в каком году придумали автобус

Автобус

История автобусов берет свое начало пару столетий назад. Первый автобус создал Ричард Тревитик. Случилось это в 1801 году. 24-го декабря этого же года в Кэмборне, Англия, состоялась его демонстрация. Машина работала на паровом двигателе и была способна перевозить до 8 человек.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

В 1886 году появился первый автобус, который стал работать от электричества. Произошло это в Лондоне. За час он мог проехать в среднем до 11,2 км пути. В России же такие автобусы были выпущены в 1901 году в Москве заводом «Дукс». В автобусе, скорость движения которого могла развиться до 20 километров в час, можно было разместить до 10 человек.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

Немецкий завод «Бенц» в период 1894-95 гг. выпустил автобус, имевший двигатель внутреннего сгорания, который работал на бензине. Автобус вмещал 8 пассажиров, его путь лежал между городами Германии по 15-ти километровой трассе (Нетфен, Дойц и Зиген).

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

В России самый первый автобус с двигателем внутреннего сгорания, изготовили на фабрике «Фрезе» в Санкт-Петербурге в 1903 году. Кузов у автобуса был открытый, в него могли вместиться 10 человек. Мощность установленного на автобусе одноцилиндрового мотора равнялась 10 лошадиным силам. Он был способен развить скорость примерно до 15 км/ч.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

В XX веке наступил следующий этап в истории создания автобусов, их начали использовать как общественный транспорт. В 1903 году, в апреле месяце в Лондоне впервые вышел на маршрут городской автобус. В России, как общественный транспорт, автобусы запустили в Архангельске летом 1907 года. Началось все с немецкого автобуса НАГ весом 6 тонн. Он имел двигатель мощностью в 26 л.с. и вмещал до 25 пассажиров. Первый автобусный пассажирский маршрут открыли в Санкт-Петербурге в ноябре 1907 года. В «Петербургском листе» по этому поводу было помещено сообщение, в котором говорилось, что к Александровскому саду (напротив Вознесенского проспекта) часам к двенадцати дня подъехал автомобиль — омнибус или автобус, как теперь их называют.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

В конце лета 1908 года впервые было запущено автобусное движение в Москве. А вот регулярное движение началось лишь с августа 1924 года, именно тогда автобусы марки «Лейланд» в количестве 8 штук, вышли на первый постоянный маршрут, пролегающий от Тверской Заставы до Каланчевской площади.

Источник

История автобусов

Автобусы появились более 200 лет назад и стали неотъемлемой частью современной повседневной жизни людей практически в любой точке мира, где есть асфальтированные дороги. Это удобный и доступный общественный транспорт. Сегодня количество моделей поражает своим разнообразием, но производители продолжают создавать новые машины, радуя пассажиров уютными салонами, а водителей – улучшенными характеристиками.

История первого автобуса

Первый автобус проехал по городским улицам города Кэмборна (Англия) в конце декабря 1801 года. Удивил мир чудо-машиной английский изобретатель Ричард Тревитик (он также сконструировал и первый паровоз в Англии).

Новый вид техники вмещал восемь пассажиров и работал от парового двигателя, а потому оставлял за собой клубы черного едкого дыма. Обслуживал машину кочегар, который стоял снаружи на подножке и периодически подбрасывал топливо в котел.

Машина получила свое название от слияния двух иностранных слов:

История развития автобуса была стремительной. Уже через 28 лет транспортное средство вмещало 28 человек и развивало наиболее высокую скорость из всех существующих в то время видов техники. Открытие электричества в конце XIX века дало толчок и для совершенствования автомобилей. В 1886 году по улицам Лондона проехал первый автобус с электрическим двигателем.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

12 апреля 1903 года — дата официального признания автобуса городским общественным транспортом Лондона, в этот день состоялся его первый рейс.

История создания автобуса в Европе

Немцы подхватили и усовершенствовали идеи английских изобретателей. В 1895 году завод «Бенц» выпустил первый немецкий автобус, работающий на бензиновом двигателе и развивающий скорость до 4 км/ч. Внешний вид техники напоминал коляску с извозчиком, но только большого размера. В салоне машины вмещалось восемь человек.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

История возникновения автобуса в России

Россия не сильно отстала от Германии, занявшись производством электрических автобусов на заводе «Дукс» на рубеже 19 и 20 веков. История отечественного автобуса началась в 1901 году, когда благодаря стараниям российских инженеров и автомехаников на свет появился российский электромобиль. Автобус перевозил до 10 человек, мог проехать без подзарядки 60 км, развивая скорость до 22 км/ч.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

А история появления автобуса с двигателем внутреннего сгорания началась в Санкт-Петербурге в 1903 году. Местом производства была фабрика «Фрезе». Салон машины был без крыши (типа современного кабриолета), вмещал до десяти пассажиров и разгонялась до 16 км/ч. Автобус также использовался в качестве пожарной машины, вернее, для перевозки пожарных и рабочего оборудования.

А как общественный транспорт автобус в России начали эксплуатировать не в столице, а в Архангельске в 1907 году. Правда, это была машина не отечественного производителя, а немецкого — марки NAG. Техника, имеющая вес 6 тонн, вмещала 28 пассажиров, существенно облегчая передвижение по большому городу.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

В этом же году 17 октября состоялся пробный автобусный маршрут в Санкт-Петербурге, а 11 ноября было открыто пассажирское сообщение по линии Александровский сад — Балтийский вокзал. Тогда машина еще называлась «автомобиль-омнибус». Слово «автобус» впервые употребил в своих произведениях российский поэт Игорь Северянин в 1912 году. В разное время питерский автопарк насчитывал от 8 до 14 машин, эксплуатировались как одноэтажные, так и двухэтажные модели. Проезд в первом классе стоил 9 копеек, во втором — 6 копеек.

Почти через год, 13 августа 1908, автобус увидели и жители Москвы, но, как общественный транспорт, машины были запущены только при СССР — 18 апреля 1922 года. Один из маршрутов курсировал между Тверской заставой и Каланчевской площадью, был разбит на 4 станции и 13 остановок. В то время московский автопарк насчитывал 40 автобусов.

Открытие автобусных линий в СССР

Пассажирское автобусное движение в Санкт-Петербурге, как и производство автобусов, было прекращено в 1914 году незадолго до начала Первой мировой войны по экономическим причинам. С наступлением мирного времени автобусное движение возродилось, и перед советскими инженерами была поставлена задача сделать автобусы более комфортабельными и экономичными, чтобы они были доступными для всех слоев населения. Над этим трудились сотрудники Ленинградского завода. 8 июля 1926 года Ленинград дождался первой автобусной линии, транспорт следовал до Сестрорецка.

Сегодня современные инженеры работают над созданием экологически чистых машин, и они уверяют, что очень скоро мы будем ездить на автобусах, приводимых в движение электродвигателями.

Источник

История создания и интересные факты об автобусах

Ежедневно сотни тысяч людей по всему миру прибегают к услугам самого, пожалуй, распространенного и ходового вида общественного транспорта – автобуса. Он давно уже стал неотъемлемой и необходимой частью нашей повседневной жизни, и все прекрасно осведомлены о преимуществах и недостатках автобусов. Но за пеленой обыденности мало кого интересуют исторические подробности возникновения и развития столь важного вида транспорта, а узнать о них будет точно нелишним!

С чего все начиналось…

Первый механизм-прообраз того, что впоследствии назвали автобусом, создал в 1801 г. английский изобретатель-новатор Ричард Тревитик. Под Рождество того года по улицам Кэмборна (графство Корнуолл) на потеху восхищенной толпе проехала невиданная доселе машина на паровом двигателе, что могла вместить в салоне до 8 пассажиров. Сзади транспортного средства на подножке стоял кочегар, который неустанно добавлял угля в топку. Новое чудо техники кряхтело, пыхтело, выбрасывало в воздух обильные клубы черного дыма, но все же уверенно добывало себе право на дальнейшую жизнь.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

К 1829 году автобус (тогда это средство передвижения уже получило такое название) заметно развился и внешне, и функционально: теперь взору людей предстал не «гадкий утенок», а растущий красивый лебедь, способный перевозить до 30 пассажиров и развивать скорость, недостижимую ни для одного из существовавших на то время видов транспорта.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

Стремительное повсеместное внедрение электроэнергии в конце XIX века позволило автобусу выйти на качественно новый уровень эволюции. Вместо парового двигателя появилась возможность использовать электрический, и в 1886 г. на просторы Лондона выехал обновленный и сверхпрогрессивный вид общественного транспорта.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

Не обходил стороной бурный технический прогресс и Российскую Империю. В 1901 г. московский машиностроительный завод «Дукс» построил и представил первые в стране электрические автобусы. Они были способны вместить до 10 человек, а максимальная скорость передвижения составляла 20 км/ч.

ХХ век: пик развития

Следующее веское слово в процессе становления нового вида транспорта произнесли признанные мастера машиностроения – немцы: в 1896 г. завод «Benz» явил миру первый автобус с двигателем внутреннего сгорания на бензине. Внешне он был похож скорее на увеличенную извозчичью коляску, вмещал в салоне 8 пассажиров и набирал до 13 км/ч. Впрочем, изначально это ноу-хау курсировало лишь между несколькими небольшими немецкими городами по короткой дороге.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

До царской России автобус с двигателем внутреннего сгорания дошел спустя 7 лет. Петербургский завод «Фрезе» в 1903 г. сконструировал даже более прогрессивный экземпляр, чем немецкий. Он мог вместить уже 10 человек и разогнаться до 16 км/ч, однако имел существенный недостаток: кабину открытого типа. Поэтому в непогоду поездки либо отменялись, либо были крайне неприятными для водителя и пассажиров.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

Автобус пока еще не носил глобального значения в роли общественного транспорта, но постепенное повышение уровня технического потенциала и комфортабельности не могло не наделить его основной задачей – регулярно перевозить туда и обратно потоки людей. 12 апреля 1903 г. в Лондоне состоялся первый в истории рейс автобуса, как городского общественного транспорта. В России это судьбоносное событие случилось немного позже.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

Летом 1907 г. в Архангельск из Германии был доставлен автобус марки «NAG» вместимостью 26 человек, который незамедлительно обрел колоссальную востребованность и существенно облегчил передвижение по городу. К ноябрю того же года пассажирские автобусы появились в столице – Санкт-Петербурге, а в августе 1908 г. дошли и до Москвы. Но стабильно наладилось движение здесь только после революции и обретения Москвой статуса столицы СССР. В 1924 г. был организован первый регулярный автобусный маршрут между Тверской заставой и Каланчевской площадью.

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

С тех пор автобус непрестанно преображался. Его вместимость становилась 50, 100, 200 человек. Сейчас строятся специальные транспортные средства для доставки людей в аэропорты, проведения экскурсий, автобусных туров между странами. Некоторые из них достигают 40 метров в длину и вмещают до 500 пассажиров!

в каком году придумали автобус. Смотреть фото в каком году придумали автобус. Смотреть картинку в каком году придумали автобус. Картинка про в каком году придумали автобус. Фото в каком году придумали автобус

В нынешнее время остается лишь посочувствовать тем несчастным, что больше 100 лет назад ехали в открытых кабинах под мерзким дождём и снегом. Теперь это воспринимается как шутка, ведь самые современные автобусы предоставляют большой перечень услуг на период путешествия – тут и телевизоры, и туалет, и Wi-fi, так что пассажиру грех жаловаться на уровень комфорта. И нет оснований считать, что автобус остановится в своем развитии или утратит популярность.

Источник

Общественный извозчик. Пассажирский транспорт 1899-1941 гг (часть 1)

Сейчас слово «автобус» кажется нам привычным. Мы ежедневно видим их на дорогах, где сотни этих транспортных средств перевозят тысячи пассажиров. А ведь чуть больше ста лет назад ни автобусов, ни, собственно, такого слова советские люди не знали. В ходу были трамваи. А первый представитель общественного транспорта, не привязанный к рельсам, появился в России в 1899 году. Но тогда он еще не назывался автобусом. Лишь в 20-х годах прошлого века из немецкого языка через польский заимствовали слово autobus, в свою очередь пришедшее в него из смеси двух латинских слов auto (самодвижущийся) и omnibus (для всех).

Рубеж 19-20 веков

В 1899 году изобретатель из Петербурга Ипполит Романов построил первый русский омнибус. Это была весьма массивная конструкция, весом 1600 кг, рассчитанная на перевозку 15 человек. В движение машина приводилась двумя электромоторами производства американской «Морис-Салон», питающимися от аккумуляторов. Максимальная скорость составляла 10 км/ч. На суд местных чиновников электроомнибус представили только в 1901 году. Петербуржцы были поражены плавным и бесшумным ходом техники. Но инвесторов изобретателю найти не удалось. Поэтому проект канул в Лету.

Идею Романова попытался развить создатель первого российского автомобиля Петр Фрезе. В конструкции электроомнибуса он избавился от аккумуляторов и установил на машины токоприемник, который получал энергию от двух электропроводов, развешанных на уличных столбах. Так родился первый русский троллейбус. К сожалению, из-за недальновидности петербургских чиновников проект так и не получил развития в то время.

После этого Фрезе решил сделать свою машину более автономной, без привязки к электричеству. Решением стал двигатель внутреннего сгорания фирмы «Де Дион-Бутон» мощностью 8 л. с. Приводом для задних колес служила цепь, а рулевое управление было выполнено в виде рычага. Водительское место располагалось справа. Первый автобус был рассчитан на перевозку 10 пассажиров и только в теплое время года, так как не был закрыт от ветра и холода с боков. Но и тут питерские власти не проявили рвения внедрить автобусное движение.

В 1907 году в Москве граф Шереметев запустил первый автобусный маршрут. Его обслуживали две машины производства немецкого завода Daimler вместимостью 8 и 12 пассажиров. В силу конструктивных особенностей перевозкой автобусы занимались только в летний период. В 1908 году по столице уже курсировали три автобуса с цельнометаллическими кузовами, которые могли обслуживать город в любую погоду и в любое время года. К 1913 году их количество выросло до восьми.

В Петербурге же, где, собственно, и создали первые автобусы, дела шли не так гладко. Первый маршрут появился в тот же год, что и в Москве. Но к 1910 году парк состоял из 14 автобусов, которые из-за плохих мостовых буквально разваливались. В 1913 году остался только один, способный передвигаться самостоятельно. Затем наступил большой перерыв, связанный с революцией и гражданской войной. И только в 20-х годах правительство приняло решение развивать пассажирские перевозки.

1920-е

В 1922 году Моссовет начал переговоры с иностранными компаниями о покупке автобусов. Параллельно велась работа по организации собственного производства в сотрудничестве с инженерами Fiat, Bussing и ряда других. Бюрократические заморочки позволили открыть первый маршрут только в 1924 году. Его обслуживали всего 8 автобусов производства английского завода Leyland. Каждый вмещал в себя до 60 стоящих и сидящих пассажиров. При этом модели были экономичными — расход бензина не превышал 5 л/час при максимальной скорости 30 км/ч.

В 1925 году инженеры «Автомобильного Московского общества» (будущий завод ЗиЛ) представили свой первый автобус АМО-Ф-15. Он, конечно, мало походил на современные. За основу разработчики взяли одноименный грузовик с 4-рядным двигателем мощностью 35 л. с., карбюратором, 4-ступенчатой механической коробкой передач и «правым рулем». Первые образцы были открытыми, рассчитанными на 10 пассажиров. Естественно, использовать их можно было только в южных регионах Советского Союза, где нет морозов.

В 1926 году автобус модернизировали, установив крышу и увеличив количество мест для пассажиров до 14. Но особой популярности модель не получила. Во-первых, она не могла конкурировать с английскими автобусами по вместимости. Во-вторых, ни о каком комфорте, ни для пассажиров, ни для водителей, речь не шла. Первые чуть ли не летали по салону на неровных дорогах, а у шоферов во время поездок затекала спина и болели руки.

В это же время в сменившем свое название на Ленинград Петербурге наконец открыли советское регулярное автобусное сообщение. На линии вышли немецкие модели Fomag. Примечательно, что кузова для них изготавливали в СССР. Затем местные власти решили закупить прижившиеся в Москве Leyland.

Но уже в 1927 году предпринимаются первые попытки создать отечественный автобус большой (по тем меркам) вместимости. Уже знакомое нам «Автомобильное Московское общество» ставит на шасси трехтонного грузовика Я-3 ярославского завода кузов с местами для 22 пассажиров. Фактически это была копия английской модели, за что и получила прозвище «Лейланд-Москва».

Через 2 года инженеры пробуют свои силы с новым шасси от пятитонного грузовика Я-5. В качестве движущей силы в автобусе, получившем название Я-6, используется 93,5-сильный мотор Hercules. В результате в салон помещается уже 27 сидящих и 8 стоящих пассажиров. При этом кузова для автобуса изготавливают сразу несколько мастерских. То есть шасси уходили в города, где на них уже местные заводы изготавливали пассажирские салоны. Правда, вскоре всплыла существенная проблема — тормозная система автобуса не справлялась с задачами. А радиус разворота в 9 метров не позволял эксплуатировать машину на узких перекрестках. К тому же модели обладали большим расходом — 45 л на 100 км. Тем не менее автобусы этой серии модернизировали. Правда, силами ремонтных мастерских, куда отправляли сломавшиеся машины. Так, в 1935 году появился Я-6 №102 (первая и единственная на тот момент модель) с обтекаемой формой кузова и патефоном внутри. Теперь пассажиры катались под музыку.

Всего же для создания автобусов Я-6 ярославский завод выпустил 364 шасси. Все остальное ушло на постройку военных и гражданских грузовиков.

1930-е

В 1932 году ярославский завод выпустил действительно большой автобус — Я-2. 11,5-метровая рама располагалась на трех осях с колесной формулой 6х4. В деревянном кузове, обшитом металлом, вмещались 50 кресел для пассажиров, и еще 30 человек могли ехать стоя. Для перевозки такого количества людей требовался мощный двигатель, и инженеры решили использовать 103-сильный Hercules-YXC-3. Радиус разворота у гиганта составлял 14 с половиной метров.

Но и этого оказалось мало. В 1934 году свет увидел ЯА-2. Махина весом в 9 т с двигателем Continental-22P мощностью 120 л. с. могла перевозить 54 пассажира в сидячем положении и еще 46 — стоя. И развивать при этом скорость до 51 км/ч. Кабина водителя была отделена от салона перегородкой. До городов, где этим автобусам предназначалось работать, они добирались своим ходом, так как не помещались на железнодорожные платформы.

За год до этого «Автомобильное Московское общество» наладило выпуск модели АМО-4, которая подходила для использования в небольших городах. В салон помещалось всего 22 человека. Завод создал две модификации — стандартную пассажирскую и «Люкс». Последняя отличалась наличием одностворчатой пассажирской двери, увеличенным задним свесом и расположением сидений.

В 1934 году АМО-4 получил новую жизнь на сменившем название предприятии. На теперь уже заводе имени Сталина кузов автобуса поставили на шасси от нового грузовика ЗИС-5 и увеличили емкость топливного бака до 105 л (в прежней версии вмещалось всего 60 л). Кроме того, автобус обзавелся 12-вольтовой электросистемой. Салон был рассчитан на 21 место для сидения. Новинка получила название ЗиС-8 и стала популярна не только в СССР. Модель закупили в Турции. А когда началась реконструкция завода в 1936 году и выпуск ЗиС-8 после 547 сошедших с конвейера машин официально прекратился, десятки заводов по регионам страны наладили сборку этих автобусов по чертежам завода. Причем некоторые умудрялись внести изменения в конструкцию, что приводило к более удобной эксплуатации.

Наряду с ЗиС-8 завод успел спроектировать и выпустить один автобус на трехосном шасси повышенной (по тем меркам) комфортности длиной 8,5 м. Модель «ЗиС-Люкс» выделялась не только дизайном — округлыми формами, крыльями с боковыми «фартуками», наклонной решеткой радиатора, но и внутренним убранством — мягкими креслами с кожаной обивкой в количестве 28 штук и радио в салоне.

Не отставали от московских дизайнеров и ленинградцы. На заводе АТУЛ умельцы модернизировали корпус от ЗиС-8, и получился автобус АЛ-1 с обтекаемой формой на трехосной раме. В отличие от «родителя» у него было всего два ведущих колеса. Модель не стала массовой, зато укороченная версия такого автобуса на двух осях получила широкое распространение.

Затем в 1938 году появился ЗиС-16. От «старшей» модели он отличался 85-сильным двигателем с алюминиевыми поршнями, вакуумным усилителем в механическом приводе тормозов, дисковым стояночным тормозом и рычажными амортизаторами. Последнее нововведение позволяло пассажирам чувствовать себя куда комфортнее на ухабах, чем в предыдущих моделях автобусов. Кузов был заужен в передней части, что визуально придавало автобусу обтекаемую форму. Новинка быстро завоевала популярность и стала массовой, вытеснив последние иностранные автобусы с улиц городов. Официально за 3 года в СССР появилось 3250 ЗиС-16.

Тем временем в России, особенно в небольших городах, большое распространение получили автобусы малой вместимости. Так, появившийся в 1933 году ГАЗ-03-30 с 17 сиденьями для пассажиров, созданный на базе грузовика ГАЗ-АА, стал очень востребованным не только на регулярных маршрутах. Модель использовали организации для развозки своих сотрудников. Двигатель мощностью 50 л. с. позволял разгонять машину до 65 км/ч.

Тем не менее у всех вышеперечисленных моделей были существенные недостатки — неудобный высокий вход для пассажиров в силу основ от грузовиков, а также неэффективное пространство для двигателя под капотом спереди. Поэтому для большей вместимости автобусы приходилось удлинять, что позволяло использовать их только в крупных городах. Тем временем американцы уже использовали автоомнибусы «вагонного типа». И советские инженеры решили пойти тем же путем. Конструированием экспериментальных моделей занимались сразу три предприятия.

В 1936 году свое творение представили разработчики научно-исследовательского института городского транспорта (НИИГТ). Новый бескапотный кузов из дерева и обшитый металлическими листами установили на уже знакомое шасси ЗиС-8. За счет того, что двигатель удалось «спрятать» справа от водителя, в салоне могли сидеть уже 32 пассажира. Правда, тяжелый двигатель давил на переднюю ось, поэтому конструкторам пришлось ставить впереди колеса большего диаметра.

В 1938 году свое детище презентовал Научный автотракторный институт (НАТИ). Забегая вперед, скажем, что это был настоящий прорыв в советском автобусостроении, хоть и скопированная с американской модели Yollo Coach компании General Motors. 10-метровый кузов был цельнометаллическим и легким. В Европе таковые начали делать только спустя 13 лет. Двигатель разместили в задней части (как сейчас у большинства автобусов). Кстати, мотор был тоже новым для СССР — головка блока из алюминия и гильзы цилиндров «мокрого» типа. Такой в те годы устанавливали на свои автобусы немцы из Mercedes-Benz. В конструкции предусмотрели три топливных бака, расположенных под полом, и пневматическое управление открытием и закрытием дверей. Причем, если закрытию двери что-то мешало, машина не могла тронуться с места. Следить за происходящим в дверном проеме водитель мог с помощью сферических зеркал. Пневматика появилась также в тормозной системе. Трансмиссия была трехступенчатой, а максимальная скорость новинки составляла 80 км/ч. Правда, гидроусилителей руля тогда еще не было, и водителю приходилось несладко с большим рулем. Вмещалось в это творение гениальной инженерной мысли до 70 пассажиров. Хотя проход между сиденьями был довольно узким.

Модели НИИГТ и НАТИ некоторое время даже обслуживали московские маршруты, однако в серию не пошли.

Еще одну попытку отойти от «капотных» автобусов предприняли в 1939 году на заводе имени Сталина. ЗиС-17 создавали на шасси от грузовика ЗиС-15. Проект получился вымученным — передняя ось с трудом выдерживала массу двигателя и его вибрации. Пространство для водителя было ничтожно мало, а залезать на свое место ему нужно было из салона. Через несколько месяцев мучений от проекта отказался его основной разработчик Юрий Долматовский (человек-легенда в отечественном машиностроении). Выход модели оказался под угрозой срыва. И тогда было принято решение установить в новинку газогенераторную установку в задней части кузова. Но двигатель из передней части убирать не стали, что и предрешило судьбу ЗиС-17. В 1941 году, когда его все же выпустили из ворот завода, сразу поставили «на прикол».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *