в каком году появилось язычество на руси

ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Язычество Древней Руси – система дохристианских представлений о мире и человеке у древних восточных славян, официальная и доминирующая религия в Древнерусском государстве до Крещения Руси в 988 году. Вплоть до середины XIII века, несмотря на усилия правящей элиты, продолжало исповедоваться значительной частью населения Руси. После полного вытеснения христианством языческие традиции и верования продолжали оказывать значительное влияние на русскую культуру, традиции и жизненный уклад, что сохраняется по сей день.

Пантеон богов

Верования древних славян уходили корнями в религиозные воззрения древних индоевропейцев, из числа которых славяне выделились во II–I тысячелетии до н. э. Постепенно трансформируясь и усложняясь, перенимая черты других культур, прежде всего ираноязычных (скифы, сарматы, аланы), система языческих верований дошла до IX–X столетий.

В Лаврентьевской летописи упоминается, что в киевском языческом пантеоне, поставленном князем Владимиром в 980 году «на холме за теремным двором», присутствовали идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Перун был верховным богом-громовержцем, славянским аналогом Зевса и Тора. Он считался покровителем княжеского рода, ему поклонялись в первую очередь в княжеско-дружинной среде. Хорс играл роль бога-солнца. Исследователи спорят о происхождении его имени, возможно, оно пришло к славянам от хазар или скифов и сарматов. Дажьбога, который тоже олицетворял солнце, некоторые специалисты отождествляют с Хорсом, полагая, что это два имени одного и того же бога. Стрибог был богом ветра, Семаргл, как полагают некоторые учёные, – богом растительности, земли и подземного царства. Единственной богиней в пантеоне Владимира была Мокошь, покровительница ремёсел и плодородия. «Богам Владимира» посвящён огромный массив противоречивой научной литературы: специалисты предлагают множество вариантов истолкования имён языческих божеств, рассуждают об их племенной привязке и ищут аналоги в германских, балтских, иранских, угро-финских, тюркских культах. Есть мнение, что сказание о «богах Владимира» и вовсе является поздней вставкой с известными по разным упоминаниям именами языческих идолов. Так или иначе, археологические раскопки показали – напротив княжеского двора на Старокиевской горе действительно стояло славянское капище.

Из тех славянских богов, которые не упоминаются в Лаврентьевской летописи, исследователи выделяют бога огня Сварога, особенно почитавшегося крестьянами, богиню весны и бракосочетания Ладу, а также Волоса (Велеса), бога-покровителя скотоводства. Трёх этих богов, а также Мокошь, Перуна и Дажьбога-Хорса выдающийся учёный Б. А. Рыбаков «опознал» на изображениях с каменного идола X века, в 1848 году обнаруженного в реке Збруч (современная Украина) и поэтому вошедшего в историю как «Збручский идол». Примечательно, что у разных славянских племён преобладали культы разных божеств.

Низшие божества

При достаточно бедном пантеоне богов у язычников Древней Руси была многогранная низшая сфера мифологии, что нехарактерно для большинства языческих религий. Одни низшие существа олицетворяли природу и природные явления (леший, водяной, полевой), другие были связаны с домом и хозяйством (домовой, банник), третьи – наделялись демоническими свойствами (ведьмы, вештицы, моры, колдуны, чернокнижники, а также черти и бесы). Главной ведьмой в языческой мифологии славян была Баба Яга, неизменными атрибутами которой являлись избушка на курьих ножках, костяная нога, ступа и помело. Баба Яга олицетворяла неупокоившуюся душу, ей приносили кровавые жертвы, чтобы задобрить колдунью. Своего рода «двойником» Бабы Яги было Лихо Одноглазое. Заметную роль в славянской мифологии играли и русалки. Считалось, что это утопленницы, способные заманить человека в болото и защекотать до смерти. К женским персонажам относились также богинки – умершие при родах женщины, охотящиеся на рожениц и похищающие или подменяющие младенцев, – и кикиморы, живущие за печкой или сараем и вредящие домочадцам. После принятия христианства и усвоения его широкими слоями населения Руси прежде безобидные существа, отождествлявшие природные явления, такие как леший и водяной, приобрели демоническую сущность.

Антураж и атрибуты языческого культа. Волхвы

Фольклорные данные позволяют сказать, что главными объектами культа древних славян-язычников были столб, который молящиеся обнимали, и печь, которую они целовали. Характерным древнеславянским обрядом была масленица, сопровождавшаяся катанием огненного колеса, сожжением чучела зимы, кулачными боями и ряженными. Места для молений старались выбирать на возвышенностях – холмах и горах. Там же сжигались чучела зимы и проводились обряды заклинания весны. В равнинных местностях обряды проводили на лугах. К разряду культовых мест относились также священные рощи («рошения») и священные деревья («древеса»). Особо почитаемыми деревьями были берёза и дуб, символ бога Перуна, а также деревья, расположенные вблизи родников и источников.

Календарные праздники и обряды древних славян-язычников имели сельскохозяйственную подоплёку, многие из них к тому же были связаны с культом предков. Считалось, что именно предки, покоящиеся в земле, благословляют будущий урожай, поэтому для обеспечения плодородия древние славяне стремились задобрить покойных родных: на Масленицу их поминали блинами, им посвящали разнообразные соревнования.

Местами поклонений древних славян идолам были открытые святилища – капища. В центре капища стоял идол. Эти скульптурные изображения божеств, довольно примитивные по исполнению, могли быть как деревянными, так и каменными. Ярким примером идола древних славян служит вышеупомянутый «Збручский идол». Капища были огорожены, внутри разводился костёр. Существует мнение, что в Северо-Западной Руси роль святилищ могли играть сопки – насыпи над захоронениями.

Древнерусские языческие жрецы – особая категория лиц, обслуживающих религиозную сферу – назывались волхвами. В IX–X столетиях на Руси сложилась влиятельная прослойка волхвов. Под их руководством проводились обряды, ими сохранялась мифология и разрабатывалась символика. Даже простому волхву надо было знать и помнить все обряды, ритуальные песни, заговоры, уметь вычислять календарные сроки магических действий, знать целебные свойства трав. После крещения Руси волхвы стали постепенно терять влияние, однако этот процесс не был быстрым: с одной стороны, летописи фиксировали случаи «избиения» волхвов, с другой – даже спустя сто лет после крещения Руси происходили ситуации, когда в противостоянии с князем или епископом волхвов поддерживали целые города. Так было, например, в 1071 году в Новгороде.

Вытеснение язычества на Руси христианством

Своего рода религиозный дуализм установился на Руси задолго до Владимира. В христианизации Руси была заинтересована Византия, где считалось, что любой народ, принявший христианскую веру из рук императора и константинопольского патриарха, автоматически становится вассалом империи. Контакты Руси с Византией способствовали проникновению христианства в русскую среду. На Русь был послан митрополит Михаил, крестивший, по преданию, киевского князя Аскольда. Христианство было популярно среди дружинников и купеческой прослойки при Игоре и Олеге, а княгиня Ольга и вовсе сама стала христианкой во время визита в Константинополь в 950-х годах. В период самостоятельного правления князя Святослава, с первой половины 960-х годов по 972 год, христианство стало гонимой религией, поскольку Святослав был убеждённым язычником.

По летописной легенде, крещению Владимира предшествовал осознанный выбор им веры. Князь и его окружение якобы выслушали миссионеров-представителей разных конфессий: булгар-мусульман, «немцев из Рима», хазарских иудеев и «философа-грека из Византии». Тогда Владимир разослал в разные страны своих соратников, чтобы те посмотрели и узнали, какая вера лучше, и те, возвратившись, сказали – нет веры лучше греческой. На деле, как полагают исследователи, принятие христианства было во многом продиктовано прагматическими соображениями: новая вера должна была обеспечить религиозно-идеологическое подкрепление государственности и власти киевских князей.

Крещение Владимира стало лишь отправной точкой для христианизации всей Руси: тысячелетнее язычество медленно отступало под натиском духовенства, и сам процесс растянулся на многие десятилетия. При Владимире крестились только княжеские семья и дружина, в чьих рядах и до 988 года было немало адептов христианства. Основная масса населения оставалась языческой в XI веке, да и в начале XII века, как писал один из сводчиков, вятичи ещё «творили» языческие обряды. Археологические находки показывают, что языческие обряды и празднества и прикладное искусство с языческой символикой в большей или меньшей степени котировались у жителей древнерусских городов вплоть до середины XIII века, не говоря уже о деревнях, где христианизация протекала гораздо медленнее. В полной мере отождествляли себя с христианством только представители третьего поколения после крещения Руси, жившие в эпоху Ярослава Мудрого.

Несмотря на многочисленные запреты, языческие черты проникли в православную традицию и укоренились в системе русских традиций и обычаев. К самым известным примерам относятся празднуемые и ныне Масленица, Иван Купала, Святки, Чистый четверг, проводы зимы. Огромные костры над могилами – пережитки языческих трупосожжений – в некоторых местностях фиксировались вплоть до конца XIX века. Из языческих времён в современность перекочевали многие календарные обряды и сельскохозяйственные приметы, огромный пласт фольклора.

Источник

В общем когда заходит речь и языческом периоде, всплывает куча проблем:

Ну и про язычество как таковое, самая многострадальная тема. На ней наживались и наживаются кучи нацистов, шизофреников и просто дебилов. Прежде чем начну, ещё вот вам базовые принципы описания славян:

При этом тут же учитываем, что и тогда в летописи заносили почти всегда предвзято и оценивать любое описание нужно криттически.

А теперь по мифам, с их развенчанием.

Упоминания о жертвах людей, в том числе даже собственных детей, относятся к позднейшему периоду язычества, уже к 900-м годам, когда князь Владимир в 980 году поставил в Киеве идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла, Мокошь. ( Лаврентьевская летопись под 980 годом (ПВЛ, I, 56) ) и Человеческие жертвы, приносившиеся Перуну в Киеве (о них упоминает Лаврентьевская летопись (77, 80), затем о них упоминают поучения митрополита Илариона, Кирилла Туровского, епископа Серапиона и два арабских автора: Гардизи и Ибн-Русте), на Балканах у болгар (Козьма пресвитер (ed. Kukuljevie, Arkiv, IV, 75)). У балтийских славян человеческие жертвы приносились Сварожичу, Святовиту, Триглаву, Припегале. Подробности см. в „Živ. st. Slov.“, II, 237,

Ну и? Как вы думаете, могут у славян быть особо древние храмы? Нет конечно. И так же у немцев и скандинавов и французов. Они явно не древнее даже относительно поздне построенных некоторых Римских храмов и тем более Древне-Греческих.

Храм в Уппсале не древнее 600-х годов нашей эры. ( http://swedensights.ru/?p=821#i-3 )

У восточных славян с храмами всегда было туго. Портов у них не было, торговля сильно затруднена, особенно среди болот и лесов ( Наша прародина это где то Белоруссия, где то часть Украины и часть Новгородчины, но поначалу без джоступа к морю). Камня почти нет и так далее. В лучшем случае были деревянные истуканы, особенно в ранний период, скажем 2000 лет назад. К 1000 году нашей эры стало лучше, но это уже были совсем не древние времена.

Третий в этом посте и пока последний пункт, что бы излишне длинно не было.

в каком году появилось язычество на руси. Смотреть фото в каком году появилось язычество на руси. Смотреть картинку в каком году появилось язычество на руси. Картинка про в каком году появилось язычество на руси. Фото в каком году появилось язычество на руси

Наука | Научпоп

6K постов 68.4K подписчиков

Правила сообщества

ВНИМАНИЕ! В связи с новой волной пандемии и шумом вокруг вакцинации агрессивные антивакцинаторы банятся без предупреждения, а их особенно мракобесные комментарии — скрываются.

Основные условия публикации

— Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

— Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

— Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

— Видеоматериалы должны иметь описание.

— Названия должны отражать суть исследования.

— Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.

Не принимаются к публикации

Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

— Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

— Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.

— Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

— Попытки использовать сообщество для рекламы.

— Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

— Нарушение правил сайта в целом.

Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество пикабу.

Так вот, любые попытки реконструкции каких-либо обрядов, пантеонов, систем верования это все говно на палке, написанное вилами по воде. Причем от такого фантазирования не были застрахованы даже выдающиеся ученые, типа Рыбакова, не говоря уж о сотне косоруких домовых, образовавших 99,99% контента, который вы встретите по всему интернету.

Это значит, что они из одного корня с балтийскими народами

Необязательно. На эту тему есть разные версии, вплоть до позднейшего сближения славянских и балтских языков из-за совместного проживания.

Скажем знаменитый храм Аркона на острове Рюген, никак не может быть древнее 500 года

Только что рассказывали, что у славян и храмов-то не было до влияния скандинавов, а тут вдруг оказывается, что и храмы-то древнее скандинавских.

Есть и нюансик: с западнославянских земель шла активнейшая миграция на Новгородчину, так что говорить, что (прото-)русские и полабы принципиально различны — это очень уж сильная натяжка.

Когда славяне переняли ряд системных верований в богов от Балтов, а балты до этого от германцев

А вот это вот треш, после которого непонятно, есть ли смысл читать ТС. «Лондон — столица Парижа, а Париж — столица Рима, а Рим. «

Несомненно, что-то было. Дощечки, капища и упоминания авторами более цивилизованных народов, правда те авторы упоминали и псеглавцев с гипербореями, но это на их совести.

Я лично не очень понимаю, для чего это нужно, но дело хозяйское.

Автор ты конечно молодец)Но ты растрогал кучу сам знаешь чего! Крепись какой же сейчас набег всяких Долбославов будет. Достаточно почитать что твориться в подобных коментариях под роликами Клима Жукова например.Им все равно хоть в глаза ссы. Хотя если хочешь то еще есть темы монгольского ига, и альтернативной псевдо истории.

для официальной точки зрения неплохо :)) Но настоящая история к официальной имеет совсем мало отношения.. :))

Поехали по порядку.

1. Есть славяне как современная языковая группа, есть славяне как сущность из старинных летописей, и есть некие археологические культуры, которые с этими славянами соотносят. Так вот, это однозначная фикция, потому что объективных оснований для соотнесения данных вещей нет в принципе, и не может быть, но есть какие-то субъективные основания, и объединение этих вещей произведено голым произволом авторов исторических реконструкций. Тот образ «славян», который нам преподносят историки, однозначно является субъективным. Да, всё могло быть именно так, но проблемка в том, что могло быть и совершенно иначе, и железных доказательств нет ни у одной из сторон, и тем более технически отсутствует возможность проверить.

Вам не почудилось, и у нас даже нет реальных оснований в соотнесении летописных «славян» с тем языком, который мы сейчас называем «славянским», тем более что далеко не все летописные «славяне» однозначно названы славянами, и это может быть кто-то ещё. С одной стороны, этот язык мог быть вообще заимствован, то есть ядром языковой культуры мог являться кто-то ещё, а с другой стороны, летописи могли вообще изначально писаться на иностранном языке, как это было в западной Европе с латынью. Далеко не все летописные «славяне» могли говорить на «славянском» языке, равно как на этом «славянском» языке могли говорить далеко не только летописные «славяне». Это принципиально разные вещи, и сливать их воедино нельзя, если конечно всё делать корректно. В качестве спойлера пока скажу только то, что славянский язык много круче того, что вы о нём думаете.

2. Язычники, это отщепенцы, живущие закрытым родоплеменным обществом. Внешние сношения у язычников минимальные, что делает своеобразной и оригинальной и их культуру, и их язык, и их сам фенотип, и даже генотип. Европейцы когда-то были язычниками, о чём чётко говорит разнообразие их культур и даже генотипов. Сто километров, и ты уже в совсем другой стране. А в России всё совсем не так. Так что язычниками безусловно являлись мелкие племена, вся эта эрзя мерь и прочая, да вот проблемка в том, что это как раз угро-фины. Они впоследствие вошли в состав славян и смешались с ними, но корень у них совершенно отдельный. Практически наверняка аналогично было с балтами.

3. В народной памяти и в исторических документах однозначно зафиксировано, что «славяне» пришли на территорию России где-то в IX-X веке нашей эры, причём они шли строго с юга на север: балканы, потом Киев, потом Владимир, и так далее. Это сразу же ставит крест на соотнесении славян с археологическими культурами России, тем более что мы даже не знаем, каковы были эти славяне по генотипу. Есть какие-то догадки, но это именно что догадки, и эти догадки могут оказаться ошибочными.

4. Практически одновременно с появлением славян пришло Христианство, и оно сопровождалось натуральным геноцидом и ломкой культуры, так что облик угро-финских племён уже практически невозможно установить, равно как их культуру и обычаи. В современности они все говорят на русском языке, но именно что это для них заимствованный язык, как та же латынь для германцев. Историки данные процессы старательно разводят порознь, но таких «совпадений» не бывает.

5. Установление истины в данный момент практически невозможно, потому что в деле замешаны политика и даже религия, причём очень многим эта истина как кость в горле. История в современности не Наука, а натуральное Искусство, пополам с Пропагандой. Это нужно принять как данность.

Источник

ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

в каком году появилось язычество на руси. Смотреть фото в каком году появилось язычество на руси. Смотреть картинку в каком году появилось язычество на руси. Картинка про в каком году появилось язычество на руси. Фото в каком году появилось язычество на русиЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН — политеистические верования и обряды, бытовавшие у славян до принятия монотеистической религии — христианства.

Термин «язычество» появился в древнерусском языке уже после принятия христианства для обозначения всех дохристианских и нехристианских культов и использовался православными проповедниками. Другими словами, термин «язычество» является условным и обозначает не какие-либо конкретные верования, а любую традиционную народную религию. В современной научной литературе чаще используется термин «политеизм» (от греч. polys — многочисленный; и theos — бог; т.е. многобожие, вера во многих богов).

В славянском язычестве отражался и выражался весь жизненный путь крестьянина-общинника: цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьбы, похороны и т.д. Языческие божества напрямую связаны с природными объектами, которые находились в сфере жизненной и производительной деятельности славян — землей, лесом, водой, небом, солнцем, животными, растениями, камнями и т.д. Объектом поклонения становились производящие силы природы, все то, что непосредственно влияет на урожай — дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т.д. Главным объектом ноклонения у славян была земля. Земля в славянском язычестве — это производящая сила природы («кормилица») и родоначальница, мать всего живого («мать сыра земля»).

Поскольку славянские племена жили на огромной территории от Днепра до Дуная, от Балтийского до Черного морей, у них были разные боги.

Прибалтийские славяне, жившие в древности на территории Северной Германии, считали главным богом Свентовита. Свентовит — это «бог богов», исполнявший функции и главного бога, и бога войны. Главный храм Свентовита находился в г. Аркона на о-ве Рюген-Руйен. Посреди города располагалась открытая площадь, на которой возвышался деревянный храм, окруженный двойной оградой. Наружные степы храма украшали барельефы в виде фигур различных богов. Внутри храма помещался большой, выше человеческого роста идол — идол бога Свентовита, четыре головы Свентовита смотрели в разные стороны света.

в каком году появилось язычество на руси. Смотреть фото в каком году появилось язычество на руси. Смотреть картинку в каком году появилось язычество на руси. Картинка про в каком году появилось язычество на руси. Фото в каком году появилось язычество на руси

Славяне, жившие на территории современной Польши, главным богом почитали Триглава. Недалеко от современного города Щецин, на главном из трех священных холмов, стоял его трехглавый идол. Глаза идола закрывались золотой повязкой. Символом Триглава был вороной конь.

Восточные славяне почитали Сварога — бога огня, отца солнца; Даждьбога — божество солнечного света, подателя благ, которого иногда называли сыном Сварога; Стрибога — предположительно, бога ветров; Мокошь — «мать урожая», богиню земли; Волоса (Велеса) — доброжелательного бога земли, скота и богатства. Почитался также Перун — бог грозы и грома, покровитель воинской дружины и князя. Символом Перуна был дуб. До сих пор археологи находят остатки огромных дубов, которым наши предки поклонялись как Перуну.

Упоминаемые в «Повести временных лет» Симаргл и Хорос (Хорс), видимо, являются иранскими божествами, занесенными на Русь хорезмийской гвардией, нанятой хазарами.

Византийский император Константин Багрянородный описал благодарственный молебен русов-язычников на днепровском острове Хортица: «Они достигают острова… и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай…«.

В 979-980 гг., еще до принятия христианства, по велению киевского князя Владимира Святославича шесть идолов различных языческих богов — Стрибога, Даждьбога, Мокоши, Симаргла, Хорса и Перуна — собрали в одном месте возле Киева, где устроили капище — священное место поклонения богам. Главным богом был объявлен Перун, идол которого установили в центре капища.

Фундамент языческого святилища в Киеве

Но не все киевляне приняли Перуна как главного бога. Многие продолжали поклоняться своим древним богам, например богу Велесу, или, как его еще называли, Волосу. Киевляне поставили идол Велеса-Волоса на Подоле.

Язычество оказало существенное влияние на формирование христианского культа и о6рядности. Промежуток между Рождеством и Крещением заняли дохристианские святки. Языческая масленица стала преддверием Великого (предпасхального) поста. В христианскую Пасху вплелись языческие поминальные обряды, а также древнеславянский культ хлеба, в праздник Троицы — культ березы и трав, а также другие элементы древнеславянского праздника семика. Праздник Преображения Господня совместился с праздником сбора плодов и получил название Яблочный Спас. Языческое влияние иногда прослеживается в орнаментах памятников древнерусского храмового строительства — солярные («солнечные») знаки, декоративная резьба и др.

Многие языческие божества «передали» свои функции христианским святым. Перун стал олицетворяться с Ильей-пророком и Георгием Победоносцем; культы Николы Мирликийского, архангела Михаила и святого Власия, особого покровителя скота, вобрали элементы поклонения Велесы; языческая Мокошь слилась с Параскевой Пятницей и Богородицей.

Языческие обряды и верования (гадания, празднества, погребальная обрядность) долгое время сохранялись в быту, причем как в гуще сельского и городского населения, так и в княжеско-боярской среде. Языческая архаика прослеживается в памятниках литературного и устного творчества, особенно в былинах, песнях и т.п.

На уровне бытовых суеверий язычество сохранялось постоянно, оставаясь средством мифологического освоения человеком природы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *