в каком году появилось слово велосипед
Этимология слова «велосипед» и история его появления
Что является предметом грез и желаний каждого ребенка, а иногда и взрослого? Помните ли вы, как с нетерпением ждали загаданный на день рождения подарок? Как нетерпеливо отсчитывали дни до праздника, срывая листки с календаря? И вот, наконец, он перед вами: яркий, блестящий, абсолютно новенький велосипед! Вы уговариваете родителей отпустить вас на улицу сразу, не дожидаясь торта и свечей, и мчите по дороге на своем новом друге, ловя завистливые взгляды ровесников.
Вряд ли в тот момент вы задумывались о том, каково происхождение слова «велосипед», да это было и необязательно! Обязательно было наслаждаться моментом!
Предпосылки к изобретению
Вам будет интересно: Гидростатическое взвешивание: принцип действия, определение поддельности золотой короны
Зачем изобретать велосипед? Такой вопрос мы задаем, имея в виду, что не нужно пытаться заново придумать решение какой-то проблемы, когда оно уже давно существует, проверено и активно используется на практике.
Однако в определенный исторический момент нужно было изобрести велосипед. Все дело в том, что весной 1815 года в Индонезии произошло сильнейшее извержение вулкана, последствием которого стало распространение вулканического пепла, спровоцировавшее в 1816 году эффект вулканической зимы. Последствиями этого природного явления стали погодные катаклизмы, наводнения и, конечно, гибель скота. Из-за уменьшения количества лошадей необходимо было придумать новый доступный транспорт.
История появления
О том, что такое велосипед, напоминать не нужно. Все отлично знакомы с этим двухколесным видом транспорта с детства. А вот всем ли известна этимология слова «велосипед» и история появления железного коня?
В 1817 году немец Карл Дрейз придумал двухколесную конструкцию с рулем и дал ей название «машина для ходьбы». Но это название не прижилось, и изобретение начали именовать неблагозвучным словом «дрезина», которое и сейчас используется в русском языке в значении «тележка, передвигаемая по рельсам». Название возникло в честь создателя, фамилия которого была Дрейз. Такова этимология слова.
Велосипедом же транспортное средство стало называться немного позже. Дрезиной и сейчас в русском языке называют тележку, механически передвигаемую по рельсам. Это изобретение по своей конструкции было ближе к самокату, потому что педали у него отсутствовали. Современный вид транспорту придал француз Пьер Лалман. В 1863 году он догадался установить педали на переднее колесо. Его находка вызвала народный восторг, а вскоре было запущено серийное производство нового транспорта, которому дали название «велосипед».
Но почему же его назвали именно так? Какова этимология слова «велосипед»?
Происхождение слова
Как нам уже известно, велосипед в привычном для нас виде был изобретен во Франции. Поэтому и пришло в Россию это слово из французского языка вместе с предметом, который оно обозначает. Сейчас доподлинно известна этимология слова «велосипед». Оно произошло путем сложения латинских корней velox (быстрый) и pede (нога).
ВЕЛОСИПЕД
велосипед
велосипе́д
из франц. vélocipède – то же, от лат. vēlōx «быстрый»+реdе(m) «нога».
Смотреть что такое ВЕЛОСИПЕД в других словарях:
ВЕЛОСИПЕД
Iили самокат (Vélocipède, Fahrrad, cycle) — этим именем обозначают разнообразные экипажи, приводимые в движение едущим в нем человеком. Колеса так обле. смотреть
ВЕЛОСИПЕД
(франц. vélocipéde, от латинского velox, родительный падеж velocis — быстрый и pes, родительный падеж pedis — нога) Прототипы В. — 4-колёсные по. смотреть
ВЕЛОСИПЕД
ВЕЛОСИПЕД
велосипед м. Двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ногами с помощью педалей.
ВЕЛОСИПЕД
велосипед м.bicycle; cycle, bike разг.; (трёхколёсный) tricycle ехать на велосипеде — cycle, bicycle
ВЕЛОСИПЕД
ВЕЛОСИПЕД
безмоторное колесное транспортное средство, приводимое в движение седоком (велосипедистом) и предназначенное для передвижения на значительные расстояни. смотреть
ВЕЛОСИПЕД
Велосипед «изобретали» несколько раз в разное время и в разных странах. Еще в 1680 году в Нюрнберге Стефан Фарфлер сконструировал трехколесную самодвижущуюся машину с ручным приводом. С 1690 года во Франции была построена подобная машина под названием «селерифер». Само слово «велосипед» пришло к нам из Франции в конце XVIII века. В переводе оно означает «быстрые ноги». В России считают, что еще в 1801 г. крепостной крестьянин Ефим Артамонов проехал от Урала до Санкт?Петербурга на двухколесной тележке собственного изобретения. Изобретатель приводил свое детище в движение, отталкиваясь ногами от земли. За это изобретение Артамонов получил вольную. Многие исследователи отрицают существование велосипеда Артамонова. Еще одним претендентом на авторство велосипеда является немецкий лесничий Карл фон Дрез, живший в начале XIX в. в г. Карлсруэ. Он был талантливым изобретателем, создавшим, в частности, прообраз пишущей машинки, мясорубку. Его любимым творением стала «беговая машина», построенная им в 1817 г. Ее конструкция очень проста: два высоких колеса – одно за другим, между ними узенькое сиденье. Седок отталкивался от земли ногами и мог передвигаться со скоростью 20 км/ч. Над Дрезом, ехавшим по улице на велосипеде, все смеялись. Но его машина, названная по фамилии изобретателя дрезиной, имела успех, правда, недолгий, в Лондоне и Париже. То, как выглядел велосипед Дреза, известно по карикатурам в юмористических журналах. Насмешки стали причиной забвения дрезины. Сам Дрез умер в нищете, его велосипед продали за 5 марок. А название «дрезина» закрепилось за другим изобретением Дреза – тележкой, передвигающейся по железнодорожным рельсам. Увлечение самокатом пережила Англия в 20?х годах XIX в. Там он сделался фирменным средством передвижения лондонских денди. Их самокаты изготавливались в виде потешных лошадок и назывались «денди?кони». Именно в Англии в 1818 г. был выдан первый патент на велосипед. Запатентованное устройство описывалось как «машина, служащая для уменьшения трудов и усталости от хождения, позволяющая в то же время использовать большую скорость и обгонять пешеходов». Следующий этап в истории велосипеда связан с изобретением в 1836 г. шотландцем Гевином Дальзелем педалей, избавивших ездока от необходимости отталкиваться ногами. Размеры переднего колеса начали неудержимо расти, пока не превысили человеческий рост. Такая конструкция была весьма неустойчива, особенно из?за отсутствия тормозов. Последние были придуманы в середине XIX в. одновременно в Германии и Франции. Филипп Фишер, слесарь из немецкого городка Оберндорф, до старости ездил на велосипеде собственного изготовления – с тормозами. В 1884 г. его сын Фридрих открыл фабрику по производству велосипедов. В отличие от Фишера француз Пьер Мишо, сконструировавший велосипед с тормозами в 1855 г., сам поставил на конвейер производство своих «мишолинов» и, продавая их по 500 франков за штуку, первым разбогател на этом изобретении. В 1858 г. англичанин Джон Шергольд придумал велосипедную цепь, а седло переместил к середине рамы. Во второй половине XIX столетия велосипед постоянно усовершенствовался. В 1867 г. появились спицы, в 1868?м – резиновый обод, в 1869?м – ведущее заднее колесо. Велосипеды постепенно перестали восприниматься как экзотика: в Париже в 1869 г. их насчитывается уже 1300 штук, а через тридцать лет – в пятьсот раз больше. Но основным недостатком велосипеда оставалась тряска при передвижении. В 1885 г. шотландский врач Данлоп, купивший своему сыну новый «бициклет», задумался над тем, как избавиться от непрерывной тряски. Он взял садовый шланг и обернул в него колеса. Сначала шланг наполнялся водой, но эта конструкция оказалась слишком тяжелой. Данлоп стал надувать отрезок шланга воздухом, ему же принадлежит идея ниппеля. Количество изобретений и усовершенствований, связанных с велосипедом, не иссякало: в 1892 г. во Франции было выдано 1000 патентов, в Англии – 2400, в США – 4000. В 1893 г. оба колеса стали одинакового диаметра, а в 1898 г. была придумана «трещотка», то есть свободный ход. Вот так постепенно велосипед получил привычный для нас вид. В начале XX в. велосипед был невероятно популярен: проводились бесконечные соревнования «циклистов», выпускалась специальная обувь и «велодоги» – револьверы для защиты от собак. Велосипедами снабжали почтальонов и курьеров. В Германии, а затем и в других странах начали создаваться велосипедные подразделения (в России они назывались «самокатными»). Разрабатывались велосипеды спортивные, охотничьи, складные, детские, дамские и т. д. В XX в. велосипед стал излюбленным средством передвижения во многих странах Европы и в Китае. В странах Азии на смену традиционным рикшам пришли велорикши. Развитие велоспорта привело к разделению спортивных велосипедов на шоссейные и трековые. Кроме того, долгое время в программе Олимпийских игр были трековые гонки на тандемах – велосипедах с двумя спортсменами. Технический прогресс второй половины XX в. не обошел и велосипед. Даже дорожные велосипеды стали многоскоростными. В изготовлении велосипедов стали применяться новые материалы – легированные стали, алюминиевые сплавы, композиты. Это позволило облегчить машины, сделать их более прочными. В конце XX в. стали популярны горные велосипеды с прочной рамой, широкими шинами. Велосипеды стали практически «вездеходными». смотреть
ВЕЛОСИПЕД
ВЕЛОСИПЕД а, м. vélocipède m. 1. Самокат, сиденье на 2 или 3 колесах, который можно (севши на него) приводить в движение ногами с помощью особого меха. смотреть
Этимология слова «велосипед» и история его появления
Что является предметом грез и желаний каждого ребенка, а иногда и взрослого? Помните ли вы, как с нетерпением ждали загаданный на день рождения подарок? Как нетерпеливо отсчитывали дни до праздника, срывая листки с календаря? И вот, наконец, он перед вами: яркий, блестящий, абсолютно новенький велосипед! Вы уговариваете родителей отпустить вас на улицу сразу, не дожидаясь торта и свечей, и мчите по дороге на своем новом друге, ловя завистливые взгляды ровесников.
Вряд ли в тот момент вы задумывались о том, каково происхождение слова «велосипед», да это было и необязательно! Обязательно было наслаждаться моментом!
Предпосылки к изобретению
Вам будет интересно: География: интересные факты о странах мира
Зачем изобретать велосипед? Такой вопрос мы задаем, имея в виду, что не нужно пытаться заново придумать решение какой-то проблемы, когда оно уже давно существует, проверено и активно используется на практике.
Однако в определенный исторический момент нужно было изобрести велосипед. Все дело в том, что весной 1815 года в Индонезии произошло сильнейшее извержение вулкана, последствием которого стало распространение вулканического пепла, спровоцировавшее в 1816 году эффект вулканической зимы. Последствиями этого природного явления стали погодные катаклизмы, наводнения и, конечно, гибель скота. Из-за уменьшения количества лошадей необходимо было придумать новый доступный транспорт.
История появления
О том, что такое велосипед, напоминать не нужно. Все отлично знакомы с этим двухколесным видом транспорта с детства. А вот всем ли известна этимология слова «велосипед» и история появления железного коня?
В 1817 году немец Карл Дрейз придумал двухколесную конструкцию с рулем и дал ей название «машина для ходьбы». Но это название не прижилось, и изобретение начали именовать неблагозвучным словом «дрезина», которое и сейчас используется в русском языке в значении «тележка, передвигаемая по рельсам». Название возникло в честь создателя, фамилия которого была Дрейз. Такова этимология слова.
Велосипедом же транспортное средство стало называться немного позже. Дрезиной и сейчас в русском языке называют тележку, механически передвигаемую по рельсам. Это изобретение по своей конструкции было ближе к самокату, потому что педали у него отсутствовали. Современный вид транспорту придал француз Пьер Лалман. В 1863 году он догадался установить педали на переднее колесо. Его находка вызвала народный восторг, а вскоре было запущено серийное производство нового транспорта, которому дали название «велосипед».
Но почему же его назвали именно так? Какова этимология слова «велосипед»?
Происхождение слова
Как нам уже известно, велосипед в привычном для нас виде был изобретен во Франции. Поэтому и пришло в Россию это слово из французского языка вместе с предметом, который оно обозначает. Сейчас доподлинно известна этимология слова «велосипед». Оно произошло путем сложения латинских корней velox (быстрый) и pede (нога).
Новости
Русский язык в мире
Новости ГЛЭДИС
Новости Тотального диктанта
О чём говорят и пишут
Ближайшие конференции
Грамотный календарь
|
Новости
Лев Толстой и Правила дорожного движения
Что называют велосипедом Правила дорожного движения?
В прежней редакции Правил велосипед – это ‘транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем’.
В новой редации велосипед определяется так: ‘транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч’. (Знаки препинания расставлены так же, как и в тексте Постановления. – Прим. ред. )
Появилось в новой редакции ПДД и определение велосипедиста. Это ‘лицо, управляющее велосипедом’. Заметим, что человек, ведущий велосипед «за рога», согласно ПДД, является не велосипедистом, а пешеходом. Определение пешехода в правилах таково: ‘лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу’. Движение на роликовых коньках и самокатах также является пешеходным движением.
Есть ли слово велосипед в словаре Даля?
Слова велосипед в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля нет. Но есть другое слово – самокат: ‘повозка какого-либо особенного устройства, движимая не лошадьми, а силою, к ней приспособленною, например приводом с лебедкою, которую вертят люди’. Редактор словаря Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ в 1914 году добавляет (заметки редактора заключены в квадратные скобки): [С некоторого времени самокатами называют по преимуществу велосипеды и автомобили].
Какие языковые родственники у велосипеда в русском языке?
У слова велосипед большое словообразовательное гнездо, которое включает не только производные слова ( велосипедный, велосипедист ), но и многочисленные слова с первой частью вело. Вот некоторые: велогонка, велодром, веломобиль, велорикша, велоспорт, велотрек, велопоход, велолюбитель.
В словарях велолюбитель – это ‘тот, кто увлекается ездой на велосипеде; страстный любитель велогонок’; велосипедист – ‘тот, кто ездит на велосипеде, занимается велосипедным спортом’ (Большой академический словарь русского языка. Т. 2., М.–СПб., 2005).
Велолюбителем и велосипедистом был Лев Николаевич Толстой. «Когда в моду вошли велосипеды, Толстой, несмотря на свои годы, любил ездить на них. Я его как-то спросил в Ясной Поляне, зачем он берет велосипед, а не едет верхом? Он мне тогда объяснил, что ему бывает нужен некоторый полный умственный отдых; если он ходит пешком или едет верхом, это думать ему не мешает и его мозг не отдыхает. Если же он едет на велосипеде, то должен следить за дорогой, за камнями, колеями и ямками; тогда он не думает» (В. А. Маклаков. Из воспоминаний. 1954).
Увлекался велосипедом Максим Горький: «Петербургский знакомый посетил недавно Максима Горького, который на время покинул остров Капри и находится в настоящее время в Неаполе. Между прочим, писатель сообщил, что он стал сильно увлекаться велосипедом: ― Я убежден, что велосипед обновит меня! ― сказал он. ― Я чувствую застой крови. Здесь и на Капри я гуляю в саду, но это моцион белого медведя в клетке…» (М. Горький – велосипедист // «Петербургская газета», 9 августа 1909 г.)
Откуда слово велосипед в русском языке?
В русском языке велосипед из французского. А французское слово – это искусственное образование на базе латинских компонентов velox ‘быстрый’ и pes, pedes ‘нога’.
Почему «искусственное»? Дело в том, что изобретение слова велосипед (но не самого велосипеда!) приписывают французу Жозефу Нисефору Ньепсу, который более известен как первооткрыватель фотографии. Этим словом Ньепс обозначил усовершенствованную им «машину для бега» (проще говоря – двухколесный самокат), изобретенную бароном Карлом фон Дрезом в 1817 году.
Фон Дрез, автор конструкции деревянного самоката, называл свое изобретение Laufsmaschine ‘машина для бега’, но в английском и французском языках закрепилось название – «дрезина» (в честь изобретателя).
С какого времени велосипед в русском языке?
Первая словарная фиксация – в 1891 году (Словарь русского языка Академии наук).
Как называется велосипед в других языках?
В польском языке – rower (от англ. rover «бродяга»; по названию наиболее популярной торговой марки).
В английском – bicycle.
П. Я. Черных пишет: «Русское слово восходит к французскому устаревшему vélocipède, появившемуся еще при Наполеоне». Теперь во французском это слово обозначает только детский велосипед, а велосипед для взрослых называется bicyclette. «Это слово кое-где сохраняется в европейских языках, главным образом как название старого велосипеда (с большим передним колесом) или трехколесного детского».
ВЕЛОСИПЕД
Смотреть что такое ВЕЛОСИПЕД в других словарях:
ВЕЛОСИПЕД
Iили самокат (Vélocipède, Fahrrad, cycle) — этим именем обозначают разнообразные экипажи, приводимые в движение едущим в нем человеком. Колеса так обле. смотреть
ВЕЛОСИПЕД
(франц. vélocipéde, от латинского velox, родительный падеж velocis — быстрый и pes, родительный падеж pedis — нога) Прототипы В. — 4-колёсные по. смотреть
ВЕЛОСИПЕД
ВЕЛОСИПЕД
велосипед м. Двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ногами с помощью педалей.
ВЕЛОСИПЕД
велосипед м.bicycle; cycle, bike разг.; (трёхколёсный) tricycle ехать на велосипеде — cycle, bicycle
ВЕЛОСИПЕД
ВЕЛОСИПЕД
безмоторное колесное транспортное средство, приводимое в движение седоком (велосипедистом) и предназначенное для передвижения на значительные расстояни. смотреть
ВЕЛОСИПЕД
Велосипед «изобретали» несколько раз в разное время и в разных странах. Еще в 1680 году в Нюрнберге Стефан Фарфлер сконструировал трехколесную самодвижущуюся машину с ручным приводом. С 1690 года во Франции была построена подобная машина под названием «селерифер». Само слово «велосипед» пришло к нам из Франции в конце XVIII века. В переводе оно означает «быстрые ноги». В России считают, что еще в 1801 г. крепостной крестьянин Ефим Артамонов проехал от Урала до Санкт?Петербурга на двухколесной тележке собственного изобретения. Изобретатель приводил свое детище в движение, отталкиваясь ногами от земли. За это изобретение Артамонов получил вольную. Многие исследователи отрицают существование велосипеда Артамонова. Еще одним претендентом на авторство велосипеда является немецкий лесничий Карл фон Дрез, живший в начале XIX в. в г. Карлсруэ. Он был талантливым изобретателем, создавшим, в частности, прообраз пишущей машинки, мясорубку. Его любимым творением стала «беговая машина», построенная им в 1817 г. Ее конструкция очень проста: два высоких колеса – одно за другим, между ними узенькое сиденье. Седок отталкивался от земли ногами и мог передвигаться со скоростью 20 км/ч. Над Дрезом, ехавшим по улице на велосипеде, все смеялись. Но его машина, названная по фамилии изобретателя дрезиной, имела успех, правда, недолгий, в Лондоне и Париже. То, как выглядел велосипед Дреза, известно по карикатурам в юмористических журналах. Насмешки стали причиной забвения дрезины. Сам Дрез умер в нищете, его велосипед продали за 5 марок. А название «дрезина» закрепилось за другим изобретением Дреза – тележкой, передвигающейся по железнодорожным рельсам. Увлечение самокатом пережила Англия в 20?х годах XIX в. Там он сделался фирменным средством передвижения лондонских денди. Их самокаты изготавливались в виде потешных лошадок и назывались «денди?кони». Именно в Англии в 1818 г. был выдан первый патент на велосипед. Запатентованное устройство описывалось как «машина, служащая для уменьшения трудов и усталости от хождения, позволяющая в то же время использовать большую скорость и обгонять пешеходов». Следующий этап в истории велосипеда связан с изобретением в 1836 г. шотландцем Гевином Дальзелем педалей, избавивших ездока от необходимости отталкиваться ногами. Размеры переднего колеса начали неудержимо расти, пока не превысили человеческий рост. Такая конструкция была весьма неустойчива, особенно из?за отсутствия тормозов. Последние были придуманы в середине XIX в. одновременно в Германии и Франции. Филипп Фишер, слесарь из немецкого городка Оберндорф, до старости ездил на велосипеде собственного изготовления – с тормозами. В 1884 г. его сын Фридрих открыл фабрику по производству велосипедов. В отличие от Фишера француз Пьер Мишо, сконструировавший велосипед с тормозами в 1855 г., сам поставил на конвейер производство своих «мишолинов» и, продавая их по 500 франков за штуку, первым разбогател на этом изобретении. В 1858 г. англичанин Джон Шергольд придумал велосипедную цепь, а седло переместил к середине рамы. Во второй половине XIX столетия велосипед постоянно усовершенствовался. В 1867 г. появились спицы, в 1868?м – резиновый обод, в 1869?м – ведущее заднее колесо. Велосипеды постепенно перестали восприниматься как экзотика: в Париже в 1869 г. их насчитывается уже 1300 штук, а через тридцать лет – в пятьсот раз больше. Но основным недостатком велосипеда оставалась тряска при передвижении. В 1885 г. шотландский врач Данлоп, купивший своему сыну новый «бициклет», задумался над тем, как избавиться от непрерывной тряски. Он взял садовый шланг и обернул в него колеса. Сначала шланг наполнялся водой, но эта конструкция оказалась слишком тяжелой. Данлоп стал надувать отрезок шланга воздухом, ему же принадлежит идея ниппеля. Количество изобретений и усовершенствований, связанных с велосипедом, не иссякало: в 1892 г. во Франции было выдано 1000 патентов, в Англии – 2400, в США – 4000. В 1893 г. оба колеса стали одинакового диаметра, а в 1898 г. была придумана «трещотка», то есть свободный ход. Вот так постепенно велосипед получил привычный для нас вид. В начале XX в. велосипед был невероятно популярен: проводились бесконечные соревнования «циклистов», выпускалась специальная обувь и «велодоги» – револьверы для защиты от собак. Велосипедами снабжали почтальонов и курьеров. В Германии, а затем и в других странах начали создаваться велосипедные подразделения (в России они назывались «самокатными»). Разрабатывались велосипеды спортивные, охотничьи, складные, детские, дамские и т. д. В XX в. велосипед стал излюбленным средством передвижения во многих странах Европы и в Китае. В странах Азии на смену традиционным рикшам пришли велорикши. Развитие велоспорта привело к разделению спортивных велосипедов на шоссейные и трековые. Кроме того, долгое время в программе Олимпийских игр были трековые гонки на тандемах – велосипедах с двумя спортсменами. Технический прогресс второй половины XX в. не обошел и велосипед. Даже дорожные велосипеды стали многоскоростными. В изготовлении велосипедов стали применяться новые материалы – легированные стали, алюминиевые сплавы, композиты. Это позволило облегчить машины, сделать их более прочными. В конце XX в. стали популярны горные велосипеды с прочной рамой, широкими шинами. Велосипеды стали практически «вездеходными». смотреть
ВЕЛОСИПЕД
ВЕЛОСИПЕД а, м. vélocipède m. 1. Самокат, сиденье на 2 или 3 колесах, который можно (севши на него) приводить в движение ногами с помощью особого меха. смотреть