в каком году появилась швеция
История Швеции
Скандинавский полуостров – самый северный регион Европы, на котором в течение столетий происходили важные события. Одним из древнейших центров, вокруг которого формировалась государственность, была Швеция. Заселение южной территории началось в 11 тысячелетии до нашей эры, когда в Скандинавии сошел ледник и стали появляться первые поселенцы, формироваться флора и фауна. С того момента прошло много времени, и сейчас Швеция является одной из самых развитых стран Северной Европы и мира.
Первобытная история
Люди, которые стали постепенно расселяться на просторах современной Швеции, занимались промыслами, способными их прокормить. Предпочтение отдавалось рыбалке и охоте, в том числе загонной. От прибрежных регионов люди двигались вглубь Скандинавии. Именно туда отступал ледник, а за ним следовали предки человека. Они создавали стоянки, где проживали некоторое время, пока в окрестностях не заканчивалась пища. Самая древняя стоянка была найдена недалеко от Мальме, датирующаяся 8 тыс. до нашей эры.
Место викингов в шведской истории
Это визитная карточка и Швеции, и всей Скандинавии. Жители полуострова гордятся наследием викингов, мифами и легендами, которые связаны с ними. И это при этом, что викинги истощили скандинавов и физически, и морально, и духовно, поскольку проводили все время военные походы, завоевания. Конец норманнов или варягов (названия викингов в Европе и в Киевской Руси) положило христианство, которое в 11 в. стало очень быстро распространяться в северном регионе Европы.
Средние века и принятие христианства
Период средних веков наступил в Швеции на рубеже 10-11 вв. и продолжался до 1520-х гг. Для этой исторической эпохи характерны следующие черты:
В конце 14 века наступает период так называемого позднего средневековья, который отметился для Скандинавии постоянной борьбой за влияние и власть на полуострове. Дания, Норвегия и Швеция воевали долго между собой, пока не договорились подписать в 1397 г. документ об объединении трех королевств в одну державу. Этот договор вошел в историю под названием Кальмарской унии, просуществовавшая до 1523 г. Шведы были недовольны тотальным контролем Дании, против господства которой они восстали. Датский король с непокорными расправился соответствующим образом – сто представителей дворянских родов казнили. Следом началось народное восстание, во главе которого стал Густав Ваза. Ему удалось объединить армию, склонить на свою сторону дворян и бюргеров. Поддержка народа позволила Вазе освободить Швецию от Дании. Шведское королевство стало снова независимым, королем провозгласили Густава Ваза. Его правление отмечено большим количество преобразований и реформ, главной из которых стала воинская. При Вазе в Швеции распространение получил учение Мартина Лютера. Начался процесс реформирования церкви, которая стала протестантской. Духовенство вынуждено было отдать свои угодья и начать платить большие налоги государству.
Парламент в конце средних веков укрепил свою власть, что позволило расширить полномочия его депутатов.
Великая Швеция
В новое время с середины 16 – до начала 18 вв. Шведское государство стало укреплять свои позиции на Скандинавском полуострове, а также расширять направления внешней политики. Короли все чаще и чаще вмешивались в войны, проходившие на Европейском континенте и на Балтийском море. В указанный период времени Швеция была втянута в два крупных конфликта:
Итак, в течение 16-18 вв. Шведское государство постепенно превратилось в ключевого игрока на Европейском континенте. Развитию великодержавных традиций способствовала умелая политика Густава Вазы и его наследников, проведение реформ и удачные военные компании. Тем не менее, 18 век принес в Швецию и другие части Европы радикальные изменения. Свои позиции укрепила Россия, которая хотела получить выход к Балтийскому морю и торговым путям, распространялись идеи свобод и демократии.
18-19 вв.: свобода, революция, индустриализация
В 18 веке начался закат Швеции, как великой державы. Сначала поменяли форму правления, потом произошло перераспределение полномочий среди основных сословий. Парламент стал осуществлять верховную власть в государстве, направления внутренней политики определяли бюргеры, духовенство, дворяне и крестьяне. От каждого сословия в парламенте был один голос.
Началось развитие прав и свобод населения, была создана Академия наук, которая занималась развитием естественных наук. В 18 в. в Швеции распространились идеи Просвещения, которые становились популярными среди населения на фоне экономического и социального кризиса.
Период свободы в королевстве был недолгим. В начале 1770-х гг. к власти пришел Густав Третий, воспользовавшийся борьбой разных политических партий. Около двадцати лет ему удавалось сдерживать претензии дворян и других сословий, но ему хотелось большей власти. Поэтому в 1792 году он сделал попытку совершить государственный переворот. Это стало поводом к заговору против короля, который был убит в мае 1792 г. Со смертью Густава Третьего в Швеции прекратилась так называемая «эра свободы».
Новым правителем стал Густав Четвертый Адольф, при котором Швеция потеряла Финляндию, воюя постоянно с Россией. С 1809 г. в королевстве произошла очередная смена правителя. На трон сел Карл Тринадцатый, который являлся дядей Густаву Четвертому. При нем риксдаг принял четыре конституционных акта, которые отрегулировали внутреннее положение в стране, деятельность парламента, установил форму правления и организацию страны, определил порядок наследия власти.
Карл Тринадцатый был женат, но своих детей у него не было. Ему пришлось усыновить Жана Батиста Бернадота, француза по происхождению. Его главной заслугой стало подписание новой унии с Норвегией, которая просуществовала почти сто лет. Бернадот преобразовал риксдаг в двухпалатный парламент.
Экономическая ситуация, как и социальная, в стране в течение 19 в. была нестабильной. Количество шведов за столетие увеличилось в два с половиной раза. Быстрый прирост населения вызвал отток жителей из сельской местности в города, отсюда шведы стали мигрировать в Америку.
Характерной тенденцией внутренней жизни Швеции 19 в. была индустриализация, которая в Скандинавию пришла намного позже, чем в другие регионы Европейского континента. Только во второй половине 19 в. стали строиться железные дороги, крупные заводы, фабрики, промышленные объекты, на которых использовались новое оборудование, станки и машины. Индустриализация вызвала переквалификацию рабочих, повышение производительности труда, изменения рынка товаров и услуг.
Современная история Швеции
В 1905 г. распалась уния с Норвегией, которая провозгласила независимость. Радикальные перемены, которые происходили в Центральной, Западной и Восточной Европе, не касались скандинавских государств. Каждая из них, в том числе и Швеция, развивались по собственному пути. Удаленное географическое расположение от материковой части континента имело и положительные, и отрицательные моменты для истории 20-21 вв. Швеции. Плюсом было то, что перипетии Первой мировой войны особо не коснулись государства. Король и правительство провозгласили полный нейтралитет. Из-за того, что Швеция не вступила в войну, стало постепенно ухудшаться экономическое положение в стране. Кризис сильно углубился в 1917 г., население было недовольно политикой короля Густава Пятого Адольфа. В качестве спасательной меры монарх решил сформировать правительство, которое отчитывалось перед парламентом. В кабинет министров вошли либералы, стремившиеся исправить ситуацию в стране. Но любые мероприятия и нововведения оказались неудачными.
В 1918-1919 гг. была проведена конституционная реформа, поправки в которую внесены были через два года. В результате чего, в Швеции появилась парламентская форма правления.
1930-е гг. были отмечены Великой экономической депрессией, которая вызвала постоянный рост безработицы, забастовки демонстрации. Несмотря на сложные времена, правительству удалось провести успешные реформы в социальной сфере. В частности, была введена страховка от безработицы, ежегодный отпуск и повышены пенсии.
Во второй мировой войне Швеция участия не принимала, подписав соглашение о нейтралитете. На территорию страны приезжали беженцы из других стран, евреи, которые бежали от немцев из Дании и Норвегии. Немцы через Швецию перевозили солдат и оружию.
Как и многие государства мира, Швеция в 1946 г. стала членом ООН. До 1960-х гг. страна находилась в процессе постоянного реформирования и внедрения новых законов и актов. Результатом политики правительства стал постепенный расцвет экономики. Улучшение экономического, финансового и материального благополучия положительно сказалось на системе образования, медицине, защите пожилых шведов, предоставлении качественного медобслуживания. Люди получили право на социальную защиту, гарантированную государством.
В первой половине 1970-х гг. приняли конституционный закон, по которому король продолжал оставаться главой государства. Его власть ограничивалась правительством и парламентом. Первым королем, который вступил на трон после законодательных изменений в Конституции, стал Карл Шестнадцатый Густав. При нем было изменен закон о престолонаследовании, в который внесли поправку о том, что трон может наследовать женщина.
1980-1990-ее гг. отличались нестабильностью. В частности, сильный кризис поразил банковскую систему и денежную сферу, из-за чего большое количество шведов стали терять работу. Проводимые реформы должны были спасти экономику, которая вошла в стадию стабилизации в конце 1990-х гг. Периоды подъемов и кризисов чередовались и в начале 21 в. Связано это было не только с тенденциями, которые господствовали в мировой экономике, но и с политической сферой. Ее время от времени «штормило», хотя население еще в 1994 г. проголосовало за вхождение страны в Европейский Союз. Вступление произошло в 1995 г., правительство страны активно участвует в жизни ЕС, развивая при этом региональное сотрудничество с другими скандинавскими государствами.
О древней истории Швеции и этногенезе шведов
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Публикую внеплановую статью о ранней истории Швеции и этногенезе шведов, а если быть точным – с какими народами смешивалась шведская германская основа в ту пору, когда шведы еще не считали себя шведами. ОСТОРОЖНО! Материал содержит большое количество сарказма и стеба над разного рода конспирологами, фэнтезюшниками от истории и турбопатриотами, так что если вы такое не любите, или принадлежите к одной из выше указанных групп – рекомендовано пройти мимо этой темы.
Содержание:
Краткое вступление
Понаехавшие из разных эпох (до 550 года н.э.)
Изначально Скандинавия вообще, и Швеция в частности была необитаема, или обитаема настолько слабо даже по тем давним меркам, что это можно не принимать всерьез. Причиной тому были ледники, которые скрывали под собой весь полуостров. Однако время шло, на планете теплело, и ледники стали постепенно сходить, освобождая территории для человеческих популяций, которые понаехали на север с континента в Каменном веке, примерно между 7000 и 5500 годами до нашей эры. Поначалу это были кочевники, и под заселение попала территория современной Норвегии – из-за близости к Гольфстриму ледники там сошли быстрее, в то время как собственно Швеция была еще не самым удобным для обитания местом, и туда люди отправлялись в основном для охоты на местную животину. Но время продолжало идти – и вот уже и в Швеции потеплело достаточно, чтобы ее стали постепенно заселять все те же кочевые племена, которые стали постепенно переходить к полукочевому образу жизни, и территория современного государства обрела сколь-либо заметное собственное население. Причем, судя по всему, заселение шло с двух направлений – меньшим потоком из Норвегии, и большим с континента, через Данию. К оседлости эти люди перешли лишь около 3000 лет до нашей эры, причем отказ от переселения произошел не сразу – земли пока еще было мало, уровень земледелия был низким, популяция животинки крупными племенами быстро выбивалась, и потому приходилось раз в несколько лет переселяться на новые злачные места, оставляя старые «выжатыми» в плане хозяйства. Это население Скандинавии принято считать изначальным, автохтонным, хотя по факту это была серия из нескольких волн миграции человеческих общин. И все только начиналось.
Около 500 года до нашей эры в Скандинавии начался Железный век, и одновременно с этим последовали изменения климата – в регионе значительно похолодало, земледелие стало почти невозможным, а скотоводство сильно ограничилось по возможностям — и население вынуждено было уйти на юг, или перейти на кочевой или полукочевой образ жизни. Впрочем, некоторые предпочитали оставаться оседлыми и не уходить, активно «утепляясь» и развивая местные особенности земледелия и скотоводства, но депопуляция будущей Швеции все равно случилась достаточно серьезная. В это же время на континенте началось движение на запад кельтов, и старые связи с дальними странами прервались – археология свидетельствует о почти полном прекращении контактов Скандинавии с внешним миром в этот период. Были в это время и свои положительные стороны – как раз в этот период норды научились работать с железом, что значительно упростило им жизнь, и позволило по большей части заменить дорогую импортную бронзу после обрывания внешних контактов. Однако спустя несколько сотен лет после похолодания началось потепление, внешние контакты возобновились, и Скандинавию вновь стали заселять германские племена – пока еще медленно, в основном южную ее часть (Дания и Сконе), но на фоне обратного оттока, который существовал совсем недавно, это уже было значительным прогрессом. Особенно плодотворными внешние связи оказались с Римом, и не только в плане торговли – возникновение собственной письменности у германцев около 200 года нашей эры связывают именно с римским влиянием.
А дальше началось Великое переселение народов, и покой Скандинавии уже мог только снится. Ее обитатели приняли некоторое участие в общей движухе вместе с другими германцами, и породили мощные племенные союзы, которые раз за разом обрушивались на Римскую империю с севера. Правда, какие конкретно племена происходили не с континента, а с территории современной Швеции, определить достаточно сложно – более или менее ясно, что оттуда вышли готы, есть версии про скандинавское происхождение вандалов (венделов на древнегерманском языке) и бургундов – или как минимум о том, что эти самые вандалы и бургунды были той частью германцев, которая ранее мигрировала на юг, спасаясь от холодов, накрывших полуостров. Или они оттуда переселились на южный берег Балтики не так давно, из-за давления своих соседей и перенаселения юга полуострова. Или к Скандинавии они вообще никакого отношения не имели – тут уже сложно сказать, что там и как было, теорий хватает, а абсолютно верную выбирать на основе имеющихся источников и фактов не представляется возможным. Как бы то ни было, уход части населения с территории Швеции на войнушку не принес мира для оставшихся – примерно с 400 года начинается массовое укрепление населенных пунктов на территории Скандинавии, что может означать активизацию внутреннего противостояния вкупе с усилением классового неравенства и выделением все более сильной аристократии. Вместе с тем, правда, растет и благосостояние местных жителей – археология констатирует рост богатства народа, в том числе увеличение количества золота в захоронениях и кладах этого периода. Вероятнее всего, золото это попадало на территорию будущей Швеции через торговлю, и в качестве награбленного в ходе больших походов на юг добра.
Вендельский период (550-800 годы н.э.)
Около 550 года нашей эры наступает очень интересный Вендельский период. Назван он в честь поселения в Уппланде, рядом с которым нашли много археологических свидетельств той эпохи, и само название так похоже на германское название племен вандалов…. Эта схожесть, вероятно, и сыграла катастрофическую роль для неокрепших умов некоторых любителей истории из Восточной Европы, так как дальше начался полный пипец. Из-за названия ДЕРЕВНИ, которая названа в честь РЕКИ, упоминания о которых появляются только в конце XIII века, падаваны всех возрастов и политических взглядов начали вовсю связывать весь указанный исторический период в истории Швеции с теми самыми вандалами. А еще вспомнили о том, что некоторые римские авторы с такой же буйной фантазией прямо связывали вандалов с венедами, а ведь венеды славяне, а значит в Вендельский период Швецией правили славяне, не иначе! Поистине катастрофическое совпадение в терминологии. Можно, конечно, попытаться каким-то образом привязать вандалов к названию реки Вендель, и такие теории даже есть, но считаются они слишком шаткими, ибо никаких доказательств проживания достаточно многочисленного германского племени в Уппланде до того, как вандалы понаехали на континент, собственно и нет, и куда более весома локализация их обитания где-то в Ютландии или Померании. Хотя бы просто потому, что Уппланд во времена вандалов значительной частью лежал в водах тогда еще залива Меларен, а остальные его территории были болотистыми, и малопригодными для жизни такого крупного племени, как вандалы. А само слово «вендель» в корне имеет индоевропейское wed – вода. Что вполне вариант для названия племени, и тем более логично для названия реки, от которой назвали деревню, и которая дала имя Вендельскому периоду. Короче говоря, попытки превратить Вендельский период в истории Швеции в эпоху правления славян над германцами выглядят феерически, и основываются преимущественно на незнании одних фактов, и вольной трактовке других.
Но на этом попытки привязать Вендельский период к славянам не заканчиваются. Тут же вдруг оказалось, что в это время на территорию Скандинавии приходит обычай погребальных ладей, и эти самые не в меру творческие умы увидели в этом… Конечно же, доказательство того, что местными племенами правили славяне, так как погребение знати в ладьях – это сугубо славянский обычай. С какого перепугу он вдруг стал сугубо славянским – сказать сложно, так как этот самый обычай помимо славян наблюдался и у англосаксов, и у франков, и у балтов, и вообще почти у всех североевропейских культур того времени, и непонятно, у кого он возник первым. Более того – на территории Скандинавии до Вендельского периода, еще с конца бронзового века (1000-500 годы до н.э.), существовала традиция строить «каменные корабли» — мегалитические сооружения, при виде сверху напоминающие лодки, в которых хоронили знать. Т.е., по факту в Вендельский период никаких погребальных кораблей с нуля даже и не появлялось, а просто сменился формат обряда на более практичный и простой. Короче говоря – доказать господство славян в Скандинавии в ту пору, когда о славянах еще не особо кто-то вообще знал, некоторым просто жизненно необходимо, и цель оправдывает любые глумления над совой и здравым смыслом, так как все попытки обосновать «славянскость» Вендельского периода в истории Швеции фактически основываются на случайном совпадении слов, лингвистическом онанизме и некоторой схожести обычаев. Хотя играть словами у нас вообще любят, это же проще, чем матчасть изучать.
Под слоем этого бреда сивой кобылы происходили реально интересные процессы. Связаны они оказались с германским племенем свеев. Уже когда текущая статья писалась, коллега Илья Дорн подкинул мне забавную русскоязычную статью, где существование свеев и гётов возводится аж в VII век до н.э. Беда в том, что пруфов этому нет, и если говорить о реально весомых источниках, то свеи появляются впервые у Плиния (25 год) и Тацита (98 год). Последний дает вполне конкретную информацию о них – во главе свеев стоит выборный конунг, у них хороший флот, сильная аристократия, вполне конкретная организация племени и власти, и т.д.. Правда, здесь есть одна важная оговорка – нет гарантий, что это именно те свеи, которые нам нужны. Вероятнее всего, что это они и есть, но существует также гипотеза о том, что это какие-то другие свеи, выдвинутая профессором Биргером Нерманом. Причина проста – Тацит и Плиний называют племя свеев «могущественным», но никакое свейское могущество в I веке нашей эры не подтверждается ни археологией, ни иными источниками, и тут или свеи другие, или Тацит с Плинием дали маху в оценке силы этого объединения. Ну или как-то так сложилось, что племя действительно было сильным, но следов в это время еще особо не оставляло, или было сильным по местным, скажем так – не самым серьезным меркам. Нет точности и в локализации проживания свеев в это время – то ли в Ютландии, то ли где-то в Сконе, то ли еще где-то в тех местах, да и вообще они, судя по всему, в то время периодически снимались с насиженных мест, и переселялись в соседние территории. Короче говоря, слишком много неточностей и оговорок, и шведские историки, предпочитающие перебдеть, чем недобдеть, этот период описывают как недостаточно достоверный, и не объявляют какую-то конкретную теорию единственно верной, давая лишь оценки из разряда «вероятнее всего так и было, но существует также альтернативная версия, которую следует учитывать». Чудаки эти шведские историки!
Ах да, не могу не упомянуть теорию о том, что свеи были… Тюрками, понаехавшими из великой степи. Причем эта теория выдвинута одним профессором, на основе того, что в генах шведов есть небольшой «степной» след. Который есть у всех потомков индоевропейцев, понаехавших из Великой Степи. В Швеции, и вообще на Западе эта теория считается, скажем так, не самой разумной, но у нас ее некоторые принимают с бурным восторгом, так как в таком случае Рюрик получается тюрком, и это уже совсем другое дело – ведь понаехавший гопник из степи лучше, чем понаехавший гопник из Скандинавии (все разнообразие версий про Рюрика оставим за кадром)! А, что? Рюрик даже в таком случае все равно понаехавший гопник из Скандинавии, и только его предки – понаехавшие гопники из степи? Ну так это мелочи, поклонникам Великой Тартарии и тюркско-славянского Древнерусского государства на такое плевать. Но есть, и не только в Восточной Европе, некоторые товарищи, которые идут еще дальше, и заявляют о сарматских корнях свеев, а значит и шведов, что роднит их с поляками (хотя серьезное научное сообщество даже в Польше сарматизм рассматривает просто для комплекта), или еще круче – шведы есть нордической ветвью современных турок. Что отлично ложится в современную, к счастью, совсем не отечественную концепцию пантюркизма и того, что все народы пошли от тюрок, тюрки – это сила, всегда были, и всегда будут, и так далее.
Правда, многие восточноевропейские турбопатриоты, как правило, отказывают шведам в государственности в это время, и берутся утверждать, что раз источники информации недостаточно твердые – то ничего такого не было, это все бредни и сказки, и свеи эти ничего не значили, и были еще голозадыми варварами, которые вместо великих дел выбивали друг из друга дурь дубинками. При этом правда сами, опираясь на еще более сомнительные источники, или в лучшем случае Повесть Временных лет, написанную Нестором в начале XII века, заявляют о древности славянорусоариев и глубоких корнях русской государственности, которая началась за многие века до призвания Рюрика, а по утверждению особо фанатичных субъектов – и до Римской империи. Что настолько сильно попахивает двойными стандартами, что я, право слово, даже затрудняюсь дальше развивать эту мысль, не скатываясь в грубости. Впрочем, я и не доктор, чтобы диагнозы такому ставить… И что самое забавное – шведы эти свои шведские легендарные времена в «канон» не вводят от слова совсем. Вы даже не увидите легендарных конунгов в списках исторических правителей Швеции, ибо слишком уж легендарные, т.е. бездоказательные (с точки зрения шведских историков) времена. Хотя по отечественным меркам – информации хватает….
Эпоха викингов (800-1060 годы)
Около 800 года начинается эпоха, положившая начало одной из самой бурной и бестолковой теме для срачей в русскоязычном сегменте интернетов. Хотя сама этимология слова «викинги» до сих пор не совсем ясна, содержание этого термина имеет вполне конкретное определение – самоназвание скандинавских и околоскандинавских путешественников, пиратов, разбойников и воинов, которые наводнили европейские воды с начала IX века. Скандинавские народы данов, норвежцев, свеев и прочих достаточно окрепли в местах своего обитания, расплодились, прокачали мореходство – и стали выплескиваться порциями на европейские окрестности. Норвежцы и даны предпочитали идти на запад, в Британию, Франкию, и далее, вплоть до Средиземного моря. Эту часть викингов принято называть норманнами – и это экзоним, т.е. так на западе называли викингов, а сами викинги себя норманнами называли разве что в 1066 году, когда удачно тряхнули стариной, и понаехали из Нормандии в Англию. Некоторое количество данов вместе со свеями, гетами и многими другими, кто имел достаточно плотные контакты со скандинавами в бассейне Балтики, выбрали восточное направление, и стали известны как варяги. И вот здесь можно было бы вспомнить про Рюрика, вечный срач норманистов и антинорманистов, и многое другое, но это будет слишком глупо и скучно, тем более что тема-то касается ранней истории шведов. Потому в рамках эпохи викингов в истории Швеции следует упомянуть… Славянский след, который реально был, а не ту фэнтезятину, которую пытаются приписать Вендельскому периоду.
Но смешение народов, вероятнее всего, шло не только в принудительном порядке. Для скандинавов той эпохи была характерна значительная по меркам времени мобильность – так, к примеру, родственник 3-й степени (племянник или дядя) норда, захороненного на территории Свеаланда, был обнаружен в другом захоронении на территории современной Украины, и подобные случаи были далеко не единичны. И есть основания полагать, что подобное расселение шло отнюдь не в одностороннем порядке, тем более что в эпоху викингов Свитьод становится крупным торговым центром, а его вторая после Бирки столица, город Сигтуна, характеризовался крайне пестрым этническим составом. Так, обращаясь к той же палеогенетике, можно узнать, что в захоронениях X-XII веков (уже после эпохи викингов!) 70% женского и 44% мужского населения имели преобладание «чужих» генов, нехарактерных для местного населения, и пришедших с территории Восточной Европы, Балтии, Британии и Германии. Что, в принципе, естественно, так как Сигтуна была крупным торговым центром, и текучка иноземцев там вполне естественна, но есть две серьезные оговорки. Во-первых, на местных кладбищах обычно хоронят «натурализованных» иноземцев, а во-вторых – свой след они все равно оставляли. Кроме того, следует помнить, что свеи богатели в том числе за счет работорговли, причем рабов они не только продавали, но и оставляли у себя на хозяйстве, что позволило достаточно быстро поднять уровень населенности Свитьода, и значительно развить местное хозяйство. Причем местные реалии рабства были таковыми, что рабы через несколько поколений могли запросто лишиться своего низкого статуса и смешаться с местным населением. А в XIII веке рабство и вовсе отменили, и остатки рабов быстро влились в ряды свеев и гётов уже на полную катушку, не оставив о своей старой этнической принадлежности никаких воспоминаний. Сколько кого там среди рабов было – сейчас уже установить сложно, но что-то мне подсказывает, что преобладали там обитатели других частей Балтийского моря, в том числе славяне. К слову, забавно было бы, если бы свеи каким-то образом набрали к тому моменту большое количество чернокожих рабов, и они в результате освобождения влились бы в ряды нордов….
Все это позволяет утверждать, что варяги как восточное направление интересов викингов-скандинавов, были отнюдь не только скандинавами, как и сами норды не были чистокровными германцами, и постоянно, и очень активно смешивались с окрестными народами. Конечно, генетику следует использовать в таких случаях с осторожностью, но она явно говорит нам о достаточно активных процессах смешения, шедших в IX-XI веках, причем смешения обоюдного, а не одностороннего, как некоторые пытаются представить норманнскую теорию. И уж если такое смешение активно шло в бытовых условиях, то мало что мешало отдельным нордам, балтам и славянам держать совместный варяжский бизнес, будь то пиратство или наемничество. Или еще веселее – к примеру, встречал информацию о норвежских родах, которые в дохристианскую эпоху переселялись из Норвегии в славянский Мекленбург, а спустя несколько поколений – в Швецию, и ничего им не мешало вот таким образом мигрировать по тогдашней Балтике и ее окрестностям. Впрочем, это все сильно общая информация, и уход от темы – а для шведов эпоха викингов оказалась характера быстрым ростом благосостояния и численности населения, и бурным смешением различных этносов при главенстве германского начала, что заложило весьма разнообразную основу для формирования будущего шведского народа.
Последние штрихи (1060-1248)
Такого же бурного смешения, как в эпоху викингов, в истории Швеции больше не случалось, хотя в целом процесс все равно шел, и ряды гётов и свеев регулярно пополнялись представителями других народов – в первую очередь германцами, но также славянами и финнами. Причем, если смотреть родословные различного рода дворян, то порой сложно отличить германцев от славян, так как львиную долю знатных мигрантов в Скандинавию уже с начала XIII века составили выходцы из Мекленбурга и Померании – вроде бы уже германизированных регионов, однако с фамилиями, очень напоминающими славянские. Да чего там – большинство родов прямо вели родословные от славянской родоплеменной знати. В принципе, на этом времени уже можно и заканчивать описание этногенеза шведов, так как значительных изменений и привнесения столь крупных порций чужой крови в их ряды уже не происходило, но все же имеет смысл завершить рассказ тем, как Свитьод эпохи викингов стал Швецией в уже привычном нам понимании, или хотя бы той Швецией, от которой берут отсчет историки современного государства.
Общие итоги
Как можно понять по всему этому ни разу не короткому рассказу – шведский народ формировался под влиянием многих соседей и процессов, как и многие другие. Помимо индоевропейского германского элемента, в шведский генофонд сделали значительные вклады славяне, балты, финно-угры и саамы. Не стоит забывать и о древнейшем населении Скандинавии, которое частично слилось со шведами, а частично сформировало тот самый саамский народ в 1-м тысячелетии нашей эры. В принципе, такая мешанина вполне естественна, и в плане генетического разнообразия современные шведы мало отличаются от прочих европейцев, включая русских. Но так уж повелось, что в русскоязычном сегменте интернетов очень любят проводить разные хитровылюбленные манипуляции, плохо владея матчастью и банальной логикой, из чего возникают шведы-славяне Вендельского периода, высосанные из пальца идеи об одностороннем влиянии нордов на восточных славян, из-за чего у некоторых возникают комплексы, и они начинают из-за этого целиком отвергать любое скандинавское влияние, даже умеренное, и т.д. И вообще, у нас очень любят переводить стрелки на Русь и русских, в лучшем случае – славян, даже если речь изначально идет не о них. Как говорится, у кого что болит – тот про то и говорит. Хоть и печально все это….
А вот у шведов все не так. При их материальной базе, как по фактам, так и по гипотезам с недостаточно достоверной информацией, можно упороться, и выводить существование свеев-шведов и Швеции как Свеа Рике еще с Рождества Христова, а то и раньше. И, как ни странно, такая точка зрения даже преобладала среди шведских историков до начала XX века. А потом случилось нечто, что сильно изменило точку зрения научно-исторической тусовки – то ли турбопатриоты в Швеции резко уподобились мамонтам и вымерли, то ли шведская психиатрия научилась излечивать комплексы национальной неполноценности, то ли имперский синдром окончательно побороли, то ли просто подтянули исторический анализ и источники информации. И случилось то, чего так не хватает в Восточной Европе – в исторической профессиональной, а затем и массовой любительской тусовке возобладал гиперскептицизм. Причем такой, что ближе к концу XX столетия «консерваторам» и «скептикам» пришлось договариваться между собой, и формировать взвешенный взгляд на родную шведскую историю, с учетом и старых, и новых воззрений, дабы как можно ближе приблизиться к правдоподобию и реалу. Т.е. гиперскептицизм первое время даже дал маху, и потом был вынужден сбавлять обороты. Как результат – шведы довольно поздно определяют возникновение собственной государственности, причем есть аж три оценки – гиперскептичная (1521 год, выход из Кальмарской унии и создание независимого современного государства), консервативная (Олаф Шётконунг, рубеж X-XI веков), и взвешенная (1248 год, признание католической церковью шведского королевства). При этом еще две даты решительно отбросили в качестве начала государственности – переселение свеев в Уппланд и основание Свитьода считают еще совсем не тем, а отсчет от Тацита и Плиния (I век нашей эры) признали просто сказками Дроттнингхольмского дворца. Т.е. с ходом времени Швеция как таковая только молодела, и времена до окончания формирования stabilit rike считаются «не каноничной» Швецией, а лишь предшественницей современной, периодом объединения и становления, прото-государством и прото-Швецией. Хотя по факту там уже в X веке государственность была не так чтобы хуже, чем, к примеру, на Руси при Святославе. Более того – шведы четко разделяют, когда есть достоверная и точная информация, и когда есть гипотезы. До Олафа Шётконунга история свеев лишь гипотетическая, и они прямо указывают на это, не пытаясь объявить самый удобный для национального эго вариант самым вероятным. Да и после него, еще в течении нескольких веков, история свеев и гётов носит характер сочетания точно установленных фактов на фоне множества гипотез и предположений, о чем тоже прямо указывается.
Лично мне такой шведский подход в виде компромисса между гиперскептицизмом и консервативно-националистическими точками зрения нравится. И оно так даже логичнее и правильнее, чем великодержавный древне-исторический публичный онанизм. Однако у нас привыкли считать, что только у нас есть право, руководствуясь не самыми достоверными источниками, выстраивать свою историю, в то время как другие народы таких прав не имеют, и совсем наоборот – пока нет железобетонных доказательств, то «у них» ничего такого не было, и быть не могло, и потому рассказы о Свитьоде, легендарных королях и прочем – ерунда в сравнении с рассказами о Рюрике, Русе и прочих. И потому частенько сейчас можно встретить в русскоязычном сегменте турбопатриотов, которые пренебрежительно относятся практически во всем соседним народам, и раз «русские шведов бивали», то вся шведская история до XI-XIII веков лжива, никакой государственности не было, влияния не имели, и все в таком духе. Видел даже отрицание существования ярла Биргера, хотя, в отличие от Рюрика, его захоронение сохранилось, и даже внешность его установили. Ну или наоборот, пытаются сделать из шведов огерманившихся славян. Что одно, что второе – чистой воды самодурство и ксенофобия. Так что если уж браться рассуждать о древней истории Швеции, об этногенезе шведов, и чем-либо еще – то желательно изучать матчасть, как можно глубже, и не ограничиваться одними ура-патриотическими агитками или тенденциозными обзорами. А если делать все это лень – то лучше не лезть туда, где есть риск прослыть глупцом, а то и кем похуже. Ну или хотя бы не утверждать с апломбом вещи, которые при желании очень легко проверяются и опровергаются, так как звучат абсолютно дико даже при минимальном владении матчастью.
За сим пора закругляюсь, и заканчиваю этот сумбурный и своеобразный материал, совместивший в себе беглый обзор этногенеза шведов, ранней истории Швеции и бомбежки из-за разного рода турбопатриотов и бестолковых неучей, наводнивших просторы русскоязычного интернета.