в каком году появилась цветная кинопленка в мире
В каком году появилась цветная кинопленка в мире
Принято считать, что «старые» фильмы всегда черно-белые, а современные — только цветные. Словно между старым и новым можно провести чёткую разделительную черту. Тем не менее, в кино нельзя назвать один конкретный момент, когда люди перешли на цветную плёнку и перестали работать с черно-белой.
Не стоит забывать, что некоторые режиссёры предпочитают снимать чёрно-белые фильмы даже спустя десятилетия после распространения цветного кино. Примеров много: «Молодой Франкенштейн» (1974), «Манхэттен» (1979), «Бешеный бык» (1980), «Список Шиндлера» (1993), «Артист» (2011), «Девушка возвращается одна ночью домой» (2014) и так далее.
К слову, в этом вопросе существует еще одно популярное заблуждение. Оно заключается в том, что первый полноцветный фильм – это «Волшебник страны Оз» (1939). Но это не так. Возможно, грамотный переход от черно-белых кадров к цветным произвёл сильное впечатление на зрителей, в результате чего они стали ассоциировать это событие именно с «Волшебником страны Оз». В действительности, цветные кинокартины появились значительно раньше.
Эксперименты со цветным кино начались вскоре после создания кинематографа. Однако на тот момент процесс колоризации был слишком дорогим и примитивным.
Режиссёры использовали цвет даже в самые ранние дни немого кино. Нередко они использовали красители, чтобы придать сценам определенный оттенок. К примеру, ночные сцены получали синий или темно-фиолетовый цвет. Это было необходимо для имитации тёмного времени суток. Помимо этого, такой приём позволял визуально отделить одни сцены от других, если те снимались в одном помещении. Конечно, это была всего лишь имитация цвета.
В фильмах «Танец «Серпантин» Аннабель» (1895), «Жизнь и страсти Иисуса Христа» (1903), «Путешествие на Луну» (1902) – использовалась другая техника. Каждый кадр окрашивался вручную с помощью трафарета. Рабочий процесс был долгим, кропотливым и дорогостоящим. Конечно, благодаря прогрессу, процесс ручного окрашивания фильмов со временем стал значительно быстрее. Однако он всё еще оставался довольно трудоёмким, поэтому технология использовалась лишь в небольшом проценте фильмов.
Одним из важнейших достижений в развитии цветного кинематографа стало создание системы Kinemacolor в 1906 году. Фильмы «Кинемаколор» проецировались через красный и зеленый фильтры, чтобы имитировать реальные цвета. Хоть это и был шаг вперед, данный процесс не мог передавать цвета с какой-либо точностью. В итоге мои кадры оставались засвеченными, размытыми или же просто пустыми.
Первым фильмом, который был снят с использованием технологии «Кинемаколор» был лента о путешествии под названием «Визит к морю» (1908) от Джорджа Альберта Смита. Технология пользовалась популярностью в Великобритании, однако установка необходимого оборудования была сопряжена с непомерными для многих кинотеатров расходами.
Меньше, чем через десять лет, американская компания «Техниколор» разработала свой собственный двухцветный технологический процесс окрашивания. Он был впервые использован в съемках фильма «The Gulf Between» в 1917 году. Для воспроизведения киноленты требовалось два проектора: один с красным фильтром, другой с зеленым. Далее, с помощью призмы изображения объединяли и выводили на экран. Как и другие ранние способы колоризации «Техниколор» был очень дорогостоящим и требовал специального оборудования. В итоге «The Gulf Between» стал единственным фильмом, снятым с помощью оригинальной двухцветной технологии «Техниколор».
В то же время, специалисты из студии Famous Players-Lasky (позднее переименованную в Paramount Pictures) разработали новую технологию создания цветных фильмов с использованием красок. Она стала известна как «Handschiegl color process» и дебютировала в фильме Сесила Б. Демила «Женщина Жанна» (1917). Именно эта технология в дальнейшем будет использоваться при создании цветных фильмов.
Короткие истории
Пленка, краски и мотор. Краткая история цветного кинематографа
Вскоре после того, как в 1895 году братья Огюст и Луи Люмьер изобрели кинематограф, новое искусство завоевало бешеную популярность. И публика сразу захотела видеть на экране цвета. На помощь пришло ручное раскрашивание, появились и первые цветные ленты, но до естественных цветов было еще далеко. WAS вместе с LG помогает понять историю развития цветного кино.
Ли-Тернер колор
В 1902 году, когда впервые на экран вышла колоризированная лента «Путешествие на Луну», появился и самый ранний пример настоящего цветного кино. Эту технологию в 1899 году изобрел британец Эдвард Тернер.
Самый первый раскрашенный вручную фильм — «Змеиный танец Анабеллы» (1895), но его можно было смотреть только индивидуально — через кинетоскоп Эдисона
В ней использовался уже знакомый нам аддитивный способ получения цветного изображения: камера имела вращающийся диск с красным, зеленым и синим светофильтрами. Для съемки применяли чувствительную к видимому спектру черно-белую пленку, а у проектора было три цветных фильтра. Цвета были размытыми, картинка дрожала, и практического применения технология не имела. 30-летний изобретатель умер в 1903 году, не успев исправить недостатки.
Самый ранний цветной фильм из известных на данный момент. Снят Эдвардом Тренером в 1902 году
Кинемаколор
Первую технологию цветного кинематографа, коммерчески успешную, изобрели в 1906 году два режиссера — англичанин Джордж Альберт Смит и американец Чарльз Урбан. Она также опиралась на аддитивный способ образования цветов, но использовала только два светофильтра — красный и зеленый. Не слишком реалистичная цветопередача, но картинка была более четкая.
Кинемаколор активно использовали киностудии Европы в 1908–1914 годах. Первая лента — «Визит к морю» 1910 года. Значительный успех имела полнометражная документалка 1912 года о коронации Георга V и провозглашения его императором Индии «С нашим королем и королевой через Индию». По схожему принципу работали системы призма и биоколор, но они были более совершенными и быстро вытеснили кинемаколор.
«Визит к морю», реж. Джордж Альберт Смит, 1908 год — первый успешный цветной кинофильм
Техниколор
Использование аддитивных технологий требовало слишком дорогих кинопроекторов с цветными фильтрами, поэтому кинематограф, по примеру фотографии, пришел к субтрактивному способу получения цветов: цвет создавался не на экране, а прямо на фильмокопии. Так, в 1910-х появилась система бипак, где сквозь камеру проходили две негативные кинопленки, составленные эмульсиями друг к другу: одна светочувствительная к красному, другая — к сине-зеленому. В 1938 году именно с помощью этого подхода сняли первый украинский цветной фильм «Сорочинская ярмарка».
Синтез цвета путем выделения из белого отдельных спектральных составляющих
«Сорочинская ярмарка», реж. Николай Экк, киностудия имени Александра Довженко, 1938 год — первый украинский цветной фильм
Этот двухцветный прием взяла на вооружение и усовершенствовала система техниколор, которую изобрели американские инженеры Герберт Калмус и Дэниел Комсток. Именно она впервые позволила использовать обычные проектор для показа цветного кино. «Жертвы моря» в 1922 году с американо-китайской звездой Голливуда Анной Мэй Вонг стал первым таким фильмом.
«Жертвы моря», реж. Честер М. Франклин, Technicolor Motion Picture Corporation, 1922 год
В 1930-х появился трехцветный техниколор, который сделал возможной полноценную цветопередачу. Впервые улучшенный техниколор использовал в 1932 году Уолт Дисней в мультфильме «Цветы и деревья». Самая известная лента — «Унесенные ветром» (1939) с Вивьен Ли и Кларком Гейблом в главных ролях. Технологией пользовались до середины 1950-х годов, хотя она имела серьезного конкурента.
Синеколор
Главным конкурентом техниколора в течение десятилетий был синеколор, изобретенный в 1932 году англичанином Уильямом Креспинелом, который основал в США компанию Cinecolor. Эта технология была основана на двухцветной системе бипак, но позволяла использовать обычные камеры.
С помощью синеколора снимала студия Paramount и небогатые киностудии. Первая полнометражка — «Швеция, земля викингов» (1934), известная лента — «Заколдованный лес» (1945). На синеколоре сделали кучу мультфильмов — в частности, многосерийные «Веселые мелодии» и «Моряк Попай».
Многослойные пленки
Значительных успехов достигла немецкая технология агфаколор. Адольф Гитлер и Йозеф Геббельс любили кино, устраивали себе частные просмотры и требовали лучших технологий для пропаганды. Это подгоняло изобретателей. В 1941 году вышла первая полнометражка на новой технологии «Женщины все же лучшие дипломаты». После Второй мировой материалами агфаколора завладел СССР и создал на их основе технологию совколор. На ней в 1960-х сняли оскароносную «Войну и мир». А уже в 1950 году Eastman Kodak представила новую многослойную кинопленку истманколор — убийцу техниколора.
Как раскрашивают старые фильмы и сколько это стоит
Принято считать, что раньше сахар был слаще, трава зеленее, а девушки красивее. Также многие с теплотой вспоминают, как смотрели черно-белое кино с семьей и получали от этого огромное удовольствие. ”Берегись автомобиля”, ”17 мгновений весны”, ”В бой идут одни старики”, ”Высота”… Все эти фильмы были черно-белыми, но все их любили. Сейчас часто можно наткнуться на фильмы тех времен, но они почему-то стали цветными. Этому есть простое объяснение — их раскрасили. Процесс этот сложнее, чем кажется, но люди продолжают им заниматься. Хотя мне иногда кажется, что они зря это делают. Так теряется вся прелесть жанра. Это как оцифровать грампластинки. Можно спорить или соглашаться со сказанным, но лучше давайте пока просто обсудим способы, которыми раскрашивают фильмы.
Уверенный взгляд в будущее цветного кинематографа. Тогда о нем почти не задумывались. Кадр из фильма «Берегись автомобиля».
Когда начали снимать цветное кино
Вы можете удивиться, но цветное кино начали делать еще на заре кинематографа. Именно делать, а не снимать. В то время и речи не шло о цветных пленках, поэтому раскрашивать кадры приходилось руками и люди это делали. Обрабатывать весь фильм было сложно и долго, поэтому создатели раскрашивали только его части для большей выразительности. Например, пистолетные выстрелы и тому подобное. В итоге, смысла в этом было мало и такой работой постепенно перестали заниматься. Но сам факт не позволяет сказать, что раньше было только черно-белое кино.
В СССР колоризацию (так в кинематографе называется процесс работы с цветом) привез Сергей Эйзенштейн. Он побывал в Париже и увидел несколько лент того времени, которые были раскрашены. Раскраска, правда, была частичной (элементы одежды, здания, узоры). В итоге он загорелся этой идеей и перенял такой метод кинопроизводства.
Основным методом раскрашивания лент того времени был ”Патеколор”. Он предусматривал нанесение краски на кадры при помощи специальных трафаретов. Альтернативным методом была сложная химическая окраска
Идея покадрового раскрашивания фильмов быстро потеряла популярность, так как была очень сложной. Но многие упорно продолжали это делать и даже заранее закладывали в сценарий сцены, которые должны быть цветными. Интересно, что в разных странах пошли разным путем ”украшения кинопроизведений”. В США долго занимались раскраской фильмов, а в СССР к этой идее быстро остыли и начали переключаться на озвучку готовых лент.
Старое кино сейчас смотрится… как старое. Зато тогда главными были актеры и режиссеры, а не постановщики эффектов.
Первый цветной фильм
Первым фильмом, который именно сняли цветным, была лента, созданная фотографом Эдвардом Тренером. При создании фильма кадры последовательно фиксировались на пленку через цветные фильтры — красный, зеленый и синий. Для этого использовалось три разных аппарата. Так же картинка потом и воспроизводилась, через такие же фильтры, воссоздавая оригинальные цвета. Сделал он это уже более 110 лет назад. Правда, фильмом назвать это сложно, так как это просто несколько коротких зарисовок из жизни.
Вдохновили его на это работы знакомого фотографа, который экспериментировал с цветной фотографией и различными фильтрами.
Официально первым цветным фильмом считается картина ”Бекки Шарп”, вышедшая на экраны в 1935 году. Произошло это в США, а режиссерам был Рубен Мамулян. В СССР первой цветной картиной был ”Соловей-Соловушко” в 1936 году.
Цветные фильмы того времени были немного безумными.
Когда начали раскрашивать фильмы
Несмотря на разовые работы по колоризации фильмов, массовая ручная раскраска становилась все более бессмысленной. Фильмы становились длиннее, пленки сложнее, а требования к надежности выше. Тем более, в середине века появились уже цветные фильмы и людям хватало зрелища без просмотра старых лент.
Сторонники колоризации все равно были, но они уже хотели автоматизировать процесс. Все чаще думали, как заставить компьютер делать старые фильмы цветными и в 80-е годы наконец-то дошли до этого. Многие ленты, которые мы привыкли видеть цветными, изначально были черно-белыми. Например, кадры высадки астронавтов NASA на Луну.
Эти кадры не были цветным с самого начала. Их раскрасили уже позже.
Как и сейчас, сразу появилось много сторонников и противников колоризации. И с той, и с другой стороны хватало влиятельных людей из мира киноиндустрии, а главным примиряющим аргументом были привычки. То есть, если человек не видел, как кино выглядело до того, как стало цветным, он не имел претензий. С этим соглашались все.
Периодически в кинематографе появляются новые технологии. Новая разработка изменит кино будущего! И это не VR
Главным же техническим моментом, который не нравился людям, был очень плохой переход цветов. Особенно на волосах и других мелких элементах. Из-за этого цветные картины выглядели очень неестественно.
Как раскрашивают старые фильмы
Ни для кого не секрет, что для того, чтобы раскрасить старый фильм, надо знать, какого цвета изначально были объекты в кадре. Для этого проводится долгая подготовительная работа. Команда колористов ездит по студиям, изучает реквизит, рассматривает цветные фотографии со съемок и даже опрашивает очевидцев процесса.
Прежде чем понять, какого цвета были объекты в кадре их надо найти на складах реквизита.
В итоге, специалисты понимают, как должен выглядеть тот или иной объект, но раскрашивать каждый кадр вручную не очень логично, и на помощь приходит компьютер. То ли еще будет, когда заработают квантовые компьютеры.
При колорировании фильмов цвета берутся не с потолка. Проводится долгая работа по изучению исходных объектов.
В начале берется несколько ключевых кадров (более правильно их называть ”кадрами цветового решения”). В них есть все основные элементы, которые надо раскрасить. Понятно, что соседние кадры будут мало отличаться и они могут раскрашиваться по аналогии. Это уже можно доверить компьютеру.
Сначала картина оцифровывается, чтобы с ней мог работать компьютер. Обычно старые пленки находятся в очень плохом состоянии и проводятся работы по восстановлению материала. Потом берется несколько сотен ключевых кадров и начинается процесс. Например, для колорирования фильма ”17 мгновений весны” было использовано полторы тысячи ключевых кадров, каждый из которых раскрасили вручную.
«17 мгновений весны». было/стало.
После того, как работа по колорированию ключевых кадров завершена, все еще раз проверяется. Снова призываются на помощь участники событий и проверяется цвет реквизита из хранилищ киностудий.
Только представьте, насколько сложно восстановить, например, цвет зданий того времени, когда был снят фильм
Когда все окончательно выверено, в дело вступает компьютер. Он анализирует оттенки серого и то, какие цвета им придали в ручном режиме на ключевых кадрах. Так пиксель за пикселем он подгоняет цвет каждого кадра.
Процесс этот очень долгий и трудоемкий. Проблема в том, что даже после того, как вся ручная работа завершена, недостаточно просто нажать одну кнопку и получить результат. Часто компьютер ошибается и надо вносить новые корректировки и использовать дополнительные ключевые кадры. Так процесс затягивается на несколько месяцев, а иногда даже больше. При этом занимается колорированием не один человек, а целая студия.
Во время колорирования не только добавляется цвет, но и убирается до 80 процентов дефектов пленки, которая долго лежала в архивах и сильно разрушилась от времени
В нашей стране есть две основные студии, которые занимаются такими работами — ”Формула цвета” и ”Крупный план”. Основным заказчиком колоризации как правило выступает Первый канал.
Сколько стоит раскрасить черно-белый фильм
Как вы поняли, процесс очень трудоемкий. Значит, он должен стоить дорого. К сожалению, точные цифры найти сложно, да и не всегда они афишируются. Тем не менее, примерные цифры варьируются в диапазоне от нескольких сотен тысяч долларов до пары миллионов за полуторачасовой фильм. Точная цена зависит от продолжительности, качества работы и того, насколько трудно добыть исходники цвета.
Еще один пример раскрашенного фильма. Было/стало.
По понятным причинам со временем популярность колоризации фильмов падает. Учитывая, что почти все фильмы из золотой коллекции уже раскрашены, платить такие деньги мало кто захочет. Особенно на фоне того, сколько выходит новых фильмов.
Некоторые фильмы были раскрашены по два раза. Например, ”Ночь живых мертвецов” раскрасили в 1986 и в 2004 году.
Несмотря на стоимость и сложность, энтузиасты своего дела все равно активно работают над новыми лентами. Особенно в нашей стране, так как мы позже начали раскрашивать фильмы. Они считают, что только так можно привить любовь молодежи к классике кинематографа, в которой действительно есть шедевры, не сравнимые ни с какими ”Мстителями”.
Учитывая то, как технологии шагнули вперед, сейчас можно действительно сделать очень качественное колорирование. Например, в 80-е годы прошлого века для анализа использовалось только 6 градаций серого, теперь их 1200. Количество итоговых цветов выросло с 16 до 1 000 000. Цифры говорят сами за себя. Для меня, если честно, загадка в том, как 40 лет назад вообще умудрялись проводить такие работы на компьютере. Особенно, учитывая мощности того времени.
Это компьютер из той эпохи, когда уже начали раскрашивать фильмы. Мы о нем рассказывали отдельно.
Сложности раскрашивания фильмов
Основных сложностей в процессе колорирования несколько. Первой из них являются оттенки лица. 30-35 лет назад цвета лиц были, как у трупов, а сейчас они наоборот слишком румяные. Золотую середину так и не нашли.
Во время съемок черно-белого кино не было таких технологий, как сейчас. В итоге грим был так себе, декорации сделаны из фанеры, а костюмы часто оставляли желать лучшего. Просто на кадрах тех лет (с тем качеством съемки) этого было не видно. Сейчас с обработкой это вылезает и приходится дополнительно ”чистить брак”.
Поэтому я и не люблю фильмы в 4K. В них слишком часто видны огрехи съемочной группы. Особенно гримеров.
Как люди относятся к раскрашиванию фильмов
Признаюсь честно, я не очень хорошо отношусь к колорированию фильмов. Мне кажется, что некоторые ленты лучше не трогать. Многие режиссёры придерживаются того же мнения. У тех, кто сейчас жив, спрашивают их мнение, а тех, кого уже нет, спросить нельзя. Вместо этого опираются на их изначальное мнение. Например, многие режиссеры в те времена, когда была возможна и цветная съемка, и черно-белая сознательно выбирали второй вариант. Они считали, что мозг додумает куда более яркие цвета, чем их покажет оператор. Соответственно в этом ключе писались и сценарии.
Это один из моих любимых советских фильмов. Не уверен, что в цвете он мне нравится больше.
Например, был случай, когда дочь знаменитого Леонида Быкова, которого уже нет с нами, обратилась в украинский суд, утверждая, что фильм ”В бой идут одни старики” изначально задумывался, как черно-белый.
Когда появится новая технология колорирования фильмов, вы обязательно узнаете об этом из нашего новостного Telegram-канала.
Массовая общественность тоже так и не может определиться со своим отношением к колорированию. Правда, большинство сходится во мнении, что раскрашивать надо только комедии. Драматические картины должны сохранять свой драматизм, большая часть которого кроется именно в цветовой гамме и возможности каждого человека решить самому, какой он видит сцену.
А как вы относитесь к тому, что фильмы раскрашиваются?
ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФ. Agfacolor
В 1932 году Компания Agfa регистрирует торговую марку Agfacolor и в 1936 году начинает массовое производство высокочувствительных цветных пластин Agfacolor Ultra. В ноябре 1936 года Agfa представляет пленку цветную негативную пленку с тремя цветными слоями.
Негативно-позитивный цветной процесс «Agfacolor», разработанyый Agfa был введен в эксплуатацию летом 1937 года киностудией «Universum Film A.G. (UFA)» в Германии.
Новую цветную негативную пленку «Agfacolor B» можно было экспонировать в обычной камере. Пленка состояла их три светочувствительных эмульсионных слоев (красного, зеленого и синего), нанесенных последовательно на основу пленки. В каждый слой вводились специальные красящие вещества, которые в одноступенчатом процессе проявки наряду с соответствующим серебряным изображением в каждом слое, образовывали дополнительные цвета — голубой, пурпурный и желтый. После удалении серебра на пленке оставалось негативное изображение, состоящее из дополнительных цветов. С негатива производилась печать на такой же многослойной цветной пленке и таким образом получалась цветная позитивная копия.
Такая технология производства многослойной пленки известна еще под названием «integral tripack» (Интегральный тройной пакет).
Летом 1937 года по негативно-позитивному процессу «Agfacolor» был снят первый экспериментальный цветной игровой короткометражный фильм «EIN LIED VERKLINGT» (Отзвучит песня). Но этот фильм был выпущен на экран только 18 апреля 1939 года. А 15 декабря 1937 года на экраны Германии был выпущен короткометражный цветной фильм «DIE POSTKUTSCHE» (Почтовая карета), который считается первым в мире цветным фильмом по негативно-позитивному многослойному цветному процессу «Agfacolor».
Фрагмент одной из первых документальных съемок по негативно-позитивному процессу Agfacolor. «На Всемирной выставки искусств и техники в Париже» (1937).
СТРОЕНИЕ ЦВЕТНОЙ НЕГАТИВНОЙ ПЛЕНКИ «AGFACOLOR тип «B» |