в каком году появился двд плеер в россии
DVD в России: часть первая
_Меня снабдили ценными указаниями и попросили быть осторожной.
Смешно: кому помешает женщина, даже с диктофоном в сумочке, когда
на арене бойцы другой весовой категории, чей азарт превосходит самые
оптимистичные посылы репортера? С другой стороны, предостережения
уместны: рынок новый, правила игры еще не сложились, всякоеможет случиться…
Итак, речь пойдет о DVD и о том, какие метаморфозы претерпевает
эта технологическая новинка, окунувшись в наши российские реалии._
Броня крепка.
В конце 1995 года, после длительного противостояния различных форматов цифровой записи и хранения информации на компакт-диске DVD-консорциум (ныне — DVD Forum), в который вошли десять мировых лидеров в области видеотехнологий, утвердил в качестве стандарта формат DVD. Разработанный при непосредственном участии голливудских студий, он идеально удовлетворял требованиям индустрии домашнего видео и открывал ей новые технические и коммерческие возможности. Спецификация DVD-диска (внешне не отличающегося от CD) включала: более двух часов высококачественного MPEG2-видео с многоканальным «объемным» звуком; до восьми языков звукового сопровождения; субтитры на 32 языках; интерактивное разветвленное меню с произвольным доступом к различным главам и вариантам отображения; возможность задания и пользовательского выбора до девяти углов зрения (camera angles) на показываемый объект; цифровую и аналоговую защиту от копирования.
С 1997 года, когда продажи DVD-дисков начались по всей Америке (в Европе — годом позже), популярность DVD стала расти в геометрической прогрессии. Так, по данным компании Ernst & Young, за первый квартал прошлого года было продано около 70 миллионов DVD-дисков с записями музыки и фильмов, а с момента принятия формата — более 380 миллионов (объем продаж DVD-плейеров составил соответственно 2,4 и 16,5 млн. штук). Причем западная киноиндустрия устроилась весьма неплохо: с одного и того же фильма она снимает сливки трижды, пуская его с интервалом в 3–6 месяцев в кинопрокат, видеопрокат и тиражируя на дисках.
Естественно, при таком положении дел киноиздатели не могли не озаботиться защитой дисков от копирования, а для надежности вооружились двумя способами: аналоговым (Analogue Protection System фирмы Macrovision) и цифровым (Content Scrambling System).
Зонирование
Однако средствами защиты диска от копирования дело не ограничилось. Как уже было сказано, новые фильмы сперва идут в кинотеатрах и лишь несколько месяцев спустя выпускаются на дисках. Но поскольку в разных регионах это происходит в разное время: допустим, в Штатах премьера прошла, и на рынке появились видеокопии, а в Европе прокат только начинается, — то и доход от показа фильма в европейских странах существенно ниже, поскольку рынок уже наводнен видеодисками. Чтобы этого не допустить и в каждом регионе получать максимальную прибыль, было придумано так называемое зональное кодирование. Весь мир условно поделили на шесть зон (1-я зона — Северная Америка, 2-я — Европа с Японией; Россия, Африка и прочие территории, где надзор за соблюдением копирайта поставлен из рук вон плохо, попали в 5-ю зону) и каждой из них присвоили соответствующий код. Причем кодируются и диски, и проигрыватели. Только при совпадении кодов проигрыватель может воспроизводить установленный в него диск. Так медиаиндустрия попыталась взять ситуацию под контроль.
«Слом» цифровой защиты CSS, преследование взломщиков со стороны Американской ассоциации производителей кинофильмов (MPAA), громкий судебный процесс над норвежцем Йоном Йохансеном, написавшим код взлома DeCSS… Произошедшие далее события опять возвращают нас к теме противоречий DMCA, сути понятия цифровой интеллектуальной собственности и проблем Автора, Посредника и Потребителя в сложившейся ситуации, поскольку второй, прикрываясь первым, постоянно твердит о так называемой «недополученной» прибыли, а последний наблюдает явные ограничения его прав. Скорее, эта ситуация из серии неразрешенных общественных противоречий, одно из которых стало причиной судебного разбирательства в отношении Дмитрия Склярова и компании «Элкомсофт». «Отторжение» зонального кодирования имеет несколько иные мотивы.
Во-первых, для ряда фирм, изготавливающих продукты экстра-класса, региональное кодирование невыгодно ни с какой стороны. Зачастую они официально выпускают мультизонные проигрыватели. В России покупателей Hi-Fi DVD-аппаратуры — единицы, так же как и салонов, торгующих ею. Некоторые производители продукции массового спроса тоже не считают третьи страны перспективным рынком и чаще ограничиваются выпуском аппаратов либо 1-й и 2-й зон, либо мультизонных. Модели Toshiba SD210, Panasonic RV20, Pioneer 535, Pioneer 636, Pioneer 340, Goldstar 3351, Goldstar 3200, Samsung 511, Samsung 811, JVC 521 — это официальные мультизонные плейеры.
Вторая причина непопулярности зонирования — скромный выбор фильмов на DVD в «непервых» зонах, а в некоторых случаях и высокая цена на такие диски (иногда на 20% выше, чем у диска 1-й зоны). Яркий пример: в мае 2001 года Австралия на государственном уровне заявила о незаконности системы зон, используемой в проигрывателях DVD. Австралийская Комиссия защиты конкуренции и прав потребителей полагает, что эта система мешает развитию местного рынка DVD. А вот что пишет о региональном кодировании газета «London’s Daily Telegraph»: «Эта практика позволяет продавать один и тот же диск в разных странах по разной цене. Сеть британских супермаркетов Tesco стала продавать мультизонные плейеры, чтобы обойти существующий контроль цен».
В-третьих… Цитирую слова одного торговца видеотехникой: «Суперкассовые фильмы вроде «Матрицы», «Гладиатора», «Патриота» сначала привозятся в Россию на дисках 1-й зоны, здесь к ним быстро делают перевод на мини-диске (с известным «носовым» голосом). И они моментально расходятся, тем более что многим русская дорожка не нужна — они знают английский язык. На свежий фильм люди готовы потратить больше, чем на попавший в страну официально, с кодом 5-й зоны, но сильно запоздавший».
DVD-приводы
По данным одного из Интернет-опросов, без малого половина респондентов (49%) смотрит фильмы только на компьютерах с DVD-приводом. Связано это с тем, что компьютеровладельцам для просмотра фильмов требуется помимо акустической системы только DVD-привод, который гораздо дешевле плейера и не нуждается в ресивере (устройство, которое преобразует цифровой звуковой сигнал в линейный аналоговый, усиливает и распределяет его по звуковым каналам). Цена привода DVD-ROM постепенно приближается к цене привода CD-ROM и составляет в среднем 60–80 долларов. Кроме того, DVD-приводы совместимы с CD, что еще больше способствует распространению стандарта DVD. Среди фирм, выпускающих DVD-приводы, наряду с Hitachi, Pioneer, Panasonic, Sony, Toshiba и другими крупными производителями видеоэлектроники, есть и представители рынка компьютерных компонентов — ASUSTeK, Acer, Creative Labs. Впрочем, по некоторым данным, приводы собственной разработки делают только Sony, Hitachi и Toshiba, остальные же частично пользуются их технологиями, а то и вовсе ограничиваются изготовлением корпусов и наклеиванием фирменных ярлыков.
Требование региональной защиты относится ко всем устройствам, воспроизводящим DVD-диски, в том числе и компьютерным DVD-приводам. Программные средства, позволяющие проигрывать видео, также должны поддерживать эту защиту. Устройство сравнивает прошитый в нем код с кодом диска и, если они совпадают, проигрывает диск. Чтобы добиться от привода способности играть диски любой зоны, меняют код у программного декодера, отвечающего за воспроизведение DVD-изображения. Для этого есть множество утилит (включая официальную DVD Genie), позволяющих настраивать скрытые параметры программных DVD-декодеров. В основе утилит могут лежать различные принципы, но цель у них одна: диск должен воспринимать декодер как «свой», одного с ним региона. К примеру, популярная DVD Region Killer перехватывает запросы программы-плейера к DVD-приводу и подменяет ответы привода. То есть, когда регионы привода и диска совпадают, а код плейера отличается (привод «принимает» диск, а плейер — нет), Killer заменяет ответ привода таким, который будет «принят» плейером.
19 марта
в 1996 году компания Toshiba, опередив Matsushita, Sony и других конкурентов, выпустила на рынок первый в мире DVD-плеер – модель SD-3000.
в 1996 году компания Toshiba, опередив Matsushita, Sony и других конкурентов, выпустила на рынок первый в мире DVD-плеер – модель SD-3000
Внешне девайс получился очень благородным. Особенно, в сравнении с современными китайскими «балалайками». Но самое интересное, как всегда, скрывалось внутри.
В середине 90-х на рынке видеоносителей по-прежнему доминировали кассеты VHS. Формат был проверенный временем, а устройства для воспроизведения – разнообразны и доступны. Однако размеры кассет, качество записи и возня с перемоткой пленки устраивали далеко не всех.
Временной мерой был формат LaserDisc, появившийся в 1978-м. Но применяемые в качестве носителя 30-сантиметровые «блины» не позволяли считать его удобным. Появившийся в 1993-м формат Video CD тоже не мог считаться решением – качество записи на нем соответствовало, но не превосходило VHS.
На этом фоне представленная в 1995 году технология DVD смотрелась очень выигрышно. Диск DVD был 12-сантиметровым и внешне не отличался от обычного CD. Однако благодаря гораздо более высокой чем у CD плотности записи и кодировке MPEG2, разработанной Toshiba, он позволял записать до 135 минут видео на каждую сторону, причем качество картинки намного превосходило VHS. Звук тоже не шел ни в какое сравнение с «вертушками» – честный Dolby Digital 5.1.
Первоначально название формата так и расшифровывалось – «Digital Video Disc».
Поэтому теперь DVD расшифровывается как «Digital Versatile Disc» – «цифровой многоцелевой диск».
Как в России пропустили мировой расцвет DVD, но догнали запад с появлением широкополосного интернета
«Русский человек — падок на халяву». «Русский человек — вороват». «Русский человек хочет решать дела, не вставая с печи». И, конечно, «русский человек — беден». В общем, психологический портрет онлайн-пирата, обходящего все запреты, но получающего своё бесплатно — и даже гордящегося этим — готов. Но я бы не спешил так стремительно и единогласно сливаться до нации воров, когда огромный вклад в историю русского пиратства внесли сами правообладатели — и нет никаких причин брать на себя и их вину.
И на примере своих бурных нулевых, как я их помню, я покажу два больших момента, когда западные правообладатели с громким свистом пролетели мимо главного тренда и реального спроса на рынке на тот момент.
Наверное, самая старая из моих флэшек, которую я смог вспомнить, была точно такой же
Впервые я столкнулся с пиратскими сокровищами в 2005 году, начав гулять по «сетке» своего общежития. Впрочем, тогда это пиратством это не воспринималось — просто реальность, в которой я бы платил за то, что там слушал и смотрел, и что вообще у меня были бы на это деньги — если и существовала, то где-то в ноосфере, за пределами моей головы. Тогда же всё было брутально просто: стипендия нужна только, чтобы раз в месяц превратиться из голодного студента в весёлого, а первой зарплаты, после оплаты съёмного угла, всегда будет чуть-чуть не хватать, чтобы дотянуть до аванса. В таких реалиях, «кино посмотреть» — вопрос не морали, а возможности. Есть возможность — смотрим и радуемся, нет — разыскиваем.
За 13 лет я прошёл от full pirate до almost full legit, но, что удивительно, даже полностью обленившись, согласный платить, лишь бы ничего решать — я до сих, порой, ощущаю иногда давление, словно выталкивающее на «вон, бесплатно возьми». И это, кстати, одна из причин, по которой я совершенно не согласен с обобщениями русских и пираторов, пиратов и халявщиков — и т.д.
Древняя история: 90-е
Правообладатели вносили свой вклад в формирование рынка контрафакта с самого его начала. Сперва — своим демонстративным отсутствием. С конца 80-х до конца 90-х пираты и были нашими прокатчиками западных хитов, восполняя дефицит внимания от Голливуда как умели.
В нулевые Голливуд, наконец-то, обратил внимание на российский прокат — и российский контрафакт. И как раз в эти годы в мире шёл большой процесс смены форматов: с 1998 года в Европе, и далее — везде набирал популярность DVD-формат, с 1998 по 2008 превзошедший по охвату VHS, вышедший за рамки только киноиндустрии, став практически по всему миру основным форматом внешнего носителя. Разумеется, что могло быть логичнее, чем и поставить в строй на этот апгрейд И Россию — тем более, что после курантов, пробивших Миллениум, VHS-плееры словно в сказке про «Золушку» с каждым днём казались всё более древним артефактом.
Как DVD в России совершенно не зашёл по более, чем уважительной причине
Однако ж, триумфальный во всём мире, DVD в России просто «не взлетел», попав в противофазу с более важным трендом нашего рынка 1999-2004 годов. Для меня самый конец 90-х — первая половина нулевых была временем, когда почти всем моим друзьям и одноклассникам купили компьютеры.
Более развитые страны имели возможность и удовлетворяли свой спрос на ПК ещё с 80-х годов, а теперь уже обновляли свои мультимедийные устройства под новую жемчужину коллекции — DVD. В России это было квантовым скачком: большое число людей наконец-то смогло позволить себе свой первый ПК уже в тот исторический момент, когда он уже начал превращаться в необходимость. Поэтому пока мир привыкал к новой игрушке — DVD, в России в приоритете была самая главная из игрушек.
При этом страна оставалась всё ещё небогатой, поэтому, для большинства семей покупка одного исключала в обозримом будущем приобретение другого — к тому же, возможность на ПК тоже смотреть кино, хоть и с CD-дисков, окончательно вытеснила DVD-проигрыватели из области имеющего значение в модные штучки для богатых. (Наверное, не было в России проклятия для массового товара хуже, чем попасть в категорию «это для богатых»). И богатые подтянулись, уже не просто покупая плеер, но организуя медицентр, домашние кинотеатры — и, конечно, имевшие кучу места, чтобы основать и развивать фильмотеку из лицензионных DVD.
Второй и финальный щелчок клювом
Конечно, DVD оставался интересной технологией — как объёмный внешний носитель, например. Но и тут голодный рынок и созревшую нишу увели у DVD из-под носа. Запоздавшие с освоением этого формата россияне запоздали как раз достаточно, чтобы застать зарю USB-флешек. Это был второй и финальный пропуск DVD своего окна на рынке России — флэшки сразу были настолько проще и удобнее любых дисков, что многие, кто толком и не освоил науку «прожигания» дисков, записи и перезаписи (в том числе и я) где-то в те годы осознали, что можно уже и не учиться.
В результате, когда основным носителем, в том числе для кинокопий, в мире стал DVD — в России большинство с фильмов, записанных на CD — переписывалось уже сразу на флешки и жёсткие диски. На пару лет, до полной победы интернета, Россия с остальным миром не были так уж легко совместимы из-за предпочитаемых форматов. Ну а у зрителля выбора и вовсе не было — в отсутствие вообще любых альтернатив от правообладателей (кроме ещё выходивших VHS-релизов), пиратство практически снова продолжило свою культурно-просветительскую миссию, вышедшую на новые рубежи уже благодаря торрентам.
Blu-Ray, на котором дошло уже до всех
Полностью прошедший цикл перехода на DVD, кроме России, от него увернувшейся, формат уже не нуждался в промоушне. И правообладатели уже вовсю продвигали the next big thing — формат Blu-Ray, мега-качество которого должно было спасти продажи дисков. Выйдя победителем из двухлетнего противостояния с HD DVD, новый чемпион в 2008 стал носителем первых Blu-Ray версий фильмов под 50 гигов! Флешки против него даже теоретически, со стандартом USB 2.0 не могли ничего ему противопоставить. Это был Кинг-Конг среди внешних носителей — правда, это уже не имело значения. На этот раз Blu-Ray пролетел мимо не только российского рынка, но и в целом глобальной тенденции.
Началась эпоха широкополосного безлимитного интернета. Гонка вооружений внешний носителей не то, чтобы завершилась — она перестала иметь смысл. Возможностей оптоволокна в почти каждой квартире было достаточно, чтобы скачать Blu-Ray за считанные минуты вместо недель ожидания по почте. Не нужно место для хранения дисков, не нужно покупать Blu-Ray проигрыватель. Стало можно смотреть кино и слушать музыку онлайн. А в перспективе, отказ от дисков как носителей сэкономил ещё и на апгрейде компьютеров: вместо первоначальных планов вендоров встраивать в более дорогие версии ноутбуков проигрыватели Blu-Ray — возник тренд отказа от дисководов в ноутбуках вообще.
Что до Blu-Ray — даже голливудским мейджорам пришлось произнать, что их попытки отклонить ход истории в желаемом направлении вечно всё новых и новых дисков — были бессмысленны.
Ни о какой тотальной замене DVD на Blu-Ray по той же схеме, по которой недавно захватил мир DVD, уже речи не шло — в итоге, на рынке остались оба формата.
Blu-Ray релизы были игрушкой для коллекционеров — и фанатов тёплого лампового, для которых кино с флешки — страшный грех.
Но всё же идею сохранения диска в качестве основного носителя данных и формата продаж пришлось окончательно закопать. Большинство зрителей уже превратились в пользователей — откуда нет возврата.
И мейджоры, наконец, вынуждены были тронуться навстречу прогрессу.
P.S. Про правообладетелей
Вообще, это должна была быть статья про современные стриминговые сервисы, которыми я чем дольше пользуюсь, тем чаще разочаровываюсь. Задумавшись, почему так всё плохо, я углубился в историю, разумеется всплыла тема пиратства, добрался до истории носителей — и вырезал этот огромный кусок, чтобы запостить его отдельно. А свою фрустрацию по поводу стриминговых сервисов выложил на «Дзене».
Что связывает все эти сюжеты? Правообладатели. Чем дальше, тем больше мне кажется, что они так и не научились интересоваться рынками за пределами США. Они их не особо волнуют — да, даже пиратство. Если бы волновало — 21st Century Fox не ограничил бы доступ к своему стриминговому сервису, открытого изначального как глобальный проект, только пределами США и Канады. И не предложив никаких альтернативных выходов даже для мультсериалов с планетарного размаха фан-базой.
Да, мы помним напряжённые годы полномасштабной войны правообладателей против всего мира. Но их можно понять — оставшись без своего десятилетнего плана как раз до 2018 года (только представьте, что нам бы сейчас выкатили новое поколение пластинок уже гигов на 300), студии запаниковали.
Им, как Братству Кольца через копи Мории пришлось пойти по пути стриминга, от которого они отбивались яростнее, чем Гэндальф от Балрога — и абсолютно всё в этой истории выглядело совершенно контр-интуитивно для них, вопреки всей наработанной в бизнесе чуйке.
Ну и, наконец, они просто обязаны были поддержать свои и партнёрские стриминги, преворащая жизнь пиратских порталов в насколько они могли — невыносимую. Больше всех усердствовали, кстати, юристы Warner Bros., которая никаких внятных ставок на рынке стриминга не сделала. Вообще, по совокупности 5–8 лет, именно юристы выглядят самым успешным и довольным направлением студии.
Но сейчас, мне кажется, накал будет снижаться. Во-первых, страшилки о пиратах, которые разорят студии, явно уже отошли в историю. Да и особо не были близки к правде — будь ситуация такой, студии бы бегали куда живее, выкручиваясь, чтобы жить. А так, всех ужасов пиратства не хватило даже, чтобы смыть с них налёт этой smug assholeness.
А значит, они снова смогут вернуться к любимому делу: грызне друг с другом. Начало большой стриминговой войны уже назначено на конец 2019 года, когда истекают контракты по фильмам Disney и Marvel в Netflix. Которые «Дисней», конечно же, заберёт, и, вместе с Pixar, Star Wars и всей фоксовой ратью поставит в каталог своего стриминга, который к этому моменту запустят.
Так что, да — я жду нарастающего изоляционизма со стороны Голливуда, нарастающего пофигизма к их пользователям за пределами США — и относительно спокойного периода времени для пиратов. Если, конечно, юристы Warner Bros. опять не захотят премий. Но, надеюсь, обойдётся без этого.
Да, лично я уже окончательно перешёл в парадигму платного софта, платного контента и т.д. Но в процессе работы над этой ретроспективой, я впервые увидел всё это уже не с персональной, а исторической точки зрения. Все связанные с написанным воспоминания были переработаны, и перешли в новое агрегатное состояние — не как частная история, а просто часть истории. Во время этого процесса, естественно, стерилизуется любая эмоциональная живность — чтобы не тащить с собой старые эмоции, предубеждения и заблуждения.
Вот чего я не ожидал — так это появления новой эмоции, возникшей и копившейся в процессе работы: и обернулась совершенно новонайденным каким-то уважением ко всему пиратскому движению. Которому желаю вздохнуть свободнее и заработать креативнее.
За последние годы приводы CD-RW стали привычными для всех пользователей. Практически любой новый ПК продается с CD-RW (или комбо CD-RW+DVD-ROM) в комплекте. Более того, многие напрочь отказались от использования 3.5-дюймовых дискет. Производители современных ноутбуков уже не комплектуют свои продукты флоппи-дисководами, магнитные накопители информации ушли в прошлое.
В то же время приводы CD-RW давно достигли своего технологического совершенства. Максимальную скорость записи решили не увеличивать до 72х (разве что в редких моделях с несколькими лазерами) и поставили финальную точку на 52х скорости. Пиковая скорость перезаписи составляет 32х и, судя по всему, увеличиваться не будет. Объем компакт-дисков, в силу своих технологических особенностей, не может превышать 750-800 Мб. И если пару лет назад главным достоинством компакт-дисков была их емкость, то сейчас это их главный недостаток. Именно поэтому диски формата DVD обретают все большую популярность на наших просторах.
Что такое DVD?
История формата DVD
Первая официальная информация о разработке DVD появилась весной 1995 года. Ее обнародовали 10 крупных компаний (Pioneer, Matsushita, Mitsubishi, Philips, Sony, Hitachi, JVC, Time Warner, Thomson и Toshiba), принимавших участие в разработке формата. Во избежание войны стандартов, эти компании объединились в так называемый DVD Consortium. Главными его задачами были: продвижение формата на рынке, согласованная разработка новых спецификаций и лицензирование предприятий, записывающих информацию на DVD. Два года спустя, в 1997 году, был создан DVD-форум. Его задачи были такие же, как и у DVD консорциума. На данный момент насчитывается около 200 официальных членов DVD-форума. Все они заинтересованы в развитии формата и участвуют в разработках новых, более совершенных форматов вроде Blue-ray, EVD или HD DVD.
DVD снаружи и изнутри
Внешне диски DVD практически невозможно отличить от обычных CD. Они имеют одинаковые размеры и внешне очень похожи друг на друга. Однако прочесть диск DVD на обычном CD-приводе уже не удастся. Для этого понадобится привод с поддержкой DVD-формата, который, кстати, без проблем читает обычные компакт-диски.
Вся информация на DVD хранится в файловой системе MicroUDF (Micro Universal Disk Format). Ее официально утвердили в 2000 году. MicroUDB поддерживает носители большой емкости и файлы больших размеров. Имена файлов записываются в формате unicode, что обеспечивает совместимость DVD со всеми операционными системами для ПК, а также с разнообразной бытовой техникой.
Существенным отличием DVD от CD является возможность двухслойной записи дисков. На одном одностороннем диске (бывают и двухсторонние, с информационной поверхностью на каждой стороне) можно хранить в два раза больше информации. Оба слоя имеют отражающую поверхность, только один из них обладает высокой прозрачностью (до 40%). При записи/чтении луч просто меняет фокусировку, что позволяет не попадать на оба слоя одновременно.
Защита DVD
Для защиты DVD-дисков от внешних повреждений и царапин поверхности был предусмотрен дополнительный прозрачный пластиковый слой. Он наносится поверх информационной отражающей поверхности и не препятствует чтению диска.
В разных странах премьеры одних и тех же фильмов проходят в разное время. И поскольку издателям фильмов нет интереса в появлении фильма там, где еще не было его премьеры, было принято решение ввести так называемое зонирование.
Информация на DVD-диске зашифрована под определенный регион. Приводы также шифруются под регион, в который их завезли. При чтении диска привод сверяет совпадение регионов на приводе и диске и, в зависимости от результата, продолжает или не продолжает читать диск дальше. Есть также мультизонные приводы и проигрыватели, которые не привязаны к определенному региону. Сейчас, правда, они встречаются редко, но все же их найти реально. Так называемые «залоченные» устройства (настроенные на чтение дисков только одной зоны) можно изменить на мультизонные в том случае, если он «умеет» менять зону (как правило, разрешается ее менять до 5 раз). Установите нулевую зону, и ваш привод станет мультизонным. Иногда встречаются новые прошивки для приводов, которые отключают зональную зависимость. Но прошивать такие устройства намного опаснее чем, к примеру, материнские платы.
Особенности DVD Video
Как известно, технология DVD задумывалась с целью улучшить качество просмотра фильмов. Диски DVD-Video встречаются в каждом магазине. А многие новые фильмы выходят только на DVD. Чем же они отличаются от обычных Video-CD, кроме большей емкости диска? Внешне DVD-диски с фильмами отличаются упаковкой прямоугольной формы, выполненной в виде книжечки. С каждой стороны упаковки нанесено качественное изображение высокого разрешения и текст с информацией о фильме. Внутри коробки может быть один или два диска. Иногда на втором диске содержатся видеоролики с фрагментами о съемках фильма, интервью с режиссером, история фильма/кинокомпании и т.д.
В рамках этого материала мы обдуманно не останавливаемся на спецификациях стандарта DVD Audio, поскольку этот разговор требует серьезной отдельной статьи.
Стандарты записи дисков DVD
Принцип работы DVD-RW аналогичен DVD-R.Отличия лишь в том, что в DVD-RW используется поверхность с возможностью многократно менять свою отражающую способность. Данный стандарт также разрабатывался компанией Pioneer. Однако DVD-RW совместим далеко не со всеми DVD-устройствами. Дело в том, что мощности лазера старых приводов не хватает для отражения от поверхности диска. Вследствие чего диск читается некорректно или вообще не распознается. Как утверждают производители дисков, их можно перезаписывать до 1000-1500 раз.
В отличии от DVD-R, диски DVD+R имеют два информационных слоя. На дисках DVD+R находятся две информационных поверхности из разных материалов, с разными отражающими способностями. Многие современные приводы поддерживают функцию записи двухслойных дисков.
DVD+RW
Как это ни удивительно, но стандарт DVD+RW появился раньше, чем DVD+R. Его разработали несколько членов DVD-форума, включая Microsoft. С самого начала (1997 год) объем дисков DVD+RW составлял 2,8 Гб, затем 4,7 Гб. Принцип использования дисков аналогичен DVD-RW, однако они были несовместимы из-за разных материалов отражающего слоя и разных способов записи. Приводы, поддерживающие DVD+RW, производят такие компании как SONY, Philips, HP и Microsoft.
Устройства для чтения и записи DVD
Компьютерные DVD-приводы
При выборе DVD-привода для ПК не полагайтесь только на мои советы. Внимательно просмотрите тесты и посоветуйтесь со специалистами нашего форума.
Бытовые DVD-устройства
DVD-плееры. Все DVD-плееры, без исключения, поддерживают формат DVD-Video. Многие производители этих плееров включают в свои устройства поддержку VideoCD формата Mpeg4 и музыки в формате MP3. Встречается также такая экзотика, как просмотр jpg-картинок. Если у вас осталось много старых видеокассет, а VHS-проигрыватель решили заменить на DVD, можете взять комбинированный плеер и для кассет, и для дисков.
Портативные DVD-плееры. Эти устройства внешне очень напоминают ноутбуки. Портативные DVD-плееры придумали для тех, кто много времени проводит в дороге или часто ездит по командировкам. Эти устройства представляют собой DVD-плеер со встроенным ЖК-дисплеем небольшого размера (7-9 дюймов) и несколькими динамиками. Для управления меню предусмотрено несколько кнопок. Как правило, такие плееры имеют малые габариты и вес.
Программы для работы с DVD
Программы для записи дисков
Nero
Сайт программы: www.nero.com
Лицензия: trial
Своей популярностью комплекс программ для работы с дисками Nero обязан, в первую очередь, продуманному маркетингу. Ведь практически все коробочные версии CD/DVD-приводов комплектуются программой Ahead Nero Express, адаптированной под этот привод. В комплект полной версии Nero входит такой набор программ: утилита распознавания дисков, отображения информации о приводе и болванке, дизайнер наклеек и закладок для диска, собственно программа для записи дисков, а также утилита для комплексного теста привода. Кстати говоря, тест привода здесь реализован довольно неплохо. Утилита для записи дисков может быть в двух вариантах: Nero Express (упрощенный) и Nero Burning Rom (для профессионалов). Упрощенный вариант отличается простым интерфейсом, с которым справится даже младенец, и малым количеством возможностей. Burning Rom более функционален и имеет возможность подключения огромного количества плагинов.
CD-Clone
Сайт программы: www.slysoft.com
Лицензия: trial
DVD X Copy Platinum
Сайт программы: www.321studios.com
Лицензия: shareware
Программа DVD X Copy Platinum понадобится для полного копирования дисков DVD-Video, то есть фильмов. Программа копирует не только сам фильм, но и меню, все звуковые дорожки и титры. Интерфейс программы приятен и интуитивно понятен, что позволит легко настроить ее и записать образ фильма на жесткий диск. К сожалению, копии можно делать только с дисков объемом 4,7 Гб. Сохранить фильм можно только на жесткий диск. Скорее всего, в обновленной версии программы будут расширенные возможности. Будем ждать обновлений…
Программы для обхода некоторых способов защиты
DVD Decrypter Сайт программы: www.dvddecrypter.com
Лицензия: freeware
Снимает защиту с DVD-дисков и может записать информацию, скажем не как DVD-Video, а просто как набор файлов. Такой способ записи дисков поможет избавиться от зональной защиты. Есть в этой программе еще несколько полезных функций: запись защищенных образов на чистую болванку, отображение информации о приводе, смена зоны на «залоченных» приводах, взлом CSS и прочие возможности. Очень радует, что при таком обилии возможностей программа абсолютно бесплатна и занимает менее одного мегабайта.