в каком году появился первый вертолет в ссср

в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть фото в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть картинку в каком году появился первый вертолет в ссср. Картинка про в каком году появился первый вертолет в ссср. Фото в каком году появился первый вертолет в сссрmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/

в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть фото в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть картинку в каком году появился первый вертолет в ссср. Картинка про в каком году появился первый вертолет в ссср. Фото в каком году появился первый вертолет в ссср

Существует ошибочное мнение, что первый советский вертолет был изобретен авиаконструктором Игорем Сикорским в 1939 году, но это не совсем так. Первым функциональным образцом стал экспериментальный аппарат ЦАГИ 1-ЭА, совершивший первый полет еще в далеком 1930 году.

К сожалению, из-за того что разработка велась в строгой секретности, о вертолете долгое время никто не знал.

История создания легенды

С самого детства Черемухин интересовался авиацией. Тогда же он поставил себе задачу, во что бы то ни стало построить собственный самолет. В начале Первой мировой войны Черемухин служил в авиационном отряде, а в 1915 году перевелся в Императорскую авиационную школу. Там юноша познакомился с не менее легендарным авиаконструктором Туполевым, с которым в дальнейшем продолжил тесное сотрудничество.

в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть фото в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть картинку в каком году появился первый вертолет в ссср. Картинка про в каком году появился первый вертолет в ссср. Фото в каком году появился первый вертолет в ссср
22-летний прапорщик Алексей Черемухин

В 1916 году молодой инженер получает звание военного летчика, и до конца войны совершает более сотни боевых вылетов. После окончания войны Черемухин возвращается в столицу и с первых же дней основания института ЦАГИ начинает работать там вместе с профессором Н.Е. Жуковским и его известными учениками. Черемухин внес существенный вклад в развитие аэрогидродинамического института и сегодня является его почетным студентом и сотрудником.

в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть фото в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть картинку в каком году появился первый вертолет в ссср. Картинка про в каком году появился первый вертолет в ссср. Фото в каком году появился первый вертолет в ссср

В 1925 году в ЦАГИ был основан отдел, специализирующийся на разработке автожиров и геликоптеров. Двумя годами позже отдел возглавил Черемухин. Вместе с ним над проектом трудились многие известные инженеры того времени. Работа над экспериментальным аппаратом ЦАГИ 1-ЭА велась на протяжении трех лет. За этот период был создан целый ряд революционных разработок: четырехлопастной несущий винт, муфты свободного хода, сложная трансмиссия, которые в последующем были задействованы в вертолете.

в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть фото в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть картинку в каком году появился первый вертолет в ссср. Картинка про в каком году появился первый вертолет в ссср. Фото в каком году появился первый вертолет в ссср

По сведениям Novate.ru, на ЦАГИ 1-ЭА было установлено два двигателя общей мощностью 240 л.с., а диаметр лопастей равнялся одиннадцати метрам. Общая масса аппарата составила 980 килограмм, а скорость полета ограничивалась 30 км/ч, что в то время было запредельным показателем.

Испытания вертолета и рекорд полета

В июле 1930 года работа над ЦАГИ 1-ЭА была завершена. Пора было приступать к испытаниям. Черемухин решил не рисковать и пока не транспортировать вертолет на аэродром. Первый тестовый запуск решили сделать прямо в здании ЦАГИ: Черемухин был уверен, что вертолет не взлетит с первого раза и его придется модифицировать. Для тестового запуска приготовили набор пожарного инвентаря, а пилотом-испытателем выступил сам Черемухин. К удивлению всех присутствующих вертолет не только завелся, но и успешно оторвался от земли на несколько метров.

в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть фото в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть картинку в каком году появился первый вертолет в ссср. Картинка про в каком году появился первый вертолет в ссср. Фото в каком году появился первый вертолет в ссср

Разработчики решили не медлить и уже на следующий день перевезли ЦАГИ 1-ЭА на Ухтомский аэродром. Испытания прошли успешно. За штурвалом снова был Черемухин. Тогда вертолет поднялся на высоту 30 метров, пролетел пару километров и совершил успешную посадку. Вплоть до 1934 года проходили регулярные полеты на ЦАГИ 1-ЭА, после которых вертолет постоянно усовершенствовался. 1 августа 1932 года Черемухину удалось поднять вертолет на рекордную высоту в 160 метров, а спустя две недели был поставлен абсолютный рекорд в 605 метров, который не могли побить еще долгие годы. К сведению, в то время официально зарегистрированный рекорд высоты полета в 18 метров принадлежал итальянскому вертолету Асканио, действовавший вплоть до 1936 года.

К сожалению, революционной разработке Черемухина и его команды так и не суждено было выйти за рамки экспериментальной модели. О ЦАГИ 1-ЭА известно не так уж много. О вертолете и его создателе был снят лишь один документальный фильм, который содержит реальные кадры полета.

Источник

Первые вертолеты СССР.

Мало кто знает, но первым вертолетом, поднявшимся в воздух с человеком на борту, был не вертолет Игоря Сикорского, а наш, Советский 1-ЭА, созданный в Центральном авиагидродинамическом институте СССР в 1932г. Руководил проектом Советский инженер Алексей Михайлович Черемухин. Так почему же первенство в создании вертолета приписывают Сикорскому, который взлетел на своем VS-300 только в 1939г? Дело в том, что работы по вертолету 1-ЭА были строго засекречены. Также надо отметить, что постройка рабочей, управляемой винтокрылой машины стала возможной благодаря изобретению автомата перекоса нашим соотечественником Борисом Николаевичем Юрьевым в 1911г. Так какие они были – первые вертолеты СССР? Об этом мы сейчас расскажем.

Как все начиналось.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны никому тогда еще неизвестный Николай Ильич Камов приступает к постройке сверхлегкого вертолета и уже 12 ноября 1947г. геликоптер соосной схемы КА-8 «Иркутянин» взлетает и делает круг. Спустя почти год «Иркутянин» включают в программу воздушного парада в Тушино. После триумфального полета, по решению Совета Министров СССР вновь создается ОКБ под руководством Камова и размещается заказ на постройку перспективного вертолета с соосным расположением несущих винтов.

в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть фото в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть картинку в каком году появился первый вертолет в ссср. Картинка про в каком году появился первый вертолет в ссср. Фото в каком году появился первый вертолет в сссрКА-8 «Иркутянин»

В год первого полета КА-8 (1947) принимается решение о образовании опытно-конструкторское бюро, генеральным конструктором которого назначается Михаил Леонтьевич Миль. ОКБ приступает к проектированию вертолета ГМ-1 (в последующем МИ-1). За основу принята классическая конструкция с трехлопастным несущим и рулевым винтом. А осенью 1948г первый вертолет Миля поднимается в воздух. Серийное производство МИ-1, по классификации НАТО – «Заяц», в СССР начинается в 1954г. Всего было выпущено около тысячи вертолетов этого типа. Машина установила двадцать семь мировых рекордов по скорости, дальности и высоте полета. В СССР Завершили эксплуатацию МИ1 в 1983г.

Возможно Вас заинтересует – «Как работает реактивный двигатель».

Первые вертолеты СССР продолжение легенды.

В 1949г. Камов строит сверхмалый вертолет КА-10 «Летающий мотоцикл», который совершил первый полет над аэродромом Измайлово. А в 1951г. принимается решение о производстве девяти боевых вертолетов Камова для военно-морского флота. На флоте Ка10 занимались поисками мин и слежением за подводными лодками. Зарекомендовав себя с отличной стороны, десятка подвергается глубокой модификации, по сути это стал новый вертолет. Винтокрылая машина быстро завоевала популярность среди пилотов СССР и стран Варшавского договора, благодаря замечательной маневренности и простоте управления.

в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть фото в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть картинку в каком году появился первый вертолет в ссср. Картинка про в каком году появился первый вертолет в ссср. Фото в каком году появился первый вертолет в сссрКА-10

Также в 1951г. ОКБ Миля приступает к разработкам десантно-транспортного вертолета МИ-4. И всего лишь через год, он уже совершает первый полет. В 1953г начинается эксплуатация четверки в ВВС и гражданской авиации СССР, продлившейся до конца 80-х. Он быстро становится самым массовым вертолетом наряду с МИ1. Используется во многих сферах народного хозяйства, пока его не вытеснили новые МИ-8.

в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть фото в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть картинку в каком году появился первый вертолет в ссср. Картинка про в каком году появился первый вертолет в ссср. Фото в каком году появился первый вертолет в сссрМИ-4

В последующем в СССР сходили со стапелей уже более совершенные и оснащенные многоцелевые вертолеты. Но эти были первыми и по праву их можно назвать «Дедушками вертолетостроения СССР»!

Источник

70 лет назад в небо поднялся первый советский вертолет Ми-1

в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть фото в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть картинку в каком году появился первый вертолет в ссср. Картинка про в каком году появился первый вертолет в ссср. Фото в каком году появился первый вертолет в ссср

Советский многоцелевой вертолет Ми-1, 1963 год

Л. Носов/РИА «Новости»

Ровно 70 лет назад, 20 сентября 1948 года, в Москве впервые поднялся в воздух вертолет Ми-1, с которого началось советское вертолетостроение.

В СССР был опыт разработки винтокрылых летательных машин еще до войны, однако это были автожиры — аппараты со свободно вращающимся несущим винтом, создающим подъемную силу от набегающего потока воздуха.

О создании первого вертолета Миль задумывался еще во время войны и даже написал письмо Сталину.

В 1945 году Миль защитил докторскую диссертацию «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера». Вскоре же конструктор начал разработку опытного вертолета ЭГ-1. Для начала была спроектирована натурная геликоптерная установка — по существу это был будущий вертолет без хвостовой балки.

в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть фото в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть картинку в каком году появился первый вертолет в ссср. Картинка про в каком году появился первый вертолет в ссср. Фото в каком году появился первый вертолет в ссср

Макет вертолета Ми-1 на натурнои геликоптернои установке в аэродинамическои трубе Т-101 ЦАГИ

Как научный работник, Миль не мог официально заниматься своим детищем — над ним работали по вечерам с привлечением энтузиастов из разных лабораторий.

При этом директор ЦАГИ Шишкин постоянно делал Милю выговоры — дескать, занимается не своим делом.

Руководство страны решило собрать силы для создания первого трехместного вертолета связи и привлечь к этому трех конструкторов — Миля, Яковлева и Братухина. Для создания конструкторского бюро Миль, начальник 5 лаборатории ЦАГИ, обратился в Минавиапром, после чего выступил с докладом министерстве. В августе 1947 года Сталин написал министру обороны Жукову:

«Почему в США много фирм занимаются геликоптерами и они применяются уже в армии, а у нас копается только Братухин и ничего конкретного нет?»

В декабре 1947 года, несмотря на протесты Шишкина, Миль получил в распоряжение свое ОКБ на территории завода 382 в Тушино. На обороте приказа Миль нарисовал ослика, пытающегося столкнуть с горы огромный камень — так он воспринимал собственные усилия для того, чтобы сдвинуть дело с места.

В продвижении идеи вертолета активно принимал участие Борис Юрьев ученый-авиатор, ученик и зять Жуковского, который еще в 1911 году запатентовал автомат перекоса,

до наших дней остающийся важнейшей частью любого вертолета в мире.

Первый вертолет, а тогда их еще называли геликоптерами, проектировался как связной. Кабина помимо пилота вмещала еще двух человек. Конструкция была выбрана одновинтовая с хвостовым и несущим трехлопастным винтами — впоследствии она стала называться классической.

в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть фото в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть картинку в каком году появился первый вертолет в ссср. Картинка про в каком году появился первый вертолет в ссср. Фото в каком году появился первый вертолет в ссср

Разработчики учитывали опыт зарубежного вертолетостроения и вносили свои оригинальные предложения. Так, ими была переделана втулка несущего винта, в которой использовались вертикальный и горизонтальный шарниры. При конструировании и доводке прототипа Ми-1 был использован ряд оригинальных технических решений: система управления несущего винта с инерционными демпферами, снабженная впоследствии необратимыми гидроусилителями; объединение систем управления общим шагом несущего винта и мощностью двигателя в единую систему «шаг-газ».

Также была разработана противообледенительная система для лопастей несущего и рулевого винтов. На Ми-1 установили двигатели АИ-26 мощностью 580 л.с., которые могли поднять в воздух до 2,5 тонн веса.

Строить первые экземпляры пришлось в Киеве на заводе номер 473 (ныне «Авиант») из-за отсутствия на ОКБ им. Миля необходимой производственной базы. Первый экземпляр был построен в августе 1948 года и перевезен в Москву.

Первые подъемы в воздух на прототипе Ми-1 – ГМ-1 (геликоптер Миля-1) – были выполнены 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково,

за штурвалом находился летчик-испытатель Матвей Байкалов.

Уже через 10 дней, 30 сентября, Байкалов вновь поднимает машину в воздух и развивает на ней скорость в 100 км/час, а спустя некоторое время достигнут максимум — 170 км/час.

Во время первых полетов были выявлены трещины в редукторе двигателя, причиной послужило отсутствие инерционных демпферов, которые гасили бы крутильные колебания. Проблему быстро решили путем введения в конструкцию резиновых втулок на главном валу.

Испытания шли уже два месяца, но 24 ноября случилась первая авария. Во время полета Байкалова на потолок в автомате перекоса замерзла смазка, и летчику пришлось воспользоваться парашютом. Тогда высоту полетов ограничили 3 тыс. метров.

Так вышло, что летчик, поднявший первый вертолет в небо, отдал ему свою жизнь. 7 марта 1949 года Байкалов перегонял вторую опытную машину в подмосковную Чкаловскую и на глазах встречающих вертолет потерпел крушение, унесшее жизнь пилота.

Выяснилось, что у вертолета разрушился вал, передававший вращение от главного редуктора к хвостовому винту в месте сварного стыка.

Государственные испытания продолжились, и в 1950 году Совмин принял постановление о серийном производстве Ми-1. Всего в 1950–1960-х годах в СССР было построено свыше 2,5 тысяч этих вертолетов. Позже промышленность перешла на выпуск более приоритетных вертолетов Ми-4, и было принято решение перенести производство Ми-1 в Польшу, где в 1957–1960 годах было произведено 300 машин по лицензии.

Вертолет обладал хорошими летно-техническими характеристиками, но был неустойчив к боковым порывам ветра, случался флаттер несущего винта. Спасал мощный двигатель, который обеспечивал высокую энерговооруженность. Эксплуатироваться вертолет, как и планировалось, начал в армии в качестве связного, его конструкция постоянно совершенствовалась.

Зимой 1954 г. Ми-1 поступил в гражданскую авиацию.

На Ми-1 — первом советском серийном вертолете — было установлено 27 мировых рекордов.

Надежный и удобный в управлении, в СССР он использовался как в вооруженных силах, так и в гражданской авиации — для обработки сельхозугодий, доставки почты и грузов, эвакуации больных и раненых.

Армейская модификация Ми-1В активно использовалась в Китае для борьбы против чанхайшистов. Применялся египтянами и сирийцами в борьбе против израильской армии. В Ираке Ми-1 использовался участвовал в операциях армии Саддама Хусейна против курдов.

В СССР Ми-1 часто использовался для перевозок почты в труднодоступные регионы, в ГАИ и был поставлен на вооружение в ВВС СССР. Был снят с эксплуатации в 1983 году.

Источник

Первый вертолет СССР – «Омега»

Впервые реальные предпосылки для перехода от до этого экспериментального моделирования вертолетов к постройке машин целевого назначения появились в конце 30-х годов ХХ века. Развивались подобные технологии и в Советском Союзе, но на преграде к внедрению идей постройки вертолетов встала Великая Отечественная война, которая внесла коррективы не только в общественную жизнь государства, но и в развитие науки и, в частности, вертолетостроения. Но все же, несмотря на крайне тяжелое положение в стране, профессор Б.Н.Юрьев смог организовать первое специализированное предприятие, основное предназначение которого было моделирование и постройка совершенно нового вида летательных аппаратов – вертолетов.

в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть фото в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть картинку в каком году появился первый вертолет в ссср. Картинка про в каком году появился первый вертолет в ссср. Фото в каком году появился первый вертолет в ссср

В начале весны 1940 года из-за большой занятости на другом объекте Б.Н.Юрьев полностью передал дела по созданию вертолетов своему коллеге И.П.Братухину. В мае 1940 года конструкторское бюро представило первый макет будущего вертолета. В качестве основной несущей конструкции была выбрана поперечная схема, в целесообразности которой в то время сомневались очень многие строители авиационной техники. Возможно, на подобную идею Братухина натолкнули успешные работы немецких конструкторов, которые создали и провели успешные испытания своего вертолета FW.61.

Первый проект вертолета получил кодовое название «Омега». В связи с началом Великой Отечественной войны сроки постройки первой воздушной машины были смещены, и лишь в августе 1941 года «Омега» была передана для проведения испытаний. Длина вертолета составляла 8,2 метра, диаметр несущего винта 7 метров. Из-за войны было принято решение эвакуировать ОКБ-3 в Алма-Ату, что и стало причиной остановки работы над проектом почти на два года.

Несмотря на то, что 27 августа 1942 года приказом Наркома авиационной промышленности был назначен летчик-испытатель, которым стал инженер ЛИИ Д.И.Савельев, первый полет состоялся намного позже. О первых испытаниях был представлен полный отчет 24 июня 1943 года. В частности, в этом отчете описывались все этапы проведения испытательных полетов, и была дана полная характеристика технических возможностей созданного вертолета.

Согласно отчету, взлетный вес вертолета составлял 1900 килограмм, а максимальная скорость 186 км/ч. Испытания проводились в крайне тяжелых метеорологических условиях. Температура воздуха составляла +50 градусов, что значительно снижало мощность двигателей. Двигатели МВ-6 были с воздушным охлаждением и из-за жары быстро перегревались. Длительность полета не превышала 15 минут, и скорость полета составляла 115км/ч на высоте 150 метров. Это, конечно же, было меньше показателей первого испытательного полета и запланированных параметров.

Но все же положительный эффект при проведении испытательных полетов был достигнут. Во-первых, созданная машина была вполне работоспособной, и, во-вторых, было получено подтверждение ее устойчивости. Основная проблема заключалась в применении маломощных двигателей МВ-6, которые не могли обеспечить необходимую мощность для полноценной работы вертолета.

Для изготовления фюзеляжа «Омеги» была выбрана ферменная конструкция, которую сваривали из стальных труб и обшивали перкалем. В носовой части вертолета было размещено два места для летчика и наблюдателя. Лопасти винтов имели диаметр 7 метров и изготавливались из цельнометаллической конструкции. В качестве балансировки воздушной машины в горизонтальном полете была выбрана конструкция, состоящая из киля с рулем поворота и Т-образного подкосного переставного стабилизатора. Вся конструкция представляла собой хвостовое оперение.

Для управления вертолетом в продольном и поперечном сечении использовалась ручка, при помощи которой пилот выполнял наклоны вектора тяги несущих винтов совместно с изменением дифференциального и циклического шага. Для путевого управления были установлены педали, связанные с рулем поворота. Установленное штурвальное колесо служило для отклонения стабилизатора.

в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть фото в каком году появился первый вертолет в ссср. Смотреть картинку в каком году появился первый вертолет в ссср. Картинка про в каком году появился первый вертолет в ссср. Фото в каком году появился первый вертолет в ссср

Заводские испытания проводились до 1944 года. За это время в конструкцию «Омеги» были внесены существенные изменения. В частности, маломощные двигатели МВ-6 были заменены на МГ-31Ф, которые отличаются не только более высокой мощностью, но и превосходили прежние силовые агрегаты по степени надежности. Были внесены изменения и в конструкцию боковых ферм, что позволило увеличить полетный вес до 2900 килограмм. Новая конструкция получила название «Омега-2», и к концу 1944 года были проведены заводские испытания. Одной из причин, по которой задерживалась передача воздушной машины в массовое производство, было наличие значительных вибраций. Были сделаны попытки установить специальные демпферы, но они лишь снизили уровень вибрации, но убрать ее полностью не удалось.

Но, несмотря на некоторые недостатки, машина практически была готова для выполнения различных заданий, и появление «Омеги-2» на вооружении Советской Армии было делом времени. А о том, что армия нуждалась в подобной технике, сомнения не было.

Источник

Ми-1: первый советский серийный вертолет

Ми-1 – это советский поршневой многоцелевой вертолет, разработанный в конце 40-х годов и принятый на вооружение в 1951 году. Ми-1 – это первый вертолет, который серийно выпускался в Советском Союзе. Его производство продолжалось до 1960 года, в СССР эта машина использовалась до середины 80-х.

С 1956 года серийное производство этой машины было налажено в польском городе Свидник. Вертолет Ми-1 активно поставлялся на экспорт, всего было выпущено (в СССР и ПНР) 2680 машин. За годы производства вертолет неоднократно модернизировался, существует большое количество модификаций этой машины.

Несмотря на то, что Ми-1 был первым советским вертолетом, этот блин точно не получился комом. Он ни в чем не уступал зарубежным аналогам своего времени, был прост, надежен и удобен в управлении. Летчики любили эту машину. Вертолет Ми-1 стал родоначальником целой линейки машин, созданных в конструкторском бюро Миля, многие технические решения, использованные в его конструкции, нашли воплощение в дальнейших разработках этой прославленной фирмы.

Многие десятилетия вертолеты Ми-1 активно использовались как в гражданской авиации, так и в вооруженных силах страны. Эта машина вписала яркую страницу в историю Аэрофлота. Сотни Ми-1 использовались для доставки почты и грузов, для эвакуации больных и раненых из труднодоступных районов, обработки сельскохозяйственных угодий.

На Ми-1 было установлено 27 мировых рекордов, согласно данным, опубликованным авторитетным изданием «Флайт Интернешнл», в 1995 году (то есть, почти через пятьдесят лет после его создания) в разных странах мира эксплуатировалось около 150 вертолетов Ми-1.

История создания

Непосредственное участие в разработке этой и других подобных машин принимал и М. А. Миль, который в довоенные годы был заместителем Камова. В конце 1947 года Миль был назначен руководителем нового опытного КБ вертолетостроения, именно тогда начались работы над вертолетом, который в будущем получил обозначение Ми-1.

Перед конструкторами была поставлена задача создать легкую многоцелевую машину, пригодную как для военного, так и для гражданского использования. Вертолет должен был быть простым в пилотировании, технологичным в производстве и неприхотливым в эксплуатации.

Первой проблемой, с которой столкнулись конструкторы, был выбор схемы будущего вертолета. Инженеры старались учитывать не только собственный опыт построения автожиров, но и зарубежные тенденции развития вертолетостроения. Правда, в своей работе конструкторы могли исходить только из того, что могла им предложить отечественная авиапромышленность. А единственным вертолетным двигателем, существовавшим в СССР в тот момент, был АИ-26ГР, способный развивать мощность 500-550 л. с.

Для будущей машины Миль выбрал классическую одновинтовую схему с трехлопастным несущим винтом и рулевым винтом на концевой балке.

Ранее по инициативе Миля в ЦАГИ была создана полноразмерная вертолетная установка для изучения особенностей работы несущего винта.

В 1948 году на авиазаводе в Киеве были построены три опытные машины, первая из которых поднялась в воздух 28 сентября 1948 года. Позже в испытаниях приняли участие и остальные вертолеты. 10 сентября 1949 года начались Государственные испытания вертолета, а в феврале 1950 года было принято решение о начале мелкосерийного производства. Новый вертолет получил обозначение Ми-1.

Первую партию вертолетов, состоящую из 15 машин, должны были изготовить на Московском заводе №3. Запуск Ми-1 в крупносерийное производство постоянно откладывался, так как руководство страны (и военное, и гражданское) довольно скептически относилось к возможностям нового вида авиационной техники. Ситуация изменилась только после вмешательства с самого верха: в 1951 году Ми-1 показали Сталину и рассказали ему об эффективном использовании вертолетов американцами в Корее.

Только после этого появилось правительственное постановление о начале производства вертолета сразу на нескольких авиазаводах страны. С 1952 по 1953 год 30 машин было изготовлено на Казанском авиастроительном заводе, почти 600 машин выпустил Оренбургский авиазавод, а затем к выпуску Ми-1 подключился завод №168 в Ростове-на-Дону (сегодня это «Росвертол»).

Позже советская авиапромышленность перешла на выпуск более совершенных машин Ми-4, а лицензионное производство Ми-1 наладили в польском городе Свиднике. Для этого между СССР и ПНР было подписано специальное межгосударственное соглашение.

Большинство вертолетов, которые изготавливали в Польше, закупал Советский Союз. Поляки разработали две свои модификации вертолета Ми-1 – SM-1 и SM-2.

Эксплуатация Ми-1

Еще до начала официальной эксплуатации вертолета, в 1948 году, в подмосковном городе Серпухове была создана специальная учебная часть, которая занималась освоением новой машины и подготовкой личного состава для его эксплуатации. В эту часть начали поступать вертолеты еще из предсерийной партии.

Изначально вооруженные силы планировали использовать Ми-1 в качестве связного вертолета, поэтому после начала серийного производства эта машина стала массово поступать в войска связи. Затем Ми-1 активно использовался в летных училищах и строевых частях в качестве учебной машины, на нем училось летать не одно поколение будущих вертолетчиков.

С 1954 года началась гражданская эксплуатация Ми-1. К этому времени уже была готова следующая машина, разработанная в ОКБ Миля, — вертолет Ми-4. Эксплуатация этих двух машин шла параллельно, дело в том, что их характеристики позволяли сделать из Ми-1 и Ми-4 очень эффективный тандем – эти вертолеты прекрасно дополняли друг друга.

Ми-1 обладал прекрасными летно-техническими характеристиками, хотя, и у этой машины были свои недостатки. Вертолет был довольно неустойчив к боковым порывам ветра, иногда происходил флаттер несущего винта, в условиях разряженного воздуха возникали проблемы с запуском двигателя. Однако, вместе с тем, мощный двигатель (580 л. с.) обеспечивал лёгкому вертолету высокую энерговооруженность, Ми-1 был очень прост в управлении, легко садился на авторотации.

Прекрасные летно-технические характеристики Ми-1 подтверждаются целым рядом мировых рекордов, которые были поставлены этой машиной. Среди них несколько рекордов по скорости, по высоте полета и его дальности. А также одиннадцать женских рекордов.

По своим характеристикам Ми-1 был подобен своим зарубежным аналогам: американскому S-51 и британскому Bristol 171, которые появились примерно в одно время. Правда, иностранные машины выпускались сравнительно недолго и вскоре были заменены более совершенными моделями, а Ми-1 использовался в СССР и за его пределами несколько десятилетий.

В СССР Ми-1 был задействован для перевозки небольших грузов, пассажиров и почты в труднодоступные районы страны, его использовали в ГАИ, долгие годы эту машину эксплуатировали вооруженные силы. Официально вертолет был снят с эксплуатации только в 1983 году.

В КНР армейская модификация вертолета использовалась во время гражданской войны с чанкайшистами. На Ближнем Востоке Ми-1 применялся арабами против израильской армии.

Описание

Вертолет Ми-1 выполнен по классической схеме с одним несущим винтом и хвостовым винтом на концевой балке. Фюзеляж машины – типа полумонокок, с концевой балкой, отклоненной вверх и управляемым стабилизатором. Обшивка фюзеляжа выполнена из алюминиевого сплава. Шасси вертолета неубирающееся трехопорное.

В передней части фюзеляжа находилась остекленная кабина пилота и пассажиров. Места для двух пассажиров располагались сразу за местом пилота. В задней части фюзеляжа размещался двигательный отсек с мотором, главным редуктором, тормозом несущего винта и осевым вентилятором.

Несущий винт Ми-1 – трехлопастный, лопасти имеют шарнирное крепление, винт оснащен фрикционными демпферами. Лопасти трапециевидной формы, они имеют смешанную конструкцию – стальные лонжероны и деревянные неврюры, покрытые сверху фанерой и полотном. Последние модификации Ми-1 имели цельнометаллические лопасти. Рулевой винт также имеет три лопасти трапециевидной формы, они изготавливались из дерева.

Главные опоры шасси вертолета имеют ферменную конструкцию, переднее колесо – самоориентирующееся. На концевой балке находится хвостовая пята для предотвращения касания рулевого винта земли. Вертолет Ми-1 оснащался стояночным тормозом.

Ми-1 был подвержен такому разрушительному явлению, как «земной резонанс», поэтому пилоты старались поменьше перемещаться по земле, особенно по неровному грунту. Колебания могли практически мгновенно разрушить машину.

Силовая установка Ми-1 состояла из звездообразного поршневого двигателя АИ-26В, который был установлен горизонтально и через редуктор вращал несущий винт, а через систему валов и редукторов – рулевой винт. Запуск двигателя происходил за счет сжатого воздуха, запас которого был сравнительно небольшим. Чтобы иметь возможность взлететь в удаленной местности (тайга, горы) летчики часто возили с собой дополнительный баллон.

Вертолет имел топливный бак емкостью 240 литров. На Ми-1 можно было установить дополнительный бак на 160 литров горючего.

Модификации

За время эксплуатации Ми-1 неоднократно модернизировался, были созданы его многочисленные модификации. Вот основные из них:

Первоначально в вооруженных силах вертолеты использовались для обеспечения связи, разведки и наблюдения, эвакуации раненых с поля боя. Однако уже в 50-х годах на Западе появились первые ударные вертолеты. Что-то подобное пытались сделать и из Ми-1. В 1958 году появилась модификация вертолета, вооруженная двумя контейнерами с неуправляемыми реактивными снарядами ТРС-132. Позже на Ми-1 пытались устанавливать пулеметы, управляемые противотанковые ракеты, авиационные пулеметы в подвесных контейнерах.

Примерно в это же время из Ми-1 планировали сделать противолодочный вертолет, однако мощности его силовой установки было недостаточно для перевозки поискового оборудования и вооружения.

Характеристики

Ниже представлены характеристики вертолета Ми-1:


Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *