в каком году появилась тушь для глаз
История туши для ресниц
Предшественница современной туши для ресниц появилась в Древнем Египте в IV тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют исторические документы. Однако древние египтяне красили ресницы отнюдь не для красоты и не для того, чтобы сделать взгляд более выразительным, а наоборот, чтобы спрятать глаза от злых духов и защитить тем самым свои души.
Причем с этой целью ресницы красили не только женщины, но и мужчины. Красящее вещество изготавливали из меда, жженого миндаля, графита, порошка сурьмы и крокодильего помета. Эту смесь наносили на ресницы с помощью палочек, сделанных из костей животных, например, из слоновых бивней.
В IX веке до нашей эры женщины начали изготавливать тушь для ресниц из сажи. Этот способ был прост и доступен. Интересно, что в I веке до нашей эры древние римляне были уверены, что ресницы редеют после плотских утех. В связи с этим многие женщины красили ресницы для того, чтобы скрыть свое порочное поведение. Чтобы получить тушь, они сжигали розовые лепестки и финиковые косточки. Также использовали золу, сурьму, сажу.
В XVI веке для приготовления туши начали использовать измельченную скорлупу грецкого ореха. Кроме этого, в качестве туши использовали сажу, остающуюся после горения ламп. Некоторые же смешивали золу с ягодами бузины.
Современная история туши для ресниц начинается в XIX веке. В середине XIX века Юджин Риммел, английский торговец, изобрел первую в истории тушь для ресниц. Но особой популярности одна не заслужила. До 20-х годов прошлого века женщины изготавливали тушь для своих потребностей самостоятельно. Но в 1913 году химиком Терри Л. Уильямсом была разработана новая тушь для ресниц. В качестве основы он использовал вазелин, а угольная пыль выполняла функцию красящего вещества. Уильямс придумал эту тушь для своей сестры Мэйбл, в честь которой и была названа компания «Maybelline», основанная им в 1915 году.
Первая в истории водостойкая тушь для ресниц появилась в 1938 году, однако она не получила распространения, так как имела неприятный запах. Основу туши составляла природная смола, однако женщины часто жаловались на раздражение глаз после ее использования.
Первая тушь в тюбике (ее называли автоматической) появилась лишь в 1960 году. Новая формула оказалась безопасной и к тому же водостойкой. С этого времени женщины при нанесении макияжа старались больше выделить глаза при помощи туши. Помада отошла на второй план. В моду вошли длинные, ухоженные ресницы.
В 80-х годах прошлого века ни одна женщина не обходилась без туши для ресниц, так как в моде был яркий, по нынешним меркам «кричащий» макияж. Использование красочных теней невозможно было представить без густо накрашенных ресниц.
Первые модницы всегда стремились достать цветную тушь. В качестве примера удачного использования цветной туши можно привести принцессу Диану, которая применяла исключительно синюю тушь.
В 1988 году появилась первая прозрачная тушь, выпущенная компанией «Макс Фактор» под названием «No Colour». Она отлично подходит для естественного макияжа. Такая тушь не будет заметна на ресницах, но вместе с тем придаст им красивый и ухоженный вид.
На конец прошлого века пришлось множество достижений в области косметических средств. В этот период производители выпустили самые разные туши, которые удлиняют ресницы, в несколько раз увеличивают их объем, отделяют ресницы друг от друга. Появилась даже тушь с вибрирующей щеточкой «Tube Mascara».
Несмотря на то, что многие женщины начали наращивать ресницы, тушь по-прежнему пользуется большой популярностью. Как известно, спрос рождает предложение. Поэтому ведущие производители косметики регулярно выпускают новинки, обещая при этом удивительные эффекты и привлекая тем самым новых покупателей.
История возникновения туши для ресниц.
Тушь для ресниц придает взгляду выразительность, невозможно представить, что когда-то не было туши для ресниц. Она есть в косметичке у любой женщины. Стоит один раз провести кисточкой по ресницам, и взгляд становится выразительнее, ресницы гуще, приобретают красивый изгиб. Кому мы должны быть благодарны за изобретение этого чуда!?
Тушь для ресниц прошла длинный исторический путь. Женщины Древнего Рима подкрашивали ресницы смесью из воды и толченого свинца. А египтянки и гречанки жгли на глиняных тарелочках специальные палочки и посыпали ресницы этим углем. На Востоке использовали сурьму.
Первую тушь для ресниц изобрел английский торговец французского происхождения Юджин Риммел в середине XIX века. Слово «rimmel» по-прежнему означает «тушь» на нескольких языках, включая португальский, турецкий, румынский и т. д.
Английское название туши (англ. mascara) произошло от итал. maschera, что означает «защитная маска».
Современная тушь была создана в 1913 химиком Терри Уильямсон для его сестры Мэйбл. Она впала в отчаянье, пытаясь как- то украсить себя, чтобы кавалер был сражен ее красотой. Брат смешал сажу с вазелином и получил густое вещество, которое моментально окрашивало ресницы в иссине-черный цвет. Новинка понравилась сестре и вскоре обрела популярность среди местных красавиц. Вначале тушь представляла собой смесь угольной пыли с вазелином.
Тушь была успешно опробована на Мэйбл, и Уильямс начал продавать новый продукт,который назывался Lash-Brow-Ine по почтовым каталогам. Он назвал свою компанию «Maybelline» — соединив имя его сестры (Mabel) и слово вазелин (Vaseline), которая в конечном итоге стала ведущей косметической компанией. В те времена тушь была сухой консистенции — она состояла из красителей и карнаубского воска. Тушь тёрли влажной щеточкой-расческой, набирая ее на зубчики щеточки, а затем наносили тушь на ресницы. Помните, нашу, «Ленинградскую», ее еще «плевашкой» называли, но тушь давала шикарный объем, изгиб, разделение, несмотря на то, что осыпалась и дико щипала, когда попадала в глаза.
В начале тушь была не популярной,но напомощь пришел кинематограф. Тушь понравилась актрисам: взгляд становился выразительнее и на крупных планах смотрелся не так неряшливо, как жирная подводка для глаз. Тушь компании «Maybelline» стала популярной у гримеров Голливуда.
А после того, как сразу в двух фильмах героини актрис Т.Бара и П.Негри с помощью туши Maybelline превратились в красавиц, она немедленно понадобилась едва ли не всем женщинам мира.
Вскоре, у компании появились первые конкуренты. Max Factor кроме сажи и вазелина добавил еще карнаубский воск, благодаря чему ресницы стали глянцевыми.
Первая тушь MaxFactor s
Огромный вклад в развитие этого элемента декоративной косметики внесла Элена Рубинштейн. В 1939 г. появляется первая водостойкая тушь, которую изобрела Элена Рубинштейн для водного балета. Она же через в 1957 году «усовершенствовала» процесс нанесения туши на ресницы, придумав круглую щеточку, изготовленную из металла.
В 1960 году два гиганта косметического рынка Revlon и MaxFactor одновременно выпускают цветную тушь для ресниц. Различие только в цветах: Revlon Roll-On Mascara выпущена в синем цвете, а MaxFactor Indescent Mascara Wand — в синем, зеленом, лавандовом и золотом цветах.
Кумиром миллионов становится Твигги, девушка глаза, которой всегда густо накрашены. После чего появились различные виды туши: удлиняющая, подкручивающая, объемная.
В СССР тушь для ресниц была страшным дефицитом. В провинции модницам приходилось идти по стопам Терри Уильямса и делать тушь самостоятельно, почти по его рецепту. «Спички жгли, – вспоминает женщина, чья молодость прошла на Дальнем Востоке в 1940-е годы, – с вазелином жженые спички мешали и ресницы мазали. А то еще карандашный грифель крошили». Экзотичный рецепт туши, когда смешивали канцелярскую тушь и мыло, самым страшным было,когда эта «смесь» попадала в глаза и начинала страшно щипать.
Настоящим предметом мечтаний каждой советской женщины была фабричная тушь – «Ленинградская», «Вечерняя», «Махровая».
Производили их обычно на театральных фабриках, вместе с гримом и клеем для накладных усов. Десятки классических советских кинолент запечатлели магический ритуал: женщина достает крошечную коробочку с тушью, несколько раз плюет в нее, а затем, приоткрыв рот и внимательно смотрясь в зеркало, начинает красить ресницы. Для идеального результата после этого надо было с угрозой для зрения аккуратно разделить слипшиеся реснички швейной иголкой. В 1960-е в СССР начали импортировать иностранную косметику, но для большинства женщин страны она так и оставалась недоступной. В начале 80-х появляется тушь Луи Филипп, в голубом тюбике, предмет мечтаний многих советских женщин, но не все могли ее приобрести в свободной продаже.
Так и приходилось продолжать поплевывать в брикетик «Ленинградской» до самого начала 1990-х.
От защиты к обольщению: история туши для ресниц
Сегодня ни одна женщина не может представить жизнь без любимой туши для ресниц. Но мало кто знает, что история этого beauty-средства уходит корнями в далекое прошлое. Рассказываем о том, как смесь из сурьмы, графита и меда эволюционировала до сложных формул, спрятанных в модные флаконы.
Древний Египет
Историки утверждают, что изобретение первой туши для ресниц относится к четвертому тысячелетию до нашей эры. Древние документы раскрывают то, как египтяне изготавливали вязкие смеси темного цвета из порошка сурьмы, меда и графита, которые наносили на брови и ресницы. Интересно, что такая смесь использовалась не столько для того, чтобы придать взгляду выразительности, сколько для того, чтобы спасти глаза от палящих солнечных лучей и, как ни странно, злых духов. Поэтому ее поклонниками были не только женщины, но и мужчины.
Существовали и другие формулы: например, смесь мангалита, малахита и древесного угля. Известно, что тушь также существовала у древних греков, а чуть позже эту практику у них позаимствовали и римляне.
Первая безопасная тушь
Однако до середины XIX века изобретение древних египтян так и оставалось пережитком их культуры, ведь их смесь была токсична, а необходимости беречь глаза от солнца у европейцев не возникало. Новую жизнь средство для ресниц получило в Великобритании в эпоху правления Королевы Виктории. Именно тогда английский торговец французского происхождения Южин Риммел изобрел первую тушь для ресниц, основное назначение которой на этот раз было чисто эстетическое – сделать взгляд более выразительным. Состав средства представлял собой смесь угольной пыли и вазелина. Сейчас фамилию изобретателя носит международная косметическая компания «Rimmel London», а некоторые языки до сих пор не имеют собственного эквивалента для слова «тушь». На португальском, испанском и румынском языках так и говорят: «Rimmel».
В 1913 году смесь с похожим составом представил другой изобретатель – химик по имени Терри Л. Уильямс. Новое средство предназначалось для его сестры Мэйбл, которая всерьез опасалась, что из-за своих белесых ресничек она не сможет выйти замуж. Вы, конечно же, догадались, под каким именем Уильямс продавал свою продукцию. Правильно: название современной компании «Maybelline» происходит от двух слов – «Мэйбл» (Mabel) и «вазелин» (Vaseline). Кстати, замуж Мэйбл впоследствии все же вышла.
Об удобстве
Все в продукции Риммела и Уильямса было прекрасно, вот только об удобстве нанесения ученые как-то не подумали. Мучиться, однако, пришлось недолго. Вскоре на косметическом рынке была представлена новая сухая тушь, изготовленная из смеси мыла и черных красителей. Наносилась такая тушь с помощью специальной кисточки, которую предварительно надо было намочить.
История возникновения туши для ресниц
В наших косметичках тушь для ресниц появилась относительно недавно. Если помада и румяна появились еще в Древнем Египте, то тушь появилась на рубеже девятнадцатого – двадцатого веков.
Тушью для ресниц называется косметическое средство, которое предназначена для выделения ресниц, а также изменения их цвета.
Немного истории
Но появление туши для ресниц можно связать с кайалом, который появился еще в Древнем Египте. Кайалом назывался контурный карандаш для подведения глаз. И во времена Античности в Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Египте, а также в странах Востока существовала черная подводка для глаз. С ее помощью обводили контур глаз и рисовали стрелки, а также подводили брови. В семнадцатом-восемнадцатом веках в Европе известна была также черная краска, которая была предназначена для выделения бровей.
Ресницы же до двадцатого века почти не красили. Однако, и раньше находились женщины, которые хотели сделать свои ресницы более темными. Чаще всего красителем для ресниц становилась зола, жженая пробка, угольная пыль, ламповая копоть или сок ягод бузины. Для того, чтобы получить ламповую копоть, горящую спичку держали над перевернутым блюдцем.
В средние века ресницы не красили, а, наоборот, выщипывали. В то время в моде был высокий лоб без какого-либо признака волос. Надо лбом волосы выбривали на ширину двух пальцев, а заодно сбривались и брови. Иногда модницы выщипывали также и ресницы.
Такой же была и мода эпохи Возрождения. Ресницы и брови не красили, чтобы они оставались незаметными, почти как у Джоконды. А надо лбом выбривали волосы для того, чтобы он казался более высоким.
И только на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков, когда появилось кино, начали красить ресницы. Это было связано с тем, что в кино глаза актрис выделялись, чтобы взгляд получался более выразительным. Ведь в то время кино было черно-белым.
Появление туши для ресниц
Профессиональную тушь для ресниц, которая предназначалась для кино, придумал в начале двадцатого века известный голливудский визажист Макс Фактор. Он родился в Польше, которая в то время находилась в составе Российской империи. Какое-то время он работал при дворе императора Николая ІІ специалистом по косметике. А еще раньше он занимался театральным гримом и прическами, в том числе и в Оперном театре города Санкт-Петербург. После этого он иммигрировал в США и начал работать в Голливуде. Там же он основал свою известную косметическую компанию под названием Max Factor.
Он разработал средство под названием Cosmetic. Эта тушь имела вид воска и хранилась в виде завернутых в фольгу трубочек. Перед тем, как нанести эту тушь на ресницы, ее необходимо было над огнем разогреть. Первая тушь от Max Factor имела очень насыщенный черный цвет, но на ресницах она собиралась комочками. На экране эта тушь смотрелась хорошо, но в повседневной жизни – совершенно не так. Да и разрабатывалась она специально для кино.
Еще одним изобретателем туши для ресниц является Юджин Риммель, который был сыном основателя компании под названием Rimmel, которая также существует до сих пор. Отец Юджина Риммеля, Гиацинт-Марс Риммель, парфюмер из Франции. Но в 1834 году он вместе с сыном и женой переехал в Лондон, где и основал свою кампанию, которая занималась выпуском и продажей парфюмерии.
На некоторых языках, таких как румынский, португальский и турецкий тушь называется rimmel, от фамилии изобретателя.
В 1860 году Юджин Риммель изобрел тушь дл ресниц, которая называлась Superfin и представляла собой смесь вазелина и угольной пыли. Она была упакована в коробку, а ее недостатком была ее текучесть. Такая тушь могла вытечь из коробки и перепачкать все в сумочке.
Первая повседневная тушь Maybelline
В создание туши свой вклад внесла также компания Maybelline. Эта компания очень тесно связана с макияжем для глаз, ведь именно Maybelline одной из первых начала выпускать тени. Однако история создания компании напрямую связана с изобретением именно туши для ресниц.
Очень скоро тушь Maybelline начала продаваться во всех аптеках США, а с 1832 года также и в магазинах. У Maybelline в 1960-х годах появилась тушь Ultra Lash, которая была первой жидкой тушью в карандашном футляре со щеточкой-аппликатором в виде спирали. Также она была первой водостойкой тушью.
Однако, идея хранить тушь для ресниц в цилиндре, который напоминает ручку или карандаш и металлический стержень со щеточкой появилась еще в 1958 году, когда Елена Рубинштейн, основательница одной из первых фирм по производству косметики, выпустила тушь в похожей упаковке. Называлась эта тушь Mascara-Matic, она же стала прообразом современной туши для ресниц, тогда как в первой половине двадцатого века использовалась тушь, которая действовала по принципу «плюнуть и растереть».
Состав туши для ресниц
В настоящее время тушь для ресниц делиться на два вида: водостойкая и неводостойкая. Кроме классической черной туши для ресниц сегодня популярна цветная тушь для ресниц.
Водостойкой называется тушь, которую невозможно смыть водой, потом и слезами. Для того, чтобы удалить водостойкую тушь, следует воспользоваться специальным средством для снятия макияжа. По своим свойствам тушь напоминает крем на масляной основе. Состоит она из воска животного, к примеру, пчелиного или растительного, к примеру, из отрубей риса или минерального, к примеру, парафина, а также полимеров, красителей и летучих растворителей.
Тушь неводостойкая легко смывается водой и мылом. Но она все равно устойчива к поту и слезам. В ее состав также сходит воск, вода, красители и полимеры. А по своим свойствам она напоминает краску на водяной основе.
Увидели ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Её величество тушь. История длиною в тысячелетие
История туши – это длинная, интересная повесть, развитие которой происходило в нескольких областях – письма, книжной печати, рисунка и женской красоты. Сегодня, когда мы произносим слово “тушь”, оно относится, как правило, к бьюти-сфере и обозначает тушь для ресниц или бровей. Между тем своими корнями она уходит далеко в прошлое – в Древний Египет: уже тогда женщины начали чернить и подкрашивать глаза сурьмой, углем и даже толчеными мушками. К древнеегипетскому периоду отсылают нас первые упоминания туши, найденные в ранних трактатах об искусстве, а также обнаруженные каменные плиты с вырезанными египетскими иероглифами, поверхности которых были мастерски затушеваны.
Состав туши
Классическая черная тушь делается из сажи с добавлением связующего. По состоянию различают тушь жидкую (раствор в банках) и твердую (в виде брусочков). Несмотря на то что привычная нам тушь, как правило, черного цвета, при разбавлении водой она способна разложить перед художником целую палитру оттенков – от светло-серого до темно-угольного цвета. Ошибочно объединять тушь и чернила, считая, что это разные названия одного и того же вещества. Основное различие обусловлено составом: так, тушь является взвесью красящих пигментов (как правило, газовой сажи), нерастворимых в воде, и связующего вещества, например, клея. При контакте с бумагой частички этих пигментов ложатся на нее пленкой, не проникая вглубь поверхности. Поэтому самая обычная тушь – идеальное средство, если вам нужно сделать несмываемую надпись на ткани: просто закрепите ее после высыхания, прогладив горячим утюгом. Чернила же представляют собой растворенный в жидкости краситель, который быстро впитывается в бумагу, но так же легко вымывается и выгорает на солнце. Похожим составом обладает и цветная тушь. Поэтому, если вам с необитаемого острова нужно написать послание о помощи и кинуть в бутылке в море, выбирайте классическую черную тушь – так оно наверняка дойдет до берегов в целости.
Иными словами, «водостойкая тушь» стала инновацией лишь в косметической индустрии; качественная же художественная черная тушь обладает этим свойством по умолчанию.
Special for girls: Первые варианты всем известной туши для ресниц «Maybelline» тоже выпускались в брусочках
Тушь в Египте и Китае: две истории одного вещества
Китайская тушь по фактуре отличалась от западноевропейской. Если в последней в качестве связующего вещества использовался шеллак, то китайские мастера готовили тушь из сажи и натурального клея животного происхождения – как правило, рыбьего или яичного. Китайская тушь справедливо удерживает репутацию лучшей во всем мире уже много лет не только по качеству, но и по эстетическим характеристикам: палочки сухой туши (как цветной, так и черной) часто украшаются национальной символикой (например, драконами) и иероглифами (одна из классических надписей – «золото не меняется»). Некоторые экземпляры и вовсе являют собой самодостаточное произведение искусства.
Цветная китайская тушь в брусочках с рисунками дракона – национального символа доброго начала (янь) в китайской культуре.
Сухую тушь растирают с водой в специальных каменных тушницах либо трут о чернильный камень, а полученный порошок разбавляют чистой водой. Насыщенность цвета варьируют посредством количества добавляемой воды. Китайские мастера используют тушь не только для рисунков, но и для классической китайской каллиграфии или начертания иероглифов – одной из столпов своей национальной культуры. Именно отсюда берет свое начало статус туши как одной из «четырех драгоценностей рабочего кабинета» – наряду с кистью, бумагой и тушечницей. Для каждой из «драгоценностей» в китайской философии существовал свой строгий канон, определяющий, как подобает работать с материалом. Так, настоящая тушь должна была быть не слишком шероховатой, дабы предотвратить крошение, и в меру гладкой, чтобы ее можно было легко растереть.
Четыре драгоценности рабочего кабинета: брусочек туши, тушница, кисть и бумага.
Желающие узнать больше об искусстве каллиграфии могут посетить Современный музей каллиграфии в московском парке «Сокольники».
Работа с тушью
КИСТЬ. Существует большое количество способов работы с тушью. Первым и исторически обоснованным является кисть. Различают «сухую» и «влажную» кисти. Сухой кистью тушь нужно наносить быстрыми точными движениями: в неразбавленном виде она достаточно густая, не успевает расплыться на бумаге и ложится четко. Такая техника часто используется для быстрых набросков. Напротив, при работе влажной кистью тушь расползается и дает мягкие расплывчатые пятна. В этом случае работа с тушью напоминает работу с акварелью – это свободная техника, позволяющая добиться разной глубины цвета.
ПЕРО. Не менее распространенным способом является перо. В отличие от кисти основой работы с пером является линия. Здесь глубина цвета достигается через штриховку: художник варьирует толщину и длину линий, меняет их направление и густоту наложения друг на друга, придавая работе динамичность. Одним из эталонных мастеров графического рисунка пером является Альбрехт Дюрер.
ПАЛОЧКИ. Еще одним, но уже менее распространенным средством рисунка тушью являются палочки, как правило, из мягкого дерева, например, липы. Палочки интересны тем, что здесь фактуру линии определяет не столько нажатие, сколько сам инструмент: рваные края сломанной палочки позволят штриховать ветвистой линией, а срезанный под углом конец – линией тонкой, как паутинка.
РАПИДОГРАФ. Наконец, инструмент, с помощью которого можно максимально контролировать рисунок. Рапидограф предназначен для выполнения точных работ и создания очень тонких линий. Благодаря встроенному резервуару рапидограф не нуждается в постоянном обмакивании в тушь в процессе работы. Однако ему необходима заправка специальной «тушью для рапидографов», иначе проволочная нить, по которой первая поступает на бумагу, засорится и сделает инструмент непригодным.
Обзор разных вариантов туши
«Гамма», Россия
Преимущество детища всем известной марки «Гамма» – в его легкодоступности (продается даже в простых канцелярских магазинах) и цене (стоит около 50 рублей). Помимо раствора «Гамма» также выпускает концентрат в тюбиках, который нужно разбавлять водой. Наличие белка в составе туши говорит о коротком сроке хранения, что не слишком предусмотрительно для объема в 70 мл. Это не очень насыщенная по цвету тушь, не водостойкая, а при длительном хранении может прокиснуть.
Koh-i-Noor, Чехия
Акриловая тушь на водной основе Koh-i-Noor на бумаге превращается в глянцевую водоустойчивую пленку. Помимо классической черной выпускается и в разных цветах, которые можно смешивать, как краски. Такая тушь лучше всего ложится пером и кистью, по консистенции она немногим плотнее «Гаммы». Акрил в составе делает тушь «липучей» к инструментам, поэтому кисти и перья нужно промывать водой сразу после работы.
Winsor&Newton, Англия
Эти туши – не из дешевых, но их цена оправдывает качество. Помимо классической черной марка предлагает большой выбор других цветов самых изысканных оттенков – изумрудный, песочный, малиновый… Отдельного внимания заслуживает безупречное оформление самих баночек с тушью: они сделаны из стекла, очень приятны в руке и украшены изящными рисунками того же цвета, что и сама тушь в банке.
Manuscript Calligraphy Dip Pen Ink, Англия
Еще одна фирма родом с Туманного Альбиона, которую достаточно тяжело найти в наших художественных магазинах (легче заказывать с Amazon или на официальном сайте компании). У туши очень плотная консистенция, красивый глянец и «дорогой» вид. Кроме того, она выигрывает у остальных образцов по насыщенности черного пигмента. Одним из немногих минусов, наряду с труднодоступностью, является цена, однако в целом это прекрасный образец качественного материала.
Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день в художественных магазинах можно найти тушь практически любого цвета, а количество разных вариантов с каждым годом все увеличивается. Туши разных марок могут отличаться между собой ценой, водостойкостью, яркостью, оттенками, а также составом (в т.ч. связующим веществом). Так, тушь на водной основе является менее водостойкой, чем акриловая. Самым высоким уровнем стойкости обладает латексная тушь. Дорогие варианты туши чаще обладают лучшей водостойкостью и составом, однако если вы только начинаете приноравливаться к туши, то лучше взять более бюджетные варианты, которые не всегда уступают более дорогим.