в каком году появился 11 класс в россии
Школьное образование в России
Из Википедии — свободной энциклопедии
Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Поскольку с 1 сентября 2013 года дошкольное образование было включено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в структуру общего образования, понятия «школьное образование» и «общее образование» в России с юридической точки зрения перестали быть синонимичными. Полное среднее образование в школе длится 11 классов. Неполное среднее образование длится 9 классов.
Школы в России дают обучающимся общее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).
Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас в некоторых школах также бесплатно снабжают учебниками, в других приобретаются родителями.
Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:
Основное общее образование в школе, согласно ст. 43 Конституции РФ, является обязательным для всех. [1] Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учётом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования. [2]
Получение образования имеет ограничение учебного времени учащегося, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).
Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».
Госдума ввела обязательное 11-летнее образование
Государственная дума РФ в пятницу, 6 июля, приняла в третьем и окончательном чтении закон об обязательном среднем полном образовании, передает РИА Новости. Вступление закона в силу должно произойти уже 1 сентября 2007 года.
Закон предусматривает прохождение учащимися всех трех степеней среднего образования: начального общего, основного общего и среднего полного общего. Обязательными становится все 11 классов школьной программы.
Соответственно требование о полном среднем образовании будет действовать не до 15, как это было до сих пор, а до 18-ти лет.
Кроме того, оговаривается, что лица, находящиеся в местах лишения свободы, могут получить среднее общее образование до 30 лет.
Закон, по мысли разработчиков, должен повысить общий образовательный уровень российского населения. Сейчас обязательными являются только две первые степени среднего образования: начальное и основное общее, то есть 9 классов школы.
Кроме того, свои возражения по поводу нового закона направила в Госдуму Комиссия Общественной палаты РФ (ОП) по вопросам интеллектуального потенциала нации, обратив внимание, что ответственность за соблюдение 11-летки перекладывается на плечи родителей и самой школы. Между тем, по данным ОП, для введения обязательного среднего полного образования потребуется 30-40 миллиардов рублей.
Как заявил в этой связи председатель комиссии ОП по вопросам интеллектуального потенциала ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов: «Обязанности создавать условия для получения полного среднего образования должно государство и органы местного самоуправления, а иначе это просто профанация идеи».
Реформы среднего образования в России
Коренные реформы в народном образовании начались в России после Октябрьской революции 1917 года. В октябре 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. С принятием Положения ликвидировались классово-сословные учебные заведения: кадетские корпуса, лицеи, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища. Школа отделялась от церкви, церковь от государства, проведена реформа правописания. В школах было введено совместное обучение мальчиков и девочек.
В 1943-1954 годах существовало раздельное обучение, которое было введено в условиях войны в школах-семилетках и средних школах столиц союзных республик и в школах областных и краевых городов, крупных промышленных центров. 18 июля 1954 года специальным постановлением Совета Министров СССР совместное обучение во всех школах было восстановлено.
В эпоху Брежнева пропагандировалось всеобщее среднее образование. Учиться дальше заставляли даже тех, кто не хотел или не мог окончить десятилетку.
В декабре 1989 года Всесоюзный съезд работников народного образования положил начало реформе образования в РФ, определив основные принципы реформирования. Это демократизация, многовариантность и многоукладность образования, учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация его содержания. Нормативной базой преобразований на начальном этапе стали Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991 года и закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года (затем его новая редакция от 13 января 1996 года). Они в основном соответствовали названным принципам реформирования. В положениях Закона в редакции 1992 года образование было объявлено приоритетной сферой государственных интересов.
20 лет в ЕГЭ: как единый госэкзамен изменил систему образования в России?
Эксперимент прижился – фактически наша страна живёт в ЕГЭ уже 20 лет, в этой системе выросло несколько поколений Фото: Алексей Кунилов
16 февраля 2001 года вышло постановление Правительства России об организации эксперимента по проведению Единого государственного экзамена в нескольких регионах страны. Как видим, эксперимент прижился – фактически наша страна живёт в ЕГЭ уже 20 лет, в этой системе выросло несколько поколений. По задумке разработчиков, ЕГЭ должен был уничтожить коррумпированность в школах и высших учебных заведениях и предоставить единый стандарт оценки знаний выпускников. Но удалось ли этого достичь и каким стало российское образование в результате?
8 лет эксперимента
В 2001 году Правительство России утвердило программу «Модернизация российского образования на период до 2010 года», которая начинала перестройку большинства процессов школьного и высшего образования. Так, в школах ввели обязательный предмет по изучению иностранного языка, в вузах установили целевой приём, разработали стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования. Введение ЕГЭ стало одним из ключевых положений в этой программе.
Автором идеи единого экзамена стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования России в 1998–2004 годах. Как установлено в постановлении правительства, ЕГЭ должен был обеспечить «совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования». В советские годы и до утверждения обязательного ЕГЭ, кроме выпускных экзаменов в школе, в каждом вузе абитуриенты должны были сдавать вступительные экзамены. Это, по мнению Владимира Филиппова, было главной причиной коррупции в системе высшего образования России. Введение же общего стандарта оценки знаний выпускников было направлено на то, чтобы сделать высшее образование доступным для школьников из любых регионов страны.
«Во все элитарные и в большинство других вузов можно поступить только либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нём, либо через целевой приём, который они реализуют, либо через «договорные» школы, которые есть у московских и питерских вузов», – передавал тогда «КоммерсантЪ» слова Владимира Филиппова.
Реализацией проекта ЕГЭ занимался Федеральный центр тестирования (ФЦТ) Минобрнауки под руководством директора Владимира Хлебникова. Именно поэтому изначально ЕГЭ был задуман только в форме тестирования, которое проверял компьютер. Специалисты ФЦТ разработали стандарты контрольно-измерительных материалов (КИМ), методику проведения экзамена, оценку результатов и программное обеспечение.
Разработка и поэтапное введение единого госэкзамена шла восемь лет – с 2001 по 2009 год его называли экспериментом.
Впервые ЕГЭ провели в 2001 году сразу в пяти регионах страны: Чувашии, Марий Эл, Якутии, Самарской и Ростовской областях. Были разработаны тесты сразу по восьми дисциплинам: русский язык, математика, биология, физика, история, химия, обществознание и география. Всего в эксперименте участвовали 30 тысяч человек. Притом обязательным стал только ЕГЭ по математике для выпускников Чувашии и Марий Эл, в остальных регионах экзамен сдавали по желанию.
В следующие годы ЕГЭ стали стремительно вводить и в других регионах России. В 2002 году, по данным Высшей школы экономики, единый госэкзамен сдали около 300 тысяч школьников из 8 400 школ в 16 регионах страны, а в 117 вузах абитуриентов принимали на основании оценок, полученных на ЕГЭ. В 2003 году экзамен сдало уже более половины всех выпускников России из 47 регионов, хотя до его обязательного введения оставалось ещё много лет. Более чем в два раза увеличилось число университетов, принимавших на обучение на основании результатов ЕГЭ.
Тогда Владимир Филиппов выразил надежду, что эксперимент признают успешным и со следующего года сделают обязательным. Но из-за критики системы тестирования единого госэкзамена со стороны научного сообщества и представителей вузов эксперимент решили продлить. В 2004 году, по данным ТАСС, ЕГЭ провели в 65 регионах, в том числе – в Москве и Санкт-Петербурге, которые впервые присоединились к эксперименту. В 2006 году количество участников составило почти 950 тысяч человек, а в 2008 году – свыше миллиона во всех регионах России.
И только федеральный закон «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании», который вступил в силу с 1 января 2009 года, утвердил ЕГЭ по русскому языку и математике обязательным для всех выпускников российских школ. Сегодня организацию проведения ЕГЭ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов России, осуществляющими управление в сфере образования.
Особенности проведения ЕГЭ
К участию в сдаче ЕГЭ допускаются:
Участник ЕГЭ может выбрать любое количество предметов, которые понадобятся для поступления на выбранную специальность в вуз. Результаты ЕГЭ действительны только в течение четырёх лет после сдачи.
Всего в ЕГЭ сейчас входят 15 общеобразовательных предметов: русский, английский, немецкий, французский, испанский и китайский языки, профильная математика, история, обществознание, литература, физика, информатика и информационно-коммуникационные технологии, химия, биология, география. Из них обязательным на 2021 год является только русский язык.
С 2012 года планировалось, что выпускники всех российских школ в обязательном порядке с 2022 года будут сдавать экзамен по иностранному языку. Однако в 2020 году Совет Министерства просвещения России по федеральным государственным и образовательным стандартам одобрил изменения, исключающие иностранный язык из числа обязательных. В 2013 году были разговоры о включении в число обязательных ЕГЭ экзамена по литературе, в 2016 году говорили об обязательном ЕГЭ по географии, но дальше разговоров дело не пошло.
Средний Урал – в числе первых
Свердловская область не попала в число первых регионов-экспериментаторов, но тоже вскоре присоединилась к ним. Например, в Первоуральске в 2003 году, до введения обязательного единого госэкзамена, все желающие могли пройти тестирование в двух школах: №12 и №32.
Как отмечает начальник отдела сопровождения аттестационных и аккредитационных процессов в Управлении образования Первоуральска Ольга Ефимова, которая организовывала ЕГЭ в Свердловской области в годы эксперимента, экзамен тогда был далеко не таким технологичным и отработанным, как сейчас. Сегодня на экзаменах введено обязательное видеонаблюдение, глушители телефонных сигналов, металлоискатели на входе. Все варианты заданий приходят в аудиторию по интернету незадолго до начала экзамена, учителя тут же сканируют сданную работу и отправляют её на проверку. Раньше же выпускников просто рассаживали за отдельные парты в актовом зале, педагоги вскрывали запечатанные пакеты с заданиями, раздавали их и следили, чтобы никто не списывал. Но чего таить греха – именно в первые годы введения ЕГЭ на экзамене активно и списывали, из-за чего, вероятно, с 2014 года и ужесточили условия экзамена.
В годы эксперимента сдать ЕГЭ в Свердловской области можно было добровольно, но многие уральские вузы начали принимать абитуриентов по результатам этого экзамена – и потому многим школьникам это позволило сократить учебную нагрузку и готовиться только к ЕГЭ.
– Решил пройти ЕГЭ по математике, потому что не хотел дважды сдавать один экзамен в школе и в университете, – рассказывает учитель математики и информатики екатеринбургской школы №7 Андрей Шарифханов, который в 2006 году единственный из класса сдавал новый экзамен по математике. – Готовился самостоятельно по специальным учебникам. Тогда материал больше соответствовал школьной программе – сейчас встречаются задачи сложнее, чем проходят на уроках.
«Проклятие российского образования»?
Несмотря на то, что с момента окончательного введения ЕГЭ в российскую систему образования прошло более десяти лет, споры вокруг него не утихают до сих пор. Противники ЕГЭ выступают не только за изменение отдельных частей этого экзамена, но и за полную его отмену и перестраивание системы аттестации в школах. Об этом говорят не только представители научного сообщества, но и политические деятели. Так, председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов назвал ЕГЭ «проклятием российского образования».
«Система ОГЭ и ЕГЭ заточена на натаскивание и не имеет ничего общего с образованием как таковым, – передают слова Сергея Миронова на сайте «Справедливой России». – Ребята теряют силы и время, а их родители – немалые денежки не для приобретения новых знаний, а чтобы сдать экзамены и назавтра про всё забыть. Так давайте бороться с причиной этой аномалии».
Гордость Среднего Урала
Ежегодно несколько десятков выпускников, сдающих ЕГЭ в Свердловской области, получают по 100 баллов по какому-то предмету, но среди них всегда есть и 200-балльники, а иногда и 300-балльники. Например, по итогам прошлого года в регионе было более 170 стобалльников и восемь двухсотбалльников.
Уникальные для Уральского федерального округа по временам 2014 года 300 баллов за ЕГЭ по математике, физике и информатике получил выпускник лицея СУНЦ при Уральском федеральном университете Алексей Данилюк. Сейчас он обучается в НИУ «Высшая школа экономики».
Самым же запоминающимся за всю историю сдачи ЕГЭ на Среднем Урале стал результат Анастасии Пределиной. Выпускница екатеринбургской гимназии №9 сдала четыре предмета на 400 баллов: русский язык, профильную математику, информатику и физику (см. «ОГ» №110 от 27.06.2019). Этот рекорд на Урале пока не удалось побить никому. Сейчас Настя обучается в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете математики и компьютерных наук.
Большинство критиков утверждают, что ЕГЭ не проверяет реальные знания учеников, а заставляет просто зубрить информацию. Однако это было связано больше с тестовой частью, которая преобладала в первые годы введения ЕГЭ, когда ученики могли играть в «угадайку». В современном госэкзамене даже в первой части, проверяемой компьютером, краткий ответ практически невозможно угадать, так что приходится действительно думать.
О минусах системы ЕГЭ на недавней встрече с учащимися вузов по случаю Дня российского студенчества говорил и Президент России Владимир Путин. По его словам, критика вокруг экзамена справедливая, но у ЕГЭ есть и свои плюсы.
«Система ЕГЭ модернизируется, во многих вузах является смешанной – проверяются знания на олимпиадах, на собеседованиях и так далее, – передают слова президента на сайте Кремля. – Плюсы заключаются в том, что ребята, девушки с периферии в большем количестве стали поступать в ведущие вузы страны».
Мнения
Андрей МАРТЬЯНОВ, бывший директор СУНЦа, ныне – директор екатеринбургской гимназии №212:
– Кто-то ругает ЕГЭ, кто-то, наоборот, хвалит. Но мне кажется, главное, что ЕГЭ открыл большие возможности для выпускников из регионов. Что касательно разговоров о деформации, которую ЕГЭ принёс в структуру образования, то для меня яркий показатель – СУНЦ, для учеников которого ЕГЭ – не приоритет в учёбе. Ребята там уделяют больше времени научным и проектным работам. Другое дело – уровень личной ответственности учеников, родителей и самих школ, которые почему-то считают, что ЕГЭ является главной целью образования. Но на самом деле это лишь один из множества показателей успешности ученика.
Ольга МАКАРОВА, учитель математики екатеринбургской школы №55:
– ЕГЭ изначально не вызывал особого страха, потому что большая часть материала в нём ориентирована на школьный уровень. Но в первые годы деления по уровням в математике не было, поэтому не всем было легко.
В моём классе ученики и ходили к репетиторам, и готовились к ЕГЭ сами. Но результаты не всегда зависят от того, готовился ли ученик с репетитором. Главное – мотивация ребёнка. Даже если ученик будет заниматься подготовкой к ЕГЭ только в школе, но будет ответственно к этому походить, то реально получить 80 баллов.
Максим МАРАМЫГИН, доктор экономических наук, директор института финансов и права Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ):
Елена ВАТОРОПИНА, учитель английского языка средней общеобразовательной школы №1 Сысертского ГО:
— Как и любая система, ЕГЭ несовершенен. Ситуация показывает, что в ближайшее время мы точно не откажемся от этой формы экзамена и не вернёмся к тому, что было раньше. Поэтому нужно дорабатывать ЕГЭ, вводить в него больше самостоятельных и творческих заданий.
Лучшее на сегодня
В единый госэкзамен ежегодно вносят какие-либо изменения, поэтому некоторые бывшие противники ЕГЭ постепенно становятся его сторонниками. Например, бывший учитель географии и обществознания, ныне – главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич признаётся, что его точка зрения сильно изменилась с момента введения ЕГЭ в школах России.
– Сегодня ЕГЭ можно воспринимать как демократию – так же неэффективно, но это лучшая форма, которая у нас есть, – отмечает Григорий Тарасевич. – ЕГЭ при всех протестах вводили грамотно, то есть постепенно, с экспериментом. Тот, кто внедрял ЕГЭ, спас страну от сильного образовательного неравенства и той коррумпированности в вузах, которая была в 90-е годы. Поэтому дискуссия в обществе о том, нужен ЕГЭ или нет, бессмысленна. Общество, скорее, должно обсуждать, какие именно вопросы спрашивать у школьников на этих экзаменах.
По словам заместителя главы Екатеринбурга по вопросам социальной политики Екатерины Сибирцевой, которая долгое время была учителем физики в екатеринбургской гимназии №9, а потом – главой Департамента образования Екатеринбурга, основное достоинство ЕГЭ – функция социального лифта.
– Этот инструмент однозначно повышает образовательную мобильность, создаёт конкурентную среду, увеличивает шансы выпускника на выбор вуза, – говорит Екатерина Сибирцева. – Единый подход ко всем выпускникам на этапе окончания школы и выбора продолжения образовательной траектории – большое достоинство единого экзамена. Кроме того, объективность процедуры ЕГЭ сегодня не вызывает сомнений. Подчеркну, что ЕГЭ не является универсальным и абсолютно совершенным инструментом оценки знаний, но таких и не может быть.
Экзамен в пандемию
Экзамены проводили с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности: при входе в школу у выпускников измеряли температуру и дезинфицировали руки, все сдающие сидели за партами на расстоянии полутора метров друг от друга. Также к использованию были рекомендованы маски и перчатки.
Летом 2020 года глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что количество участников экзамена, получивших от 81 до 100 баллов, в 2020 году увеличилось в сравнении с предыдущим годом по всей России. Некоторые учителя в разговоре с журналистом «Облгазеты» также отмечали, что их выпускники сдали экзамены лучше, чем предыдущий выпуск (см. «ОГ» №145 от 11.08.2020). Но всё же сравнивать результаты 2020 года с предыдущими годами не совсем корректно: с одной стороны, на качестве образования и уровне подготовки не лучшим образом сказалось дистанционное обучение. Но с другой стороны, ЕГЭ сдавали только те, кому он действительно нужен, и более слабые ученики не испортили общую картину.
Многие представители советского образования по-прежнему говорят, что введение ЕГЭ ухудшило качество образования в России и общий уровень знаний школьников, а возвращение к старым добрым экзаменам по каждому из школьных предметов – лучший вариант. Тем не менее, согласно индексу развития человеческого потенциала в странах мира, который ежегодно составляет Организация Объединённых Наций, общий уровень образования в России постепенно растёт. Так, до введения ЕГЭ в 1980 году СССР находился на 57-м месте с индексом 0,576. С 2000-х годов Россия начала подниматься в этом рейтинге и в 2020 году заняла уже 39-е место с индексом 0,823. Конечно, данный рейтинг не показывает точное влияние ЕГЭ на уровень эрудированности населения, но отражает состояние системы образования в стране в целом.
– Образование развивается, а ЕГЭ – лишь одно из средств проверки знаний выпускника, – считает Ольга Ефимова. – Сейчас уже ушла тенденция, когда говорили, что детей натаскивают к ЕГЭ. Каждое образовательное учреждение многое делает для того, чтобы к ЕГЭ могли подготовить в рамках учебного процесса в школе без репетиторов, но многие родители всё равно подстраховываются.
ЕГЭ в 2021 году
В текущем году Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) ввела некоторые изменения в проведение государственных экзаменов.
ГВЭ для выпускников 11-х классов пройдёт в конце мая, а основной период ЕГЭ следом – с 31 мая по 2 июля для всех участников экзаменов, в том числе для выпускников прошлых лет. Досрочной сдачи не будет. Однако, как сообщается на сайте Рособрнадзора, технологическая схема проведения ЕГЭ может измениться при возникновении неблагоприятной эпидемиологической ситуации из-за COVID-19.
Пока расписание ЕГЭ-2021 выглядит так:
До этого одиннадцатиклассникам будет необходимо написать итоговое сочинение. С 2014 года его традиционно проводили в школах в декабре, но в 2020 года из-за коронавируса перенесли на весну. Согласно совместному приказу Минпросвещения и Рособрнадзора, датой написания итогового сочинения определено 5 апреля 2021 года.
11 или 12 классов? Сколько лет дети учатся в России и других школах мира
Конец августа и начало сентября – время, когда более чем в 120 странах мира начинается учебный год и ребята садятся за парты. И если россияне проводят в школьных стенах 11 лет, то у зарубежных сверстников этот срок несколько больше. В то же время о необходимости принятия реформы в образовании в нашей стране на государственном уровне говорят уже давно. Однако вводить кардинальные изменения в России не спешат.
Мы предлагаем сегодня сравнить сколько лет учатся в школе в разных странах.
Содержание:
Сколько лет учатся в российской школе?
Учёба в российской школе длится 11 лет и поделена на 3 ступени:
Начальная школа
В первый класс дети идут в возрасте 6-7 лет и учатся в начальном звене до 10-11 лет.
Во время обучения школьники знакомятся со следующими предметами:
В РФ все предметы в началке преподаёт один учитель. Исключениями являются только узкоспециализированные дисциплины. Помимо счёта и письма, дети учатся культуре поведения и речи, овладевают элементами теоретического мышления и навыками самоконтроля.
Основная школа
Обязательное среднее образование в России длится 9 лет. После окончания данного курса школьник получает аттестат и далее может поступить в колледж или продолжить учёбу в старших классах школы.
Старшие классы
В РФ к старшим относятся 10 и 11 классы. Учёба здесь уже нацелена на подготовку ребят к поступлению в высшие учебные заведения. А заканчивается школьный курс сдачей ЕГЭ.
Планируются ли изменения?
Неоднократно в России обсуждалась возможность перевода школьников на 12-летнее обучение. Родители и дети жалуются на увеличивающуюся нагрузку из года в год.
Ситуация усугубляется и тем, что появляются новые дополнительные дисциплины, которые также требуют от учеников времени и сил. На дополнительные занятия и спорт у современных школьников времени практически не остаётся. За увеличение количества лет в школе говорит необходимость снять нагрузку с учеников и их родителей.
Противники 12-летки, в свою очередь, бьют тревогу и считают, что длительное время, проведённое за школьной скамьёй, приведёт к инфантильности выпускников, а также к изменению трудоспособного и призывного возраста. Кроме того, при переходе на 12-летку, безусловно, понадобится и увеличение финансирования.
Впрочем, пока такие инициативы существуют лишь на уровне устного обсуждения в Госдуме.
Музыкальные, художественные и спортивные школы
Обучение в музыкальных школах (ДМШ) – процесс не быстрый и занимает от 5-7 лет. В основном срок обучения зависит от возраста ученика, уровня его знаний и выбранной специальности.
Помимо ДМШ, в России при консерваториях существуют средние специальные музыкальные школы. В них обучение длится уже 11 лет, а музыкальные и общеобразовательные предметы совмещены.
В государственных художественных школах имеются нулевые классы, где могут обучаться талантливые ребята, ещё не достигшие нужного для поступления возраста. Всего будущие художественные деятели учатся 5 лет.
Программа в балетных школах рассчитана на 8 лет. К занятиям допускаются дети в возрасте 10-11 лет.
В школах олимпийского резерва программа занимает 8-10 лет. Юные спортсмены за годы обучения проходят несколько этапов подготовки, а минимальный возраст для зачисления – 8 лет. Исключения составляет художественная гимнастика, здесь к занятиям допускаются дети с 6 лет.
Как дети учились в СССР?
Советская школа несколько раз в XX веке трансформировалась в соответствии со стремительно меняющимся временем. Изменения можно разделить условно на несколько эпох:
1. После наступления советской власти общее и профессиональное образование не разделялось. В 9-летних школах параллельно учили и теоретическим знаниям, и ремеслу. Само обучение делилось на 2 ступени: 5 лет и 4 года.
2. В 1932 году советская школа стала 10-летней и подразумевала уже получение среднего образования в 3 этапа:
3. Ситуация вновь изменилась в 1958 году, когда начальной школе отвели вместо 4-х 3 года. А 9 класс отнесли вместе с 10-м к старшим классам. Обязательными стали первые 8 классов. После них уже можно было поступить в техникум. Именно эта система образования, которая сохранялась в стране на долгие годы, была признана лучшей в мире.
Таким образом, до 80-х гг. в Советском Союзе школьная программа укладывалась в 10 классов.
4. С 1987 года было введено 11-летнее образование. Начальная школа вместо 3-летней стала 4-летней. А те ученики, которые заканчивали ещё трехлетнюю начальную школу «перепрыгивали» через класс и переходили сразу в 5 класс. И лишь в Российской Федерации уже в 2001 году 3-летнее обучение в начальной школе отменили повсеместно.
А как учатся дети в других странах мира?
Система образования в других странах также претерпевала изменения. После распада СССР, страны, входившие в Союз, долгое время имели практически одну и ту же модель школьного обучения.
12-летнее школьное образование характерно для США и стран Евросоюза. А такие страны, как Япония и Китай и вовсе имеют кардинально иную систему образования, сложившуюся веками. Там придают большое значение строгому обучению в начальной школе, а, например, для финнов больше важна игра для детей младшего возраста.
Школы Европы
В европейских школах дети обучаются, как правило, с 6 до 18 лет. Этапы учёбы делятся на:
Финляндия
В Финляндии дети идут в школу с 6–7 лет, а заканчивают в 16–17. То есть обучение занимает 10-11 лет. Государство гарантирует детям бесплатное начальное образование. Причём это не только само обучение, но и учебники, тетради, основные канцелярские товары и питание. Школьные годы делятся на 2 ступени:
Далее ученики либо продолжают обучение в старшей школе, где идёт серьёзная подготовка перед поступлением в высшие учебные заведения, либо идут получать профильное образование в училище, сродни российскому колледжу.
Великобритания
В Великобритании школьники учатся 13 лет, а образование включает в себя два этапа:
Старшие 12 и 13 классы не обязательны и есть не в каждой школе. Ребята, которые приняли решение продолжать образование, как правило, после окончания средней школы подают заявления в несколько других школ, сдают экзамен и с нетерпением ждут его результатов.
Италия
Итальянские дети поступают в начальную школу в 6 лет. В общей сложности обучение длится 13 лет:
Франция
Современная французская система школьного образования, как и в большинстве стран Европы, состоит из 3 ступеней:
В 11 лет после начальной школы юные французы поступают в колледж, а потом в лицей. Лицеи делятся на 2 типа: общий и технологический. Последний выпускной класс завершается экзаменом на степень бакалавра, и эта оценка учитывается при дальнейшем поступлении в вузы. Всего обучение длится 13 лет.
Германия
Из 13 лет школьного обучения в Германии 9 классов являются обязательными. Весь срок учатся те, кто собирается поступать в высшие учебные заведения.
В начальную школу идут с 6 лет. Здесь дети учатся чтению, счёту и изучают естествознание.
С 10 до 19 лет дети ходят в среднюю школу, а выбор учебного заведения индивидуален для каждого и зависит от результатов вступительных испытаний, рекомендаций из начальной школы и желания родителей.
В Германии существует 3 типа средних школ:
Помимо этих трёх типов, существуют также обычные школы (Gesamtschule) — они сочетают различные особенности гимназии и реальных школ.
Нидерланды
С Нидерландами всё сложнее. Здесь нет традиционных 12 или 13 классов. В Голландии ребёнок может начать посещать школу с 4-5 лет. И если в 4 года малыша приводят в школу родители по собственному желанию, то в 5 они обязаны сделать это по закону.
Голландская начальная школа — это 8 лет обучения. Первые 2 класса похожи на российские детские сады: домашних заданий в юном возрасте детям не задают, а на занятиях учат работать в команде и выявляют способности ребёнка. И лишь с третьего класса ребят учат письму и счёту. После окончания начальной школы дети сдают тест, от результатов которого будет зависеть последующий учебный курс.
Далее начинается средняя школа и от того, в какое заведение поступит ребёнок, будет зависеть сколько лет ему предстоит там учиться. Обучение в подготовительной средней школе длится 4 года: здесь уже помимо теории ученики получают подготовку к будущей профессии. Старшая средняя школа занимает 5 лет, даёт профессиональное образование и готовит к университету.
Украина
Система образования в стране схожа с российской. До недавнего времени в стране 11-летнее школьное обучение было нормой. Однако вот уже несколько лет правительство Украины поднимает вопрос о переходе на 12-летнее образование по примеру стран Евросоюза.
Попытки переформатировать школьную систему страны уже предпринимались не раз. По задумке чиновников, после окончательной реформы в стране не будет понятия «общеобразовательная школа», а система образования станет следующей:
Такая модернизация требует больших затрат и огромной работы в плане организации кардинально нового учебного процесса. Ведь добавление 12-го класса в корне изменит всю школьную программу.
Американцы учатся в школе 12 лет. Начинают обучение дети с 5 до 8 лет. А весь период делится на:
В начальной школе американцам преподаёт все предметы один учитель. За исключением узкоспециализированных дисциплин.
В средней школе, как правило, обучаются дети в возрасте от 11 до 12–14 лет. Здесь предметы ведут уже разные педагоги. А ученики должны посещать занятия по английскому, математике, естественным и общественным наукам, а также физкультуре. Один или два предмета учащиеся выбирают самостоятельно. Чаще всего это иностранный язык, технологии и искусство.
Старшеклассники уже сами выбирают предметы, которые будут изучать.
Китай
В Поднебесной дети учатся 12 лет. Начальная и средняя школа являются обязательными и занимают у учащихся, как и в России, 9 лет. При этом первые 6 классов – это начальная школа, а неполная средняя длится всего 3 года. Далее перед учащимся стоит выбор:
Школьный день в Китае нельзя назвать лёгким: учёба начинается в 7:30 и заканчивается в 17:00. Длинных летних каникул, привычных для россиян, там тоже нет – учёба длится с сентября до середины июля.
Австралия
Школьное обучение в Австралии занимает 12 лет. Обязательными считаются первые 10 классов. Занятия начинаются с конца января и длятся до середины декабря.
После 12 класса школьники сдают экзамены и заканчивают среднее образование.
Япония
Здесь дети проводят за школьной партой 12 лет, а система образования делится на циклы:
Дети обязаны пройти обучение в начальной и средней школе, далее – по желанию. При этом обучение в школах шестидневное, а каждая вторая суббота – выходной день.
Школьный возраст такой же, как и в других странах: в Японии дети начинают учиться примерно в 6 лет, а выпускаются в 17-18 лет.
Самое большое и необычное отличие японской системы образования от остальных это, пожалуй, то, что в школу здесь ребята идут в апреле. Удивительный на первый взгляд факт имеет крайне просто объяснение: весной цветёт сакура, у природы начинается новый этап жизни, а в школе – новый учебный год.
Во всём мире разные подходы к образованию. Где-то детям в начальной школе на «раскачку» даётся чуть больше времени и адаптация проходит куда мягче. Зато после опыта других стран, где к строгой дисциплине и большим объёмам знаний приучают детей с детства, наша изнуряющая подготовка к ЕГЭ уже не кажется такой ужасной.
В любом случае стоит помнить: оценки в наше время имеют большой вес, однако куда важнее само понимание предмета. Удачи вам и терпения в новом учебном году!