в каком году появился первый музей в россии
Первый музей в России: история создания
Кому известно, кто открыл первый музей в России? К пониманию музея как социального института, призванного не только сохранить память о культурных ценностях, но и образовывать людей, первым в России пришел царь Петр I. Великий реформатор, путешествуя анонимно в составе Великого Посольства (1698 год) по европейским странам, был очень впечатлен собраниями вещей, которые на немецком языке назывались «кунсткамерами». Любознательный и жадный до новинок, молодой царь стал закупать отдельные вещи, имеющие историческую и культурную ценность, а также целые коллекции. Приобретенные ценности он отправлял домой, и они легли в основу личного собрания (Государев Кабинет). Какой музей был первым в России? История его создания и развития будет поведана читателю в статье.
Основание Кунсткамеры
Перемещение собрания диковинок
Количество собранных предметов оказалось настолько большим, что их нельзя было упорядочить и организовать должный уход. Поэтому под Кунсткамеру и библиотеку было решено приспособить конфискованные обширные палаты опального вельможи Кикина. После переноса коллекций в 1718 году в Кикины палаты они по распоряжению Петра I стали открыты для всеобщего обозрения, причем бесплатно. Придавая делу собирательства старых и необыкновенных вещей государственное значение, царь в первую очередь преследовал просветительские цели.
Первые экспозиции в Кунсткамере
Первоначально в двухэтажном здании было организовано три отдела:
Кроме того, там были представлены живые экспонаты. К примеру, отличающийся уродством коротышка Фома (126 см) имел на руках и ногах всего по два пальца, напоминающих клешни рака.
Формирование собраний
Первые поступления были иностранного происхождения. После подписания в 1718 году царем указа, обязующего направлять в первый музей в России, Кунсткамеру, все, что «зело, старо и необыкновенно», количество экспонатов резко возросло. Учреждение первого российского музея совпало по времени с организацией экспедиции для поиска полезных ископаемых на востоке страны, на берегах Балтийского, Азовского, Каспийского морей. В результате раскопок возле Астрахани была найдена золотая и серебряная жертвенная утварь языческих времен, ее направили в Кунсткамеру. Большое значение для пополнения экспозиции имели находки экспедиции немецкого ботаника, медика Мессершмидта, который был отправлен Петром I в Сибирь. Значительные материалы по этнографии, изобразительному искусству, письменности народов Востока, собранные Мессершмидтом, существенно пополнили собрание Кунсткамеры.
В разделе природных редкостей выставлены препараты из анатомической коллекции голландца Рюйша, которые царь приобрел в 1698 году. Вперемешку с представителями животного и растительного миров выставляются изделия из слоновой кости, большое количество янтаря, археологические находки. В мюнц-кабинете выставлены монеты и медали. Главным смотрителем собрания был назначен лейб-медик Арескин, а Иоганн Шумахер исполнял обязанности библиотекаря и надсмотрщика «редкостей и натуралиев».
Строительство нового задания
Описание здания
Постройка первого публичного музея в России началась в 1718 году и продолжалась до 1734 г. В разные периоды строительством руководили Маттарнови, Гербель, а завершил работы Михаил Земцов. Строительство Кунсткамеры контролировал лично царь, но, к сожалению, из-за своей смерти (1725 г.) так и не смог увидеть свое детище в готовом виде. Два трехэтажных корпуса соединены многоярусной башней, украшенной сложным куполом. Для строительства использовался кирпич, выписанный из-за рубежа. В великолепном здании, возведенном в стиле барокко, музейные экспозиции занимали восточное крыло, а в западном размещались учреждения Академии Наук. Центральную часть здания занимает Анатомический театр. В башне обустроили обсерваторию, и там хранится Готторпский глобус.
Экспозиции в новом здании
Здание длиной 100 метров и шириной 15 м стало первым в городе монументальным шедевром. Стремительное поступление экспонатов в новое здание продолжалось, они быстро переполнили помещение. Систематизацией ранее беспорядочно размещенных редкостей занялись первые академики учрежденной Академии науки. Увеличенный штат музейных сотрудников провел большую работу по разделению экспонатов на группы, размещенные в отдельных помещениях. В императорском кабинете, который занимал две комнаты, содержали личные вещи императора, там же находилась восковая фигура Петра I, выполненная отцом знаменитого зодчего Растрелли, Бартоломео Растрелли. Кроме мюнц-кабинета и библиотеки, были учреждены кунст-кабинет, императорский и физический кабинеты, натур-лаборатории. Созданная уникальная коллекция по естественной истории и этнографии, по мнению многих иностранцев, посетивших Кунсткамеру в тридцатых годах XVIII века, не имела себе равных в Европе.
Пожар 1747 года
Развитие музея в XVIII веке
Восемнадцатый век вошел в историю России как время великих экспедиций. Ученые во время Первой и Второй Камчатских экспедиций (1733-1743 гг.), Физических экспедиций (с 1768 г. по 1774 г.) собрали огромное количество этнографических, археологических материалов, образцов в области ботаники, зоологии, географии. Обработкой и систематизацией материалов занимались музейные работники Кунсткамеры. После приобретения Россией Алеутских островов и Аляски промысловикам были направлены правительственные указы, требующие сбора сведений о природных богатствах. Промысловиков обязывали делать описания обычаев коренных народов. Ценными материалами обогатился первый русский музей во время морских научных экспедиций, геологических изысканий, организованных Российско-Американской компанией.
Академическая библиотека
Еще в Кикиных палатах книжное собрание насчитывало тысячи томов, написанных на древнеславянском языке, а также произведения латинских, греческих, немецких и французских авторов. Начало библиотечному собранию положил сам император, который был страстным собирателем книг. Его личная библиотека насчитывала две тысячи томов, что было в те времена большой редкостью. Обычно большие собрания книг были при церквях и монастырях, а в частных собраниях их количество не превышало сотни экземпляров. В личной библиотеке императора были книги, доставшиеся ему по наследству, подаренные иностранными и российскими авторами, привезенные из-за границы по морскому, военному делу, кораблестроению и другим направлениям.
Из Москвы в Петербург были перевезены книги по медицине, анатомии, фармакологии, а также труды по химии, ботанике, минералогии, географии, архитектуре, хранящиеся в Аптечном приказе. Источником пополнения библиотеки Кунсткамеры стал указ Петра I о доставке рукописных и печатных книг, древних жалованных грамот из монастырей. Книги умерших или казненных людей, попавших в немилость вельмож при конфискации имущества, также направлялись в музейную библиотеку. К 1725 году собрание книг составляло 11 тысяч томов.
Дальнейшее развитие музея
По мере накопления материалов и развития науки от Кунсткамеры отпочковались химлаборатория, ботанический сад, обсерватория. Все, что было связано с художественными ремеслами и искусством, было выделено в созданную в 1764 году Академию художеств. Большие перемены в Кунсткамере принес XIX век, когда на базе научных коллекций был создан ряд музеев: Минералогический, Зоологический, Ботанический, Этнографический, Анатомический Кабинет. Выделенный в 1836 году Этнографический музей, который впоследствии стал называться Музеем астрономии и этнографии, унаследовал старинное здание Кунсткамеры. Сейчас он носит имя своего основателя – Петра Великого.
Первые публичные музеи в России. Справка
160 лет назад, 17 февраля 1852 года, Эрмитаж открыли для публики.
Первый русский публичный музей – Кунсткамера (ныне Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого) – был открыт в Петербурге в 1719 году в Кикиных палатах – доме опального боярина Александра Кикина, неподалеку от Смольного Собора.
Основу собрания составили личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии. Основным источником поступления новых коллекций были знаменитые «академические экспедиции» первой половины XVIII века и покупка по распоряжению Петра I «редкостей» в различных странах Европы. В первые годы в Кунсткамере имелись и «живые» экспонаты – монстры, карлики, великаны.
Согласно указу Петра I музей был бесплатным для посетителей. Петр считал, что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать». На специально выделенные царем средства в Кунсткамере предлагали посетителям «кофе и цукерброды», закуски и венгерское вино. Посетителей встречали «суббиблиотекарь» или другие служители, которые водили по всем комнатам и показывали редкости с кратким объяснением.
С 1721 года собрание Кунсткамеры пополнилось картинами.
С 1724 года в Санкт-Петербурге была создана Академия наук, и Кунсткамера превратилась в научное учреждение. В 1718–1734 годах для Кунсткамеры было построено новое здание, куда в 1728 году была перенесена часть коллекций.
В 1703 году по приказу Петра I был основан Цейхгауз – место хранения «достопамятных и курьезных» артиллерийских орудий, который в 1756 году был преобразован в Достопамятный зал (ныне Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи). Согласно специальному указу в Цейхгауз со всей России доставлялись наиболее ценные и интересные экземпляры артиллерийских орудий, а позже и других видов вооружения, униформы, знамен.
Музейная жизнь собрания началась в 1868 году, когда часть здания Кронверка в нижнем и антресольном этажах восточного крыла была отведена для размещения военно-исторических коллекций.
В 1709 году Петром I была создана «Модель-камора» при Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге – хранилище кораблестроительных моделей и чертежей, собрания которой позже были переданы в Морской музей, открывшийся в 1805 году (ныне – Центральный военно-морской музей). В экспозиции и собрании музея представлена вся история Российского флота. В 1908 году музею было присвоено имя его основателя – императора Петра Великого. Первоначально музей располагался в здании Главного Адмиралтейства, а в 1939 году он переехал в здание бывшей Фондовой биржи.
В 1791 году был создан Кабинет натуральной истории при Московском университете (ныне Зоологический музей Московского университета), все собрания которого, кроме части кораллов и раковин моллюсков, погибли в московском пожаре 1812 года. В настоящее время его научные фонды включают более 4,5 миллиона единиц – обширные коллекции жуков, млекопитающих и птиц.
Еще в 1718 году Петр I повелел устроить в Мастерской палате показ царских одежд и других реликвий, но из-за пожара (1737) собрание перевели в пустующие помещения Кремля.
После преобразования Оружейной палаты в публичный музей, в 1806–1809 годах на Сенатской площади в Кремле для нее было построено первое в Москве специальное музейное здание по проекту архитектора Еготова. Во время войны с Наполеоном коллекцию вывезли в Нижний Новгород. Летом 1813 года экспонаты были благополучно возвращены в Москву. Первая экспозиция музея была открыта в 1814 году, когда его возглавил один из известнейших и влиятельнейших вельмож своего времени князь Николай Юсупов.
В 1851 году по проекту архитектора Константина Тона было построено новое здание Оружейной палаты, в котором она размещается до сих пор.
В 1831 году во дворце Николая Румянцева, согласно его завещанию, на Английской набережной в Санкт-Петербурге открылся общедоступный музей (Румянцевский музей), где были представлены коллекции исторических и художественных ценностей канцлера: рукописные и печатные книги ХII-ХIХ веков, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и нумизматики, а также минералы и археологическое и этнографическое собрание. По понедельникам музей был открыт для всех, в остальные дни – для ученых.
В 1861 году Румянцевский музей переехал из Санкт-Петербурга в Москву в Дом Пашкова. В Москве в музее было организовано «отделение изящных искусств», начало которому положил дар Александра II – картина Александра Иванова «Явление Христа народу». В 1862 году из Эрмитажа в Румянцевский музей поступила 201 картина, затем влились другие собрания. К 1867 году «отделение изящных искусств» состояло из картинной галереи, кабинета гравюр, кабинета древностей и отделения скульптуры.
После реорганизации 1924 года на базе книжной части собрания была сформирована Библиотека имени В.И. Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), остальные коллекции разошлись по разным музеям и архивам страны. После ликвидации музея фонды были распределены между Третьяковской галереей, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Музеем народов СССР (впоследствии – Ленинградским этнографическим музеем).
Начало коллекции музея положила Екатерина II приобретением 255 картин мировых мастеров. Большая часть работ размещалась в обособленных помещениях Зимнего дворца, которым дали французское наименование «Эрмитаж» – определение уединения. Впоследствии Екатерина, а в дальнейшем и другие правители продолжили приобретение работ известных мастеров.
В 1839–1852 годах по распоряжению Николая I был построен Новый Эрмитаж – первое здание в России, созданное специально для музея.
Ныне коллекции Эрмитажа расположены в Зимнем дворце (1754–1762), Малом Эрмитаже (1764–1767), Старом Эрмитаже (1771–1787), Эрмитажном театре (1783–1787) и Новом Эрмитаже, а также в Меньшиковском дворце и здании Главного штаба.
Государственный Эрмитаж обладает более 2,7 миллиона экспонатов и отображает искусство и артефакты из разных стран мира и всей истории – от Древнего Египта до начала XX века в Европе. Здесь можно увидеть бесценные произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, уникальные коллекции Рембрандта и Рубенса, работы Ренуара, Сезанна, Мане, Моне и Писарро, полотна Ван Гога, Матисса, Гогена и скульптуры Родена.
С конца XVIII века в губернских городах стали появляться краеведческие музеи – в Иркутске (1783, ныне Иркутский областной краеведческий музей), Оренбурге (1831, ныне Оренбургский областной краеведческий музей), Астрахани (1836, ныне Астраханский краеведческий музей) и других городах России.
В 1834 году в Екатеринбурге по инициативе Горного общества был создан первый в России публичный Геологический музей. Его устроители стремились показать геологическую уникальность Уральских гор и тем самым способствовать развитию горной промышленности в России. Новый музей сразу вызвал большой интерес, как у специалистов, так и у простых посетителей и уже к концу 1836 года стал одним из крупнейших минералогических собраний мира.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
В каком году появился первый музей в россии
Первым русским музеем считают Кунсткамеру. Ее основал Петр I в 1714 году. С немецкого это слово переводится как «комната искусств» или «кабинет редкостей». Подобные музеи были популярны в Европе с XVI века. Их создавали представители знати, ученые, писатели. В коллекции входили предметы искусства, древности, редкие минералы. А «кабинетами» такие собрания называли из-за места, где их первоначально хранили — специальных шкафов-кабинетов с большим количеством ящиков и полок.
Со временем владельцы кабинетов стали показывать свои коллекции публике. Собственные небольшие музеи содержали эрцгерцог Австрии Фердинанд II, датский король Фредерик III, английский ученый Джон Традескант. Чтобы побывать в таком музее, нужно было либо получить письменное разрешение от владельца, либо купить билет.
Старинные вещи собирали и в России. Коллекционерами становились представители знати, духовенства и купечества. Древности еще в XIV веке искал и покупал московский князь Симеон Гордый. Уже в XVI веке в Оружейной палате и Арсенале в Москве хранилось большое собрание предметов искусства и антиквариата. Однако посещать такие коллекции было запрещено.
По приказу императора по всей стране искали «каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди».
А уже в 1714 году для посетителей открыли Кунсткамеру. В музее создали три отдела. В Мюнц-кабинете показывали монеты и медали, в библиотеке хранили старинные книги и рукописи, а в Натур-кабинете собирали гербарии, чучела животных, образцы древесины. В 1716 году специально для Кунсткамеры Петр I выкупил коллекцию нидерландского аптекаря Альберта Себа. В нее входили минералы, раковины, растения.
Кунсткамера была не только музеем, но и одним из первых в России научных центров. Поэтому там хранились химические реактивы, анатомические пособия и образцы. При музее существовала лаборатория, сотрудники которой должны были «прилежно исполнять… надлежащую химическую работу».
Изначально музей разместили в Летнем дворце Петра I в Петербурге. Вскоре для коллекции построили отдельное здание — Палаты Санкт-Петербургской Императорской академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры. Там же музей располагается и сейчас.
По указу Петра I посещать Кунсткамеру можно было бесплатно. В музее гостям предлагали кофе, вино и закуски. Посетителей сопровождали специальные гиды, которых называли суббиблиотекарями. Иногда экскурсии по музею проводил и сам Петр I.
Вскоре в России стали появляться и другие музеи. В Петергофе, во дворце Монплезир, Петр I открыл первую картинную галерею. Эту коллекцию живописи позже пополнила Екатерина II. В 1764 году она основала Эрмитаж — собрание картин императорской семьи. В конце XVIII века музеи открывались и при учебных заведениях. Например, в Московском университете организовали Кабинет натуральной истории и Минеральный кабинет, где хранили редкие камни, кораллы и растения. Картинная галерея появилась при Академии художеств. Ее создал меценат Иван Шувалов, который пожертвовал учреждению свое собрание работ европейских художников.
В XIX веке музеи стали открывать еще чаще. Уже существовавшие к тому моменту собрания начали систематизировать, составлять каталоги коллекций. В 1824 году на базе Кунсткамеры появились отдельные музеи: Анатомический, Этнографический, Нумизматический и другие. А вскоре коллекции стали показывать посетителям не только в Москве и Петербурге — музеи создали в Архангельске, Владимире, Ярославле и других городах. Небольшие «кабинеты редкостей» открывались даже в гимназиях и училищах. Появились в России и частные музеи. Свои собрания предметов искусства показывали посетителям меценаты Николай Румянцев, Павел Третьяков, Алексей Бахрушин.
Всего к 1917 году в России существовало около 500 частных и государственных музеев. В советское время их количество увеличилось. Появились музеи нового типа — историко-революционные и бытовые. А краеведческие собрания открывались даже в отдаленных регионах и маленьких городах.
Первым русским музеем считают Кунсткамеру. Ее основал Петр I в 1714 году. С немецкого это слово переводится как «комната искусств» или «кабинет редкостей». Подобные музеи были популярны в Европе с XVI века. Их создавали представители знати, ученые, писатели. В коллекции входили предметы искусства, древности, редкие минералы. А «кабинетами» такие собрания называли из-за места, где их первоначально хранили — специальных шкафов-кабинетов с большим количеством ящиков и полок.
Со временем владельцы кабинетов стали показывать свои коллекции публике. Собственные небольшие музеи содержали эрцгерцог Австрии Фердинанд II, датский король Фредерик III, английский ученый Джон Традескант. Чтобы побывать в таком музее, нужно было либо получить письменное разрешение от владельца, либо купить билет.
Старинные вещи собирали и в России. Коллекционерами становились представители знати, духовенства и купечества. Древности еще в XIV веке искал и покупал московский князь Симеон Гордый. Уже в XVI веке в Оружейной палате и Арсенале в Москве хранилось большое собрание предметов искусства и антиквариата. Однако посещать такие коллекции было запрещено.
По приказу императора по всей стране искали «каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди».
А уже в 1714 году для посетителей открыли Кунсткамеру. В музее создали три отдела. В Мюнц-кабинете показывали монеты и медали, в библиотеке хранили старинные книги и рукописи, а в Натур-кабинете собирали гербарии, чучела животных, образцы древесины. В 1716 году специально для Кунсткамеры Петр I выкупил коллекцию нидерландского аптекаря Альберта Себа. В нее входили минералы, раковины, растения.
Кунсткамера была не только музеем, но и одним из первых в России научных центров. Поэтому там хранились химические реактивы, анатомические пособия и образцы. При музее существовала лаборатория, сотрудники которой должны были «прилежно исполнять… надлежащую химическую работу».
Изначально музей разместили в Летнем дворце Петра I в Петербурге. Вскоре для коллекции построили отдельное здание — Палаты Санкт-Петербургской Императорской академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры. Там же музей располагается и сейчас.
По указу Петра I посещать Кунсткамеру можно было бесплатно. В музее гостям предлагали кофе, вино и закуски. Посетителей сопровождали специальные гиды, которых называли суббиблиотекарями. Иногда экскурсии по музею проводил и сам Петр I.
Вскоре в России стали появляться и другие музеи. В Петергофе, во дворце Монплезир, Петр I открыл первую картинную галерею. Эту коллекцию живописи позже пополнила Екатерина II. В 1764 году она основала Эрмитаж — собрание картин императорской семьи. В конце XVIII века музеи открывались и при учебных заведениях. Например, в Московском университете организовали Кабинет натуральной истории и Минеральный кабинет, где хранили редкие камни, кораллы и растения. Картинная галерея появилась при Академии художеств. Ее создал меценат Иван Шувалов, который пожертвовал учреждению свое собрание работ европейских художников.
В XIX веке музеи стали открывать еще чаще. Уже существовавшие к тому моменту собрания начали систематизировать, составлять каталоги коллекций. В 1824 году на базе Кунсткамеры появились отдельные музеи: Анатомический, Этнографический, Нумизматический и другие. А вскоре коллекции стали показывать посетителям не только в Москве и Петербурге — музеи создали в Архангельске, Владимире, Ярославле и других городах. Небольшие «кабинеты редкостей» открывались даже в гимназиях и училищах. Появились в России и частные музеи. Свои собрания предметов искусства показывали посетителям меценаты Николай Румянцев, Павел Третьяков, Алексей Бахрушин.
Всего к 1917 году в России существовало около 500 частных и государственных музеев. В советское время их количество увеличилось. Появились музеи нового типа — историко-революционные и бытовые. А краеведческие собрания открывались даже в отдаленных регионах и маленьких городах.
Кабинет искусств: первый музей России на набережной Невы
Петр I основал Кунсткамеру, ставшую первым публичным музеем в России.
Великие задумки Великого посольства
Идея создания Кунсткамеры, как и многие другие гениальные идеи, созрели в могучем уме будущего императора еще в юности, во время Великого посольства 1697−1698 годов. Во время своего вояжа по Англии и Голландии Петр Алексеевич посещал и «кабинеты кунштов», где располагались различные диковины и чудеса. Царевич скупал все, что его удивляло, но в особенности он был восхищен анатомией, новой в те времена наукой.
Больше всего его впечатлило собрание знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Есть легенда, что в коллекции анатома Петр увидел заспиртованного ребенка, который выглядел почти как живой. Царевич не удержался и поцеловал его. А 1717 году Петр I купил огромную коллекцию препаратов и бальзамированных трупов младенцев у Рюйша. Именно это «собрание уродцев» и является сегодня для многих символом Кунсткамеры.
«Урок анатомии Фредерика Рюйша», Ян ван Нек. Источник: wikipedia.org
Кунсткамера-путешественница
В свое современное здание Кунсткамера, или, как музей называется полностью, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук, переехал далеко не сразу. Первоначально редкости, собранные царем в путешествиях или полученные в дар, хранились в кабинете Петра в Москве. Когда столицу перенесли в Петербург, Петр взял собрание с собой и расположил в Летнем дворце в Летнем саду. Для диковинок пришлось выделить отдельную комнату — в кабинете они уже не помещались.
Годом основания Кунсткамеры можно считать 1714 год. Но скоро и отведенное во дворе место стало коллекции жать, и в 1718 году Кунсткамеру перенесли в «Кикины палаты» — конфискованный у опального вельможи Кикина дом. Сюда же перевезли и уникальный экспонат, который царю подарил герцог Голштинский. Это был огромный Готторпский глобус, по сути представляющий собой небольшой планетарий. К сожалению, многие экспонаты во время пожара 1747 года, глобус сгорел, но позже был восстановлен.
Символ Петербурга
Петр хотел, чтобы его музей разрастался, а потому издал указ, которым повелевал все необычные вещи везти к нему, будь то странные животные, уродцы, различные диковины. Редкости, встреченные у иностранных купцов, следовало выкупить и также отправить царю. Дары потекли реками со всей страны. Тогда самодержец задумал построить отдельное здание для своего детища.
Первый русский музей, по задумке Петра, должен был находиться в самом центре столицы, которым тогда хотели сделать Васильевский остров. По одной из легенд однажды в 1718 Петр I прогуливался по набережной и заметил необычную сосну с причудливо изогнутым стволом. Царь приказал срубить дерево и сохранить его в коллекции, а на этом месте возвести здание Кунсткамеры.
За постройкой император следил лично, но окончания так и не застал, скончавшись в 1725 году. Здание же было окончательно возведено только в 1734. Историки до сих пор спорят, кого можно по праву назвать архитектором Кунсткамеры. Проект разработал немец Георг Маттарнови, его и называют чаще всего «отцом» здания, но после него над строением трудились еще несколько архитекторов, в том числе Гербель, Киавери и Земцов. Как бы то ни было, зданием Кунсткамеры — одно из самых старых сохранившихся сегодня в Санкт-Петербурге и вместе с Зимним дворцом и Исаакиевским собором является одним из туристических символов города.
Диковины со всех уголков земли
Кроме знаменитых заспиртованных младенцев и чучел необычных животных есть в Кунсткамере и этнографические отделы. Каждый зал посвящен определенной области. Витрины в прямом смысле населены коренными народами — манекенами, одетыми в традиционные для местностей одежды, а вокруг можно увидеть макеты среды обитания. В зале Северной Америки особое внимание привлекает, например, церемониальный костюм индейцев из Калифорнии. Он представляет собой одежду, сверху донизу обклеенную вороньими перьями. В зале Китая любимый экспонат большинства туристов — крошечные женские домашние туфли. Рядом с туфельками есть и гипсовый слепок изуродованной ноги китаянки. Как известно, раньше в Китае девочкам с детства забинтовывали ноги, чтобы те не росли. Маленькая ножка считалась очень красивой, но ходить ножками младенческого размера женщины могли с трудом.
Музей отца российской науки
Сейчас в Кунсткамере также расположен музей Михаила Васильевича Ломоносова. Он включает в себя тот самый большой Готторпский глобус, который находится сейчас в башне Кунсткамеры.
Музей Ломоносова. Источник: pinterest.com
Здесь же можно найти большую коллекцию приборов и инструментов XVII-XIX вв. веков, например, меридианный круг Эртеля, предназначенный для определения экваториальных координат светил. Есть астролябия XVII века, принадлежавшая полководцу Альбрехту ван Валленштейну, который с помощью нее определял широту. Конечно, в музее Ломоносова не обойтись без личных вещей Ломоносова, а также большой библиотеки, посвященной знаменитому ученому.