в каком году появился термин психодиагностика
психодиагностика
Психодиагностика — (от греч. ψυχή душа, и греч. διαγνωστικός способный распознавать) отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально психологических особенностей личности.[1] Содержание … Википедия
Психодиагностика — (от греч. psyche душа и diagnosis распознавание, определение) технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апро … Психологический словарь
психодиагностика — сущ., кол во синонимов: 1 • диагностика (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПСИХОДИАГНОСТИКА — (от греч. psyche душа и diagnostikos распознавание) англ. psychodiagnostics; нем. Psychodiagnostik. Область психологии, разрабатывающая методы и методики выявления и измерения индивидуальных особенностей психики индивида, возможных отклонений,… … Энциклопедия социологии
Психодиагностика — область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. EdwART. Словарь… … Словарь черезвычайных ситуаций
Психодиагностика — проведение обследования с применением стандартизированных психологических методик. Источник: ПРИКАЗ ГТК РФ от 14.12.2000 N 1166 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ … Официальная терминология
ПСИХОДИАГНОСТИКА — (от греч. psychē – душа + diagnōstikos – способный распознавать). То же, что психологическая диагностика. Область психологии, объектом изучения которой являются особенности психического развития человека и их соответствие требованиям того или… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
психодиагностика — (психо + диагностика) оценка психического состояния больных с помощью экспериментально психологических тестов … Большой медицинский словарь
Психодиагностика — Раздел прикладной (медицинской) психологии, изучающий качественно и количественно состояние основных психических функций при помощи психологических методов. В отличие от патопсихологии, П. в основном использует тестовые методы исследования… … Толковый словарь психиатрических терминов
Психодиагностика: конспект лекций
Данная книга предназначена длястудентов-психологов и представляет собой конспект лекций по психодиагностике. Подробное изложение материала делает доступным понимание данной дисциплины. Книга станет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психодиагностика: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 1. Истоки психодиагностики
1. Экспериментальная психология. Работы В. Вундта, Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Д. Кеттелла
Психодиагностика как особая научная дисциплина прошла значительный путь развития и становления. Рассмотрим основные этапы этого пути.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии, а ее возникновение в 1850-1870-е гг. связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии, заключавшемся в переводе изучения особенностей человеческой психики в русло эксперимента и точных методов естественных наук. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.
Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году Вильгельм Вундт (1832–1920) основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В. Вундт, намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений: естественно-научного, опирающегося на эксперимент, и культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры (психологии народов). По его теории, естественно-научные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежат не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории изучались в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акты — реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр.
По образцу лаборатории В. Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).
Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких как речевые ассоциации (метод свободных словесных ассоциаций Гальтона). Сразу же после публикации Ф. Гальтона в 1897 г. В. Вундт использовал ассоциативную методику в своей лаборатории, хотя и считал высшие функции не подлежащими эксперименту. Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями испытуемых.
Однако автором, создавшим первый, собственно психологический экспериментальный метод, был Герман Эббингауз (1850–1909), который изучал законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения). Он полагал, что полученные им результаты не зависели от сознания испытуемого, интроспекции (наблюдения индивида за тем, что происходит в его психике) и, следовательно, в большей степени удовлетворяли требованию объективности. Этим методом Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.
Американский психолог Джеймс Кеттелл (1860–1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты — формы, буквы, слова и т. д. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Кеттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания» восприятия вперед).
Так, на рубеже XX в. в психологии утвердился объективный экспериментальный метод, который начал определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.
2. Дифференциальная психология. Возникновение тестирования как результат практических запросов медицины, педагогики и индустриализации производства
Дифференциальная психология стала еще одним источником развития психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые являются предметом дифференциальной психологии, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.
Но дифференциально-психологическое изучение человека не было простым логическим развитием экспериментально-психологического. Оно складывалось под воздействием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а тем и индустриальной. Одной из основных причин, обусловивших зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей.
Одна из ранних публикаций, посвященных вопросам умственной отсталости, принадлежит французскому врачу Ж. Е. Д. Эскиролю, стремившемуся дифференцировать разные степени умственной отсталости. Другой французский врач Э. Сеген первым уделил внимание обучению умственно отсталых детей с помощью особых методик. Их работы внесли определенный вклад в разработку методов, помогавших определить умственную отсталость.
Между теоретическими положениями, развиваемыми в рамках общей психологии, и основами психодиагностики прослеживается тесная внутренняя взаимосвязь. Представления о закономерностях развития и функционирования психики являются отправным пунктом при выборе психодиагностической методологии, конструировании психодиагностических методик, их использовании в практике.
История психодиагностики — это и история появления основных психодиагностических методик, и развитие подходов к их созданию на основе эволюционирования взглядов о природе и функционировании психического.
В этой связи интересно проследить, как формировались некоторые важные психодиагностические методы в рамках основных школ психологии.
Основы психодиагностики. Тема 2 История психодиагностики
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема 2. История развития психодиагностики
Психология имеет длинную предысторию
и очень короткую историю.
2.1 Экспериментальная психология как источник возникновения психодиагностики.
2.2 Различие между дифференциальной психологией и психодиагностикой.
2.3 Прикладная психология как источник психодиагностики.
2.4 Тестология как неотъемлемая часть психодиагностики.
2.5 Дефектологическая диагностика Л.С. Выготского как инновационная идея в диагностике детского развития.
Можно предположить, что источники возникновения диагностики связаны с тестированием и теряются в глубокой древности. В частности, А. Анастази и С. Урбина напоминают о существовавшей в китайской империи на протяжении 2000 лет системе экзаменов при поступлении на гражданскую службу [1, с. 48]. У древних греков испытание (testing) стало неизменным дополнением учебного процесса: учеников подвергали испытаниям для оценки овладения физическими и умственными навыками.
В античном мире диагностами называли людей, которые подсчитывали убитых и раненых на поле сражения. Позже диагностика интенсивно стала применяться в медицине для обозначения процесса распознавания болезней. Благодаря швейцарскому психиатру Герману Роршаху (1882-1922) возник термин «психодиагностика» в книге с одноименным названием.
Существенным шагом в научном понимании сущности диагноза применительно к детскому психическому развитию стало обращение ряда ученых в конце 19-го – начале 20-го века к разработке понятий педологического диагноза и педологического прогноза (С. Холл, А. Гезелл, А.П. Нечаев, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.)
Однако ограничим нашу ретроспективу обращением к теоретическим коллизиям, сопровождающим вычленение четырех наиболее важных источников становления психолого-педагогической диагностики: тестологии, экспериментальной, дифференциальной и прикладной психологии.
2.1 Экспериментальная психология как источник возникновения психодиагностики
Экспериментальная психология оказала влияние на развитие диагностики благодаря работам основателя психофизики Г. Фехнера (1860), который обосновал возможность измерения интенсивности ощущений. В Лейпцигской лаборатории В. Вундтом (1879) разрабатывались методы исследования сущности сенсорных и сенсомоторных феноменов.
Вместе с тем В. Вундт считал, что высшие психические функции, составляющие сущность личности, недоступны экспериментальному изучению. Однако многие его выдающиеся ученики не согласились со своим учителем. Дж. Кеттелл, Э. Крепелин, В. Меде и др. приобрели известность именно благодаря исследованиям в этой области психологии. Ими были впервые сформулированы и утверждены требования к стандартизации экспериментально-психологических методов, а в психологии в противовес «экспериментальной интроспекции» как основного метода изучения психических явлений того времени появилось понятие «тест».
Как известно, в ходе эксперимента исследователь планомерно варьирует условия (манипулирует одной или несколькими переменными) для того, чтобы вызвать и зарегистрировать то или иное психологическое явление. В ходе тестирования, наоборот, для всех испытуемых создаются одинаковые условия с тем, чтобы выявить индивидуальные различия между ними в психической деятельности.
Дж. Кеттелл (1890) первым увидел в тестах средство измерения, казалось бы, не измеряемых высших психических функций. Он считал, что для решения этой задачи необходимо выполнить два важных требования: 1) всем испытуемым дается одинаковая инструкция по выполнению заданий теста, из которой они должны хорошо усвоить, что и как им надо делать; 2) лаборатория для тестирования должна быть хорошо оборудована и в нее не должны допускаться зрители.
Переход от применения экспериментов к использованию тестов не просто обнаружил новые возможности выявления индивидуальных различий между людьми, но и позволил создать условия для постановки индивидуального диагноза и в целом возникновения психодиагностики как научно-практического направления в психологии. До сих пор стандартные правила, касающиеся «одинаковости» инструкции тестируемому, стимульного материала, процедуры его предъявления, фиксации тестовой продукции и т.д., играют важную роль в психодиагностической работе в образовательных учреждениях.
2.2 Различие между дифференциальной психологией и психодиагностикой
Дифференциальная психология, изучающая индивидуальные различия между людьми (и группами), также оказала влияние на развитие психолого-педагогической и дифференциальной диагностики. Ее основателем считается немецкий психолог В. Штерн, опубликовавший в 1900 году книгу «О психологии индивидуальных различий» и известный, в частности, тем, что ввел в научный обиход понятие коэффициента интеллекта ( IQ ). Им проводились сравнительные исследования разных популяций (т.е. групп населения), в ходе которых выявлялись половые, возрастные и другие различия индивидов и социальных групп и устанавливались корреляционные связи между ними.
Возникновение психодиагностики характеризуется переходом от исследования индивидуальных различий к исследованию личностной индивидуальности. Существенным признаком этого перехода является выявление интраиндивидуальных взаимосвязей психических свойств. Именно изучение внутренней структуры отношений между отдельными психологическими особенностями личности составляет основу постановки высшего уровня психологического диагноза – типологического.
Иногда предмет психодиагностики ошибочно сводят к установлению различий в свойствах человека. Но исследование степени проявления свойств у одного человека – это лишь необходимая предпосылка для характеристики индивидуальности отдельной личности, но не собственно предмет психодиагностики. Иногда в таком ключе еще более расширяют предмет психодиагностики, говоря о том, что она должна заниматься и выявлением психологических условий, благоприятных для оптимального развития ребенка. Между тем А. Анастази подчеркивает, что объективное количественное исследование индивидуальных различий в поведении является предметом дифференциальной психологии: «Какова природа этих различий, насколько они велики? Что можно сказать об их причинах? Как на них влияет подготовка, развитие, физическое состояние индивидов? Каким образом различные характеристики соотносятся друг с другом и сосуществуют? Вот некоторые из фундаментальных вопросов, которыми занимается дифференциальная психология…» [2, с. 5-6]. В этом ключе пытаются разделить дифференциальную психологию и психологическую диагностику по тому признаку, что первая ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй существенно проникновение в сущность причин и следствий этих различий.
Основным методом дифференциальной психологии стали тесты. Путем математико-статистической обработки их результатов выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов. Однако, если предметом дифференциальной психологии являются индивидуальные различия между людьми, то назначение психологической диагностики – глубокое проникновение в личностную индивидуальность человека. «Без предшествующих достижений дифференциальной психологии психодиагностика, целью которой является изучение и характеристика конкретной личности, не смогла бы превратиться в самостоятельную дисциплину» [3, с. 33]. Появился особый исследовательский метод – диагностический. Основным его признаком выступила измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная квантификация и качественная квалификация изучаемого явления. Очевидно, что в практической психологии образования педагогическая направленность психодиагностики имеет ключевое значение.
2.3 Прикладная психология как источник психодиагностики
Одним из важнейших источников психолого-педагогической и дифференциальной диагностики была прикладная психология, возникновение которой также связано с именем В. Штерна [см.: 3, с. 36]. Называя себя автором этого понятия, Штерн различал психологическую оценку и психологическое воздействие (психотехнику). Очевидно, что под психологической оценкой он понимал, если обратиться к современной терминологии, психодиагностику.
В то же время Штерн сформулировал принцип единства диагностики и развития личности. В дальнейшем этот принцип был подхвачен Л.С. Выготским в качестве необходимой методологической основы практики диагностирования детей.
Из критики Л.С. Выготским сложившегося к его времени статического подхода к измерениям в психике следует, что психодиагностика занималась поиском неизменных свойств личности, посредством которых можно было бы характеризовать индивидуальность на протяжении всей жизни. Однако уже тогда в педагогических теориях обучения и воспитания ставился, прежде всего, вопрос об изменении свойств личности. Ясно, что возвращение к новой абсолютизации статического подхода в современной психолого-педагогической и дифференциальной диагностике было бы неоправданным шагом. Поэтому неслучайно в настоящее время идет интенсивный поиск новых путей, открывающих возможность синтеза «техники оценивания» и «техники изменения» человека. «Здесь должно существовать диагностико-коррекционное, диагностико-воспитательное (или развивающее) направление работы, единое по своей сущности» [4, с. 83]. Отсюда следует, что в конкретной практической деятельности речь не может идти отдельно о диагностике, а отдельно о развитии или коррекции.
2.4 Тестология как неотъемлемая часть психодиагностики
Самое сильное влияние на психолого-педагогическую и дифференциальную диагностику оказала тестология, поскольку ею были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые в определенной мере сохранили свое значение до настоящего времени. Так сложилось в истории психологии, что задолго до формулирования теорий интеллекта под влиянием практического запроса стали изобретаться измерительные средства – тесты. Создание тестов повлекло за собой разработку соответствующих технологий, что собственно и обусловило возникновение тестологии.
Основателями тестовой диагностики единодушно признаются английский биолог Френсис Гальтон и американский психолог Джеймс Кеттелл.
Ф. Гальтон считал, что тесты сенсорного различения (например, различения длины, высоты звука и т.п.) могут служить средством оценки интеллекта. Многие из его тестов, например, линейка и свисток Гальтона, серия разновесов для измерения кинестетического различения и др., применяются до сих пор. Он разработал методы шкалирования, впервые применил анкетирование и технику свободных ассоциаций, вел систематические массовые обследования для накопления информации, необходимой для применения статистических методов.
Дж. Кеттелл (1860-1944) впервые применил термин «интеллектуальный тест» в значении, близком его современному пониманию, создав в США 50 лабораторных тестов. С момента возникновения этого понятия оно обозначало стандартизованную процедуру измерения индивидуальных особенностей человека.
Одним из основателей тестологии считается также французский психолог Анри Бине, который в начале ХХ века провел ряд экспериментов по изучению памяти, внимания, мышления детей, которые после применения статистических процедур стали использоваться как тесты уровня умственного развития. Он ввел в тестологию понятие умственного возраста в отличие от паспортного. После усовершенствования его теста в Стенфордском университете США с помощью использования коэффициента IQ, предложенного В. Штерном, возникла методика измерения интеллекта, получившая название шкалы Стенфорд-Бине.
Благодаря и перечисленным и другим ученым тестология получила всеобщее признание. Как прикладное направление в науке, она включает в себя основы конструирования тестов, определения норм и доказательства качества проводимых с их помощью измерений. Постановка диагноза во многих случаях как раз и зиждется на применении разнообразных тестов. Вот почему тестология и разработанная ею теория измерений входят составной частью в теорию психолого-педагогической диагностики.
2.5 Дефектологическая диагностика Л.С. Выготского как инновационная идея в диагностике детского развития
Дефектологическая диагностика Л.С. Выготского явилась инновационной идеей в диагностике детского развития. Выдвинутая Выготским при разработке общей психологической теории высших психических функций, она была введена и в психодиагностику дефективного ребенка [5]. Раскрывая динамику, лежащую в основе своеобразия развития умственно отсталого, физически дефективного и трудновоспитуемого ребенка, он показал и положительные стороны личности этих детей. Оптимистическая установка на поиск возможностей развития аномального ребенка является ведущей во всех дефектологических работах Выготского. Внимание Выготского – и в этом состояла новизна его подхода – привлекли те способности, которые оставались сохранными у таких детей и могли составить основу для развертывания их потенциальных возможностей. Именно возможности, а не дефекты, прежде всего, заинтересовали ученого.
Л.С. Выготский настаивал на новом подходе к дефективному ребенку – в первую очередь на отказе от изучения только феноменов того или иного дефекта. Он показал необходимость структурно-генетического анализа системы психических функций – во-вторых, в направлении оценки развития не только их самих, но и их интрафункциональных связей. В-третьих, существенным было рассмотрение своеобразия детского развития в причинно-следственном плане.
В качестве основы теории и практики педологической диагностики Выготским впервые сформулировано требование перейти от изучения симптомов того или иного дефекта к изучению сущности изменений в психике, выражающих себя в этих симптомах. Такой переход, осуществленный в психиатрии Э. Крепелином, был близок Выготскому поиском за симптомами психического заболевания причинно-следственных связей. Однако это лишь начало движения: подход Крепелина представлял собой фактически замену симптома симптокомплексом.
Л.С. Выготский ставил перед диагностикой важнейшую задачу перехода от изучения симптокомплексов как самоцели к изучению процессов развития, «лишь обнаруживающих себя в этих условиях». Трудно переоценить плодотворность этой идеи, направленной на раскрытие закономерностей процесса развития ребенка. По отношению к дефектологической диагностике задача, поставленная Выготским, формулируется как необходимость клинико-психологического изучения природы нарушений, характерных для того или иного аномального типа детей. Выготский указывает, что создать психолого-педагогическую дефектологическую диагностику – значит теоретически и экспериментально исследовать во всем богатстве каузальнодинамических связей основные типы, механизмы и формы развития нормального и аномального ребенка.
Между тем, как отмечают многие ученые, до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и личностного развития детей [6, с. 33-34]. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала личностной индивидуальности, на основе которой возможно решение умственных, речевых и социально-личностных проблем ребенка. Эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь – выявлением психологических возможностей, на основе которого возможно построение системы индивидуального сопровождения ребенка.
Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб. : Питер, 2007. – 688 с.
Анастази, А. Дифференциальная психология.Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. / А. Анастази. – М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.
Психодиагностика: теория и практика / Ред. Н.Ф. Талызина. – М. : Прогресс, 1986. – 207 с.
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
Выготский, Л.С. Основы дефектологии // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.5. – М. : Педагогика, 1983. – 369 с.