в каком году появился первый мультик ну погоди
«Ну, погоди!» История знаменитого мультсериала
Первый выпуск легендарного советского мультфильма «Ну, погоди!» вышел на экраны в 1968 году, и с тех пор не одно поколение российских детей росло, наблюдая за приключениями Волка и Зайца.
Мысль обыграть тему «Не обижай маленького, а то сам попадешь в дурацкое положение»? пришла в голову режиссеру Вячеславу Котеночкину, который пригласил писателей-сатириков Аркадия Хайта и Александра Курляндского и поделился с ними этой идеей. Через некоторое время сценарий мультфильма «Ну, погоди!» был готов.
Создатели серий про Волка и Зайца не раз сталкивались с тогдашней цензурой, которая мучила авторов вопросом – почему Волк курит, плюется, чему учит детей этот мультфильм. Худосовет отверг кандидатуру Владимира Высоцкого, который согласился озвучивать Волка, как «слишком одиозную фигуру». Волка стал озвучивать Анатолий Папанов, которого потом прозвали «заслуженным Волком СССР», Зайца озвучивала Клара Румянова. Но в мультике есть одна сцена с голосом В. Высоцкого – Волк насвистывает мелодию из фильма «Вертикаль».Сериал был построен на шлягерах, которые подбирал сам В. Котеночкин. Композитор Геннадий Гладков написал песню о Снегурочке и Деде Морозе. Для нескольких серий песни написали Зацепин и Мигуля.
После смерти Анатолия Папанова, когда было снято уже 16 серий, режиссёр совсем было решил закончить работу над сериалом, так как жизнь персонажа после смерти актера казалась совершенно невозможной. 17-я и 18-я серии появились благодаря случаю. На студии обнаружили записи голоса Папанова, фрагменты озвучки предыдущих серий, анекдоты, рассказанные актёрам в перерывах, — из этого материала и сделали два фильма, более того, исходя из этих фрагментов и был написан сценарий.
В 1988 году Волк и Заяц принесли Котеночкину Государственную премию СССР. Даже книгу мемуаров знаменитый режиссер назвал «Ну, Котеночкин, погоди!»
18 серия мультфильма вышла в 1992 году, после чего наступил долгий перерыв. В 2000 году ушел из жизни Вячеслав Котеночкин, нет Анатолия Папанова и Клары Румяновой. Казалось бы, на истории этого анимационного проекта можно было бы поставить точку.
Но популярность персонажей была столь велика, что их изображения использовались как брэнды многими предпринимателями. Российская практика использования известных «мультяшных» героев для продвижения продукции была ознаменована рядом крупных скандалов, что прежде всего связано со слабостями законодательной базы и российской судебной практики в области авторских прав. Из-за «Ну, погоди!» в 2003 году судились Александр Хайт (брат Аркадия Хайта, автора историй о Волке и Зайце), киностудия «Союзмультфильм» с ООО «ФРАТТ-НВ», выпускающих серию детских шампуней и пены для ванн «Ну, погоди!» и использовавшим изображения этих персонажей на своей продукции.
«Ну, погоди!». Непридуманная история
Они знакомы нам с пеленок. Первый — лохматый парень с гитарой за спиной, в клешеных штанах и рубашке навыпуск, идет неспеша, курит папиросу и наслаждается необремененной обязанностями жизнью. Асоциальный субъект.
Второй — маленький, но хитрый, всю жизнь только и делает, что убегает от первого и пакостит ему потихоньку. Волк и Заяц. Лучший мультипликационный дуэт за всю историю «Союзмультфильма».
Приводим историю любимого мультфильма, который мы смотрели на диафильмах, пересматривали на DVD, а теперь и наши дети смотрят его на Youtube.
«Ну, погоди!» был госзаказом — чиновники решили дать диснеевским мультикам адекватный ответ и выделили солидный по тем временам бюджет.
На киностудию «Союзмультфильм» пригласили молодых, популярных и довольно известных юмористов Курляндского, Хайта, Камова и Успенского, и попросили сделать что-нибудь смешное. Курляндский с Хайтом придумали сюжет. Решили, что это должен быть фильм-погоня. Выбирали, кто за кем гонится, перебрали разных персонажей: сначала думали взять лису и петуха, потом — лису и зайца, и наконец остановились на волке и зайце как наиболее привычных для нашего фольклора персонажах.
Своим изобретением, по их мнению, было то, что Волк — дурошлеп, не такой диснеевский злодей, а персонаж, сам часто попадающий в яму, которую копает другим. Сначала изобретать видеотрюки помогал Камов, но потом остались только Курляндский с Хайтом.
Александр Курляндский и Аркадий Хайт
История этого мультфильма началась ещё до создания первого, знакомого каждому, выпуска. В 1969 году режиссёр Геннадий Сокольский снял первую серию, главная идея которой легла в основу знаменитого сериала.
Однако его образы Волка и Зайца подверглись цензуре. Было рекомендовано кардинально изменить имидж персонажей, облагородить их — руководству показалось, что Волк и Заяц слишком злые, а советским детям нужны добрые герои. На переделку художник не пошел и отказался от дальнейшей работы. В дальнейшем поменялась графика, юмор, возраст и внешний облик персонажей, но главная идея оказалась неизменной.
После Сокольского многие режиссеры отказывались от вроде бы простой затеи, говорили: «Ну что это такое? Какая тут идея? Это мелко!». А Вячеслав Котеночкин сказал: «В этом что-то есть!».
Вячеслав Котеночкин «Заяц у меня сразу получился, — рассказывал режиссер, — с голубыми глазками, розовыми щечками, вообще очень положительный.
А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен быть Волк».
Котёночкин хотел, чтобы Волка озвучивал Высоцкий, делал пробы его голоса с хрипотцой.
Высоцкий подошёл к делу с энтузиазмом, даже написал для Волка песню. Но тут вмешалась цензура — он был под запретом.
Тогда утвердили бесподобного Анатолия Папанова.
На роль Зайца без проб взяли Клару Румянову.
В качестве привета Высоцкому в первой серии Волк насвистывает мелодию песни «Вертикаль» («Если друг оказался вдруг. ») — когда залезает по канату к Зайцу.
И уже на показе первой серии мультфильм сорвал овации. И каждый год после 1969 на экранах появлялась новая серия. К сериалу прочно присоединился эпитет «народный». Несколько раз Котеночкин готов был распрощаться с Волком и Зайцем и поставить точку в работе над мультфильмом, но уступал многочисленным просьбам зрителей.
«Ну, погоди!» — история повседневности, обыденности 70-х. Той повседневности, которая не документируется в официальных источниках, а сохраняется только в памяти страны. Вместо мультфильма о том, «что такое хорошо и что такое плохо», у Котеночкина получился социально адаптированный мультфильм-эпоха, открыто ироничный и непокорный.
На экране — четкое узнаваемые типажи. Волка-пэтэушника и сейчас можно встретить вечерком в спальном районе.
А Заяц из положительного героя превратился в того еще зверька. Слабость его — напускная. Небольшой рост и скромная комплекция вынуждают его быть находчивым, но руководствуясь врожденной хитростью, тот успевает и спровоцировать Волка, и вдоволь над ним поиздеваться.
Однажды Русаков, художник, стоял в очереди, и перед ним один мужик сказал другому: «Волк — это мы, работяги, а заяц — это интеллигент. Как мы ни пробуем его схватить, он всегда выкручивается».
Все события развиваются на фоне советского быта. Вокруг — атмосфера «культурного отдыха» граждан.
Звери из «Ну, погоди!» развлекаются в Луна-парке,
ходят в цирк
и в музей,
плавают на теплоходе,
посещают эстрадные концерты
и занимаются спортом.
Живут самой что ни на есть обычной жизнью. Вот и спустя десяток серий Заяц переселяется в уютную однокомнатную квартирку.
А Волк прозябает в своей холостяцкой берлоге с ободранными обоями на стенах.
Вокруг — городской пейзаж, пятиэтажные хрущевки.
Одним словом, мультфильм получился очень «своим» и понятным каждому жителю этой страны. Его «народность» с первых же серий не нуждалась в доказательствах.
Долго искали фразу, которая не только соответствовала бы сюжету, но и давала бы зрителю надежду на продолжение. Обсуждались разные варианты: «Ну, подожди!», «Ну, погодите!». Но точку в этом споре поставил Феликс Камов, произнеся: «Ну, погоди!».
Когда один из сценаристов — Феликс Камов — уехал в Израиль, что было равносильно предательству Родины, начальство перестраховалось, и «Ну, погоди!» прикрыли. Через некоторое время Папанову в Кремле вручали награду. Тогдашний председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный поинтересовался у него, как там дела с «Ну, погоди!».
«У них на студии конфликт. Кто-то там за границу уехал», — ответил Папанов. «Ну, кто-то же остался! — воскликнул Подгорный и добавил: — Между прочим, мне этот мультфильм нравится, и моим детям и товарищам тоже». Вернувшись на студию, Папанов рассказал об этом диалоге, и вскоре мультфильм опять запустили в работу.
В мультсериале используются популярные мелодии 1960–1980 годов, многие из которых были взяты из архивов Всесоюзного радио, либо с виниловых пластинок из личных коллекций звукорежиссёров сериала.
В «Ну, погоди!» звучат музыкальные произведения Аллы Пугачёвой, Шику Буарке, Герба Алперта, Н. А. Римского-Корсакова, Digital Emotion, Билла Хейли, Джеймса Ласта, Песняров, Землян, Эдиты Пьехи, Муслима Магомаева, Поля Мориа, Франка Пурселя, Эрла Скраггса, Игоря Скляра и других.
Музыка в заставке — это венгерская мелодия «Vízisí» («Водные лыжи»). Автор музыки — Тамаш Деак (Deák Tamás), исполняют венгерский вокальный ансамбль «Гармония» (Harmónia) и танцевальный оркестр венгерского радио (Magyar Rádió Tánczenekara).
В 1970-е годы программа мультфильмов по Центральному телевидению обычно предварялась краткой мультипликационной заставкой (впоследствии использованной как пролог к «телевыпускам»).
Под музыкальное сопровождение титров к «Ну, погоди!» Волк гнался за Зайцем, к ним постепенно присоединялись другие персонажи популярных мультфильмов. В итоге вся компания оказывалась в Останкинском телецентре, где Заяц, не сводя глаз с экрана, отмахивался от попытки Волка его схватить: «Тс-с! Ну, погоди». Волк оборачивался в сторону экрана и забывал о Зайце.
Творческое объединение «Экран» сняло три телевыпуска «Ну, погоди!» (выпуск 1 — 1980, выпуски 2 и 3 (единым фильмом) — 1981).
Вместо А. Папанова Волка озвучивает В. Ферапонтов. Автор сценария — А. Курляндский. Режиссёр — Юрий Бутырин. Композиторы — В. Купревич (выпуск 1), Алексей Рыбников и Евгений Крылатов (выпуски 2 и 3).
Вячеслав Котёночкин в своих мемуарах и публичных выступлениях давал крайне низкую оценку этим выпускам, квалифицируя их как «убогое дурновкусие».
После смерти Папанова вновь встал вопрос: закрывать ли мультфильм?
Но выяснилось, что звукооператор бережно сохранил все записи актера, их использовали в новых сериях уже после смерти актера. Заменять голос Папанова чьим-то другим тогда не рискнули — из уважения к памяти артиста.
В новых сериях рисовал героев не «прародитель» Котеночкин-старший (его нет в живых), а его сын, профессиональный художник. Уже потом Волка озвучил под Папанова Игорь Христенко — актер «Кривого зеркала» Евгения Петросяна.
Осталось упомянуть о том, что в конце августа 2012 года, после принятия закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в Интернете появились слухи о том, что мультик отнесут к категории «18+». И телеканалы смогут показывать его только после 23: 00.
Однако позже решили, что ограничивать показ не нужно, т.к. сериал — культурное достояние, и речь якобы шла о шведском фильме 2008 года с русским названием «Ну, погоди!».
Ну, погоди!
ЦТ СССР
разные телеканалы
«Ну, погоди!» — популярнейший советский и российский мультсериал. По версии IMDb, входит в пятёрку наиболее высоко оценённых советских и российских фильмов со средней оценкой 9,0 (из 10).
История этого мультфильма началась ещё до создания первого, знакомого каждому выпуска. В 1969 году режиссёром Геннадием Сокольским была снята первая серия, главная идея которой легла в основу знаменитого сериала. В дальнейшем поменялась графика, юмор, возраст и внешний облик персонажей, однако, главная идея оказалась неизменной. См. «Ну, погоди!» («Веселая карусель») 1969.
Содержание
Выпуски
Персонажи
Озвучивание
Главные персонажи
Волк изображается как мелкий хулиган: вандал, разрушающий музейные выставки, глумящийся над населением, мусорящий на улицах и т. п. Волк нарушает общественные устои и обижает слабых.
Волк и табакокурение
Иногда Волк курит, но вряд ли его можно назвать заядлым курильщиком: в 5 сериях, а именно 4-й, 10-й, 11-й, 16-й и 17-й, он ни разу не показан курящим, в 6 сериях (3-й, 5-й, 6-й, 9-й, 12-й, 14-й) Волк показан курящим только в прологе, но не в основной части серии, в 2 сериях (15-й, 18-й) Волк показан курящим только в некоторых эпизодах основной части серии, но не в прологе, ещё в 5 сериях (1-й, 2-й, 7-й, 8-й, 13-й) он показан курящим как в отдельных эпизодах как основной части серии, так и пролога. Но в любой серии курение Волка всегда занимает меньше половины экранного времени. Нет ни одной серии (кроме «0-й»), где бы он постоянно, на всём протяжении серии, курил. Ниже приводится таблица количества эпизодов в каждой серии, в которых Волк курит.
№ серии | Число эпизодов в прологе | Число эпизодов в основной части серии |
---|---|---|
1 | 1 | 1 |
2 | 1 | 1 |
3 | 1 | 0 |
4 | 0 | 0 |
5 | 1 | 0 |
6 | 1 | 0 |
7 | 1 | 1 |
8 | 1 | 1 |
9 | 1 | 0 |
10 | 0 | 0 |
11 | 0 | 0 |
12 | 1 | 0 |
13 | 1 | 1 |
14 | 1 | 0 |
15 | 0 | 2 |
16 | 0 | 0 |
17 | 0 | 0 |
18 | 0 | 1 |
19 | 0 | 0 |
20 | 0 | 0 |
Таким образом, за первые 18 серий Волк показан курящим 19 раз, в среднем чуть больше 1 раза (точнее раза) на серию. В 19 — 20 сериях Волк уже не курит.
Одежда
Непременный элемент одежды Волка — матросские брюки-клёши. В 7-й серии (где действие происходит на корабле) Волк полностью одет в форму моряка. Дома на вешалке (9-я серия) висит морская форма (возможно, китель или бушлат) и белая фуражка. В 15-й серии он показывает свою матросскую тельняшку, желая выдать себя за зебру. В 4-й серии Волк ходит в спортивном костюме, а в предыстории к 8-й — в лыжном.
Заяц изображается как относительно положительный герой. Изображён как идеальный советский школьник, ведущий активный образ жизни — спортсмен (водные лыжи, велосипед, бег, бадминтон, парашютный спорт), юный техник, участник художественной самодеятельности.
Заяц не расценивает действия Волка как угрозу для жизни, а относится к ним как к хулиганским поступкам — неприятным, но не опасным. Часто, отделавшись от Волка, он не спешит скрыться, а наблюдает за комичной ситуацией, в которую попал Волк, или занимается своими делами.
Другие
Помимо Волка и Зайца, сериал населён другими животными, среди которых встречаются некоторые возвращающиеся персонажи — например, крупный и физически развитый Бегемот. Он появляется в различных ролях (служитель порядка, смотритель музея, сторож, строительный прораб, игрок в городки, просто прохожий и т.д). В 15-й серии Бегемот назван в титрах.
Как правило, Волк так или иначе вступает в конфликт с Бегемотом и в результате постоянно получает от него тумаки.
В нескольких выпусках появляются Кот-фокусник (2, 9, 11, 17), медведи-милиционеры на мотоцикле (1, 5, 10, 18), гонщики на мотоцикле (11), участники новогоднего праздника (8) и просто праздника (2) или акробаты (9). В шестой и двадцатой сериях можно увидеть сельчанина Козла, а в девятой — целую бит-группу «Dvornjagi», состоящую из собак.
Люди в сюжете не участвуют: сериал представляет собой сказку такого типа, где люди полностью заменены другими (антропоморфными) животными. Исключения из этого правила — некоторые экспонаты в музее (12-й выпуск), сцены в кинофильмах и т. п., свидетельствующие о присутствии людей в прошлом этого мира, а также старик-рыбак, баба Яга и Алёнушка в 16-м выпуске (которые, впрочем, просто приснились Волку). Вместе с тем, иногда встречаются животные, лишённые антропоморфных черт. Некоторые из них даже имеют антропоморфных «двойников» того же вида (например, куры в 6-м и 15-м выпуске, лев в 11-м и 8-м, кот в 1-м и 2-м, ёж в 1-м и 3-м).
Формат
Структура серии
Каждая серия, длительностью около 10 минут, начинается с титра «Союзмультфильм», за которым сразу же начинается пролог: отдельный небольшой сюжет, приблизительно на 2 минуты, в конце которого или Волк кричит вслед Зайцу «Ну, погоди!» или появляется соответствующая надпись, на экране появляется название сериала и номер серии, после чего начинаются титры.
Приблизительно 30-секундная секция титров выполнена без анимации, только текст; во время заставки звучит энергичная музыкальная тема сериала.
Все остальное время занимает основной сюжет серии; часто это прямое продолжение пролога, хотя иногда пролог выполняет роль предыстории. Практически во всех сериях основной сюжет начинается с другой сцены и обстановки, чем пролог. Только в 4-й серии («На стадионе») основной сюжет продолжается прямо с последнего кадра пролога.
В конце каждой серии Волк терпит неудачу и восклицает: «Ну, Заяц, [ну,] погоди!», или же появляется соответствующая надпись (например на груди Волка в 7-м выпуске или на автомобиле в 14-м), а акцент обязательно подчеркивается финальным аккордом из музыкальной темы заставки.
В «новых» сериях заставка «Союзмультфильм» сменилась на «Союзмультфильм и Студия 13» (17-18 серии) и на «Кристмас Филмз» и Пятёрочка (19-20 серии).
Музыкальное оформление
Мультсериал украшен большим количеством популярных записей западной и советской эстрады. Как тогда было принято, они никогда не указывались в выходных данных мультфильма.
Композиция, играющая во время титров — «заставка „Ну, погоди!“», — ставшая одной из знаменитейших мелодий советского телевидения, называется «Водные лыжи» («Vízisí»). Её автор — венгерский композитор Тамаш Деак (Tamás Deák).
Две песни были специально сочинены для 8-го и 9-го выпусков. Во 2-м выпуске, а также в 15-м и 16-м в титрах присутствует композитор.
В журнале Кругозор № 7 (1974) вышла пластинка (Г92-04139) в которой Анатолий Папанов и Клара Румянова в шуточной манере рассказывают, что хотели бы, чтоб их герои пели в мультфильме «Ну, погоди!».
Хронология
«Выпуск 0»
Выпуски 1-16
«Золотые» 16 серий мультфильма. Сняты в одной стилистике и обыкновенно показывались по телевидению все по порядку, по несколько серий в день.
Съёмка велась с 1969 по 1986 на студии «Союзмультфильм».
Роли озвучивали Анатолий Папанов (Волк) и Клара Румянова (Заяц). В первом выпуске фамилии актёров в титрах пропустили. Кроме того, в третьей и четвёртой сериях фамилии редактора и директора тоже пропущены.
В 9-м выпуске (где действие происходит в телецентре) персонажей идущих в этом телецентре телевизионных передач (ведущего утренней гимнастики, комментатора футбольного матча Николая Озерова, Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны) озвучивает Геннадий Хазанов.
Для киножурнала «Фитиль» в этот же период был снят сатирический сюжет спецвыпуска под названием «Руками не трогать!», критикующий качество продукции Стекольного Завода. В этом ролике из уст Волка звучит перефразированная угроза: «Ну, стекольный завод, погоди!»
Телевыпуски
Творческое объединение «Экран» сняло три телевыпуска «Ну, погоди!» (выпуск 1 — 1980, выпуски 2 и 3 (единым фильмом) — 1981). Вместо А. Папанова Волка озвучивает В. Ферапонтов. Автор сценария — А. Курляндский. Режиссёр — Юрий Бутырин. Композиторы — В. Купревич (выпуск 1), Алексей Рыбников и Евгений Крылатов (выпуски 2 и 3). Вячеслав Котёночкин в своих мемуарах и публичных выступлениях давал крайне низкую оценку этим выпускам, квалифицируя их как «убогое дурновкусие».
Социальная реклама
Юрий Бутырин снял также социальные ролики «Окно», «Кран», «Пружина», «Лифт», «Ванна» (все — 1986) с теми же персонажами, а в 1987 году было снято по меньшей мере девять социальных роликов с участием Волка и Зайца. Александр Федулов снял: «Не зная кода…», «Назло зайцу!», «Беспокойная ночь» и «Теплота». Вадим Меджибовский снял: «Да будет свет!», «Мощность», «Рецепт», «Слово и дело» и «Уходя гасите свет». Дизайн персонажей в этих роликах отличался от оригинального.
Влияние сериала заметно также в мультфильме той же студии «Мой приятель светофор» (1978, режиссёр Фаина Епифанова).
Выпуски 17-18
После смерти Анатолия Папанова встал вопрос: как озвучивать сериал дальше? Актёр стал частью Волка, а Волк частью актёра, и жизнь персонажа после смерти Папанова казалась совершенно невозможной.
Однако в связи со всенародной любовью к персонажам было принято решение продолжить работы. На студии обнаружили записи голоса Папанова, фрагменты озвучки предыдущих серий, анекдоты, рассказанные актёром в перерывах и, используя этот материал, создали два фильма.
Оба выпуска создали в 1993 году студии «Союзмультфильм» и «Студия 13». 17-й выпуск был выпущен в 1993 году, а 18-й — в 1994. Режиссёром этих серий по-прежнему был Вячеслав Котёночкин, а художником-постановщиком — сын Алексей Котёночкин. 17-й выпуск посвящён 25-летию сериала и памяти Анатолия Папанова. Оба выпуска содержат рекламу московского телефонного оператора АМТ и фирмы Nokia.
Выпуски 19-20
Как сообщило Радио «Культура», Волка в новом выпуске озвучил известный сатирик-пародист Игорь Христенко, чьим голосом говорили Ельцин, Зюганов и другие деятели в программе «Куклы». А Зайца озвучила актриса Ольга Зверева. При этом, как уточнил режиссёр, «цель сымитировать голоса Клары Румяновой и Анатолия Папанова не ставилась, новые актёры должны быть просто аутентичны своим персонажам».
16 сентября 2005 года в Москве прошёл костюмированный парад в честь возрождения «Ну, погоди!» [4] [5]
Скандал о возможном ограничении показа
В конце августа 2012 года после обсуждения в ВГТРК категоризации мультфильма в соответствии со вступающим с 1 сентября в силу принятым в 2010 году законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в Интернете появились слухи о якобы принятом решении отнести его из-за сцен насилия или курения к категории «18+» и показывать по телевидению без купюр только после 23:00.
В начале сентября отдельные сайты сообщили, что речь шла об ограничении показа не этого мультфильма, а шведского фильма с таким же русским названием, вышедшего в 2008 году, и отнесённого к категории 18+
Игры по мотивам мультфильма
Памятные материалы
См. также
Примечания
Ссылки
Путешествие в апрель • Мы такие мастера • Следы на асфальте • Лягушка-путешественница • Межа • Пророки и уроки • Ну, погоди! • Фальшивая нота • Песня о юном барабанщике • На лесной тропе • Кто получит приз • Он попался! • Старая пластинка • Попался, который кусался! • Котёнок с улицы Лизюкова