в каком году появился гармошка
Гармонь: 240-летняя история инструмента за 5 минут
За право считаться родиной гармони борются Австрия, Германия, Италия, Франция и Россия. В пользу нашей страны выступает версия, которой придерживался профессор истории и теории музыки Альфред Мирек, основатель Музея русской гармоники. Он доказал, что первую гармонь построили в Санкт-Петербурге в XVIII веке
В 1770-х годах в столицу Российской империи приехал Франтишек Киршник, чешский мастер-органист. Это музыкант, который играет на органе, пишет для него музыку, а при необходимости сам ремонтирует инструмент. В России чех экспериментировал со звуком — искал новые способы его извлекать. И в 1783 году — нашел: так появилась гармонь.
Гармонь Франтишека была настолько большой, что стояла на особом столе, а музыканты садились за нее, как за рояль. Одной рукой виртуоз управлял встроенным в корпус мехом, а другой нажимал на клавиши. Внутри под действием потоков воздуха колебался металлический язычок и издавал звуки. Инструмент быстро полюбили музыканты: он был гораздо компактнее того же органа. А еще гармонь не нужно настраивать.
Петербург, Германия, Тула
Затем в дело вступил еще один органист, на этот раз немецкий — Георг Йозеф Фоглер. В 1788 году он прибыл в Санкт-Петербург, где увидел и высоко оценил новый инструмент, поверив в его будущее. Вернувшись в Германию, Фоглер взялся популяризировать гармонь, и ее начали использовать многие местные музыканты. А в 1822 году произошло революционное изменение: немецкий мастер Кристиан Бушман сделал гармонику ручной. А спустя еще несколько лет Кирилл Демианов, русский музыкальный мастер, живший в Вене, создал такую гармонь, которая уже знакома нам: резной корпус и клавиши с двух сторон.
В 1830 году тульский оружейник Иван Сизов побывал на Нижегородской ярмарке, где купил новый для России инструмент. Мастер разобрал гармонь, изучил устройство и собрал точную копию. Тульская гармошка ничем не уступала оригиналу, и вдохновленный Сизов открыл в подвале первую в России «Вольно-оружейничью гармонную фабрику».
Вскоре Тимофей Воронцов, другой оружейник, улучшил конструкцию и внешний вид инструмента, а вологодские умельцы настроили язычки в унисон: до этого при растягивании и сжатии мехов звучали разные тона. В следующие 100 лет собственные гармони появились в разных областях России: тульская, череповецкая, вятская, ливенская, елецкая и саратовская. Все они различались конструкцией и звукорядом. А тульская гармонь добилась всемирного признания на Международной торговой выставке 1900 года: тогда наград удостоились двух- и трехрядные инструменты братьев Киселевых.
ХХ век: от массовой популярности к почти музейному экспонату
За всю историю существования гармонь нигде не получила такого широкого распространения, как в России. И особенно — в советской России. К революции гармонь стала таким же народным инструментом, как балалайка. А затем вошла в академическую среду: появилась учебно-методическая литература, а игру на инструменте начали преподавать в музыкальных образовательных заведениях.
В 1920–1930-х годах инструмент полюбили советские агитационные бригады, самой известной из которых была «Синяя блуза». У нее была масса последователей: театральные эстрадные коллективы ездили по деревням и селам и зачитывали газетные передовицы под музыкальное сопровождение гармони. Советский нарком просвещения Анатолий Луначарский говорил: «Есть такие люди в деревне, которым на роду написано и по роду их занятий подходяще быть организаторами веселья, веселой стороны дела. Это и есть гармонисты».
Во время Великой Отечественной войны инструмент поднимал военный дух советских солдат. Летом 1941 года на фронт отправили 12 тысяч гармоней, а осенью — еще 60 тысяч. После войны популярность инструмента только росла: в начале 1970-х в Советском Союзе работало 25 предприятий по выпуску гармоней, баянов и аккордеонов.
После распада СССР интерес к гармони начал угасать, и в итоге из массового популярного инструмента она стала диковинкой. При этом ни один фольклорный фестиваль в России до сих пор не обходится без гармошки. Нижегородский «Потехинский камертон», «Вятские-хватские», богородский «Играют на Руси гармони», «Символы национальной культуры. Гусли и гармонь» в столичной Гнесинке — везде собираются гармонисты. На Первом канале с 1986 года выходит цикл передач «Играй, гармонь!». А в 2010 году актер Игорь Растеряев записал любительское видео «Комбайнеры», где исполняет под гармонь песню. Клип стал хитом, Игорь написал альбом «Русская дорога» и поехал с ним гастролировать по России.
Однако гармонь всё же не становится вновь массовым инструментом. Преподаватель кафедры «Национальные инструменты народов России» РАМ имени Гнесиных и популяризатор игры на гармони Павел Уханов прямо говорит: «Если ничего не делать, то через десять лет можно будет закрывать класс гармони, потому что не будет гармонистов».
Мы в «Очаково» верим в возрождение старинных традиций, несмотря ни на что!
А популярность квасов «Семейный секрет» только подогревает наш оптимизм. Когда-то напитки именно по таким рецептам готовили в деревнях по всей России, а мы собрали их и нашли способ наладить массовое производство настоящего русского кваса. О том, как это было, читайте здесь.
Истории вещей. Как выглядела первая в истории гармонь и кто ее придумал
Существует несколько версий появления гармоники. Кто-то приписывает ее изобретение мастерам из Англии или Германии, есть мнение, которого придерживался и основатель Музея русской гармоники Альфред Мирек (1922–2009), что впервые этот музыкальный инструмент появился в Российской империи в XVIII веке, а создал ее чешский мастер органного искусства Франтишек Киршник. Мирек сумел реконструировать чертежи той самой первой гармоники. Один из восстановленных инструментов сегодня хранится в основанном им музее.
Органист-экспериментатор
За свою жизнь органист Франтишек Киршник объехал практически всю Европу. Он жил в Дании, Германии и других странах и всюду развивал свое мастерство. В 1770-х годах он поселился в Санкт-Петербурге и устроился органистом в лютеранский храм Святой Анны. У Киршника была собственная мастерская, где в свободное время он экспериментировал и искал новые способы извлечения звука.
В 1783 году на суд петербургского высшего света он представил свое творение — гармонику. Для игры на ней музыкант одной рукой управлял мехом, встроенным в корпус инструмента, а другой нажимал на клавиши. Звук извлекался при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха. В отличие от ее потомков, гармоника Киршника была настольной — за нее садились, как за фортепиано.
Первые слушатели высоко оценили не только компактность инструмента, но и его чистое, насыщенное звучание. Очень быстро изобретение Киршника стало популярно среди музыкантов, игравших на клавишных инструментах. Особенность гармоники заключалась в том, что ее не нужно было настраивать (в отличие, например, от клавикорда и клавесина).
Из России в Европу и обратно
Одним из тех, кому особенно понравилось новое изобретение, был Георг Йозеф Фоглер — немецкий органист поверил в будущее этого способа звукоизвлечения и популяризировал его в Европе. За несколько лет появилось множество инструментов на основе разработки Киршника. Еще какое-то время ушло на то, чтобы гармоника трансформировалась, стала мобильной и из европейских салонов вышла на базары и улицы.
Первую ручную гармонику изготовили в 1822 году в Германии, а к 1830 году она дошла до России. Гуляя по Нижегородской ярмарке, тульский оружейник Иван Сизов приобрел новинку. Вернувшись домой, разобрал инструмент и досконально изучил устройство, а затем собрал его точную копию, по звучанию ничем не уступавшую оригиналу. Дело Сизова продолжил его земляк Тимофей Воронцов, который улучшил конструкцию гармоники и открыл первую в России гармонную фабрику. Следующие 100 лет принесли инструменту поистине народную любовь — свои гармошки появились в Саратове, Ливнах, Нижнем Новгороде и других городах.
Гармонь на фронте
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно — гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
От машин заиндевелых
Шел народ, как на огонь.
И кому какое дело,
Кто играет, чья гармонь.
Это отрывок из поэмы «Василий Теркин», написанной поэтом и прозаиком Александром Твардовским в 1942–1945 годах и удостоенной Сталинской премии и огромной любви советских бойцов. Ее главный герой — рядовой солдат, балагур и весельчак, которому все нипочем, — стал товарищем и братом для миллионов. В поэме есть эпизод, в котором Теркин играет на гармони, но ее звучание присутствует подспудно в каждой строфе. Байки из жизни симпатичного персонажа написаны четырехстопным хореем — размером, характерным для частушек, исполнявшихся на деревенских посиделках под гармонь.
В память об этом пронзительном эпизоде поэмы Теркина почти всегда изображали с гармонью в руках. Одна из посвященных ему статуэток Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова, созданная вскоре после войны скульптором Софьей Велиховой, в народе известна как «Гармонист».
Всю жизнь с гармоникой
Основатель Музея русской гармоники Альфред Мартинович Мирек посвятил изучению этого музыкального инструмента всю жизнь. Игру на аккордеоне он начал осваивать самостоятельно весной 1945 года. Довольно быстро он стал сопровождать постановки в Борисоглебском театре, где служил концертмейстером. В 1950-м окончил Московское музыкальное педагогическое училище по классу аккордеона, а в 1967 году — факультет баяна-аккордеона Московского института культуры, в котором одновременно учился и преподавал по классу баяна и аккордеона. В 1983-м Мирек защитил докторскую диссертацию «История гармонно-баянной культуры в России с 1800 по 1941 год» в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.
На протяжении долгого времени Альфред Мирек собирал коллекцию гармоник разных моделей, по которой можно проследить эволюцию инструмента. В 1997 году он подарил свою коллекцию городу в честь 850-летия Москвы, а спустя два года был открыт Музей русской гармоники Альфреда Мирека. Основатель музея ушел из жизни в 2009 году.
Появление гармоник, баянов и аккордеонов в России
Появление гармоник в России датируется началом 40-х годов XIX в. Привилегированные слои населения, как указывается в литературных источниках, покупали ручные гармоники за границей, а через крепостных слуг гармоники появились и стали популярными в деревнях. Есть предположение, что гармоники могли завезти иностранные мастера, выписанные на тульские оружейные заводы.
Среди тульских ремесленников, существовало мнение, что изобрели гармоники оружейные мастера Сизов и Шкунаев. По некоторым сведениям, они производились еще в 30-х годах XIX в. в Тульской губернии, правда, не известно о каких гармониках идет речь – о губных или ручных.
К середине XIX в. кустарное производство гармоник получило широкое распространение в Тульской, Новгородской, Вологодской и Вятской губерниях, а уже в 80-х годах данный промысел развился в Петербурге, Тверской, Волынской, Московской, Сибирской, Ярославской, Нижегородской, Костромской, Орловской губерниях.
Представительницей одной из первых однорядных гармоник, является тульская восьмиклавишная гармоника с аккомпанементом для левой руки. Особенностью данной гармоники являлось то, что при нажатии одной и той же клавиши возникали звуки разных тонов (при разжиме меха один, при сжиме другой звук). Позже такие гармоники получили название «гармоники русского строя».
Тульская однорядная гармоника
Основным недостатком первых тульских гармоник являлась не столько ограниченность диапазона звуков, сколько отсутствие свободы звучания в аккомпанементе. Это и определило дальнейшее развитие русской однорядной гармоники. Стремление исполнять на гармонике мотивы местного песенного фольклора привели к созданию различных типов гармоник, которые получали название в зависимости от места их изготовления и распространения. Так возникли саратовские, касимовские, череповецкие, саратовские, елецкие, сибирские, смоленские и многие другие типы гармоник.
Саратовская гармоника
Череповецкие гармоники (черепашки) получили широкое распространение в конце XIX. начале XX в. Отличались от тульских гармоник, прежде всего, крайне малыми размерами и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались непосредственно на стенке корпуса. Активным пропагандистом черепашек был известный русский гармонист П. Невский.
Череповецкая гармоника
Работая над усовершенствованием гармоник, мастера Орловской губернии сконструировали гармонику, значительно отличавшуюся от прежних. Характерная особенность этой гармоники заключалась в том, что при разжиме и сжиме меха каждая клавиша давала один и тот же звук. Такая гармоника по месту изготовления (г. Ливны) была названа ливенкой. Известно, что западные мастера стали применять такой порядок расположения звуков значительно позднее.
Ливенская гармоника
Сибирская гармоника
В 40-х годах XIX в. ручная гармоника тульской работы была завезена в Вятскую губернию, где развитию гармонного промысла поспособствовало умение многих вятских кустарей отлично выполнять столярно-отделочные работы.
В 70-80-е годы прошлого столетия гармонный промысел Вятской губернии, в связи с улучшением качества голосовых планок и хорошей выработкой всех деревянных частей, а также высоким качеством отделки стал конкурировать с гармонным промыслом Тульской и других губерний. Одновременно с развитием производства гармоник продолжалось их дальнейшее усовершенствование.
В первой половине 70-х годов XIX столетия впервые русскими мастерами были сконструированы двухрядные гармоники в Бологое. Основные конструктивные принципы у бологойских гармоник были те же, что и у тульских. Клавиатура первого ряда мелодии имела звукоряд, аналогичный звукоряду тульской однорядной гармоники; во втором ряду звукоряд повторялся на кварту ниже. Аккомпанемент у бологойской гармоники ограничивался тремя мажорными аккордами. Однако и это усовершенствование не смогло удовлетворить всех требований музыкантов того времени. Репертуар исполняемых произведений выдвигал необходимость создания инструмента с полным хроматическим звукорядом.
Создателем первой русской хроматической гармоники был русский музыкант-самородок тульский рабочий-красильщик Николай Иванович Белобородов, который был страстным музыкантом-гармонистом и в течение всей своей жизни стремился к созданию новой гармоники с хроматическим строем. Наконец, в 1870 г. ему это удалось. В гармонике Белобородова правая клавиатура состояла из двух рядов. Двенадцать клавиш первого ряда, расположенных ближе к сетке, были похожи на черные клавиши фортепиано. Рабочие площадки тринадцати белых клавиш второго ряда имели квадратную форму. Клавиатура для левой руки (басовая) состояла из размещенных в одном ряду десяти больших клавиш такой же формы, как и клавиши современных гармоник и баянов. При участии Белобородова тульскими мастерами было изготовлено 20 хроматических гармоник.
Таким образом, можно утверждать, что первая хроматическая гармоника была создана русским музыкантом Н. И. Белобородовым в Туле на 20 лет раньше, чем в Западной Европе.
Первая хроматическая гармоника Н. И. Белобородова
Елецкая рояльная гармоника
Баян
Регистровые переключатели бывают также в некоторых современных баянах. Существуют и оркестровые аккордеоны (пикколо, альт и т. д.). Наиболее распространенными являются аккордеоны с 34- 41 клавишами в мелодии и 80-120 кнопками в аккомпанементе. Количество регистровых переключателей бывает от 5 и более в мелодии и от 2 и более в аккомпанементе.
Аккордеон
Гармонь
Гармонь | |
Гармошка | |
Русская гармонь хромка с клавиатурами 25×25 | |
Классификация |
---|