в каком году появилась формула 1
История Формулы-1
В наши дни не найти человека, который не слышал бы о «Формуле-1». На сегодняшний день это один из самых престижных и популярных видов спорта на планете. Невероятно захватывающее зрелище: красивые и мощные болиды, состязание лучших пилотов, полные трибуны верных болельщиков. Всё это можно ежегодно наблюдать не только по телевизору, но и в живую – самые преданные поклонники этого вида спорта специально ездят за много тысяч километров, чтобы своими глазами увидеть соревнования и поболеть за любимую команду. Чего только стоит рёв мотора, разрывающий воздух, бешеная скорость болидов, пролетающих по причудливым поворотам трассы и ободряющие крики восторженной многотысячной толпы поклонников, которые слышны даже в кабине пилотов.
«Формула-1». Как все начиналось
В далекие 1920-30-е годы появились первые предпосылки для появления «Формулы-1». Именно тогда команды, участвовавшие в различных автогоночных Гран-при, приняли регламент проведения первого чемпионата мира. Он должен был пройти в 1941 году, но не состоялся из-за начала Второй мировой войны. Только в 1946 году Международная автомобильная федерация (FIA) сформировала конечный регламент, который вступил в силу в 1947 году.
Золотой век «Формулы-1» приходится на начало 1980-х годов. Появление топ-команд — Феррари, Макларен, Лотус и Уильямс, знаменитых пилотов А. Сенны, А. Проста, Г. Бергера только подогрел интерес болельщиков.
В истории «Формулы-1» было всего пять женщин-пилотов, правда ни одной из них не удалось добиться значительных результатов.
Первым в истории российским гонщиком, который оказался на подиуме Гран-при, стал Виталий Петров (известный под прозвищем «Выборгская ракета»).
Инновации внутри «Формулы-1» и совершенствование болидов
Если говорить о технике, то в те годы гонки были куда более опасным видом спорта, чем сейчас. Прошло немало времени до того момента, когда конструкторы сумели довести болиды до относительно безопасного технического состояния. Хотя в первые десятилетия гонок «Формулы-1» скорости были ниже, чем сейчас, но качество покрытия трассы было совершенно иным. Это сейчас оно представляют из себя кольцевую дорогу с идеально ровным покрытием, а тогда это было похоже на укатанный гравий. Ну и сами автомобили были совершенно другими.
Технический прогресс в «Формуле-1» начался с 1960-х годов. В это время одна из ведущих команд того времени — Лотус, переняла у авиапромышленности новый тип конструкции, которая позволила пилотам проходить повороты гораздо быстрее. Стали появляться антикрылья, которые позволили болидам увереннее держаться на дорожном полотне. Это немалый вклад в безопасность, ведь часто именно из-за малой прижимной силы в поворотах автомобили вылетали с трассы и это влекло за собой сильнейшие травмы пилотов. Помимо безопасности, это нововведение позволило болидам совершать маневры на более высоких скоростях. В течение времени, конечно, было еще много усовершенствований: менялись конструкции, добавлялись элементы, стали применяться новые типы двигателей с турбонаддувом.
Сегодня «Формулу-1» называют «королевой автомобильного спорта», и это понятно – она является одной из самых престижных, зрелищных и дорогих гоночных серий в мире. Зарплата пилотов и бюджет команд исчисляется миллионами долларов в год. Многие пилоты, выступающие в других классах, мечтают попасть именно в «Формулу-1», для кого-то это становится целью всей жизни.
Эволюция Формулы-1: с далекого 1950
Все началось с 1950. Когда беспорное лидерство в гонках занимала команда Альфа Ромео. В 1952 году итальянец Альберто Аскари за рулём Ferrari 500 впервые стал чемпионом, выиграв шесть из семи гонок.
В 1959 году в эволюцию болидов внесла вклад команда Купер, презентовав первый заднемоторный болид. Купер T43/T51 славились отличнейшей управляемостью и разгоном. Результат не заставил долго ждать и в двух последующих годах Джек Брэбэм стал чемпионом. В 1961 году уже все участники чемпионата перешли на заднемоторную конструкцию автомобилей.
«Ferrari», пожертвовав сезоном в 1960, улучшила автомобиль. Новая заднемоторная модель, представленная в 1961 году, «-156» была оснащена двигателем V6, с мощностью в 180 л.с., а позже — и 190 л.с. На нем Фил Хилл завоевал звание чемпиона мира.
Новые правила в 1961 году вынуждали проектировщиков Формулы 1 придумывать все более прочные, и в то же время более легкие болиды. В 1963 году команда Лотус (одна из ведущих команд Формулы-1) впервые использовала в конструкции автомобилей монокок, заимствовав такую конструкцию из авиационной промышленности.
А в конце 1960-ых начале 1970-ых в автомобилестроение пришло понимание важности аэродинамики. Проектировщики обратили внимание на прижимную силу и скольжение; прижимную силу старались увеличить, в то время как скольжение пытались максимально избежать.
Эпоха двигателей с турбонаддувом началась с приходом Renault в Формулу 1. В 1977 году модель Renault RS01 впервые приняла участие в Гран при Англии. Преимущества турбокомпрессора с передаточным соотношением 1:2 по сравнению с традиционными моторами Cosworth и Ferrari были очевидны.
К 1979 году Ferrari с помощью компании Fiat и Pininfarina адаптировала успешную модель Ferrari 312T к использованию эффекта прижимной силы, даже при том, что относительно широкий плоский 12-ти цилиндровый двигатель не учитывал трубки Вентури, столь широко используемые у конкурентов.Хоть не столь быстрый как Renault на прямых участках и не столь быстрый в прохождении поворотов, как модели, использующие прижимной эффект, высокая надежность и бойцовские качества Ferrari 312T4 позволили команде Ferrari еще раз одержать победу в чемпионате мира еще завоевать кубок конструктора. Это была последняя победа Ferrari в 20 веке.
Williams FW07 — 1980 г. Одержав на этой машине пять побед на Гран при в сезоне 1979 года, австралиец Алан Джонс стал в 1980 году чемпионом мира. Это был удивительно надежный автомобиль, 21 раз приносивший зачетные очки в первенствах мира.
Williams FW 18 — 1996 стал одним из самых успешных автомобилей в истории Формулы-1. Он позволил команде в 1996 году выиграть Кубок конструкторов с 12 победами в 16 гонках. Деймон Хилл стал Чемпионом мира, дебютант Формулы-1 Жак Вильнёв, одержав 4 победы, стал вторым в зачёте пилотов.
Для большинства людей Формула1 ассоциируется с Михаэлем Шумахером и Ferrari.Начало 21 века ознаменовалось новой эпохой. Семикратный чемпион стал самым титулованным гонщиком за всю историю, а команда Ferrari стала символом Формулы 1. В период с 2000 по 2004 год, на протяжении 5 лет подряд, Ferrari выигрывала чемпионат. В 2004 году Ferrari и вовсе выиграла 15 гонок из 18-ти.
Главным сюрпризом 2010 года стала потрясающая скорость команды Red Bull. Благодаря гению Эдриану Ньюи, команда смогла построить болид, который уверенно выиграл чемпионат, а Феттель стал самым молодым чемпионом Формулы 1 за всю историю.
Современные болиды: технический регламент
Главной особенностью болида формулы один несомненно является наличие огромной прижимной силы. Именно она позволяет проходить повороты на скоростях, недостижимых любым другим спортивным автомобилям, за счет чего достигается отличная управляемость. Здесь есть один интересный момент: многие повороты пилотам просто необходимо проходить на очень высокой скорости, когда прижимная сила позволяет держать болид на трассе, если же скорость сбросить то можно вылететь с трассы так как прижимная сила будет недостаточна!
История Азербайджана
Научно-популярный портал по истории Азербайджана
История “Формулы-1”: рождение Королевских гонок
О.БУЛАНОВА
“Формулу-1” называют королевой автоспорта, или Королевскими гонками. Сначала так повелось исторически, а позже – и технически. Действительно, среди всех автоспортивных дисциплин “Формула-1” прочно удерживает самую большую зрительскую аудиторию, здесь крутятся самые большие деньги и чествуют самых знаменитых чемпионов.
В чем же секрет такой популярности?
Надо отметить, что и до появления “Формулы-1” автомобильные гонки были популярны в Европе. Сначала до Второй мировой, потом после нее проводилось огромное количество различных Гран-при и даже чемпионат Европы. Годом появления гонок считается 1950-й.
Само же решение о проведении личного чемпионата мира в классе “Формулы-1” было принято на конгрессе FIA в 1949 г. по инициативе национального автоклуба Италии.
Регламент новых соревнований позволял практически все, за исключением ограничения на объем двигателя. Разрешено было использовать моторы объемом 1,5 л с турбо-наддувом или 4,5 л без турбины.
Для того чтобы чемпионат считался мировым, в него, помимо шести европейских Гран-при, включили еще и гонку “Инди-500”, которая проводилась в США.
Но включили номинально, “для галочки” – выезжать куда-либо за пределы разоренной войной Европы у тогдашних гонщиков просто не было возможности. А американцы не приезжали в Европу. Но это никого не смутило – прошедший в 1950 г. чемпионат, будучи по сути европейским, тем не менее назывался мировым. В итоге “Формула-1” получила право называться чемпионатом мира.
Отличительной чертой гоночных авто “Формулы-1” стала конструкция с открытыми колесами. Хотя в свое время “Mercedes”, воспользовавшись много позволяющим регламентом, сделал машины с колесами, закрытыми обтекателями, уже в далеких 50-х озаботившись аэродинамикой. А болидами гоночные автомобили прозвали позже, по одной из версий, с легкой руки журналиста, назвавшего авто “Формулы-1” низколетящими болидами.
Сравнение с космическим телом было вполне уместно.
Машины, выходившие на старт первых чемпионатов мира, были все как одна консервативны по своей конструкции. Трубчатая пространственная рама, переднее расположение двигателя, узкие шины…
Главным фактором была мощность двигателя – и именно над моторами команды в то время в основном и работали. На “Alfa Romeo” стояла рядная “восьмерка” с компрессором, которая развивала сперва 350 л.с., потом (Alfa 159 1951 г.) 404 л.с., а затем – и все 425 л.с.
Правда, расход топлива рос пропорционально мощности – и в ходе гонки Альфам приходилось дозаправляться 2-3 раза, тогда как соперникам хватало одного пит-стопа.
Тем не менее в 1951 г. Alfa 159 обеспечила чемпионский титул Хуану-Мануэлю Фанхио, после чего фирма Alfa Romeo решила свернуть свою гоночную программу.
Первым официальным чемпионом в истории “Формулы-1” в 1950 г. стал Нино Джузеппе Фарина, выступавший за итальянскую команду Alfa Romeo.
А потом пришел Фанхио, почти полвека непобедимый пятикратный чемпион мира. Пять раз с четырьмя разными командами – Mercedes, Alfa Romeo, Maserati и Ferrari – Фанхио добивался наивысшего результата.
Третьим из великих гонщиков стал Луиджи Фаджиоли. “Три великих Ф” выступали на Alfa Romeo 158 довоенной разработки (фактически спроектированной в 1937 г.), ласково прозванной Альфеттой. Французские и английские машины, а также Maserati и Ferrari, были гораздо слабее.
Первой гонкой “Формулы-1” стал Гран-при Великобритании. За гонкой наблюдали король Георг VI, королева Елизавета, принцесса Маргарет и более 120 тысяч зрителей. Гонка проходила на аэродроме в графстве Нортгемптоншир.
Ограждение состояло из соломенных тюков и металлических бочек, заполненных бетоном. С присутствием королевских особ на первой гонке новой серии и связано закрепившееся название – Королевские гонки.
Кроме того, организатором этого Гран-при выступал старейший британский гоночный клуб The Royal Automobile Club. Конечно, журналисты после первой гонки не скупились на эпитет “королевский”, всячески склоняя его при описании событий.
Еще одна интересная особенность “Формулы-1” – это именование команд конюшнями. Одна из версий гласит, что это название пришло из конного спорта. К тому же во время первой гонки боксы команд располагались в старых конюшнях.
Из мира скачек в словарь “Формулы-1” пришли и такие термины, как “стюард” (человек, который выносит решение по всем конфликтным или спорным вопросам в гонках) и “поулпозиция” (первое место на старте гонки).
Эпохой становления гонок “Формулы-1” были 50-е. Гонки тогда продолжались до трех часов, управление машинами требовало от пилота физической силы и выносливости. Отказаться от гонки по соображениям безопасности считалось редчайшей трусостью.
Гонщики гибли едва ли не в каждом соревновании, но это никого не останавливало и ничуть не меняло правила игры. Матерчатый шлем, очки, перчатки и никаких ремней безопасности. Даже с их внедрением позже комиссары не особенно обращали внимание на то, пристегнут пилот или нет. Гонщики 50-60-х были с бензином в крови и полным отсутствием инстинкта самосохранения. И за это их обожала толпа.
Неудивительно, что этот спорт был сразу же признан чисто мужским. Хотя женщины в “Формуле-1” все же были, но за всю историю гонок в соревнованиях участвовали всего 5 женщин-пилотов. Набрать очки удалось лишь одной из них.
Одной из самых заметных трагедий в “Формуле-1” стала гибель Альберто Аскари. Чемпион мира 1953 и 1954 г. погиб в Монце 26 мая 1955 г. Гонок в этот день не было – только испытания нового спортивного автомобиля Ferrari 750.
Накануне в Гран-при Монако Альберто чуть не утонул – его Lancia пробила парапет и рухнула в море. Аскари спасли, пропал лишь его “счастливый” шлем.
Аскари был чрезвычайно суеверным человеком – садился за руль в одном и том же шлеме и никогда не выезжал на трассу 26 числа. Кроме того, ему было 36 лет, а этого возраста Аскари боялся, поскольку его отец (тоже гонщик) погиб именно в 36 лет – 26 мая 1925 г.
Однако после “купания” в Монако гонщик поверил в то, что уже проскочил роковую точку своей судьбы.
Он попросился в Монце за руль, чтобы понять, насколько восстановился после недавней аварии. Свидетели рассказывали, что чемпион мира ехал непривычно медленно – и тем не менее в повороте Curva del Vialone машина вылетела с трассы и перевернулась.
В 1976 г. на месте рокового поворота построили “шпильку”, названную Variante Ascari.
Гибли на гонках не только пилоты, но и зрители. Так, в 1955 г. в Ле-Мане Mercedes французского гонщика Пьера Левега улетел на трибуны, унеся с собой 80 жизней. После той трагедии немецкая фирма надолго покинула автоспорт.
В 1958 г. прошел Гран-при Португалии. Он вошел в историю как торжество джентльменства в автоспорте. В гонке, проходившей по улицам Порто, чуть не дисквалифицировали Майка Хоторна за то, что после разворота машины он якобы был вынужден стартовать против направления движения.
Телетрансляций тогда не было, и судьи занялись опросом очевидцев происшествия. И Стирлинг Мосс, главный свидетель, “прикрыл” соперника – уверил судей в том, что Хоторн толкал заглохший автомобиль по обочине и правил не нарушал. И за это… Мосс лишился чемпионского титула – благодаря подтвержденному второму месту в Порто Майк получил шесть очков и на финише чемпионата опередил Стирлинга всего на очко. А Мосс так никогда и не стал чемпионом мира…
В 60-х в Королевские гонки пришла реклама. До этого гоночные конюшни сотрудничали главным образом с производителями шин и автомобильного топлива. Но именно в 60-х на машинах впервые появились рекламные наклейки спонсоров.
В автоспорт потекли деньги. И едва ли не впервые FIA озаботилась безопасностью, мотивировав именно этим уменьшение рабочего объема двигателей машин с 2,5 л до 1,5 л.
Невиданным техническим подъемом в “Формуле-1” ознаменовались 70-е. Какие только удивительные изобретения не предлагались инженерами команд! Например, огромный вентилятор, высасывающий воздух из-под днища машины для создания прижимной силы. Или шестиколесный болид Tyrrell.
В эти же годы начали все громче звучать требования отдельных гонщиков о повышении безопасности. На таких пилотов смотрели с недоумением и упреками. Как бы там ни было, они добились своего. На трассе появились барьеры из колес, комиссары с огнетушителями и даже врач.
В 1971 г. фирма Goodyear впервые предложила гоночные шины с протектором без рисунка – т.н. слики. Подобные покрышки чуть позже разработала и Firestone. Позднее из запретили. Причина – снижение скорости и повышение безопасности.
Затем пришла “эра турбонаддува”. В 80-е регламент разрешал использовать либо трехлитровые атмосферные моторы, либо полуторалитровые турбированные. Первой ставку на “турбо” сделала команда Renault.
И хотя их двигатели поначалу не отличались надежностью, в конце концов автомобили “поехали”. Да так, что остальные тут же включились в разработку своих турбо-моторов. Мощности выросли неимоверно. В гонке турбомоторы развивали больше 1000 л.с., а для квалификации могли выдать и до 1500 л.с. Естественно, что их ресурса хватало всего на несколько часов.
В 90-х взошла звезда Михаэля Шумахера. Рекорд спортсмена – 7 чемпионских титулов. Автомобили в это время превратились в напичканные электроникой девайсы, и побеждал тот, у которого все эти устройства работали лучше.
Периодом тотальной борьбы за безопасность и жесткого контроля за техническими нововведениями стали 2000-е. Если хоть что-то смущало руководство, то это сразу же запрещалось.
Сегодня “Формула-1” по-прежнему остается самым популярным видом автоспорта. Трансляции с гонок смотрят сотни миллионов людей по всему миру, а трибуны трасс, на которых проходит гонка, никогда не бывают пустыми.
История чемпионата «Формулы-1». Справка
Предпосылки для возникновения гонок «Формулы-1» появились в 20-30-е годы двадцатого столетия на чемпионатах Гран-при Европы. Перед Второй мировой войной организациями, принимающими участие в Гран-при, был сформулирован первый регламент проведения чемпионата. Планировалось, что он начнет действовать в 1941 году, но начавшаяся война помешала этим планам осуществиться.
Требования к автомобилям из класса «Формула А» позволяли принимать участие в гонках автомобилям довоенной разработки, таким, как Alfa Romeo-158 или Maserati-4CL.
Система начисления очков была прямо противоположна той, что использовалась в чемпионатах мира среди автомобильных фирм в 1925-1927 годах и чемпионатах Европы в 1935-1939 годах. Там использовалась система штрафных очков, и задачей участников было набрать их как можно меньше, а по регламенту «Формулы-1» очки в чемпионате начислялись за места на финише с первого по пятое по следующей схеме: 8-6-4-3-2; еще одно очко присуждалось за лучший круг в гонке. Чемпионом становился гонщик, набравший наибольшее количество очков.
Первый чемпионат мира стартовал 13 мая 1950 года гонкой на Гран-при Великобритании на трассе Сильверстоун. Затем были этапы в Монако, Индианаполисе, Швейцарии и Франции. Чемпионат закончился Гран-при Италии в Монце.
Первым чемпионом мира в классе «Формула-1» стал итальянец Джузеппе Фарина из команды «Альфа Ромео». Он ненамного опередил своего партнера по команде аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио, который в следующие семь лет пять раз становился чемпионом мира. Фанхио запомнился как один из величайших гонщиков «Формулы-1» и долгое время был рекордсменом по числу чемпионских титулов.
Начиная с 1958 года в «Формуле-1» началась эпоха англоговорящих гонщиков: вплоть до 1969 года чемпионами становились британцы Майк Хоторн, Грэм Хилл, Джимми Кларк, Джон Сертис и Джеки Стюарт, австралиец Джек Брэбэм, новозеландец Дэнни Хьюм и американец Фил Хилл.
В 1962 году команда «Лотус», одна из ведущих команд «Формулы-1» в 1960-е и 1970-е годы, впервые использовала в конструкции автомобилей монокок, заимствовав такую конструкцию из авиационной промышленности. В 1968 году «Лотус» выступил с еще одной инновацией, раскрасив свои болиды наклейками компании «Империал Тобакко». Это положило начало спонсорству в «Формуле-1», которое превратило гоночные машины в передвижные рекламные щиты. Вошли в традицию и обязательные пресс-конференции гонщиков.
Начиная с 1966 года в автомобилях «Формулы-1» стали использовать достижения аэродинамики: из задней подвески над двигателем выросли антикрылья, увеличивающие главным образом прижимную силу в поворотах.
В конце 1970-х годов «Лотус» впервые применил граунд-эффект (англ. ground effect), который сильно увеличивал прижимную силу за счет разреженного воздуха под днищем болида. Это позволяло пилотам проходить повороты намного быстрее. Вскоре все команды перешли на его использование. В 1983 году граунд-эффект был запрещен FIA ввиду борьбы с ростом скоростей.
Эра турбомоторов наступила в 1980-е годы. Первый двигатель с турбонаддувом был применен командой «Рено» в 1977 году. К 1987 году мощность моторов превышала 1000 лошадиных сил, что и по сей день является рекордом для автомобилей с открытыми колесами. В целях снижения скоростей в 1984 году FIA ограничила размер топливного бака. В 1988 году было введено ограничение на допустимое давление наддува, а год спустя турбодвигатели вообще были запрещены.
В начале 1990-х годов команды начали широко использовать электронику в конструкции болидов. Она применялась, прежде всего, для рулевого усиления, системы управления тягой, полуавтоматической коробки передач, системы активной подвески. В результате расцвета электроники, все больше функций по управлению болидом брал на себя компьютер, уменьшая тем самым значение пилота. В 1994 году FIA запретила многие из электронных нововведений.
В конце XX столетия стремительный прогресс технологий и приход крупных автопроизводителей в «Формулу-1» привели к огромному росту затрат: бюджет некоторых команд составлял несколько сотен миллионов долларов в год. Это привело к тому, что многие команды покинули чемпионат из-за нехватки средств для конкуренции с лидерами чемпионата.
Начало XXI века в «Формуле-1» прошло под безусловным доминированием команды «Феррари»: с 2000 по 2004 год пилот «Феррари» Михаэль Шумахер выиграл все чемпионские титулы, а сама команда завоевала Кубок конструкторов. На данный момент Шумахер является семикратным чемпионом (он взял еще два титула в 1994 и 1995 годах, выступая за команду «Бенеттон»). Ему же принадлежит множество других рекордов в «Формуле-1».
Начало 2000-х гг. было ознаменовано частыми изменениями регламента гонок. В частности, формат квалификации менялся с 2002 года четырежды. Наиболее значимые перемены произошли перед сезоном 2005 года: моторы болидов должны были иметь ресурс, достаточный для проведения двух Гран-при (включая свободные заезды), по ходу гонки запрещалась смена резины, квалификация проходила с баками, заправленными на первую часть гонки. Все эти изменения были связаны с попыткой уменьшить скорости (в целях безопасности) с одной стороны и увеличить количество обгонов по ходу гонки (для повышения интереса болельщиков) с другой.
Начиная с сезона 2006 года вступило в действие одно из самых значимых изменений в правилах: отказ от десятицилиндровых моторов объемом в 3 литра, которые использовались в «Формуле-1» с 1995 года в пользу восьмицилиндровых с объемом в 2,4 литра.
В чемпионате мира «Формулы-1» за всю ее историю выступало всего пять женщин-пилотов: Мария Тереза де Филлипс, Лелла Ломбарди, Галика Дивина, Дезире Уилсон, Джованна Амати. Все они не смогли добиться каких-либо значимых успехов.
Первым российским гонщиком в «Формуле-1» стал Виталий Петров, который дебютировал в мировом чемпионате в 2010 году. Он выступает за команду «Рено».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников