в каком году появились диски в россии
КОМПАКТ-ДИСК В СССР
Введение
Два обстоятельства побудили меня к написанию этой статьи. Во-первых: в декабре 2014 года исполнилось 25 лет со дня выпуска Первого русского компакт-диска; во-вторых: в начале 2015 года запущен, не имеющий аналогов, уникальный проект, посвященный истории производства компакт-дисков в СССР, а также русской исполнительской школе, как части глобального просветительского процесса в Советском Союзе в XX столетии. Информационный портал Melodycd.su , который, я надеюсь останется компетентным и жизнестойким, представит обширную и достоверную информацию, серьезные публикации и возможно, в будущем, обмен мнениями.
Большинство материалов по истории производства компакт-дисков, запущенного в СССР в 1989 году являются перепечатками и отрывками из статей Виктора Кузина (т. е. моих) и Александра Тихонова (главный эксперт информационного агентства InterMedia). Или же зачастую набором недостоверных сведений, что крайне вредно для читателя. Интернет является мощнейшим проводником информации и вполне логично, что искаженные сведения распространяются так же быстро, как и истина, а иногда значительно быстрее. Поэтому постараюсь в развернутом виде еще раз изложить события тех лет. Иначе время “съест” их безвозвратно.
Исторические факты и мифы
Теперь немного о мифах, связанных с компакт-дисками. Здесь всегда присутствуют две персоналии – Владимир Котельников и Джеймс Рассел (James Russell), а также фирма Optical Recording. В последние годы появилось большое количество публикаций, которые сулят сенсации об “истинных создателях компакт-диска”. Давайте посмотрим, а есть ли почва для сенсации?
Сначала о Владимире Александровиче Котельникове (1908-2005). Будучи молодым (25 лет), начинающим ученым он сформулировал основополагающую в теории цифровых систем теорему отсчетов, которая гласит, что непрерывную функцию с ограниченным спектром можно представить в виде суммы дискретных отсчетов. Подробности желающие могут найти здесь . Это решение имеет фундаментальное значение для развития цифровых технологий, но к появлению компакт-дисков напрямую не относится. Еще раз подчеркну, что В.А. Котельников – выдающийся русский ученый, и советую прочитать о его работах хотя бы в Википедии
.
Теперь о Джеймсе Расселе. Нет смысла пересказывать его биографию, любой поисковик выдаст десятки страниц материалов. Беда в том, что большинство этих публикации носят элемент сенсации, которой стараются удивить читателя. Но когда я вижу заголовок “Версия Джеймса Рассела”, фразы “вовсе не Philips и Sony изобрели…” и “создатель компакт-диска не получил ни цента”, то сразу понимаю, что это очередная “штамповка”, вылезают “ослиные уши царя Мидаса” (т. е. плагиат, который невозможно скрыть). Даже относительно серьезные статьи на сайтах вроде Veni Vidi Vici не избежали подобных фраз. Так что здесь оставлю лишь свой комментарий на тему “Джеймс Рассел”:
Резюмируя комментарии, могу провести такую аналогию: в 1926 году Роберт Годдард (Robert Hutchings Goddard) создал первый ЖРД (жидкостной реактивный двигатель). Но разработку спутников, кораблей “Восток”, “Восход”, первый пилотируемый полет в космос воплотил в жизнь С.П. Королев (с использованием ЖРД академика В. Глушко). Именно его мы считаем Генеральным Конструктором и основателем современной космонавтики! Хотя, конечно, Королев не просто знал о всех работах Годдарда, он знал все технические детали и подробности всех изобретений Годдарда.
Нельзя не упомянуть и еще об одном ученом и изобретателе. Его имя Вячеслав Васильевич Петров, в настоящее время академик НАН Украины. В 60-е годы, будучи аспирантом, МНС в Институте кибернетики АН УССР, провел работы по получению элементов субмикронных размеров в фотолитографии. А на Всемирном электротехническом конгрессе в 1977 г. за пять лет до появления первого компакт-диска (альбом “The Visitors” группы “ABBA”, 1982 год) предложил концепцию оптического диска, как “единого носителя информации”. Его имя довольно редко появляется на просторах всемирной сети, скандалов не было, а была серьезная работа по созданию физических основ, принципов, методов и систем оптической регистрации информации. При наличии интереса у читателей, тему можно продолжить даже на примере основных материалов для производства компакт-дисков. Так с разницей в несколько дней соединение поликарбоната в 1953 году получили сразу две фирмы (BAYER, Германия и GENERAL ELECTRIC, США) и вопрос приоритета и названия решался два года. Так что тема обширная и дискуссионная.
Контракт на производство компакт-дисков на ВФГ “Мелодия”
В 1987-88 гг. для ВФГ (Всесоюзной фирмы грамзаписи) было закуплено многочисленное оборудование для записи “в цифре” и оцифровки аналоговых записей. После этого оставались лишь два пути для появления компакт-дисков “Мелодии”: выпускать их за рубежом или организовать собственное производство. Вадим Васильевич Смирнов, ведущий специалист Управления ВФГ “Мелодия”, наиболее сведущий в то время в перспективах цифровых носителей звука, настаивал и убеждал руководство фирмы и Минкульта СССР в реализации второго направления. Вадим собрал информацию о производителях оборудования, встречался с зарубежными инженерами и начал готовить материалы для контракта. На этом этапе ему пришлось столкнуться с массой проблем технического и организационно-финансового плана.
Для поставки и монтажа оборудования “чистых комнат” , систем подачи воздуха, очистки воды и самого оборудования репликации нужно было выбрать компанию, которая, с одной стороны, могла бы координировать все эти работы (т. к. требовалось привлечь несколько узкоспециализированных фирм-производителей), а с другой стороны, – иметь хоть какой-то опыт работы в СССР, учитывая все особенности и проблемы, которые возникали в те годы. С организационно-финансовой точки зрения, то обстоятельство, что “Мелодия” поставляла за рубеж гигантское количество своей продукции (виниловые грампластинки, аудиокассеты и др., через в/о “Международная книга”) не давало ей право распоряжаться заработанной валютой по своему усмотрению. Для этого существовал Минкульт СССР и многочисленные внешнеторговые объединения (Машприборинторг, Техмашимпорт и пр.) от которых зависело что и у кого будет закупаться. “Мелодия” выступала лишь в качестве просителя, пытающегося убедить высоких начальников в том, что нужно для нормальной работы и развития. В общем – “один с сошкой, а семеро с плошкой”. Впрочем, это, вероятно, справедливо во многом и в наши дни – чиновник уверен, что “пуп Земли – это он”. Возвращаясь к контракту, скажу что Смирнов настоял на том, чтобы им занимался “Машприборинторг”. Я же в предыдущие годы, занимаясь компакт-кассетой на заводах Баку, Таллина, Тбилиси и Риги, больше работал с “Техмашимпортом”.
Так же, как и сейчас, в те годы существовало подобие нынешнего тендера. А именно, выбирали из 3-4 предложений зарубежных фирм. Конечно, откаты были и тогда, правда гораздо более скромными, не в таких размерах, как после распада СССР. Иногда это было, как у Н.В. Гоголя: “Да я беру, но беру борзыми щенками”. В качестве “борзых щенков” были поездки для ознакомления с технологиями и оборудованием, а также на приемку оборудования. Чаще всего вместо сервисных инженеров или наладчиков ехали руководители заводов или управления “Мелодии” и, конечно, представители внешнеторговых объединений – себя они не забывали. И поэтому зачастую, после такой “приемки” приходилось приглашать специалистов фирм-изготовителей к нам, чтобы на месте запустить оборудование и обучить наших наладчиков и операторов.
Что такое – поездка в 70-х – 80-х в Германию, Францию или Швецию, т. е. “капстрану”, молодые не поймут. Как не поймут и того, что за 5 долларов можно было получить 5 лет. Ведь даже какая-нибудь турпоездка в Болгарию или Польшу должна была быть одобрена профсоюзом и партбюро, а утверждена в райкоме КПСС, где стариканы с ватой в ушах, помнящие штурм Зимнего, задавали всякие идиотские вопросы.
Но обучение и приемка оборудования для компакт-дисков прошли совсем иначе: после того, как в Швецию, Германию, Голландию съездило руководство фирмы и люди из Минкульта, более 20 инженеров и будущих операторов оборудования летом 1989 года отправились на несколько недель на настоящее обучение с последующей сдачей практических экзаменов. И на том, что без этого запустить столь сложное для тех лет производство будет практически невозможно, настояли президент фирмы ANCLA г-н Ширш и Вадим Смирнов, за что я им обоим очень благодарен. Я был с этой группой на разных этапах обучения в Германии и Швеции. Осваивал работу в “чистых комнатах” непосредственно на оборудовании литья, металлизации, лакировки. Сервисное обслуживание было очень важно для нормального функционирования производства. Наши молодые инженеры произвели очень хорошее впечатление на “западников” и в дальнейшем меня не подводили.
В тендере приняли участие четыре фирмы, в том числе ANCLA (Германия) и NIMBUS (Англия). За явным преимуществом выиграли немцы. Дело в том, что г-н Ширш давно работал в России, удачно завершил несколько проектов, связанных с оснащением электроникой и акустикой многих организаций, включая Верховный Совет СССР. Фолькер Ширш не очень хорошо разбирался в технологии, но обладал организационным даром и даром убеждения, пусть даже с использованием “борзых щенков”. Ему удалось привлечь может быть лучшие тогда силы, а именно:
Кроме того, Фолькеру пришлось обеспечить производство компакт-дисков основными и вспомогательными материалами на первый год работы, а это более 30 основных позиций! Например, поликарбонат использовался японский – TEJGIN, и на 3 млн. дисков требовалось 65-70 тонн. Большие объемы занимали футляры (тогда это были только JEWEL BOX + black TRAY ), их производство в РФ было налажено лишь в середине 90-х годов. Но и сейчас основная часть футляров поступает из юго-восточной Азии. Смотрю на список материалов и диву даюсь; пришлось ввозить все, вплоть до х/б и резиновых перчаток, активированного угля, полипропиленовой пленки и прочее, и прочее…
Также следует отметить, что мастеринг был организован фирмой ODME (Голландия) по технологии Philips. Обучение четырех инженеров и приемка оборудования проходили также в Голландии. И эта часть была выделена из основного контракта и составила 10% от общей стоимости.
И еще несколько фактов… Англичане (NIMBUS) не хотели мириться с тем, что их “прокатили”, ведь все признавали, что диски NIMBUS отличались высочайшим качеством. До сих пор лучше CD-R NIMBUS для записи мастер-дисков нет и, вероятно, не будет. Кто-то им подсказал, что жаловаться на “Мелодию”, “Машприборинторг” и Ширша куда-то кроме КПК (Комитета Партийного Контроля) бесполезно. Это они и сделали. А надо сказать, что в те годы КПК был в таких случаях мощнее (и страшнее!) и прокуратуры, и ОБХСС. Вадиму Смирнову пришлось пережить несколько неприятных дней “допросов” с объяснениями выбора. Звучит как анекдот, но Сухорадо (Генеральный директор “Мелодии”) сказал Вадиму: “Если до конца дня не вернешься – будем выручать”. Хорошо, что проект англичан был не дешевле и не включал поставки всех материалов.
В то время, уже появились первые монолайны т.е. линии, включающие литье, металлизацию, лакировку и контроль с “чистой зоной” внутри и обслуживающим персоналом снаружи. “Чистые комнаты” ушли в прошлое, общих площадей для монолайн требуется на порядок меньше. Да и стоимость самого проекта сокращалась в несколько раз, а это миллионы долларов. В 1992-93 монолайны вытеснили традиционные схемы, которые, уже действующие производства дорабатывали еще много лет. Так что мы стали одними из последних, кто использовал технологию “чистых комнат” и потратил такую огромную сумму денег.
Конечно, ANCLA, ODME и др. настаивали на этом контракте – для них главное было время и деньги. Но и наших специалистов можно понять: если бы контракт не был подготовлен в 1988 году, подписан в 1989 и не было бы закуплено все, включая элементарные отвертки, метизы и пр., то позднее деньги скорее всего вообще бы не выделили, учитывая события и обстановку в стране в начале девяностых годов. Монтаж и запуск мог затянуться на год или более, а не осуществиться за 6 месяцев, как оказалось в действительности. Оплата производилась в три этапа: до начала изготовления оборудования (зимой-весной 1989), после испытания и приемки (летом 1989) и после монтажа и запуска. По некоторым данным общая стоимость контракта составила чуть более 11,000,000$ США, в последствии могла корректироваться в ту или иную сторону, но финальную сумму сейчас установить невозможно.
Таким образом контракт закрепил следующее распределение обязанностей сторон:
Вот так, дорогие друзья, все начиналось в далеком 1988 году. О дополнительных обязательствах и их выполнении, об обучении и следующих этапах подготовки производства компакт-дисков в СССР речь пойдет во второй части статьи – Первый русский компакт-диск. “Горячее” лето 1989 года.
Как в России пропустили мировой расцвет DVD, но догнали запад с появлением широкополосного интернета
«Русский человек — падок на халяву». «Русский человек — вороват». «Русский человек хочет решать дела, не вставая с печи». И, конечно, «русский человек — беден». В общем, психологический портрет онлайн-пирата, обходящего все запреты, но получающего своё бесплатно — и даже гордящегося этим — готов. Но я бы не спешил так стремительно и единогласно сливаться до нации воров, когда огромный вклад в историю русского пиратства внесли сами правообладатели — и нет никаких причин брать на себя и их вину.
И на примере своих бурных нулевых, как я их помню, я покажу два больших момента, когда западные правообладатели с громким свистом пролетели мимо главного тренда и реального спроса на рынке на тот момент.
Наверное, самая старая из моих флэшек, которую я смог вспомнить, была точно такой же
Впервые я столкнулся с пиратскими сокровищами в 2005 году, начав гулять по «сетке» своего общежития. Впрочем, тогда это пиратством это не воспринималось — просто реальность, в которой я бы платил за то, что там слушал и смотрел, и что вообще у меня были бы на это деньги — если и существовала, то где-то в ноосфере, за пределами моей головы. Тогда же всё было брутально просто: стипендия нужна только, чтобы раз в месяц превратиться из голодного студента в весёлого, а первой зарплаты, после оплаты съёмного угла, всегда будет чуть-чуть не хватать, чтобы дотянуть до аванса. В таких реалиях, «кино посмотреть» — вопрос не морали, а возможности. Есть возможность — смотрим и радуемся, нет — разыскиваем.
За 13 лет я прошёл от full pirate до almost full legit, но, что удивительно, даже полностью обленившись, согласный платить, лишь бы ничего решать — я до сих, порой, ощущаю иногда давление, словно выталкивающее на «вон, бесплатно возьми». И это, кстати, одна из причин, по которой я совершенно не согласен с обобщениями русских и пираторов, пиратов и халявщиков — и т.д.
Древняя история: 90-е
Правообладатели вносили свой вклад в формирование рынка контрафакта с самого его начала. Сперва — своим демонстративным отсутствием. С конца 80-х до конца 90-х пираты и были нашими прокатчиками западных хитов, восполняя дефицит внимания от Голливуда как умели.
В нулевые Голливуд, наконец-то, обратил внимание на российский прокат — и российский контрафакт. И как раз в эти годы в мире шёл большой процесс смены форматов: с 1998 года в Европе, и далее — везде набирал популярность DVD-формат, с 1998 по 2008 превзошедший по охвату VHS, вышедший за рамки только киноиндустрии, став практически по всему миру основным форматом внешнего носителя. Разумеется, что могло быть логичнее, чем и поставить в строй на этот апгрейд И Россию — тем более, что после курантов, пробивших Миллениум, VHS-плееры словно в сказке про «Золушку» с каждым днём казались всё более древним артефактом.
Как DVD в России совершенно не зашёл по более, чем уважительной причине
Однако ж, триумфальный во всём мире, DVD в России просто «не взлетел», попав в противофазу с более важным трендом нашего рынка 1999-2004 годов. Для меня самый конец 90-х — первая половина нулевых была временем, когда почти всем моим друзьям и одноклассникам купили компьютеры.
Более развитые страны имели возможность и удовлетворяли свой спрос на ПК ещё с 80-х годов, а теперь уже обновляли свои мультимедийные устройства под новую жемчужину коллекции — DVD. В России это было квантовым скачком: большое число людей наконец-то смогло позволить себе свой первый ПК уже в тот исторический момент, когда он уже начал превращаться в необходимость. Поэтому пока мир привыкал к новой игрушке — DVD, в России в приоритете была самая главная из игрушек.
При этом страна оставалась всё ещё небогатой, поэтому, для большинства семей покупка одного исключала в обозримом будущем приобретение другого — к тому же, возможность на ПК тоже смотреть кино, хоть и с CD-дисков, окончательно вытеснила DVD-проигрыватели из области имеющего значение в модные штучки для богатых. (Наверное, не было в России проклятия для массового товара хуже, чем попасть в категорию «это для богатых»). И богатые подтянулись, уже не просто покупая плеер, но организуя медицентр, домашние кинотеатры — и, конечно, имевшие кучу места, чтобы основать и развивать фильмотеку из лицензионных DVD.
Второй и финальный щелчок клювом
Конечно, DVD оставался интересной технологией — как объёмный внешний носитель, например. Но и тут голодный рынок и созревшую нишу увели у DVD из-под носа. Запоздавшие с освоением этого формата россияне запоздали как раз достаточно, чтобы застать зарю USB-флешек. Это был второй и финальный пропуск DVD своего окна на рынке России — флэшки сразу были настолько проще и удобнее любых дисков, что многие, кто толком и не освоил науку «прожигания» дисков, записи и перезаписи (в том числе и я) где-то в те годы осознали, что можно уже и не учиться.
В результате, когда основным носителем, в том числе для кинокопий, в мире стал DVD — в России большинство с фильмов, записанных на CD — переписывалось уже сразу на флешки и жёсткие диски. На пару лет, до полной победы интернета, Россия с остальным миром не были так уж легко совместимы из-за предпочитаемых форматов. Ну а у зрителля выбора и вовсе не было — в отсутствие вообще любых альтернатив от правообладателей (кроме ещё выходивших VHS-релизов), пиратство практически снова продолжило свою культурно-просветительскую миссию, вышедшую на новые рубежи уже благодаря торрентам.
Blu-Ray, на котором дошло уже до всех
Полностью прошедший цикл перехода на DVD, кроме России, от него увернувшейся, формат уже не нуждался в промоушне. И правообладатели уже вовсю продвигали the next big thing — формат Blu-Ray, мега-качество которого должно было спасти продажи дисков. Выйдя победителем из двухлетнего противостояния с HD DVD, новый чемпион в 2008 стал носителем первых Blu-Ray версий фильмов под 50 гигов! Флешки против него даже теоретически, со стандартом USB 2.0 не могли ничего ему противопоставить. Это был Кинг-Конг среди внешних носителей — правда, это уже не имело значения. На этот раз Blu-Ray пролетел мимо не только российского рынка, но и в целом глобальной тенденции.
Началась эпоха широкополосного безлимитного интернета. Гонка вооружений внешний носителей не то, чтобы завершилась — она перестала иметь смысл. Возможностей оптоволокна в почти каждой квартире было достаточно, чтобы скачать Blu-Ray за считанные минуты вместо недель ожидания по почте. Не нужно место для хранения дисков, не нужно покупать Blu-Ray проигрыватель. Стало можно смотреть кино и слушать музыку онлайн. А в перспективе, отказ от дисков как носителей сэкономил ещё и на апгрейде компьютеров: вместо первоначальных планов вендоров встраивать в более дорогие версии ноутбуков проигрыватели Blu-Ray — возник тренд отказа от дисководов в ноутбуках вообще.
Что до Blu-Ray — даже голливудским мейджорам пришлось произнать, что их попытки отклонить ход истории в желаемом направлении вечно всё новых и новых дисков — были бессмысленны.
Ни о какой тотальной замене DVD на Blu-Ray по той же схеме, по которой недавно захватил мир DVD, уже речи не шло — в итоге, на рынке остались оба формата.
Blu-Ray релизы были игрушкой для коллекционеров — и фанатов тёплого лампового, для которых кино с флешки — страшный грех.
Но всё же идею сохранения диска в качестве основного носителя данных и формата продаж пришлось окончательно закопать. Большинство зрителей уже превратились в пользователей — откуда нет возврата.
И мейджоры, наконец, вынуждены были тронуться навстречу прогрессу.
P.S. Про правообладетелей
Вообще, это должна была быть статья про современные стриминговые сервисы, которыми я чем дольше пользуюсь, тем чаще разочаровываюсь. Задумавшись, почему так всё плохо, я углубился в историю, разумеется всплыла тема пиратства, добрался до истории носителей — и вырезал этот огромный кусок, чтобы запостить его отдельно. А свою фрустрацию по поводу стриминговых сервисов выложил на «Дзене».
Что связывает все эти сюжеты? Правообладатели. Чем дальше, тем больше мне кажется, что они так и не научились интересоваться рынками за пределами США. Они их не особо волнуют — да, даже пиратство. Если бы волновало — 21st Century Fox не ограничил бы доступ к своему стриминговому сервису, открытого изначального как глобальный проект, только пределами США и Канады. И не предложив никаких альтернативных выходов даже для мультсериалов с планетарного размаха фан-базой.
Да, мы помним напряжённые годы полномасштабной войны правообладателей против всего мира. Но их можно понять — оставшись без своего десятилетнего плана как раз до 2018 года (только представьте, что нам бы сейчас выкатили новое поколение пластинок уже гигов на 300), студии запаниковали.
Им, как Братству Кольца через копи Мории пришлось пойти по пути стриминга, от которого они отбивались яростнее, чем Гэндальф от Балрога — и абсолютно всё в этой истории выглядело совершенно контр-интуитивно для них, вопреки всей наработанной в бизнесе чуйке.
Ну и, наконец, они просто обязаны были поддержать свои и партнёрские стриминги, преворащая жизнь пиратских порталов в насколько они могли — невыносимую. Больше всех усердствовали, кстати, юристы Warner Bros., которая никаких внятных ставок на рынке стриминга не сделала. Вообще, по совокупности 5–8 лет, именно юристы выглядят самым успешным и довольным направлением студии.
Но сейчас, мне кажется, накал будет снижаться. Во-первых, страшилки о пиратах, которые разорят студии, явно уже отошли в историю. Да и особо не были близки к правде — будь ситуация такой, студии бы бегали куда живее, выкручиваясь, чтобы жить. А так, всех ужасов пиратства не хватило даже, чтобы смыть с них налёт этой smug assholeness.
А значит, они снова смогут вернуться к любимому делу: грызне друг с другом. Начало большой стриминговой войны уже назначено на конец 2019 года, когда истекают контракты по фильмам Disney и Marvel в Netflix. Которые «Дисней», конечно же, заберёт, и, вместе с Pixar, Star Wars и всей фоксовой ратью поставит в каталог своего стриминга, который к этому моменту запустят.
Так что, да — я жду нарастающего изоляционизма со стороны Голливуда, нарастающего пофигизма к их пользователям за пределами США — и относительно спокойного периода времени для пиратов. Если, конечно, юристы Warner Bros. опять не захотят премий. Но, надеюсь, обойдётся без этого.
Да, лично я уже окончательно перешёл в парадигму платного софта, платного контента и т.д. Но в процессе работы над этой ретроспективой, я впервые увидел всё это уже не с персональной, а исторической точки зрения. Все связанные с написанным воспоминания были переработаны, и перешли в новое агрегатное состояние — не как частная история, а просто часть истории. Во время этого процесса, естественно, стерилизуется любая эмоциональная живность — чтобы не тащить с собой старые эмоции, предубеждения и заблуждения.
Вот чего я не ожидал — так это появления новой эмоции, возникшей и копившейся в процессе работы: и обернулась совершенно новонайденным каким-то уважением ко всему пиратскому движению. Которому желаю вздохнуть свободнее и заработать креативнее.