в каком году появился голубой огонек
Голубой огонёк
Из Википедии — свободной энциклопедии
драма
мелодрама
комедия
приключения
семейный
Юрий Суренович Сааков, Виктор Андреевич Черкасов, Евгений Александрович Гинзбург, Игорь Иванович Нетребчук и др.
С 2008 года Сергей Сергеевич Широков.
Москва, Киностудия «Мосфильм», 1-й павильон;
Москва, телецентр «Останкино», АСБ-1 (с 1969)
«Голубо́й огонёк» — телевизионная музыкально-развлекательная программа, выходившая в эфир на Первой программе Центрального телевидения СССР с 6 апреля 1962 года по 1985 год. [1]
Изначально программа транслировалась еженедельно по выходным дням, а затем — только по праздничным и нерабочим. В выпусках «Огонька» принимали участие известные советские исполнители оперы, балета, оперетты, цирка, народной и эстрадной музыки, а также почётные гости — космонавты, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, видные военные деятели, передовики производства и многие другие представители науки и искусства. Почетный гость первого выпуска 1962 года — космонавт Юрий Гагарин.
LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
Бал – настоящая находка Для юных франтов и для дам. Román Ribera Cirera АукционноЖанровое.
Позабыть нельзя.. А.Г.Новиков Анатолий Григорьевич Новиков (18 (30) октября 1896, Скопин &mda.
Петербургский свет 1830-х годов в письмах Жоржа Дантеса (из писем Жоржа.
Чтo нaша жизнь без кошек? Кoшки это меховые цветы. Alfred Brunel de Neuville Дочь Marie Yv.
Есть два убежища от жизненных невзгод: это музыка и кошки. Marie Yvonne Laur Если бы кошачь.
—Видео
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
КОГДА ПОЯВИЛСЯ «ГОЛУБОЙ ОГОНЁК». 10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ПЕРЕДАЧЕ
Передача “Голубой огонек” впервые появилась в апреле 1962 года. Да, именно в апреле, потому что изначально транслировалась на всю страну каждую неделю по субботам. В первое время программа была своего рода “светской газетой”, ее старались не пропускать, на неделе обсуждали на работе, на кухне и в общественном транспорте. Позднее “Голубой огонек” стал появляться лишь в праздничные дни.
В 60-е везде начали открываться новые кафе, и идея “голубого огонька” была проста и гениальна: создать телевизионное кафе, куда бы приходили интересные люди, не только артисты, певцы и композиторы, но и простые, интересные люди, у которых есть своя история и ей можно поделиться со всей страной. В студии на Шаболовке было довольно тесно, но обстановка была самая дружелюбная и семейная.
Название“Голубой огонек” появилось благодаря черно-белому телевизору “Рекорд”. К началу 60-х Александровский радиозавод стал выпускать новое поколение телевизоров. Изображение новой модели телевизора было все еще черно-белым, зато у экрана появлиось голубое свечение. Отсюда и возникло название “Голубой огонек”.
Первые “огоньки” выходили сразу в прямой эфир. Но новогодние всегда снимались заранее, потому что невозможно было собирать артистов, певцов, композиторов и актеров в новогодние праздники. Операторы перемещали по маленькой студии огромные камеры, а следом за ними ходили женщины или мужчины в перчатках, поддерживая провода.
Сюда приглашали самых ярких и разных людей, о которых можно было что-то рассказать обществу. Не только поэтов, композиторов и актеров, но и мастеров спорта, шахтеров, авиаторов, Героев Советского Союза и, конечно, космонавтов. Чиновников на “Голубом огоньке” не было.
Передача транслировалась с 22:00-24:00 часов вечера. До полуночи новогодняя программа была довольно официальной. Во времена Леонида Брежнева первый час “Огонька” составлялся по вкусу генсека. Брежнев очень любил Муслима Магомаева и Аркадия Райкина. Райкин мог выступать в “огоньке” по 5-6 раз. Затем шла классика, народные песни, эстрада и юмор.
Настоящий праздник наступал гораздо позже, для тех, кто не спал до утра.
Как в СССР создавали «Голубой огонек»
Татьяна Судец и Николай Караченцов ведут «Голубой огонек», 1977 год
Возникновение любимого миллионами телезрителей формата новогоднего голубого огонька в декабре 1962 года было связано с эпохой оттепели и либерализации политики СССР в сфере культуры, а конкретно — с постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения».
В 1960 году партийное руководство обратило внимание на то, что «в выступлениях по телевидению нет задушевного разговора, непринужденной беседы» и приняло решение — раз диалог не завязывается сам, его необходимо организовать.
В том же году в Москве состоялось открытие молодежного кафе на улице Горького, где проводились диспуты, выступали артисты и поэты. Силами музыкальной редакции центрального телевидения из зала кафе проводились прямые трансляции, которые быстро оформились в отдельную самостоятельную передачу, авторам которой удалось сохранить главное — ту самую атмосферу «непринужденной беседы».
Название передачи менялось — «Телевизионное кафе», «На огонек», «На голубой огонек» и, наконец, «Голубой огонек» — менялись и даты выхода в эфир. Если сначала передача шла по выходным каждую неделю, то со временем стало ощущаться истощение материала и зрители могли увидеть ее уже только на праздники — 8 марта, 1 мая и Новый год.
Но в первую очередь зрителей привлекала редкая в СССР возможность посмотреть и послушать звезд первой величины тех лет. Среди них отдельное место занимал Юрий Гагарин — главный герой эпохи. Он снялся в нескольких выпусках передачи и даже был соведущим «Голубого огонька», приуроченного к 8 марта, где также появилась и первая женщина, побывавшая в космосе, Валентина Терешкова.
При этом в съемках программы могли участвовать как звезды первой величины, так и обычные советские трудящиеся — юмористическую зарисовку на эту тему можно увидеть в фильме Георгия Данелии «Тридцать три» (тоже, кстати, посвященном «космической» теме).
Не обходили стороной создатели «Голубого огонька» и политику ЦК КПСС в отношении других стран – телеэкран для большинства жителей страны был едва ли не единственным местом, где можно было увидеть гостей-иностранцев из стран социалистического лагеря. А иногда поймать и такой «привет» друзьям СССР из других стран, как выступление Иосифа Кобзона, исполняющего песню «Куба — любовь моя» с приклеенной бородой а-ля Фидель Кастро и автоматом в руках.
Отдельным пунктом было выступление юмористов. Апогеем комедийной программы всегда были номера Аркадия Райкина, популярностью пользовались комические дуэты — Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична (Вадим Тонков и Борис Владимиров), Штепсель и Тарапунька (Ефим Березин и Юрий Тимошенко»), а также Лев Миров и Марк Новицкий, выступавшие под своими именами.
«Огонек» подарил отечественному телевидению и множество других форматов. Именно здесь впервые стали часто выступать фигуристы, заложив основу для сегодняшней востребованности катания на льду. Здесь же началась и традиция «ностальгических» музыкальных номеров — в 1965 году исполнители главных ролей в фильме «Небесный тихоход» в честь двадцатилетия его выхода на экраны спели песню «Первым делом самолеты», которая стала первой «ласточкой» жанра «Старые песни о главном».
С приходом гласности и перестройки «Голубой огонек» стал постепенно исчезать с экранов — сначала пропало название, потом сменилось и место проведения: в 1987 году зрителям показали «Голубой огонек», склеенный из сценок, снятых в разных концах столицы — от ресторана «Арбат» до музея-заповедника «Коломенское». В эфире прозвучали песни группы ABBA, Алла Пугачева и Валерий Леонтьев поздравили поклонников из Индии, а в конце ансамбль из звезд первой величины спел композицию «Замыкая круг».
После этого «Голубой огонек» исчез на целое десятилетие. Первый выпуск возрожденной передачи вышел в 1998 году под названием «Голубой огонек на Шаболовке». Новая передача старательно имитировала черты своей легендарной предшественницы, окончательно став явлением ностальгического порядка.
Наличие на современном телевидении программы, копирующей ушедший стиль в самое рейтинговое и дорогое праздничное время, стало причиной для частых возмущений, шуток и споров из-за ежегодно возрастающей курьезности всего формата — даже неиспользуемая Шуховская башня в заставке нового «огонька» начала выглядеть как своего рода ирония.
Парадоксальным образом ироническое, а позднее и пост-ироническое отношение к формату «Голубого огонька» помогло ему выжить, трансформироваться и продолжить свою жизнь. Так, в конце 2018 года команда передачи «Вечерний Ургант» организовала съемки шоу с провокационным названием «Голубой Ургант» с участием звезд молодого поколения.
И хотя движущим мотивом многих из участников было желание распрощаться с ветхим наследием былых лет, их пародии на «несмешные» новогодние шутки оказались такими же «несмешными», как оригиналы, а музыкальные номера, хотя и разительно отличались по жанру и звучанию от привычных «огоньков», все же продолжили традиции как шестидесятых, так и нового времени. Финальной деталью стало появление в «Голубом Урганте» Филиппа Киркорова, чья «самопародия» в конце передачи окончательно убедила сомневающихся в том, что несмотря на смены названий, каналов и мест проведения, «огонек» переживет и сегодняшних своих зрителей.
“Голубой огонек”: 10 интересных фактов о главной новогодней передаче
Передача “Голубой огонек” впервые появилась в апреле 1962 года. Да, именно в апреле, потому что изначально транслировалась на всю страну каждую неделю по субботам. В первое время программа была своего рода “светской газетой”, ее старались не пропускать, на неделе обсуждали на работе, на кухне и в общественном транспорте. Позднее “Голубой огонек” стал появляться лишь в праздничные дни.
В 60-е везде начали открываться новые кафе, и идея “голубого огонька” была проста и гениальна: создать телевизионное кафе, куда бы приходили интересные люди, не только артисты, певцы и композиторы, но и простые, интересные люди, у которых есть своя история и ей можно поделиться со всей страной. В студии на Шаболовке было довольно тесно, но обстановка была самая дружелюбная и семейная.
Название“Голубой огонек” появилось благодаря черно-белому телевизору “Рекорд”. К началу 60-х Александровский радиозавод стал выпускать новое поколение телевизоров.
Первые “огоньки” выходили сразу в прямой эфир. Но новогодние всегда снимались заранее, потому что невозможно было собирать артистов, певцов, композиторов и актеров в новогодние праздники. Операторы перемещали по маленькой студии огромные камеры, а следом за ними ходили женщины или мужчины в перчатках, поддерживая провода.
Сюда приглашали самых ярких и разных людей, о которых можно было что-то рассказать обществу. Не только поэтов, композиторов и актеров, но и мастеров спорта, шахтеров, авиаторов, Героев Советского Союза и, конечно, космонавтов. Чиновников на “Голубом огоньке” не было.
Передача транслировалась с 22:00-24:00 часов вечера. До полуночи новогодняя программа была довольно официальной. Во времена Леонида Брежнева первый час “Огонька” составлялся по вкусу генсека. Брежнев очень любил Муслима Магомаева и Аркадия Райкина. Райкин мог выступать в “огоньке” по 5-6 раз. Затем шла классика, народные песни, эстрада и юмор.
Настоящий праздник наступал гораздо позже, для тех, кто не спал до утра.
«Голубые огоньки» и взгляд в прошлое. Как телевидение вытеснило с экранов обычного человека
Вплоть до конца 90-х на «голубые огоньки» приглашали передовиков производства от народа – заводчан, доярок, председателя колхоза и обязательно представителей от ученых, композиторов, деятелей искусства. К этому можно было относиться иронично, но когда телевидение полностью вытеснило «обычного» человека с экрана и все заполнилось поп-звездами, стало очевидно, насколько же оторванность этих самых «звезд» от народа дает о себе знать.
Алексей Любимов, регент Высоко-Петровского монастыря, рассказывает о своем необычном хобби — раз в год смотреть телевизор.
— Оказавшись в гостях в новогоднюю ночь, мы волей-неволей смотрим телевизор. Наверное, было бы слишком категоричным видеть в этом только плохое или соблазняющее. Я предлагаю посмотреть на это философски. Меня, например, воспитывали в строгих церковных традициях. Перед нами не стояла задача дозировать или не дозировать просмотр телевизора — у нас его просто не было. И, по идее, все телепередачи должны были проходить мимо меня. Рядом с работающим телевизором мы оказывались только тогда, когда навещали невоцерковленных родственников в новогоднюю ночь. Для них, как и для большинства в этот праздник, телевизор был центром притяжения.
В итоге телевизор фигурировал в моей жизни чуть ли не раз в год, и чем реже я его смотрел, тем лучше было заметно, как с каждым годом меняется общая атмосфера этих передач. По этим огонькам можно было судить о том, чем живет страна, что вообще происходит с народом. Я привык воспринимать «голубые огоньки» как культурологическое явление, по которому мы можем очень многое почерпнуть для изучения истории, модных тенденций, жанров, господствующего стиля и ощущения эпохи в целом. Мы можем понять, чем страна жила, что она за прошедший год накопила или потеряла, какие подвижки произошли в народном сознании.
С этой точки зрения интересен сам формат ночных новогодних концертов, независимо от того, как он называется сейчас.
Опера, балет и подлинный фольклор
Первый «голубой огонек» вышел в 1962 году, во времена хрущевской оттепели. Вообще, самые яркие «огоньки», ставшие уже сами по себе классикой, проходили в 1962, 1963, 1967 годах.
Меня как регента «голубые огоньки» интересуют в первую очередь, конечно, с точки зрения музыки. Классическая музыка — это вечная ценность, то, что возвышает душу в любые времена и эпохи. Тенденция такова, что в первых передачах классической музыки было очень много, а потом все меньше и меньше. Классической, элитарной традиции сопутствовала фольклорная. Это две мощные струи, которые, собственно, являются основой музыки как таковой. Все эстрадные жанры, которые появились во второй половине ХХ века — это верхний, наносной слой, который имеет ценность постольку, поскольку он коренится либо в той, либо в другой мощной струе. Первые огоньки во многом состояли из классической музыки, балетных и оперных номеров и серьезного фольклора.
Но с каждым годом классической и фольклорной музыки становилось на телевидении все меньше и меньше. Эстрадные жанры постоянно сменяют друг друга, и их легко можно поставить в один ряд. А классику в этот ряд ставить нельзя. Но постепенно классическая музыка перестала преподноситься в чистом виде, ее переиначивали на современный лад.
Общая тенденция такова, что из года в год на телевидении целенаправленно избавлялись от классики. Началось это в горбачевскую эпоху. Вплоть до 1990 года все огоньки открывались симфоническим оркестром. Было много балетных номеров. В наше время есть попытки реанимировать это — но лишь небольшими вкраплениями. Можно сказать, что классика сейчас на задворках. Раньше переход к более легким жанрам современной популярной музыки проходил ближе к середине мероприятия, а почетное место занимала именно классика. В 90-х годах классика ушла из новогодних телепрограмм почти полностью.
«Сухой закон», распад СССР и спасительный юмор
Все переломные моменты истории страны отражены в этих новогодних программах.
Интересно, кстати, посмотреть на ассортимент блюд и напитков, которые стояли на столиках во время телепередачи. Всегда символом Нового года было шампанское. Показательно, что время сухого закона шампанское напрочь исчезло из кадра. Случайная фраза из новогодней передачи тех лет «пойдем в бар, выпьем соку» сейчас воспринимается как яркая примета времени.
Один из самых интересных огоньков прошел в 1992 году. Произошел распад СССР — вся страна в состоянии шока, люди потеряны. Артисты и юмористы пытались преподносить перемены в форме шутки.
В этом есть очень много философского и символического. Удивительно, но в огоньке 92-го года нет топорного юмора, все очень тонко. Артисты как будто обнажили скрытый нерв, который сидел внутри каждого человека, и смогли это выразить в номерах.
Интересен 1993 год. Мы видим «стилевой» диалог. Диалог между эпохой 90-х и временами Петра I. Впоследствии диалог между разными историческими эпохами вообще стал встречаться очень часто — особенно между ушедшим советским прошлым и современностью.
В этом разрезе показательны новогодние программы в 1996 году — в предвыборный период. Тогда решалась судьба нашей страны, в каком направлении она пойдет. Поэтому все советское нарочито высмеивалось в этом году.
Телевидение вытеснило обычного человека
В целом мы видим, что уровень новогодних программ год от года снижался… Есть ощущение, что создатели огоньков год от года все меньше уважали зрителя. Интересно даже посмотреть на речь и стиль ведущих с самого первого «голубого огонька». Раньше уровень речи всех ведущих и гостей праздника был очень высоким. После 90-х годов мы видим много пошлости, сниженную планку общения — «как можем, так и говорим, как можем, так и шутим».
Или вот возьмем патриотическую тему. Огонек 1985 года — это все лишь сорокалетие Победы. В программу вставлен крупный блок кадров кинохроники 1945 года. Удивительно, но значительную часть передачи звучат трагические, абсолютно не новогодние песни на военную тему. Общая идея такова — «да, разгар веселья, Новый год, но мы все равно будем вспоминать военные годы». В другие юбилейные годовщины Победы — в 1995, 2005 годах — ничего подобного, к сожалению, уже нет.
Еще один важный момент. С первых «голубых огоньков» вплоть до конца 90-х на «огоньки» приглашали передовиков производства «от народа» — заводчан, доярок, председателя колхоза и обязательно представителей от ученых, композиторов, деятелей искусства. Транслировалась идея, что абсолютно все достойны этого праздника. Гости сидели вместе за столом. К этому можно было относиться иронично, но зато впоследствии, когда телевидение полностью вытеснило «обычного» человека с экрана и все заполнилось поп-звездами, стало очевидно, насколько же оторванность этих самых «звезд» от народа дает о себе знать. А ведь присутствие простых советских людей на огоньках давало реальное чувство единения.
Увы, все сменилось на пустую суетную развлекательность, которая пытается полностью отвлечь от злободневных вопросов, от того, что действительно актуально.
Сейчас телевидение пытается создать иллюзию, что все хорошо, когда все на самом деле не очень хорошо. В конечном итоге мы можем признать, что эстрада на ТВ в принципе омертвела. На «голубых огоньках» нашего времени мелькают элитные «сливки» общества. Они варятся в собственном соку — нахваливают и поздравляют сами себя, сами же распространяют свои песни. Все живое ушло…