в каком году появилась psp
Консоль Sony PSP: история и родословная
Консоль Sony PSP: история и родословная
Немного истории
Игровую консоль Sony PlayStation Portable или PSP смело можно назвать чемпионом в своем классе. Шутка ли, вариации консоли выпускались на протяжении девяти лет без каких-то существенных изменений аппаратной начинки, а она все так же остается популярной и любимой. Вплоть до того, что даже пришедшая ей на смену PlayStation Vita все никак не может составить достойную конкуренцию своей предшественнице.
Sony PSP была анонсирована еще в 2003 году, но первая модель линейки PSP-1000 поступила в продажу только в конце 2004 года и сразу же привлекла к себе всеобщее внимание. Революционность новинки заключалась в том, что в качестве носителя информации в ней впервые был использован Universal Media Disc (UMD).
Новая платформа оказалась очень привлекательной для разработчиков, и появление множества разнообразных игр не заставило себя ждать. К тому же немалую роль в росте популярности консоли сыграл тот факт, что она поддерживала игры, разработанные для Sony PlayStation One. В то время эта приставка была еще достаточно популярной, несмотря на появившуюся четырьмя годами ранее Sony PlayStation 2. А игры для нее продолжали массово выпускаться до 2007 года включительно. Последний же сборник вышел в свет в 2011 году.
В общем, растущее как снежный ком количество игр, разработанных специально для PSP, и солидная коллекция, доставшаяся в наследство от Sony PlayStation One, обеспечили пользователей новой консоли таким колоссальным выбором, что она была буквально обречена на успех. Тем более что большинство моделей серии в числе прочего поддерживали режим мультиплеера.
На протяжении следующего десятилетия было выпущено пять различных модификаций консоли, и каждая из них прекрасно справлялась с разработанными для всей линейки играми.
Окно браузера на консоли
Но функциональность PSP одними играми не ограничивается. На ней можно смотреть фильмы и фотографии, слушать музыку. Большинство моделей также предоставляют пользователю доступ к Интернету, но онлайн-функции реализованы плохо, и я упоминаю о них просто для сведения.
Почему именно PSP
Здесь возникает вопрос: насколько консоль, вышедшая десяток лет назад, актуальна сегодня? Как ей вообще удается сохранить популярность? Ведь есть новая PlayStation Vita, а количество игр для мобильных платформ и подавно с трудом поддается исчислению. Тем более что нередко они могут похвастаться более современной графикой, хотя это спорный вопрос.
Конечно, PS Vita начинает набирать обороты, но в основном это происходит потому, что компания Sony сегодня продвигает именно ее. Тем не менее игр для нее пока еще очень мало. К тому же представители компании уже неоднократно заявляли о сложностях разработки крупнобюджетных игр для этой платформы.
Разумеется, PS Vita прекрасно справляется со всеми играми, вышедшими ранее, и ее владельцы с удовольствием продолжают играть во все это, благо выбор поистине огромен. Но при этом PS Vita стоит, грубо говоря, в два раза дороже, чем актуальная сегодня PSP Street. И далеко не каждый может себе позволить переплатить 4000-5000 рублей ради того, чтобы играть преимущественно во все те же игры.
Несмотря на почтенный возраст консоли, у нее много красивых игр
Представьте, вы управляете автомобилем, несущимся по гоночной трассе, или пехотинцем, бегущим в атаку на неприятельские укрепления. И тут вдруг машина теряет контроль, а боец застывает на поле, как болванчик, представляя собой прекрасную мишень для вражеских снайперов.
А все дело в том, что, погрузившись в происходящее на экране, игрок перетянул палец в сторону от нарисованного виртуального джойстика и на какое-то время потерял контроль над игрой, что иногда плачевно сказывается на ее результатах.
Знакомая ситуация? Еще бы!
Конечно, сегодня есть способы решения подобных проблем. Уже существуют игровые контроллеры, которые можно подключать даже к смартфонам. Кроме того, выпускаются и консоли, работающие под управлением Android и поддерживающие все те же игры. Но давайте продолжим.
В то же время на любой Sony PSP идут все разработанные для нее игры. При этом среди них полно приложений с реально классной графикой. В качестве примера навскидку можно привести хотя бы игры серии God of War. А PSP Street стоит всего 4000-5000 рублей.
Кроме того, мобильные платформы и близко не могут похвастаться таким обилием качественных игр, как Sony PSP. Конечно, есть на них отличные игрушки, но их ничтожно мало по сравнению с консолью.
Vice City снова нужен антигерой
Многие из мобильных хитов являются портированными версиями громких проектов прошлого. Например, игры знаменитой серии Grand Theft Auto. GTA стала доступна на смартфонах и планшетах, и это реально круто. Но штука в том, что это все старые версии. Они уже давно пройдены, и играть в них не так интересно. И это притом что на PSP есть целые три абсолютно полноценные игры из этой серии, которые выходили только для консолей Sony.
В играх для Sony PSP такой ерунды нет. Вы точно можете быть уверены, что если в игре что-то продается, то только за ресурсы, получаемые в этой же самой игре.
Еще одним фактором, поддерживающим популярность консоли на высоком уровне, является возможность установки на нее сторонних прошивок, которые позволяют запускать игры, загруженные с различных сторонних ресурсов. Эта процедура незаконна, и мы не будем ее рассматривать, но, поскольку она существенно влияет на рейтинг Sony PSP, упомянуть о ней все-таки стоит.
Одно на всех железо
Несмотря на различия между различными версиями консоли, основная конфигурация у них общая. Все модели собираются на базе процессора Sony CXD2962GG с тактовой частотой 333 МГц.
Почти все консоли лишены встроенной памяти. Для работы они используют карты памяти формата Memory Stick и привод для дисков UMD. Исключением из этого правила является только PSP Go (N1000).
Разрешение TFT-экрана составляет 480×272 пикселя при соотношении сторон 16:9, но размеры и качество дисплеев различаются, как и некоторые другие мелочи. Об этих мелочах мы поговорим в следующем разделе.
Краткий обзор линейки моделей
Sony PSP-1000. С этой модели в далеком 2004 году и началась история консоли. В первую очередь визуально от своих последовательниц она отличается самым толстым корпусом и динамиками, расположенными в нижней части корпуса. Такое расположение было не очень удобно, поскольку при игре динамики часто закрывались пальцами.
Устройство оснащалось 32 Мб оперативной памяти, инфракрасным портом, а также модулем Wi-Fi. Из разъемов «на борту» имелись Mini-USB и гнездо для подключения наушников.
Размер консоли составлял 170x74x23 мм при весе примерно 280 г, а внешний облик стал образцом для новых моделей на несколько лет, за некоторыми незначительными исключениями. Консоль выглядела как игровой контроллер, посередине которого располагался дисплей с диагональю 4,3 дюйма. Оптический привод и аккумуляторный отсек находились на обратной стороне корпуса. Слот флеш-карты был вынесен на левый торец.
Корпус изготовлялся из глянцевого пластика и довольно быстро пачкался.
Еще один нюанс касался частоты процессора, которая по какой-то причине была искусственно ограничена числом 222 МГц. Однако в следующих версиях прошивки это ограничение было снято.
Новый гаджет лишился инфракрасного порта, но обзавелся видеовыходом, что позволило подключать его к телевизору.
Объем оперативной памяти увеличился в два раза и составил 64 Мб.
Эту модель многие считают самой удачной во всей линейке.
С этого момента Sony начала клепать по новой модели каждый год.
Как и у предыдущей модели, объем ее оперативной памяти составил 64 Мб.
Главным новшеством, добавившимся в этой модели, стал встроенный микрофон, благодаря которому пользователи могли общаться через Интернет, который все так же был доступен.
Новинка обладала практически всеми задатками, чтобы стать лидером серии, но ее неожиданно подвел дисплей. Несмотря на улучшенную четкость и цветопередачу, у него была чересстрочная развертка, за счет чего изображение периодически искажалось. Модель стоила немало, и такой нежданчик делал счастливых обладателей консоли чуть менее счастливыми.
Эта же модель знаменательна тем, что кнопка Home сменила название на PS и получила украшение в виде логотипа семейства PlayStation, который раньше ютился в левом верхнем углу. Его место теперь занял логотип Sony, располагавшийся прежде с правой стороны.
На этом на сегодня все. Во второй части статьи мы поговорим о двух последних моделях консолей Sony PSP и детально рассмотрим консоль Sony PSP Street, которая доступна на прилавках сегодня.
Sony Playstation Portable, радость коллекционера
Sony PSP — приятный артефакт для коллекционирования. Уже достаточно древний, но вполне доступный и недорогой. Есть разные варианты исполнения самой консоли, много аксессуаров, которые еще можно найти новыми в упаковке. Приятный дизайн, множество фич, большой простор для модификации. Для многих именно PSP стала первым мобильным устройством, но не для меня: в середине нулевых, когда консоль появилась в продаже, я пользовался обычными карманными компьютерами.
Это еще и достаточно беспроблемное ретро. Именно на PSP компания Sony впервые отрабатывала методы цифровой дистрибуции игр. Как и на других древних устройствах, интернет (и магазин Sony) на PSP со временем работать перестал. Зато прекрасно живет изначальный метод офлайнового распространения на дисках. А это вообще интересно: помимо прочего, на Playstation Portable была сделана одна из последних попыток продвинуть в массы очередной проприетарный оптический носитель. Неудачная, конечно же, зато пользоваться просто: добываешь игры или фильмы на дисках UMD, вставляешь, работает! Не надо копаться в битых ссылках и веб-архиве. PSP хороша как во взломанном виде, так и в правильно-легитимном.
Есть одна проблема: я не то чтобы большой фанат игр. Поэтому данный обзор посвящен больше железу, что наверное не очень правильно. Впрочем, игровой план у меня тоже был: пройти на аутентичном железе бест-селлеры для PSP, игры вселенной GTA, Vice City и Liberty City Stories. Делюсь запоздалыми впечатлениями.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
Playstation Portable была выпущена в самый подходящий для этого момент: когда технологии уже достаточно развились для создания мощной портативной консоли, но еще нет смартфонов, казуальных игр, быстрого интернета и прочих явлений второго десятилетия двадцать первого века. PSP задала параметры переносного игрового устройства, которые используются до сих пор, в устройствах типа Nintendo Switch или недавно анонсированной консоли Steam Deck, во множестве китайских портативных ПК с джойстиками. Тогдашний конкурент PSP — Nintendo DS — хоть и был более успешным «в штуках», имел свою уникальную конструкцию с двумя экранами, которая до наших времен не дожила. Говоря о смартфонах, нельзя не вспомнить этого странного конкурента PSP, Nokia N-Gage:
Это была комбинация из не очень удобного смартфона и довольно странной игровой консоли с вертикальным экраном, которая вообще не взлетела по сравнению со своими основными конкурентами — Sony PSP, Nintendo Game Boy Advance SP и DS. Из всех конкурентов PSP имела самое производительное железо, как было принято в те времена, полностью кастомизированное. Два процессора с архитектурой MIPS32 с частотой до 333 Мгц (против 67 Мгц для основного ARM-based CPU в Nintendo DS), 32 мегабайта памяти на старте продаж. В комплект к играм были добавлены обширные мультимедийные и сетевые возможности — воспроизведение видео с аппаратным декодированием, музыкальный плеер, интернет через Wi-Fi со встроенным браузером. Даже в стоковом виде это был не только игровой девайс, а уж с Homebrew-софтом и подавно.
PSP поступила в продажу в Японии в конце 2004 года, в США и Европе — соответственно весной и осенью 2005 года. Ближайшим аналогом PSP из моей коллекции устройств является КПК iPaq hx4700, также выпущенный в 2004 году, штука куда более производительная и дорогая, но с общими мотивами: Wi-Fi, мультимедийные фичи, большой экран. Стоил такой КПК на старте продаж 600 долларов, а PSP продавалась за 250. Экономика игровой консоли позволяла выставить куда более привлекательную цену на железо, в надежде отбить затраты на относительно дорогих играх.
Свою первую PSP я покупаю как обычно вовремя. Осенью 2020 года я навещаю родной город, слегка скучаю без своей обширной коллекции артефактов и решаю пополнить ее чем-нибудь нетяжелым, чтобы без проблем поместилось в чемодан. PSP первого поколения мне продает школьник, ему кажется столько же лет, сколько устройству. Цена за потрепанную жизнью, но бодрую консоль, со свежей батарейкой и приличным набором игр — 5000 рублей. Любой другой 15-летний девайс я бы долго настраивал: сразу возникли бы проблемы с синхронизацией с современным ПК, пришлось бы добывать карт-ридер, искать информацию на форумах. Игровая консоль — вещь в себе. Ввел дату и время, вставил диск с игрой, и вперед. По сравнению с моими более древними артефактами, требующими определенных археологических раскопок, PSP — удобное ретро.
Впрочем на этом я не останавливаюсь, и чуть позже покупаю консоль PSP-2000, модель второго поколения. По сравнению с первой версией (известной как PSP Fat) эта (логично именуемая PSP Slim) стала тоньше и легче, а также чуть производительнее. Выпущенная в 2007 ревизия имеет 64 мегабайта оперативной памяти, что позитивно сказывается на времени загрузки игрового контента с дисков UMD.
Следующий артефакт: консоль третьего поколения, PSP-3000. Приобретена в хорошем состоянии, но без батареи и аксессуаров, выбрана из-за приятного синего цвета корпуса. В этой ревизии 2008 года интересен более яркий дисплей, который, впрочем, имеет достаточно неприятную особенность — заметные артефакты чересстрочного отображения картинки.
Еще две ревизии PSP я не стал покупать. Это со всех сторон удешевленная версия PSP-E1000 (она же PSP Street), лишенная Wi-Fi, но с интересным черным корпусом в матовом исполнении. И PSP Go, финальная версия PSP 2009 года, в совершенно другом форм-факторе, без привода UMD (соответственно, только с цифровой дистрибуцией игр). И, на мой взгляд, с не самым удобным расположением управляющих элементов а-ля смартфон с раздвижным корпусом. Оригинальная PSP крупнее, и потому удобнее.
Аксессуары
Аксессуаров для PSP было выпущено невероятное количество, как оригинальных от Sony, так и сторонних. Пяток интересных допов добыл и я. Это спорная док-станция для PSP, удобная штука, но с ужасными неотключаемыми синими светодиодами. Новый в упаковке чехол Logitech:
Это тонкий, но очень крепкий кейс для консоли и дисков, позволяющий отбиваться от других желающих поиграть без последствий для приставки.
Кабель для подключения консоли к ТВ через компонентный выход. Через DVD-рекордер, конвертирующий компонентный сигнал в композитный, я смог подключить PSP (второго или третьего поколения) к моему телевизору-микроволновке. На верхнем торце у PSP есть слот для аппаратных расширений. Таких у меня два. Камера PSP-450x с разрешением 320×240, которая поставлялась с одной из ранних AR-игр Invizimals:
И GPS-модуль с картами дорог Западной Европы на UMD:
В машине комбинация из немаленькой PSP с модулем расширения выглядит… оригинально:
Пожалуй это самый непрактичный аксессуар, как и любой другой древний навигатор: тяжело, неудобно, и нет дорог, построенных за последние 15 лет.
Аппаратный Моддинг
Железных модификаций для PSP придумано много, от простой установки батареи потолще до прикручивания более качественного аналогового стика от PS Vita. Есть одна модификация, которую я обязательно хотел попробовать: замена дисплея на оригинальной PSP Fat на экран получше.
Экраны доступны на Алиэкспресс, и кажется они изначально предназначены для какого-то другого устройства, в комплекте с дисплеем прикладывается переходник на шлейф другой конфигурации. Для установки дисплея PSP придется разобрать почти полностью. Все достаточно просто, но нужен паяльник — закоротить перемычку для правильной работы подсветки. Картинка хоть и не приближает PSP к возможностям современных OLED-дисплеев, но становится значительно лучше. В моем случае на одной из двух PSP-1000 дисплей не взлетел — он работал, но изображение было сдвинуто на несколько пикселей вверх. Проблема присутствовала на европейской версии приставки. На той, что официально продавалась в России, все хорошо.
Сверху — модифицированный IPS-дисплей, снизу — сток. Из-за дисплея, а так же из-за более ухватистого толстого корпуса я регулярно использую самую первую ревизию PSP. Мне также попадались интересные моды с установкой большого (5000 мАч) аккумулятора путем удаления оптического привода UMD. А вот на это я пойти не мог: диски UMD стали одним из основных поводов добавить PSP в коллекцию.
Минидиск 2.0
Universal Media Disk — это такая традиционная попытка Sony принести на рынок носитель данных и сделать его стандартным. Из всех многочисленных носителей, разработанных Sony, абсолютный успех произошел, наверное, только у двух: у компакт-диска (созданного совместно с Philips) и у 3,5-дюймовой дискеты. Жизнь многих других форматов можно описать словами от «умеренный успех» до «полный провал». UMD относится скорее к первой категории. С одной стороны, эти диски использовались только в PSP и нигде больше. Так и не появилось возможности записи на этот носитель в домашних условиях. С другой — UMD успешно решил задачу защиты игр, пиратские диски этого формата не выпускал никто. Наконец, для достаточно объемных 3D-игр и фильмов с приличным качеством в начале нулевых оптический носитель действительно был необходим: цифровая дистрибуция еще не была развита, а игры на картах памяти получились бы золотыми.
В конце 2003 года максимальный объем карт Compact Flash составлял 4 гигабайта. Карта Memory Stick Pro объемом 512 мегабайт тогда же стоила 300 долларов (445 с учетом инфляции). UMD можно было штамповать с копеечной себестоимостью, а объем составлял 900 мегабайт в однослойном исполнении и 1800 в двуслойном. Этот формат имеет что-то общее с моим любимым проприетарным носителем Sony — минидиском:
Диаметр диска одинаковый — 64 миллиметра. Конструкция UMD упрощена, пропала защитная металлическая шторка (в оригинальной спецификации ее наличие предусматривалось). Технически это разные форматы. Минидиск — магнитооптический перезаписываемый носитель. UMD предназначен только для чтения, а по параметрам является близким родственником DVD. UMD прежде всего использовался для дистрибуции игр, но не только. В конце нулевых для PSP можно было приобретать кино. Вместе с одной из приставок я покупаю представительную коллекцию фильмов на UMD:
Хотя емкость UMD меньше, чем у DVD, используется более эффективный кодек H.264. На круг получается примерно то же самое, а на мелком экране PSP — вообще идеально.
Не то, чтобы этот довесок к играм был популярен, тем более в нашей стране, где локализованных релизов кажется и вовсе не было. Импортированные из Европы фильмы попадались мне в московском магазине «Пурпурный легион». И тогда, и сейчас это очень странная покупка, но интересная: смотреть «Матрицу» на игровом портативе, с носителя, который больше нигде не использовался — такая особая ретродисциплина.
С выпуском новых модификаций PSP оптический привод для дисков UMD серьезно упрощался. Если в первом релизе есть кнопка выброса диска, направляющие и прочее, то уже в PSP Slim остается только пластиковая крышка.
Диск просто закидывается в отсек, и выравнивается относительно механизма чтения сам по себе, после закрытия.
В стране с распространенным софтовым пиратством дистрибуция на UMD представляла определенную проблему, которую хотелось решить. Но дело не только в желании добыть игры нахаляву. UMD — медленный носитель. Взлом PSP с переносом игровых данных на карту памяти в некоторых случаях ускоряет загрузку в несколько раз. Поговорим о взломе.
Джейлбрейк
Игровые устройства привлекают максимум внимания со стороны взломщиков. Мотивация у них разная, кто-то говорит о свободе использования железа, которым ты владеешь, а другие просто хотят бесплатно играть в платные игры. Можно сказать, что одни из самых сложных хаков были применены именно к игровым устройствам — овчинка стоит выделки. История взлома Sony PSP представляет собой типичную борьбу хакеров и вендора. Первые ищут новые уязвимости, позволяющие устанавливать на устройство кастомные прошивки, второй закрывает найденные уязвимости с помощью обновлений.
В какой-то момент был актуален интересный метод взлома Playstation Portable при помощи модифицированной батарейки. В терминах, принятых в сфере информационной безопасности, «эксплуатировалась встроенная в PSP система отладки, которая активировалась, если к устройству подключена батарейка с определенным серийным номером». Аппаратную дыру закрыли в версии PSP Slim, но регулярно обнаруживались иные методы взлома.
В PSP используется проприетарная карта памяти Memory Stick Pro, для которой, впрочем, придуманы переходники на обычные карты MicroSD. Карты памяти сейчас стоят куда дешевле, чем 15 лет назад, и я без проблем расширяю хранилище PSP до 128 гигабайт. Пробовал и карту на 256 ГБ, но при обращении к ней приставка ощутимо тормозила. В результате появляется возможность хранить прямо на приставке сотни игр, которые загружаются гораздо быстрее, чем при использовании оригинального UMD.
Больше всего из всего ассортимента homebrew-софта меня заинтересовали эмуляторы более древних консолей. В результате получается весьма удобная портативная ретро-приставка с удобным управлением.
Пара слов про игры
Мне кажется, предпочтение игр определенной эпохи формируется в юности — в школьные годы я играл в DOS-игры, и мне они до сих пор кажутся прекрасными. А кому то они же могут показаться слишком примитивными. Это я к тому, что PSP появилась в моей жизни поздновато, когда представления о прекрасном уже были сформированы. Где-то в 2006 году я одолжил приставку у знакомых, и как-то совсем не понял ее преимуществ. Особенно после игры в GTA Vice City на компьютере. Схожая по графике GTA Vice City Stories показалась жутко неудобной в управлении.
Если честно, она и до сих пор мне кажется такой: аналоговый джойстик в PSP оставляет желать лучшего, если сравнивать его, например, с PS Vita или Nintendo Switch. Но это только мое восприятие. Уверен, для многих Playstation Portable была и остается любимым девайсом всех времен. А что касается неудобного джойстика и отсутствующего второго стика для управления камерой, как это было сделано на стационарной Playstation 2… Скажу так: компьютерная игра — это вообще симуляция альтернативной вселенной, с неизбежными костылями в процессе. Все зависит от вашего желания эти сложности обходить, потому что сюжет игры интересный, графика классная, потому что все одноклассники играют или просто нравится. GTA на PSP я в итоге прошел, но очень хотелось переключиться на эмулятор — там удобнее.
В результате больше всего времени за последний год я потратил не на GTA, а на прекрасную игру LocoRoco, которая для PSP (и для меня) подходит идеально. Возможно потому, что управляется двумя кнопками, а аналоговый джойстик не требуется вообще.
Закончить текст хочется словами сожаления, что в мои школьные годы у меня не было такого портатива. Ух как я бы в него играл. Увы, в девяностые что-то типа Nintendo Game Boy я себе позволить не мог, и единственной «приставкой» на батарейках был вездесущий тетрис «9999 в 1». Поэтому из 2021 года я смотрю на PSP глазами уставшего взрослого, у которого и без PSP есть чем себя развлечь, только нет времени. Несмотря на это, мои впечатления позитивные, Playstation Portable легко оказалась в списке регулярно используемого ретрожелеза. Для середины нулевых это был выдающийся девайс, пусть и со своими особенностями типа свежепридуманного, но стремительно устаревающего оптического носителя.