в каком году появился рэп в россии
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
К сожалению, история современного российского рэпа хоть и насчитывает свыше 20 лет, но она небольшая и ей мало чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру, которая завладела умами нашей молодежи.
Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст первого речитатива был таким:
«С текстом все предельно сложно», — твердят уж много лет
Что это просто невозможно — на русском делать рэп.
Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой
К тому же, в нашем языке слишком мало ритма. »
Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота», «Проходит время») были разбавлены откровенно дискотечными номерами, записанными нонстопом в стилистике «Stars On 45». В рамках одной композиции сэмплировались примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения), «вырезки» из «Let’s Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и прочие рок-стандарты.
«Эй, диск-жокей! Крутись быстрей! Все успевай! И не зевай!» — это 84-й год, Куйбышев, магнитоальбом «Рэп».
Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны.
Многие источники указывают на то, что в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом.
Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграудные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха.
Сам по себе «русский рэп» молодое явление, по сравнению, скажем, с русским роком. Так же, как и у рока в нежном возрасте, у «русского рэпа» есть одна главная проблема — подражательность. Многие не воспринимают «русский рэп», возможно справедливо считая его калькой с западных образцов, со всей присущей атрибутикой стиля «черных братьев».
В тоже время «русский рэп» очень своеобразен. Он стремится придерживаться корней хип-хопа, но часто в исполнении русских это выглядит нелепо. Иногда настолько нелепо, что это противоречит русским традициям и действительности. С другой стороны — начинает появляться в России рэп, который пытается быть привязанным исключительно к отечественным нормам — возможно, это и есть правильный путь, но при этом пропадает что-то очень важное, неотъемлемое, такой рэп часто бывает без «изюминки».
Сегодня главная беда русского рэпа в том, что очень мало «народных» талантов в рэпе и слишком много предрассудков вокруг этой темы, что ставит рэп в России в невыгодную ситуацию. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи.
В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не по расовому признаку, а по социальному (бедные — богатые), культурному (конформисты — нонконформисты) и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года.
Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов и стали пионерами рэп-культуры были участники питерской группы «Bad Balance». Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля.
На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «Bad Balance» (LA (DJ), ШеFF и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом было уделом столичных мегаполисов, а в регионах России формировались небольшие фан-клубы в основном западных исполнителей. Именно концентрация рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург заложила фундамент «коммерческого рэпа» в нашей стране.
Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»). В 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало его повторному оживлению и в России.
Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни. После 90-х годов в российском шоу-бизнесе сформировались крупные компании, которые были заинтересованы в развитии различных молодежных стилей музыки. Им была нужна молодежь мегаполисов России.
Из-за сложившейся в нашей стране исторической системы интеграции западных инноваций, как в бизнесе, так и в культуре, отечественные лидеры шоу-бизнеса ориентировались на так называемую группу «новаторов». «Новаторами» в маркетинге называют ту группу людей, которые раньше всех пробует «новинки» и являются лидерами мнениями. Их всего около 2,6 %. Однако, эти новаторы формируют потребительские предпочтения всей оставшейся покупательской аудитории. В среде молодежи такими «новаторами» являются представители «золотой молодежи». Дети «богатых и знатных» родителей, которые не ограничены в средствах, постоянно организовывают и участвуют в «тусовках и вечеринках».
Российские «золотые новаторы» довольно часто путешествуют по странам мира и знают последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал музыкальный стиль R&B (rhythm-and-blues). В России он получил название r`n`b. Мы не будем подробно останавливаться на особенностях этого стиля и его длинной истории, а затронем только в вкратце влияние хип-хопа на ритм-энд-блюз.
Сращение ритм-энд-блюза с хип-хопом началось в 1984 году и вылилось в три этапа:
Первый этап (1987-1993) — так называемый «нью джек свинг» (new jack swing) — был замешан на утяжелённом фанке и выделялся среди ритм-энд-блюзового мейнстрима заимствованием у хип-хопа традиции ритмической импровизации. Нью джек свинг был ориентирован на аудиторию подростков-тинэйджеров. Работавшие в рамках этого течения исполнители старательно поддерживали агрессивно-сексуальный образ «плохих мальчиков и девочек», который диссонировал с «правильными мальчиками и девочками» стандартного ритм-энд-блюза;
Второй этап (1993-1998) — период «хип-хоп-соула» — обозначил более тесное сближение двух музыкальных направлений. Ритм-энд-блюз заимствует у хип-хопа его непредсказуемый ритмический рисунок, композиции становятся менее однородными и более энергичными. Отличительная черта записей этого периода — общая атмосфера телесной чувственности и даже цинизма. Откровенные на грани фола тексты многих исполнителей свидетельствовали о взрослении аудитории этого направления: по сравнению с «нью джек свингом», это были не только подростки старшего школьного возраста, но и более возрастные слои молодёжи;
Третий этап — Современный этап — «нео-соул» (nu soul). Это отчасти ретроспективное направление состоит в возврате к винтажному звучанию классического соула 1960-х и 1970-х гг. Помимо классического соула, «нео-соул» активно впитывает элементы альтернативного хип-хопа, джаза и даже классической музыки. Более коммерчески ориентированное направление ритм-энд-блюза, которое представляют в первую очередь Ашер и Бейонсе, продолжает развиваться в русле хип-хоп-соула 1990-х.
Ориентируясь на «новаторов» отечественные компании из шоу-бизнеса начинают создавать различные отечественные проекты, которые выступают как в стиле R`n`B, так и рэпа. Однако весь рэп начинает носить в себе отпечаток не музыки, а стиля жизни. Это важное различие накладывает основной отпечаток на формирование субкультуры.
Требование жить «богато и красиво», трансформирует R`n`B в «richly & beauty». Стиль поведения, жаргона, одежды участников рэп-культуры начинает коммерциализироваться, становится массовым и носить в себе не музыкальное начало.
Современные российские клубы для современной молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыка, а сколько показать себя, продемонстрировать соответствие неким групповым стандартам. Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических неурядицах.
Экспериментирует и смешивает рэп и r’n’b украинско-белорусский проект «Серега», участники которого переманили в свой коллектив лауреата эстрадного конкурса «Славянский базар-2003» Максима Сапатькова.
Для молодежи, которая увлекалась «шансоном» шоу-бизнесом создаются молодые группы из Ростова-на-Дону. Такие команды, как «Каста», «Крестная семья» и «Ю.Г.», рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о криминале, о драках, о любви и о надеждах нового поколения.
Единственной нишей для рядовых почитателей репа, которые хотят следовать правилам «старой» или «новой» школы» в нашей стране стал интернет. Создается некое сообщество рэперов самоучек, которые самостоятельно пишут тексты, микшируют сэмплы, записывают и выкладывают свои произведения в интернет. Рунет является пока единственным местом, куда не проникают отечественные компании шоу-бизнеса, для которых рэп — это прежде всего бизнес, а уже потом музыкальная культура.
Хотя стоит отметить, что эти компании ищут в интернете «новых звезд» рэпа и исполнителей. Последние удачные находки позволили, широкой массе молодежи, познакомится со St1m, Noize MC, рэппершей Mad-A.
В 2005 и 2006 году Россию посетило большое количество американских рэпперов высшего эшелона. Московские клубы приняли DMX, Busta Rhymes, Ja Rule. На Красной площади выступили Black Eyed Peas, участники которой первый свой контракт подписали еще в начале 90-х с отцом гангста-рэпа Eazy-E.
В 2006-ом ведущие музыкальные телеканалы РФ избирали победителями своих премий именно рэпперов. На церемонию MTV RMA была приглашена Missy Elliott, а чуть раньше на церемонию вручения наград «Муз-ТВ» был приглашен «50 Cent», автор наиболее продаваемого рэп-альбома предыдущего года.
Русский рэп: история развития
Содержание статьи
Русский рэп – что это?
Это довольно молодое и все еще развивающееся музыкальное направление. Именно поэтому в нем до сих пор не искоренена главная проблема молодости – склонность к подражанию. Дело в том, что своеобразное подражание исконным корням хип-хопа делает русский рэп порой нелепым с виду. Получается что-то типа не совсем удачной пародии. Сегодня многие люди вообще не относятся к русскому рэпу как к перспективному и дальновидному направлению в индустрии музыки. Это, конечно же, очень печально.
История развития русского рэпа
Первые речитативы появились в СССР в городе под названием Куйбышев, который через некоторое время был переименован в Самару. Именно там в 1984 году ди-джей со студенческой дискотеки под название «Канон» Саша Астров вместе с группой «Час Пик» записали своеобразную авторскую программу, которая длилась всего лишь 25 минут, но моментально разошлась по всей стране.
Магнитоальбом с нехитрым названием «Рэп» тогда имел бешеный успех по всему советскому союзу. Данная композиция была записана под непосредственным влиянием альбомов таких музыкальных групп, как Captain Sensible и Grandmaster Flash & The Furious Five.
Вторая половина 80-х годов была ознаменована новым молодежным увлечением – брейком. Из-за этого русский хип-хоп получил невысокую популярность. Начало 90-х годов было ознаменовано появлением первых русскоговорящих рэп-групп. Вершину популярности того времени взял эпатажный Богдан Титомир со своей группой «Мальчишник».
Одним из самых первых реп-релизов в 1991-м году был альбом группы «Мальчишник» под названием «Секс без перерыва». Уже через год скандальную известность получил другой альбом все той же группы – «Поговорим о сексе». Кстати, композиции, входившие в этот альбом, содержали откровенные по тем временам тексты. В то же время возникла группа «MD&C Павлов», которая представляла некую андеграундскую форму русского хип-хопа. К сожалению, этой группе не суждено было получить признание.
В 1991-м году был открыт первый хип-хоп фестиваль под названием «РЭППИК». С тех пор участники различных хип-хоп групп ежегодно организовывают свои собственные фестивали. Любопытно, что именно эти фестивали «породили» таких современных рэп-исполнителей, как «Каста», «Мэри Джейн», «Ю.Г.» и других.
Далее открылись отечественные хип-хоп лейблы, которые занимались продюсированием и записью молодых рэп-исполнителей. Самая первая коммерческая группа – это коллектив «Легальный Бизне$$», состоявший из N’Pans’a и Лигалайза. Продюсером этой группы был эпатажный Влад Валов (Мастер ШеFF). В дальнейшем он стал продюсером всем известного рэпера ДэЦла. Кстати говоря, ДэЦл до сих пор считается наиболее успешным коммерческим рэперским проектом России.
Русский рэп сегодня
Отечественное развитие рэпа вызывает неоднозначные оценки критиков, профессионалов и обывателей. Дело в том, что русский рэп призван отражать только отечественные традиции, что, вроде бы, неплохо, но в то же время он губит истинное очарование и свою изюминку первоначального хип-хопа. К слову сказать, самыми популярными сегодня рэп-исполнителями являются Гуф, Баста и Stim.
Как возник русский рэп? Кто первый в этом деле?
Впервые о рэпе услышали в СССР В 1984 году. DJ студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible.
Но по настоящему русский рэп начинается в начале 1990-ых. Группа «Мальчишник» с альбомом «Секс без перерыва», 1991 года выпуска. В 1994 году Мистер Малой записывает хит, сопровождаемый видеоклипом, «Буду пагибать малодым», который успешно показывали в эфире центральных телеканалов и радиостанций страны. Также одним из популярных исполнителей того времени (1992–1994 годы) был Богдан Титомир, автор ставшего легендарным выражения «пипл хавает».
В середине 90-х творчество рэп-исполнителей стало распространяться по России путём выпуска кассетных релизов. Среди наиболее знаковых альбомов того времени значатся: Лика «Рэп» (1993), DMJ «Этот мир мой» (1993), White Hot Ice «В дураках» (1993), Bad Balance «Налетчики» (1994), Мистер Малой «Буду пагибать малодым» (1995).
В 1986 году Сергей Булавинцев («Sir-J») приезжает из СССР в Соединённые Штаты и живёт там вплоть до 1990 года. В США Sir-J стал увлекаться хип-хоп музыкой и, приехав в 1988 году в Москву, создаёт рэп-коллектив «Bust A.S!», в состав которого входят Гвоздь, Leeas и вышеупомянутый Sir-J, который был лидером и фронтменом группы. Bust A.S! исполняли рэп на английском языке.
В это же время, в 1993 году начинающий рэпер Андрей Меньшиков («Legalize») и московский МС — Олег Жиляков («Ladjack») организовывают проект «Slingshot» так же на английском языке, позднее ставший D.O.B. Community.
А после уже подоспели и легендарный альбом «Громче воды, выше травы» (2002г.), сделавший Касту одними из самых долгоживущих и успешных рэп-групп России. Хитом этого альбома по праву можно считать «Мы берем это на улицах»
Необычная практика: как и зачем педагоги начали включать на уроках рэп
Этот жанр может привить современным нечитающим детям любовь к литературе. Но и для преподавания математики он подходит. Да для любого предмета.
Обложка: Катя Павловская для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
Хип-хоп — самый популярный сегодня музыкальный жанр в России. Об этом говорят и социологические опросы, и данные музыкальных стриминговых сервисов. Особенно много и часто такую музыку слушают подростки и молодёжь. И пока одни взрослые ругают рэперов за обилие обсценной лексики и обвиняют в развращении юного поколения, другие приносят рэп-тексты популярных исполнителей в школьные классы, чтобы помочь учащимся лучше усвоить учебную программу.
Автор Skillbox Media.
Зачем на уроках цитировать Oxxxymiron и Славу КПСС
Творчество рэпера Oxxxymiron помогает заинтересовать школьников уроками литературы. На первый взгляд, это заявление само по себе кажется оксюмороном: где школа, а где баттлы и речитативы?
Однако Лариса Арачашвили, победительница конкурса «Учитель года — 2019», уверена: качественный рэп может выступать мостиком между школьником и учебной программой по литературе. Об этом она сказала на своём мастер-классе, который провела в рамках конкурса на звание лучшего педагога страны.
Тогда же она рассказала, что столкнулась с типичной проблемой — современные дети не хотят читать, — и начала искать подходящее решение. В интернете ей попалась статья, в которой предлагалось включать на уроках фрагменты из рэп-композиций для объяснения той или иной темы, и педагог взяла практику на вооружение. Оказалось, что многие современные российские хип-хоп исполнители используют в своём творчестве аллюзии к произведениям классической литературы. И даже превращают в рэп русскую поэзию.
Сама Лариса Арачашвили впервые включила хип-хоп на уроке литературы для семиклассников, которые в тот момент изучали древнерусский эпос «Слово о полку Игореве».
«Я включила им одноимённый трек группы „Каста“. Дети, конечно, сначала удивились, но, как ни парадоксально, эта композиция помогла им лучше понять смысл произведения, показала им тот самый патриотический пафос», — рассказала она Skillbox Media.
Постепенно фрагменты из популярных композиций стали звучать на уроках Ларисы всё чаще. Особенно это пригодилось для тем, посвящённых поэзии. Например, на одном из занятий по творчеству Сергея Есенина она предложила ученикам одиннадцатого класса послушать две музыкальных композиции на стихотворение «Письмо к женщине»: от рок- и от рэп-исполнителей.
«Мы сравнивали эти композиции, потому что они написаны в совсем разных настроениях, и размышляли, кто из исполнителей был ближе к тому, что испытывает лирический герой Есенина. Это помогает делать тексты ближе, понятнее, включить их в повседневную жизнь», — объясняет педагог.
С поэзией и биографией Иосифа Бродского класс познакомился через трек «Комната» группы 25/17, в которой спрятаны отсылки к стихам поэта. С манифестом кубофутуристов — через разговор о прогремевшем в интернете баттле между рэперами Oxxxymiron и Славой КПСС. А Осипа Мандельштама подростки открыли для себя через творчество Noize MC.
«Я пытаюсь быть современным учителем. Не потому, что мне нравится рэп, поверьте. Я просто стараюсь понимать то, о чём говорят дети», — подчёркивает Лариса Арачашвили.
По её словам, она использует на уроках не только рэп, но и рок и даже поп-композиции: всё, что может помочь заинтересовать учеников, «зацепить» их обсуждаемой темой или ввести в контекст. «Мне кажется, что музыка — это очень хороший мостик к эмоциональному отклику», — говорит учительница. Она отметила, что выбирает не исполнителей, а именно композиции — мониторит музыкальные новинки, популярных среди её учеников артистов и анализирует, может ли это быть полезно на уроках.
Коллеги часто спрашивают Ларису, не боится ли она, что после таких занятий школьники начнут слушать рэперов ещё больше. Её мнение на этот счёт такое: «Полюбят ли они после этого рэп или Бродского, зависит от меня». Она видит свою задачу в том, чтобы показать ученикам, что в основе творчества их любимых исполнителей лежит огромный и богатый пласт культуры, который не стоит игнорировать.
Почему рэп на занятиях полезен
Лариса Арачашвили — не единственный педагог, использующий современную музыку на уроках. Учителя русского языка и литературы Римма Раппопорт из Санкт-Петербурга и Полина Пятакова из Краснодара, преподаватель английского из Оренбурга Сергей Коновалов — вот лишь ещё несколько учителей, применяющих эту практику в России. Наверняка есть и другие.
Сегодня педагогам, которые хотели бы приобщать учеников к литературе через хип-хоп, также может помочь интерактивная карта связей. Это совместная разработка «Билайна» и «Яндекса» в рамках кампании «Почитай старших» — проекта, который демонстрирует, как связаны литература и современный рэп, и мотивирует аудиторию читать больше.
На карте, созданной с помощью нейронной сети, можно легко проследить, в каком треке Тимати цитирует Тютчева, какие стихи Бродского положил на музыку исполнитель 43ai, какие аллюзии к этому поэту есть в текстах группы «Кровосток» и у Noize MC и к каким авторам отсылает слушателей рэпер со сценическим именем ATL (спойлер: к самым разным, вплоть до Данте Алигьери и Корнея Чуковского).
Изучать карту можно, как разглядывая и вращая виртуальную «сцену», отображающую культурные переплетения, так и с помощью поиска: по имени интересующего писателя или рэп-музыканта.
В западных образовательных методиках распространился даже отдельный термин — Hip-Hop Based Education (HHBE), — то есть обучение на основе хип-хопа. Этот подход подразумевает использование хип-хопа и, в частности, рэп-текстов в качестве учебных материалов. Сторонники HHBE считают, что такой подход помогает учитывать культурные особенности учащихся, а значит, даёт им возможность обращаться к собственному культурному капиталу и налаживать связь между личными интересами и учебной программой. Особенно это актуально для учеников из тех социальных групп, чья история мало или однобоко отражена в традиционных образовательных программах: детей беженцев, иммигрантов или представителей тех национальностей, чьи права долго ущемлялись (например, афроамериканцев в США).
Причём музыкальный жанр стал популярен в преподавании самых разных дисциплин и для всех возрастных категорий — как ученикам младших классов, так и студентам университетов.
В 2021 году педагогический факультет одного из колледжей в Огайо даже начал предлагать первую в мире программу подготовки учителей на основе хип-хопа: студентам объясняют важность включения эстетики хип-хоп культуры в обучение и учат использовать её в классе.
HHBE посвящён целый ряд исследований и научных публикаций. Авторы одних доказывают, что хип-хоп действительно может работать как элемент образования, в других работах рассматриваются навыки, которые можно развивать с помощью такого обучения: например, критическое мышление, критическая грамотность, навыки устной и письменной речи.
«Хип-хоп — самый потребляемый культурный артефакт нашего времени», — утверждает Кристофер Эдвин, преподаватель кафедры математики, науки и техники Колумбийского университета.
Эдвин — основатель некоммерческой организации HipHopEd. Она содействует распространению учебных программ, использующих элементы хип-хоп-культуры в качестве образовательного элемента. Одна из разработок HipHopEd — инициатива Science Genius, в которой хип-хоп-музыка используется, чтобы заинтересовать молодёжь наукой. Участвующие в программе школьники пишут рэп на научную тематику, а затем исполняют его перед сверстниками, учителями и консультантами из HipHopEd.
Как ещё используют рэп и хип-хоп
На уроках истории
Доктор Мануэль Растин преподаёт в средней школе в калифорнийской Пасадене историю через призму хип-хопа. Педагог заметил, что устоявшиеся стандарты преподавания работают не одинаково для всех учеников. Особенно когда речь идёт о школьниках из маргинализованных сообществ.
«Одна из причин, по которой студенты отстраняются от школы, заключается в том, что они не чувствуют, что школа актуальна, что школа говорит о том, что у них на сердце и в мыслях в настоящий момент», — объясняет Растин.
К тому же в школе, где он работает, уроки идут блоками по 90 минут. Удерживать внимание школьников на протяжении столь долгого времени, — настоящий вызов для учителя.
Педагог разработал курс «Городская культура и общество». Хотя он является только факультативом по социальным наукам, его программа согласована комитетом по образованию штата Калифорния, а сам предмет включён в расписание, и уроки идут в основное учебное время. В программе курса хип-хоп используется в качестве контекста для изучения современной американской истории. «Мы используем хип-хоп-культуру как линзу, сквозь которую смотрим на социальные проблемы в Америке, преимущественно на проблемы семидесятых-девяностых годов», — рассказывает Мануэль Растин.
Занятия на курсе строятся так: учащиеся заранее выбирают тему, которую хотят обсудить, готовят презентацию на её основе и показывают классу. После ребята дискутируют, обмениваются мнениями и знакомятся с историей презентованной проблемы. Тексты рэп-композиций школьники используют для того, чтобы глубже погрузиться в историю вопроса, а также в качестве доказательств или опровержений выдвигаемых в ходе дискуссии тезисов.
Такой подход, утверждает учитель, вовлекает школьников в учебный процесс, способствует развитию критического мышления и навыков презентации.
На уроках математики
Необязательно приносить в класс лучшие новинки из музыкальных чартов. Для некоторых особо творческих учителей рэп — это способ организации учебного материала. Проще говоря, они преподносят тему урока в формате рэпа.
Вот, например, история Алекса Каджитани, американского учителя математики и обладателя звания «Учитель года — 2009» штата Калифорния. В начале педагогической карьеры ему никак не удавалось увлечь ребят своим предметом. Особенно Алекса огорчало то, что школьники с трудом могли вспомнить, о чём говорилось на прошлом уроке, хотя легко воспроизводили тексты новых рэп-песен, услышанных по радио.
«Но однажды меня осенило. Я понял: вместо того, чтобы выключать их радиоприёмники, мне нужно предложить им другую „радиостанцию“, — рассказывал Каджитани изданию Education World. — Я пошёл домой и сочинил рэп-песню по теме, которую мы в то время проходили — сложение и вычитание десятичных дробей. Я практиковался всю ночь, приправил текст умными фразочками и положил его на хип-хоп-бит, который нашёл в интернете».
Учитель произвёл фурор, когда исполнил своё произведение в классе: во время выступления дети хохотали, а уже в обеденный перерыв напевали отрывки из песни в столовой. «Мистер Каджитани, вы снова собираетесь читать рэп? Вчера был лучший урок математики!» — это было первое, что Алекс услышал, когда вошёл в класс на следующем после его музыкального дебюта занятии.
Постепенно учитель стал читать рэп обо всех математических концепциях, которые преподавал. Он заметил, что ему, наконец, удалось заинтересовать учащихся своим предметом, их поведение на уроках улучшилось, а со временем и результаты тестов стали выше.
Каджитани даже придумал себе сценическое имя — The Rappin’ Mathematician — и, воодушевлённый коллегами-учителями, записал альбом, чтобы и другие педагоги могли включать его песни на своих уроках. И учителя по всей территории США стали пользоваться этой возможностью, а Каджитани получил множество электронных писем и звонков от родителей и педагогов, которые говорили, что благодаря его трекам их ученики тоже полюбили математику.
Успех своей методики Алекс Каджитани объясняет тем, что с помощью рэпа ему удаётся связывать математику с жизнью учеников, с их миром и интересами. И делать это на понятном и привычном для них языке. «Я стараюсь придумывать рифму, которая будет помогать ученикам вспоминать основную концепцию текущей темы. Затем строю остальную часть песни вокруг этой рифмы. Также я пытаюсь отразить в песне, где и как эта математическая концепция используется в нашей повседневной жизни», — рассказывает педагог.
В подготовке к экзаменам
Именно тогда Мартин придумал использовать рэп и другую популярную музыку в качестве инструмента для расширения словарного запаса и повышения грамотности. Так появилась образовательная платформа Rhymes with Reason, которая учит студентов лексике и другим навыкам ELA (English Language Arts) с помощью музыки в стиле хип-хоп.
Создатель программы утверждает: стоит использовать в обучении интересы детей, чтобы помогать им достигать академических успехов. Учить лучше с помощью того языка и контекста, которые детям уже близки и понятны.
«Студенты и так слушают этих артистов в свободное время. Мы нашли способ согласовать национальные стандарты учебной программы с тем, что учащиеся делают для развлечения, — объяснил Мартин изданию The Harvard Gazette. — Это предлагает ученикам компромисс. Теперь учитель может сказать: „Эй, ты всё ещё можешь слушать Ариану Гранде, но иди заодно выучи несколько словарных слов из программы шестого класса!“».
Сегодня учителя в разных штатах Америки всё чаще используют платформу Мартина. Педагоги отмечают высокую эффективность методики. «Я увидел резкое улучшение результатов тестов моих учеников всего за десять недель использования Rhymes with Reason», — рассказывал Education Post Куан Неломс, учитель литературы из Детройта.
При этом Rhymes with Reason — не единственная программа, нацеленная на популяризацию хип-хопа в классе. Ещё один пример — платформа Flocabulary: она предлагает образовательные видеоролики в стиле хип-хопа, с помощью которых можно изучать английский, историю, естествознание и математику. Хип-хоп как способ подачи материала создатели проекта выбрали из-за его ритмичности и рифм.
«Человеческий мозг обладает удивительной способностью поглощать и сохранять рифмованный контент», — объясняет Алекс Раппапорт, соучредитель Flocabulary. В качестве примера того, как рифма и ритм успешно используются в качестве педагогических инструментов, он приводит популярное стихотворение: «В тот момент, когда кто-то говорит: „ Колумб плыл по синему океану “, ваш мозг почти непроизвольно генерирует стихотворение „В 1492“, и это одна из немногих исторических дат, которые мы все помним с детства. Мы во Flocabulary считаем, что мнемоническую силу музыки и рифмы следует использовать для учащихся всех возрастов. Рэп — отличный способ обновить эту технику для XXI века».
С чего начать знакомство с методикой
Доктор Нолан Джонс, профессор педагогики в колледже Миллс, — один из «проповедников» преподавания на основе хип-хопа. Вот какие советы он дал тем педагогам, которые хотят включить элементы хип-хопа в обучение: