в каком году появилась sega
Sega Mega Drive – 16-битный хит
реклама
— Гулять пойдёшь?- щурясь, крикнул белобрысый Миха.
реклама
Сопля и Миха ещё не знали, что вчера вечером типичное и пока ещё счастливое постсоветское детство Саньки оказалось под угрозой — мама с папой подарили ему многострадально выклянченную Sega Mega Drive! Позже они пожалеют об этом, неустанно высказывая Саньке про «посаженые» кинескоп и зрение.
В 1988 японская компания Sega явила миру 16-битную игровую приставку Mega Drive. Годом позже она начала продаваться под именем Genesis в США. Название было изменено из-за невозможности зарегистрировать в США торговую марку Mega Drive. Еще через год приставка начала своё шествие по странам Европы. В России же консоль начала появляться лишь с 1994 года. Мы, как всегда, никуда не торопились.
реклама
Sega была оснащена мощным 16/32 битным центральным процессором Motorola 68000 с тактовой частотой 7.61 МГц. Занимательный факт – существует мировой рекорд разгона этого процессора на 300%, до 25,4 МГц. Дополнительный 8-битный процессор Zilog Z80 с тактовой частотой 3,55 Мгц отвечал за управление звуковым оборудованием и за совместимость с Sega Master System. Да, тот самый Z80 из ZX Spectrum! Непосредственно за вывод звука отвечали ещё пару микросхем: генератор звука Texas Instruments SN76489 и микросхема FM-синтеза Yamaha YM2612. Звук был стереофоническим, но об этом мало кто догадывался, поскольку телевизоров со стерео звуком ни у кого не было. Объём оперативной памяти составил внушительные 72Кб. Кроме того, дополнительные 64Кб отводились под видеопамять. Для сравнения, у массового ZX Spectrum в наличии был лишь процессор Z80 и 48 Кб ОЗУ. Да, Mega Drive был настоящим игровым монстром! Это RTX 2080Ti своего времени. А «спектрумисты» ловили себя на мысли, что вот бы такую начинку, да в Спектрум!
В отличие от Dendy, приставки Mega Drive поступали в нашу страну по легальным каналам. Это сказалось на их стоимости. Но и качество «Сег» было лучше многих клонов Dendy. В комплекте с приставкой шел лишь один джойстик с тремя основными игровыми кнопками. Раньше все геймпады называли джойстиками! В дальнейшем появились более компактные приставки Sega Mega Drive 2 (вариант Genesis) c двумя “шестикнопочными» джойстиками. Никаких акселерометров, датчиков давления и прочих «наворотов» в джойстиках в те времена не существовало и в помине, но геймеры отчаянно размахивали ими и давили кнопки со всей силы, как будто от этого что-то зависело. А в гоночных играх самые погрузившиеся в виртуальную реальность качались всем телом на каждом повороте. Мозг сам имитировал инерцию и другие законы физики. И даже не нужно было его об этом просить.
реклама
Подключалась приставка к телевизору при помощи провода с так называемыми «колокольчиками» (rca кабель). Невероятного качества фантастическая картинка достигалась за счёт вывода цвета из палитры 512 цветов при разрешении экрана 320×240 пикселей.
Сами игры продавались на картриджах. «Спиратить» или переписать у друга их было невозможно. Оставалось только меняться. Причём игры для обмена должны были быть равноценными. Никто не стал бы менять какого-нибудь «Пакмана» на «Алладина». Ну только если на время и только хороший друг. В магазинах, где продавали «сеги» и игры к ним, всегда стояла кучка подростков, которые как загипнотизированные часами смотрели на демо-режим какого-нибудь «Mortal Combat».
«Может хватит уже, что там с играми?» – спросит читатель. Да, игры. Это самое главное. После того, как Dendy избаловала россиян цветной графикой, в которой на квадрате из 8х8 пикселей было больше двух цветов, в отличие от ZX Spectrum, казалось бы, Mega Drive не предлагает особого прорыва. Разрешение не сильно выше, чем у Dendy, цветов всего в 8 раз больше. Но не видеокартой единой тогда жили игры. Более мощный микропроцессор делал движения игровых персонажей более плавными и разнообразными, а игровой мир более насыщенным. Звуковое сопровождение поднялось на новый уровень. После двух-трёх кадровых движений персонажей, более статичного мира и бедного звука на Dendy, именно эти качества вызывали тот самый вышеупомянутый эффект «Вау!». Правда вместо «Вау!» дети и молодёжь тогда говорили несколько иные слова.
Конечно, у каждого геймера свой «лавлист» игр.
Я приведу ТОП-10 игр на Sega Mega Drive. Не то чтобы это мой топ, это скорее те игры, от которых «тащились» большинство геймеров тогда. Естественно, тех геймеров, которых я знал. Ведь интернета у нас не было и круг общения был невелик.
10. The Lion King.
Знаменитая эпопея про львиного котёнка. В описании не нуждается.
9. The Lost Vikings.
Приключения трёх викингов, обладающих разными навыками (а вы думали откуда в Trine эта идея?). Для достижения цели и преодоления всех препятствий требовалось научиться правильно использовать навыки всех трех скандинавов. Очень затягивающая игра. Кажется, я прошел её до конца.
8. Comix Zone
Самому мне в неё поиграть не посчастливилось, но слышал что очень интересно.
7. Urban Strike
Отличная псевдотрёхмерная игра, где вы управляете вертолётом и выполняете опасные задания. Существовало несколько частей этой игры. Прошёл их все.
6. Zero Tolerance
5. Red Zone
4. Aladdin
История воришки. Её знают все. В игре была потрясающая анимация персонажей и мультяшная графика с элементами юмора.
3. Mortal Kombat II
Фаталити! Что тут ещё скажешь.
2. Earthworm Jim 2
История червяка-супергероя, который надыбал супер скафандр и пошел устанавливать свои порядки. Ставлю эту игру в ряд с Аладдином по анимации и потрясающей графике.
1. Лучшая игра на Sega Mega Drive.
Это место я оставлю вакантным. Пусть каждый, кто тепло и с благодарностью вспоминает легендарную Sega Mega Drive, которая принесла столько радости и злости, насытила детство и опустошило его одновременно — поставит сюда свою игру!
История компании Sega (35 фото)
Эпоха игровых автоматов
Появление видеоигр
1970-е годы в Америке были особым временем, особенно в Калифорнии, в которой зародилась знаменитая Кремниевая долина. Закончилась война во Вьетнаме, появлялись первые микропроцессоры и компьютеры, зарождался интернет, Стив Джобс собрал свой Apple, вышли первые Звездные войны. И разумеется, в 1970-х произошло полное обновление игровой индустрии: сменилось два поколения игровых консолей, стали появляться приставки на основе микропроцессоров, такие как Atari. Taito выпустили Space Invaders – первую популярную видеоигру.
Менялись технологии, менялось мышление и отношение к играм. Чтобы идти в ногу со временем, Sega начала стремительно расширяться, привлекать все новых и новых разработчиков игр, приобрела фирму Gremlin Industries для разработки и производства новых микропроцессоров для игровых автоматов. Ставка была сделана на будущее и новейшие разработки. В результате в 1979 у Sega/Gremlin появилась видеоигра Head On в инновационном жанре maze chase, который основан на передвижениях в лабиринте. До этого игры чаще были основаны на стрельбе. Жанр затем популяризировала игра Pac-Man.
Игра Monaco GP 1979 года стала одной из первых гоночных игр в кабинах, имитирующих автомобиль. А в 1981 году появился хит – Turbo. До этой игры гоночные игры выглядели плоско и использовали перспективу с высоты птичьего полета. В Турбо стал виден горизонт в конце дороги. Разработчики ввели в игру простой эффект масштабирования: деревья и дома становились больше, пока машина проезжала мимо них. Эту тенденцию другие компании начали повторять и дополнять.
Zaxxon 1982 года
Это игра, которая неплохо выглядит и сейчас. Талантливые разработчики создали эффект трехмерности за счет угла обзора, движения фона и использования нескольких слоев изображений.
Planet of Zoom 1982 года
В ней трехмерный эффект достигался за счет увеличения масштаба.
Персональные игры
Основатели Сеги понимали, что микропроцессоры – это только начало развития видеоигр. Компьютеры становились персональными, и игры также перемещались в дома. У Sega была отличная репутация и поэтому они уверенно начали план покорения рынка домашних консолей.
1981 год – в Японии начинаются пробные продажи первой игровой приставки Sega Game-1000, созданной на базе 8-битного процессора Zilog Z80.
Что же помешало SG-1000 стать популярной приставкой? Возможно, слишком позднее появление. Она не была уникальной. Рынок к тому времени уже заполонили многочисленные игровые консоли, часто похожие как две капли воды. Люди отдавали предпочтение тем, которые стоили дешевле.
1983 год – в индустрии компьютерных игр произошел кризис. Популярная компания Atari стала постепенно исчезать с рынка, и это произошло со многими приставками. Многообразие породило жесткую конкуренцию и отбило у многих желание производить консоли. Sega вкладывает огромные деньги в развитие графики и в разработку новых технологий.
Единственной, кто чувствовала себя уверенно в тот год, была японская компания Nintendo. В этом же году в Японии стартовали продажи Family Computer (Famicom), 8-битной игровой приставки. Famicom была стоила недорого, поэтому сразу стала фаворитом у геймеров.
1984 год – Sega выпустила SG-1000 II, создав целый отдел домашних консолей, нашла новых талантливых разработчиков.
Ю Сузуки написал свою первую игру Champion Boxing, а будущий создатель Соника, Юдзи Нака написал Girl’s Garden. Вышла игра Doki Doki Penguin со сложными головоломками и Orguss с визуальным параллакс эффектом.
В 1985 году Ю Сузуки выпустил Hang-On и Space Harrier.
1985 год – Nintendo представила консоль Famicon для Европы и США, переименовав её в NES (Nintendo Entertainment System). 8-битная консоль покорила мир на долгие годы. Передовые игры Сеги больше не интересовали геймеров.
1986 год – Nindendo (NES) принадлежали 90% рынка игровых приставок, а Sega и Atari — оставшиеся 10%. Sega выпускает приставку Sega Mark III (она же Master System), и за четыре месяца продаёт 125 тысяч штук.
За тот же промежуток времени у Nintendo купили 2 миллиона. Sega оставалось только покорять Европу и другие альтернативные рынки, в которых не продавалась приставка Nintendo. Успешнее всего Master System покупали в Бразилии.
За тот же промежуток времени у Nintendo купили 2 миллиона. Sega оставалось только покорять Европу и другие альтернативные рынки, в которых не продавалась приставка Nintendo. Успешнее всего Master System покупали в Бразилии.
Sega делала ставки на то, чтобы усилить свои позиции в качестве разработчика консольных игр с самой передовой графикой. Репутацию создавали Fantasy Zone, Space Harrier, Wonder Boy, Choplifter и Zaxxon, Outrun, After Burner и Shinobi, Altered Beast, Alex Kidd in Miracle World.
Геймеры любили персонажа Алекс Кидда, поэтому именно он сначала считался неофициальным талисманом платформы, наряду с волком из Altered Beast, входившим в комплект к приставке. Легендарный еж Соник появился позже.
1987 год, январь – компания Sega удивила всех новым товаром: 3D-очками, которые позволяли увидеть полноцветные 3D-изображения на экране телевизора. Зрители на выставке Consumer Electronics Show были заворожены объемным эффектом. Это было действительно невероятно для тех лет. Но когда инновационный аксессуар был выпущен, его почти никто не стал покупать. Дело было в непомерно высокой цене и совместимости лишь с небольшим набором игр.
16 бит. Genesis может то, что не может Nintendo
В компании знали, что они имеют превосходный продукт, и им нужно было лишь создать шум по этому поводу. Поэтому они напрямую ставили рядом две приставки, порой якобы «рекламируя» Nintendo. Сразу бросалась в глаза устаревшая графика, писклявый звук 8-битной системы и отсутствие «взрослых» игр.
Еще до выхода Sega Mega Drive Калинске просчитал слабые стороны и разработал мощную стратегию продвижения в США. Вместе с игровой индустрией взрослели и игроки, поэтому одна из ставок была сделана на спортивные игры. Sega подписала контракт с популярным 49-летним защитником Джо Монтана из Сан-Франциско и создала игру Joe Montana Football, а затем еще несколько игр со звездами футбола.
Вторым сильным ходом был выпуск игры Michael Jackson’s Moonwalker с королем поп-музыки в главной роли. Персонаж Майкла Джексона сражается с врагами, но не забывает танцевать и ходить своей знаменитой «лунной походкой». Параллельно, Sega распускала слухи о некоем таинственном новом талисмане.
Соник
Сеге нужен был талисман, демонстрирующий мощь 16-битной системы и Sonic The Hedgehog отлично справлялся с этой ролью. Разработчики понимали сильные стороны Mega Drive, поэтому максимально ускорили анимацию персонажа и насытил игру красочной графикой.
Персонаж был разработан в Японии Наото Осима и первоначально назывался «Мистер Needlemouse». Позже Наото признался, что просто переместил голову Кота Феликса (Felix the Cat) на тело Микки Мауса. Он был удивлен, что никто в SEGA этого не заметил.
Тем временем в России
В журнале про игры «Видео-асс» (№6) 1994 года с энтузиазмом описали появление Сеги: «Кажется, нас можно поздравить. По оценке «Стиплер», мы доросли до 16-разрядных «Сега Мегадрайв»!» С тех пор журнал стал писать не только о NES и увеличился вдвое, с 24 до 50 страниц».
Все сразу поняли, что Мега Драйв – совсем другое дело. Картриджи для нее были черные в отличии от ярко-желтых для Денди, графика более придвинутой, игры взрослее, на джойстике было больше кнопо. Мало кто мог себе ее позволить тогда, поэтому обладатели черных картриджей были в большом почете. В игральные клубы набивалось куча народу, чтобы поиграть хоть часик в Mortal Combat, Sonic, Comix Zone, Червяка Джима или даже просто прокомментировать чужую игру.
Взрослые игры
Игра Mortal Kombat появилась в 1992 году и стала самым успешным файтингом за всю историю видеоигр. Причем изначальной идеей Midway Games было сделать файтинг с участием Жана-Клода Ван Дама, любимого во всем мире по фильмам «Кикбоксер» и «Двойной удар».
Nintendo не допускала жестокости, поэтому полностью отказалась от насилия в Mortal Kombat и других играх: кровь там стала серой, а позднее зеленой, «фаталити» подверглись цензуре и были изменены на менее изощренные. (Правда, после третьей части игры цензура перестала существовать, а игры становились все жестче).
Для многих возрастные ограничения и тайные комбо на Mega Drive сделали жестокость игры еще более соблазнительной. Mortal Kombat стала игрой, знаменитой своими «пасхальными яйцами». Так американцы называли секретные послания и персонажей, которые появлялись при сложной комбинации действий. Эти комбинации переписывали в тетради во многих странах мира. Забавно, что один из секретных персонажей, красный ниндзя Ермак, был багом, то есть простой технической ошибкой. Персонаж Скорпиона сменял цвет с жёлтого на красный, при этом его имя менялось на «Error Macro», что сокращенно превратилось в Ermac. Разработчики многократно говорили фанатам игры, что это лишь ошибка, но в итоге сдались и ввели секретного персонажа в красном, открыть которого в игре Ultimate Mortal Kombat 3 можно, введя код 12344-44321.
Второй игрой, из-за которой всполошились американские родители, стала игра-ужастик Night Trap 1995 года, сделанная в жанре FMV (игры с видео). Увлечение играми FMV в те годы было массовым, похожим на увлечение игрушками Тамагочи или другими забавами 90-х годов, но затем их также быстро забыли. Эти игры состояли почти полностью из видео-клипов, создавая эффект интерактивного кино.
Консольные войны
32-битной приставкой стала Sega Saturn, которая вышла в 1994 году и была явно недоработанной и дорогой. Игры к ней варьировались от более-менее приемлемых до ужасных.
Библиотека игр для Dreamcast была ударной: новый трехмерный Sonic Adventure, файтинги Shenmue, Virtua Fighter 3, Soul Calibur и Power Stone, музыкальная игра Space Channel 5 и водные гонки Hydro Thunder. Dreamcast становится самой продаваемой консолью.
Компания Sega в наши дни
Вот уже более 15 лет Sega официально не выпускает приставки и старается не оглядываться назад. Этим занимаются другие компании. Sega не прекратила существование, а занимается сейчас разработкой игр и созданием новых игровых автоматов, которые до сих пор популярны в Японии.
Лишь в 2007 году Sega вспомнила прошлые консольные войны с Nindendo и выпустила игру Mario&Sonic на платформе Wii.
Энтузиасты до сих пор пишут игры под легендарную Mega Drive, больше всего запомнившуюся геймерам. Приставки Mega Drive стали выпускать другие заводы по примерно))) той же технологии.На них можно опробовать секретные комбо из школьных тетрадок, вспомнить 90-е, проронить скупую мужскую слезу и послушать знакомые с детства звуки на полную громкость.
История возникновения приставки Sega
Многие из нас в своем детстве играли в приставку Сега Мегадрайв, которая, вместе с Денди, открыла нам Новую реальность. Мы собирались на квартирах, чтобы вместе с друзьями поиграть в Sonic The Hedgehog, Golden Axe, Mortal Kombat и другие игры. Это было более 20 лет назад, однако мир узнал о Сеге гораздо раньше.
Эпоха игровых автоматов
Рождение компании Sega пришлось на далекие 40-е годы прошлого века. Тогда это были не приставки, а крупные игровые автоматы, стоявшие в барах и комнатах отдыха. Играли в них не подростки, а американские солдаты, снимавшие стресс после перестрелок. Первые такие автоматы появились на военных базах США на Гавайских островах. Это были игры типа пинбол и «Однорукий бандит».
В 1952 году компания стала называться Service Games of Japan и импортировать игры в Японию. Примерно в это же время энергичный американец по имени Дэвид Розен владел в Японии сетью кабинок моментальной фотографии, и музыкальными автоматами, в которых играл американский и японский рок-н-ролл. Оба американских ноу-хау были в новинку для японцев и пользовались большим успехом. Японцы хотели развлечений и Розен решил расширить бизнес Rosen Enterprises и продавать аркадные автоматы.
В 1964 году пути двух компаний сошлись. После слияния SErvice GAmes и Rosen Enterprises появилось название SEGA Enterprises Ltd. Началась активная разработка новых игр.
В 1969 году большая часть компании переехала из Японии в США.
В 1975 году в Калифорнии появился аркадный автомат Bullet Mark, имитирующий тир. Он считался «олдскульным», но все равно пользовался популярностью: стрельба по мишени никогда не теряла актуальности.
Игровые автоматы Periscope и Bullet Mark
Появление видеоигр
1970-е годы в Америке были особым временем, особенно в Калифорнии, в которой зародилась знаменитая Кремниевая долина. Закончилась война во Вьетнаме, появлялись первые микропроцессоры и компьютеры, зарождался интернет, Стив Джобс собрал свой Apple, вышли первые Звездные войны. И разумеется, в 1970-х произошло полное обновление игровой индустрии: сменилось два поколения игровых консолей, стали появляться приставки на основе микропроцессоров, такие как Atari. Taito выпустили Space Invaders – первую популярную видеоигру.
Менялись технологии, менялось мышление и отношение к играм. Чтобы идти в ногу со временем, Sega начала стремительно расширяться, привлекать все новых и новых разработчиков игр, приобрела фирму Gremlin Industries для разработки и производства новых микропроцессоров для игровых автоматов. Ставка была сделана на будущее и новейшие разработки. В результате в 1979 у Sega/Gremlin появилась видеоигра Head On в инновационном жанре maze chase, который основан на передвижениях в лабиринте. До этого игры чаще были основаны на стрельбе. Жанр затем популяризировала игра Pac-Man.
Игровой автомат и геймплей Head On
Игра Monaco GP 1979 года стала одной из первых гоночных игр в кабинах, имитирующих автомобиль. А в 1981 году появился хит – Turbo. До этой игры гоночные игры выглядели плоско и использовали перспективу с высоты птичьего полета. В Турбо стал виден горизонт в конце дороги. Разработчики ввели в игру простой эффект масштабирования: деревья и дома становились больше, пока машина проезжала мимо них. Эту тенденцию другие компании начали повторять и дополнять.
Игровой автомат и геймплей Turbo
Zaxxon 1982 года – это игра, которая неплохо выглядит и сейчас. Талантливые разработчики создали эффект трехмерности за счет угла обзора, движения фона и использования нескольких слоев изображений. Посмотрите сами.
Игровой автомат и геймплей Zaxxon
Planet of Zoom 1982 года. В ней трехмерный эффект достигался за счет увеличения масштаба.
Геймплей игры Planet of Zoom
Эти годы стали золотыми для Сеги и сделали компанию лидером среди аркадных видеоигр.
Персональные игры
Основатели Сеги понимали, что микропроцессоры – это только начало развития видеоигр. Компьютеры становились персональными, и игры также перемещались в дома. У Sega была отличная репутация и поэтому они уверенно начали план покорения рынка домашних консолей.
1981 год – в Японии начинаются пробные продажи первой игровой приставки Sega Game-1000, созданной на базе 8-битного процессора Zilog Z80.
Приставка Sega Game-1000
Была запущена рекламная кампания в японском психоделическом стиле:
Реклама Sega Game-1000
Что же помешало SG-1000 стать популярной приставкой? Возможно, слишком позднее появление. Она не была уникальной. Рынок к тому времени уже заполонили многочисленные игровые консоли, часто похожие как две капли воды. Люди отдавали предпочтение тем, которые стоили дешевле.
1983 год – в индустрии компьютерных игр произошел кризис. Популярная компания Atari стала постепенно исчезать с рынка, и это произошло со многими приставками. Многообразие породило жесткую конкуренцию и отбило у многих желание производить консоли. Sega вкладывает огромные деньги в развитие графики и в разработку новых технологий.
Единственной, кто чувствовала себя уверенно в тот год, была японская компания Nintendo. В этом же году в Японии стартовали продажи Family Computer (Famicom), 8-битной игровой приставки. Famicom была стоила недорого, поэтому сразу стала фаворитом у геймеров.
Приставка Famicom от Nintendo
1984 год – Sega выпустила SG-1000 II, создав целый отдел домашних консолей, нашла новых талантливых разработчиков.
Приставка SG-1000 II
Ю Сузуки написал свою первую игру Champion Boxing, а будущий создатель Соника, Юдзи Нака написал Girl’s Garden. Вышла игра Doki Doki Penguin со сложными головоломками и Orguss с визуальным параллакс эффектом.
Champion Boxing, Doki Doki Penguin и Orguss
В 1985 году Ю Сузуки выпустил Hang-On и Space Harrier.
1985 год – Nintendo представила консоль Famicon для Европы и США, переименовав её в NES (Nintendo Entertainment System). 8-битная консоль покорила мир на долгие годы. Передовые игры Сеги больше не интересовали геймеров.
1986 год – Nindendo (NES) принадлежали 90% рынка игровых приставок, а Sega и Atari — оставшиеся 10%. Sega выпускает приставку Sega Mark III (она же Master System), и за четыре месяца продаёт 125 тысяч штук.
Приставка Sega Mark III / Sega Master System
За тот же промежуток времени у Nintendo купили 2 миллиона. Sega оставалось только покорять Европу и другие альтернативные рынки, в которых не продавалась приставка Nintendo. Успешнее всего Master System покупали в Бразилии.
Рекламный плакат Sega Master System
Sega делала ставки на то, чтобы усилить свои позиции в качестве разработчика консольных игр с самой передовой графикой. Репутацию создавали Fantasy Zone, Space Harrier, Wonder Boy, Choplifter и Zaxxon, Outrun, After Burner и Shinobi, Altered Beast, Alex Kidd in Miracle World.
Геймеры любили персонажа Алекс Кидда, поэтому именно он сначала считался неофициальным талисманом платформы, наряду с волком из Altered Beast, входившим в комплект к приставке. Легендарный еж Соник появился позже.
Alex Kidd
1987 год, январь – компания Sega удивила всех новым товаром: 3D-очками, которые позволяли увидеть полноцветные 3D-изображения на экране телевизора. Зрители на выставке Consumer Electronics Show были заворожены объемным эффектом. Это было действительно невероятно для тех лет. Но когда инновационный аксессуар был выпущен, его почти никто не стал покупать. Дело было в непомерно высокой цене и совместимости лишь с небольшим набором игр.
Очки 3D от Sega
16 бит. Genesis может то, что не может Nintendo
Приставка Sega Mega Drive
В компании знали, что они имеют превосходный продукт, и им нужно было лишь создать шум по этому поводу. Поэтому они напрямую ставили рядом две приставки, порой якобы «рекламируя» Nintendo. Сразу бросалась в глаза устаревшая графика, писклявый звук 8-битной системы и отсутствие «взрослых» игр.
Японская реклама Sega Mega Drive
Рекламные ролики Sega Genesis
Будущая победа компании стала результатом детально продуманного плана, разработанного новым вице-президентом – Томом Калинске и новым управляющим американского филиала компании – Майклом Катцем. Калинске до работы в Sega сделал популярными кукол Barbie, поэтому его решениям полностью доверяли в японском офисе. Он умел вести неравный бой.
Том Калинске с фигуркой Соника
Еще до выхода Sega Mega Drive Калинске просчитал слабые стороны и разработал мощную стратегию продвижения в США. Вместе с игровой индустрией взрослели и игроки, поэтому одна из ставок была сделана на спортивные игры. Sega подписала контракт с популярным 49-летним защитником Джо Монтана из Сан-Франциско и создала игру Joe Montana Football, а затем еще несколько игр со звездами футбола.
Joe Montana Football
Вторым сильным ходом был выпуск игры Michael Jackson’s Moonwalker с королем поп-музыки в главной роли. Персонаж Майкла Джексона сражается с врагами, но не забывает танцевать и ходить своей знаменитой «лунной походкой». Параллельно, Sega распускала слухи о некоем таинственном новом талисмане.
Michael Jackson’s Moonwalker
Соник
Сеге нужен был талисман, демонстрирующий мощь 16-битной системы и Sonic The Hedgehog отлично справлялся с этой ролью. Разработчики понимали сильные стороны Mega Drive, поэтому максимально ускорили анимацию персонажа и насытил игру красочной графикой.
Персонаж был разработан в Японии Наото Осима и первоначально назывался «Мистер Needlemouse». Позже Наото признался, что просто переместил голову Кота Феликса (Felix the Cat) на тело Микки Мауса. Он был удивлен, что никто в SEGA этого не заметил.
Микки Маус + Феликс (Felix the Cat) = Соник
В японской версии Соник имел клыки, игольчатый воротник, был синий и имел подругу по имени Мадонна. В США Соник потерял свои клыки, девушку и стал окрашен в цвета американского флага.
Стратегия сработала и к концу года было продано около миллиона приставок. Том Калинске превратил аутсайдера в лидера рынка. «Hyakumandai!» – скандировал Хаяо Накаяма. «Один миллион единиц!»
Реклама Sega: «Добро пожаловать на новый уровень»
Тем временем в России…
Практически в это же время Sega стала проникать на российский рынок. Это было начало чего-то невиданного.
Журнал «Видео-асс» (№6) 1994 года
В журнале про игры «Видео-асс» (№6) 1994 года с энтузиазмом описали появление Сеги: «Кажется, нас можно поздравить. По оценке «Стиплер», мы доросли до 16-разрядных «Сега Мегадрайв»!» С тех пор журнал стал писать не только о NES и увеличился вдвое, с 24 до 50 страниц».
Все сразу поняли, что Мега Драйв – совсем другое дело. Картриджи для нее были черные в отличии от ярко-желтых для Денди, графика более придвинутой, игры взрослее, на джойстике было больше кнопо. Мало кто мог себе ее позволить тогда, поэтому обладатели черных картриджей были в большом почете. В игральные клубы набивалось куча народу, чтобы поиграть хоть часик в Mortal Combat, Sonic, Comix Zone, Червяка Джима или даже просто прокомментировать чужую игру.
Взрослые игры
Игра Mortal Kombat появилась в 1992 году и стала самым успешным файтингом за всю историю видеоигр. Причем изначальной идеей Midway Games было сделать файтинг с участием Жана-Клода Ван Дама, любимого во всем мире по фильмам «Кикбоксер» и «Двойной удар».
Журнал «Видео-асс» (№14) 1995 года
Вариантов «фаталити» было множество: обезглавливание, снятие кожи, разрезание надвое, четвертование, поджег, вырывание хребета, сдавливание противника приспособлением для уплотнения мусора и т.д.
Пример фаталити с вырыванием хребета
Sega крайне элегантно разрешила этот конфликт: малыши были защищены от «фаталити» и вида насилия с помощью первой системы возрастных рейтингов V.R.C. (Videogame Rating Council), а взрослые геймеры могли беспрепятственно лить реки крови и вырывать позвоночники, стоило лишь ввести секретную комбинацию.
Videogame Rating Council
Nintendo не допускала жестокости, поэтому полностью отказалась от насилия в Mortal Kombat и других играх: кровь там стала серой, а позднее зеленой, «фаталити» подверглись цензуре и были изменены на менее изощренные. (Правда, после третьей части игры цензура перестала существовать, а игры становились все жестче).
Для многих возрастные ограничения и тайные комбо на Mega Drive сделали жестокость игры еще более соблазнительной. Mortal Kombat стала игрой, знаменитой своими «пасхальными яйцами». Так американцы называли секретные послания и персонажей, которые появлялись при сложной комбинации действий. Эти комбинации переписывали в тетради во многих странах мира. Забавно, что один из секретных персонажей, красный ниндзя Ермак, был багом, то есть простой технической ошибкой. Персонаж Скорпиона сменял цвет с жёлтого на красный, при этом его имя менялось на «Error Macro», что сокращенно превратилось в Ermac. Разработчики многократно говорили фанатам игры, что это лишь ошибка, но в итоге сдались и ввели секретного персонажа в красном, открыть которого в игре Ultimate Mortal Kombat 3 можно, введя код 12344-44321.
Второй игрой, из-за которой всполошились американские родители, стала игра-ужастик Night Trap 1995 года, сделанная в жанре FMV (игры с видео). Увлечение играми FMV в те годы было массовым, похожим на увлечение игрушками Тамагочи или другими забавами 90-х годов, но затем их также быстро забыли. Эти игры состояли почти полностью из видео-клипов, создавая эффект интерактивного кино.
Night Trap
Mega Modem от Sega
Sega Game Gear
Sega Mega CD
Приставка Genesis II (MegaDrive 2)
Sega Nomad
Консольные войны
Sega так разогнались, так старалась быть первой в технических достижениях, что часто выпускала продукт намного раньше, чем это стоило делать. Компания с середины 90-х представила несколько технических модификаций, которые могли бы стать культовыми, но почему-то не сложилось: это SEGA Mega CD и 32-битную приставку. Именно эти системы ее позднее и погубят.
Многие связывают это с несогласованностью японского и американского офиса. Каждый видел дальнейшее развитие компании по-разному: кто в лазерных дисках, кто в карманных устройствах, кто в 32 и 64-битной системе, а кто и вовсе в возвращении к аркадным автоматам. Например, Калинске хотел сделать CD-приставку и уже начал общаться с Sony, но Накаяма отказался от этой затеи. В результате Sony выпустили знаменитую Play Station в одиночку. От затеи разработать 64-битную приставку у Silicon Knights Накаяма также наотрез отказался, и эта идея воплотилась в Nintendo 64.
Sega Mega Drive + Sega CD + Sega 32X
32-битной приставкой стала Sega Saturn, которая вышла в 1994 году и была явно недоработанной и дорогой. Игры к ней варьировались от более-менее приемлемых до ужасных.
Sega Saturn
Рекламные постеры 90-х были ориентированы на взрослую аудиторию. Главным хитом была Virtua Fighter, игра в 3D, поэтому первую партию приставок раскупили сразу же, как только они появились на полках магазинов, но фанаты были разочарованы. Приставку прозвали «Ящиком Пандоры», и о ней забыли как только вышла легендарная Sony Play Station.
В Sega разгорелся скандал, поскольку сразу стала очевидна непродуманность стратегии компании: к выходу Sega Saturn не успели договориться с магазинами, не успели выпустить рекламу и разработать игры. Долги компании составляли 270 миллионов долларов. Крайним сделали Калинске, уволив его в 1996 году.
Sega Dreamcast
Библиотека игр для Dreamcast была ударной: новый трехмерный Sonic Adventure, файтинги Shenmue, Virtua Fighter 3, Soul Calibur и Power Stone, музыкальная игра Space Channel 5 и водные гонки Hydro Thunder. Dreamcast становится самой продаваемой консолью.
Sonic Adventure
Soul Calibur
Узнав о том, что Microsoft и Nintendo разрабатывают Xbox и GameCube, 31 января 2001 года разоренная Sega объявила о прекращении производства домашних консолей.
Компания Sega в наши дни
Вот уже более 15 лет Sega официально не выпускает приставки и старается не оглядываться назад. Этим занимаются другие компании. Sega не прекратила существование, а занимается сейчас разработкой игр и созданием новых игровых автоматов, которые до сих пор популярны в Японии.
Лишь в 2007 году Sega вспомнила прошлые консольные войны с Nindendo и выпустила игру Mario&Sonic на платформе Wii.
Игра Mario & Sonic для Wii
Энтузиасты до сих пор пишут игры под легендарную Mega Drive, больше всего запомнившуюся геймерам. Приставки Mega Drive стали выпускать другие заводы по той же технологии. Они такие же, как были у нас в детстве и стоят не 20-30 тысяч, как Xbox One и Playstation 4, а гораздо меньше. На них можно опробовать секретные комбо из школьных тетрадок, вспомнить 90-е, проронить скупую мужскую слезу и послушать знакомые с детства звуки на полную громкость. Купить Sega можете в нашем магазине.
Современная Sega Mega Drive 7
Источники изображений, использованных в материале: