в каком году появились женские гимназии

Школа для «девиц всех состояний»

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

Весной 1858 года в Петербурге открылось Мариинское женское училище, ставшее вскоре первой всесословной женской гимназией в России.

Современным школьникам и студентам трудно вообразить, что еще шестьдесят лет назад в Москве, например, существовали отдельно женские и мужские школы. А уж представить себе, что в Российской империи практически во всех учебных заведениях обучение было раздельным, могут даже далеко не все взрослые. Но даже тем, кто в состоянии представить себе это, непросто будет поверить в то, что до середины XIXвека в Российской империи не было учебных заведений для девушек недворянского сословия. Однако именно так и обстояло дело до 1858 года, пока в Санкт-Петербурге не открылось первое в России всесословное женское учебное заведение — Мариинское женское училище для приходящих девиц. Указ о его создании вышел 15 (27) марта 1858 года, а уже через месяц училище распахнуло свои двери для первых воспитанниц.

Дело принца и дело принципа

Появление Мариинского женского училища было бы невозможным без активной деятельности одного из самых известных русских просветителей и педагогов середины позапрошлого столетия — Николая Алексеевича Вышнеградского. Он был выходцем из семьи священников, но решил посвятить себя воспитанию детей в иной, мирской ипостаси и поступил в Главный педагогический институт, который с успехом и окончил в 1844 году. Через четыре года Вышнеградский вернулся в свою альма-матер уже в качестве преподавателя и довольно быстро выдвинулся в ряды самых прогрессивных профессоров института. Именно ему принадлежит авторство первой серьезной программы по педагогике для учителей, и именно он в 1857 году начал издавать «Русский педагогический вестник», который пользовался большим спросом в учительском корпусе.

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

Надо заметить, что одним из важнейших вопросов, который поднимался в каждом номере «Вестника», был вопрос о женском образовании. Николай Вышнеградский уделял ему особое внимание, хорошо понимая, что без образованных женщин России трудно будет сохранять положение одной из ведущих мировых держав. И довольно быстро Николай Алексеевич перешел от теории к практике, развив бурную деятельность по организации первого всесословного учебного заведения для девушек.

Понимая, что без поддержки властей предержащих ему не обойтись, Николай Вышнеградский обратился со своим проектом к его императорскому высочеству принцу Петру Ольденбургскому. Они были несколько знакомы еще со времен, когда Вышнеградский преподавал в Императорском училище правоведения, в котором принц состоял попечителем. К тому же именно Петр Ольденбургский был главным начальником женских учебных заведений Ведомства императрицы Марии.

Принц Ольденбургский, к чести его, к предложениям Николая Вышнеградского отнесся, надо сказать, с большим энтузиазмом. Он вообще много внимания уделял российской системе образования, и именно его стараниями в 1835 году открылось Государственное училище правоведения. И возможность иметь в стране не только сословные женские учебные заведения, такие как дворянские Смольный институт благородных девиц и Петербургское училище ордена Святой Екатерины, а также мещанское Александровское училище, но и создать совершенно новую структуру, которая открыла бы дорогу к образованию девицам из других сословий, представлялась Петру Ольденбургскому весьма привлекательной.

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

Поддержка принца, приходившегося внуком императору Павлу I и двоюродным братом царствующему императору Александру II, а также то, что проект Вышнеградского был подан от имени Главного совета женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, обеспечила ему быстрое продвижение и рассмотрение. И наконец 15 (по ст. ст.) марта 1858 года на свет появился императорский указ «Об устройстве в Санкт-Петербурге Мариинского женского училища для приходящих девиц».

«К обучению допускаются девицы всех состояний»

Как гласил текст указа, новообразованное училище создавалось «в виде опыта на два года». Но несмотря на предполагаемый «опытный характер» заведения, в указе были предусмотрены и оговорены все важнейшие вопросы его существования — от числа воспитанниц и условий их приема до размера платы за обучение и ставок преподавателей.

Покровительницей нового училища стала императрица Мария Александровна — супруга Александра II, в честь чего училищу и велено было именоваться «Мариинским женским училищем». Подчинялось оно Главному совету женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, а попечитель училища назначался лично государем императором. Именно на попечителя ложились обязанности по подбору, представлению и утверждению всего штата училища — от начальника и главной надзирательницы до рядовых надзирательниц, учителей и наставниц, число которых определялось как «для преподавания уроков потребное».

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

А уроков этих было немало. Указ императора предусматривал, что все предметы, которые изучают воспитанницы Мариинского женского училища, делятся на два типа — обязательные и необязательные. Первыми считались закон Божий, отечественный язык, история, география, естествознание, арифметика, пение, чистописание, рисование и рукоделие. Ко вторым были отнесены французский и немецкий языки, «а равно музыка и танцование». Причем за эти необязательные предметы устанавливалась отдельная плата, и весьма серьезная. Так, за иностранные языки нужно было доплачивать по пять рублей в год, а музыка и танцы стоили еще дороже — по рублю за каждый урок! И это при том, что полная годовая плата за обучение в училище указом определялась всего в двадцать пять рублей серебром.

Что касается правил приема и числа воспитанниц, то они в указе определялись, с одной стороны, достаточно строго, а с другой стороны, фактически отдавались в ведение администрации учебного заведения. Указ предусматривал, что «к обучению допускаются девицы всех состояний, от девяти до тринадцати лет; но, с разрешения попечителя, могут принимаемы быть, по особым уважениям, и восмилетние, равно превзошедшие уже тринадцатилетний возраст, с тем однако же условием, чтобы сии последние поступали в высшие классы, если окажутся способными следовать за курсом сверстниц». Высшими классами считались последние два из семи лет обучения. Что касается числа учениц, то оно тоже варьировалось: «Комплект учащихся определяется в двести пятьдесят девиц, с дозволением принимать и большее число, смотря по способам помещения и средствам к открытию параллельных классов».

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

Интересно и то, какой была пропорция средств на содержание и функционирование Мариинского женского училища. Императорский указ устанавливал ставки для всего персонала учебного заведения: для начальника и главной надзирательницы – по пятьсот рублей, для обычных надзирательниц – по двести, «на плату наставникам – семь тысяч двести пятьдесят рублей» и еще шестьсот — на прислугу. Триста рублей закладывалось на «канцелярские потребности» и тысяча восемьсот — на наем помещения и его отопление. В общей сложности получалось 11 550 рублей, и «для покрытия расходов сих» устанавливалась сумма средств, собираемых с учениц, – до 8750 рублей, а еще три тысячи выделялись «из процентов с общего запасного капитала женских учебных заведений».

«Мариинки» и их наследники

Под размещение Мариинского женского училища первоначально отвели дом на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (ныне улицы Рубинштейна). Поскольку проект нового учебного заведения, который лег в основу императорского указа, был проработан до мелочей, на его воплощение ушло совсем немного времени. Уже 19 апреля 1858 года училище начало свою работу, которая не прекращалась до 1918 года.

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

Удивительно читать императорский указ сегодня и понимать, что условия обучения в Мариинском женском училище были донельзя похожи на те, в которых учатся современные дети! «Комплект учащихся» предусматривал, что в каждом классе учились порядка 35-36 учениц. Учебный день длился «от десяти часов утра до двух с половиною часов пополудни», правда, учебными считались все дни, кроме праздничных, которых в году было не так уж и много. Очень похож и состав предметов, хотя сегодняшние школьники, конечно, погружаются в науки гораздо глубже. Но для середины XIX века и такой предметный курс был настоящим прорывом! К тому же, как предусматривал указ, девушки, окончившие полный курс обязательных и необязательных предметов, пользовались преимуществами, предоставленными воспитанницам институтов (Смольного и ему подобных), в которые принимались исключительно дворянки и девушки из неподатных сословий (например, семей купцов и почетных граждан).

Два года, отведенные на опыт с Мариинским училищем, пролетели быстро. Результат этого опыта был признан успешным, и учебное заведение продолжило работу. Еще через два года училище переименовали в Мариинскую женскую гимназию, и тогда же новые «мариинки», как прозвали в народе эту гимназическую систему, начали открываться по всей России. В 1866 году только в Петербурге и ближайших его окрестностях было уже семь Мариинских гимназий, а с 1879 года во всех таких гимназиях ввели единую образовательную программу.

Затея Николая Вышнеградского и Петра Ольденбургского оказалась весьма плодотворной: Мариинские женские гимназии заложили серьезную основу для всей системы женского всесословного классического среднего образования в России. А оно, надо сказать, к началу ХХ века было достаточно распространено. По состоянию на 1913 год, в стране насчитывалось 873 женских гимназии и 92 прогимназии (состоявших из первых трех гимназических классов) Министерства народного просвещения, плюс 35 Мариинских женских гимназий, в которых учились 16 тысяч девушек.

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

А что же та, самая первая Мариинская гимназия? Она в 1872 году перебралась в дом на углу Чернышева переулка (ныне улица Ломоносова) и Загородного проспекта, где и оставалась до самой революции. Последний выпуск «мариинок» состоялся в 1918 году, после чего гимназия стала советской средней школой №213 с общим обучением девочек и мальчиков. Но, видимо, дух первенства в этих стенах остался в наследство от Мариинской гимназии: в 1948 году именно ленинградская школа №213 стала первой в Советском Союзе школой с углубленным изучением иностранного языка — английского.

Источник

Женское дело: как Мариинские гимназии повлияли на развитие образования в России

Достояние элиты

Старт массовому женскому образованию в России дал ещё Пётр I. Царь издал указ, согласно которому запрещалось венчать «неграмотных дворянских девушек, которые не могут написать хотя бы свою фамилию».

Со второй четверти XVIII века в моду постепенно стало входить домашнее образование для женщин дворянского сословия. А в 1764 году в Петербурге начало работать Императорское воспитательное общество благородных девиц — знаменитый Смольный институт. В нём на полном пансионе жили и учились представительницы самых знатных фамилий России. Лучшие выпускницы часто становились фрейлинами при дворе.

Закрытые учебные заведения императорской России действовали по принципу, который в наши дни сохранился в английских привилегированных публичных школах: ученик должен постоянно жить там, где проходит обучение. Однако такая форма образования, созданная для дворян, чьи поместья были разбросаны по стране, была неудобна для городского населения, численность которого неуклонно росла на протяжении всего XIX века.

К тому же закрытые дворянские пансионы отрезали от образования детей буржуа и мещан, чьё влияние в обществе нарастало.

При этом обычное гимназическое образование для приходящих учеников оставалось привилегией мужской части общества — первое такое заведение появилось в 1803 году.

Домашнего образования для девочек было недостаточно, да и позволить себе нанимать надомных педагогов могли единицы. В то же время в русском обществе середины XIX века постоянно росли требования к культурному уровню женщин, да и сами представительницы различных сословий массово стремились к просвещению.

Поэтому общедоступное женское учебное заведение было актуальным требованием. В итоге 28 марта 1858 года император Александр II издал указ об учреждении в Санкт-Петербурге первого женского училища без пансиона. А уже 19 апреля открылась Мариинская гимназия, куда могла поступить практически любая девушка, вне зависимости от происхождения и достатка.

Как отметила в интервью RT историк Наталья Ушакова, в середине XIX века первые места по уровню грамотности занимали Санкт-Петербургская и Московская губернии. За ними следовали губернии с населением, работающим на местных фабриках и отхожих промыслах, — Ярославская, Владимирская, Костромская.

«Неслучайно первая частная женская гимназия была создана в 1857 году в Костроме. А уже в следующем году дело женского образования было передано в надёжные руки Мариинского общества, после чего появилось Петербургское училище», — рассказала Ушакова.

Первые шаги

Создание гимназии инициировало Ведомство учреждений императрицы Марии Александровны — Мариинское общество, в честь которого и была названа гимназия. Это было государственное учреждение, занимавшееся благотворительностью. Помимо воспитания сирот и помощи больным, Мариинскому обществу было поручено женское образование.

Организатором и идеологом женского образования стал известный педагог Николай Вышнеградский. Он начал свою карьеру как преподаватель гимназии, затем защитил диссертацию, обучал философии студентов педагогического института. В 1857 году Вышнеградский занялся делом всей своей жизни — развитием женского образования в России. Он задался целью сделать этот вопрос предметом широкого общественного обсуждения, составить планы реформ системы образования. Чтобы реализовать свои идеи, он начал издавать «Русский педагогический журнал».

Поднятая Вышнеградским проблематика заинтересовала общество: его журнал был не просто популярен — издание сформировало социальный запрос на женское образование.

Сам Вышнеградский заработал достаточный авторитет для того, чтобы обратиться к герцогу Петру Ольденбургскому — председателю Главного совета по развитию женского образования. Герцог, известный поборник просвещения, поддержал инициативу Вышнеградского и совместно с императрицей Марией Александровной выступил руководителем проекта по созданию первого Мариинского женского училища и дальнейшему развитию гимназического образования для девушек.

«Вышнеградский неслучайно занялся изданием журнала. Период начала правления Александра II можно описать как время, когда вопросы образования больше всего волновали общество, ведь образованные люди были инициаторами и исполнителями целой серии реформ, изменивших Россию», — подчеркнула Ушакова.

Она добавила, что, кроме «Русского педагогического журнала», проблемами образования занимались «Правительственный вестник», «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство». По словам Ушаковой, в прессе были представлены все направления — от консервативного до весьма либерального.

Образовательные инновации

Ещё дореволюционные исследователи отмечали, что пансионное образование оказывало излишнее давление на учащихся.

Так, историк педагогики Пётр Каптерев в 1898 году писал: «Когда мальчик от мягкого домашнего строя жизни, из тёплой семейной атмосферы переходит в официальную казённую школу, устроенную на казарменный лад, то его бывает жаль; но когда тот же переход совершается с девочкой, тогда её бывает ещё больше жаль, тяжелее, грустнее смотреть на неё».

Став директором, Вышнеградский разработал для гимназии передовую по меркам того времени систему обучения. Если в женских пансионах поддерживалась самая суровая дисциплина, то в училище Вышнеградского требовалось лишь соблюдать приличия — здесь была почти домашняя, весьма непринуждённая обстановка. В пансионах воспитанницы носили специальную форму, это регламентировалось строжайшим образом. В гимназии же первоначально формы не было вовсе, чтобы не стеснять учениц.

В образовательном процессе Вышнеградский руководствовался принципом «не принуждать, а развивать». Директор категорически запретил любые наказания. В ответ ученицы проявляли гораздо больший интерес к учёбе, чем воспитанницы пансионов.

На первый курс поступили 162 девочки в возрасте от девяти до 13 лет, три из них — крестьянки по происхождению. Плата за обучение была очень низкой: Вышнеградский выступал за доступность образования и настаивал, чтобы основные расходы взяло на себя Мариинское общество. Петербургский эксперимент был признан удачным, и с 1860-х годов по всей России стали появляться Мариинские гимназии.

От среднего к высшему

В 1871 году началась масштабная реформа образования — как считают историки, одна из наиболее актуальных для правительства Александра II. Новый устав гимназий и прогимназий обрёл статус закона.

Вот как описывает этот период историк Алексей Любжин: «Вопреки мнению большинства Государственного совета, император Александр II утвердил устав 1871 г. В соответствии с ним право поступления в университеты было предоставлено лишь выпускникам классических гимназий либо сдавшим экзамены по их курсу».

Это ещё больше повысило роль женских гимназий, ведь с 1878 года в России начала формироваться система высшего образования для женщин. Однако без гимназического образования поступить на высшие женские курсы было нельзя.

«С середины XIX века русская общественность уделяла пристальное внимание качеству и содержанию преподавания в средних учебных заведениях. Критика классических гимназий, реальных училищ, всей системы образования особенно усилилась в печати 1890-х годов. С особой остротой встал вопрос о расширении сети женских учебных заведений, в том числе высших, поскольку желающих учиться в них становилось всё больше», — отметила Ушакова.

Вскоре стало ясно, что возможности Мариинского общества слишком малы, чтобы удовлетворить потребность страны в женских учебных заведениях. И с 1860-х годов Министерство народного просвещения стало открывать собственные женские училища, которые после принятия в 1870 году Положения о женских гимназиях и прогимназиях окончательно сравнялись в правах с мужскими гимназиями.

Однако «министерские» учебные заведения отличались от Мариинских гимназий тем, что были ориентированы на подготовку женских педагогических кадров: окончившим семь классов выдавался аттестат учительницы начальной школы, после восьми классов — аттестат домашней учительницы. В этих образовательных учреждениях больше внимания обращали на иностранные языки, так как считалось, что владеть ими должна каждая учительница.

Перед революцией 1917 года число женских гимназий Министерства народного просвещения достигло 958. Эти учебные заведения открылись даже в небольших уездных городах. Кроме того, в России работали 35 женских гимназий Мариинского общества. В них обучалось более 16 тыс. девочек. Но Октябрьская революция уничтожила существующую систему.

Следующие полтора десятка лет стали временем экспериментов в сфере образования — в частности, большевики упразднили раздельное обучение. Однако в 1943 году его ненадолго восстановили. Окончательно женские школы ушли в историю в 1954 году.

Источник

Женские гимназии

Полезное

Смотреть что такое «Женские гимназии» в других словарях:

ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ — см. Гимназия, Женские училища, Мариинские женские гимназии, Мариинские женские училища … Большой Энциклопедический словарь

женские гимназии — см. Гимназия, Женские училища, Мариинские женские гимназии, Мариинские женские училища. * * * ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ, см. Гимназия (см. ГИМНАЗИЯ), Женские училища (см. ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА), Мариинские женские гимназии (см. МАРИИНСКИЕ… … Энциклопедический словарь

Женские гимназии — ср. общеобразоват. уч. заведения в дорев. России, подразделявшиеся на г зии Ведомства учреждений имп. Марии (мариинские), г зии Мин ва нар. просвещения и частные г зии. В г зии Ведомства имп. Марии принимались девочки всех сословий, достигшие 8… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Мариинские женские гимназии и училища — см. в статьях Женские гимназии и Женские училища … Большая советская энциклопедия

МАРИИНСКИЕ ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ — с 1862 средние общеобразовательные учебные заведения в России Ведомства учреждений императрицы Марии с 7 годичным обучением. Закрыты после Октябрьской революции … Большой Энциклопедический словарь

Мариинские женские гимназии — с 1862 средние общеобразовательные учебные заведения в России Ведомства учреждений императрицы Марии с 7 годичным обучением. Закрыты после Октябрьской революции. * * * МАРИИНСКИЕ ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ МАРИИНСКИЕ ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ, с 1862 средние… … Энциклопедический словарь

Мариинские женские гимназии — см. Гимназии женские ведомства имп. Марии … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

гимназии — гимназии, средние общеобразовательные учебные заведения. В дореволюционной России создавались главным образом для подготовки в университеты или к службе в государственных учреждениях. Первой в Петербурге была Академическая гимназия (1726). По… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА России — ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА в России 1) средние учебные заведения (с 7 летним сроком обучения, 1858) Ведомства учреждений императрицы Марии; в 1862 переименованы в мариинские женские гимназии; существовали до 1917;2) с 80 х гг. 19 в. начальные учебные… … Большой Энциклопедический словарь

ГИМНАЗИИ — ГИМНАЗИИ, средние общеобразовательные учебные заведения, большей частью гуманитарной направленности. Возникли в Западной Европе в 16 в., давали классическое образование. Первая в России академическая гимназия в Санкт Петербурге (основана в 1726) … Современная энциклопедия

Источник

Закон Божий, музыка и география. Как учились московские гимназистки в XIX веке

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

В музее «Садовое кольцо» открылась выставка «Школа прошлого». Главным ее экспонатом стала фотография баронессы фон Фитингоф, одной из выпускниц Екатерининского института благородных девиц 1901 года. Фотографию, а также копию аттестата баронессы музею подарила ее внучка. Эти предметы стали первыми экспонатами выставки, посвященной женскому дореволюционному образованию в России, в частности гимназиям, институтам, высшим курсам.

Для благородных девиц

В Москве конца XIX — начала XX века существовало несколько институтов закрытого типа для девушек. Среди наиболее известных были Екатерининский (для девушек высших сословий, он же старейший — был образован в 1802 году) и Александровский (для воспитанниц из купеческих, мещанских семей). В 1825 году открывается еще одно училище — Елизаветинский институт, ориентированный на девушек не дворянского происхождения. В нем дополнительные часы были отведены под занятия рукоделием: девушки вышивали и вязали, а институт потом продавал их работы. Вырученные деньги выдавались воспитанницам по окончании института, из них складывалось пособие — начальная сумма, с которой они выходили из стен заведения.

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

Женские институты изначально создавались, чтобы помочь девушкам из обедневших семей. Учеба давала воспитаннице возможность зарабатывать на жизнь своим трудом. После окончания института можно было стать преподавательницей, гувернанткой или зарабатывать рукоделием. За одних воспитанниц платило государство, другие были пансионерками — за них платили родственники, различные общества, благотворители. Баронесса Надежда фон Фитингоф была пансионеркой графа Шереметева — почему он взялся за оплату ее обучения, точно сказать нельзя. Возможно, он был другом ее отца: Артур Александрович фон Фитингоф считался одним из самых достойных представителей дворянства, был пожалован в подполковники, получил также орден Святого Станислава второй степени. В год рождения дочери находился в составе войск, собранных в Москве по случаю коронации императора Александра III. Однако его успех не смог спасти семью от постепенного разорения. После института Надежда поступила на службу в телеграф на Мясницкой улице, где проработала 43 года.

Постепенно в институты начали принимать девушек из богатых семей. К концу XIX века иметь образование для женщины стало престижным и популярность институтов резко возросла.

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

Светские манеры и математика: образование в гимназиях

С 1860-х в России стали развиваться гимназии. От институтов они отличались тем, что девушки в этих заведениях не жили, а только посещали занятия. Многие выпускницы после окончания открывали свои частные гимназии и пансионы.

К 1917 году в Москве насчитывалось порядка 60 гимназий — как государственных, так и частных. Одни принадлежали Ведомству учреждений императрицы Марии, другие подчинялись Министерству народного просвещения. Обе инстанции определяли порядок работы гимназий, например утверждали список книг, по которым учились девушки. Программа была одинаковой для всех гимназий: русский язык, математика, история и литература (всеобщая и отечественная), физика, география, закон Божий и многое другое.

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

Также девушек — необязательно дворянского происхождения — учили светским манерам, танцам, музыке. За дополнительную плату ученица могла взять курс иностранного языка или выбрать определенный предмет. Отдельное время было отведено на легкие гимнастические упражнения, чтобы воспитанницы поддерживали хорошую физическую форму.

На выставке можно увидеть аттестат некоторых учениц, среди которых крестьянка Вера Гальцова, окончившая в 1909 году Первую женскую московскую гимназию, и ее выпускной альбом. Здесь же фотокарточки других девушек. Снимки — очень важная часть экспозиции. Со старых фотокарточек не только смотрят ученицы, на них можно разглядеть внутренние интерьеры учебных заведений: спальни, кабинеты руководства, столовые, коридоры.

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

В числе других экспонатов — обучающая игра «Собери Европу» (воспитанницам предлагалось собрать картонный пазл с изображением карты Европы), чернильницы, перочистки, набор для рукоделия, пяльцы, прибор для промокательной бумаги — пресс-бювар. Можно увидеть, как выглядел наряд классной дамы: его воссоздали реконструкторы по сохранившимся выкройкам.

Один из самых интересных экспонатов — красочное учебное пособие «Петух и курица, их строение и внутренние органы в картинах». Оно позволяло ученицам не только узнать, как устроены птицы, но и проследить, как происходит развитие птенца в яйце до самого появления на свет.

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

Строгие нравы, день ангела и немецкий язык

В целом все гимназии были похожи друг на друга как качеством обучения, так и внутренними порядками, но встречались и исключения — например, Петропавловская женская гимназия при лютеранской церкви Святых Петра и Павла. Трехэтажное здание из красного кирпича было построено в Колпачном переулке в 1892 году недалеко от самой церкви, оно сохранилось до наших дней. Преподавание основных предметов велось только на немецком языке. Заведение состояло из двух отделений: начальная четырехклассная (подготовительная) школа и семиклассное второе отделение — собственно гимназия. Был еще и дополнительный восьмой класс — педагогический. Его выпускницы устраивались нянями, домашними учительницами, классными дамами. Обучение было платным — от 110 до 175 рублей в год. Деньги большие, учитывая, что средняя зарплата в месяц в России тогда составляла примерно 20 рублей. Осиротевшие дочери прихожан лютеранской церкви учились бесплатно.

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

Вторую женскую гимназию (она находилась в районе Басманный) отличало то, что именно в ней располагалось управление всеми государственными гимназиями. А еще при ней была одна из самых крупных библиотек — более 900 наименований. Обучали воспитанниц сразу нескольким иностранным языкам и дополнительную оплату за это не брали в отличие от других гимназий. Также было создано благотворительное общество, которое собирало деньги на обучение тех девушек, чьи семьи не могли заплатить самостоятельно.

Одной из лучших в Москве считалась гимназия В.Н. фон Дервиз. Ее основательницей была жена известного предпринимателя, строителя железных дорог и мецената Павла фон Дервиза. Идея создать учебное заведение для девочек-сирот появилась у Веры Николаевны после смерти дочери Варвары в 1881 году. Она даже устроила при гимназии пансион, где могли жить девушки, — такое было большой редкостью. Сначала гимназия находилась на Старой Басманной улице, а потом Вера Николаевна выкупила особняк в Гороховском переулке. Одновременно в этом доме могли принять 270 воспитанниц. В память о дочке Вера фон Дервиз называла всех учениц Вареньками, а также раз в год проводила день ангела: устраивался молебен, затем ужин и вечерний бал, на который к гимназисткам пускали юношей из кадетского корпуса. Кстати, выпускницами этого заведения были девушки из купеческих семей Морозовых, Филипповых и Кузнецовых. Недолгое время здесь проучилась и Марина Цветаева — ее исключили за своенравие.

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

Но пожалуй, самыми строгими нравами славилась гимназия Марии Калайдович, находившаяся на Садовой-Самотечной улице. Директор заведения провела ряд реконструкций в здании, например надстроила третий этаж, чтобы сделать больше учебных классов. Девушкам запрещали ходить на маскарады и другие увеселительные мероприятия, также под запретом было посещение судебных заседаний. Калайдович считала, что главное в воспитанницах — это скромность. Поэтому на педсоветах обсуждали не только их успеваемость, но и моральный облик. За недостойное поведение могли исключить. Гимназия состояла из подготовительного, основного семиклассного и дополнительного (восьмого) отделений. В последнем готовили будущих педагогов.

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

После революции все гимназии были упразднены. На их основе чаще всего создавались другие учебные заведения. Например, в здании гимназии Марии Калайдович в 1917 году открыли школу рабочей молодежи, потом — курсы по подготовке воспитателей детских садов. В 1925 году в здании был открыт педагогический техникум, позже ставший дошкольным педучилищем, существовавшим до 1990-х годов. Сегодня в этом доме находится отделение дошкольного образования и административные подразделения Московского городского педагогического университета.

В начале ХХ века открываются Московские высшие женские курсы — что-то вроде университетов. Чтобы приступить к занятиям, нужно было предъявить разрешение от мужа, отца либо другого старшего родственника по мужской линии. На высших курсах учили юриспруденции, стенографии, адвокатскому делу. Хотя, конечно, о конкуренции в этих профессиях выпускниц с мужчинами в то время речи не шло.

Чуть раньше, в 1860-х, женщинам разрешили быть вольнослушательницами в мужских учебных учреждениях. Вольнослушательницам не выдавали никаких бумаг и справок — лекции они посещали только ради общего развития.

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

в каком году появились женские гимназии. Смотреть фото в каком году появились женские гимназии. Смотреть картинку в каком году появились женские гимназии. Картинка про в каком году появились женские гимназии. Фото в каком году появились женские гимназии

Московский женский медицинский институт

В 1909 году профессор Императорского Московского университета Павел Статкевич основал частный Московский женский медицинский институт. Он считался одним из факультетов Московского университета. Девушки обучались фельдшерско-акушерскому делу, массажу, врачебной гимнастике, стоматологии, а потом могли устроиться работать врачами. Учеба занимала пять лет и была платной — 200 рублей в год.

Медицинский институт был довольно востребован: к 1917 году там учились 1650 девушек. После революции, сделавшей высшее образование доступным и для юношей, и для девушек, Московский женский медицинский институт, как и остальные высшие женские образовательные учреждения, упразднили.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *