в каком году появился аккордеон
Изобретатель аккордеона Кирилл Демиан
Кирилл Демиан (Cyrill Demian) — австрийский мастер-изготовитель музыкальных инструментов (1772–1847). Вместе со своими сыновьями Гвидо и Карлом он изобрел аккордеон.
Впервые аккордеон увидел свет 6 мая 1829 года. Он был запатентован в Вене австрийским мастером и изобретателем армянского происхождения Кириллом Демианом. Спустя 17 дней патент Дамиана был признан официально, и с тех пор 23 мая считается днем рождения аккордеона.
О самом изобретателе известно не много. Он родился в 1776 году в румынском городке Герла, ранее известном под названием Арменополис. В XVI веке этот город построили переселенцы из Киликийского армянского царства. Кирилл Демиан был мастером по изготовлению музыкальных инструментов — роялей, органов, имел свою лавку, в которой продавались элементы его новых конструкций – к примеру, корпус, состоящий из левой и правой крышек клавиатуры, меховая камера, а также отдельные части клавишных и духовных инструментов. Сегодня многие изобретения Демиана представлены в Доме музыки в Вене.
В 20-е годы XIX века популярным музыкальным инструментом в Центральной Европе была губная гармоника, которую изобрел Кристиан Бушман. Но с появлением изобретения Кирилла Демиана слава губной гармоники стала угасать. Выполняя чертежи и подсчеты, Демиан долгие годы работал над усовершенствованием своего музыкального инструмента. Аккордеон Демиана состоял из пяти клавиш, предназначенных только для левой руки. Каждой клавише соответствовал аккорд (не тон), отчего и произошло название «аккордеон». На нем можно было исполнить простые мелодии в одной тональности. Однако это не мешало любителям музыки приобретать его сначала в музыкальных лавках, а позже – на аккордеонных фабриках.
«Аккордеон Демиана — это самое превосходное новшество. При нажатии лишь одной клавиши можно было сыграть целый аккорд», — найдено в архивах.
С 1831 года аккордеон стал покорять Британские острова, а спустя еще два года музыкант Адольф Мюллер описал огромное количество видов аккордеонов в своей книге «Школа аккордеона». В то время музыкальные сообщества Вены и Лондона тесно взаимодействовали, а их музыканты часто давали концерты одновременно в двух столицах. В 40-е годы эмигранты из Старого Света привезли аккордеон в США, где он быстро завоевал свою популярность.
Аккордеон вобрал в себя черты нескольких музыкальных инструментов: по своей форме он напоминает баян, по техническому устройству относится к гармони, клавишами же и способностью изменять регистр близок к фортепиано.
С момента создания аккордеона прошло 187 лет. За это время он претерпел сильную модернизацию, но по-прежнему является незаменимым инструментом в каждом ансамбл е.
История аккордеона
В большой и дружной семье музыкальных инструментов каждый имеет свою историю, свое уникальное звучание, свои особенности. Об одном из них — инструменте с изысканным и благозвучным именем – аккордеон, и пойдет речь.
История аккордеона берет начало с Древнего Востока, где впервые в музыкальном инструменте шэн был использован принцип язычкового звукоизвлечения. У истоков создания аккордеона в привычном нам виде, стояли два талантливых мастера: немецкий часовщик Христиан Бушман и чешский умелец Франтишек Киршнер. Стоит отметить, что они не были знакомы между собой и работали совершенно независимо друг от друга.
17-летний Христиан Бушман, стремясь упростить работу по настройке органа, изобрел нехитрое приспособление — камертон в виде небольшой коробочки, в которую поместил металлический язычок. Когда Бушман ртом вдувал воздух в эту коробочку, язычок начинал звучать, выдавая тон определенной высоты. Позднее Христиан добавил в конструкцию воздушный резервуар (мех), а чтобы язычки не вибрировали одновременно, снабдил их клапанами. Теперь для того, чтобы получить нужный тон следовало открыть клапан над определенной пластинкой, а остальные оставить прикрытыми. Таким образом, в 1821 году Бушман изобрел прообраз губной гармоники, который назвал «аура».
Почти в то же самое время, в 1770-х годах, чешский органный мастер, трудившийся при российском царском дворе, Франтишек Киршнер придумал новую систему язычковых планок и положил ее в основу создания ручной гармоники. В ней было мало общего с современным инструментом, но единым оставался главный принцип звукоизвлечения гармоники — колебания металлической пластинки под воздействием воздушной струи, нажатий и щипков.Спустя некоторое время ручная гармоника оказалась в руках венского органного мастера Кирилла Демиана. Он много работал над усовершенствованием инструмента, придав ей, в конечном итоге, совершенно иной вид. Демиан разделил корпус инструмента на две равные части, поместил на них клавиатуры для левой и правой руки и соединил половины мехами. Каждой клавише соответствовал аккорд, что и предопределило его название «аккордеон». Авторское название своего инструмента Кирилл Демиан официально представил 6 мая 1829 года. Через 17 дней Демиан получил патент на свое изобретение и с тех пор 23 мая считают днем рождения аккордеона. В том же году началось массовое производство и продажа новоиспеченного музыкального инструмента.
Продолжилась история аккордеона на берегах Адриатики — в Италии. Там в местечке недалеко от Кастельфидардо, сын батрака Пауло Сопрани приобрел аккордеон Демиана у странствующего монаха. В 1864 году, собрав местных столяров-плотников, он открыл мастерскую, а позднее и фабрику, где занимался не только производством инструментов, но и их модернизацией. Так родилась аккордеонная промышленность. Аккордеон быстро завоевывал любовь не только итальянцев, но и жителей других стран Европы.
В конце XIX столетия аккордеон вместе с эмигрантами пересек Атлантику и прочно обосновался на североамериканском континенте, где сначала его именовали «пианино на бретельках». В 40-х годах XX века в США были сконструированы первые электронные аккордеоны.
На сегодняшний день аккордеон – всенародно любимый музыкальный инструмент, способный озвучить любое человеческое чувство от безысходной тоски до ликующей радости. Несмотря на это, он по-прежнему продолжает совершенствоваться.
Появление гармоник, баянов и аккордеонов в России
Появление гармоник в России датируется началом 40-х годов XIX в. Привилегированные слои населения, как указывается в литературных источниках, покупали ручные гармоники за границей, а через крепостных слуг гармоники появились и стали популярными в деревнях. Есть предположение, что гармоники могли завезти иностранные мастера, выписанные на тульские оружейные заводы.
Среди тульских ремесленников, существовало мнение, что изобрели гармоники оружейные мастера Сизов и Шкунаев. По некоторым сведениям, они производились еще в 30-х годах XIX в. в Тульской губернии, правда, не известно о каких гармониках идет речь – о губных или ручных.
К середине XIX в. кустарное производство гармоник получило широкое распространение в Тульской, Новгородской, Вологодской и Вятской губерниях, а уже в 80-х годах данный промысел развился в Петербурге, Тверской, Волынской, Московской, Сибирской, Ярославской, Нижегородской, Костромской, Орловской губерниях.
Представительницей одной из первых однорядных гармоник, является тульская восьмиклавишная гармоника с аккомпанементом для левой руки. Особенностью данной гармоники являлось то, что при нажатии одной и той же клавиши возникали звуки разных тонов (при разжиме меха один, при сжиме другой звук). Позже такие гармоники получили название «гармоники русского строя».
Тульская однорядная гармоника
Основным недостатком первых тульских гармоник являлась не столько ограниченность диапазона звуков, сколько отсутствие свободы звучания в аккомпанементе. Это и определило дальнейшее развитие русской однорядной гармоники. Стремление исполнять на гармонике мотивы местного песенного фольклора привели к созданию различных типов гармоник, которые получали название в зависимости от места их изготовления и распространения. Так возникли саратовские, касимовские, череповецкие, саратовские, елецкие, сибирские, смоленские и многие другие типы гармоник.
Саратовская гармоника
Череповецкие гармоники (черепашки) получили широкое распространение в конце XIX. начале XX в. Отличались от тульских гармоник, прежде всего, крайне малыми размерами и тем, что кнопки басовой клавиатуры размещались непосредственно на стенке корпуса. Активным пропагандистом черепашек был известный русский гармонист П. Невский.
Череповецкая гармоника
Работая над усовершенствованием гармоник, мастера Орловской губернии сконструировали гармонику, значительно отличавшуюся от прежних. Характерная особенность этой гармоники заключалась в том, что при разжиме и сжиме меха каждая клавиша давала один и тот же звук. Такая гармоника по месту изготовления (г. Ливны) была названа ливенкой. Известно, что западные мастера стали применять такой порядок расположения звуков значительно позднее.
Ливенская гармоника
Сибирская гармоника
В 40-х годах XIX в. ручная гармоника тульской работы была завезена в Вятскую губернию, где развитию гармонного промысла поспособствовало умение многих вятских кустарей отлично выполнять столярно-отделочные работы.
В 70-80-е годы прошлого столетия гармонный промысел Вятской губернии, в связи с улучшением качества голосовых планок и хорошей выработкой всех деревянных частей, а также высоким качеством отделки стал конкурировать с гармонным промыслом Тульской и других губерний. Одновременно с развитием производства гармоник продолжалось их дальнейшее усовершенствование.
В первой половине 70-х годов XIX столетия впервые русскими мастерами были сконструированы двухрядные гармоники в Бологое. Основные конструктивные принципы у бологойских гармоник были те же, что и у тульских. Клавиатура первого ряда мелодии имела звукоряд, аналогичный звукоряду тульской однорядной гармоники; во втором ряду звукоряд повторялся на кварту ниже. Аккомпанемент у бологойской гармоники ограничивался тремя мажорными аккордами. Однако и это усовершенствование не смогло удовлетворить всех требований музыкантов того времени. Репертуар исполняемых произведений выдвигал необходимость создания инструмента с полным хроматическим звукорядом.
Создателем первой русской хроматической гармоники был русский музыкант-самородок тульский рабочий-красильщик Николай Иванович Белобородов, который был страстным музыкантом-гармонистом и в течение всей своей жизни стремился к созданию новой гармоники с хроматическим строем. Наконец, в 1870 г. ему это удалось. В гармонике Белобородова правая клавиатура состояла из двух рядов. Двенадцать клавиш первого ряда, расположенных ближе к сетке, были похожи на черные клавиши фортепиано. Рабочие площадки тринадцати белых клавиш второго ряда имели квадратную форму. Клавиатура для левой руки (басовая) состояла из размещенных в одном ряду десяти больших клавиш такой же формы, как и клавиши современных гармоник и баянов. При участии Белобородова тульскими мастерами было изготовлено 20 хроматических гармоник.
Таким образом, можно утверждать, что первая хроматическая гармоника была создана русским музыкантом Н. И. Белобородовым в Туле на 20 лет раньше, чем в Западной Европе.
Первая хроматическая гармоника Н. И. Белобородова
Елецкая рояльная гармоника
Баян
Регистровые переключатели бывают также в некоторых современных баянах. Существуют и оркестровые аккордеоны (пикколо, альт и т. д.). Наиболее распространенными являются аккордеоны с 34- 41 клавишами в мелодии и 80-120 кнопками в аккомпанементе. Количество регистровых переключателей бывает от 5 и более в мелодии и от 2 и более в аккомпанементе.
Аккордеон
Аккордеон
Аккордеон – достаточно популярный, распространенный музыкальный инструмент. Любая консерватория обладает классами, обучающими игре на нем. Аккордеон многогранен, обладает широким диапазоном звуков. Произведения, от классических до современных, органично звучат в исполнении этой усовершенствованной гармоники.
Что такое аккордеон
Аккордеон – музыкальный инструмент, считающийся разновидностью ручной гармоники. Оснащен клавиатурой по типу фортепиано. Схож с баяном: обладает, в зависимости от модели, 5-6 рядами кнопок, издающими звуки басов и аккордов, либо отдельными нотами.
Инструмент обладает двумя рядами кнопок, расположенными слева, справа. Правая предназначена для исполнения мелодии, левая – для аккомпанемента.
Отличие от баяна кроется в строевых язычках. В баяне язычки настроены в унисон, у аккордеона – несколько не совпадают в тональности, придавая звучанию особую прелесть.
Звук аккордеона – мощный, насыщенный, многогранный. Благодаря этому, инструмент может быть и солирующим, и аккомпанирующим.
Устройство аккордеона
Внутреннее устройство аккордеона – это целая система взаимосвязанных механизмов:
Две клавиатуры, согласно схеме, соединены мехом, помогающим нагнетать воздух внутрь клавишно-пневматического механизма. При нажатии на клавиши, потоки воздуха сквозь язычки проникают внутрь до упора. Простым воздействием на нужную группу клавиш играющий открывает воздушный клапан, воздух от меха проникает в определенную звуковую камеру, выходит наружу через голосовую планку, издавая требуемый звук.
История аккордеона
История возникновения аккордеона уходит корнями в глубокое прошлое: происхождение связано с Китаем, где впервые изобрели губную гармонику. Когда началась активная международная торговля, инструмент попал в Европу, после чего началось его кардинальное преобразование.
Изобрел модель, похожую на современный вариант, органный мастер Кирилл Дамиан, уроженец Вены. Событие произошло в 1829 году: умелец представил изобретение миру, запатентовал, придумал оригинальное название – «accordeon».
История музыкального инструмента началась 23 мая 1829 года, когда К. Дамиан запатентовал изобретение. Сегодня дата 23 мая является Всемирным днем аккордеона.
Из Вены музыкальное устройство перекочевало в Италию: здесь впервые наладили производство в промышленных масштабах.
В России музыкальное устройство впервые появился поздновато, в 40-х годах XIX века. Первоначально диковинку покупали за границей, обладать подобной роскошью могли позволить зажиточные люди (купцы, аристократы, привилегированные слои населения). Постепенно, посредством крепостных крестьян, аккордеон пожаловал в села, деревни, вскоре превратившись практически в русский народный инструмент.
Сегодня данный инструмент востребован в концертной деятельности: он способен воспроизводить уникальный звуковой ряд, имитировать звуки других музыкальных инструментов. Виртуозные, профессиональные исполнители способны обыгрывать практически любые композиции, различные по жанру, стилю, направленности.
Виды аккордеонов
Классификация производится согласно нескольким важным признакам:
2. Система аккомпанемента в левой руке:
3. По размеру (существуют разные размеры, от маленьких, ученических моделей, до концертных. Небольшие по размеру аккордеоны называются любительскими):
Отдельно стоит упомянуть цифровые модели, выпускаемые с 2010 года. Страна происхождения – Италия, однако выпуск производится торговой маркой «Roland» (Япония). Японцы выкупили старинную итальянскую фирму «Dallape», старейшего производителя аккордеонов. С этого момента началось развитие бизнеса в другом направлении, свет увидел первый цифровой аккордеон.
Главные достоинства цифрового инструмента:
Создание цифровой модели стало новым этапом модернизации инструмента, позволило усовершенствовать его строение. Вполне вероятно, это далеко не конец, и устройство продолжит видоизменяться, усложняться, развиваться.
Как выбрать аккордеон
Выбор музыкального инструмента – дело серьезное. Малейшие дефекты обязательно отрицательно скажутся на звучании. Обращать внимание специалисты советуют на следующие принципиальные моменты:
Интересные факты
Любителей музыки заинтересуют любопытные факты, связанные с модернизированной гармоникой:
Аккордеон – относительно молодой музыкальный инструмент, становление которого нельзя считать полностью завершенным. Модели регулярно модернизируются, совершенствуются, приводя в восторг музыкантов и слушателей. Мощное, разноголосое звучание, способное имитировать любые звуки – вот основная причина его мировой популярности.