в каком году придумали акваланг
Кто изобрёл первый акваланг и в каком году это произошло?
История покорения подводного мира уходит корнями в далёкое прошлое. Первое упоминание о подводных пловцах, использовавших для дыхания наполненные воздухом бурдюки, относится к 885 году до нашей эры – их изображение было найдено на ассирийской каменной стеле.
Подробно описал этот «дыхательный аппарат» древнеримский историк Плиний Старший спустя 800 лет. К 1405 году конструкция была усовершенствована: для погружений использовался специальный костюм, представлявший собой куртку из толстой кожи, к которой был приделан медный шлем с парой стеклянных глазков. Воздух поступал в шлем через кожаную трубку, соединённую с непромокаемым воздушным мешком.
Тёмное средневековье
Все средневековые изобретения, помогавшие человеку пробыть под водой как можно дольше, можно разделить на две группы. Одна из них представляет собой различные вариации водолазного колокола, другая использует идею дыхательной трубки, один конец которой находится во рту ныряльщика, а другой выходит на поверхность.
Водолазный костюм пытался изобрести даже Леонардо да Винчи, в наследии которого обнаружены рисунки цельного кожаного комбинезона с трубкой, выведенной на поверхность воды и прикреплённой к поплавку. Но у всех этих конструкций был один существенный недостаток – они не позволяли человеку свободно передвигаться под водой в течение длительного времени.
Изобретение регулятора подачи воздуха
В 1860 году французский горный инженер Б. Рукейроль изобрёл аппарат, позволяющий рабочим долго находиться в шахте с воздухом, загрязнённым метаном. Основным его элементом был регулятор, представлявший собой мембрану с клапаном, выпускавшим воздух при выдохе и закрывавшимся при вдохе. Чистый воздух поступал из баллона, где он находился в сжатом виде. После некоторой доработки, выполненной О. Денейрузом, система стала пригодной для использования под водой.
Основным недостатком этого аппарата была кратковременность пребывания под водой. Тогдашние баллоны не могли выдерживать значительное давление воздуха, поэтому водолаз мог спокойно работать не более 10-15 минут. Тем не менее, энтузиасты подводного плавания постоянно пытались его усовершенствовать. Так, в 1936 году французский офицер Ив ле Прийор подключил к дыхательной маске с регулятором баллон для заполнения автомобильных шин с давлением до 150 атмосфер. Маска изнутри наполнялась воздухом, давление которого вытесняло воду и позволяло пловцу дышать. Но удобным этот аппарат назвать было сложно, так как пловцу приходилось вручную открывать и закрывать вентиль подачи воздуха на баллоне.
Ребризер
В 1878 году Г. Флюссом был создан аппарат замкнутого цикла, или ребризер, в котором воздух, поступавший в дыхательную маску, не удалялся, а обогащался кислородом из баллона. Эта система была достаточно удобной, так как позволяла водолазу длительное время работать под водой и не задумываться о способе его подачи. Кислород понемногу стравливался в маску, смешиваясь с выдыхаемым воздухом.
После усовершенствования в 1911 году кислородных баллонов, которые теперь могли выдерживать до 200 атмосфер, ребризеры стали использоваться британскими моряками для спасательных работ. Однако вскоре выяснилось, что при погружении на глубины более 20 метров чистый кислород приводит к быстрой интоксикации и гибели водолаза.
Акваланг открытого цикла
Первый аппарат современного типа с так называемой дыхательной системой открытого цикла был изготовлен в 1943 году французами Жак-Ивом Кусто и Эмилем Ганьяном. Впоследствии он был назван аквалангом. Это название получили, соединив латинское слово «аqua» (вода) и английское слово «lung» (лёгкое). Аппарат состоит из одного или двух баллонов с дыхательной смесью газов, двухступенчатого регулятора подачи газа и компенсатора плавучести.
Основное отличие акваланга от предыдущих систем заключается в автоматическом выравнивании давления подаваемого воздуха и внешней среды. При этом обеспечивается полная автономность и длительность нахождения под водой. Изобретение Кусто-Ганьяна позволяло спокойно погружаться до 60 метров, а современные аппараты и газовые смеси делают доступными намного более серьёзные глубины.
История изобретения акваланга.
Современный акваланг, который мы знаем это аппарат открытого цикла. То есть это когда вдох производится из акваланга, а выдох отводится в воду. И в разработке этого аппарата в первую очередь спасибо мы должны сказать французам.
Первые попытки разработки автономного «аппарата открытого цикла» совершили два француза. Это горный инженер Бенуа Рукейроль и лейтенант французского флота Огюст Денейруз. В середине девятнадцатого века они разработали конструкцию аппарата, который содержал мембранный механизм для понижения давления в зависимости от глубины. Любопытно, что Рукейроль и Денейруз не были знакомы на том момент. Рукейроль же на самом деле пытался сделать аппарат автономного дыхания при спуске в шахту при проведении спасательных работ.
Первый глубоководный скафандр с тяжёлыми башмаками Августа Зибе (Германия), 1819.
Огюст Денейруз узнав об этой разработке, предложил использовать ее для спуска людей под воду. Таким образом, был создан прототип современного акваланга. Аппарат был запатентован и впоследствии именно он был описан Жюлем Верном в своем великом романе «20000 лье под водой».
Несмотря на это, в реальности этот аппарат имел массу недостатков. Самый главный из них был обусловлен тем, что баллоны того времени были способны выдерживать лишь давление до 30 — 40 атмосфер и для увеличения времени пребывания человека под водой приходилось подавать воздух с поверхности. Таким образом, о какой-либо особенной автономности на длительное время речи пока не шло.
Но из-за ряда недостатков конкуренцию им составляли аппараты «замкнутого цикла» – ребризеры. Это когда выдыхаемый воздух остается в системе и обогащается кислородом для нового вдоха. Но об этом позже.
Металлический костюм, позволявший водолазу спускаться на глубину более 350 м, 1938. год
Люди и далее пытались усовершенствовать этот «открытый цикл» и уже в 1936 году офицер фрацузской армии Ив Ле Прийор разработал аппарат с постоянной подачей воздуха под давлением из баллона для накачивания автомобильных шин, которые выдерживали уже давление до 150 атмосфер. Интересной особенностью данной конфигурации снаряжения было то, что наряду с самим автономным аппаратом применялась еще и специальная маска, которая наполнялась воздухом из баллона, выталкивая, таким образом, воду. Аппарат Прийора был на сей раз полностью автономным, поскольку окончательно освобождал человека от шлангов.
Но и этот аппарат был далек от совершенства, поскольку вентиль для вдоха открывался только вручную, а выдох производился в маску и только через нос.
В то же время автономное плавание человека под водой уже было возможно, благодаря так называемым аппаратам «замкнутого цикла». Система этого аппарата еще в 1787 году разработана молодым британским моряком, предпринимателем, естествоиспытателем и изобретателем Генри Флюссом. На лице ныряльщика была маска соединенная с находящимися за спиной дыхательным мешком, соединенным в свою очередь с медным баллоном, который заполнялся кислородом и, с коробкой с едким калием.
Первый автоматический костюм с регулятором давления и баллонами со сжатым воздухом Кусто и Ганьяна, 1943.
Человек совершал вдох не воздухом, а кислородом. При выдохе (смеси кислорода и углекислого газа) выдыхаемая смесь не отводилась в воду, а оставалась в системе. Углекислый газ поглощался едким калием и человек совершал новый вдох кислорода. Израсходованный кислород человек возмещал запасом из баллона, добавление которого он регулировал при помощи специального клапана находящегося на баллоне.
Данный аппарат невозможно было использовать под водой на значительных глубинах, поскольку на глубине кислород страшно токсичен и именно поэтому данную систему могли использовать только для спасения людей в угольных шахтах или тоннелях. Все так и было до того момента, как эта система была модернизирована англичанином Робертом Дэвисом. Уже в 1911 году был выпущен аппарат названный «Davis False Lung» («Искусственное легкое Дэвиса») и который в дальнейшем поступил в продажу под названием «Прото».
Кстати именно этот же, правда, несколько модифицированный аппарат Флюсса — Дэвиса использовался в 1925 году при съемках первого подводного фильма, снятого по роману Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой».
Аппарат Генри Флюсса, 1878.
Но пришло время, и идея аппарата открытого цикла сказала свое веское слово в автономном подводном плавании.
Дело было так. Молодой французский офицер Жак Ив Кусто по счастливой случайности женился на дочери магната из владельцев крупнейшей французской корпорации по производству бытового газа — «Эйр Ликвид» (Air Liquide). В сорок втором году, когда Франция была оккупирована Германий, то вся нефть методически забиралась на военные нужды рейха. Режим Виши сотрудничал с Германией и угождал ей во всем.
Тем не менее французы не желали ограничивать себя в возможности перемещаться на автомобилях и в стенах КБ конструкторского бюро «Эйр Ликвид» была разработана система подачи газа в двигатель. Разработал эту систему штатный инженер Эмиль Ганьян. Именно ему Кусто и предложил переделать эту систему для дыхания под водой. Таким образом, была создана двухступенчатая система понижения давления, именовавшаяся в дальнейшем аквалангом.
Основное отличие акваланга от предыдущих разработок состояло в том, что дыхательная система автоматически, сама давала человеку воздух с давлением окружающей среды. То есть человек на любой глубине получал воздух с нужным ему давлением. Это давало немыслимый по тем временам комфорт и возможность не только полной автономности под водой, но и возможности длительности плавания.
Само название «Акваланг» образовалось в результате сложения слов из двух языков — латинского «аqua» (вода) и английского «lung» (лёгкое).
Затем аппарат был испытан Ганьяном на реке Марна в январе 1943 года и затем после некоторой модификации еще раз в одном из парижских бассейнов. В июле 1943 года Кусто продолжает испытание акваланга уже в море недалеко от Марселя.
Скафандр, позволяющий водолазу значительное время работать на глубине 300 метров без долгого процесса декомпрессии, 1974 год.
Таким образом, появилось именно то, что сегодня принято называть аквалангом. Первый регулятор был выпущен в 1945 году и носил название CG45 (Cousteau-Gagnan 45). Патент же на само слово «акваланг» принадлежал корпорации «Эйр Ликвид» до 1960-63 г.г.
Но настоящую известность слово «акваланг» получило лишь тогда, когда оно в 1953 году появилось в книге Жака Ива Кусто «Мир безмолвия».
После войны начали возникать многочисленные национальные водолазные федерации, каждая из которых пыталась разработать свою собственную программу обучения. Однако, как правило, все они были ориентированы на спортсменов и военных водолазов. В нашей стране аналогом подобной организации являлся ДОСААФ, где молодежь учили плавать с аквалангом с учетом будущей службы в военно-морском флоте.
История создания акваланга — кто и когда изобрел автономное устройство
На сегодняшний день практически любой человек может увидеть прелести подводного мира. На рифовых побережьях всем отдыхающим предлагают совершить погружение с аквалангом, стоит это совсем недорого. Обучение простому нырянию с инструктором длится не более часа. Возможность созерцать подводный мир появилась благодаря людям, которые разработали специальные приспособления. Давно существуют споры, кто изобрел акваланг; большинство считают, что это Кусто и Ганьян. Но и до них люди знали о подводном мире и пытались совершать погружения.
Особенности приспособления
Аквалангом называют специальное приспособление, при помощи которого можно совершать погружения под воду и изучать морские глубины. Он состоит из баллонов, наполненных сжатым воздухом, а также газового редуктора. Первые имеют цилиндрическую форму, отличаются размерами и, соответственно, запасом воздуха.
Еще с древних времен люди знали, что на дне океанов и морей находится целый мир. Он манил их своей загадочностью, таинственностью, уникальностью. Но вот познать его оказалось не так просто, ведь человек не приспособлен долгое время находиться без воздуха. Именно поэтому изобретатели уже много веков создают, модифицируют, совершенствуют аппарат, благодаря которому человек может пребывать под водой долгое время.
Люди погружаются под воду по разным причинам:
Сейчас все чаще стали использоваться ребризеры с полуавтоматическим управлением — рециркуляционные аппараты для дыхания в воде. По сравнению с ними акваланги стоят значительно дешевле.
История изобретения
В изобретении современного акваланга, такого, каким мы привыкли его видеть, участвовал не один разработчик. В разное время люди что-то совершенствовали в конструкции, модифицировали, видоизменяли. Принято выделять 4 этапа в развитии акваланга:
Впервые о приспособлениях для плавания под водой написал греческий философ Геродот. Упоминания датируются 332 годом до н.э.
Регулятор подачи воздуха с поверхности
Интересующимся тем, кто именно изобрел акваланг, стоит знать, что впервые регулятор подачи воздуха был создан совсем не для подводного мира и был придуман горным инженером. Приспособление было необходимо, чтобы рабочие могли находиться в шахтах, заполненных газом. Упоминание о данном аппарате датируется 1860 годом, а само изобретение принадлежит французу Б. Рукейролю.
Основным элементом нового оборудования был регулятор, который представлял собой клапан и мембрану. Первый открывался при выходе чистого воздуха и закрывался при входе. Чистый воздух попадал в систему из баллона, где находился в сжатом виде. После некоторых доработок О. Денейрузом подобное приспособление стали использовать и для подводных погружений. Единственным минусом такого акваланга было то, что воздуха хватало на 10–15 минут.
Подводный аппарат с замкнутой системой дыхания
Изобретателем Г. Флюссом в 1878 году был создан аппарат с замкнутой системой дыхания. Его еще называют ребризером. Отличием от предыдущего изобретения является то, что в баллоне находился не сжатый воздух, а чистый кислород. Во время того как пловец выдыхал в маску углекислый газ, из баллона выделялся кислород, они между собой смешивались, и человек мог дальше спокойно плавать. Такое приспособление давало возможность длительных погружений.
В 1911 году приспособление было усовершенствовано американцами. Новый аппарат давал возможность водолазам погружаться намного глубже, чем с предыдущими вариантами. Но, как оказалось, на глубине более 20 метров чистый кислород приводит к сильной интоксикации организма. И подобные погружения были смертельными для ныряльщиков.
Первый акваланг с открытой системой дыхания
По праву первыми изобретателями акваланга в том виде, в котором мы привыкли его видеть, можно считать французов Жака-Ив Кусто и Эмиля Ганьяна. Изобретение было датировано 1943 годом. Главным отличием от предыдущих аппаратов является полная автономность и автоматическое выравнивание давления воздуха относительно давления внешней среды. Это позволяет делать погружения максимально длинными и глубокими.
Интересные факты
Следующие факты будет любопытно узнать всем, кто интересуется историей и увлекается подводными погружениями:
Подводный мир удивителен, сегодня его красотой может любоваться практически каждый человек на планете. И этим мы обязаны изобретателям, которые не останавливаются на достигнутом и постоянно совершенствуют свои изделия. Акваланги стоят не очень дорого, просто обслуживаются, поэтому могут быть приобретены всеми желающими.
Видео
Как это работает. Акваланг
Первый такой аппарат был запатентован в 1866 году, а широкой общественности стал известен чуть позже из романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Привычное нам название появилось уже в XX столетии благодаря двум французам – морскому офицеру Жаку Иву Кусто и инженеру Эмилю Ганьяну. В 1943 году они основали фирму Aqua Lung («водяное легкое»). Продукция компании быстро обрела популярность в мире, а название «акваланг» стало определением подобных аппаратов во многих странах.
В России один из ведущих создателей аквалангов – Научно-производственное предприятие «Респиратор» холдинга «Технодинамика». Продукцией «Респиратора» пользуются как дайверы, так и профессиональные водолазы. На примере одной из последних моделей предприятия – воздушно-дыхательного аппарата АВМ-15 – рассказываем, как устроен и работает современный акваланг.
Как учились дышать под водой
Исследовать подводный мир и чувствовать себя «как рыба в воде» человек стремился с древних времен. Первые конструкции, которые помогали дышать под водой, описаны еще Аристотелем в 332 году до нашей эры. Не обошел вниманием разработку таких аппаратов и сам Леонардо да Винчи. Его изобретение внешне напоминает современные акваланги – мешок с дыхательной смесью, который крепится к груди железными обручами, загубник и бронзовый зажим для носа. Чертежи Леонардо да Винчи так и остались на бумаге, а первый автономный дыхательный аппарат, который получил практическое применение, появился только в 1865 году. Его создатели – французы Бенуа Рукейроль и Огюст Денейруз – назвали новинку «Аэрофором». Аппарат представлял собой стальной баллон с воздухом под давлением 20-25 атмосфер, соединенный через редуктор с загубником. Мембранный редукционный клапан – это и было главным открытием и залогом популярности «Аэрофора». Это маленькое новшество позволяло подавать воздух только в момент вдоха под нужным давлением. Аппарат использовался военно-морским флотом, про него рассказывал Жюль Верн в своей книге «Двадцать тысяч лье под водой».
«Аэрофор» можно назвать «предком» современного оборудования открытого цикла дыхания, то есть со вдохом воздуха из баллона, а выдохом в воду. До современных «собратьев» «Аэрофору» оставался всего один шаг – увеличить запас воздуха, используя его под более высоким давлением. На практике это осуществил в 1933 году капитан французского военного флота Ив Ле Приор. Ему удалось повысить давление в баллоне до 100 атмосфер, но пришлось использовать закрытую схему дыхания – выдох производился в маску.
Спустя десять лет Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян совершенствуют дыхательный аппарат и доводят его до того вида, который мы знаем сегодня. Это два баллона с воздухом (100-150 атмосфер) и редуктор, подающий воздух под правильным давлением, причем только в момент вдоха.
Кусто и Ганьян назвали свою компанию Aqua Lung. Слово «акваланг» очень быстро стало нарицательным во многих странах, в том числе и у нас. В английском языке такие аппараты чаще называют SCUBA (Self-contained Breathing Underwater Apparatus).
Устройство и принцип работы акваланга
Основные части любого современного акваланга – это баллон с воздухом под высоким (200-300 атмосфер) давлением и двухступенчатый редуктор. Модель АВМ-15 включает два баллона емкостью по семь литров. Кроме сжатого воздуха в аппарате могут использоваться обогащенные кислородом искусственные дыхательные смеси (NITROX и т.п.). Такие составы делают нахождение на глубине под действием большего давления более комфортным для нашего организма.
Дышать напрямую из баллона под давлением 200 атмосфер невозможно. Поэтому к баллону присоединяется специальный двухступенчатый редуктор. Первая ступень снижает давление до нормального значения. В зависимости от конструкции и модели оно может быть разным. В аппарате АВМ-15 рабочее давление не превышает 19,6 Мпа.
Вторая ступень редуктора называется регулятором, отвечает за две важные функции. Во-первых, подает воздух под давлением, равным давлению воды на любой глубине. Ведь даже находясь на метровой глубине уже тяжело вздохнуть. Поэтому просто необходимо компенсировать давление воды. Во-вторых, регулятор следит за тем, чтобы воздух для дыхания подавался только в момент вдоха. Очевидно, что это помогает расходовать воздух намного экономнее. Выдыхает аквалангист прямо в воду. Таким образом, воздух используется всего один раз, а АВМ-15 относится к дыхательным системам открытого цикла.
Как видно, АВМ-15 по своему устройству и принципу работы схож с другими аквалангами своего класса. При этом он обладает некоторыми особенностями, которые делают работу профессиональных водолазов и дайверов еще комфортней. К примеру, в состав аппарата входит запатентованное сигнальное устройство «пузырькового» типа, которое предупреждает, когда основной запас воздух заканчивается. Аппарат может быть использован и при минусовых температурах. Незамерзающий АВМ-15 уже прошел «экзамен» в Антарктике – его использовали для подводных погружений члены экспедиции проекта «13 морей России».
События, связанные с этим
Взрывная история: старейшему производителю тротила – 110 лет
Профессии Ростеха: разработчик VR-тренажеров
В каком году придумали акваланг
Современный акваланг, который мы знаем и любим, это всего лишь, так называемый, аппарат открытого цикла. То есть это когда вдох производится из акваланга, а выдох отводится в воду. И в разработке этого аппарата в первую очередь спасибо мы должны сказать французам.
Первые попытки разработки автономного «аппарата открытого цикла» совершили два француза. Это горный инженер Бенуа Рукейроль и лейтенант французского флота Огюст Денейруз. В середине девятнадцатого века они разработали конструкцию аппарата, который содержал мембранный механизм для понижения давления в зависимости от глубины. Любопытно, что Рукейроль и Денейруз не были знакомы на том момент. Рукейроль же на самом деле пытался сделать аппарат автономного дыхания при спуске в шахту при проведении спасательных работ.
Но, тем не менее, люди и далее пытались усовершенствовать этот «открытый цикл» и уже в 1936 году офицер фрацузской армии Ив Ле Прийор разработал аппарат с постоянной подачей воздуха под давлением из баллона для накачивания автомобильных шин, которые выдерживали уже давление до 150 атмосфер. Интересной особенностью данной конфигурации снаряжения было то, что наряду с самим автономным аппаратом применялась еще и специальная маска, которая наполнялась воздухом из баллона, выталкивая, таким образом, воду. Аппарат Прийора был на сей раз полностью автономным, поскольку окончательно освобождал человека от шлангов.
Но и этот аппарат был далек от совершенства, поскольку вентиль для вдоха открывался только вручную, а выдох производился в маску и только через нос.
В то же время автономное плавание человека под водой уже было возможно, благодаря так называемым аппаратам «замкнутого цикла». Система этого аппарата еще в 1787 году разработана молодым британским моряком, предпринимателем, естествоиспытателем и изобретателем Генри Флюссом. На лице ныряльщика была маска соединенная с находящимися за спиной дыхательным мешком, соединенным в свою очередь с медным баллоном, который заполнялся кислородом и, с коробкой с едким калием. Человек совершал вдох не воздухом, а кислородом. При выдохе (смеси кислорода и углекислого газа) выдыхаемая смесь не отводилась в воду, а оставалась в системе. Углекислый газ поглощался едким калием и человек совершал новый вдох кислорода. Израсходованный кислород человек возмещал запасом из баллона, добавление которого он регулировал при помощи специального клапана находящегося на баллоне. Данный аппарат невозможно было использовать под водой на значительных глубинах, поскольку на глубине кислород страшно токсичен и именно поэтому данную систему могли использовать только для спасения людей в угольных шахтах или тоннелях. Все так и было до того момента, как эта система была модернизирована англичанином Робертом Дэвисом. Уже в 1911 году был выпущен аппарат названный «Davis False Lung» («Искусственное легкое Дэвиса») и который в дальнейшем поступил в продажу под названием «Прото».
В 1915 году съемочная группа подводного фильма, снятого по книге Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой», использовала во время съемок именно этот модифицированные ребризеры Флюсса-Дэвиса.
Новый ребризер имел редукционный клапан и впускал, таким образом, кислород автоматически и под нужным давлением, работая при этом по принципу регулятора Рукейроля—Денейруза, а медный баллон был заменен на стальной, который выдерживал большее давление.
Но пришло время, и идея аппарата открытого цикла сказала свое веское слово в автономном подводном плавании.
Основное отличие акваланга от предыдущих разработок состояло в том, что дыхательная система автоматически, сама давала человеку воздух с давлением окружающей среды. То есть человек на любой глубине получал воздух с нужным ему давлением. Это давало немыслимый по тем временам комфорт и возможность не только полной автономности под водой, но и возможности длительности плавания.