в каком году появились электрички в ссср

Первую электричку в СССР делали как символ нового строя

Путешествие из Москвы в Мытищи на «Северном Виккерсе» состоялось 90 лет назад

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

29 августа исполнилось 90 лет со дня запуска первой электрички – электропоезда СВ. Как следует из названия серии, эти электропоезда создавались для эксплуатации на северных железных дорогах. Появление электропоездов обеспечило советским железным дорогам важнейшее технологическое преимущество на несколько лет.

Как и многие другие инженерные и технические решения, идея электрички родилась из кризиса. После утверждения плана индустриализации железных дорог руководству Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) стала очевидна невыполнимость его показателей. Первым об этом честно сказал Ян Рудзутак (нарком путей сообщения в 1924–1930 годах), причём, судя по имеющимся документам, на заседании Политбюро он поднимал вопрос об усилении, как сказали бы сегодня, пассажирского блока.

«Товарищи, я бы хотел обратить ваше внимание на, так сказать, крен в сторону переутяжеления нашего железнодорожного транспорта. Вот даже конкретные цифры мощностей, времени и расстояния перевозок у нас составлены по показателям грузов, а не пассажиров. Проект магистрального локомотива (Рудзутак имел в виду выдающийся образец советского паровозостроения – ФД1) тоже грузовой, а не пассажирский. Я в одной газетной шутке прочёл, что у нас по железным дорогам перевозят, а не ездят. Надо с этим что-то делать. » – заявил Рудзутак.

Наркома поддержал Николай Бухарин, назвавший предложение Яна Рудзутака «социалистической заботой о людях». Как ни странно, одно из возражений поступило из Наркомтяжпрома. Анонимное «особое мнение» выражало господствовавшее представление о том, что «главное дело индустриализации – промышленность» и лучше не тратить ограниченные производственные мощности на посторонние мероприятия.

Возможно, на уровне Политбюро была достигнута негласная договорённость о том, что Наркомтяжпром берёт на себя разработку и производство ФД как символа индустриализации на железных дорогах, а к НКПС отходит проектирование нового типа пассажирского поезда, основанного на электрификации железной дороги. Прежние образцы были признаны морально устаревшими, так как ассоциировались с дореволюционной эпохой. Сыграло свою роль и письмо начальника отдела агитации и пропаганды Наркомпути Александра Щербакова, где речь шла о том, что новый тип пассажирского поезда сможет явить достижения и преимущества социалистического строя.

Надо сказать, что первые разработки электрички относились ещё к дореволюционному времени. Выдающийся учёный-техник Алексей Лебедев предложил постоянный ток для электрификации железных дорог ещё в 1914 году. Инженеры вплотную подошли к созданию поезда на электрической тяге (схожие эксперименты с трамваем были успешными) – о таких проектах на протяжении всех 20-х годов упоминал ведущий специалист научно-технического бюро НКПС Яков Плисс, добавляя, что только благодаря советскому строю и реализации плана ГОЭЛРО стало возможным воплотить в жизнь и новый поезд. Благодаря его протекции к работе удалось привлечь и известного энергетика Генриха Графтио (за которого в 1921 году вступался сам Дзержинский), и уже упомянутого Алексея Лебедева. Первым решили электрифицировать участок от Москвы до Мытищ. Выбор на Мытищи пал не случайно: в этом пригороде росли рабочие коммуны, а в газетах тех лет мелькало название «рабочий город-сад».

В основу замысла электрички был положен ряд революционных идей, многие из которых опередили своё время. Прежде всего, такой поезд должен был стать технологичнее. Определённое значение имели и соображения безопасности и экологии.

Алексей Лебедев в рекордные сроки, работая по 16 часов в сутки, переделал свои прежние расчёты и уменьшил напряжение постоянного тока ровно вдвое – с 3 до 1,5 кВ. Это позволяло в соответствии с планом Наркомпути использовать электрическую тягу только для пассажирских поездов и существенно экономило медь, ставшую стратегическим сырьём. Электричка, по сути, была первым главным советским достижением в железнодорожном деле, никак не связанным с технологическими идеями иностранных инженеров. Впрочем, совсем без их участия не обошлось: оборудование для электрификации пришлось закупать в Англии, причём по личным связям наркома Яна Рудзутака, имевшего контакты с фирмой «Виккерс». В предыдущие годы на экспериментальных поездах устанавливались различные системы немецкой фирмы «Кнорр» и австрийской «Элин».

Сам процесс электрификации железнодорожных путей занял почти полтора года. Как и на многих других стройках этого периода, работали круглосуточно, в четыре смены. Самая тяжёлая работа – прокладка кабелей, заземление, установка опорных столбов и новых рельсошпальных решёток – легла на плечи комсомольских бригад во главе с инженерами из НКПС. В Мытищах построили первую бетонную платформу, остальные – деревянные – делали высокими под новые требования. Яков Плисс, Генрих Графтио и Алексей Лебедев иногда ночевали во времянках, сооружённых вдоль дороги. К сожалению, не обошлось без жертв: из-за неосторожного обращения с электричеством погибли три человека, ещё несколько десятков пострадали. Всю ответственность взял на себя нарком путей сообщения.

Специально для электрифицированных железных дорог на Мытищинском заводе был разработан новый тип пассажирского поезда с характерными для той эпохи клёпаными соединениями – С, давший пищу для множества народных расшифровок, от «Сталин» до «Советский». Его модификация – «Северный Виккерс», моторный вагон и два пассажирских с багажным отделением – и была пущена на пригородном участке Москва – Мытищи 29 августа 1929 года. Вагон был шире обычного: в каждом ряду размещалось шесть сидений. Двери были двойными и без лестницы. Вагоны первой электрички покрасили в красный и серый цвета. Электропоезд состоял из двух трёхвагонных секций, причём второй моторный вагон был в середине.

С Ярославского вокзала в первой электричке отправилось более 400 человек – руководителей НКПС, инженеров, технических специалистов, простых рабочих. Обратно поезд вёз уже почти 700 пассажиров. В приветственном слове Ян Рудзутак сказал: «Мы, железнодорожники, можем только радоваться, что нашим трудом сразу же пользуются простые люди». Яков Плисс не удержался и написал дружескую эпиграмму на Алексея Лебедева: «Где лебедями – электрички, там дачники везут лисички».

На первых порах электричек не хватало – тех самых СВ было построено всего 33 секции. Электрификация проходила медленно, электрические движители по-прежнему оставались иностранными, а окончательно выйти на уровень постоянного тока в 3 кВ удалось только после войны.

Тридцатикилометровая железная дорога между Москвой и Мытищами была ещё раз переделана – теперь уже по проекту Генриха Графтио.

Источник

Первая электричка в СССР.

Я как-то упоминал о первой в России электричке Москва — Мытищи, пущенной в 1929 году. В России, но не в СССР. Электрификация железных дорог Советского Союза началась не с Подмосковья, а с Азербайджана в 1926 году. Как же так получилось? А дело в том, что инициатива пошла не из Кремля, а «на местах», от Бакинского горсовета. И уж потом, заметив успешный опыт бакинцев, центральная власть взялась за Подмосковье.

Баку ещё до революции сложился, как центр добычи нефти. Город буквально окружали нефтяные вышки, в частности в ближайших пригородах Сабунчи, Сураханы, Забрат. Работников нефтянки надо было на чём-то возить из города к промыслам. Ещё в 1880 году была построена первая в Азербайджане железная дорога Баку — Сабунчи — Сураханы длиной 19 километров. В начале 1920-х по ней ходили пригородные поезда под паровозами с интервалами раз в полтора часа со средней скоростью 16 км/час.

К середине 1920-х такой «черепаший» транспорт уже не справлялся с растущей нагрузкой. В автомобильном веке добыча нефти стремительно росла, да и Баку разрастался, в итоге пассажиропоток рос, как на дрожжях. Вот и пришла кому-то светлая мысль электрифицировать местную железную дорогу.

А где взять подвижной состав? Кто мог изготовить электрические вагоны? Ведь опыта-то нет! Но есть опыт производства электрических трамваев. Есть опыт производства несамоходных пассажирских вагонов. И то, и другое выпускал в ту пору Мытищинский машиностроительный завод. Ему-то и поручили создать первую в СССР электричку.

Электричка для Баку представляла собой моторный вагон и несколько прицепных. Моторный вагон был создан на базе трамвая этого же завода. Прицепные вагоны сделаны в Брянске на заводе «Красный Профинтерн». Электрооборудование было австрийской фирмы «Элин». Электричка была рассчитана на постоянный ток, напряжение 1200 вольт.
Электрификация первого участка Баку — Сабунчи длилась с 1924 по 1926 год. Поначалу электропоезда испытывались под «трамвайным» напряжением в 600 В, а 6 июля 1926 года открылось регулярное движение уже под напряжением 1200 В до станции Сабунчи. В том же году электрификацию продлили до станции Сураханы. Средняя скорость выросла по сравнению с паровозами в 2,5 раза.

О пуске электричек написала пресса.

Как видим, уже в 1926 году звучит слово «электричка». В фильме 1939 года «Ошибка инженера Кочина» электрички называют просто поездами. А в расписании Горьковского направления 1946 года электрички называют моторвагонами.

Прицепных вагонов могло быть от одного до четырёх. Вот примеры на фотографиях.

Иногда умудрялись вкорячить моторный вагон в середину состава.

И везде, заметьте, платформы низкие. На подмосковной же линии Москва — Мытищи платформы изначально были высокие.

В 1933 году электрифицировали ответвление Сабунчи — Забрат. А в 1940 году электрификацию продлили до станции Бузовна.

Как видим, в 1940 году были рейсы до станций Забрат, Бузовна, Маштага. Упоминается и станция Разино (ныне Бакиханов), как начальная.

Также мы видим, что в 1940 году в Сабунчах уже ходили автобусы. Для сравнения, Мытищам в те годы автобусы и не снились. То есть азербайджанские пригороды были цивилизованнее столичных.

В 1940 году линию Баку — Сабунчи — Сураханы с ответвлением на Забрат — Маштагу — Бузовну передали НКПС (Народному комиссариату путей сообщения — предшественнику МПС). К тому времени электропоезда сильно износились из-за недостаточного опыта их обслуживания, и решено их заменить на электропоезда серии Сд, выпускаемые в тех же Мытищах. Под них напряжение перевели на 1500 В, а старые электрички с оборудованием «Элин» были списаны. Линия стала заурядной, такой же, как и прочие линии с обычными электропоездами серии С (а таковые были в Московской, Ленинградской областях, Ставропольском крае). Уникальные же составы были утрачены.

На фото даже видно, что вагон рассчитан под высокие платформы. Надо полагать, платформы были переделаны на высокие в том же году.

Сейчас по линии Баку — Сураханы ничего не ходит. Тотальные отмены пригородного движения захлестнули и Азербайджан. В 2010 году имелась одна пара электропоездов через Сураханы на Пираллахы. В сторону Забрата ходили две пары электричек в сутки до Сумгайыта. Все они имели начальный пункт не на центральном вокзале Баку, а на станции Кишлы. На 2015 год на всю страну (!) остался единственный пригородный маршрут Баладжары — Хачмаз через Сумгайыт. До Сумгайыта идёт напрямую, а линия на Забрат частично разобрана (в частности, не стало станции Бузовна). В том же году в Баку поступили три электропоезда из Эстонии и простаивали без дела в депо Кишлы. Но не всё так плохо: на 2016 год имеется движение от Баку до Сумгайыта новых двухэтажных электричек ЭШ2 производства Штадлер. Это расстояние около 42 километров, примерно как от Москвы до Пушкино. Видимо, это всё, что осталось от пригородного движения в Баку, а может и во всём Азербайджане.

Источник

Электричка. Как всё начиналось! (28 фото)

Электричка – народное прозвище рельсового общественного транспорта, связывающее крупные города с их ближними и дальними пригородами и отдалёнными районами.

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Как это всё начиналось!

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Моторвагонная секция «Эм» (Электро-Моторный электровагон). Он-то и стал отцом-прародителем современного электропоезда. Изготавливались вагоны (точнее кузова вагонов и тележки) на Мытищинском вагоностроительном заводе, там же и проходила окончательная сборка. Тяговые электродвигатели изготавливали на московском заводе «Динамо», а электрооборудование для них поставлялось английской компанией «Vickers».

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Моторвагонная секция «Сд». Потребности в электропоездах стали возрастать, и в 1932 г. на Мытищинском заводе была разработана и запущена в производство новая серия моторвагонных секций «Сд». Их главное отличие от секций «Св» состояло в том, что на них, вместо электрооборудования Vickers, ставилось электрооборудование произведенное заводом «Динамо», по лицензии американской компании General Electric.

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Прицепной вагон электросекции «Сд» на музейной площадке в Самаре.

Выпускались секции с 1932 по 1941 годы, и всего было выпущено 232 секции «Сд».

Моторвагонная секция «См». В 1930 годах в СССР уже началась электрификация железных дорог с напряжением в 3000 вольт. И после окончания Великой Отечественной войны возникла необходимость в электропоездах работающих, как на напряжении 1500 вольт, так и на напряжении 3000 вольт.

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Прицепной вагон электросекции «См»

В конце 1946г. завод динамо на недостроенной в 1941 г. секции установил новое оборудование и более мощные тяговые двигатели. Эта секция стала первой для работы на два напряжения и получила обозначение «См» (северная модернизированная). В последствии все секции «Св» и «Сд» были модернизированы в модификацию «См».

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Секции всех модификаций строились с выходами, как под высокие, так и под низкие платформы. До 1951 года вагоны выпускались с деревянными крышами покрытыми рубероидом, залитые битумом и покрытые брезентом. И только начиная с 1951 г. крыши вагонов начали покрывать сталью.

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Моторвагонная секция «Ср3». После того, как необходимость в выпуске электросекций, работающих от напряжения в 1500 вольт отпала, в октябре 1952г их выпуск был прекращен, и начат выпуск новых секций СР3. Секция «Ср3» была рассчитана только на работу от напряжения 3000 вольт. Это и означает индекс «3» в названии серии.

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Электрооборудование «Ср3» значительно упростилось, а в конструкцию вагонов был внесен ряд существенных изменений. Были ликвидированы багажные помещения, а кузова вагонов стали изготавливать из гофрированных стальных листов.

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Кабина машиниста электропоезда «Ср3»

Электросекции строились с выходом как под высокие (Ср3-В), так и под низкие (Ср3-Н) платформы. Выпускались они до 1958 года, и за период с 1952 по 1958 годы была построена 351 моторвагонная секция.

Параллельно с выпуском «Ср3» переоборудовались под единое напряжение 3000 и секции «Св» и «Сд», что значительно упрощало их электрооборудование. Переоборудованные секции получали обозначение «См3».

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

В январе 1959 г. прошли и первые испытания. Размещенные под вагоном 1200 никель-щелочных батарей позволяли секциям развивать скорость до 50 км в час и двигаться без подзарядки на протяжении примерно 100 километров. Секции получили заводское обозначение «Ср3-Нк«.

Затем это секции модернизировали, увеличив количество батарей до 1840 шт., и его скорость возросла до 70 км в час. А потом в 1960 году был разработан шести-вагонный поезд, на котором аккумуляторные батареи ёмкостью 350 А/ч были размещены под всеми четырьмя прицепными вагонами электропоезда с применением принудительной вентиляции. В 1962 году эти поезда (было построено девять шести-вагонных поездов) начали работать с пассажирами. Но, при разгоне аккумуляторы сильно грелись, электролит испарялся. Пробег поездов был ограничен до 150 км в сутки.

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Электросекции различных трёх-вагонных серий «С» строились с 1929 по 1958 годы. Сколько было построено этих секций трудно посчитать, но приблизительно было построено 960 секций. «Св»-33 шт., «Сд»-232 шт., «Ср»-343 шт., «Ср3»-351 шт.

Электросекции «Ср3» на некоторых дорогах продолжали массово эксплуатироваться вплоть до конца 80-х годов.

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Электросекция «СН». Она была как бы переходным звеном между электросекциями «Ср» к электропоездам «ЭР». Построено было всего две таких секции, или один шести-вагонный состав, увидевший свет в 1954 году.

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

На «СН» был новый кузов с более просторной и современной кабиной машиниста. В салонах вагонов были полумягкие сидения для пассажиров, обтянутые кожей. Было применено калориферное отопление и принудительная вентиляция. Стояли более мощные тяговые двигатели, и было применено опорно-рамное подвешивание ТЭД.

В отличии от электросекций «Ср3» с конструктивной скоростью 85 км в час, скорость электросекции «СМ» составляла уже 130 км в час.

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Кабина машиниста «СН».

Поезд эксплуатировался сначала на Октябрьской, затем был передан на Северную, и закончил свой путь в 1962 году на Свердловской железной дороге.

Электропоезд ЭР1.

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

В отличии от Ср-ок кузова вагонов стали делать цельнометаллическими, несущей конструкции. Двери вагонов стали автоматическими, с пневматическим приводом. На моторных вагонах ставились челюстные тележки с опорно-рамной подвеской тяговых двигателей. В отличие от секций «СН» стали применяться уже более мощные четырех-полюсные тяговые двигатели. Тележки же головных и промежуточных прицепных вагонов были идентичны тележкам применяемым на пассажирских вагонах.

Изначально все вагоны строились на «RVR» (рижском вагоностроительном заводе), но с 1960 года прицепные и головные вагоны стали строить на Калининском (Тверском) вагоностроительном заводе, а на «RVR» только оснащали электрооборудованием. Электрооборудование для поездов ЭР1 изготавливалось на московском заводе «Динамо». Моторные вагоны полностью строились на Рижском заводе.

Сидения в пассажирских салонах изначально делались полужесткими, но в последующим все они были заменены на жесткие реечные диваны.

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Поезда строили для Московской и Октябрьской дорог, и по этому выходы делали только под высокие платформы, но в процессе эксплуатации и передаче поездов на другие дороги, с капитальных ремонтов поезда выходили уже с комбинированными выходами.

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Общая мощность десяти-вагонного состава составляла 4000 кВт или примерно 6000 л.с.

Торможение применялось электропневматическое, и скорость замедления составляла 0,8 м/с², что тоже по тем временам было очень хорошим показателем. При скорости 60 км в час у начала пассажирской платформы поезд легко останавливался с применением служебного торможения.

Первый состав!

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Остатки первого состава еще долго находились на базе запаса в г. Зеленогорске, их пытались сохранить для музея. Но вагоны были в таком плачевном состоянии, что в 2007 г. их всё же порезали на металлолом.

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Поезда строились с февраля 1957 года по июнь 1962 года. За пять лет было построено 259 десяти-вагонных составов, а также 4 отдельных головных вагона. Всего на Рижском и Тверском заводах было построено 2594 вагона серии ЭР1.

Известно как минимум о шести электропоездах ЭР1, вагоны которых были сохранены для истории:

ЭР1-02 (головной вагон ЭР1-209 и моторный ЭР1-210). Секция находится в Новосибирском музее железнодорожной техники (на станции Сеятель);

ЭР1-06 (доработанный головной вагон ЭР1-609; он же, по системе EVR ЭР1Б-2303). Вагон находится в музее в Хаапсалу в Эстонии; уникален тем, что выходы на высокие платформы не переделаны в комбинированные;

ЭР1-28 (головной вагон ЭР1-2801, как минимум). По состоянию на начало 2019 года идут работы по восстановлению для Екатеринбургского музея железнодорожного транспорта.

ЭР1-43 (головной вагон ЭР1-4309). Новый вагон для ЭР1-43 (исходный ЭР1-4309 разбит при крушении у Ярославского вокзала). Вагон установлен в качестве памятника в ТЧ-12 Никополь (Украина).

ЭР1-228 (головной вагон ЭР1-22801 и моторный ЭР1-22810). Секция хранится в музее Калининградской железной дороги на Южном вокзале;

ЭР1-229 (головной вагон ЭР1-22909). В декабре 2015 года вагон установлен в музее Норильской железной дороги (на станции Норильск-Сортировочный).

На сегодня, наверно, достаточно, в следующем посте будет рассказы о проектах и малых сериях созданных на основе ЭР1.

Источник

90 лет назад в Московской области была запущена первая электричка

в каком году появились электрички в ссср. Смотреть фото в каком году появились электрички в ссср. Смотреть картинку в каком году появились электрички в ссср. Картинка про в каком году появились электрички в ссср. Фото в каком году появились электрички в ссср

Первые проекты электрификации пригородных участков железных дорог впервые предлагались еще в Российской империи. Например, к 1915 году ожидался запуск электропоезда по 66-километровой Ораниенбаумской электрической линии (Оранэла), которая, по задумке инженеров, должна была связать Нарвскую заставу со Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом и Красной Горкой. Из-за начала Первой мировой войны и грянувшей затем революции проект так и не был осуществлен. Одновременно, в 1913 году Министерство путей сообщения рассматривало проект электрификации направления Москва – Воскресенск.

Еще раньше электропоезда эксплуатировались на узкоколейных путях в польской Лодзи.

Развитию нового вида железнодорожного пригородного сообщения предшествовало утверждение Совнаркомом в 1921 году государственного плана электрификации Советской России (ГОЭЛРО). Согласно этому документу, для установления связи между главными промышленными районами РСФСР создавалась разветвленная сеть электрифицированных железнодорожных линий.

После образования СССР область внедрения нового вида транспорта – практичного, надежного и почти бесшумного – значительно расширилась. Самый первый в стране электрифицированный 20-километровый участок соединил Баку с нефтеносными промыслами Сабунчи и Сураханы. Движение электропоездов в Азербайджанской ССР было торжественно открыто 6 июля 1926 года. Для строительства этой дороги был разобран и перевезен практически готовый участок Оранэлы от Стрельны до Ораниенбаума. Специальные электропоезда, первые в истории СССР, были построены на Мытищинском заводе с использованием австрийского оборудования, поставленного для Оранэлы до революции.

Поначалу электропоезда испытывались под «трамвайным» напряжением в 600 В, но регулярное движение открылось уже под напряжением 1200 В до станции Сабунчи. Средняя скорость выросла по сравнению с паровозами в 2,5 раза. В том же году газеты впервые употребили получивший впоследствии высокую популярность термин «электричка».

Бакинская электричка произвела большое впечатление на Владимира Маяковского, посетившего город в 1927 году.

«После годовщины десятилетия я опять объехал Баку, — писал поэт. — Часов в 6 утра протираю глаза. И от утра, и от необычайности зрелища. Навстречу прогромыхал электропоезд.

Огромнейшие, чистейшие вагоны поднимали к проводам пары стальных иксов.

На таких иксах вели поезда электровозы по тоннелям под Нью-Йорком. В двадцать четвертом я трясся здесь в чем-то теплушечном, обдаваемый копотью. Тогда дорога шла через песок и пустырь, сейчас — через европейские коттеджи, в садиках и цветниках».

В России знаменательное событие произошло тремя годами позже. 3 июня 1929 года была создана Московская область, а ровно через два месяца по ней впервые пошла электричка серии С. В подвижной состав вошли три вагона – моторный и два прицепных, в одном из которых было устроено багажное отделение. Пилотная ветка протяженностью 18 км соединила Ярославский вокзал с Мытищами – как и сегодня, это было одно из самых востребованных, а потому проблемных направлений.

Ходившие до появления электричек на близкие расстояния со средней скоростью 16 км/ч поезда с паровозами попросту не справлялись с пассажиропотоком.

Первые же годы функционирования нового вида железнодорожного транспорта показали преимущества электрической тяги над паровой. Кроме большой экономии топлива, это позволило значительно сократить паровозный и вагонный парк. Так, уже в начале 1930-х годов эксплуатируемые на этой линии 33 моторвагонные секции заменили 43 поездных и маневровых паровоза и около 400 пригородных пассажирских вагонов.

Через год после запуска электрички на участке Москва – Мытищи Северной железной дороги на моторвагонную тягу также были переведены участки Мытищи – Болшево, Мытищи – Пушкино, Болшево – Щелково и Пушкино – Правда. С ростом пассажиропотока число вагонов возросло до девяти. Часть из них при этом могла отцепляться на промежуточных станциях для повышения экономичности перевозок. В среднем время в пути сократилось вдвое.

За основу была принята система электроснабжения постоянного тока с напряжением 1500 В. Затем ее применили и на других участках с моторвагонной тягой. Такой выбор был сделан потому, что иначе потребовались бы более тяжелые и дорогие моторные вагоны с трансформаторами. Кроме того, двигатели постоянного тока более приспособлены для быстрого запуска по сравнению с однофазными, что особенно важно для работы на пригородных участках с большим числом остановок.

Планом ГОЭЛРО намечалось электрифицировать 3,7 тыс. км железных дорог. Как отмечается в книге Николая Сидорова «Как устроен и работает электровоз», с началом широкой эксплуатации электропоездов «коренным образом изменились условия труда локомотивных бригад, исчезли многие профессии с тяжелыми и вредными условиями труда: кочегары, промывальщики котлов и т. д.». В зоне электрических магистралей, особенно на станциях и вокзалах, стал чище воздух.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *