в каком году появился первый барабан
«10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О БАРАБАНЕ»
10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О БАРАБАНЕ:
2. В древности барабаны использовались для ритуальных танцев, обрядов, военных шествий, и как помощник в соблюдении ритма, например при синхронном беге, при необходимости слажено грести, либо что-то тянуть. До сегодняшних дней у некоторых африканских племён сохранился обряд захоронения барабана на специальном кладбище после смерти его хозяина. В 6-7 веках, в Японии барабаны использовали на поле боя, чтобы испугать, ошеломить противника: солдат нёс барабан на спине, а двое поплечников в него били. Барабаны играли важную роль в эпоху Средневековья и Возрождения в Европе. Малый барабан и его родственники были использованы в пехоте, чтобы отправить закодированные инструкции солдатам. Они также использовались в древней Африке и Индии для отправки сообщений на большие расстояния между деревнями.
3.Барабан состоит из полого корпуса-резонатора цилиндрической формы, выполненного из дерева (металла) или рамы. На них натягиваются кожаные мембраны. Сейчас используются пластиковые мембраны. Это произошло в конце 50-х годов 20-го столетия, благодаря производителям Эвансу и Ремо. Чувствительные к переменам погоды мембраны из телячьих шкур заменили на мембраны, изготовленные из полимерных соединений. С самого начала звук извлекали с помощью рук, позже придумали использовать барабанные палки, один конец которых закругляли и обматывали тканью. В том виде, в каком мы знаем их сегодня, барабанные палочки появились в 1963 г. благодаря Эверетт «Вик» Фёрс.
4.Пётр I внёс свой вклад в популяризацию барабанов. Известен его указ о вхождении в каждое воинское соединение специального барабанщика. Барабанщик был обязан сопровождать войска на марше и передавать сигналы к бою. Сам же Пётр I также был барабанщиком в своих войсках.
5. В 1920-е годы барабанщиков нередко привлекали для съемок фильмов. Они должны были записывать звуковые эффекты, например, лошадиный галоп, выстрелы, или звук прибывающего поезда.
7. Самая большая барабанная установка состоит из 813 инструментов. Её постройка заняла у Марка Температо, американского священника, около 35 лет. Самая долгая барабанная дробь длилась 12 часов 5 мин.5 сек. При игре на барабанах сгорает больше калорий за полчаса, чем при езде на велосипеде или при подъёме тяжестей за такое время.
8. У барабана нет конкурентов и в громкости звука! Самым громким является барабан, диаметр которого составляет 3 метра 96 сантиметров. По причине чрезвычайно мощного звучания он прозвучал в концерте всего один раз. Это случилось в последний майский день 1987-го года в Лондоне в Роял-Фестивал-Холле.
9. Сегодня малый и большой барабаны прочно вошли в состав симфонического и духового оркестров. Зачастую барабан становится солистом оркестра. Звук барабана записывают на одной линейке («нитке»), где отмечен лишь ритм. Его не пишут на нотном стане, т.к. у инструмента нет определенной высоты. Малый барабан звучит сухо, отчетливо, дробь прекрасно подчеркивает ритм музыки. Мощные звуки большого барабана напоминают то гром орудий, то гулкие раскаты грома. Самый большой, низко-звучащий бас-барабан является начальной точкой для оркестров, основой для ритмов. Сегодня барабан является одним из важных инструментов во всех оркестрах, он практически незаменим при исполнении любых песен, мелодий, является непременным участником военных парадов, юношеских съездов, слетов.
10. Если вы когда-нибудь общались с барабанщиком, то наверняка замечали, что он постоянно находит возможность по чему-нибудь постучать. У барабанщиков есть магическая сила превращать любые предметы в инструмент. За исключением вокалистов, барабанщики – это единственные, кто может в любое время и в любом месте устроить себе репетицию. Игра на барабане снижает гормоны стресса в нашем теле. Играйте на барабанах!
Барабан
Бараба́н (вероятно, слово тюркского происхождения [1] [2] ) — семейство ударных музыкальных инструментов. Распространён у большинства народов, используется в составе многих музыкальных ансамблей.
Барабаны других конструкций — стальной барабан, щелевой барабан — не имеют мембран и относятся к идиофонам.
Содержание
История
В России
Типы барабанов
В современный оркестр могут входить следующие барабаны [19] :
Большой барабан (турецкий барабан) — двухсторонний, реже односторонний. На нём играют массивной колотушкой с мягким наконечником; звук его — сильный, глухой и низкий. Кроме колотушки, иногда используют палочки, метёлочки и др. Главное назначение большого барабана — одиночные удары (от pianissimo до подобного громовым разрядам fortissimo). Европейскими композиторами большой барабан сначала применялся в военном оркестре; с начала XVIII века — в оперном. Предшественник большого — турецкий барабан, применявшийся в «янычарской музыке». Большой барабан зачастую используется для её имитации. Бас-барабан имеет размер немного меньший, чем большой (концертный) барабан — 20—22″ (50—56 см). Входит в ударную установку, на нём играют ногами с помощью педали.
Малый барабан — с двумя мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (от 10 до 34 в зависимости от применения), которые придают звуку сухой рокочущий, раскатисто-дребезжащий оттенок. При отключении струн специальным рычажком этот характерный треск исчезает. Игра основана на рудиментах: дробь, быстрое тремоло. Играют на нём двумя деревянными палочками с утолщениями на концах. Применяются также удары по ободу (римшот), другие приёмы (напр., бласт-бит, gravity roll, характерные для экстремальных стилей музыки, или вращение палочек (англ.) русск. в маршевых оркестрах). Используют набор малых барабанов различных размеров, при игре — ставят на подставки, в маршевом оркестре — носят на ремне или специальной раме на уровне пояса. В оперный и симфонический оркестр малый барабан введён в XIX веке; часто используется в военных сценах. Сегодня — ведущий инструмент ритмической группы джаза.
Том-том (не путать с там-тамом (гонгом)) — цилиндрический барабан без струн. Он происходит от коренных американских или азиатских народов, использовался аборигенами для военных, религиозных целей. Изготавливался из полых стволов деревьев и шкуры животных. С начала XX века том-том входит в ударную установку (от 2 до 4 и более штук).
Литавры — система (от двух до семи и более) медных котлов, на которые натянута мембрана. Имеют определённую высоту звучания, регулируемую во время игры. Они стали известны в XV веке, в состав оркестра вошли позже. Кроме оркестра, предшественники литавр — накры использовались в кавалерии, для управления строем.
Барабаны различных стран
Барабаны известны во всех странах и во все времена. Народные барабаны просты в изготовлении и не требуют особых навыков для игры, поэтому существуют сотни их разновидностей. Фольклорная музыка в высшей степени мелодична и ритмична, барабаны — неотъемлемая её часть. [20]
В Китае барабаны, вероятно, произошли от туркестанских и тибетских инструментов. Среди них — баньгу, пайгу и другие. [27]
К барабанам, используемым в музыке Индии, относятся табла и мриданга [21]
Классификация по форме барабана
Кроме того, барабаны можно классифицировать по форме [31] [32] :
Древние барабаны
Первые музыкальные инструменты
Около 2,6 миллионов лет назад человечество начало обрабатывать камень. Возможно, первой инструментальной музыкой были удары камень о камень, но очень сложно отличить следы ударов камней, которые в прошлом предназначались для воспроизведения звуков, от обычных ударов камня о камень.
Из музыкальных инструментов на сегодняшний известно более 250 находок, сделанных в Евразии. Это флейты, свистки, ударные, трещотки и т.д. Если говорить о материале, то основную массу находок составляют костяные инструменты.
Самым древним музыкальным инструментом является, флейта из Дивье Бабе в Словении, изготовленная из бедренной кости пещерного медведя с просверленными в ней отверстиями, обнаруженная в 1995 году исследователем Иваном Турком. Возраст находки оценивается приблизительно в 43 тыс. лет назад.
На фоне других палеолитических флейт находка из Дивье Бабе выделяется, во-первых, возрастом (на восемь тысяч лет превышающим возраст находок из Холе-Фельс и Гайсенклёстерле), во-вторых, тем, что её создание приписывается неандертальцам, относительно интеллектуальных и творческих способностей которых до сих пор ведутся споры. Археолог Митя Бродар приписывает её изготовление не неандертальцам, а кроманьонцам ориньякской культуры.
Осенью 2008 года в пещере Холе Фельс в Швабии была обнаружена полностью сохранившаяся флейта, сделанная из кости хищной птицы, предположительно белоголового сипа, возрастом 37 – 40 тысяч лет. В этой же пещере была обнаружена древнейшая палеолитическая Венера (Швабская Венера), датируемая 35-40 тыс. лет.
Некоторые исследователи утверждают, что в Австралии были обнаружены диджериду, предположительно возрастом около 40 тыс. лет., но никаких доказательств до сих пор я не обнаружил. Если у вас есть такие сведения, прошу поделиться.
Во время раскопок стоянки первобытных охотников в Мезине в 1908 году были был найден целый оркестр музыкальных инструментов. Оркестр, возраст которого составляет около 22 тыс лет, состоял из костяных трубочек из которых были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Среди прочих находок здесь были обнаружены покрытые красной охрой кости мамонта: лопатка, бедренная кость, часть таза, две нижней челюсти, обломок черепа, а также орнаментированный браслет из костяных пластинок, колотушка из бивня мамонта и молоток из рога оленя.
Барабан из костей мамонта
В материалах позднепалеолитических памятников Франции обнаружено большое количество костяных предметов, которые, вероятно, использовались в качестве свободных аэрофонов. Хорошо известна гуделка из Ла-Рош-де-Бироль, возраст которой примерно 15 тыс лет, вырезанная из оленьего рога и покрытая красной охрой. Интересно, что согласно исследованиям, находка из Ла-Рош-де-Бироль звучит особенно впечатляюще при вращении в пещере.
Интересно, что подобные аэрофоны до сих пор используются у многих племен, включая Южную Америку и Австралию. Вместе с гуделками были найдены костяные идеофоны, напоминающие современный инструмент гуиро.
Интересный момент: археолог Егор Данилович Резников исследовал акустические свойства некоторых пещер Европы и обратил внимание, что определенные участки были отмечены верхнепалеолитическим человеком символами. Выяснилось, что отмеченные места совпадают с «точками резонанса». Если издать в таком месте какой-то звук или даже рев, то он распространяется на все галереи с оглушительным гулом! Собственно, всю пещеру в таком случае можно рассматривать как огромный инструмент и вероятно, жившие в ней знали это и отметили определенным образом.
Барабаны в древности
Передача, о видах барабанов и их истории, программа «Эврика»
Передача, об истории барабанов и их разновидностях на радио «Маяк»
Самые древние барабаны в виде специально изготовленного инструмента датируются рубежом перехода от неолита к бронзовому веку, начиная с 3600 лет д. н. э., хотя встречаются попытки удревнить это время. Интересно, что барабаны появились в оседлых культурах, вскоре после изобретения колеса в тот период, когда появилась шерстяная ткань из овец. Возможно, ритм барабанов служил ритуальным целям, символизируя смену сезонов. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов.
На некоторых сайтах утверждается, что при раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов — сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется шестым тысячелетием до нашей эры. Также говорится, что корпус некоторых древних месопотамских барабанов представлял полую ракушку, на которую натягивали кожу. Найти подтверждение данной информации в виде музейного экспоната не удалось. На территории Турции в деревне Catal Hoyuk найдено изображение, которое Лайн Редмонд считает древнейшим рамочным барабаном, датируемое 5600 лет д.н.э., однако изображение настолько схематично, что однозначно утверждать это невозможно.
Согласно энциклопедии Британика, возраст найденного в Моравии барабана датируется шестым тысячелетием до н. э. Утверждается, что для этих барабанов использовалась кожа рыб или рептилий. Найти подтверждение данной информации в виде музейного экспоната не удалось. Возможно, датировка спутана с барабанами культуры воронковидных кубков.
Древняя Европа, культуры Эртебёлле, культура воронковидных кубков (TRB), культура шаровидных амфор, с 3600 лет д.н.э.
Самые древние барабаны эпохи неолита с датировкой от 3600 до 2400 лет д.н.э. найдены на территории Дании, Швеции, Нидерландов, Германии, Чехии, Польши, причем они имеют кубокообразную форму, характерную для ближневосточной дарбуки. Они имели в высоту от 12 до 46 см., но большинство в диапазоне от 20 до 30 см. Барабаны различаются формой и способом крепления мембраны.
Самые ранние экземпляры относятся к мезолитической культуре Эртебёлле (Дания и Швеция). Наследницей этой культуры была культура воронковидных кубков, которую причисляют к первой индоевропейской культуре на территории северной Европы. Данная культура принадлежала к кругу мегалитических культур древности и именно на ее территории находится наибольшее количество мегалитов. Локальным вариантом данной культуры является культура Вальтерниенбург-Бернбург (Walternienburg-Bernburg, Funnelbeaker), к которой причисляют находку около 200 керамических барабанов в мегалитических комплексах (например, Barskamp, Олдендорф). Был также найден один двусторонний барабан. Один богато украшенный, разбитый глиняный барабан был найден на нижнефранкском кладбище Großeibstadt. Около 20 барабанов было найдено в Дании и Чехии. На некоторых барабанах присутствует орнаментация на внутренней поверхности снизу, что говорит в пользу его использования в горизонтальном положении.
Несмотря на огромную удаленность, находки барабанов в могильниках, похожей формы встречаются и в культуре китайского неолита того же периода. Однако на территории Юго-восточной Азии эти барабаны сохранились до настоящего времени, а на территории Европы они бесследно исчезли, разве что о них напоминали формы пьедестальных чаш. Древнее европейских и китайских барабанов до сих пор ничего не найдено.
Более поздние барабаны, найденные на территории Чехии и датируемые от 2800 г. до н.э. до 2400 г. д.н.э. принадлежали культуре шаровидных амфор (kugel amphoren culture), входящей в круг шнуровой керамики и боевых топоров и пришедшей на смену культуре воронковидных кубков. Примечательно, что на территории России к этой общности принадлежала фатьяновская культура, следы которой находят и на территории Москвы.
Барабан культуры воронковидных кубков (3400-3100 лет д.н.э.), 24 см, Zorbau. Вид сбоку и снизу. На обратной стороне видна орнаментация, что говорит в пользу его использования в горизонтальном положении.
Барабан культуры воронковидных кубков (3100-2650 лет д.н.э.), 10,5 см., Dölauer Heide.
Барабан культуры воронковидных кубков (3600-3200 лет д.н.э.), 25,5 см, Ebendorf.
Барабан культуры воронковидных кубков (3600-3200 лет д.н.э.).
Барабан культуры Эртебёлле (4000-3600 лет д.н.э.).
Барабан культуры воронковидных кубков (3200-3000 лет д.н.э.).
Барабан культуры шаровидных амфор, Чехия, (2800 лет д.н.э.).
Захоронение с барабанами Древний Китай, культуры Давенкоу, Яншао, Мацзяяо, с 3500 лет д.н.э.В древности в Китае выделяют три культурные зоны: восточную, среднюю и западную (см карту ниже). Первые барабаны появились около 4 тыс. лет д.н.э. на востоке и спустя тысячелетие они появляются и на западе. До барабанов были найдены костяные флейты, датируемые 7000–5800 лет д.н.э. По-видимому, барабаны в неолитическом Китае были связаны с иньским культом водного божества, который впоследствии стал олицетворять дракон, так как на них использовалась кожа аллигатора. На барабане культуры Яншао изображена антропоморфная фигура, которая держит двух рыб. Барабан культуры Мацзяяо (Majiayao, 3100-2700 лет д.н.э.) Барабан культуры Яншао, Мьядигоу (Miaodigou, 2500 лет д.н.э.) Барабан культуры Яншао, Мьядигоу (Miaodigou, 3000-2500 лет д.н.э.) Барабан культуры Яншао (Yangshaо, 3000-2500 лет д.н.э.) Барабан культуры Мацзяяо (Majiayao, 3100-2700 лет д.н.э.) Барабан культуры Мацзяяо (Majiayao, 3100-2700 лет д.н.э.) Барабан культуры Мацзяяо (Majiayao, 3100-2700 лет д.н.э.) Барабан культуры Лушань, по высоте с человеческий рост, (Longshan, 2500-2100 лет д.н.э.) Захоронение барабанщика на западе Китая Захоронение барабанщика на востоке Китая Самые ранние экземпляры барабанов на территории Китая относятся к неолитической восточной культуре Давенкоу на территории провинции Шандунь и датируются около 4000-3500 лет д.н.э. На этих ритуальных барабанах использовалась кожа аллигатора. Все барабаны имеют 15-20 петель для крепления мембраны, по высоте от 17 до 36 см и имеют небольшие отверстия для выхода воздуха около 6 мм по бокам и чуть более крупное отверстие снизу. Скорее всего на них играли в сидячем положении, так как на некоторых есть петли для крепления. В захоронениях Давенкоу барабан располагался около стоп умершего. В средней и восточной зоне развивалась группа культур, Яншао. В центральной области она представлена культурами Мьядигоу и Луншань, а на западе культурой Мазцзяяо и рядом других культур. В средней области встречается большое разнообразие форм барабанов. В Таоси было найдено огромное количество разнообразных музыкальных инструментов, датируемых ранее 2000 г д.н.э., включая звенящие камни, колокольчики из глины и меди, большие деревянные и керамические барабаны. Вместе с ними найдены кости и кожа аллигатора, характерная и для барабанов Давенкоу. В западной области в культуре Мацзяяо барабаны больше всего походят по форме на дарбуки. В дальнейшем барабаны подобной формы вошли в культуры провинции Юнань (Барабан Даи, Dai drum from Yunnan), Мяьнму (барабан о-зи, ò-zi), культуру Таиланда (барабан клон-яо, klong-yao), культуру малазии (малайский гедонбэк), а также в культуру Новой Гвинеи. Очень похожий по форме барабан был найден в городище Бейджесултан (Beycesultan) в Турции, датируемый около 1900-1550 лет д.н.э. Интересно отметить, что возможно связь с Турцией не случайна, так как расписная керамика Мацзяяо очень напоминает керамику культуры Триполья, располагавшейся на территории Украины, Молдавии и Румынии. При этом именно в Триполье впервые появились такие символы как свастика и инь-янь, впоследствии появившиеся в Китае. Также доказано, что культура Мацзяяо подверглась влиянию переселенцев, пришедших с северо-запада. В музеях провиции Ганьсу и в музее Ланьчжоу находится огромное количество дарбукообразных барабанов. В то время как на востоке барабаны клали у ног умершего, на западе их располагали у головы. Малайский барабан Гедонбэк (gedombak). Тайский барабан Тон (thon, thab, thap). Керамические барабаны в первом китайском государстве династии Шан (1600-1027 г д.н.э.) сменили бронзовые барабаны. Однако даже в бронзе видно, что ранее использовалась кожа аллигатора. Примерно в этом же время, в эпоху так называемой донгшонской цивилизации, в 2879 году до н.э. было создано полулегендарное королевство Ванланг. Символом культуры Донгшон стали бронзовые барабаны с характерным геометрическим узором, сценами народной жизни и изображениями тотемных животных. Барабаны Триполья (культура Кукутень), с 4600 лет д.н.э.В Северном Причерноморье сложилась одна из основных групп древних индоевропейцев, сформировавших трипольскую культуру, расцвет которой пришелся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э.; Она была ареалом проживания выходцев из Малой и Передней Азии, Закавказья, Зауралья. Ареал культуры располагался на территориях западной Украины, Молдавии, Северо-восточной Румынии. В позднее время контактировала с мегалитической культурой воронководных кубков, где как известно, существовали кубкообразные барабаны. С другой стороны именно в этой культуре впервые возникли такое символы как инь-янь, свастика, особый стиль расписной керамики, похожий на расписную керамику китайской культуры Мацзяяо. Считается, что большим влиянием на культуру Мацзяяо оказали пришельцы с запада, которые контактировали с культурой Триполья. И именно в культуре Мацзяяо мы находим древнейшие китайские дарбуки. Нельзя исключать, что такие виды барабанов впервые возникли именно в культуре Триполья. В подтверждение этой версии существуют находки трипольских барабанов трех разных форм: в форме песочных часов, в кубковидные и конусообразные. К сожалению, феномен трипольских барабанов изучен слабо, в основном в работах Ольги Олейник. Далее следуют выкладки из ее работ. Среди керамики Триполья существовали особые изделия – сосуды без дна разных форм и размеров как спаренные (в виде двух полых цилиндров, соединенных одной или двумя-тремя перемычками – «биноклевидные»), так и одинарные («моноклевидные»). Их назначение до сих пор представляется спорным. Высказывалось предположение, что биноклевидные изделия являются спаренными барабанами. По аналогиям известных типов барабанов реконструированы два разнотипных инструмента, обнаруженные на раннетрипольском (4600 г. до н. э.) поселении Ленковцы (ныне Черновицкая обл.). Один из них принадлежит к типу кубкообразных барабанов, известных среди археологических находок в Европе и Китае. Другой тип барабана из этого поселения – конусный. Характерной особенностью инструмента являются овальные отверстия в нижней части корпуса. Подобные декоративные отверстия различной конфигурации известны среди инструментов народов Азии, Полинезии и Африки. К типу конусных принадлежат также барабаны с двумя выступами-«ушками» в нижней части корпуса. Они относятся к среднему этапу Триполья (4500–4300 гг. до н. э.). Корпусы этих инструментов украшены прочерченным орнаментом, символизирующим змею. Археолог Н. Бурдо полагает, что подобные орнаментальные композиции на керамике воплощают образ лунной богини-змеи. Заслуживают внимания отдельные антропоморфные сосуды в форме нижней части женской фигуры. Литавры подобной формы до сих пор существуют среди ритуальных инструментов народов Западной Африки. Они связаны с культом плодородия. Трипольский кубкообразный барабан, найденный на раннетрипольском поселении Ленковцы (4600 г. до н. э.) Трипольский конусообразный барабан, реконструкция Олейник Трипольский барабан, в виде песочных часов, найденный рядом с селом Городница Ивано-Франковской обл., IV тыс. д. н.э. Древний Шумер, 3000 лет д.н.э.Известно изображение барабанов lilis в древнем Шумере (около трех тысяч лет до н. э). Эти котлообразные барабаны крепились на длинной тонкой ножке. Древний Египет, 2700 лет д.н.э.Самое раннее упоминание барабанов в Древнем Египте восходит к тексту, датируемому временем правления фараона Хеопса (27 в. до н.э., IV династия Древнего царства), где говорится о некой музыкантше по имени Мари, певшей для своей госпожи, сопровождая свое пение игрой на барабане. На территории Англии в детской могиле были найдены каменные фолктонские барабаны (Folkton drums), которые датируются 2500 лет д.н.э.
|
Хотя барабаны в Европе были известны еще со времен неолита, Древнего Египта и Месопотамии, в раннее Средневековье пользовались ими мало. Лишь со времени крестовых походов упоминание о барабанах (tambour) становится регулярным, причем начиная с XII в. под этим названием фигурируют инструменты самых разнообразных форм: длинные, сдвоенные, бубны и т. д. К концу XII в. этот инструмент, который звучит на поле брани и в пиршественном зале, уже привлекает внимание музыкантов. При этом распространен он столь широко, что в XIII в. труверы, претендующие на сохранение в своем искусстве древних традиций, жалуются на «засилье» барабанов и бубнов, которые вытесняют инструменты «более благородные».
Бубны и барабаны сопровождают не только пение, выступления труверов, — их берут в руки и странствующие танцоры, актеры, жонглеры; женщины танцуют, сопровождая свои танцы игрой на бубнах. Бубен (tambour, bosquei) при этом держится в одной руке, а другой, свободной, в него ритмично ударяют. Иногда менестрели, играя на флейте, аккомпанировали себе на бубне или барабанчике, который они укрепляли на своем левом плече при помощи ремня. Менестрель играл на флейте, сопровождая ее пение ритмическими ударами в бубен, которые он производил головой, как это видно на скульптуре XIII в. с фасада Дома музыкантов в Реймсе.
По скульптуре Дома музыкантов известны так же сарацинские, или двойные, барабаны. В эпоху крестовых походов они нашли распространение в армии, так как легко устанавливались по обе стороны седла.
Другим видом ударных музыкальных инструментов, распространенным в средние века во Франции, был тимбр (tymbre, cembel) — две полусферы, а позднее — тарелки, из медных и других сплавов, использовавшиеся для отбивания такта, ритмического сопровождения танцев. В лиможской рукописи XII в. из Национальной библиотеки Парижа танцовщица изображена именно с этим инструментом. К XV в. относится фрагмент скульптуры с алтаря из церкви аббатства в О, на нем тимбр используется в оркестре.
К тимбру следует отнести цимбал (cymbalum) — инструмент, представлявший собой кольцо с припаянными к нему бронзовыми трубочками, на концах которых при встряхивании звенят колокольчики, изображение этого инструмента известно по рукописи XIII в. из аббатства Сен-Блаз (рис. 20). Цимбал был распространен во Франции во время раннего Средневековья и использовался как в светской жизни, так и в церквах — им подавался знак к началу богослужения.
К средневековым ударным инструментам относятся и колокольцы (chochettes). Распространены они были очень широко, колокольчики звучали во время концертов, их пришивали к одежде, подвешивали к потолку в жилищах, — не говоря уже об использовании колоколов в церкви. Колокольным звоном сопровождались и танцы, и этому есть примеры — изображения на миниатюрах, относящиеся еще к началу X в.! В Шартре, Сансе, Париже на порталах соборов можно встретить барельефы, на которых женщина, ударяющая в подвешенные колокольцы, символизирует в семье Свободных искусств музыку. Царя Давида изображали играющим на колоколах. Как видно на миниатюре из Библии ХIII в., играет он на них с помощью молоточков. Количество колоколов могло варьировать — обычно от пяти до десяти и более.
В XII в. большое распространение получила мода на колокольчики или бубенчики, пришитые к одежде. Пользовались ими как дамы, так и мужчины. Причем последние долго не расставались с этой модой, вплоть до XIV в. Тогда было принято украшать одежду толстыми золотыми цепями, и мужчины часто подвешивали к. ним колокольчики. Такая мода была признаком принадлежности к высокой феодальной знати — мелкому дворянству и буржуазии ношение колокольчиков было запрещено. Но уже в XV в. колокольчики остаются только на одежде шутов. Оркестровая жизнь этого ударного инструмента продолжается и по сей день; да и изменился он с тех пор мало.
После длительного отсутствия кубкообразных барабанов на териитории Европы их находят уже в эпоху средневековья в Испании. В средневековой Европе кубкообразный барабан впервые встречается на миниатюре в кантигах Альфонса Мудрого (1221-1284). Девушка держит его на плече в марокканской манере. В персидских миниатюрах он появляется с 19-го века и расположен уж на коленях.
В 13 веке персидский музыкант Сафи-ад-Дин написал две книги «Китаб аль адваар» («Книга о кругах», 1256 г.) и «Рисалейи-Шарафийя» (1267 г., написан в Тебризе). Сафи-ад-Дин родился в 1216 г. в городе Урмия (ныне в остане Западный Азербайджан, Иран) работал писарем в библиотеке последнего абассидского халифа и пережил его падение при захвате Багдада монголами в 1258 г., после чего побывал в ставке Хулагу-хана
Рукописи трактата «Китаб аль-адвар» хранятся во многих знаменитых библиотеках мира. В этой книге впервые встречается термин «Давр» для описания ритмического цикла и производится подробное его описание. Сафи-ад-Дин Считается основоположником теоретического исследования макамо-мугамной музыкальной традиции. 13-я глава книги «Китаб аль адваар» посвящена ритмическим моделям. Сафи-аль-Дин перечисляет 8 ритмических моделей и их вариаци. В книге «Рисаала» также перечисляются семь аналогичных ритмов и добавляются новые. В разных книгах под одним названием приводятся разные ритмы.
Ритмы (давр) изображаются в виде полукруга на сетке или в виде круга, разделенного на секторы. Чииталась они по часовой стрелке начиная с левого сектора (вдоль которого расположена стрелка). Темный сектор означал ударную долю, белый – паузу, а точнее продлевание ударной доли. Доле без продлевания соответствовал короткий слог ta, доле с продлеванием – длинным слогом tan.
Здесь представлены барабаны относящиеся к средневековью и первые фотографии с барабанами.
Хронология возникновения культурных явлений
Существуют разные теории относительно возникновения нашего мира. В данном описании я буду опираться на научную картину мира. А научная картина опирается на аристотелеву логику, то есть дуальности да-нет. В мифологических картинах мира эта логика нарушается, поэтому в восточных религиях наше мироздание сравнивается со сном и мир видится как иллюзия или сон божества.
700 тыс. лет. Возникает ассиметрия головного мозга. По данным палеоархеологии установлено, что шельские рубила удобнее захватываются правой рукой.
300 тыс. лет. Копье. Древнейшими считаются 8 копий из Шёнингена (Германия) возрастом 300 тыс. лет. В Эфиопии в локации Гадемотта (Gademotta) обнаружены копья с каменными наконечниками возрастом 280 тыс. лет.
200 тыс. лет. По одной из теорий, именно в это время гортань опускается до современного уровня, появляется сложномодулируемая речь.
40 тыс лет.
30-29 тыс. лет
Первая керамика, причем для изготовления неолитических Венер, а керамическая посуда появилась намного позже.
Изобретение лука со стрелами. Возможно, это был первый струнный инструмент. Первые наскальные росписи в пещере Шове во Франции. Cкaльныe жилища с рисунками в Бxuмбemке пpeдcmaвляюm coбoй oднu uз caмыx paннux cлeдoв жuзнu чeлoвeкa нa uндuйcкoм cубкoнmuнeнme.
26 тыс. лет
Одомашнивание волка, следы лапы волка или собаки и ноги ребёнка были обнаружены во французской пещере Шове. В Моравии появляется первый текстиль из волокон крапивы и конопли.
25 тыс. лет
Стоянка Сунгирь во Владимире. Найдено царское захоронение с костюмом, украшенным тысячами бусин из мамонтовой кости.
17 тыс лет.
B cucmeмe пeщep Ласко вo Фpaнцuu мoжнo нaйmu oднu uз caмыx кpacuвыx 17 000-лemнux кapmuн в мupe. Oнu oчeнь cлoжныe, oчeнь mщameльнo cдeлaны u пpu эmoм пpeкpacнo coxpaнuлucь.
16 тыс. лет.
Древнейшая керамика в Северной Азии, в виде человеческой фигурки, найденная на территории Хакассии. Начало переселения людей в Америку через Беренгинию.
12 тыс лет до н. э.
Наступает эпоха межледниковья, климат теплеет. Эпоха мезолита, шлифованного камня. Древнейшая керамическая посуда в России обнаружена в Забайкалье. В этот период происходит повсеместное распространение лука со стрелами, которые, однако, были изобретены ещё в предшествующую эпоху. Строительство каменного комплекса Гебёкли-Тепе на территории Турции. Невероятно высокий уровень обработки камня. Пещерная живопись стала выполняться с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. Позднее пещерная живопись стала более стилизованной. «Пeщepa pук» Kуэвa-дe-лac-Maнoc в Apгeнmuнe cлaвumcя cвoeй oбшupнoй кoллeкцueй ommucкoв u uзoбpaжeнuй чeлoвeчecкux pук. Появляются первые лодки с веслом. Заселение Шотландии.
10 тыс лет до н. э.
Появляется сельское хозяйство, как следствие возникает необходимость хранения зерна. Происходит одомашнивание кошки. При этом домашние кошки расселились вместе с земледельцами по всему Ближнему Востоку. Появление лука и стрел с каменным наконечником в Свидерской культуре на территории Центральной и Восточной Европы. Вымирание мамонтов и неондертальцев.
8 тыс. лет до н. э.
Люди приручили коз, овец, свиней и коров. Анализ митохондриальной ДНК показывает, что дикий бык (Bos taurus) был одомашнен на Ближнем Востоке в неолите. Появление первых тканей изо льна.
6 тыс. лет до н.э
Начало бронзового века. Одомашнивание лошади. Появление одежды из шерстяных волокон овечьего меха. В Хакассии найдена статуэтка рыбы-приманки для подледного лова.
На территории Турции в деревне Catal Hoyuk найдено изображение, которое Лайн Редмонд считает древнейшим рамочным барабаном, датируемое 5600 лет д.н.э. Однозначно утвержать это невозможно.
5 тыс. лет до н.э
Возникновение Земли по версии Библии. Изобретение колеса. Самым ранним «колесом» считается находка в жудеце Яссы в Румынии. Следующие по времени модели колёс были обнаружены в погребениях майкопской культуры на Северном Кавказе и в погребении новосвободненской культуры в Краснодарском крае середины 4-го тысячелетия до н. э.
Стоянка древнего человека на скале Шаманка на Ольхоне. Древнейшее изображение повозки, влекомой быками в Южной Сибири. Появляются резные каменные шары в Шотландии, назначение которых до сих пор неизвестно.
Возникновение пиьменности, дунайское протописьмо (Тэртэрийские надписи).
Возникновение культуры ямочно-гребенчатой керамики в северной Европе вплоть до Урала.
В Египте впервые приручена ливийская буланая кошка, ставшая впоследствии священным животным богини Баст.
4 тыс. лет до н.э
Медный век. Формирование циркумпонтийской металлургической провинции.
Документально фиксируемые древнейшие барабаны, причем имеющие кубоковидную форму, найдены на территории Германии и Китая. Датируются от 3600 лет д.н.э. Около 200 керамических барабанов найдено на территории Германии, относящиеся к культуре Вальтерниенбург-Бернбург (Walternienburg-Bernburg и Funnelbeaker). Данные группы являлись локальными вариантами культуры воронковидных кубков. В Китае найдены ритуальные барабаны с кожей аллигатора, относятся к неолитической культуре Давенкоу и датируются около 3500 лет д.н.э.
3 тыс. лет до н. э.
Создание древнеегипетского государства. Каменные лабиринты в Беломорье. Строительство Стоунхэнджа. Начало эпохи пирамид. Волосовская культура на территории Русской равнины. Изобретение гончарного круга. Изобретение хлопковой ткани. Появляются первые бронзовые барабаны в Юго-Восточной Азии в Донгшонской культуре. Возникновение шумерской клинописи.
Рубеж нашей эры.
Древнейшее изображение шамана с бубном, найденное на территории Хакассии на оз Тус-Кель датируется 2-м веком до н. э.
Возникновение греческой, а затем римской и китайской империй.
Протокультуры
Расмотрим истоки современной цивилизации на основе работ Освальда Шпенглера (Oswald Arnold Gottfried Spengler; 29 мая 1880 года, Бланкенбург, Германия — 8 мая 1936 года, Мюнхен) — немецкий историософ, представитель философии жизни.
В своей последней работе Шпенглер описывает поле истории, в которой он выделяет 4 основных этапа — А, В, С, D.
Фаза А длится с неопределенного времени (когда фиксируются первые признаки разумного человека) до верхнего палеолита.
Вторая фаза В располагается, по Шпенглеру, в промежутке от 20 000 до 6000 лет до Р.Х. и характеризуется обнаружением человеком «внутреннего мира», души и столкновением с феноменом смерти (на самом деле эта фаза начинается 40 тыс лет назад, во времена Шпенглера еще не было данных археологии). Этот период Шпенглер уподобляет метафорически излюбленным им кристаллам и минералам. Фазы А и В Шпенглер называет «неорганическими». Две другие — С и D — «органическими».
Третью фазу С Шпенглер сравнивает с «амебой», медленно, но автономно передвигающимся простейшим животным. В этой фазе складываются протокультуры, которые позднее, в фазе D, которая длится до настоящего времени, лягут в основу известных нам «культурно-исторических типов».
На стадии С Шпенглер насчитывает три протокультуры, три «цивилизационные амебы»: атлантическую, кушитскую и туранскую.
Атлантическая культура, по Шпенглеру, занимает западные части Европы и Африки и отличается повышенным вниманием к посмертным мирам. В классической археологии к носителям этой культуры принято относить доиндоевропейское население Европы, к которому принадлежали культура Триполья, Винча, Лендель, воронковидных кубков, минойцы, пеласги, баски, сикулы, иберы, лелеги (некоторые добавляют к ним пиктов и т. д.). Это культура «того света». Отсюда монументальные памятники, воздвигаемые усопшим, культ «потустороннего мира» и его божеств. Для нее характерны циклопические постройки — мегалиты. В этой культуре доминируют вопросы родовой принадлежности, крови, что связывает живых с миром мертвых. Отсюда же берет начало мумификация покойников, бальзамирование трупов, пышные ритуалы похорон. Это культура «живой смерти». В этой культуре широко представлено почитание богини, культ которой восходит к неолитическим Венерам. Также широко распространены культы Медведя и Тура. В культуре воронковидных кубков на территории Европы впервые появились глиняные барабаны. Около 200 керамических барабанов найдено на территории Германии, относящиеся к культуре Вальтерниенбург-Бернбург (Walternienburg-Bernburg).
Второй протокультурой эпохи С является кушитская культура. Шпенглер располагает ее центр на юге Евразии между Индией и Красным морем. Для этой протокультуры характерно представление о роке как математическом законе мира, воплощенном в небе и подчиняющем себе все процессы на земле. Кушитская культура безразлична к смерти и жизни и все свое внимание сосредотачивает на исследовании математических закономерностей мира. В центре ее стоит фигура жреца-математика. Главной символической постройкой является храм. В фазе D кушитский стиль полнее всего выразился в Ассиро-Вавилонской цивилизации.
Статьи про древнюю музыку:
- что такое священный сан
- что лучше линекс или хилак форте при дисбактериозе у ребенка