в каком году появился гармошка

Гармонь: 240-летняя история инструмента за 5 минут

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка

За право считаться родиной гармони борются Австрия, Германия, Италия, Франция и Россия. В пользу нашей страны выступает версия, которой придерживался профессор истории и теории музыки Альфред Мирек, основатель Музея русской гармоники. Он доказал, что первую гармонь построили в Санкт-Петербурге в XVIII веке

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка

В 1770-х годах в столицу Российской империи приехал Франтишек Киршник, чешский мастер-органист. Это музыкант, который играет на органе, пишет для него музыку, а при необходимости сам ремонтирует инструмент. В России чех экспериментировал со звуком — искал новые способы его извлекать. И в 1783 году — нашел: так появилась гармонь.

Гармонь Франтишека была настолько большой, что стояла на особом столе, а музыканты садились за нее, как за рояль. Одной рукой виртуоз управлял встроенным в корпус мехом, а другой нажимал на клавиши. Внутри под действием потоков воздуха колебался металлический язычок и издавал звуки. Инструмент быстро полюбили музыканты: он был гораздо компактнее того же органа. А еще гармонь не нужно настраивать.

Петербург, Германия, Тула

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка

Затем в дело вступил еще один органист, на этот раз немецкий — Георг Йозеф Фоглер. В 1788 году он прибыл в Санкт-Петербург, где увидел и высоко оценил новый инструмент, поверив в его будущее. Вернувшись в Германию, Фоглер взялся популяризировать гармонь, и ее начали использовать многие местные музыканты. А в 1822 году произошло революционное изменение: немецкий мастер Кристиан Бушман сделал гармонику ручной. А спустя еще несколько лет Кирилл Демианов, русский музыкальный мастер, живший в Вене, создал такую гармонь, которая уже знакома нам: резной корпус и клавиши с двух сторон.

В 1830 году тульский оружейник Иван Сизов побывал на Нижегородской ярмарке, где купил новый для России инструмент. Мастер разобрал гармонь, изучил устройство и собрал точную копию. Тульская гармошка ничем не уступала оригиналу, и вдохновленный Сизов открыл в подвале первую в России «Вольно-оружейничью гармонную фабрику».

Вскоре Тимофей Воронцов, другой оружейник, улучшил конструкцию и внешний вид инструмента, а вологодские умельцы настроили язычки в унисон: до этого при растягивании и сжатии мехов звучали разные тона. В следующие 100 лет собственные гармони появились в разных областях России: тульская, череповецкая, вятская, ливенская, елецкая и саратовская. Все они различались конструкцией и звукорядом. А тульская гармонь добилась всемирного признания на Международной торговой выставке 1900 года: тогда наград удостоились двух- и трехрядные инструменты братьев Киселевых.

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка

ХХ век: от массовой популярности к почти музейному экспонату

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка

За всю историю существования гармонь нигде не получила такого широкого распространения, как в России. И особенно — в советской России. К революции гармонь стала таким же народным инструментом, как балалайка. А затем вошла в академическую среду: появилась учебно-методическая литература, а игру на инструменте начали преподавать в музыкальных образовательных заведениях.

В 1920–1930-х годах инструмент полюбили советские агитационные бригады, самой известной из которых была «Синяя блуза». У нее была масса последователей: театральные эстрадные коллективы ездили по деревням и селам и зачитывали газетные передовицы под музыкальное сопровождение гармони. Советский нарком просвещения Анатолий Луначарский говорил: «Есть такие люди в деревне, которым на роду написано и по роду их занятий подходяще быть организаторами веселья, веселой стороны дела. Это и есть гармонисты».

Во время Великой Отечественной войны инструмент поднимал военный дух советских солдат. Летом 1941 года на фронт отправили 12 тысяч гармоней, а осенью — еще 60 тысяч. После войны популярность инструмента только росла: в начале 1970-х в Советском Союзе работало 25 предприятий по выпуску гармоней, баянов и аккордеонов.

После распада СССР интерес к гармони начал угасать, и в итоге из массового популярного инструмента она стала диковинкой. При этом ни один фольклорный фестиваль в России до сих пор не обходится без гармошки. Нижегородский «Потехинский камертон», «Вятские-хватские», богородский «Играют на Руси гармони», «Символы национальной культуры. Гусли и гармонь» в столичной Гнесинке — везде собираются гармонисты. На Первом канале с 1986 года выходит цикл передач «Играй, гармонь!». А в 2010 году актер Игорь Растеряев записал любительское видео «Комбайнеры», где исполняет под гармонь песню. Клип стал хитом, Игорь написал альбом «Русская дорога» и поехал с ним гастролировать по России.

Однако гармонь всё же не становится вновь массовым инструментом. Преподаватель кафедры «Национальные инструменты народов России» РАМ имени Гнесиных и популяризатор игры на гармони Павел Уханов прямо говорит: «Если ничего не делать, то через десять лет можно будет закрывать класс гармони, потому что не будет гармонистов».

Мы в «Очаково» верим в возрождение старинных традиций, несмотря ни на что!

А популярность квасов «Семейный секрет» только подогревает наш оптимизм. Когда-то напитки именно по таким рецептам готовили в деревнях по всей России, а мы собрали их и нашли способ наладить массовое производство настоящего русского кваса. О том, как это было, читайте здесь.

Источник

Истории вещей. Как выглядела первая в истории гармонь и кто ее придумал

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка

Существует несколько версий появления гармоники. Кто-то приписывает ее изобретение мастерам из Англии или Германии, есть мнение, которого придерживался и основатель Музея русской гармоники Альфред Мирек (1922–2009), что впервые этот музыкальный инструмент появился в Российской империи в XVIII веке, а создал ее чешский мастер органного искусства Франтишек Киршник. Мирек сумел реконструировать чертежи той самой первой гармоники. Один из восстановленных инструментов сегодня хранится в основанном им музее.

Органист-экспериментатор

За свою жизнь органист Франтишек Киршник объехал практически всю Европу. Он жил в Дании, Германии и других странах и всюду развивал свое мастерство. В 1770-х годах он поселился в Санкт-Петербурге и устроился органистом в лютеранский храм Святой Анны. У Киршника была собственная мастерская, где в свободное время он экспериментировал и искал новые способы извлечения звука.

В 1783 году на суд петербургского высшего света он представил свое творение — гармонику. Для игры на ней музыкант одной рукой управлял мехом, встроенным в корпус инструмента, а другой нажимал на клавиши. Звук извлекался при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха. В отличие от ее потомков, гармоника Киршника была настольной — за нее садились, как за фортепиано.

Первые слушатели высоко оценили не только компактность инструмента, но и его чистое, насыщенное звучание. Очень быстро изобретение Киршника стало популярно среди музыкантов, игравших на клавишных инструментах. Особенность гармоники заключалась в том, что ее не нужно было настраивать (в отличие, например, от клавикорда и клавесина).

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошкав каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка

Из России в Европу и обратно

Одним из тех, кому особенно понравилось новое изобретение, был Георг Йозеф Фоглер — немецкий органист поверил в будущее этого способа звукоизвлечения и популяризировал его в Европе. За несколько лет появилось множество инструментов на основе разработки Киршника. Еще какое-то время ушло на то, чтобы гармоника трансформировалась, стала мобильной и из европейских салонов вышла на базары и улицы.

Первую ручную гармонику изготовили в 1822 году в Германии, а к 1830 году она дошла до России. Гуляя по Нижегородской ярмарке, тульский оружейник Иван Сизов приобрел новинку. Вернувшись домой, разобрал инструмент и досконально изучил устройство, а затем собрал его точную копию, по звучанию ничем не уступавшую оригиналу. Дело Сизова продолжил его земляк Тимофей Воронцов, который улучшил конструкцию гармоники и открыл первую в России гармонную фабрику. Следующие 100 лет принесли инструменту поистине народную любовь — свои гармошки появились в Саратове, Ливнах, Нижнем Новгороде и других городах.

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка

Гармонь на фронте

Только взял боец трехрядку,
Сразу видно — гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.

Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,

И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.

От машин заиндевелых
Шел народ, как на огонь.
И кому какое дело,
Кто играет, чья гармонь.

Это отрывок из поэмы «Василий Теркин», написанной поэтом и прозаиком Александром Твардовским в 1942–1945 годах и удостоенной Сталинской премии и огромной любви советских бойцов. Ее главный герой — рядовой солдат, балагур и весельчак, которому все нипочем, — стал товарищем и братом для миллионов. В поэме есть эпизод, в котором Теркин играет на гармони, но ее звучание присутствует подспудно в каждой строфе. Байки из жизни симпатичного персонажа написаны четырехстопным хореем — размером, характерным для частушек, исполнявшихся на деревенских посиделках под гармонь.

В память об этом пронзительном эпизоде поэмы Теркина почти всегда изображали с гармонью в руках. Одна из посвященных ему статуэток Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова, созданная вскоре после войны скульптором Софьей Велиховой, в народе известна как «Гармонист».

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка

Всю жизнь с гармоникой

Основатель Музея русской гармоники Альфред Мартинович Мирек посвятил изучению этого музыкального инструмента всю жизнь. Игру на аккордеоне он начал осваивать самостоятельно весной 1945 года. Довольно быстро он стал сопровождать постановки в Борисоглебском театре, где служил концертмейстером. В 1950-м окончил Московское музыкальное педагогическое училище по классу аккордеона, а в 1967 году — факультет баяна-аккордеона Московского института культуры, в котором одновременно учился и преподавал по классу баяна и аккордеона. В 1983-м Мирек защитил докторскую диссертацию «История гармонно-баянной культуры в России с 1800 по 1941 год» в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.

На протяжении долгого времени Альфред Мирек собирал коллекцию гармоник разных моделей, по которой можно проследить эволюцию инструмента. В 1997 году он подарил свою коллекцию городу в честь 850-летия Москвы, а спустя два года был открыт Музей русской гармоники Альфреда Мирека. Основатель музея ушел из жизни в 2009 году.

Источник

Появление гармоник, баянов и аккордеонов в России

Появление гармоник в России датируется началом 40-х годов XIX в. Привилегированные слои населения, как указывается в литературных источниках, покупали ручные гармоники за границей, а через крепостных слуг гармоники появились и стали популярными в деревнях. Есть предположение, что гармоники могли завезти иностранные мастера, выписанные на тульские оружейные заводы.

Среди тульских ремесленников, существовало мнение, что изобрели гармоники оружейные мастера Сизов и Шкунаев. По некоторым сведениям, они производились еще в 30-х годах XIX в. в Тульской губернии, правда, не известно о каких гармониках идет речь – о губных или ручных.

К середине XIX в. кустарное производство гармоник получило широкое распространение в Тульской, Новгородской, Вологодской и Вятской губерниях, а уже в 80-х годах данный промысел развился в Петербурге, Тверской, Волынской, Московской, Сибирской, Ярославской, Нижегородской, Костромской, Орловской губерниях.
Представительницей одной из первых однорядных гармоник, является тульская восьмиклавишная гармоника с аккомпанементом для левой руки. Особенностью данной гармоники являлось то, что при нажатии одной и той же клавиши возникали звуки разных тонов (при разжиме меха один, при сжиме другой звук). Позже такие гармоники получили название «гармоники русского строя».

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка
Тульская однорядная гармоника

Основным недостатком первых тульских гармоник являлась не столько ограниченность диапазона звуков, сколько отсутствие свободы звучания в аккомпанементе. Это и определило дальнейшее развитие русской однорядной гармоники. Стремление исполнять на гармонике мотивы местного песенного фольклора привели к созданию различных типов гармоник, которые получали название в зависимости от места их изготовления и распространения. Так возникли саратовские, касимовские, череповецкие, саратовские, елецкие, сибирские, смоленские и многие другие типы гармоник.

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка
Саратовская гармоника

Череповецкие гармоники (черепашки) получили широкое распространение в конце XIX. начале XX в. Отличались от тульских гармоник, прежде всего, крайне малыми размерами и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались непосредственно на стенке корпуса. Активным пропагандистом черепашек был известный русский гармонист П. Невский.

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка
Череповецкая гармоника

Работая над усовершенствованием гармоник, мастера Орловской губернии сконструировали гармонику, значительно отличавшуюся от прежних. Характерная особенность этой гармоники заключалась в том, что при разжиме и сжиме меха каждая клавиша давала один и тот же звук. Такая гармоника по месту изготовления (г. Ливны) была названа ливенкой. Известно, что западные мастера стали применять такой порядок расположения звуков значительно позднее.

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка
Ливенская гармоника

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка
Сибирская гармоника

В 40-х годах XIX в. ручная гармоника тульской работы была завезена в Вятскую губернию, где развитию гармонного промысла поспособствовало умение многих вятских кустарей отлично выполнять столярно-отделочные работы.

В 70-80-е годы прошлого столетия гармонный промысел Вятской губернии, в связи с улучшением качества голосовых планок и хорошей выработкой всех деревянных частей, а также высоким качеством отделки стал конкурировать с гармонным промыслом Тульской и других губерний. Одновременно с развитием производства гармоник продолжалось их дальнейшее усовершенствование.

В первой половине 70-х годов XIX столетия впервые русскими мастерами были сконструированы двухрядные гармоники в Бологое. Основные конструктивные принципы у бологойских гармоник были те же, что и у тульских. Клавиатура первого ряда мелодии имела звукоряд, аналогичный звукоряду тульской однорядной гармоники; во втором ряду звукоряд повторялся на кварту ниже. Аккомпанемент у бологойской гармоники ограничивался тремя мажорными аккордами. Однако и это усовершенствование не смогло удовлетворить всех требований музыкантов того времени. Репертуар исполняемых произведений выдвигал необходимость создания инструмента с полным хроматическим звукорядом.

Создателем первой русской хроматической гармоники был русский музыкант-самородок тульский рабочий-красильщик Николай Иванович Белобородов, который был страстным музыкантом-гармонистом и в течение всей своей жизни стремился к созданию новой гармоники с хроматическим строем. Наконец, в 1870 г. ему это удалось. В гармонике Белобородова правая клавиатура состояла из двух рядов. Двенадцать клавиш первого ряда, расположенных ближе к сетке, были похожи на черные клавиши фортепиано. Рабочие площадки тринадцати белых клавиш второго ряда имели квадратную форму. Клавиатура для левой руки (басовая) состояла из размещенных в одном ряду десяти больших клавиш такой же формы, как и клавиши современных гармоник и баянов. При участии Белобородова тульскими мастерами было изготовлено 20 хроматических гармоник.

Таким образом, можно утверждать, что первая хроматическая гармоника была создана русским музыкантом Н. И. Белобородовым в Туле на 20 лет раньше, чем в Западной Европе.

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка
Первая хроматическая гармоника Н. И. Белобородова

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка
Елецкая рояльная гармоника

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка
Баян

Регистровые переключатели бывают также в некоторых современных баянах. Существуют и оркестровые аккордеоны (пикколо, альт и т. д.). Наиболее распространенными являются аккордеоны с 34- 41 клавишами в мелодии и 80-120 кнопками в аккомпанементе. Количество регистровых переключателей бывает от 5 и более в мелодии и от 2 и более в аккомпанементе.

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка
Аккордеон

Источник

Гармонь

Гармо́нь (разговорное — гармошка, греч. ἁρμονικός — созвучный, стройный, гармоничный) — язычковый клавишно-пневматическийю музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым пла История

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX векауроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем). Также некоторые считают гармонь русским изобретением. Согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Существуют и другие взгляды на этот вопрос.

Гармонь считается народным инструментом татар со второй половины XIX века.

Гармонь в годы Великой Отечественной войны

В конце лета 1941 года на фронт, для поднятия боевого духа русских солдат, было отправлено около 12 000 гармоней, а осенью того же года — уже более 60 000 (согласно директивеНаркомата Обороны).

Отличительные особенности

По сравнению с баяном или аккордеоном гармонь имеет несколько отличий:

Виды гармоней

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

Звук при сжатии-разжатии меха

По извлекаемым звукам при растяжении и сжатии меха гармони разделяются на два типа:

Источник

История русской гармони

в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошкаСуществует несколько версий происхождения гармони. В некоторых источниках гармонь называется исконно русским инструментом, также есть версия, что гармошка попала в нашу страну из Германии или же была изобретена чешским органным мастером в Санкт-Петербурге. Несмотря на существование множества теорий о происхождении гармони, важным фактом остается феномен данного клавишного инструмента — гармошка, попавшая в Россию, приобрела множество разновидностей и прониклась национальным колоритом. Гармонное звучание вписалось в русский народный фольклор как нельзя лучше, звуки такой музыки отлично передавали характер русского человека и присущий ему широкий спектр настроений, ведь на гармошке можно сыграть и лиричную композицию, и веселую плясовую частушку.

Как изменялась гармонь в руках русских мастеров

Гармонь попала в руки тульского умельца Ивана Евстратьевича Сизова практически случайно — летом 1830 года оружейник, побывавший на Новгородской ярмарке, привез оттуда диковинный инструмент, которым, как нетрудно догадаться, была одна из первых заморских гармоней. Среди красивых и практичных, но уже привычных русскому человеку товаров, на глаза Ивану Евстратьевичу попалась гармонь, которая приманила его своим глубоким звуком. Подобных инструментов он никогда не слышал, поэтому и решил приобрести необычный предмет и разобраться, в чем заложен секрет чистого и сочного звучания. Отдав приличные по тем временам средства за покупку, мастер вернулся в Тулу, на Оружейную слободу, и стал разбираться в устройстве гармони, пытаясь изготовить подобный инструмент. Смастерить что-то подобное умелому человеку было несложно, а вот с подгонкой язычков и ладов было труднее. Но в итоге на свет появилось несколько первых тульских гармоней, которые мастер раздарил знакомым.

Популярность нового инструмента вызвала у Ивана Евстратьевича желание делать гармоники и на продажу, а потом почин подхватили и другие тульские ремесленники, и вот уже год спустя гармошка перестала быть редким инструментом и зазвучала почти в каждой избе, на каждом празднике. Привычные для русского человека рожки и балалайки были забыты, народ охотнее всего отплясывал под гармонь. Немецкий инструмент, попавший в Россию, имел диатонический строй — то есть сжимание и растяжение мехов сопровождались разными музыкальными звуками. Гармоника, за изготовление которой взялись тульские мастера, была незначительно изменена — она осталась диатонической, но планка в ней была расположена наоборот, то есть звук, который получался при растяжении мехов, теперь звучал при сжатии гармошки, и наоборот. Так инструмент приобрел более удобный для русского человека вид, и название он получил соответствующее — «гармоника с русским строем».

Распространение тульской гармони по другим областям

К 1850-м годам в Туле уже имелся достаточно хорошо налаженный процесс производства русских гармошек — над выпуском инструментов трудились шесть гармонных фабрик. Из тульского региона фабрики постепенно переезжали в другие области — Псковскую, Костромскую, Рязанскую, Калужскую, Орловскую, а также в район Поволжья, даже на Урал и в Сибирь.

Каждый мастер, приложивший руку к выпуску гармони, старался усовершенствовать ее внешне и придать звучанию местный колорит. Поэтому в зависимости от региона происхождения у гармошки менялся вид корпуса, расположение клавиш, тон, строй и диапазон — в соответствии с представлениями о прекрасном жителей определенного региона.

Необычные модели гармони, созданные русскими умельцами

Усовершенствованная гармонь «касимовская поповка» была придумана мастерами из деревни Поповка Рязанской губернии. Такой инструмент имел расширенный диапазон и измененное расположение клавиш — с левой стороны клавиатуры могли звучать только басы, без полных аккордов, а последовательность «русского строя» сохранялась такая же, как и у тульских образцов. Те гармонисты, которые привыкли играть на инструменте такого вида, считали остальные гармошки неподходящими, поэтому многие музыканты Мурома, Рязани и Коломны искали именно «касимовские гармони» из деревни Поповка.

Любители ярких, необычно расписанных гармоней обращались к местным умельцам за «бологовкой» — гармошкой, собиравшейся в селе Бологое рядом с селением Высший Волочок Тверской губернии. Каждая бологовская гармонь имела уникальную, привлекательную отделку — были в ней и резные элементы, и запоминающиеся яркие рисунки, а корпус отличался гладкой и аккуратной полировкой. «Бологовки» имели и усложненное строение — с правой стороны шел двойной ряд кнопок, а левые клавиши использовались для управления басами, извлечения минорных и мажорных нот. Такой инструмент, отличающийся многогранностью своего звучания, был схож с итальянской гармонью и ее русским аналогом — «тальянкой».

Усовершенствовать и всячески украшать «тальянку» начали и чуть южнее Пскова — в городе Новоржеве. Инструменты здесь выпускали в темно-вишневом или коричневом лакированном корпусе, а панели с клавишами покрывали элегантным резным узором. Меха из шелка насыщенных цветов — фиолетового, бордового, синего, изумрудного — прошивались узорчатыми стальными накладками, проходящими по каждой складке.

На фоне более простых и лаконичных моделей удивительно выглядела «ливенка» — гордость города Ливны Орловской области. Большой ряд клавиш с каждой стороны, а в середине — внушительные меха, порой включающие 30-40 складок. При малой высоте и ширине такая модель выглядела очень необычно, ну и конечно, радовало исполнение песен на такой гармони — настолько интересные и сильные рулады она выдавала при растяжении мехов на всю длину.

По всей стране были известны «елецкие рояльные гармоники», «роялки» — инструменты-предшественники появившегося позднее аккордеона. Справа такая гармонь имела клавиатуру хроматического звукоряда рояля, а на левую сторону были вынесены аккорды и басы гармони с русским строем. Настраивали звучание такого сложного инструмента, принимая за образец обычную гармошку, которая у каждого ремесленника имела разное звучание, из-за чего и готовые «роялки» отличались индивидуальностью — каждая исполняла мелодии на свой лад.

По вопросу приобретения гармоней, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (800) 700-12-71

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Гармонь
Гармошка
в каком году появился гармошка. Смотреть фото в каком году появился гармошка. Смотреть картинку в каком году появился гармошка. Картинка про в каком году появился гармошка. Фото в каком году появился гармошка
Русская гармонь хромка с клавиатурами 25×25
Классификация