в каком году привозили пояс пресвятой богородицы в москву
Частица пояса Богородицы постоянно хранится в московском храме Илии Пророка
Пояс Пресвятой Богородицы, который привезен в столицу со священной горы Афон монахами Ватопедского монастыря, будет находиться в Москве до воскресенья, и поток паломников, желающих приложиться к нему, не иссякает, наоборот, становясь все многолюднее.
Между тем мало кто услышал увещевание представителей Русской православной церкви о том, что частички великой христианской реликвии хранятся сразу в нескольких столичных и подмосковных храмах, причем, находятся они там постоянно. В частности, в Троице-Сергиевой лавре.
Поклониться поясу можно и в московском храме Илии Пророка «Обыденного», находящемся менее чем в 500 метрах от Храма Христа Спасителя, во 2-м Обыденском переулке, 6 (рядом со станцией метро «Кропоткинская»).
Частица, как и сам Пояс, может исцелять от бесплодия и способствовать здоровому вынашиванию и рождению ребенка, говорит ризничая храма Наталья Фомичева. Она считает, что не стоит сомневаться в том, что хранящаяся в храме Илии пророка частица действительно относится к Поясу Пресвятой Богородицы. «Раньше пояса были не такими как сейчас, ими несколько раз обкручивались вокруг тела, то есть, это был достаточно большой кусок материи», – рассказала Фомичева.
«Никто специально не фиксирует, сколько людей исцеляется, поклонившись святыне, но существует такое поверье. Чудеса же происходят в силу веры каждого человека», – считает она.
Москва в эти дни разделилась на тех, кто пошел поклониться Поясу Пресвятой Богородицы, и на тех, кто обсуждает феномен очереди к храму Христа Спасителя на работе, на кухне или в ЖЖ. И все сходятся в одном: в столице такое происходит впервые. В надежде на благодать люди стоят сутками, чтобы наспех прикоснуться к святыне.
По данным городского Оперативного штаба по обеспечению порядка, во время пребывания в Москве Пояса Пресвятой Богородицы количество паломников, прошедших к святыне в храм Христа Спасителя на 24 ноября, составило 407 350 человек. Люди мерзнут, но продолжают стоять. И, несмотря на то, что стоят они к святыне, как и во всякой длинной очереди в России не обходится без перебранок, обмороков и даже драк. Разумеется, находятся и желающие подобраться к заветному месту без очереди.
О пребывании Честного Пояса Пресвятой Богородицы в России
20 октября 2011 года, благоволением и содействием Пречистой Божией Матери, состоится знаменательное и историческое событие – принесение Ее Честного Пояса в Россию. Великая христианская святыня пребудет на русской земле в течение 30 дней и посетит 11 городов. Сопровождать реликвию будут монахи афонского монастыря Ватопед во главе с игуменом Обители архимандритом Ефремом.
Честной Пояс Пресвятой Богородицы в алтаре соборного храма Обители Ватопед
По традиции святыня ежегодно выходит из стен монастыря на краткий срок и проносится по греческим городам для чествования и поклонения. Это событие обычно сопровождается особой торжественностью, вместе с реликвией следует парадный эскорт вооруженных воинов, и ее путь устилают лавровыми ветками и лепестками роз. В Россию же Честной Пояс приедет впервые за всю историю своего существования.
Встреча Честного Пояса в греческом городе Ламиа, 9 октября 1999 года
Встреча Честного Пояса в греческом городе Патры, 6 октября 1929 года
В России планируется следующая программа пребывания чудотворной реликвии:
Санкт-Петербург
с 20 октября по 24 октября
Екатеринбург
с 24 октября по 27 октября
Норильск
с 27 октября по 29 октября
Владивосток
с 29 октября по 1 ноября
Красноярск
с 1 ноября по 4 ноября
Дивеево
с 4 ноября по 7 ноября
Саранск
с 7 ноября по 10 ноября
Самара
с 10 ноября по 13 ноября
Ростов-на-Дону
с 13 ноября по 16 ноября
Калининград
с 16 ноября по 19 ноября
Москва
с 19 ноября по 23 ноября
Эскиз предоставлен blagosloven.ru
Маршрут следования Честного Пояса составлен таким образом, чтобы шествие его изобразило крест на российской карте, тем самым символически благословив Россию.
В Ватопеде Честной Пояс хранится начиная с XIV века. Свидетельства о чудесах, совершаемых его благословением, не иссякают по сей день. Чудотворную силу святыни признавали даже турецкие султаны. Так, в 1871-72 году султан Абдул-Азиз обратился к ватопедским отцам с просьбой доставить Пояс в Константинополь, прислав для этой цели пароход прямо к пристани Обители. Как только судно приблизилось к Царь Граду, бушевавшая там эпидемия холеры прекратилась и удивленный правитель приказал принести реликвию во дворец для поклонения.
Известны многочисленные случаи исцелений от различных болезней благодатью Честного Пояса, но особенно ярко она проявляется в помощи бездетным супругам. Монахи хранят множество писем, в которые счастливые родители вложили фотографии своих детишек, родившихся благословением Божией Матери, посредством Ее Честного Пояса.
В собороном храме Обители на престольном празднике Честного Пояса Пресвятой Богородицы
Особенно трогателен случай, произошедший с семьей Чарли и Николетты из Канады. Чарли попал в Ватопед непреднамеренно. Работая моряком в команде морского лайнера “Рио Рита”, он прибыл в Обитель в составе экскурсии со своего судна, стоявшего в то время на рейде вблизи афонских берегов. Услышав рассказ монаха о чудесах Честного Пояса, Чарли поведал и о своей супружеской драме – 10 лет безуспешных попыток родить ребенка. Но взять благословенные пояски вначале отказался, так как был католического вероисповедания. Монах, однако, настоял на том, чтобы Чарли взял святыньки и отвез их своей супруге. Через год счастливый отец вернулся в Обитель уже целенаправленно и рассказал отцам о рождении дочки Фредерики и о крещении всей семьи в православие.
Фотография маленькой Фредерики, подаренная ее отцом Чарли ватопедским отцам
Честной Пояс Пресвятой Богородицы является главной и наиболее любимой святыней монастыря Ватопед. История Обители настолько тесно переплетена с историей реликвии, что уже не мыслится отдельно от нее, о чем свидетельствует прозвище “агиазониты” (то есть “святопоясники”), данное на Афоне ватопедским монахам.
На престольный праздник Честного Пояса, совершаемый 31 августа по старому стилю, для прославления святыни со всей Святой Горы стекаются киновиальные монахи, скитские аскеты и уединенные подвижники. Число паломников в этот день нередко достигает 500 человек, что по афонским меркам является внушительным количеством. Одна из служб, а также акафист Святому Поясу, составлены Герасимом Микроагианнитом, одним из самых выдающихся, вдохновенных и плодотворных гимнографов греческой Церкви XX века.
Знаменитые певцы из келлии святого Фомы на празднике Честного Пояса поют песнопение, посвященное великой святыне
Ватопедские монахи молятся: «Да благословит Матерь Божия благодатью Честного Ее Пояса русскую землю и да простирает всегда Пречистая Дева свой покров над Россией и ее многострадальным народом».
5 святынь Храма Христа Спасителя, о которых мало кто знает
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Перед Храмом Христа Спасителя выстраиваются длинные очереди паломников, когда в Москву привозят значимые святыни — Пояс Пресвятой Богородицы, Дары Волхвов, мощи святителя Спиридона Тримифунтского и другие. Между тем, в кафедральном соборе Москвы постоянно пребывают настоящие церковные сокровища, которые такого интереса не вызывают. Наш материал — о святынях Храма Христа Спасителя.
1. Частица Ризы Господней
«Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии, другой — что это верхняя одежда, плащ (гимантий), — комментирует ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. – Дело в том, что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным».
После революции частицу Ризы Господней перенесли в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфисковали и вернули в Кремль, теперь уже в поместив в фонды Музеев Московского Кремля.
19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешения дирекции музеев святыню обнесли вокруг храма, и весь день она пребывала в Храме Христа Спасителя, после чего была возвращена в Кремль.
В 2008 году частица Ризы Господней была окончательно передана в Храм Христа Спасителя.
Главный алтарь Храма
Частица Ризы Господней хранится в алтаре и выносится в храм во время Всенощного Бдения в последнюю субботу месяца и после Божественной литургии в последнее воскресенье месяца (Расписание богослужений на сайте Храма Христа Спасителя).
2. Гвоздь от Креста Господня
Гвоздь от Креста Господня также был передан в Храм Христа Спасителя в 2008 году.
Он хранится в алтаре в отдельном ковчежце и вместе с Ризой Господней выносится на богослужения только в дни Великого поста.
3. Частица Ризы Божией Матери
Частицу Ризы Божией Матери привез на Русь Дионисий Суздальский в XIV веке из Константинополя. Вместе с другими святынями она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей.
После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В 2008 году, по просьбе покойного Патриарха Алексия II, была передана Русской Православной Церкви вместе с другими святынями, которые также хранились в кремлевских музеях.
Частица Ризы Пресвятой Богородицы некоторое время находилась в Храме Христа Спасителя и была доступна для поклонения. Но, поскольку верующие не проявляли к ней большого интереса, было принято решение на время убрать святыню в алтарь и выносить ее в некоторые богородичные праздники, например, в Праздник Ризоположения во Влахернах, на Покров Пресвятой Богородицы, в Субботу акафиста Великим постом и в другие праздники.
Паломнические группы, которые желают отслужить молебен перед частицей Ризы Господней, Гвоздем от Креста Господня и частицей Ризы Божией Матери и приложиться к этим святыням, могут заранее, не позднее, чем за неделю, написать письмо на имя ключаря Храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева на адрес hram@xxc.ru, чтобы святыню приготовили и вынесли в определенный час (в теме письма указать «Молебен перед Ризой»).
4. Глава святителя Иоанна Златоуста
Главу святителя привезли на Русь из афонского монастыря Ватопед при царе Алексии Михайловиче. На Святую Гору вернуть святыню царь не захотел и взамен нее выслал в Ватопед приличную сумму денег. Афониты неоднократно пытались вернуть главу, но каждый раз им вместо этого жаловали большую сумму денег.
Глава святителя Иоанна Златоуста находится вместе с некоторыми другими святынями в большом общем мощевике слева от главного алтаря Храма Христа Спасителя.
Доступ к мощевику открыт ежедневно и прекращается только во время богослужений (даже на субботней всенощной его открывают практически сразу после чтения Евангелия).
5. Мощи святителя Филарета Московского
Митрополит Филарет (Дроздов) был канонизирован Церковью в 1994 году. Его мощи находились под спудом в Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры, а в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II их передали в Храм Христа Спасителя, поскольку святитель участвовал в разработке проекта будущего кафедрального собора Москвы.
Рака с мощами святителя Филарета Московского стоит справа от алтаря верхнего храма. Приложиться к ней можно ежедневно, доступ прекращается только во время богослужений, как и к Главе святителя Иоанна Златоуста. В праздник святителя, 2 декабря, стеклянную крышку раки открывают, и у верующих есть возможность приложиться непосредственно к мощам.
Фото Владимира Ештокина
Читайте также:
Автор и редакция благодарят ключаря Храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева за предоставленную информацию о святынях и помощь при подготовке материала
Пояс Пресвятой Богородицы: в Москве с 21 по 27 ноября в храме Христа Спасителя
В Кафедральном Храме Христа Спасителя, Пояс Пресвятой Богородицы будет находиться с 19 по 27 ноября 2011 года.
Когда привозят святыню?
19 ноября 2011 года, в Храме Христа Спасителя, в 16.00 часов начнется всенощное бдение.
В 17.00 Пояс Пресвятой Богородицы прибудет в Храм. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и сослужащее духовенство выйдут встречать Святыню.
После того, как духовенство и максимальное число прихожан войдут в Храм, доступ в него будет прекращен и будет формироваться очередь на улице.
Когда будет открыт доступ?
После Полиелея откроется доступ, находящимся в Храме к Святыне и только после этого Святыня будет доступна для поклонения всем, кто не успел войти в Храм и ожидает на улице (предположительное время 24.00).
Доступ прихожан для поклонения Великой Святыне планируется осуществлять круглосуточно.
Освященные от Пояса Пресвятой Богородицы ленточки (маленькие пояски) будут раздавать афонские монахи у ковчега со Святыней тем, кто уже к нему приложился.
Конечно же, до 27 ноября, к сожалению, не всем удастся приложиться к Святыне. Убедительная просьба, планируйте время посещения Кафедрального Храма Христа Спасителя, в эти дни, заблаговременно.
Если не получается приехать?
Обращаем Ваше внимание на то, что вот уже два года в Храме Христа Спасителя находится частица Риза Пресвятой Богородицы и все, кто посещает Храм могут, совершенно свободно, к ней приложиться.
Если Вам не удалось, по каким-либо причинам приложиться к Поясу Пресвятой Богородицы — вы сможет беспрепятственно и в любое удобное для вас время приехать в Храм Христа Спасителя, помолиться перед Частицей Ризы и приложиться к такой же по значимости Святыне, как и привезенная с Афона.
В связи с юбилеем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, его 65-летием, и приездом на Литургию 20 ноября Глав и представителей Поместных Церквей, доступ к Поясу Богородицы будет прекращен с 9.00 до 9.30.
Внимание!
Пояски будут раздавать после отхода от Святыни.
Как прикладываться к Поясу Богородицы?
В связи с огромным количеством желающих подойти к Святыне, предполагается несколько изменить традицию подхода к Ней. Подходящие будут не прикладываться губами к ковчегу с Поясом, а проходя мимо, касаться его рукой.
Это не в традиции нашей Церкви, а делается это для того, чтобы как можно больше людей прикоснулись к Святыне. Поскольку движение очереди предполагается быстрым, заранее нужно написать записки о здравии своих близких и подать их служителям Храма,принимающим требы для прочтения их на молебне.
Болящим же могу сказать, что для них (и не только для них) самое главное – это причащение Святых Христовых Таин. А для этого не нужно преодолевать огромные расстояния и выстаивать многочасовые очереди, достаточно попросить об этом священника из близстоящего храма.
Ключарь Храма Христа Спасителя, протоиерей Михаил Рязанцев
Святой Пояс Богородицы и Ватопедский монастырь
Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме.
В первые века христианской эры он находился в Иерусалиме. Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь.
Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь. В царствование Льва VI Мудрого (886-912) Пояс принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга василевса Зоя.
Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об исцелении. Было ей видение, что она излечится от своей слабости, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил патриарха открыть раку.
Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от своего недуга.
В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрел тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещен в раку, а рака запечатана.
В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учрежден праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.
Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было и то, что Пояс оказался выкраден и доставлен в Болгарию. Позже он попал к сербам.
Князь Лазарь I отдал Пояс вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю. С тех пор он хранится в святилище, расположенном в кафоликоне, главном монастырском соборе.
В правление турок братия монастыря брала с собой Пояс при своих отъездах на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию. Они делали это с целью распространить благодать святыни, поднять дух порабощенных греков и избавить их от случавшихся эпидемий.
Богородичная Канавка в Москве
Год назад Россию посетил Пояс Пресвятой Богородицы
Послушала я это всё и решила для себя: «Это не для меня». Раньше, когда была помоложе, я ходила ко многим святыням, привозимым в Москву. И к мощам великой княгини Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары ходила ночью и помню, как, поднимаясь уже на площадку Храма Христа Спасителя, встречала рассвет над Москвой.
На Афонском подворье, в церкви Никиты за Яузой, подходя к ковчегу со стопой апостола Андрея Первозванного, удивлённо смотрела, как двое крепких послушников берут под руки рычащего и лающего человека, стоящего в стороне, и ведут к святыне приложиться. И как он неистово сопротивляется, и как, наконец, после того, как они силой нагнули его голову, он обмяк, перестал буянить, становясь кротким и послушным.
«Господи, сохрани нас всех в вере!»
Внука моего, Кирюшу иногда родители его отдавали нам по семейным обстоятельствам на длительное время, и мы с ним всё время ходили в Скорбященский храм. Батюшка благословил причащать его каждый день как младенца. Кирюша подрос, и незаметно из кулька в одеяле, в котором я подносила его к Чаше, постепенно превратился в самостоятельного человечка. Ещё не говорил, но всё понимал. Заговорил тоже рано. Помню, как поразил меня его разговор с Божьей Матерью. Обычно поможешь ему подняться по ступенькам на мраморную площадку перед иконой, поднимешь до уровня иконы, он поцелует её. Снова поставишь на ноги, опустив. А тут он сам остановился и, обращаясь к иконе, сказал тоненьким доверительным голоском, по-детски произнося: «Богородица, мама поправилась, она вернулась из больницы. Но сестрёнку ещё не привезла. »
Помню, как я катала Кирюшу по Битцевскому парку в Чертанове на саночках, а он распевал на весь лес: «Богома-атерь Каза-анская, моли Бога о нас!» «Богома-атерь Скорбящая, моли Бога о нас!»
— Кирюша, ты очень громко поёшь.
— Я сильно пою, бабушка, сильно. Богома-атерь Московская, моли Бога о нас!»
— Кирюша, такой иконы нет.
— Есть, бабушка, я знаю, есть!
Вспомнила, и как Кирюша, ещё недавно научившись говорить, что-то хотел объяснить мне: «. писёк, бабушка. »
Кирюша подумал, подумал, видя, что бабушка не понимает, и сказал по-другому: «ремесёк!».
Ремешок. Только тогда я поняла, что значит «писёк». Это он синоним придумал для непонятливой бабушки. Поясок. Поясок!
Давно это было, но я даже записала, что ему тогда только исполнилось два года. Удивительно: «ПОЯСОК!»
Но когда мы нашли конец и присоединились к группе ожидавших людей, об уходе уже не помышляли. Ни разу ни одной мысли такой ни у кого не появилось. Тем более что, постояв не очень долго, нам открыли сдерживавшее ограждение, и мы почему-то бегом побежали до следующего. Так был сделан весь маршрут наш: шлюзами, загончиками, видимо потому что нас было очень много. Потом нашу группу разделили ещё: слишком большая.
Матерь Божья, не обессудь,
По церквам я Тебя не славлю,
И теперь, взмолившись,
Не юродствую, не лукавлю.
Просто сил моих больше нет,
Всех потерь и бед не измерить,
Если меркнет на сердце свет,
Хоть во что-нибудь надо верить. (. )
Дай мне выбиться из тупика,
Из распутья, из бездорожья.
Раз никто не помог пока,
Помоги хоть Ты, Матерь Божья.
А ведь это он, партийный, писал в пятидесятые годы. Крик души. Такое не печатали, не издавали. И ещё его слова: «Отлучили от церкви, от Бога не отлучить. » Вот-вот, не отлучить! И он своим поиском помог нам найти дорогу в храм.