерка становится преемником стратилата, Игорь теряет любовь и дружбу, да и тяжесть нелепого и непоправимого висит на душе — в то время как Иванов завершает историю так позитивно, насколько это возможно.
Визуально и музыкально сериал старались подогнать под стилистику 1980-х. На Западе эту моду эксплуатируют «Очень странные дела», «Американская история ужасов», «Лето-84» и многие другие, у нас же эту нишу занял «Пищеблок». Туман между соснами просвечивают алые и синие лучи, создавая зловещую атмосферу (при этом свет исходит от символа Олимпиады-80), а в саундтреке прописались Пит Таунсенд, «Шизгара», без которой обходится редкий сюжет «из жизни эпохи застоя», и Дэвид Боуи.
Сцена, где Игорь «запускает» сердце любимой, а детский хор с фонариками поёт песню Боуи, выглядит сюрреалистично и вписалась бы, например, в фильм Серебренникова «Лето». Не хватает только парня с табличкой «этого не было». Да и развязка под «Куда уходит детство» вышла душераздирающей.
Не обошлось и без более современного и неожиданного Егора Летова — а точнее, двух каверов на его песню «Всё идет по плану», инструментального и металлического, от Александра Пушного. Песня звучит довольно цинично, учитывая оба момента, в которые её вставили, и за это плюс создателям сериала.
Скандальные темы
Говоря о «Пищеблоке», нельзя не упомянуть две самые спорные темы. Первое — это неприкрытый эротизм, пронизывающий многие сцены. В книге по-настоящему эротических сцен не было, всё оставалось за кадром. Сериал же отрабатывает рейтинг 18+ на полную, и не столько за счёт крови, сколько за счёт секса.
Тут и соблазнение Игоря старшей вожатой, и просвечивающая через одежду грудь Вероники, и она же, но уже вполне обнажённая… Но больше всего многих зрителей зацепил момент, где пацаны идут мазать девчонок зубной пастой, и камера о-о-очень медленно скользит по ноге двенадцатилетней девочки. Многим это показалось… излишним.
И второе — возможно, оно же самое интересное — о природе и подоплёке вампиризма. Тут-то и проявляются главные расхождения, которые одних могут навести на мрачные мысли, а у других вызвать негодование.
Что Валерка Лагунов, что Игорь — неисправимые романтики. Одного вдохновляют знамёна, чистая медь горна, раскатистая дробь несущихся красных конников. Второй мечтает о затерянных городах, заснеженных вершинах, джунглях Амазонки и подводных колоннах Атлантиды. И оба сталкиваются с суконной банальностью повседневности. Красные флаги и пионерские галстуки давно стали частью формальных ритуалов. Вместо джунглей Амазонки — полные ядовитых гадов другого толка джунгли позднесоветской действительности, где все равны, но некоторые равнее, и уже очень давно.
И именно здесь, где новые святыни давно обесценились, и пригрелись кровососы. Но если маскировка книжных пиявцев кроется в их «нормальности» — обычные пионеры становятся примерными пионерами, которых и подавно никто ни в чем не заподозрит, а шпана так и остаётся шпаной — то на экране всё по другому.
Основной подтекст сериала в том, что вампиры не просто маскируются под добродетельных граждан СССР — они этот СССР и выстроили. Вожди, чекисты в коже, страшные ночные визиты и бесследные исчезновения людей, подозрительные смерти большевистских бонз, медицинские эксперименты, надрывные подвиги пятилеток — всё это выстроено на крови, пролитой и выпитой.
Недаром сгорающий в прощальном костре стратилат произносит: «Я ни о чем не жалею. Зато какую страну построили!». И непонятно: то ли гибель страны совпадает с гибелью всех упырей, то ли тёмные силы просто вышли на новый уровень?
Итоговое сравнение хочется сделать в тон названию: если книжный «Пищеблок» больше похож на добротный обед из столовой, вызывающий ностальгию по школьным годам, то сериал — сытный бургер с колой из молодёжного кафе. И то, и другое не лучше и не хуже — они разные, но несут в себе одну функцию: стать пищей для ума и приятно скоротать время.