в каком году появился герб погоня

История Погони

Выбор герба в истории становления того или иного государства имел большое значение. Наряду с троном, короной, скипетром, державой и гимном герб принадлежал к важнейшим атрибутам престола. Таковым он являлся и для возникшего в середине тринадцатого века Великого княжества Литовского.

Гербом Великого княжества Литовского был избран конный воин с обнаженным мечом. Однако прежде чем сказать о символике этого герба, обратимся к историческим фактам.

Смерть Великого литовского князя Войшелка от руки волынского князя Льва в самые первые годы становления Великого княжества Литовского не остановила его укрепления. Объединенные под властью Новогородка (Новогрудка) белорусско-литовские земли стали ядром нового государства, что было неприятным сюрпризом для правителей тевтонского ордена и татарской орды. В 1258, 1274 и 1277 годах Новогородок подвергался нападениям татарских орд под предводительством ханов Бурундая, Менгутимера и Ногая. В это же время крестоносцы обрушились на Аукштайтию и Нальщаны. Однако уничтожить новое государство не смогли ни те, ни другие.

По традиции, стол Великого князя доставался тому, кто владел Литовским княжеством. Но когда умер Рамунт, Великим князем был избран его брат Трабус, князь жмойтский. Вероятно, сыновья Рамунта были еще малы, чтобы занимать столь высокий пост.

Именно этот всадник и стал государственным гербом Великого княжества Литовского на долгие времена. К слову, на гербе Москвы, известном с четырнадцатого века, тоже был изображен всадник, «ездец». В восемнадцатом веке этот «ездец» уже называется Святым Георгием. Случайно ли такое совпадение? Мне кажется, в истории все «случайности» закономерны. В четырнадцатом-шестнадцатом веках Москва и Литва вели острую борьбу за владение всеми русскими землями, входившими в Киевскую Русь, и это нашло отражение в выборе герба. Всадник, устремленный с обнаженным мечом на врага, символизировал настроения тогдашних правителей Москвы и Литвы. Вперед, на врага!

После разделов Речи Посполитой в ХVIII в. Великое княжество Литовское перестало существовать, но история с гербом «погоня» неожиданно нашла продолжение в веке двадцатом. Во-первых, «погоня» стала гербом независимой Литвы, а во-вторых, «муж збройный, на коню белом, в полю червоном» дважды избирался гербом Белоруссии: после свержения российской монархии, когда была провозглашена Белорусская народная рада (БНР), и во время Великой Отечественной войны, когда было образовано белорусское правительство под протекторатом фашистской Германии. Но в обоих случаях белорусская «погоня» в официальном статусе просуществовала недолго.

«Погоня» всегда была и остается литовским гербом. В нынешней ситуации парада суверенитетов забывать об этом нельзя.

Источник

Герб «Погоня» или когда история не терпит черновиков

Споры вокруг национальной и государственной символики, при всех положительных чертах, не обходятся без известных издержек. Некоторые интересные, но далеко не самые важные явления и факты, оказываются в центре внимания, гипертрофируя историческую значимость символов. С другой стороны, то, что действительно важно в понимании вопроса национальной и государственной символики, отошло на второй план и незаслуженно, а порой и преднамеренно подавалось неверно.

Это происходит потому, что многим из нас элементарно не хватает знаний по проблеме информации, на которой должна базироваться наша личная, взвешенная и осмысленная оценка, что в результате и приводит к правильному выбору касательно символики.

Главные вопросы, на которые необходимо дать ответ, это: что представляет собой национальная символика, чем она отличается от государственной и что представляли собой символы, введенные как национальные в 1991 году.

В гербе и флаге отражаются особенности, менталитет народа, хранятся ассоциации с теми или иными эпохальными событиями происходящими под их знаменами. Генезис символов, как показывает история – это живой процесс, а не неподвижная, статичная данность. Государственные символы изменялись раньше, изменяются они и теперь, значит, изменение государственных знаков – дело совершенно нормальное.

Итак, действующая символика разных государств мира не имеет четко очерченных границ. Тем не менее, можно с великой долей вероятности выделить основные атрибуты государственности – это флаг и герб. Описание этих символов устанавливается законодательством и специальными статьями конституции. Причем в каждом отдельном государстве относительно терминологии символов в законодательных актах существуют свои положения.

Законодательные формулировки в одном случае требуют считать флаг или герб страны национальными, в другом – государственными, в третьем – и теми и другими. При этом следует отметить, что хоть герб и национальный флаг объединяет цветовая символика, смысловая нагрузка у них разная.

Символика герба выражает не столько национальные черты, сколько политическую сущность того или иного государственного образования (к примеру, дает возможность отличить республику от монархии). И вот тут мы вплотную подходим к вопросу о происхождении герба «Погоня», само название которого в «Энциклопедии литовцев» (США, Бостон) связывается с польским корнем.

Сегодня официальные символы (флаг, герб и гимн Республики Беларусь) оппозиционные силы пытаются подменить символами своих объединений. Осуществляются попытки деформировать и смыслы, заложенные в официальную государственную символику. Не случайно в качестве объединяющего начала были выбраны традиционные для оппозиционеров символы: «Погоня» и бело-красно-белый флаг. Желаемая цель − переориентировать общество и его отдельные группы на символы, начертанные на своих знаменах. Именно эту символику они позиционируют как единственно верную, национальную и государственную. Но с какой это стати?

14 мая 1995 года состоялся референдум (который сегодняшние националисты называют «антибелоруским»), в ходе которого белорусскому народу предлагалось решить: какими будут атрибуты государства. 71,5% человек проголосовали ЗА утвержденную на референдуме символику. При этом хочется напомнить, что когда в 1991 вводили бело-красно-белый флаг и герб «Погоню», мнение белорусов никто не спрашивал.

Возникает вопрос: почему большинство белорусского народа проголосовало так, а не иначе? Они были тупы и безграмотны? Они «ватники» (как их называют нынешние оппозиционеры)? Либо выбирая Государственный герб и Государственный флаг, они руководствовались обоснованными объективными соображениями?

История герба «Погоня» своими корнями уходит в глубь времен, когда никаких национальных, в современном понимании этого слова, государств просто не существовало. Первое известное изображение вооруженного всадника на печати связано с Александром Невским и Дмитрием Донским. Исследователи полагают, что символ заимствован у западноевропейских рыцарей Ливонского ордена, у магистра которого уже тогда, как свидетельствует летопись, была печать «Погоня». Вообще печати с такими всадниками были довольно частым явлением. Ими пользовались не только польские, литовские и восточнославянские аристократы, но также и западноевропейские. Факт заимствования «Погони» из геральдики Запада весьма вероятен. Причем «Погоня» (или «Ездец») появляется в то время, когда белорусские земли постоянно в состав Великого княжества Литовского не входили, а значит являться народным, местным гербом (на что, так напирают нынешние националисты от оппозиции) она не могла.

Герб «Погоня», безусловно, один из наших исторических символов (хотя, к слову, изображение трезубца, является более древним геральдическим изображением в Беларуси). Но герб «Погоня» не исключительно белорусский, да и к становлению современной белорусской нации он имеет опосредованное отношение. ВКЛ, чьим гербом была «Погоня», – являлось полиэтническим государством, где главенствующее положение занимала литовско-польская аристократия, а русины – те, чьими потомками в основном и являются современные белорусы, нередко претерпевали дискриминацию по религиозным и иным причинам. За многовековую историю под знаком «Погони» вершились самые разные дела. Под ней войска вторгались в другие страны, подавлялись народные восстания, была одержана победа под Грюнвальдом.

Однако это все не имело отношения к Беларуси, несмотря на то, что сегодня это региональный символ, который используется Витебской областью, в Речице, в Лепеле, в Верхнедвинске. Он же использовался и при царской власти, будучи утвержденным в этих городах Николаем I. Это не является каким-то национальным, местным оберегом, потому что герб «Погоня» использовался на территории Речи Посполитой в официальном гербе. А в Речи Посполитой белорусский язык был запрещен, как и все белорусское в принципе. Это был период «культурной пустыни», когда останавливались книгопечатание и белорусская школа, когда на белорусском языке не было ничего. Тем не менее, на тот исторический момент герб «Погоня» – это официальный герб абсолютно небелорусского государства.

А когда же случилось белорусское государство? Историки сходятся в одном: самосознание себя как отдельной нации у жителей территории современной Беларуси начало формироваться во второй половине XIX века. Когда в 1917 году произошел крах Российской империи, на повестку дня встал вопрос о суверенной независимости. Выбор путей этого вопроса привел к жесткому идейному противостоянию. У сторонников либерально-буржуазных принципов (назовем их националистами) одним из основных символов был именно герб «Погоня». И это, к сожалению, был именно тот исторический период времени, когда символика была впервые серьезно дискредитирована.

В этот период времени была в самом разгаре Первая мировая война, и когда под оккупацию германских войск попала территория нынешней Беларуси, отдельные белорусские националисты (более известные как представители правительства БНР), вместо того, чтобы бороться с захватчиками, решили создать с помощью немецких оккупантов свою народную республику.

Второе серьезное пятно, которое невозможно смыть сторонникам герба «Погоня» – это сотрудничество с теми же немцами в период Великой Отечественной войны, когда всадник использовался только коллаборационистами. Знак «Погоня» находился исключительно в руках предателей, карателей, которые заживо сожгли 149 жителей Хатыни, полицаев и врагов белорусского народа. После войны «Погоня» использовалась сбежавшими от возмездия эмигрантами в Великобританию, США и другие западные страны.

Ну и конечно, именно символы БНР (флаг и герб) были использованы белорусскими националистами в 1991 году. Согласно описанию историка Роя Медведева: «На протяжении первых почти трех лет независимости государственная власть в Беларуси была крайне слабой и к тому же рассредоточенной между несколькими структурами. Правительство Вячеслава Кебича занималось спасением экономики и почти демонстративно отстранилось от решения других проблем – образования, культуры и пр. Станислав Шушкевич и небольшая группа его сторонников в Верховном Совете вступили в фактическую коалицию с фракцией БНФ, которой передали все главные функции по управлению сферами образования и культуры, включая вопросы исторического наследия и языковой политики».

Таким образом, оба эти символа с огромным трудом, были приняты Верховным Советом, после напряженной дискуссии, в условиях деморализации большей части депутатов, вызванной августовскими событиями в Москве. И весь период существования их в качестве официальной символики (это видно из прессы того времени), в обществе не утихали дискуссии вокруг этих символов с требованием отменить это решение.

Требовала кстати этого и Литовская Республика, поскольку современные исследователи и руководство Литвы считают «Погоню» символом воплощения идей древней государственности и самостоятельности своего литовского, а не белорусского государства. Тогда, в эпоху «парада суверенитетов», во время своего выступления в белорусском парламенте Ландсберг, в формате, как сейчас модно говорить, обновления национальной символики, высказал однозначные претензии на плагиат литовского герба со стороны РБ…

Всему этому положил конец референдум 14 мая 1995 года, который стал результатом широкой общественной дискуссии. Большинство белорусского народа проголосовало за символы, которые несут совсем другую понятийную, народническую и смысловую нагрузку, альтернативную националистической и нынешней оппозиционной.

Таким образом, надо понимать, что нельзя считать, будто символика становится постоянной и единственно верной на все времена. Отношение к «Погоне» должно быть историческим, поскольку как культурно-исторический знак герб – чистый. И как факт истории она может фигурировать в нашей жизни, в стихах, прозе, искусстве и т.д. «Пагоня» является неотъемлемой частью исторического прошлого Беларуси и полностью принадлежит седой старине.

Но как государственно-политический символ «Погоня» запятнана (и пятнается до сих пор) разными проходимцами, которые под предлогом национального государства творили, прикрываясь ее, ужасные глупости и мерзости, вызывая у большинства белорусов лишь отвращение и боль. Однако символ ни в чем не виноват, виноваты люди, использующие его в своих, зачастую гнусных, с точки зрения истории, целях. А история не терпит черновиков.

Источник

Кого догоняет «Погоня»? Разговор с историком о старых и новых гербах Беларуси

Государственная символика — один из инструментов пропаганды. Власть и граждане страны всегда наделяют такие символы определенным контекстом, который может значительно различаться в зависимости от социальной, политической или экономической обстановки и множества других факторов. И чем больше разница в трактовке, тем острее возникающее напряжение. Ослабить его может лишь понимание базовых ценностей, в верности которых никто не сомневается. Например — исторической ценности символов. Не так давно мы изучили бывшие и нынешние белорусские государственные флаги, обсудили их сакральный смысл, символизм и то, как они вписываются в исторический контекст жизни страны. Сегодня вместе с историком Владимиром Ляховским мы поговорим о гербах.

О чем тут речь?

Кто это?

Владимир Ляховский — историк, архивист. Кандидат исторических наук, доцент. Исследует историю белорусского национального движения и белорусской политической эмиграции межвоенного периода. Автор свыше 200 публикаций, 2 авторских монографий, 1 коллективной монографии. Лауреат премии имени Льва Сапеги, почетный член Национального исторического музея Беларуси. Награжден медалью имени Франтишка Богушевича Белорусского ПЕН-центра.

в каком году появился герб погоня. Смотреть фото в каком году появился герб погоня. Смотреть картинку в каком году появился герб погоня. Картинка про в каком году появился герб погоня. Фото в каком году появился герб погоня

Как рождаются гербы

— Давайте для начала определимся с тем, что такое герб, какое значение он имеет и какова его актуальность сейчас?

— Герб — это продукт Средневековья. Начиная с XII столетия он был связан с рыцарским сословием и знатным католическим духовенством. Герб, составленный по определенным геральдическим правилам, переходил по наследству от поколения к поколению. В дальнейшем родовые ветви разрастались и герб уже отождествлялся с принадлежностью дворянина к той или иной фамилии (роду). Так формировалась родовая солидарность.

С развитием торговых отношений в Европе начиная с ХІІІ столетия гербы присваиваются ремесленным и торговым корпорациям, а с утверждением Магдебургского права — городам. В период становления абсолютизма модифицированные родовые гербы правящих династий Англии, Франции (до Великой революции 1789 г.), Австрии, Швеции и других монархий постепенно начинают ассоциироваться с государственными символами этих стран.

Вместе с тем историю формирования национально-государственной символики европейских народов нельзя назвать однолинейной. Тут можно проследить несколько вариаций. У греков, попавших после падения Византийской империи в 1453 г. под османское владычество, мобилизационная роль православной церкви по сохранению национально-культурной идентичности нашла отражение на современном гербе Греции в виде белого равностороннего креста на лазуревом геральдическом щите. У чехов, поляков, венгров, сербов, черногорцев и болгар, в определенный исторический период утративших свою независимость, их древние государственные символы олицетворяли борьбу за восстановление своего национального суверенитета. У финнов, хорватов и отчасти румын формирование национально-государственных символов связано с автономными образованиями, существовавшими на территориях этих стран под протекторатом соседних полиэтнических королевств и империй.

Иначе обстояло дело с так называемыми «неисторическими нациями» (латышами, эстонцами, словаками, словенцами и др.). Их гербы были созданы после приобретения государственной независимости и включали в себя, как правило, элементы гербов исторических областей и провинций, относящихся к территории новообразованных государств.

в каком году появился герб погоня. Смотреть фото в каком году появился герб погоня. Смотреть картинку в каком году появился герб погоня. Картинка про в каком году появился герб погоня. Фото в каком году появился герб погоня

Большинство литовцев причисляют себя к «исторической» нации, считая Великое княжество Литовское своей «национальной империей», хотя последнее утверждение нужно оспорить. ВКЛ — крупнейшее государственное образование в Европе в XIV—XVIII вв., созданное взаимными усилиями предшественников белорусского, литовского, украинского и других народов. Государственно-политическое, правовое и культурное наследие ВКЛ по праву принадлежит всем народам, формировавшим его.

Другое дело, что у белорусов, абсолютное большинство которых издавна исповедовали православие или относили себя к униатам, местная политическая элита ВКЛ (магнатерия и знатное дворянство) в XVI—XVII вв. начала массово переходить в католичество и постепенно ополячилась. Возникший культурный и языковой разлом после краха Речи Посполитой был усугублен обрусительской политикой царского режима. Это повлияло на то, что у белорусов до сих пор очевидна размытость национального самосознания и чувство исторической принадлежности к ВКЛ и его символам долгое время было во многом нивелировано. Все начало постепенно меняться с конца XIX — начала ХХ столетия, когда возникшее белорусское национальное движение заявило о возвращении белорусов к своим историческим корням, связанным с древнебелорусскими государственными образованиями IX—XIII вв. и ВКЛ.

— Какой еще смысл, кроме идентификационного, вкладывали представители национально-освободительных движений молодых европейских наций в XIX—ХХ стст., легитимизируя свою старосветскую символику?

— Молодые зарождающиеся нации ищут свою историческую преемственность, тем самым желая доказать или подтвердить, что их государственность имеет более древнее происхождение, чем это считалось ранее. Ученые и любители истории в летописях и древних актах начинают выявлять упоминания и изображения древних гербов местных князей, исторических областей или городов, имеющих непосредственное отношение к национальной истории. Таким образом создавался миф об исторической нации. Выявленный древний герб постепенно мифологизируется, становится символом борьбы за независимость страны. Говоря о мифе, мы вкладываем в это понятие конструктивный смысл. Это некий визуальный образ, который уже прочно ассоциируется с нарождающейся политической нацией.

Откуда ведет свои корни «Погоня»

— Тогда давайте ближе к нашей истории. Как символика ВКЛ стала маркером белорусской нации?

— Герб в образе вооруженного всадника на коне появляется на белорусских землях уже в XIII веке. Он был присущ многим европейским странам. Мы все сейчас знаем его как герб «Погоня».

Известный белорусский исследователь-геральдист Анатолий Титов отмечает, что «Погоня» наряду с изображением «Колюмн» («Гедиминовыми столбами») уже присутствует на печатях великого князя литовского в годы правления Витеня (1296—1315). Шестиконечный крест на щите конника связывают с периодом правления Владислава II Ягайло (1362—1434). Считается, что последний заимствовал его после бракосочетания с польской королевной Ядвигой, дочерью и внучкой представителей Анжуйской династии венгерских королей, у которых этот символ являлся неотъемлемым геральдическим элементом их родового герба. Ягайло считал важным отметить свое родство со столь знатной королевской династией.

в каком году появился герб погоня. Смотреть фото в каком году появился герб погоня. Смотреть картинку в каком году появился герб погоня. Картинка про в каком году появился герб погоня. Фото в каком году появился герб погоня

— Почему именно «Погоня»? Кто и кого догоняет? Всадник убегает или преследует?

— Большинство ученых считают, что «Погоня» олицетворяла собой ответные военные действия великих князей и воевод ВКЛ на военные набеги тевтонцев и крымских татар на приграничные территории государства. Как правило, такие вражеские нападения были связаны с захватом пленников, материальных ценностей и последующим отходом на свою территорию. Обратная военная операция — погоня — символизировала возвращение награбленного, освобождение из неволи своих людей.

— В какой момент «Погоня» стала официальным символом ВКЛ?

— Как отмечают белорусские историки Алексей Шаланда и Вячеслав Носевич, «Погоня» окончательно закрепляется в качестве государственного символа ВКЛ в первой половине XVI века. Именно в этот период она отображается на Острой браме города Вильно (столицы ВКЛ) — одних из въездных ворот города, возведенных в 1503—1522 гг.

в каком году появился герб погоня. Смотреть фото в каком году появился герб погоня. Смотреть картинку в каком году появился герб погоня. Картинка про в каком году появился герб погоня. Фото в каком году появился герб погоня

Герб присутствует на титульной странице Статута ВКЛ 1588 г. — главного свода законов древнего белорусско-литовского государства, просуществовавшего до 1839 г. Тогда же «Погоня» отображается на государственных монетах ВКЛ, на гербах многих белорусских городов, получивших Магдебургское право, которое обеспечивало городским магистратам широкое самоуправление. После Люблинской унии 1569 г., провозгласившей создание федеративной Речи Посполитой, на государственном гербе нового государственного образования «Погоня» соседствует с польским королевским орлом.

«Погоня» и Российская империя

— Что стало с «Погоней», когда Беларусь и Литва в конце XVIII в. вошли в состав Российской империи? С ней каким-то образом боролись царские власти?

— Со времен правления императора Павла I в число титулов российских самодержцев всегда официально входил и «великий князь литовский». «Погоня» была законодательно интегрирована с местной геральдикой, общеимперскими символами. Она присутствовала на гербах большинства белорусских губерний (Виленской, Гродненской и Витебской), а также многих городов Беларуси. Также следует отметить, что солдаты и офицеры отдельных гвардейских воинских частей императорской армии, сформированных на территории бывшего ВКЛ (таких, например, как лейб-гвардии Литовский полк), на своих киверах носили кокарды с изображением «Погони» на фоне российского двуглавого орла.

На официальный статус «Погони» по большому счету никак не повлияли антироссийские сепаратистские восстания 1830 и 1863 гг., несмотря на использование восставшей местной шляхтой и крестьянами-косиньерами на своих знаменах двуединого символа старой Речи Посполитой.

Проблема тут заключалась в другом. Начиная со 2-й половины ХIX века деятели литовского национального движения, пользуясь поддержкой местных иерархов католической церкви, представителей своей многочисленной эмиграции и диаспоры, через школьное образование, независимую прессу и литературу на литовском языке активно внедряли в массовое сознание литовцев постулат, что Великое княжество Литовское и его государственные символы — это исконно литовское историческое и культурное наследие. Малограмотные белорусские крестьяне, составлявшие абсолютное большинство населения края, в основном православного вероисповедания под влиянием обрусительной политики идентифицировали себя или как «русских», или как «тутэйшых» и в своей массе не связывали себя с ВКЛ и «Погоней».

Изображение всадника на тогдашних губернских и городских гербах они воспринимали как официоз и не считали своим. Даже когда в начале XX века в Российской империи началось брожение умов, грянули революционные события 1905—1907 гг., представители белорусского движения на манифестациях и собраниях не использовали герб «Погоня», они шли в народ с красными флагами и транспарантами.

Популяризация ВКЛ и «Погони» в окружении национально ориентированной белорусской интеллигенции началась уже после Первой российской революции на страницах газеты «Наша Нива» (1906—1915) — прежде всего благодаря публикациям и изданию первой популярной «Истории Беларуси» (1910) романтика-самоучки Вацлава Ластовского. Именно под его влиянием поэт Максим Богданович, классик белорусской литературы, сочинит в 1915 г. свое знаменитое стихотворение «Пагоня» («Старадаўняй Літоўскай Пагоні не разбіць, не спыніць, не стрымаць»).

в каком году появился герб погоня. Смотреть фото в каком году появился герб погоня. Смотреть картинку в каком году появился герб погоня. Картинка про в каком году появился герб погоня. Фото в каком году появился герб погоня

Тем не менее до Первой мировой войны это почти никак не отразилось в умах и сердцах простых белорусов. «Крестьянство, — констатировал известный белорусский писатель Змитрок Бядуля, — за исключением небольшой его части, которая реализовывалась через белорусскую прессу, жило своей жизнью. В нем естественно и равномерно сохранялся источник исконной белорусской повседневности. Ни одно правительство не смогло вырвать его из этого состояния. Но тогда же малотиражная еженедельная газета „Наша Нива“ также не смогла поднять в крестьянстве национальное самосознание, необходимое для белорусского возрождения».

Герб «мужицкой республики» не прижился

— Но все равно мы подходим к одному из важнейших для «Погони» периодов.

— Все изменилось с началом «Великой войны» (1914—1918). Она стала мощным катализатором этнополитических и этнокультурных процессов в Центральной и Восточной Европе, включая Беларусь. Змитрок Бядуля рассказывает: «Белорусское движение в период „Нашей Нивы“ не смогло сделать то, что империалистическая война сделала за два года. Лучшим агитатором по пробуждению белорусских крестьянских масс от сна была сама жизнь — ненормальная, перевернувшая все. Это неспокойное время было лучшей живой агитационной книгой для белорусских крестьянских масс».

В 1915 г. в Вильно в условиях кайзеровской оккупации белорусские, литовские и польские политические деятели провозглашают создание Конфедерации Великого княжества Литовского. На напечатанном меморандуме Конфедерации ВКЛ можно видеть герб «Погоня». Инициаторы создания этой организации — белорусы братья Антон и Иван Луцкевичи — были ориентированы на создание межгосударственной белорусско-литовской унии, рассчитывая, что кайзеровская Германия в итоге проиграет войну и этот момент можно будет использовать, чтобы провозгласить независимость нового государственного образования. Но история пошла по несколько другому сценарию.

в каком году появился герб погоня. Смотреть фото в каком году появился герб погоня. Смотреть картинку в каком году появился герб погоня. Картинка про в каком году появился герб погоня. Фото в каком году появился герб погоня

В феврале 1917 г. в результате Февральской революции в Российской империи пал царский режим. Идея белорусской автономии быстро трансформировалась в желание белорусских радикалов создать независимую Белорусскую Народную Республику, которая была провозглашена 25 марта 1918 г. Новая генерация белорусских национальных деятелей, выросших в условиях Российской империи и выдвинутых на политическую авансцену революционными событиями 1917 г., слабо ориентировалась в исторических реалиях прошлого своей родины. Формируя институты и символику БНР, они взяли за основу повседневные атрибуты крестьянской трудовой деятельности: сноп, грабли и косу. Такое сочетание можно увидеть на печати Народного секретариата Беларуси, которой заверялись первые официальные документы БНР. Представители Польской Рады земли Минской иронизировали по этому поводу, называя БНР «мужицкой республикой».

Одновременно в феврале того же 1918 г. белорусские деятели, находящиеся в Вильно, провозглашают создание региональной виленской Белорусской Рады во главе с Антоном Луцкевичем. Наряду с бело-красно-белым флагом своим символом новая организация избирает герб «Погоня».

В апреле 1918 г. находящийся в Киеве известный белорусский общественный деятель, историк и экономист Митрофан Довнар-Запольский настаивает, чтобы гербом БНР стала «Погоня». Он создал в украинской столице Белорусскую торговую палату, которая фактически спасла правительство БНР от финансового краха. На печати этой посреднической торговой организации был утвержден герб «Погоня». За замену символики БНР также ратует руководитель Минского народного представительства Роман Скирмунт. 15 мая 1918 г. Рада БНР постановляет утвердить герб «Погоня» в качестве государственного символа республики. В последующем «Погоня» становится символом не только белорусского правительства в изгнании, но и всей межвоенной и послевоенной белорусской политической эмиграции и диаспоры.

в каком году появился герб погоня. Смотреть фото в каком году появился герб погоня. Смотреть картинку в каком году появился герб погоня. Картинка про в каком году появился герб погоня. Фото в каком году появился герб погоня

Работая в Германии, правительство БНР и ее дипломатическая миссия в Берлине нашли финансовые средства для печатания своих дипломатических и заграничных паспортов в одной из германских типографий (около 10 тыс. экземпляров). Хотел бы отметить высокое качество печати этих документов. Они выглядят гораздо солиднее первых паспортных свидетельств Украинской Народной Республики и независимой Литвы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *