в каком году появился кондиционер в ссср
История кондиционера в Советском Союзе
В 1928 году – американский инженер-химик Томас Мидгли-младший (Thomas Midgley Jr.) создал нетоксичное и не взрывоопасное соединение дихлорфторметан. Свое изобретение химик назвал «фреон». Три года спустя производители кондиционеров стали заменять устаревший аммиак на безопасный фреон, что позволило продавать моноблочные кондиционеры.Итак, с появлением безопасного хладагента и началось победное шествие кондиционера по планете. Кстати, термин «кондиционер» ввел в оборот американец Томас Крамер (Thomas Cramer), в производственную задачу которого входила разработка метода повышения влажности в цеху текстильной фабрики. Изобретенная им система охлаждала воздух путем испарения воды и была названа «кондиционером». Удачное слово немедленно подхватил «отец кондиционера» Кэрриер.
Что же происходило в России? В Советском Союзе не сразу оценили пользу кондиционера; долгое время он считался буржуазным излишеством, не нужным советскому человеку. Это мнение изменилось только в конце 50-х годов, и, конечно, первые кондиционеры пошли на нужды обороны.
Промышленные кондиционеры в Советском Союзе выпускаются с 60-х годов, а в 70-х в Баку началось строительство первого в СССР завода по производству комнатных кондиционеров; лицензия на производство была известной компанией Hitachi. В 1977 году в Баку был выпущен первый комнатный моноблочный кондиционер, называвшийся «бытовой кондиционер», или просто БК. Как многая продукция, выпускаемая в Стране Советов, кондиционер БК отличался завидной долговечностью, но недостаточной комфортностью, был шумным и габаритным. Подробнее о чистке кондиционеров на сайте http://ozon-ug.ru/
Конечно, история развития кондиционера еще не закончена. Инженеры стараются улучшить конструкцию, расширить диапазон потребительских свойств, удешевить производство; химики бьются над созданием эффективного и полностью безопасного хладагента… Но это – дело не такого уж далекого будущего!
скачать dle 11.3
Какой автомобиль получил кондиционер первым и почему он сразу не пошёл в массы? Кому такая опция была доступна в Советском Союзе и с какого года она появилась на Ладах? В чём отличие «кондея» от климат-контроля и почему из-за них растёт расход топлива? Портал Kolesa.Ru проследил 75-летнюю историю прохладных салонов.
Впервые – в небоскребах
Широкое распространение систем кондиционирования воздуха (позволяющих не только охлаждать его, но и очищать от влаги и посторонних запахов) началось в 30-е годы XX века. Сперва кондиционеры в массовом порядке устанавливались в деловых и административных зданиях в США, в частности в знаменитых нью-йоркских небоскребах.
В середине 30-х «кондеи» перекочевали на транспорт. Причем отнюдь не на частный. В те годы на Ближнем Востоке весьма популярным видом пассажирского междугородного сообщения были автопоезда: грузовики с полуприцепами, оборудованными под пассажирский салон. На таких автопоездах, курсировавших по маршруту Багдад — Дамаск, и появились первые автомобильные кондиционеры. Весьма логично: в пустынной местности система охлаждения воздуха в салоне — вещь едва ли не первой необходимости!
Провал в тридцатых и сороковых
Первый же серийный легковой автомобиль с кондиционером был представлен широкой публике в 1939 году на автосалоне в Чикаго. Им стал Packard 12 Sedan. Фурор эта модель, впрочем, не вызвала и массовое распространение кондиционеров на машинах не спровоцировала. По трем причинам.
Во-первых, «кондей» на том Паккарде предлагался исключительно в качестве опции. Причем не просто дорогой, а очень дорогой: цена ее оставляла 274 доллара. По тем временам это была треть цены новой легковой машины среднего класса в США!
Во-вторых, никакой автоматикой в управлении первым автомобильным кондиционером, как говорится, и не пахло. Чтобы немного охладить салон в жаркую погоду, водитель должен был остановиться, заглушить двигатель, а потом открыть капот и вручную установить приводной ремень системы кондиционирования.
В-третьих, сама эта система была весьма громоздкой. Необходимые для ее работы агрегаты стояли не только под капотом и в салоне, но и «съедали» едва ли не половину полезного объема багажника.
В общем, сколь-нибудь популярной эта опция так и не стала, и буквально спустя два года после премьеры Паккарда с кондиционером предлагать ее перестали. Идею, однако, подхватили конкуренты Packard из Cadillac и Chrysler, и в 1941-1942 годах кондиционер значился в списках дополнительного оборудования на топовых моделях обеих марок.
В годы Второй мировой войны процесс усовершенствования автомобильных кондиционеров прекратился (производителям, по понятным причинам, было не до того).
Второе рождение кондиционера
И лишь в середине 50-х в этой области произошел прорыв. Появились первые системы, похожие на современные: объединявшие кондиционер и отопитель, гораздо более компактные; агрегаты располагались только под капотом. Да и цена подобной опции становилась все более разумной.
Соответственно, и популярность «кондеев» в экономически развитых США стала расти впечатляющими темпами. К концу 80-х годов в Штатах почти 90% легковых машин были оснащены кондиционерами. А вот в Европе, сильно пострадавшей в годы Второй мировой, они, напротив, не пользовались особой популярностью вплоть до конца 70-х.
Когда кондиционер появился у нас?
В СССР системы кондиционирования воздуха были уделом исключительно правительственных авто. «Первопроходцем» стал ЗИЛ-111А, запущенный в серийное производство в 1959 году. Автомобиль оснащался кондиционером советской разработки. А вот «Чайка» второго поколения (ГАЗ-14), выпущенная в 1977 году, получила уже зарубежную систему кондиционирования.
Массовому же покупателю отечественных авто кондиционер стал доступен уже после распада Советского Союза. В 2000-х годах «кондеи» появились в прайс-листах на различные модификации «Волги» 3110, а первой моделью марки Lada с устанавливаемым на заводе кондиционером стала появившаяся в 2007 году Priora.
История кондиционера в России
В Советском Союзе кондиционер долгое время считался непозволительной роскошью, отвлекающей пролетариат от классовой борьбы. Так в 1940 году за публикацию ряда материалов о кондиционировании воздуха был разгромлен журнал «Отопление и вентиляция». Эти статьи были восприняты как «пропаганда буржуазных взглядов в технике», и вплоть до 1955 года (когда выяснилось, что советские корабли абсолютно не приспособлены к плаванию в тропиках) эта тема оставалась под негласным запретом.
Выпуск бытовых кондиционеров на территории Советского Союза начался только в 70-х годах, после того, как построенный в Баку завод освоил производство продукции по лицензии японской фирмы Hitachi. В свои лучшие годы, которые пришлись на середину 80-х, Бакинский завод выдавал 400-500 тысяч кондиционеров в год. Мало кто знает, что в Баку был освоен выпуск первых советских сплит-систем с внутренним блоком напольного типа, но объем выпуска был очень мал.
После распада СССР и отъезда лучших специалистов производство кондиционеров в Баку пошло на убыль, и к 1997-98 году окончательно развалилось. Из былых шести тысяч рабочих на предприятии осталось не более 500 человек, занятых ремонтом и обслуживанием техники.
Еще одним советским проектом, в настоящее время практически забытым, были кондиционеры «Нева», небольшая партия которых была сделана в Ленинграде.
Первыми кондиционерами, сделанными в России, стали оконники Fedders, которые в начале 90-х годов собирали в городе Железногорске (Курская обл.). Однако из-за невысокого качества продукции производство долго не продержалось, и к 1996 году было полностью свернуто. Эстафету подхватили в подмосковной Электростали. В 1997 году на заводе Элемаш был освоен выпуск сплит-систем из сборочных комплектов Samsung, а затем налажено производство продукции под собственной торговой маркой.
И, наконец, в 2000-2002 годах производство сплит-систем начато в подмосковном Фрязино (Rolsen), Хабаровске (ЕВГО), Москве (MB), Ижевске (Купол), Ростове-на-Дону (Artel).
В разделе рассказывается, когда и почему в СССР началось производство кондиционеров. Описываются самые известные советские кондиционеры БК, их преимущества и недостатки, причины популярности бакинских оконных кондиционеров в мире в 70-80 г. Перечислены основные производители бытовых и промышленных кондиционеров в России в настоящее время.
Производство промышленных кондиционеров в 20-60 годы
В СССР кондиционеры появились в 20-е годы XX века в текстильной промышленности и предназначались не для создания комфорта работникам, а для поддержания технологических условий. Однако бытовой кондиционер долгое время считался в Советском Союзе непозволительной роскошью. Так в 1940 году за публикацию ряда материалов о кондиционировании воздуха был разгромлен журнал «Отопление и вентиляция». Эти статьи были восприняты как «пропаганда буржуазных взглядов в технике», и вплоть до 1955 года эта тема оставалась под негласным запретом. В середине 50-х (уже после смерти Сталина) выяснилось, что без кондиционеров в СССР все же не обойтись. Кондиционирование потребовалось для наших судов (в особенности подводных лодок), плавающих в тропиках, а также для сверхзвуковой авиации.
Бытовые кондиционеры в СССР — знаменитые БК
Выпуск бытовых кондиционеров на территории Советского Союза начался только в 70-х годах, после того, как построенный в Баку завод освоил производство продукции по лицензии японской фирмы Hitachi. В свои лучшие годы, которые пришлись на середину 80-х, Бакинский завод выдавал 400-500 тысяч кондиционеров в год. Мало кто знает что в Баку был освоен выпуск первых советских сплит-систем с внутренним блоком напольного типа, но объем выпуска был очень мал.
Интересно, что порядка 120-150 тысяч кондиционеров БК ежегодно шло на экспорт. Больше всего советских оконников было продано на Кубу — порядка 700 тысяч штук. Крупными импортерами были Китай, Иран, Египет и Австралия (в Австралию отправлялось до 10 тысяч аппаратов в год!).
Сейчас модно ругать БК за большие габариты и высокий уровень шума, но нельзя не признать, что они оказались на редкость неприхотливыми и долговечными. В той же Австралии некоторые аппараты работают до сих пор! К тому же советские цены так приятно радовали местных фермеров, что на родине кенгуру эту продукцию до сих пор вспоминают добрым словом. Ни один кондиционер японского, американского, израильского или корейского производства не отличался такой долговечностью. Возможно, дело в том, что во всем мире концепция долговечности выпускаемой техники претерпела существенные изменения уже на рубеже 70-80 годов. Если ранее старались сделать на века, то теперь срок службы не превышает времени морального старения. При нынешних темпах развития техники — это не более 10 лет.
Кстати о качестве БК, выпущенных в 70-80 годах, говорит хотя бы такой факт. Завод по производству компрессоров (рассчитанный на миллион штук в год) половину продукции отправлял на экспорт, выполняя заказ компании Toshiba.
После распада СССР и отъезда лучших специалистов производство кондиционеров в Баку пошло на убыль, и к 1997-98 году окончательно развалилось. Из былых шести тысяч рабочих на предприятии осталось не более 500 человек, занятых ремонтом и обслуживанием техники. Эра БК закончилась.
Еще одним советским проектом, в настоящее время практически забытым, были кондиционеры «Нева», небольшая партия которых была сделана в Ленинграде.
Кстати, экспортировались из СССР не только бытовые кондиционеры БК, но и промышленные агрегаты. К началу 90-х годов кондиционеры Домодедовского машиностроительного завода (для металлургических тяжелых кранов, для постов управления прокатных станов металлургических заводов) работали в 34 странах мира, в том числе в Финляндии, Югославии, Чехословакии, ГДР, Польше, Венгрии, Болгарии, Индии, Турции и др.
Кондиционеры современной России
Первыми кондиционерами, сделанными в России, стали оконники Fedders, которые в начале 90-х годов собирали в городе Железногорске (Курская обл.). Однако из-за невысокого качества продукции производство долго не продержалось, и к 1996 году было полностью свернуто. Эстафету подхватили в подмосковной Электростали. В 1997 году на заводе Элемаш был освоен выпуск сплит-систем из сборочных комплектов Samsung, а затем налажено производство продукции под собственной торговой маркой.
Промышленная климатическая техника: прецизионные кондиционеры, станции охлаждения жидкости, транспортные кондиционеры для ж/д вагонов — производится Домодедовским машиностроительным заводом «Кондиционер». И, наконец, в 2000-2002 годах производство сплит-систем начато в подмосковном Фрязино (Rolsen), Хабаровске (ЕВГО), Москве (МВ), Ижевске (Купол), Ростове-на-Дону (Artel).
днако подавляющее большинство кондиционеров, которые устанавливаются сейчас России, все же изготовлены за пределами нашей страны (в основном, в Китае). В то же время на российском рынке работает огромное количество климатических компаний, ввозящих кондиционеры из Японии, Китая, Малайзии, Израиля, США и продающих и устанавливающих их в квартирах, офисах, магазинах и кафе россиян. В 2000 — 2002 г. российский кондиционерный рынок рос на 30 — 70 % в год, рост продолжается и сейчас!
История кондиционирования в СССР
Производство промышленных кондиционеров в 20-60 годы
О людях в СССР подумали только в 70-е годы. Тогда и наладили выпуск бытовых кондиционеров на бакинском заводе по лицензии японской фирмы Hitachi. В 80-е годы этот завод выпускал до 500 тысяч кондиционеров в год. Даже было освоено небольшое производство первых русских сплит-систем (внутренний блок имел напольный вид).
При этом треть советских кондиционеров уходила на экспорт: в Кубу, Китай, Египет, Иран и даже Австралию.
Конечно, советские кондиционеры были громоздкие и очень сильно гудели. Тем не менее, годы показали их поразительную неприхотливость и долговечность. Некоторые агрегаты работают до сих пор. Дело в том, что на западе и не стремятся делать технику долговечной, поскольку уже буквально в пару лет она морально устаревает. А 10 лет считается крайним сроком работы для любого агрегата.
После распада СССР бакинское производство кондиционеров сошло на нет, его заменил импорт.
Кондиционеры современной России
Первыми в России кондиционеры в начале 90-х стали собирать в Железногорске Курской области. Это были оконники Fedders, но настолько некачественные, что производство быстро свернулось. Продолжил это начинание завод Элемаш (г. Электросталь) который наладил сборку сплит-систем Samsung, а позже открыл производство под своей торговой маркой. В Домодедово стали выпускать кондиционеры для ж/д вагонов, а производство сплит-систем было налажено уже в Москве (МВ), Фрязино (Rolsen), Ижевске (Купол), Хабаровске (ЕВГО), Ростове-на-Дону (Artel).
Тем не менее, большинство кондиционеров, установленных в домах и зданиях России в основном китайские. Также ввозится продукция Японии, Израиля, США, Малайзии.