в каком году появилась традиция наряжать елку
От язычников до христиан. Откуда взялась традиция наряжать елку на Новый год
Редакция, Общество, 9:52, 22.12.2020
В СССР елки сначала украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро
Откуда взялась традиция наряжать елку на Новый год и Рождество?
Традиции наряжать ёлку уже больше 2 тыс. лет. Исследователи предполагают, что этот обычай пришел к нам от древних германских времен, пишет АиФ. Они обожествляли природу и верили в лесных духов, в особенности же почитали тех, кто живет в вечнозеленых хвойных деревьях. Люди были уверены, что они становятся особенно могущественны зимой и управляют метелями и морозами.
Астрологи назвали самые опасные и удачные дни в декабре 2020-го
Астрологи советуют в Дни силы помнить о том, что мысль материальна, а в опасные дни быть готовыми к неприятным ситуациям и крупным неурядицам
Чтобы задобрить духов, люди украшали ели сушеными плодами, различными лакомствами и цветными тряпочками, а жрецы совершали особые обряды. По мнению доктора филологических наук Елены Душечкиной, со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, на них вешали яблоки и сахарные изделия.
А после крещения германских народов этот обычай принял христианскую окраску. По преданию, традиции украшать ёлку именно в канун Рождества положил начало немецкий реформатор Мартин Лютер. Именно он украсил верхушку ёлочки звездой в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус, пишет РИА Новости.
В XVI веке в Центральной Европе на Рождество было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное маленькими вареными яблочками и орехами.
В Россию традиция украшать новогоднюю ёлку впервые пришла благодаря Петру I, который позаимствовал ее у немецких друзей. Впрочем, тогда традиция не прижилась, и во второй раз пришла в нашу страну в 1819 по настоянию супруги великого князя Николая Павловича, прусской принцессы Шарлотты.
В 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении вокзала впервые нарядили публичную рождественскую ёлку.
Затем рождественские ёлки несколько раз запрещали. В первый раз – во время Первой мировой войны как «вражескую» традицию. Во второй – с 1924 года, когда ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским.
Постепенная реабилитация ёлки в СССР началась в 1935 году. Тогда и прошел первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей.
История традиции наряжать ёлку на Новый год
В предвверии Нового года хочется сделать экскурс в историю и узнать? откуда появились традиции праздновать Новый год и украшать ёлку к празднику.
Итак, погрузимся в историю.
Наверное, всем известно, что отмечать Новый год в России начали со времен Петра 1.
По царскому указу 1699 года предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мирf, а от Рождества Христова, и по вводимому в России юлианскому календарю день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января.
Москва праздновала новый год по царскому указу неделю. Город украсили можжевеловыми, еловыми и сосновыми ветвями.
Традиция ставить ёлку в России пошла от немцев, в начале ХIХ века так праздновали сочельник петербургские немцы. В сочельник в их домах ставилась настоящая маленькая ёлочка, и в определённый час отец семейства снимал с неё покрывало.
До начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не существовал, дворцовые ёлки были исключением.
Первая публичная ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала..
Часто нововведениям способствует коммерческий интерес, так, в начале XIX века выходцами из Швейцарии были кондитеры и им принадлежала идея продавать ёлки, украшенные фонариками, а также пряниками, конфетами и другими сладостями. Такие ёлки могли купить своим детям только состоятельные родители
Также приглашение на ёлку было статусным явлением, было принято не скупиться на украшения. Ёлки украшали сладостями, засахаренными фруктами и «сахарными игрушками».
В традиции также было увенчать ёлку Вифлеемской звездой (засиявшей в небе предвестницей Рождества) и украшалась разными блёстками.
А традиция украшать ёлку шарами началась в Тюрингии в 1848 году, в городке Лауш были изготовлены первые елочные шары. Их делали из цветного или прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блестками. С каждым годом придумывались все новые виды дизайна рождественских шариков.
В 1867 году в Лауше открыли газовый завод. С помощью газовых горелок с пламенем очень высокой температуры, стеклодувы смогли изготавливать тонкостенные шары любых размеров. Мастера могли выдувать практически все, что угодно — фигурки животных, птиц, разнообразные гирлянды и бусы.
Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью. Несколько десятилетий лаушские мастерские были монополистами в производстве новогодних украшений.
Первые стеклянные игрушки в России начали делать в начале ХХ в Клину. Мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы.
Клинская фабрика «Елочка» по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.
Кстати, фабрика сейчас организует экскурсии на производство ёлочных игрушек, те, кто там побывал, говорят, что это очень интересно.
Мода на ёлочные игрушки не проходит уже много десятков лет, старые игрушки можно просто складывать в коробку и ждать, пока они снова станут актуальными.
А имея в доме большую коллекцию елочных игрушек, можно каждый год, комбинируя их, украшать свою елочку в совершенно неповторимом стиле.
Надеюсь, вам было интересно попутешествовать по истории традиций наряжать новогоднюю ёлку.
Если вам понравилось, нажимайте волшебную кнопку «Нравится» в правом нижнем углу под постом.
Поздравляю вас с наступающим Новым годом и желаю всего самого наилучшего.
От Петра I до Павла Постышева: кто подарил россиянам традицию наряжать елку
Трудно сейчас представить, но традиция наряжать елку была в России не всегда. Обычай пришел к нам из Германии.
Попытка № 1: Петр I и его именной указ
Петр I, которому во время заграничного вояжа понравилась эта традиция, своим указом «О праздновании Нового года» от 20 декабря 1699 года повелел считать началом года 1 января. И в этот день в домах и на улицах Москвы «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».
О традиции забыли на 100 с лишним лет.
Попытка № 2: Николай I и подарок супруге
Вспомнили об обычае ставить елку в XIX веке в Чудовом дворце в Кремле. В 1817 году женился великий князь Николай Павлович — будущий император Николай I. Чтобы порадовать свою молодую супругу Александру Федоровну, дочь прусского короля, он устроил для нее на Рождество первую в России настоящую елку с украшениями, свечами и развешанными на ветвях сластями и подарками.
Вслед за императором наряжать елку на Рождество стала московская знать — купцы Вишняковы, затем Андреевы. К 1880-м годам елка к Рождеству стала в Москве обычным делом. Их устанавливали не только в домах, но и в школах, учреждениях, на катках, а в игрушечных лавках начали торговать елочными игрушками. В те годы елки нередко украшали мандаринами. Фрукт этот был редким и дорогим в Москве, потому и покупали его по большим праздникам. Правда, традиция ставить елку была в XIX веке преимущественно городской. В сельской местности такое развлечение не было популярным.
Во время Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914 году, елка попала в опалу. В стране началась антинемецкая кампания, и рождественскую традицию наряжать дерево посчитали вражеской. Когда в 1915-м немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой, в газетах это назвали «вопиющим фактом», а Николай II запретил следовать этой традиции.
Елка под запретом: пострадала за религиозную пропаганду
После революции запрет на елку отменили. Но ненадолго. В 1926 году ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским, а годом позже началась антирелигиозная кампания. Празднование Рождества запретили.
Елку стали считать «дикарским» и «поповским» обычаем, пресса называла ее «религиозным хламом» и «религиозным дурманом» и писала, что именно с нее начинается религиозность детей.
Вместо рождественских праздников тогда стали проводить карнавалы московских комсомольцев с ряжеными попами, монахами и ксендзами. Катки на Патриарших прудах и Девичьем поле были заполнены молодежью, над ними стреляли фейерверки. А выходные дни на заводах и фабриках, в учреждениях и организациях по просьбам трудящихся отменили и сделали рабочими.
Наряжать дома елку стало противозаконно. Рождественские елки наряжали тайно. Главное — не забыть занавесить окна, потому что управдом или дворник мог заметить горящую елочку в окне и доложить о неблагонадежности жильцов.
Попытка № 3: Павел Постышев и елка для детей
Павла Постышева называют «человеком, который вернул народу елку». Он был вторым секретарем ЦК компартии Украины и в декабре 1935 года приехал в Москву на пленум ЦК ВКП(б).
После разговора с И.В. Сталиным на пленуме Постышев опубликовал в газете «Правда» заметку «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».
Об этой истории вспоминал в мемуарах его сын Леонид, ставший позже старшим научным сотрудником Академии общественных наук при ЦК КПСС. «Однажды летом 1935 года отец вдруг произнес странную фразу: “Что-то мы все-таки не додумали…”». Речь, как выяснилось, шла о запрете елки. Павел Постышев рассказал своим детям, «с какой завистью мы заглядывали в окна богатеев, где вокруг наряженной и обвешанной подарками елки водили хороводы буржуйские дети». Постышев отправился в Москву с идеей вернуть праздник детям.
На заметку обратили внимание, праздник вернулся и стал всенародным. Только елку стали наряжать не на Рождество, а на Новый год.
Перед его отъездом сын Леонид тяжело заболел воспалением легких. Вернувшись с пленума, Постышев сразу же пришел к сыну и поставил на тумбочку возле его постели маленькую елочку, которая «засветилась десятком маленьких стеклянных свечек». Вскоре сын пошел на поправку, а в семье так и говорили, что вылечили его не врачи, а елка.
С тех пор для московских детей массово строили горки и катки, организовывали карнавалы и спектакли. На рынках шла бойкая торговля елками, а в магазинах — новогодними украшениями.
Впервые праздник новогодней елки организовали в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая — красная. Вместе с елкой появился Дед Мороз в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке. А позже, в 1950-х годах, возникла Снегурочка: образ внучки Деда Мороза придумали писатели Лев Кассиль и Сергей Михалков. Конфеты и фрукты в качестве украшений сменили новые игрушки — пионеры с горнами, пистолеты, игрушечные автомобили, дирижабли, початки кукурузы, спутники, персонажи русских народных сказок. Примерно так елку наряжают до сих пор.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы.
История традиции украшения новогодней елки
Обычай украшать новогоднюю елку пришел к нам из Германии. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.
Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.
Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.
В XVIII–XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.
В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.
В нем предписывалось: «. По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых. ».
После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.
В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.
В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.
Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.
Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.
После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.
С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.
Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.
В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года – Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.
Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны – пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем – космонавты, спутники, персонажи русских сказок.
В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них – украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой. В прошлом столетии натуральные деревца начали заменять искусственными, некоторые из них весьма искусно имитировали живые ели и украшались обычным способом, другие были стилизованными, не требующими украшений. Возникла мода на оформление новогодних елок в определенном цвете – серебристом, золотистом, красном, синем, в моду прочно вошел минималистский стиль в оформлении елки. Неизменным атрибутом украшения елки остались лишь гирлянды из разноцветных огней, но и здесь на смену электрическим лампочкам уже приходят светодиоды.
История традиции украшения новогодней елки
Обычай украшать новогоднюю елку пришел к нам из Германии. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.
Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.
Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.
В XVIII-XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.
В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек — яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.
В нем предписывалось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых…».
После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.
В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.
В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.
Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.
Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.
После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.
С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.
Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.
В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года — Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.
Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны — пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем — космонавты, спутники, персонажи русских сказок.