в каком году придумали зомби
Ходячие мертвецы: откуда на самом деле появились зомби
Как и вся другая нечисть, зомби уходят своими корнями в фольклор. Происхождение самого понятия «зомби» до конца неясно. Оно попало на Гаити через рабов, вывезенных в начале 18 века из Западной Африки, которые практиковали вуду, колдовство и черную магию. По данным Оксфордского словаря, слово «зомби» впервые появился в английском около 1810 года, когда историк Роберт Саути упомянул его в своей книге История Бразилии. Но этот «зомби» не был монстром, а всего лишь одним из западноафриканских божеств.
Лингвисты же считают, что слов «зомби» могло произойти от вест-индийского «жамби», что означает «привидение». По другой версии — от «нзамби», что на африканском языке банту означает «душа мертвеца».
Все знают, что собой представляют вымышленные зомби. Это персонажи сериала Ходячие мертвецы, фильмов Я, легенда и даже франшизы Обитель зла. А начиналось все в 1968 году с уже культового фильма Джорджа Ромеро Ночь живых мертвецов, где впервые показаны ожившие трупы, охотящиеся на людей. Множество фильмов и видео-игр были основаны именно на ромеровской концепции зомби.
Но мало кто знает истинную историю зомби. Для многих людей на Гаити и в других местах — зомби очень реальные. Они не шутка и не вымысел. Вера в магию и колдовство широко распространена на всей территории Гаити и Карибского бассейна, часто в форме религии, такие как Вуду и Сантерии.
Гаитянские зомби — это люди, которых вернули из мертвых (а иногда и управляемые) с помощью магических средств жрецами вуду, называемых bokors или houngan. Иногда зомбирование использовалось в виде наказания. Но часто зомби использовали в качестве рабов на фермах и плантациях сахарного тростника. В 1980 году один психически больной человек даже утверждал, что был в плену и работал как зомби в течение двух десятилетий. После расследования человек так и не смог показать, где именно его удерживали.
На протяжении десятилетий западные ученые считали зомби вымышленными чудовищами из кино. Но в 1980-х годах некий ученый по имени Уэйд Дэвис заявил, что нашел порошок, который может создать зомби. Дэвис не верил в магию Вуду, но считал, что некий препарат может подчинить человека, фактически превращая в зомби. Этот препарат представлял собой мощный нейротоксин — тетродотоксин, который можно получить из нескольких животных, включая рыбу фугу. Он утверждал, что проник в тайные общества жрецов bokors и получил несколько образцов порошка для зомбирования, которые подверг химическому анализу.
Во второй книге Прохождение темноты: этнобиология гаитянский зомби, Дэвис признал проблемы с его теориями и опроверг некоторые из наиболее сенсационных заявлений. Тем не менее, он настаивал, что вера в зомби на Гаити может быть основана на (правда, редких) случаях, когда человек был отравлен тетродотоксином, а затем очнулся в гробу и восстал из могилы. Кроме того, добавил он, было гораздо больше явлений зомби, чем просто отравление порошком. Истории о восставших из могил были частью глубоко укоренившейся социокультурной веры в силу колдовства.
Таким образом, рассказы о реальной жизни гаитянских зомби, которые возникли как суеверие, в конце концов упалои на благодатную почву кинематографа. Хотя зомби остаются мифом в реальной жизни, Голливуд смог сделать из них настоящую масс-культуру, чтобы удовлетворить любопытство человека к смерти и чему-то неизвестному.
История зомби от древних времен до современности.
Страх перед наступлением нежити начался еще тысячи лет назад. Понятие мертвых людей, выходящих из своих могил насчитывает десятки тысяч лет. Во многих цивилизациях мира существуют суеверия и легенды о нежити, когда древние люди серьезно верили в зомби — оживших мертвецов.
зомби апокалипсис в современных теориях придет злобным вирусом
Наши дальние предки разработали изумительные идеи о зомби, принеся концепцию оживших мертвецов. Те легенды, которые когда-то вызывали невероятный страх перед возвращающимися из могил зомби, сегодня приносят нам развлечения в виде книг и фильмов. Так что же такое всемирная история зомби, и как эти мифические существа пришли в современную культуру?
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗОМБИ.
История зомби восходит ко многим мировым культура. Можно сказать, что явление всеобщее достояние. Слово «зомби», скорее всего, происходит от слова «nzambi» западноафриканского «Кимбунду», названия змеиного бога или любого божественного духа.
Позднее термин стал означать «реанимированный/восставший труп», вновь появляясь в мире живых в лучших традициях Вуду с помощью магических практик. В гаитянском фольклоре, зомби — это мертвое тело, которое было реанимировано черной магией и волшебным зельем сильного колдуна.
Слово впервые вошло в английский язык в 1819 году, когда поэт Роберт Сути написал «Историю Бразилии». Более века спустя Сибрук написал роман, введший зомби в Америку «Волшебный остров», который был посвящен культам гаитянского Вуду и их зомби-существам. Первый фильм ужасов о восставшем мертвеце вышел три года спустя, в 1932 году, показав людям лицо мифического существа из древних легенд.
ЗОМБИ В КАМЕННОМ ВЕКЕ.
История зомби может обращаться к каменному веку или уходить еще глубже в эпохи. Некоторые ученые полагают, что страх перед вылезшими из могилы трупами, возможно, привел к эволюции надгробия.
Люди размещали пирамиды или груды камней над захороненным телом, чтобы убедиться, что умерший не сможет выкарабкаться. В статье «Удивительная история надгробий» Матлак объясняет, что использование надгробий заключалось в том, чтобы удержать мертвых в своих могилах:
В Сирии археологи обнаружили черепа в районе, который они датировали в 10 000 лет. Кто-то специально удалил голову от тел, оставив странную тайну захоронений.
черепа зомби, Сирия
По-видимому, этот ритуал был традицией в течение некоторого времени в регионе Европы / Ближнего Востока, поскольку археологи нашли другие области, подобные этому захоронению. Хуан Хосе Ибаньес из Национального исследовательского совета Испании в Барселоне говорит: «находка может предполагать, что культуры каменного века опасались мертвых, представляющих угрозу миру живых.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЗОМБИ.
В 1980-х годах археологи обнаружили могилы в некрополе Сицилии, заселенный греками около 800 г. до н, эры. В некоторых гробницах тела были придавлены валунами и другими тяжелыми предметами.
Эксперты полагают, что могилы, возможно, принадлежали людям, которые, по мнению греков, могли подняться из своих могил. Чтобы предотвратить появление нежити, древние греки сжигали, расчленяли, либо удерживали мертвого камнями в могиле.
Доктор Кэрри Л. Сулоски Уивер, археолог и многолетний исследователь некрополя Пасси-Маринаро на Сицилии объясняет: в древнем мире мифических монстров опасаются, поскольку считается, что они покидают свои могилы ночью с целью причинить вред живым. Поэтому их закапывали исключительно глубоко, либо надежно придавливали тела камнями.
Гробница No 653 в некрополе Пасса Маринаро Камарины содержит взрослого человека, чья голова и ноги полностью придавлены крупными осколками амфоры (керамического сосуда). Предположительно, это предназначено привязать человека к могиле и не дать ему подняться.
Древние греки считали, что некоторые люди особенно склонны возвращаться в качестве зомби: самоубийцы, жертвы убийств и незаконные дети. Кроме того, дети, родившиеся в несчастливый день или с врожденными дефектами, и люди, которые умерли от утопления, чумы или проклятия, могут подняться из могилы жуткими гниющими телами.
Начиная с находки в 1980-х годах, археологи обнаружили много могил с потенциальными жертвами зомбизма, в том числе на Кипре. Умерших захоронили между 4500 и 3800 годами до нашей эры и «прикололи» в своих могилах к земле.
НЕЖИТЬ — ВОССТАВШИЕ ИЗ МОГИЛЫ.
В норвежской мифологии описывается драугр, и мифическое существо является мстителем нежитью. Слово draugr характеризует восставшего мертвеца, которые живут в гробницах, но могут выбираться на поверхность, чтобы посетить живых и найти жертву.
Драугры, как правило, очень большие и опухшие, уродливые и черные мертвецы. Если восставший мертвец укусил живого, то укушенный человек становился драугром — так сказать обращался в зомби. Норвежский монстр убивает своих жертв, сокрушая и съедая их живыми.
Однако, в отличие от современного зомби, драугр владеет рядом сверхъестественных магических способностей. Это неживое существо умеет изменить форму, а также способно захватить сознание человека.
Китайский «оживший труп», сочетает в себе классические атрибуты зомби и вампира. Цзян Ши часто являются людьми, которые были жертвами самоубийств или убийства. Они могут выглядеть более или менее сносно, если недавно умерли, хотя их тела покрыты могильной плесенью и разлагающейся плотью. Причем китайский зомби движется крупными прыжками, преследуя свою жертву.
АФРИКА И ГАИТИ — ИСТОРИЯ ЗОМБИ.
История зомби в Гаити имеет африканское происхождение, и как уже отмечалось, слово «зомби» восходит к Западной Африке, равно как и религия Вуду. Однако у западноафриканского зомби не было тела; существо было бесформенным. Правда в некоторых южноафриканских странах верили в зомби с физическими телами.
Идеи о зомби и практика Вуду мигрировали по всему миру посредством работорговли. Французы правили Гаити с 1625 по 1804 год, и основали сахарные плантации. Они импортировали рабов из Африки, для тяжелого труда на плантациях, а рабы принесли с собой интересный фольклор и убеждения.
Однако духи людей, которые погибают от неестественных причин, склонны задерживаться возле своей могилы. Они вынуждены ожидать одобрения богов, прежде чем смогут присоединиться к предкам в загробной жизни. В таком состоянии души умерших чрезвычайно уязвимы для похищения мощным бокором-колдуном. С помощью магии он может заключить душу в банку и использовать ее для контроля над телом.
ВЛИЯНИЕ ЗОМБИ В КУЛЬТУРЕ.
История зомби очень длинная легенда, давшая вдохновение множеству идей в культуре. Одной из первых, вымышленных (или нет) историй о нежити были Филиннион и Махатес, написанные Флегоном Траллесом, греческим автором олимпиад.
В рассказе сообщается о молодой женщине Филиннион, которая умирает, но возвращается к жизни и приходит в дом своих родителей. Девушка даже вступает в отношения с Махатцем в течение нескольких ночей. Она объясняет, что боги подземного мира одобрили ее воскрешение, хотя затем она внезапно снова умирает.
Возможно, самым известным зомби всех времен является монстр доктора Франкенштейна, главный герой в романе Мэри Шелли 1818 года. Франкенштейн реанимировал своего монстра молнией, и у существа было много особенностей современного зомби. Однако Шелли наделила персонаж человеческими эмоциями, к примеру яростью, когда монстр столкнулся с отказом.
Как уже отмечалось, первым фильмом о зомби была картина Виктора Гальперина, где женщину на Гаити, злобный священник-вуду превращает в зомби. Колдун использует волшебное зелье, которое «убивает» ее, а затем позволяет ей снова жить, но уже в роли зомбированной.
Джордж Ромеро создал «Ночь живых мертвецов» в 1968 году, признаваемый одним из самых влиятельных фильмов ужасов. Автор, возможно, представил теорию «зомби-апокалипсиса» и изобразил мифическое существо как агрессивных хищников, а не как бездумных рабов для личных целей.
Вообще, у современного зомби меньше характеристик гаитянских зомби, рождение которых имеет сверхъестественные корни. Черная магия, волшебные зелья — и человек контролируются колдуном.
В каменный век до бурного развития информационной эпохи люди долгое время были озабочены страхом перед нежитью. История зомби — явление всемирное, идущее сквозь все времена и географические границы. Мифическое существо с легкостью нашло себе путь вплоть до нашего времени, когда мы уже начали терять грань между мифологией и реальностью страшась наступления зомби апокалипсиса.
Зомби
Содержание
Ψ-часть [ ]
Похоже на то, что есть лишь два пути решения проблемы психотронных атак на гражданское население: психиатрическое лечение или поголовное зомбирование. Между прочим, некоторые постояльцы психиатрических больниц уверяют окружающих в том, что некогда являлись агентами- зомби, которых спецслужбы завербовали с помощью телевизора и радиоприемника. Почему бы не поверить в то, что они говорят правду. В книге «Похитители разума» Л. Толкунов рассказывает о документально подтвержденной истории с американским агентом, который был задержан в одной из африканских стран при подготовке покушения. На допросах выяснилось, что в нем запрограммированы четыре отдельных личности, каждая из которых вступала в действие лишь в определенной ситуации, и ни одна из них не знала о существовании трех остальных. Это было подтверждено детектором лжи и с помощью гипноза. Да что там в Африке, вокруг нас ответственные лица то и дело снимают с себя ответственность за свои поступки, не считая их актом свободной воли. Некоторые политики и публичные персоны демонстрируют все характерные признаки зомбирования, и остается только догадываться, каким процессам обработки подвергался их мозг, чтобы привести к такому неадекватному состоянию. Появился спрос на услуги специалистов особого рода – так называемых депрограммистов, которые вытаскивают людей из религиозных сект и политических партий, а затем по новой промывают им мозги, чтобы дезактивировать заложенные в них программы.
Можно посмотреть на эту ситуацию и под другим углом зрения. Мы привыкли приписывать себе и окружающим нас людям гораздо большую степень произвольности и ответственности, нежели то, чем обладаем на самом деле. Нам хочется думать, что мы принимаем самостоятельные решения, удовлетворяем личные желания, тогда как в действительности большинство наших желаний навязаны нам со стороны, и наши решения принимаются нами под давлением внешних обстоятельств. В нас беспрерывно текут потоки чьих-то чувств, мыслей, переживаний, которые не принадлежат нам, но кажутся своими. Каждый из нас искренне верит в то, что он – это действительно «он», и все его чувства, помыслы и желания принадлежат именно «ему». А опытный невролог-гипнотизер П. Жане утверждал обратное: «Человек, со свойственной ему гордыней, полагает, что он является хозяином своих движений, своих слов, своих идей и себя самого. На самом же деле именно собой мы в состоянии распоряжаться менее всего. Есть масса вещей, которые происходят внутри нас без участия нашей воли». На сеансе гипноза пациент может быть на сто процентов убежден в спонтанности своих действий, пока гипнотизер не объяснит ему, что он действовал под влиянием гипнотических и постгипнотических внушений. В обыденной жизни такие ситуации происходят не менее редко, и именно их, скорее всего, следует считать правилом, а самостоятельные действия человека – уже скорее исключением.
Происхождение термина [ ]
Происхождение самого понятия «зомби» до конца остается неясным. Он попал на Гаити через рабов, вывезенных в начале XVIII века из западноафриканского государства Дагомея (современные Бенин и Того ). Точное происхождение слова неизвестно до сих пор. По одной версии — это искаженное «нзамби», что на африканском языке банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой — это видоизмененное западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Существует также теория, по которой словом «зомби» когда-то называли огромного черного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости.
Интерес к зомби как таковым возник сравнительно недавно. Первое упоминание о зомби относится к 1929 году. Именно тогда известный репортер «Нью-Йорк Таймс» Вильям Сибрук ( William Buehler Seabrook ) издал книгу «Остров магии», вышедшей в серии «Путешествие, не вставая с кресла». В «Острове магии» Сибрук описал свою жизнь на Гаити вообще и отдельно — в гаитянских джунглях в доме Маман Сели, знаменитой колдуньи. Благодаря ее доверию Сибрук смог лично присутствовать на многих вудуистских обрядах. В книге Сибрук охарактеризовал вуду как сложную смесь католицизма и западноафриканских поверий, включающую в себя магию и колдовство. Однако в книге, состоящей из четырех частей, магии посвящена лишь одна. Она называется «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника» и посвящена преимущественно зомбированию.
В течение года книга породила в Америке всплеск интереса к зомби. Уже в 1932-м продюсерская компания Виктора Гальперина выпускает полнометражный фильм « Белый зомби » с Белой Лугоши в главной роли, действие которого происходит на Гаити и где повелителем страшных, потерявших волю и разум существ, работающих на плантациях тростника, является белый господин со светскими манерами.
Зомби в Вуду [ ]
Для превращения человека в зомби необходимо прежде изъять у него душу.
Кража души [ ]
Цель зомбирования [ ]
Порошок зомби [ ]
Правда, такая потеря памяти и осознания себя не всегда оказывается необратимой. Судить об этом позволяет несколько случаев, связанных с зомби. Некая Натагетта Джозеф умерла в 1966 году, о чём её родным была выдана справка из местного полицейского управления. Она была похоронена, а шесть лет спустя односельчане встретили её, блуждающую в окрестностях деревни, где она когда-то жила. В другом случае умерла 30-летняя женщина, о чём также была сделана запись в магистрате; однако через 3 года муж встретил её, находящуюся в состоянии «зомби». Она работала на плантации в отдаленной округе.
По наблюдениям исследователя, проведшего на Гаити несколько лет, для превращения в «зомби» заранее выбирают наиболее физически сильных людей, чтобы потом, вернув к жизни, использовать их как рабов на плантациях сахарного тростника.
Многие исследователи посвятили себя разгадыванию тайны «порошка зомби», но всё было безрезультатно. Лишь один человек сумел проникнуть в секрет приготовления этого средства — американец по имени Уайд Девис (Wade Davis), который в ходе исследований привлекал к работе самих колдунов Вуду. Шаг за шагом, по крупицам Девис сумел определить состав «порошка зомби».
Этот порошок представляет собой смесь сильнодействующих ядов. В ингредиенты порошка входят:
Все ингредиенты тщательно перемешивались и перемалывались в течение трех дней под ритуальные песнопения и сотворения веве до образования однородного порошка. Потом полученное вещество опускалось на один день в гроб с покойницей (мамбо, у которой ранее была изъята голова) для пропитывания состава исходящей из трупа силой, после чего снадобье становилось готовым к употреблению.
Сам процесс приготовления содержит в себе множество опасностей и очень сложен технологически, поэтому сделать «порошок зомби» под силу только опытным колдунам Вуду.
Параллельно с теорией «порошка зомби» есть другое объяснение этого явления. Существует теория, в которой говорится о существовании слабой связи между астральным телом (душой) и материальной оболочкой в течение нескольких дней после смерти. Человек, обладающий экстрасенсорными способностями, может заново объединить душу и тело.
В другом варианте воскрешение объясняется тем, что колдун передаёт мертвецу часть своей жизненной энергии и, управляя этой энергией, заставляет зомби делать то, что ему необходимо. При этом тело зомби продолжает разлагаться, как и у обычного мертвеца, поэтому такой тип зомби весьма недолговечен.
Переосмысление идеи зомби в современной культуре [ ]
В настоящее время слово «зомби» часто употребляются в значении человека, который под внешним воздействием теряет способность самостоятельно мыслить и действовать. Все чаще говорят о зомбировании с использованием современных методов — социальное программирование, реклама, формирование общественного мнения, религиозное (патриотическое, националистическое и пр.) воспитание, различные психотехники (например, нейро-лингвистическое программирование, гипноз).
В фантастических произведениях искусства и литературы зомби — один из самых популярных видов нечисти. [источник?]
Также зомби очень популярны как персонажи игр и фильмов. Эти зомби бывают разными. Например в «Обитель зла» зомби — это зараженные вирусом ученые, которые жаждут вкусить человеческой плоти. В «DOOM» это или ученые, мутировавшие из за неудачного эксперимента, или же спецназовцы, которых они покусали.
Зомби
Есть ещё Ниндзя-пират-зомби-робот.
« | Жрать… мозги… | » |
— Мысли зомби |
« | Человек человеку — волк, а зомби зомби — зомби. | » |
— Философское |
Зомби (zombie) — «живые мертвецы», кровожадные ожившие трупы людей, не имеющие памяти, речи и разума (совсем или почти). Понятие зомби относится к западноафриканскому религиозному учениию вуду, и там оно означало человека, превращённого колдуном в бездумного раба для выполнения какой-либо работы; не обязательно поднятого из мёртвых (отсюда слово «зомбирование»). Представление же о заполоняющих города живых мертвецах, жаждущих заразить других людей (видимо, аналогично другим фольклорным представлениям о живых мертвецах, например, о вампирах), было в изрядной степени популяризованно фильмом Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов». Там, однако, ожившие мертвецы не назывались зомби. Потом этот термин и это представление как-то слились в массовой культуре. Впервые они сосуществовали в менее известном фильме «Чума зомби». Обычно зомби появляются в результате пандемии, источник которой неизвестен (болезнь с тропического острова, очередной вирус, дело рук сумасшедших учёных, козни сотоны), и как бороться с ними, никто не знает.
В современной масс-культуре, где популярность зомботрэшхоррора не сбавляет оборотов, появилось несколько искусственных концепций природы зомби и способов борьбы с ними. Так, существуют «быстрые» зомби — вполне в духе времени, эти монстры передвигаются с огромной скоростью и способны в доли секунды настичь жертву, и классика жанра: зомби «медленные» — едва переставляют ноги, слепо шаря перед собой вечно вытянутыми руками, нелепо кренясь, шатаясь, но целеустремлённо и неумолимо двигаясь к лакомой цели.
Свою роль играет, как принято считать, классовая борьба: «средний класс» (выжившие) запираются в супермаркете и бесцеремонно потребляют его содержимое, в то время как «пролы» (зомби) стучатся в окна и голодными глазами смотрят на всё. «Элита» (военные и политики) в это время отсиживается в безопасных бункерах и постреливает по всем атомными ракетами.
Зомби, кроме того, очень удобный враг. Он решил извечную проблему политкорректных «кого бы взять во враги, чтобы не обиделись». Уже не человек и даже не животное — можно уничтожать любыми средствами. Заразно, причём безвозвратно — удобно для сюжета. А по гриму — просто грязные люди.
В 2009-м году в Университете Карлтон и Университете Оттавы был проведён эпидемиологический анализ, показывающий, что даже медленные зомби по сценарию «Ночи живых мертвецов» «могут привести к коллапсу цивилизации, если с ними не разобраться в кратчайшие сроки». Однако более поздний анализ, кроме зомби и простых людей включающий в рассмотрение обученных военных, даёт более оптимистичный для человечества результат.
А ещё в вооружённых силах США на полном серьёзе существует план действий в случае зомби-апокалипсиса. История его необычна: командиров тоже нужно на чём-то обучать. Понимая политические последствия от указания пальцем на кого бы то ни было, выбрали зомби. К тому же война с зомби похожа на войну с не слишком организованными повстанцами (зомби стреляют из старых калашей? СОВЬЕТСКИЕ — ещё как. 🙂).
Содержание
Что вы должны знать о зомби? [ править ]
Что делать в случае зомби-апокалипсиса? [ править ]
Пятиминутка реальности [ править ]
А теперь в двух словах поясним, почему всё это фантастика и шансы на зомби-апокалипсис в реальной жизни нулевые.