в каком году появилась гражданская авиация
Крылья России
Гражданская авиация России прошла большой и славный путь. Зародившись в начале 20-х годов прошлого века, в процессе своего развития она стала неотъемлемой частью мировой транспортной системы. Многие предприятия, входящие сегодня в состав Госкорпорации Ростех, принимали активное участие в становлении российской авиации.
Днем рождения гражданской авиации России считают 9 февраля 1923 года. Именно в этот день в нашей стране официально появился гражданский воздушный флот. А в марте того же года в СССР было создано первое авиатранспортное предприятие – «Добролет» и открыта первая внутренняя авиалиния – Москва-Нижний Новгород.
Весь путь от Москвы до Нижнего Новгорода в 420 км преодолевался за три с половиной часа. Для сравнения, сегодня на это требуется 50 минут. Пилот управлял самолетом без всякой связи с землей, ориентировался по речкам и по железной дороге. Разумеется, полеты выполнялись только в хорошую погоду и днем.
Фото ИТАР-ТАСС
Партийный лозунг того времени «Трудовой народ, строй свой воздушный флот!» оказал свое действие. Всего за 5 лет, к 1928 году, на собранные народом средства было построено 400 самолетов.
Уже к середине 30-х в России были свои авиационные заводы, НИИ, конструкторские бюро и учебные заведения, где выпускали авиационных специалистов. В Советском Союзе был создан первый специализированный завод по производству полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов для самолетов и авиационных моторов, впоследствии на мощностях которого вырос современный титановый гигант – Корпорация «ВСМПО-АВИСМА».
А конструкторские коллективы по самолетостроению, возглавляемые Андреем Туполевым, Николаем Поликарповым и другими выдающимися отечественными учеными, спроектировали и построили первые советские самолеты.
В предвоенные годы отечественные экипажи гражданской авиации совершили целый ряд рекордных достижений и выдающихся дальних перелетов, которые принесли мировую славу и отечественному самолетостроению, и нашим летчикам.
В период с 1930 по 1939 год был построен ряд тяжелых многомоторных самолетов. Наиболее ярким из них стал восьмимоторный гигант АНТ-20 «Максим Горький», который брал на борт 80 пассажиров, имел максимальную скорость 280 км в час и дальность полета 2000 км. В то время он был самым большим самолетом в мире.
Советский Союз успешно развивал гражданскую авиацию, росли авиаперевозки, но началась Великая Отечественная война, и все резко изменилось – гражданская авиация пришла на помощь военной. Большинство гражданских самолетов были переданы воинским частям, а пилоты отправились на фронт. В структуре самой гражданской авиации появилось что-то новое – была создана Первая авиатранспортная дивизия Гражданского воздушного флота.
Она принимала активное участие в эвакуации жителей из осажденного Ленинграда и доставляла в город грузы. Гражданские пилоты совершили более 46 тысяч вылетов во время Сталинградской битвы, летали в осажденный Севастополь, участвовали в боях за Украину и Прибалтику. Кроме этого, во время войны они много раз летали в города Европы, в Африку и Америку, обеспечивая нашей стране связь с союзными государствами.
Акт капитуляции фашистской Германии 9 мая 1945 года был доставлен в Москву самолетом Ли-2, созданным уже в годы войны конструктором Лисуновым на базе гражданского пассажирского самолета.
Воздушное сообщение, нарушенное войной, после ее окончания стало быстро восстанавливаться. Аэропорты стали переоснащать: вместо Ли-2 появились Ил-12 и Ил-14, и к 1948 году объем пассажирских и грузовых перевозок вырос во много раз.
Стали развиваться и международные авиалинии: всего за 10 лет, прошедших после окончания войны, количество международных связей СССР выросло втрое, а в 1959 году открылся первый международный аэропорт страны – знаменитый Шереметьево.
В конце 40-х годов в СССР появились первые реактивные самолеты и уже в 1956 году мир увидел советский Ту-104, который всех очень удивил. Подобные американские, английские и французские самолеты появились на несколько лет позже.
Российские реактивные самолеты имели большой успех, но появились и проблемы – реактивным двигателям требовалось много топлива. Наши конструкторы сработали оперативно и 1957 году появились самолеты с турбореактивными двигателями, которые позволяли существенно экономить горючее. Первым таким самолетом стал Ил-18, и он сразу стал использоваться для дальних перелетов, причем не только на Северный полюс, но и в Антарктиду. Ил-18 длительное время был основным пассажирским самолетом Аэрофлота, его производство продолжалось до 1969 году.
Для более дальних перевозок больших грузов, для межконтинентальных полетов с большим числом пассажиров потребовались самолеты еще большей грузоподъемности. Поэтому А. Н. Туполев остановил свой выбор на турбовинтовом двигателе. Таким сверхдальним самолетом стал созданный в 1957 году пассажирский самолет Ту-114.
В то время Ту-114 был самым большим самолетом в мире. В обычном варианте при взлетной массе 175 тонн и дальности полета 7000 км он мог брать на борт 170 пассажиров, а при работе на менее протяженных линиях до 220 человек.
На самолете был установлен двигатель НК-12М, разработчиком которого является самарское предприятие «Кузнецов». До настоящего времени он считается самым мощным в мире турбовинтовым двигателем.
Ту-114 вплоть до 1967 года являлся флагманом Аэрофлота, на нем было установлено 32 мировых рекорда. Даже Никита Хрущев впервые пересек Атлантический океан, чтобы прибыть с визитом в США именно на этом самолете. Руководителю страны нужно было чем-то обязательно поразить американцев, и с помощью межконтинентального Ту-114, который создавался в глубокой тайне, Хрущеву это удалось.
Потом был Ту-144 – первый и один из двух в мире сверхзвуковых авиалайнеров, который тоже удивил мир.
Но самым массовым самолетом отечественного производства, самолетом-долгожителем, стал Ту-154. С того момента, как 9 октября 1968 года летчик-испытатель Ю.В.Сухов впервые поднял в воздух Ту-154, эта машина открыла целую эпоху в истории отечественной авиации.
И только в конце 1980 – начале 1990-х годов для замены на авиалиниях Ту-154 в ОКБ Туполева был разработан среднемагистральный пассажирский самолет Ту-204.
Ту-204 должен был стать таким же массовым, как и его предшественник Ту-154. Однако с распадом СССР финансирование авиапрома резко сократилось, и Ту-204 был вытеснен подержанными машинами западного производства.
С начала 2000-х годов в конструкцию Ту-204/214 был внесен ряд изменений. Самолеты начали оснащаться улучшенными пассажирскими креслами и бытовым оборудованием. Также была обновлена авионика. На новых самолетах установлены двигатели ПС-90А, производства «Пермского моторного завода», входящего в ОДК. Эти же двигатели эксплуатируются также на современных самолетах Ил-96.
На начало 2014 года самолеты семейства Ту-204/214 составляют основу самолетного парка правительственного авиаотряда — в СЛО «Россия» эксплуатируется 13 самолетов Ту-204 и Ту-214 различных модификаций.
Глубокая модернизация Ту-204 – самолет Ту-204СМ – вполне может составить реальную конкуренцию Airbus A320 и Boeing 737. Был увеличен максимальный взлетный вес, обновлено бортовое радиоэлектронное оборудование, что позволило сократить экипаж до двух человек. Большая часть новых систем и агрегатов произведены на предприятиях Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящего в Ростех.
Сегодня государство продолжает активно развивать гражданский авиапром. В частности, в целях вернуть централизованный контроль над отраслью были объединены авиаактивы в ОАК (Объединенная Авиастроительная Корпорация), введены запретительные пошлины на импорт иностранной авиатехники, а также вложены средства в создание первого гражданского самолета со времен СССР – Sukhoi SuperJet-100. НПО «Сатурн», входящее в состав Ростеха, совместно с французской аэрокосмической корпорации Snecma принимает участие в разработке и производстве двигателей для нового лайнера.
На подходе вторая разработка отечественного авиапрома – это среднемагистральный самолет будущего поколения МС-21. На авиационном заводе корпорации «Иркут» приступили к монтажу первых станций линии автоматической сборки этого самолета. Многие предприятия Ростеха работают над проектом создания перспективного самолета: предприятия КРЭТ создают авионику, «Авиадвигатель», являющийся дочерней компанией ОДК, разработал двигатель ПД-14 для самолета. Производством двигателя занимаются Пермский моторный завод и рыбинское предприятие «Сатурн». На предприятии холдинга «РТ-Химкомпозит» организовано производство крупногабаритных стрингерных панелей кессонов киля для МС-21.
Становление отечественной гражданской авиации является наглядным воплощением достижений науки, техники и технологии. Огромная заслуга в этом принадлежит нашим знаменитым авиаконструкторам. Туполев, Поликарпов, Ильюшин, Антонов, Микулин – имена, которые известны всему миру. Самолеты, сконструированные и построенные ими, открыли новую воздушную эпоху. Сегодня Россия возрождает традиции отечественной авиации.
События, связанные с этим
«Авиационное оборудование» повысит «присутствие на борту»
История гражданской авиации
Не так давно пассажирооборот воздушного транспорта в нашей стране превысил показатели транспорта железнодорожного. О том, как появились первые поезда, мы уже рассказывали, теперь «Дилетант» вместе с «Ростехом» вспомнят историю гражданской авиации.
«Флайер-1» братьев Райт
Братья Райт подняли сконструированный своими руками «Флайер-1» в воздух на 59 секунд. Тогда, в 1903 году, им удалось пролететь 260 метров. В 1908 году, спустя пять лет, братья взяли на борт самолета первого пассажира и по совместительству своего хорошего друга — Чарли Фёрноса. В этом же году погиб Томас Селфридж, став первым человеком, разбившемся в авиакатастрофе. Несмотря на это, Администрация США заключила с братьями контракт на поставку одного самолёта, который обошёлся казне в 25 тысяч долларов. Однако в правительстве перестраховались, добавив в контракт графу о том, что самолет «должен пролететь расстояние в 160 километров, не упав на землю».
Первый чартерный рейс
Лайнер Olympic стал пунктом назначения первого чартерного рейса
Он получился совсем необычным. Один из уважаемых пассажиров лайнера Olympic забыл свои очки и вспомнил об этом только тогда, когда судно уже вышло из гавани Нью-Йорка. Компания-перевозчик Wanamaker настолько любила своих клиентов, что они специально наняли британского авиатора Тома Сопвича. Том захватил очки, поднялся в воздух на своём самолёте, догнал лайнер и скинул очки на палубу.
Самолет компании St. Petersburg Tampa Airboat
В 1914 году, через 10 лет после полёта братьев Райт, появилась первая авиакомпания, самолёты которой летали по расписанию. В первом расписании полётов значились два города: Санкт-Петербург и Тампа. На самом деле, конечно, полёт из России в Америку на тот момент не был возможен. Санкт-Петербург, или Сент-Питерсбург, — город в штате Флорида, на западном побережье. На восточном как раз находится город Тампа. Поэтому первые клиенты первой авиакомпании St. Petersburg Tampa Airboat Line могли позволить себе только небольшой получасовой перелёт с одной части полуострова на другую.
Милионный пассажир и рейс на автопилоте
Первая авиакомпания, которая перевезла больше миллиона пассажиров
Символичной отметки в миллион перевезённых пассажиров уже в 1934 году достигла старейшая из существующих ныне авиакомпаний — DeutscheLufthansa, открытая в 1926. Через два года после её образования в Великобритании создали первый аппарат, который мог без помощи пилота какое-то время управлять самолётом.
Элин Чёрч — медсестра и первая стюардесса
Американская медсестра Эллин Чёрч в 1930 раз и навсегда решила связать свою жизнь с авиацией. Но поскольку ей не суждено было стать пилотом, она начала обслуживать пассажиров на борту. В первом её рейсе таких было 11.
Компании UnitedAirlines так понравилась эта идея, что через два месяца они начали набирать стюардесс для всех своих рейсов. В то время, к слову, работы у них было довольно много — горячий обед на борту самолёта включал в себя обычно фруктовый коктейль, жареного цыпленка, печенье и горячий кофе.
Тем временем в России
Во время полёта пассажиры «Ильи Муромца» могли пройтись по прогулочной палубе
Верится с трудом, но именно в нашей стране был спроектирован первый в мире пассажирский самолёт. Пока полёты были ещё делом экспериментальным, инженеры Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Игоря Сикорского уже в 1913 году сконструировали биплан «Илья Муромец». На следующий год провели показательный полёт: на борту находилось 16 человек и одна собака, за штурвал сел главный инженер аппарата — Сикорский. В разных модификациях самолёт Сикорского взял несколько мировых рекордов по длине перелётов, по высоте и времени полёта.
Вообще «Илья Муромец» — большой прорыв для авиации. Сикорский предложил несколько нововведений, которые до сих пор используются в авиастроении. Так, например, он первым разделил салон и кабину пилота, впервые на «Илье Муромце» появился туалет и спальные комнаты. Салон обогревался газовым отоплением, освещался электричеством. Такого комфорта на борту в то время никто даже не мог представить.
Модель авиалайнера МС-21
Российские инженеры продолжают заниматься новаторством в сфере авиастроения и сегодня. Один из самых амбициозных проектов — Магистральный самолёт XXI века, или просто МС-21. Первые полёты аппарата запланированы уже на 2016 год, серийное производство — на 2017. Уникальность МС-21 в том, что он должен стать первым в России «электрическим самолётом». Большая часть боровых устройств будет переведена на электрические механизмы, при этом в МС-21 будут задействованы вспомогательные источники энергии, которые обеспечат работу двигателей в случае их остановки в воздухе. Для электрификации самолета предприятия «Ростеха» уже изготовили ряд техники, которая проходит тестовые испытания.
МИ-38 будет строить на Казанском вертолётном заводе
Большое распространение в гражданской авиации получили не только самолеты, но и вертолеты. Поскольку они не рассчитаны на массовые пассажирские перевозки, их используют в самых разных сферах. Так, например, легкий вертолёт «Ансат» холдинга «Вертолёты России» используется в санитарной авиации: медицинская версия этого самолёта доставляет больных в лечебные учреждения, также позволяет реанимировать пострадавшего прямо на борту. А МИ-38, производить который стали в 2015 году, вообще из гражданского вертолёта может превращаться в военный.
Транспортный блог Saroavto
суббота, 13 февраля 2016 г.
История Гражданской авиации в России
Крылья страны Советов
Первый гражданский аэродром СССР находился на Ходынском поле.
17 марта 1923 года создается Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота —«Добролет», предшественник «Аэрофлота».
(Помимо «Добролета» в СССР были созданы еще две авиакомании «Закавиа»(г.Баку) и «Укрвоздухпуть»,(г.Харьков), но так как они теперь относятся к другим государствам, то основнйо упор сделаю на истории «Добролета»)
Общество было создано для содействия развития воздушного флота страны. Уставной капитал составил 2 млн руб. золотом. Основной целью ставилась организация воздушных почтово-пассажирских и грузовых линий, решение задач народного хозяйства, связанных с авиацией (например, аэрофотосъёмка местности), а также развитие советской авиационной промышленности. Территориально деятельность этой организации охватывала Россию и Среднюю Азию.
Каждый желающий, мог купить акции «Добролета» и своим собственным рублем поддержать отечественное самолетостроение.
Один из первых самолетов «Добролета» на Ходынском поле.
Афиша, выпущенная к открытию авиалинии, гласила:
«Приняты меры, дабы в случае вынужденного спуска в пути пассажиры смогли следовать на первом отходящем поезде в ту или иную сторону (БЕСПЛАТНО)».
Вылет из Москвы состоялся в 11.00 с Ходынского поля и примерно через четыре часа первый рейсовый самолет «Промбанк»,преодолел 408 верст на высоте 200 метров, совершил посадку в Нижнем Новгороде. Перелет выполнил пилот «Добролёта» Яков Моисеев; пассажирами первого рейса стали директор-распорядитель «Добролёта» Александр Краснощекое (персона весьма одиозная в то время), член правления «Добролёта» Игнатий Дзевалтовский и начальник авиалинии Аникин.
«Юнкерсы» летали со скоростью 140 км/час и преодолевали 500-километровую трассу примерно за 4 часа летного времени, но общее время авиапутешествия было больше: двигатели самолета были ненадежными, поэтому для их проверки выполнялись посадки через каждые полчаса-час полета. Чтобы устранять неисправности, в состав экипажа входил механик. Чтобы не заблудиться, летели только днем и только вдоль железной дороги, телефон и телеграф которой использовали для связи на линии.
19 октября 1923 года Совет Труда и Обороны СССР утвердил ориентировочный план развития воздушных линий. Предусматривалось проложить и освоить трассы Москва – Петроград – Западная граница, Нижний Новгород – Казань, Казань – Саратов, Баку – Казах – Тифлис, Ташкент – Алма-Ата, Ташкент – Аулие-Ата, Бухара – Термез – Душанбе. Летчикам и изыскателям будущих воздушных путей приходилось верхом на лошадях преодолевать несчитанные километры дорог, гор и пустынь. Уже к 1929 году “Добролет” эксплуатировал девять всесоюзных линий общей протяженностью 12146 км. Велись изыскания для линии Москва – Владивосток, готовилось открытие линии Хабаровск – Николаевск – Сахалин, Архангельск – Котлас – Сыктывкар.
Один за другим открываются новые воздушные трассы, связывающие города Советского Союза между собой и с городами мира. Среди них особое место занимают перелеты самолетов через высочайшие горы Гиндукуш. Советский Союз оказывал помощь Афганистану в создании национальной авиации.
Карта маршрутов добролет к 1930 году.
Этот аэродром, располагавшийся уже тогда в черте города, являлся базовым для самолетов Гражданского воздушного флота до середины 40-х годов, когда все рейсы перевели в аэропорты «Быково» и «Внуково».
25 февраля 1932 г. Образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), а 25 марта учреждено официальное наименование советской гражданской авиации «Аэрофлот». Для его работников вводятся форменная одежда и знаки различия, появились 12 категорий личного состава – гражданские аналоги воинских званий. Через 15 лет после основания «Аэрофлот» стал крупнейшей авиакомпанией мира и оставался таковой до 1991 года.
13 сентября 1936 г.- первый в современном Московском авиаузле аэропорт «Быково» начинает отправление и прием регулярных пассажирских и грузовых рейсов «Аэрофлота». Тогда там не было искусственных покрытий и аэродром был ограниченно годен для эксплуатации самолетов во время дождей и весенней распутицы.
Короткая асфальтобетонная полоса появилась «Быково» лишь в 1960 году. Отсюда самолеты летали в Архангельск, Астрахань, Вологду, Воронеж, Горький (ныне Нижний Новгород), Днепропетровск, Запорожье, Ижевск, Казань, Курск, Махачкалу, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Саратов, Симферополь, Харьков, Сталинград (ныне Волгоград), Сыктывкар, Ухту, Уфу и Челябинск. А также в города Прибалтики. В разное время в «Быково» базировались: Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ан-24, Л-410, Як-40 и Як-42. Последние две машины выполнили первые пассажирские рейсы именно из этого аэропорта.
19 июня 1937 г. образовано Управление международных воздушных линий ГВФ, одна из главных задач которого – организация международных коммерческих воздушных перевозок между Советским Союзом и иностранными государствами. В 39-41 годах Управление возглавляла легенда советской авиации прославленная лётчица Валентина Гризодубова. На этом посту она проявила себя талантливым организатором,открыв первые регулярные рейсы в Европу.
Авиасообщение на этом маршруте было прервано 22 июня 1941 года.
Впереди была Великая Отечественная война.