в каком году появились месяца
Когда появились названия месяцев?
Наша жизнь идёт по григорианскому календарю, принятому Папой римским Григорием XIII 4 октября 1582 года, изменившего юлианский календарь, принятый Юлием Цезарем в 45 году до нашей эры.
Календарь — от лат. calendarium – «долговая книга». В Календариуме указывались календы — первые дни каждого месяца, когда должники в Древнем Риме платили проценты.
По египетскому образцу, Солнечный юлианский календарь начинался с 1 января. В 325 году н. э. на Никейском соборе юлианский календарь был принят христианской церковью. С тех пор, основной годичный круг богослужений Русской Православной Церкви ведётся по юлианскому календарю.
Названия месяцев современного календаря появились в Древнем Риме.
В этрусском, а затем и в римском Лунном календаре первоначально было 10 месяцев, посвящённых первоначально этрусским, а затем и римским богам и правителям. Первое число каждого месяца по лунному календарю совпадает с новолунием. По легенде лунный календарь из 10 месяцев создал Ромул, основатель Рима.
В Римском лунном календаре было 10 месяцев, посвящённых римским богам и правителям. В честь бога войны Марса (этрусский бог Марис) был назван месяц март. Первый месяц лунного календаря был назван в честь бога войны Марса (Мартиус). В самых ранних мифах этрусской мифологии бог Марис (лат. Maris) считалось богом живой природы и плодородия земли, наступающего с приходом весны и пробуждением жизненных сил природы. Имя Марис (лат. Марс) происходит от корня слова ведического санскрита — Маар, морок — maar, morok — умирать; Маруты – maruti — боги ветров, боги бури, обязанные своим происхождением культу мертвых.В этрусской мифологии Марис — это Март — весеннее календарное божество покровитель растительности и плодородия наступающего года, так как дом копьеносного Марса Квирина (лат. Quirinus — копьеносного) находится в весеннем секторе Неба. Позднее этрусский Марс Квирин стал богом войны. По свидетельству старинного «Русского азбуковника», март месяц назывался турас.
АПРЕЛЬ.
Ромул назвал месяц апрель — Априлис, в честь богини (Апи) Афродиты, рождённой из морской пены. Греческая Афродита, известная в римском пантеоне богов, как Венера, которая была матерью Энея, бежавшего после падения Трои в 1250 г. до н. э. в Италию, и считавшегося основателем римского народа. По версии поэта Овидия месяц апрель — Апридис, происходит от латинского глагола aperio — «я открываю», потому что апрель открывает путь весне.
Лад и Лада. Художник Михаил Нестеров
Этрусского бога Майуса — Maius называли — Deus Maius, или Jupiter Maius, а женская ипостась бога представляла богиню Майю — Maia. Этруски, а затем и римляне чествовали Майю и Майуса 1 мая. Весь месяц май был посвящён богине Майе (или Майесте) покровительницей плодоносной земли. Римляне отождествляли этрусскую Майю с древне-италийской богиней Конкордией, имя Concordia означает «согласие», «сердечные взаимоотношения», «лад в семье».
Древнеиталийская Конкордия — Concordia, как видовое название Венеры, имела эпитет «Воna Dеа» — добрая, благая, ладная богиня, и была тождественна с этрусской Maia.
Ладная богиня — «Bona Dea» отождествляется с Фауной — Fauna (от favor), имя которой также значит: добрая, благосклонная, любимая. Отсюда следует, что этрусские Maia и Maius сближаются с Faunus и Fauna, а следовательно, с ними же сближаются и Лад и Лада. [Preller. Röm. Myth. I, 270, 398; II, 455].
Этрусские боги Maius и Maia, Bona Dea, древне-италийской Concordia, Faunus и Fauna, всё эти однородные весенние божества согласия, радости и любви соответствуют, по значению своего имени со славянскими божествами весны Лад, Ладо, Лада, Лиго, Лодо, Лигичус. Самое распространенное значение слова Лад – согласие.
Чествование весенних богов «лада, любви и согласия в семье» — Майи и Майуса — Maius и Maia, начинается с наступлением весны — 1 мая, чествование весенних богов заканчивается, как и у славян праздником Иванова или Петрова дня — 7 июля, словом, во время высшего солнцестояния, это также сближает их с славянским Ладом и Ладой — богами любви, радости и семейного счастья.
Верховное божество в этрусской мифологии богиня Уни — Uni, входит в триаду верховных богов этрусского пантеона. Имя этрусской богини Уни — от слова из ведического санскрита Unni (Юнни) означает — «ведущая вверх», «спасающая, помогающая». Июнь у этрусков был посвящён богине Уни — Uni, римляне называли её Юна или Юнона. Одним из эпитетов римской Юноны, позаимствованной у этрусков, было имя — Юно Соспита — Juno Sospita — спасительница.
Марс и Рея Сильвия. Художник Питер Пауль Рубенс. 1617.
С переходом от лунного 10-месячного календаря к солнечному 12-месячному римскому календарю, год заканчивался в сентябре — 7 месяце лунного календаря.
Учреждение двух дополнительных месяцев в начале года — Януариус — Ianuarius и Фебруариус — Februarius приписывают второму царю Рима Нума Помпилиус (лат. Numa Pompilius — родился в день основания Рима — 21 апреля 753 г. до н. э.) Мудрый и благочестивый сабинянин, сын Помпа Помпилия, уроженец города Куреса и зять царя Тита Тация — Нума правил в 38–81 году от основания Рима, то есть 714–672 до Р. Х. Сабинские племена и славянские народы.
Нововведения в Риме, сделанные Нумой Помпилием.
При нём были подсчитаны все земли, принадлежащие Риму, осуществлено межевание земли каменными столбами.
Нума учредил ремесленные цеха, установив для каждого из них отдельные празднества. Вот что рассказывает об этом Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:
«Народ был разделён, по роду занятий, на флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, кожевенников, медников и гончаров. Другие ремесла царь соединил вместе и образовал из них один цех. Каждый цех имел свои собрания, сходки и религиозные обряды. Таким образом, царь в первый раз изгнал ту рознь, которая заставляла одних считать и называть себя сабинянами, других — римлянами, одних гражданами Тация, других — Ромула, вследствие чего деление на цехи внесло всюду и во всем гармонию и единодушие».
Нума Помпилий первый учредил религиозные культы, он ввёл почитание Термина — бога границ и почитание богини Верности и мира Фидес (лат. Fides) — древнеримской богини согласия, верности. Обожествление Верности (лат. Fides), и важнейших добродетелей — Чести, Доблести, Благочестия, Согласия, и честного труда.
Нума Помпилий ввёл должность жрецов для служения Юпитеру, этрусскому и сабинскому Марсу Квирину (лат. Quirinus — копьеносный), ставшему римским богом.
Нума Помпилий ввёл поклонение богине Весте – хранительница домашнего очага, почитались в каждой семье и оберегали дом от бед, считался покровителем всякого начала, первого шага в пути. В каждом городе создавался государственный очаг римской богини Весты — Vesta populi Romani Quiritium, и его служительницы Весталки поддерживали Вечный огонь и раздавали новый огонь гражданам в новый год, чтобы они зажигали семейные очаги.
Нума установлены должности государственные должности фециалов, объявляющих о начале и конце войны. Обряд фециалов формально обеспечивал Риму ведение справедливой войны (лат. bellum iustum, bellum pium), и должность верховных жрецов — понтификов.
Нума запретил человеческие жертвоприношения и ввёл бескровные жертвы богам — лук, обрезание волос в знак траура и т. п.
Нума Помпилий ввёл новый луно-солнечный календарь, каждый год которого состоял из 355 дней и разделил дни месяцев на праздничные (фесты) и будни.
Сабинянин второй римский царь Нума построил свой дворец в Вейи, между сабинянским Квириналом и римским Палатином, что символизировало объединение двух общин: римской и сабинянской.
В этрусском городе Вейи (лат. Veji) имелись несколько храмов посвященных богине покровительнице города. Вейи древний город этрусков, расположенный севернее Рима, входил в этрусский союз и был важным центром со времён культуры Вилланово железного века X—IX веков до н. э. Вейя (лат. Veja) — этрусская богиня, подобная греческой богине земли Деметре и римской Церере, богиней урожая и плодородия. Этрусски приносили в храм Веи «вотивные дары», то есть дары по обету, обещанные дары за исцеление от болезней. Богиня Вейя была целительницей.
ЯНВАРЬ.
В отличие от всех последующих римских царей, ведущих бесконечные войны, при правлении Нумы Помпилия ни разу не открывались врата храма Януса, которые обычно открывались при начале вооружённых конфликтов.
Луперкалии. Художник Андреа Камасси, ок. 1635.
ФЕВРАЛЬ.
Февраль исходит от латинского слова februa — фебруа, фебрум — februum — очищение, и сопровождается языческими обрядами очищения, ставшими частью подготовки к наступлению весны в северном полушарии.
Очищение проводили с помощью обряда уборки домов, улиц, храмов, вкушения пищи и соли, жрецы приносили в храм листья, совершали жертвоприношение — ритуальное убийство козла 15 февраля, нарезали полоски козьей кожи и раздавали эти кожаные ремни юношам. Так начинался праздник Луперкалия — Lupercalia (от лат. Lupo- волчица). — полуобнажённые молодые мужчины, в козьих накидках, бегали вокруг священной границы Рима, «игриво» хлестали женщин окровавленными полосками козьей кожи. Считалось, что этот ритуал очищает город и способствует плодородию полей и рождению детей. Луперкалий превращался в оргию.
14 февраля, римляне отмечали праздник в честь богини материнства Юноны, покровительницы всех женщин и богини «лихорадочной» любви Juno Februata.
В этот день девушки писали свое имя на куске пергамента, который бросали в урну.
Каждый молодой мужчина-холостяк доставал из урны записку и становились на один день (или на один год до следующего 14 февраля) временным сексуальным партнёром своей случайной избранницы. В 496 году Луперкалии заменил празднованием Дня Святого Валентина.
Кто придумал названия месяцам?
Этим человечество обязано древним римлянам. В их календаре сначала было десять месяцев, и уже в VIII веке до нашей эры у них появились свои названия. Первый месяц года был назван «мартиусом» — в честь бога войны Марса. Второй — «априлисом». Это слово происходило от латинского глагола «aperire» — «раскрывать», а ведь именно в месяц «априлис» раскрывались почки на деревьях. Третий месяц посвящался богине плодородия Майе — «майус». Четвёртый был назван «юниусом» в честь супруги Юпитера богини Юноны. Все остальные месяцы имели лишь порядковые номера. Пятый — «квинтилис», шестой — «секстилис», и так далее: «септимус», «октавус», «новем» и «десимус». Не правда ли, названия последних четырёх римских месяцев напоминают привычные нам сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь? Действительно, именно от латинских номеров и произошли их современные названия. Но у «квинтилиса» и «секстилиса» судьба оказалась иной.
Очень скоро римляне поняли, что короткий календарь заметно опережает природные явления. Сообразив, в чём дело, римские жрецы добавили к десяти месяцам ещё два. Так и появились месяц, посвящённый двуликому богу Янусу, и месяц, названный Фебруусом. А когда в I веке до нашей эры Юлий Цезарь провёл реформу календаря, то римский сенат решил переименовать месяц «квинтилис» в его честь в «юлиус». Сам введённый Цезарем календарь стал называться юлианским. Наконец, в начале I века новой эры, когда правил император Август, месяц «секстилис» назвали его именем. Словом, сравните названия римских месяцев с современными.
Сто лет назад Россия перешла на новый календарь
Могут ли две недели полностью выпасть из жизни человека? Конечно, если он, к примеру, был серьезно болен, находился без сознания. Но в 1918 году две недели выпали из жизни огромной страны – России. Период с 1 по 13 февраля 1918 года в российском календаре отсутствует, и объясняется это очень просто. 24 января 1918 года, ровно 100 лет назад, Совет народных комиссаров РСФСР принял решение о переходе страны на григорианский календарь с 31 января 1918 года, поэтому после 31 января 1918 года в стране наступило 14 февраля 1918 года.
Как известно, до 1918 года в Российской империи использовался юлианский календарь. Это было связано в первую очередь с религиозной традицией: в Российской империи православие было государственной религией. Юлианский календарь был принят еще в Римской империи Юлием Цезарем, в честь которого и получил свое название. Вплоть до позднего средневековья по юлианскому календарю жила вся Европа, однако в 1582 году римский папа Григорий XIII издал указ о реформе календаря. Главной причиной принятия нового календаря являлось смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия. Это обстоятельство создавало определенные трудности при вычислении даты Пасхи.
В октябре 1582 г. на григорианский календарь перешли наиболее консервативные католические страны, где Ватикан пользовался огромным влиянием – Испания, Португалия, Речь Посполитая и государства Италии. В декабре 1582 г. григорианский календарь приняла Франция, а в 1583 г. – Австрия, Бавария, Фландрия, Голландия и ряд немецких земель. Во многих других европейских государствах переход осуществлялся постепенно. В первую очередь, против григорианского календаря возражали протестантские государства Европы, для которых отказ от использования календаря, введенного римским папой, имел принципиальное значение. Но все равно от календарной реформы не смогли уклониться даже они. Так, в Великобритании григорианский календарь был принят только в 1752 году. Спустя год на григорианский календарь перешла Швеция. Постепенно на григорианский календарь переходили и страны Азии, например в 1873 г. он был введен в Японии, в 1911 г. – в Китае (впоследствии Китай вновь отказался от григорианского календаря, а затем к нему опять вернулся).
Надо отметить, что во многих странах переход к григорианскому календарю не был безболезненным. Например, в Англии, перешедшей на новый календарь в 1752 году, даже имели место бунты людей, недовольных произошедшими изменениями. В России, напротив, в 1700 году Петр I, проводя политику модернизации, ввел юлианский календарь. Очевидно, что при всем своем стремлении к кардинальному реформированию общественной и культурной жизни, Петр не был готов идти против православной церкви, относившейся к переходу на григорианский календарь резко негативно. В Российской империи переход на григорианский календарь так и не был осуществлен. Это влекло за собой многочисленные сложности в экономических, культурных и политических отношениях с Европой, но церковь настаивала на сохранении юлианского календаря, не возражали против ее позиции и российские монархи.
В первой половине XIX века поборники модернизации заговорили о желательности перехода на григорианский календарь, тем более, что к этому времени на него перешли и протестантские страны Европы, включая Великобританию. Однако, против календарной реформы выступил министр народного просвещения генерал Карл Ливен. Его, разумеется, поддержала и православная церковь. Когда уже во второй половине XIX века о необходимости перехода к новому календарю заговорил Дмитрий Менделеев, его быстро осекли представители Священного Синода, заявившие, что для такой масштабной реформы еще не наступило время. В церкви не видели причин для отказа от юлианского календаря, поскольку он, во-первых, многие столетия использовался в православной традиции, а во-вторых, в случае перехода на григорианский календарь неизбежно нарушался бы Богослужебный Устав, так как дата празднования Святой Пасхи высчитывается по особому лунно-солнечному календарю, который тоже тесно связан с юлианским календарем.
Февральская революция 1917 года, свергнувшая монархию в России, стала толчком к самым разнообразным масштабным изменениям в жизни страны. Именно в период, когда страной управляло Временное правительство, началась разработка проекта реформы календаря. Его авторы считали, что назрела необходимость перейти на григорианский календарь, поскольку и так давно применялось двойное написание дат в официальных документах и письмах, особенно если они были посвящены событиям в других государствах или направлялись адресатам, проживавшим в других странах. Однако в период с февраля по октябрь 1917 года произвести календарную реформу в стране так и не удалось – не до того было Временному правительству.
Окончательно привела Россию к изменению календаря Октябрьская революция 1917 года. Разумеется, атеистам – большевикам не было дела до религиозных противоречий между православной и католической церквями, не задумывались они и об истории создания григорианского календаря. Но поскольку «все передовое человечество», как любили говорить большевики, к этому времени перешло на григорианский календарь, Россию также хотели модернизировать. Если отрекаться от старого мира – то во всем, в том числе и в календаре. Поэтому вопрос о календарной реформе очень интересовал большевиков. Это подтверждается хотя бы тем, что уже 16 (29) ноября 1917 года, на одном из самых первых заседаний Совета народных комиссаров РСФСР, был поднят вопрос о необходимости перехода на григорианский календарь.
24 января (6 февраля) 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря, а через два дня, 26 января (8 февраля) 1918 года декрет был подписан председателем Совета народных комиссаров РСФСР Владимиром Лениным. Кроме Ленина свои подписи под документом поставили помощник народного комиссара по иностранным делам Георгий Чичерин, народный комиссар труда Александр Шляпников, народный комиссар внутренних дел РСФСР Григорий Петровский, председатель Высшего совета народного хозяйства РСФСР Валериан Оболенский. Причиной перехода на новый календарь называлась необходимость установления в России исчисления времени, одинакового «почти со всеми культурными народами».
Ввести новый календарь решили после истечения января 1918 года. С этой целью Совнарком постановил считать первым днем после 31 января 1918 года не 1 февраля, а 14 февраля 1918 года. В декрете также подчеркивалось, что все обязательства по договорам и законам, наступавшие в период между 1 и 14 февраля, переносились на период с 14 по 27 февраля посредством прибавления к сроку выполнения обязательств тринадцати дней. С прибавлением тринадцати дней отсчитывались и все обязательства в период с 14 февраля по 1 июля 1918 года, а обязательства, наступающие с 1 июля 1918 года, считались наступившими уже по числам нового григорианского календаря. Также декрет регулировал вопросы выплаты жалованья и заработной платы гражданам республики. До 1 июля 1918 года нужно было во всех документах указывать в скобках число по старому календарю, а с 1 июля 1918 года – только число по григорианскому календарю.
Решение о переходе страны на григорианский календарь неизбежно вызвало споры в среде духовенства и богословов. Уже в конце января 1918 года календарная реформа стала предметом обсуждения Всероссийского Поместного собора. На этом обсуждении произошла любопытная дискуссия. Профессор Иван Алексеевич Карабинов заявил, что старообрядцы и другие автокефальные церкви не согласятся с предложением перехода на григорианский календарь и будут продолжать отмечать церковные праздники по старому календарю. Это обстоятельство, в свою очередь, будет нарушать единство православных церквей. С этой позицией согласился и другой докладчик, профессор Иван Иванович Соколов, который тоже обратил внимание на отсутствие у Русской православной церкви права самостоятельно решать вопрос о календарной реформе, не согласовывая свои действия с другими автокефальными церквями. Член Петроградского комитета по делам печати мирянин Митрофан Алексеевич Семенов, в свою очередь, предложил вообще не реагировать на декреты большевиков, что позволит избежать необходимости перехода на новый календарь.
Профессор Московской духовной академии и член Поместного собора Православной российской церкви от высших духовных школ Сергей Сергеевич Глаголев подчеркнул, что в изменившихся условиях церкви вряд ли получится оставаться на старом календаре, поскольку он все больше расходится с небом, однако делать поспешных шагов не стоит и лучше некоторое время оставаться на старом, юлианском календаре. Тем более, отмечал в своем докладе Глаголев, такой серьезный вопрос можно решать только при наличии согласия всех автокефальных православных церквей.
В конечном итоге, отдел о богослужении и отдел о правовом положении Церкви в государстве приняли решение в течение всего 1918 года руководствоваться старым стилем. 15 марта 1918 года отдел о богослужении, проповедничестве и храме Русской православной церкви постановил, что с церковно-канонической точки зрения решить вопрос о календарной реформе без согласования со всеми автокефальными церквями не представляется возможным. Поэтому было решено оставить Русскую православную церковь на юлианском календаре.
В 1923 году, когда Советский Союз уже пять лет жил по новому календарю, церковь вновь подняла вопрос о реформе календаря. Второй Поместный собор состоялся в Москве. Митрополит Антонин заявил, что перейти на григорианский календарь церковь и верующие могут быстро и безболезненно, а в самом переходе нет ничего греховного, более того реформа календаря необходима для церкви. В результате Поместным собором была принята резолюция, провозглашавшая переход церкви на григорианский календарь с 12 июня 1923 года. Интересно, что прений резолюция не вызвала, что свидетельствовало о полной готовности участников собора к переходу на новый стиль.
Патриарх Тихон в связи с сложившейся ситуацией осенью 1923 года опубликовал свое Послание, в котором осудил решение Второго Поместного собора как чересчур поспешное, но подчеркнул возможность перехода церкви к григорианскому календарю. Официально планировалось перевести Русскую православную церковь на григорианское исчисление с 2 октября 1923 года, но уже 8 ноября 1923 года Патриарх Тихон от этой идее отказался. Интересно, что в календарях 1924-1929 годов выпуска церковные праздники отмечались так, будто переход церкви на григорианский календарь все же был осуществлен. Например, Рождество отмечалось 25 и 26 декабря. Повторно церковь подняла вопрос о переходе на григорианский календарь в 1948 году, однако он так и не был решен положительно. Несмотря на активное провластное лобби, большинство церковных иерархов все же не желали становиться «сепаратистами» и принимать григорианский календарь без согласования с другими автокефальными церквями.
Конечно, Советская Россия не была последней страной, перешедшей на григорианский календарь. В 1919 году григорианский календарь ввели Румыния и Югославия, в 1924 году – Греция. В 1926 г. на григорианский календарь с сохранением некоторой специфики перешла Турция, в 1928 году – Египет. В настоящее время по юлианскому календарю продолжают жить в Эфиопии – одном из древнейших христианских государств мира. Кроме того, летоисчисление по юлианскому календарю ведут Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская, Польская православные церкви, Бессарабская митрополия Румынской православной церкви, а также Украинская грекокатолическая и Российская грекокатолическая церкви. Интересно, что Польская православная церковь вернулась к юлианскому календарю только в 2014 году, до этого длительное время исчисляя время по новоюлианскому календарю, совпадающему с григорианским.