в каком году построили мкс
В каком году построили мкс
История проекта Международной космической станции
Работы по международной космической станции начались в 1993 году. Россия, имеющая почти 25-летний опыт эксплуатации орбитальных станций «Салют» и «Мир» и располагающая бесценным опытом проведения длительных полетов, исследований, развитой инфраструктурой космических средств (многофункциональная станция «Мир», транспортные пилотируемые и грузовые корабли типа «Союз» и «Прогресс»), и оказавшаяся после событий 1991 года в сложнейшем экономическом кризисе, учитывая складывающееся тяжелое положение с орбитальной станцией «Фридом», разрабатываемой в США, выступила с предложением объединить усилия России и США в осуществлении пилотируемых программ.
15 марта 1993 года генеральный директор РКА Ю.Н. Коптев и генеральный конструктор НПО «Энергия» Ю.П. Семенов обратились к руководителю НАСА Д. Голдину с предложением о создании Международной космической станции.
2 сентября 1993 года Председатель Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин и вице-президент США А. Гор подписали «Совместное заявление о сотрудничестве в космосе», предусматривающее в том числе создание совместной станции. В его развитие РКА и НАСА разработали и 1 ноября 1993 года подписали «Детальный план работ по Международной космической станции». Это позволило в июне 1994 года подписать контракт между НАСА и РКА «О поставках и услугах для станции „Мир“ и Международной космической станции».
С учетом отдельных изменений на совместных встречах российской и американской сторон в 1994 году МКС имела следующую структуру и организацию работ:
Головной организацией по созданию Российского сегмента и его интеграции с Американским сегментом является РКК «Энергия» им. С.П. Королева, по Американскому сегменту — компания «Боинг».
Техническую координацию работ по Российскому сегменту МКС и его интеграции с Американским сегментом осуществляет Совет главных конструкторов под руководством президента, генерального конструктора РКК «Энергия» им. С.П. Королева, академика РАН Ю.П. Семенова (1993–2005 гг.), президента, генерального конструктора РКК «Энергия» им. С.П. Королева Н.Н. Севастьянова (2005–2007 гг.), президента, генерального конструктора РКК «Энергия» им. С.П. Королева, члена-корреспондента РАН В.А. Лопоты (2007–2014 гг.), генерального конструктора РКК «Энергия» им. С.П. Королева, академика РАН В.П. Легостаева (2014–2015 гг.), генерального конструктора, первого заместителя генерального директора РКК «Энергия» им. С.П. Королева, академика РАН Е.А. Микрина (с 2015 г.).
Руководство подготовкой и проведением запуска элементов Российского сегмента МКС осуществляет Государственная комиссия по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов.
В изготовлении элементов Российского сегмента принимают участие: Завод экспериментального машиностроения РКК «Энергия» им. С.П. Королева и Ракетно-космический завод ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, а также ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», КБ общего машиностроения, РНИИ космического приборостроения, НИИ точных приборов, РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина, Российская академия наук, организация «Агат» и др. (всего около 200 организаций).
Начальный этап строительства предусматривает создание функционально законченной структуры станции из ограниченного числа модулей. Первым на орбиту выведен ракетой-носителем «Протон» функциональный грузовой блок «Заря», сделанный в России. Вторым доставлен кораблем «Шаттл» и состыкован с функциональным грузовым блоком американский стыковочный модуль NODE-1. Третьим выведен российский служебный модуль «Звезда» — ключевой элемент Международной космической станции, который обеспечивает управление станцией, жизнеобеспечение экипажа, ориентацию станции и коррекцию орбиты. Четвертым — американский лабораторный модуль «Дестини». Затем параллельно доставляются элементы Российского и Американского сегментов.
Космический странник: как появилась МКС и кто ей владеет
Во время обследования сегмента Международной космической станции (МКС) космонавты выявили новые несквозные трещины. Их нашли в первом и самом старом модуле станции «Заря». Об этом в интервью РИА «Новости» сообщил генконструктор Ракетно-космической корпорации «Энергия», руководитель полета российского сегмента МКС, космонавт, дважды Герой СССР Владимир Соловьев.
Специалист заявил, что трещины могут в дальнейшем расшириться. В этом году МКС исполняется 23 года. Это самый дорогой и амбициозный проект в области пилотируемой космонавтики. С 1998 года МКС располагается на земной орбите, ее использует научная общественность многих стран, чтобы проводить исследования в космической сфере. Для ученых станция имеет колоссальное значение. Но что нам известно о станции?
На какой высоте находится станция?
Станция МКС — это международная пилотируемая станция, которая находится на земной орбите и используется в качестве исследовательского комплекса в условиях открытого космоса. МКС была создана в 1998 году. Тогда состыковали ее первые модули. Участниками этого проекта являются несколько стран: Россия, США, несколько стран ЕС, Япония и Канада.
Высота орбиты МКС колеблется от 330 до 430 км над поверхностью Земли. Среднее расстояние от Земли до МКС составляло 418 км, но 21 января 2021 года оно увеличилось на 1,25 км. 12 марта 2021 года высоту увеличили еще на 450 метров. Сейчас средняя высота орбиты составляет 419,7 км над поверхностью Земли.
Высота орбиты изменяется благодаря работе собственных двигателей станции или воздействию силовых агрегатов пристыкованных грузовых кораблей. Скорость МКС постоянно уменьшается, и орбита снижается, поэтому ее необходимо корректировать. Это происходит из-за влияния земной гравитации и трения атмосферы.
Характеристики станции
Структура станции
Принцип строения МКС — модульный. На Земле собираются готовые блоки, они доставляются на орбиту, там их пристыковывают к станции. Станция состоит из 15 основных основных модулей: пяти российских («Заря», «Рассвет», «Звезда», «Поиск», «Пирс»); семи американских («Юнити», «Дестини», «Транквилити», «Квест», «Купола», «Гармония», «Леонардо»); европейского «Коламбус»; японского «Кибо»; экспериментального жилого модуля BEAM, созданного частной компанией Bigelow Aerospace. Также в ее составе есть несколько второстепенных модулей.
Экипаж МКС максимально может состоять из шести человек – на такое количество человек рассчитаны системы жизнеобеспечения станции. Но в связи с прекращением программы полетов управляемых шаттлов максимальную численность экипажа снизили до пяти человек. Дело в том, что российский пилотируемый корабль «Союз МС» может вмещать всего трех пилотов, а новый пассажирский корабль Crew Dragon – только двух. Поэтому там прибывать одновременно могут пять членов экипажа.
Что делают космонавты на МКС?
Космонавты МКС поддерживают статус постоянного пребывания человека в космосе. Помимо этого, одной из основных задач создания станции было проведение научных опытов в условиях естественной невесомости и отсутствия земной атмосферы.
На МКС проводят эксперименты в области биологии, физики, астрономии, космологии и метеорологии. Это делают с помощью оборудования, которое расположено в научных модулях станции. Например, на протяжении многих лет космонавты пытаются выращивать в условиях космоса различные растения, успеха в чем еще никто не достиг.
Также есть часть опытов, которые проводят при наличии вакуума, то есть в открытом космосе с помощью оборудования, закрепленного на внешней обшивке МКС.
Чья была идея создать МКС?
Изначально МКС создавали как противовес советской станции «Мир», поэтому ее первыми разработчиками были страны Запада и Япония. В 1984 году, в самый разгар Холодной войны, о проекте под кодовым названием Freedom («Свобода») заявил президент США Рональд Рейган.
Однако проект был слишком дорогой даже для богатых стран, а в начале 90-х годов поменялась политическая ситуация в мире. Россия же планировала построить станцию «Мир-2», но столкнулась с финансовыми проблемами. Тогда страны приняли решение объединить усилия. 17 июня 1992 года Российским космическим агентством и NASA было заключено соглашение о совместном исследовании космоса.
Идея строительства МКС возникла в рамках программы «Мир – Шаттл». 2 сентября 1993 года правительства России и США сообщили о совместном создании орбитальной станции, которая получила свое сегодняшнее название. В 1995 году утвердили эскиз станции, а через год – конфигурацию МКС.
Экипаж первой постоянной экспедиции
В 1998 году запустили первый модуль Международной космической станции. С помощью ракеты «Протон-К» на орбиту вывели российский грузовой блок «Заря». Спустя две недели к нему пристыковали американский модуль «Юнити», до сих пор отвечающий за стыковку с МКС всех космических кораблей. 10 декабря 1998 на борт станции ступили космонавт Сергей Крикалев (Россия) и астронавт Роберт Кабан (США).
В 2000 году продолжили собирать станцию. Российский сегмент МКС дополнился служебным модулем «Звезда», он на ранних стадиях отвечал за жизнеобеспечение станции. Потом на МКС доставили экипаж первой постоянной экспедиции в составе космонавтов Сергея Крикалева, Юрия Гидзенко (Россия) и астронавта Уильяма Шепарда (США).
Сборка модулей МКС
В 2001 году к МКС пристыковали научную лабораторию «Дестини» (США), робота-манипулятора «Канадарм2» (Канада) и шлюзовые отсеки «Квест» (США) и «Пирс» (Россия). Сборку станции приостановили в 2003 году из-за катастрофы американского многоразового шаттла «Колумбия». Только в 2005 году на орбиту подняли новый модуль – внешняя складская платформа ESP-2. В 2011 году сборку основной конфигурации станции завершили. После этого развитие МКС временно остановили.
В 2016 году доставку модулей возобновили. Многолетняя пауза произошла из-за окончания использования многоразовых космических челноков Space Shuttle. Российские корабли в связи со своими техническими характеристиками не могли доставлять на орбиту модули МКС. Только два российских блока доставили космические корабли «Протон».
Остальной доставкой орбитальных модулей занимались американские корабли. Изначально полеты совершали многоразовые шаттлы, потом это стал делать корабль Dragon компании SpaceX. Доставку экипажей и обычных грузов также осуществляют российские корабли серий «Прогресс» и «Союз».
Развитие станции продолжается. В будущем планируют доставить на орбиту четыре российских модуля («Наука», ERA, «Причал» и НЭМ-1), которые в дальнейшем смогут составить основу национальной российской станции после вывода МКС из эксплуатации.
Выход России из проекта МКС
В рамках совещания президента Российской Федерации 12 апреля 2021 года было принято решение о выходе России из проекта МКС после 2024 года. Такое решение связано с техническим состоянием модулей станции, а также с чересчур большими затратами на обслуживание устаревших частей.
Россия планирует создать свою национальную орбитальную космическую станцию. В ее состав должны войти пять модулей: базовый, целевой производственный, склад материального обеспечения, платформа для сборки, запуска, приема и обслуживания космических аппаратов, а также один коммерческий модуль, где хотят разместить четырех туристов.
Сколько лететь до МКС?
Чтобы совершить состыковку с МКС, обычному грузовому кораблю нужно до двух суток с момента запуска до стыковки с МКС. Чтобы доставить экипаж на станцию, обычно используется схема, которая предусматривает шестичасовой полет.
В 2019 году грузовой корабль «Прогресс МС-09» пристыковался к МКС через 3 часа 40 минут после взлета, это на 2 часа меньше предыдущего рекорда. 23 июля 2020 года поставили новый рекорд — корабль «Союз-2.1а» долетел до МКС за 3 часа 18 минут 31 секунду. Роскосмос заявил, что время полета к МКС планируют сократить до 1,5 часов.
Кому принадлежит МКС?
Изготовителем нескольких компонентов и владельцем Орбитальной стрелы с камерами является Канада, она приняла в создании МКС активное участие. Также участниками проекта на ранних его стадиях стали Великобритания и Бразилия.
Но кому же принадлежит МКС? Правовой статус МКС определяется международными соглашениями, юрисдикция каждой из стран распространяется лишь на тот сегмент, собственником которого она является. Станция делится на два основных блока: российский сегмент (право пользования принадлежит только РФ); американский сегмент (им владеют США, сюда допускаются астронавты других стран-участниц проекта).
Другие участники проекта могут работать в российском сегменте только на основании двусторонних соглашений между Россией и государством-партнером. Космонавты РФ имеют право находиться только в российском сегменте. Использовать американский сегмент (к нему относится также модуль «Заря») могут остальные члены экипажа, исходя из заранее определенных процентов от общего времени пребывания там.
МКС невооруженным глазом
Особенно хорошо МКС можно разглядеть над Москвой или любым другим крупным городом невооруженным взглядом. Для этого нужно только безоблачное небо. Лучше наблюдать за полетом ночью, так как днем из-за солнечного света делать это некомфортно.
Чтобы понаблюдать за МКС с Земли, нужно посмотреть в южную сторону небосвода. Орбита станции находится под углом в 51 градус над земной поверхностью. Поэтому в России ее полет представляет собой яркую точку на небе, которая двигается с юго-запада на северо-восток. Максимальной высоты в 40 градусов над горизонтом станция занимает практически по южному азимуту.
Интересные факты об МКС: как создавали исследовательский бастион человечества в космосе
Чуть более 22 лет Международная космическая станция на скорости 27 тысяч километров в час позволяет лучше исследовать космическое пространство. За это время МКС сделала более 330 оборотов вокруг Земли. А с 2 ноября 2000 года – единственное место постоянного присутствия человека в космосе. По случаю 20-й годовщины полноценной работы станции предлагаем вспомнить самые интересные моменты ее истории.
С чего все началось
В 1984 году американский президент Рональд Рейган объявил о начале работы по созданию орбитальной станции. В 1988 году проект получил название Freedom (Свобода). Тогда над ним совместно работали США, ЕКА (Европейское космическое агентство), Канада и Япония.
Партнеры видели будущий проект, как массивную управляемую станцию, отдельные модули которой на орбиту будет доставлять «Спейс Шаттл». Однако уже к началу 90-х стало понятно, что стоимость такого проекта будет не менее космической, как и сама станция. Было решено, что реализовать такой масштабный замысел станет возможно лишь благодаря международной кооперации.
Поэтому 17 июня 1992 года между США и Россией было подписано соглашение о сотрудничестве в исследовании космоса. Тогда совместными силами космических агентств двух государств был создан проект «Мир – Шаттл». В рамках программы американский «Спейс Шаттл» выполнял полеты к российской космической станции «Мир» с совместными американо-российскими экипажами на борту. Далее космические агентства пришли к общей идее создания единой международной космической станции на орбите Земли.
В 1993 году в США многие политики были против строительства космической орбитальной станции. В июне 1993 года в Конгрессе США обсуждалось предложение об отказе от создания Международной космической станции. Это предложение не было принято с перевесом только в один голос: 215 голосов за отказ, 216 голосов за строительство станции.
Вот так, 2 сентября 1993 года вице-президент США Альберт Гор и глава Совета Министров РФ Виктор Черномырдин объявили о новом проекте «подлинно международной космической станции». С этого момента появилось официальное название «Международная космическая станция», хотя параллельно использовалось и рабочее название – космическая станция «Альфа».
Сооружение станции
Соглашение о создании МКС было подписано 29 января 1998 года в Вашингтоне представителями Канады, правительствами государств-членов Европейского космического агентства (ЕКА), Японии, России и США.
Строительство Международной космической станции началось в ноябре 1998 года.
С учетом отдельных изменений МКС имела следующую структуру и организацию работ:
Строительство МКС на околоземной орбите началось 20 ноября 1998 года запуском функционально-грузового блока «Заря». Уже 7 декабря 1998 года к нему был пристыкован американский соединительный модуль «Юнити», доставленный на орбиту шаттлом «Индевор».
Первые блоки станции «Заря» и «Юнити» 1999 год / NASA
Первыми посетителями станции стали российский космонавт Сергей Крикалев и американский астронавт Роберт Кабана. Произошло это 10 декабря 1998 года.
12 июля 2000 года в состав станции было добавлен служебный модуль «Звезда», который на этапе развертывания МКС стал ее базовым блоком, основным местом для жизни и работы экипажа.
В ноябре того же года на станцию прибыл экипаж первой экспедиции: Уильям Шеперд (командир), Юрий Гидзенко (пилот) и Сергей Крикалев (бортинженер). С тех пор станция является постоянно обитаемой.
На тот момент МКС состояла из трех модулей, каждый из которых был величиной с одну небольшую комнату. Сегодня – это огромная космическая лаборатория, размером с футбольное поле. Именно с этой даты ведется отсчет непрерывного пребывания на борту станции команд астронавтов.
Пристыкованный блок станции «Звезда» с кораблем «Прогресс» 2000 год / NASA
Этапы развития станции
В состав МКС входит 14 основных модулей: американские – «Юнити», «Дестини», «Квест», «Транквилити», «Купол», «Леонардо», «Гармония»; российские – «Заря», «Звезда», «Пирс», «Поиск», «Рассвет»; европейский – «Колумбус» и японский – «Кибо».
20 ноября 1998 год | Вывод первого элемента МКС «Рассвет» российским кораблем «Протон К». Обеспечивает электроэнергию, складирование, ориентацию. Был жильем до окончания первичного монтажа. |
4 декабря 1998 год | Американский шаттл «Индевор» выводит первый модуль-узел «Юнити», который соединяет американскую часть станции с российской. |
12 июля 2000 год | Пристыкован модуль обслуживания станции «Звезда», который обеспечивает основные жилые помещения для длительных экипажей, имеет системы жизнеобеспечения, ориентации и контроля орбиты. |
7 февраля 2001 год | Экипаж шаттла «Атлантис» в ходе миссии STS-98 к модулю «Юнити» присоединил американский научный модуль «Дестини». |
12 июля 2006 год | Станция получает основной шлюзовой модуль «Квест», который используется для выхода в открытый космос в американских и российских скафандрах. |
14 сентября 2001 год | Пристыкован модуль «Пирс», который обеспечивает МКС дополнительным портом для стыковки «Союзов» и «Прогрессов», а также используется для выхода в открытый космос. |
9 сентября 2006 год | Шаттл «Атлантис» доставил на МКС две панели солнечных батарей, радиаторы системы терморегулирования американского сегмента. |
23 октября 2007 год | На борту шаттла «Дискавери» прибыл американский модуль «Гармония». Его временно пристыковали к модулю «Юнити». 14 ноября 2007 года модуль «Гармония» был на постоянной основе соединен с модулем «Дестини». Построение основного американского сегмента МКС завершилось. |
7 февраля 2008 год | Пристыкован лабораторный модуль «Коламбус», созданный по заказу Европейского космического агентства. |
14 марта и 4 июня 2008 год | Пристыкованы два из трех основных отсеков лабораторного модуля «Кибо», разработанного японским агентством аэрокосмических исследований. |
12 ноября 2009 год | К станции пристыковали малый исследовательский модуль МИМ-2, незадолго до запуска получил название «Поиск». |
18 мая 2010 год | Успешно пристыковали к МКС российский малый исследовательский модуль «Рассвет» (МИМ-1). |
8 февраля 2010 год | МКС получает третий и последний модуль-узел «Транквилити». Он имеет передовые системы жизнеобеспечения, которые утилизируют сточные воды для повторного использования экипажем и получения кислорода для дыхания экипажа. Тогда же формируется модуль-обсерватория «Купол», из которой прекрасно видно робототехнические операции и стыковки космических аппаратов, а также наблюдательный пункт для наблюдения за Землей. |
14 мая 2010 год | Присоединяется малый исследовательский модуль Рассвет, который используется для стыковки и хранения грузов на борту станции. |
Международная космическая станция в начале строительства (1999 год) и на завершении (2011 год)
Технические характеристики МКС
Большой перерыв
1 февраля 2003 года потерпел крушение американский шаттл «Колумбия». На его борту находились семь членов экипажа, все они погибли. Причиной катастрофы стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла.
Авария шаттла «Колумбия» стала большой трагедией для космической программы США / NASA
С той поры и вплоть до июля 2005 года Соединенные Штаты не проводили полеты шаттлов, таким образом не имея независимого доступа к станции.
18 апреля 2005 года – глава НАСА Майкл Гриффин на слушаниях сенатской комиссии по исследованию космоса и науке заявил о необходимости временного сокращения научных исследований на американском сегменте станции. Это требовалось для высвобождения средств на форсированную разработку и строительство нового пилотируемого корабля (CEV).
Он был необходим для обеспечения независимого доступа США к станции.
После катастрофы «Колумбии» было сокращено с трех до двух количество членов долговременных экипажей МКС. Это было связано с тем, что поставки материалов, которые необходимы для жизнедеятельности экипажа, выполняли только российские грузовые корабли «Прогресс».
26 июля 2005 года полеты шаттлов возобновились успешным стартом «Дискавери». До конца эксплуатации шаттлов планировалось совершить 17 полетов до 2010 года, в ходе этих полетов на МКС было доставлено оборудование и модули, необходимые как для достройки станции, так и для модернизации части оборудования, в частности – канадского манипулятора Canadarm.
Украинцы на МКС
9 сентября 2006 года челнок «Атлантис» доставил на МКС два сегмента конструкций МКС в рамках миссии STS-115. Станция пополнилась двумя панелями солнечных батарей, а также радиаторами системы терморегулирования американского сегмента.
Международная космическая станция в сентябре 2006 года / NASA
За установку солнечных батарей отвечала инженер NASA украинского происхождения Хайдемари Стефанишин-Пайпер. Она стала первой украинкой на борту МКС, которая осуществила выход в открытый космос, да еще и столь важный для развития и функционирования станции.
Хайдемари Стефанишин-Пайпер на МКС в рамках миссии STS-115 / NASA
Другие интересные факты о МКС
Сегодня Международная космическая станция – это многоцелевой космический исследовательский комплекс, в деятельности которого принимают участие 15 стран: Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
В основе сооружения станции заложен модульный принцип. Построение МКС происходило путем последовательного добавления к комплексу очередного модуля или блока, который соединяется с уже доставленным на орбиту.
Станция также имела три грузовые модули: «Леонардо», «Рафаэль» и «Донателло», которые периодически доставляли на орбиту научное оборудование и грузы для дооснащения МКС. «Многоцелевые модули снабжения» доставляли в грузовом отсеке шаттлов и стыковались с модулем «Юнити».
Переоборудованный модуль «Леонардо», начиная с марта 2011 года, входит в количество модулей станции под названием «Герметичный многофункциональный модуль» (Permanent Multipurpose Module, PMM).
Присоединенный малый исследовательский модуль «Рассвет» / NASA
Станция совершает один оборот вокруг Земли примерно за 90 минут и примерно половину этого времени она проводит в тени нашей планеты. МКС совершает почти 16 оборотов в сутки на приблизительной скорости 27 тысяч километров в час.
Она постоянно меняется. За счет трения о разреженную атмосферу происходит постепенное торможение и потеря высоты. Корабли, которые стыкуются со станцией, помогают ей набирать высоту.
15 июня 2011 года высота орбиты МКС увеличилась на 10,2 километра и составила 374,7 километра. 29 июня 2011 высота орбиты составила 384,7 километра.
Международная космическая станция на орбите Земли / NASA
До средней высоты 405 километров станция поднялась 18 мая 2015 года. Последняя корректировка состоялась 8 ноября 2019 года. Корабль «Прогресс МС-12» поднял МКС еще на 800 метров. Следовательно, сейчас она пролетает над Землей на расстоянии 416,6 километра.
Туалет на станции предназначен как для мужчин, так и для женщин и выглядит точно так же, как на Земле, но имеет ряд конструктивных особенностей. Унитаз имеет фиксаторы для ног, в него вмонтированы мощные воздушные насосы. Космонавт пристегивается специальным пружинным креплением к сидению унитаза, затем включает мощный вентилятор и открывает всасывающее отверстие, куда воздушный поток уносит все отходы.
Туалет на МКС / NASA
Астронавты имеют собственную теплицу, где выращивают зелень. Свежая зелень, выращенная в условиях микрогравитации, официально включена в меню на Международной космической станции.
Впервые выращенный на МКС салат / NASA
Поскольку МКС двигается сравнительно на невысокой орбите, существует определенная вероятность столкновения станции или космонавтов, выходящих в открытый космос, с так называемым космическим мусором. Учитывая космические скорости на орбите, даже малые объекты способны нанести серьезный урон станции.
Чтобы избежать подобных столкновений, с Земли ведется удаленное наблюдение за передвижением элементов космического мусора. Если на определенном расстоянии от МКС появляется такая угроза, экипаж станции получает соответствующее предупреждение для корректировки курса. Двигатели способны вывести станцию на высшую орбиту и таким образом избежать столкновения. В случае позднего обнаружения опасности экипаж эвакуируется из МКС.
Отверстие в панели радиатора шаттла «Индевор» в результате столкновения с космическим мусором / NASA
Расходы на строительство и эксплуатацию МКС оказались гораздо больше, чем изначально планировали. В 2005 году, по оценке ЕКА, с начала работ над проектом МКС (с конца 1980-х годов) и до его предполагаемого окончания (2010 года) было бы израсходовано около 100 миллиардов евро (157 миллиардов долларов). Однако, в настоящее время окончание эксплуатации станции планируется не ранее 2024 года. Суммарные расходы всех стран оценивают в значительно большую сумму.
Провести точную оценку стоимости МКС очень трудно. Например, непонятно, как должен рассчитываться взнос России, так как Роскосмос использует значительно более низкие долларовые расценки, чем другие партнеры.
Середина одного из модулей МКС / NASA
Сейчас на МКС находится уже 64-й длительный экипаж. Его работа началась 21 октября 2020 года с момента отстыковки от станции корабля Союз МС-16. Работу экспедиции начал экипаж корабля «Союз МС-172» из трех человек, которые сначала работали в составе 63-й экспедиции. В начале декабря к ним присоединится экипаж миссии SpaceX Crew-1, которая станет первым регулярным пилотируемым полетом корабля серии Dragon-2. Экспедиция завершится 18 апреля с момента отстыковки корабля «Союз МС-17» от МКС.
В состав 64-го экипажа МКС входят:
15 ноября по ним присоединятся:
Проблемы на станции
Недавно МКС постигла череда неприятных событий. Сначала на станции зафиксировали утечку воздуха, которую необходимо было локализовать и устранить. Для этого экипаж МКС переместили к российскому модулю «Звезда», так как команда считала, что источник утечки находится в американском сегменте станции.
Впоследствии экипаж установил, что утечка происходит в модуле «Звезда» в российском сегменте станции. Ее несколько раз пытались безуспешно локализовать, и после нескольких попыток это удалось российскому космонавту Анатолию Иванишину с помощью пакетика чая. Как это было, читайте в нашем материале.
После этого на МКС одна за другой вышли из строя несколько систем в российском сегменте. Сначала отказалась работать система получения кислорода, которая уже до этого несколько раз выходила из строя. Затем сломался туалет в том же российском сегменте и система нагрева пищи. Ко всему вышел из строя пылесос, и в конце концов все системы удалось починить и восстановить их работу. Об этом читайте здесь.
Как следить за станцией
Все важное, что касается жизни и работы станции, вы можете отслеживать на Техно 24. Мы обеспечим вас своевременной и качественной информацией о последних событиях, исследованиях, рекордах и других интересных фактах.
Если же вы хотите увидеть один из 16 рассветов, которые могут наблюдать астронавты на МКС, или посмотреть на Землю с борта МКС – это можно сделать на официальном стриме NASA.
Смотрите NASA Live Stream с борта МКС:
Также рекомендуем вам посетить официальную страницу МКС на сайте NASA, где размещены вся наиболее актуальная информация, планы событий, исследований и прямых связей с экипажем. К слову, они часто проводят онлайн-беседы с аудиторией, где практически каждый желающий может задать вопрос астронавту на МКС.
Быть в курсе последних новостей на станции также поможет официальный твиттер проекта. Вот как проходят тренировки американских астронавтов перед полетом на станцию.
Кроме того вам всегда будут рады на официальной фейсбук странице станции.
Больше новостей, касающихся событий из мира технологий, гаджетов, искусственного интеллекта, а также космоса читайте в разделе Техно