в каком году построили кронштадт
Город первого русского водопровода: семь фактов из истории Кронштадта
В городе-крепости, заложенном Петром Великим 18 октября 1723 года, до сих пор ходят по чугунным мостовым
Заложенной Петром Великим новой столице России – Санкт-Петербургу – требовалась серьезная защита с моря. Местом для строительства форта будущий император всероссийский выбрал небольшой остров Котлин, прикрывавший вход в Невскую губу. В 1704 году крепость, построенная первой рядом с Котлином, получила название Кроншлот – Коронный замок, и довольно быстро стала обрастать новыми фортами. А 18 (7 по ст. ст.) октября 1723 года Петр I вместе со своей супругой, императрицей Екатериной, заложил на острове новую крепость, которая, по его замыслу, «заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Эта «фортеция» и получила имя Кронштадт, со временем распространившееся на весь город, разросшийся вокруг главной военно-морской базы Балтийского флота.
Откуда у Кронштадта котелок на гербе
Согласно легенде, название острова Котлин происходит от котелка, который на костре бросили здесь шведы, в панике отступавшие от высадившихся на остров русских солдат. Правда, есть и другая версия, которая гласит, что свое название островок получил от похожей на котел горловины Финского залива, какой ее изображали на старых картах. Как бы то ни было, но слово «котел» явственно слышится в названии Котлина, и потому на кронштадтском гербе изображен именно этот поварской инвентарь. Он расположен на красной правой половине герба на зеленом острове, который окружен водой. Слева же на гербе изображена серебряная башня маяка с венчающей ее короной – символом основавшего крепость Петра I и знаком того, что Кронштадт — столица русского флота.
Тот самый котелок на острове на современном гербе Кронштадта
Главный морской собор России
Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца на Якорной площади в Кронштадте был заложен в 1903 году. На постройку храма, крест которого, согласно условиям проекта, должен был служить ориентиром для подходящих с моря к острову Котлин кораблей, ушло десять лет: только в 1913 году состоялось торжественное освящение нового храма, ставшего самым большим в городе. Он был не только церковью, но и памятником всем морякам, погибшим в море: на черных мраморных досках, укрепленных на стенах внутри собора, были написаны имена офицеров, а на белых – судовых священников, погибших в боях и походах. В 1929 году собор у верующих отобрали, и за следующие восемь с лишним десятков лет он успел побыть и кинотеатром, и матросским клубом, и концертным залом. В 2013 году Никольский Морской собор вновь был освящен и с тех пор является главным храмом Военно-морского флота Российской Федерации.
Император Николай II с офицерами русского флота на ступенях Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца, начало ХХ века
Кронштадтский пуп Земли
По Кронштадту с 1707 года отмеряется нулевой уровень высот Балтийского моря. И не только. Здешняя нулевая отметка является своего рода точкой отсчета абсолютных высот на всей территории России и бывшего СССР. Конкретным местом, за которым закреплен статус геодезического опорного пункта, является Кронштадтский футшток — измерительный прибор (уровнемер), расположенный на устое Синего моста, ведущего через Обводный канал. Это один из старейших подобных приборов в мире, по которому измеряются не только все высоты в России, но и все глубины Балтийского моря. Хотя показания изменения уровня воды относительно нуля Кронштадтского футштока снимаются автоматически, до сих пор сохранилась и традиция снятия показаний вручную: метеорологи записывают их четыре раза в день. А горожане любят рассказывать историю о том, как первый космонавт Земли Юрий Гагарин, увидев в Кронштадте футшток и самопишущий мареограф, весело воскликнул: «Теперь я знаю, где находится Пуп Земли!»
Синий мост, на устое которого расположен Кронштадтский футшток, и здание мареографа (прибора, контролирующего изменения уровня моря) за ним
Город первого русского водопровода
За право назвать себя городом, в котором был проложен первый в России водопровод, Кронштадт давно спорит с Москвой. Формально системы подачи воды в городские кварталы появились там и там в одном и том же году — 1804-м. Но кронштадтский водопровод был сдан все-таки чуть раньше, 11 октября, тогда как московский появился на полмесяца позже, 28 октября. Правда, если в Москве система подачи воды распространялась прежде всего на частные дома, то в Кронштадте она использовалась исключительно в интересах Морского министерства, которое и финансировало прокладку деревянных труб для подачи пресной воды. И только в 1838 году, при реконструкции кронштадтского водопровода, трубы были заменены чугунными, а на улицах появились бесплатные водоразборные резервуары.
Кронштадтская водокачка, построенная в 1839 году и перестроенная полвека спустя. Открытка конца XIX века
Мостовые из металла
Болотистая почва острова Котлин не позволяла устроить такую же прочную булыжную мостовую, как на материке. Камни постепенно погружались в землю, поверх них выступала вода, и дороги приходили в негодность. В качестве меры борьбы с этой напастью первый управляющий кронштадтским Пароходным заводом подполковник Корпуса инженер-механиков флота Александр Соколов, побывавший в конце 1850-х годов в США, предложил вымостить городские улицы и дороги чугунными отливками (американские образцы он тоже привез). В качестве опытного участка был выбран заводской двор, затем в 1860 году по приказу великого князя Константина Николаевича на пробу замостили 160-метровый участок мостовой у Пенькова моста. Чугун прекрасно пережил зиму, и тогда им начали мостить другие кронштадтские улицы. Эти мостовые простояли 80 лет, пока в 1941 году большая часть отливок не была пущена на изготовление корпусов мин для минометов. Так что сегодня в Кронштадте можно увидеть только два небольших участка чугунной мостовой (единственной сохранившейся в мире).
Чугунная мостовая возле Николаевского Морского собора на Якорной площади
Император в полный рост
В Кронштадте в 1841 году был установлен памятник его основателю — императору Всероссийскому Петру I. Местом для него выбрали Арсенальный плац, где проходили строевые занятия кронштадтских экипажей, а открытие 27 июня 1841 года приурочили к празднованию 132-й годовщины Полтавского сражения. Примечательно, что этот памятник стал первым в России скульптурным изображением Петра Великого в полный рост: до тех пор он всегда изображался либо сидящим на коне, либо в виде бюста. Виной тому была нескладная, сутулая и худощавая фигура императора: она не соответствовала образу преобразователя России. Поэтому с согласия императора Николая I, который в 1839 году приобрел модель памятника у французского скульптора Теодора Жака, отливавший памятник русский скульптор Петр Клодт сделал Петра Великого более внушительным, распрямил ему спину и укрепил ноги.
Памятник Петру I в Петровском парке, Кронштадт. Открытка начала ХХ века Файл: кронштадт-памятник
Столица русских кругосветок
Кронштадт, ставший главной базой Балтийского флота и располагавшийся ближе всего к столице России, в XIX-XX веках стал местом комплектования и отправки множества дальних морских экспедиций. Среди них было и большинство кругосветок. В общей сложности с кронштадтского рейда ушла в кругосветное плавание 41 русская морская экспедиция! Из Кронштадта отправилась к берегам Аляски первая русская кругосветная экспедиция под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, отсюда уходили в поход шлюпы «Восток» и «Мирный», открывшие Антарктиду. Кроме того, экипажами кораблей и судов, приписанных к Кронштадтскому порту, было совершено 56 крупных географических открытий.
Шлюпы «Восток» и «Мирный» покидают кронштадтский рейд. Кадр из советского диафильма «Открытие Антарктиды», 1972 год
Кронштадт
История присвоения почетного звания
«Город воинской славы»
Зимой 1939/1940 г. империалисты Великобритании, США, Франции толкнули реакционные круги на военный конфликт с Советским Союзом. Началась советско- финляндская война. В ходе многих боевых операций отлично действовали артиллеристы Кронштадтской крепости. Орудия фортов мощным огнем поддерживали наступление советских войск, разрушали укрепления врага, подавляли его огневые точки. Эффективная артиллерийская поддержка во многом способствовала прорыву неприступной линии Маннергейма, что предопределило исход войны. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны личный состав крепости и фортов уже приобрел серьезный опыт боевых действий, благодаря чему возросла значимость стратегически важного укрепления на Балтике. Это понимало верховное командование фашистской Германии, вероломно напавшей 22 июня 1941 г. на нашу страну. В начале четвертого часа утра несколько наблюдателей на фортах и на кораблях одновременно увидели группу чужих самолетов. 12 «юнкерсов» низко шли к Котлину со стороны северного берега. Прекрасная видимость позволила обнаружить нарушителей воздушного пространства России на предельной дальности. На фортах Обручев и Первомайский, на линкоре «Марат» ударили зенитки.
Береговая оборона состояла из трех укрепленных секторов: Кронштадтского, Выборгского и Гогландского, расположенного на нескольких островах средней части Финского залива. Противовоздушную оборону базы обеспечивали 2 зенитных артиллерийских полка и 4 отдельных дивизиона.
В конце августа флоту пришлось оставить Таллин. Около 140 кораблей и судов прорвались в Кронштадт. Далее отступать было некуда. Битва за Ленинград была одновременно и битвой за само существование Краснознаменного Балтийского флота.
К концу октября 1941 г. основные корабельные силы и органы управления флотом сосредоточились в Ленинграде. Кронштадт, в связи с этим, из главной военно-морской базы 30 октября был преобразован в военно-морскую крепость. В самом городе начали устанавливать артиллерийские орудия, снимая их с подводных лодок, тральщиков и вспомогательных кораблей. Были сформированы три новых артиллерийских дивизиона, которые должны были защищать крепость с юго-востока.
Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. Из кронштадтских запасов до ледостава было перевезено более 3000 тонн продуктов. Помощь Кронштадта пришла в тяжелую пору, когда Ладожское озеро начало замерзать, но ледовая Дорога жизни еще не действовала, и ленинградцы получали самую скудную блокадную норму.
Во время блокады кронштадтцы быстро выловили всю крупную рыбу в окрестностях острова. В дело пошла мелкая, до 4 см в длину, рыбка-колюшка. Ловить колюшку приходилось сачками, потому что она проходит через любую сеть. Эта рыбка спасла тысячи жизней и в наши дни удостоилась памятника.
Каждый нашел свое место в борьбе. Еще в 1943 году кронштадтцы приступили к восстановлению своего израненного города. За время войны более 60 кораблей, частей и соединений КБФ были преобразованы в гвардейские, награждены орденами, удостоены почетных наименований. Воинская судьба большинства из них связана с городом-крепостью на Котлине. До последнего часа войны доблестно сражались кронштадтцы. И памятником их славы, грозным напоминанием о балтийской мощи стали слова, начертанные на гитлеровском рейхстаге: «Мы из Кронштадта! «
Благодаря самоотверженности и отваге кронштадтцев, Балтийское море не было немецким ни одной минуты, враг не пробился к Ленинграду и Москве, и русский народ выстоял в этой чудовищной войне.
Город в годы ВОВ
В годы Великой Отечественной войны жители Кронштадта разделили тяготы блокады. Артиллерия Кронштадта защищала подступы к Ленинграду с запада и юго-запада.
Своими запасами город поделился с голодающим Ленинградом. Зимой 1941 года, когда Ладога еще не замерзла и Дорога жизни не действовала, кронштадтцы отправили соседям более трех тысяч тонн продуктов. А вот самому Кронштадту помощи ждать было неоткуда. Поэтому еще летом 1941 года райком партии распорядился использовать под посадки все свободные земли. Работники госпиталя получили за городом 4,5 гектара земли, очистили его от камней и засадили картофелем. Разбили грядки на каждом свободном клочке земли на территории госпиталя. И хотя работа в госпитале отнимала почти все силы, за три года войны медперсонал вырастил двести тонн овощей.
Были созданы рыболовецкие бригады, которые уходили в море, несмотря на постоянные обстрелы. А когда всю более-менее крупную рыбу выловили, горожан спасла маленькая рыбка колюшка. Она настолько мала, что в мирное время рыбаки даже на корм коту не взяли бы ее. Но в блокадные годы этой колючей рыбешке были рады. Из нее варили уху, перемалывали и делали котлеты, вытапливали рыбий жир.
Увековечивание памяти
(Основные памятники и монументы, связанные с ВОВ)
Заслуги города в военной истории России
В 1717 году на острове был основан морской госпиталь.
7 (18) октября 1723 года на острове Котлин, в торжественной обстановке, состоялась закладка Петром I крепости Кронштадт, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город-крепость» или «Укреплённый город».
С 1720-х Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота. В 1722 году сооружен форт-остров «Цитадель». В 1723-1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши. После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С.И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780-1790-х годах по проектам архитекторов М.Н. Ветошникова, В.И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.
В 1861-1888 годах Кронштадтская крепость была перестроена по проекту военного инженера Э.И. Тотлебена. Крепость была перевооружена нарезной артиллерией.
2 ноября 1874 года здесь были учреждены Минный офицерской класс и Минная школа. 13 июля 1891 года в Кронштадт с официальным визитом пришла французская эскадра.
17 февраля 1918 года сюда из Гельсингфорса и Ревеля по инициативе и под командованием каперанга Щастного было начато перебазирование Балтийского флота («Ледовый поход»).
В годы Великой Отечественной войны 23 сентября 1941 года состоялся налёт Люфтваффе на Кронштадт. В ходе налёта Кронштадт понёс большие разрушения, был потоплен линкор «Марат», другие корабли и суда, разрушены здания и Морской завод.
Наиболее значимые военные события, связанные с городом
Огненный вал покатился по боевым порядкам фашистских войск, сметая на своем пути все живое. А Морская артиллерия планомерно и методически взламывала фашистскую оборону, создававшуюся фашистами в течение полутора лет.
Войска Ленинградского и Волховского фронтов в неудержимом порыве перешли в наступление и соединились в районе Синявино.
Радость и воодушевление охватили кронштадтцев, когда пришло известие о прорыве блокады Ленинграда. И с новым подъемом продолжали кронштадтцы трудиться во имя победы.
В конце 1943 года перед моряками Балтийского флота была поставлена очень сложная задача: перевезти на малых судах (баржи, буксиры, катера) личный состав 2-й ударной армии с мыса Лисий Нос на Ораниенбаумский плацдарм, соблюдая глубокую тайну.
Десятки тысяч солдат и офицеров, тысячи орудий и минометов, сотни танков и лошадей, были переброшены буквально под носом у немцев, сидевших в Петергофе и Стрельне, на Ораниенбаумский пятачок. И фашисты так и не узнали о подготовке столь грандиозной операции.
В начале января 1944 года темп перевозок еще более возрос. За 14 дней января с Лисьего Носа было переброшено столько же войск и техники с боеприпасами, сколько за последние полтора месяца прошедшего года. Все эти перевозки осуществлялись по проделанному во льду Финского залива каналу вдоль восточной оконечности острова Котлин.
В это время группа армий «Север» имела в своем составе 741 тыс. солдат и офицеров, 10 тыс. орудий и минометов, 380 танков и 440 самолетов. Но наши силы, благодаря перевозке 2-й ударной армии, на этом участке фронта превосходили фашистские в 2,7 раза. И когда все было готово для наступления, заговорили пушки Кронштадта. Это было 14 января 1944 года.
Артподготовка осуществлялась в невиданных масштабах. Она продолжалась 65 минут. За это время было израсходовано 102 тыс. мин и снарядов. В течение первых пяти минут морская артиллерия обрабатывала передний край гитлеровцев, вместе с фронтовой артиллерией. А потом фронтовая артиллерия продолжала свою работу, а морская дальнобойная перенесла огонь вглубь вражеской обороны, разрушая огневые точки врага, узлы связи, штабы, скопления войск и техники. Фашистская артиллерия была подавлена.
После артподготовки в бой пошли воины Ораниенбаумского плацдарма. А навстречу им утром 15 января 1944 года двинулись войска Ленинградского фронта. Для них артподготовку сделали корабли КБФ, стоявшие на реке Неве. Стреляли линкор «Октябрьская революция», крейсеры «Киров» и «Максим Горький», лидеры «Минск» и «Ленинград», и другие корабли. За один час и 40 минут на головы фашистов в районе Пулково упало 220 тыс. мин и снарядов.
И вот свершилось долгожданное. Части 2-й Ударной армии соединились в районе Ропши, завершив окружение остатков Петергофско-стрельнинской группировки врага. Линия фронта отодвинулась далеко за пределы досягаемости стационарных батарей фашистов. Блокада была снята. Город великого Ленина вздохнул, наконец, всею своею грудью. И наши армии пошли на запад!
27 января 1944 года салют из 324 пушек возвестил всему миру о великой победе советских войск под Ленинградом.
В 8 часов утра 9 июня 1944 года заговорили орудия фортов, линкора «Марат» и 2-го дивизиона эсминцев, стоявших в гаванях Кронштадта, канонерских лодок из района Толбухина маяка, с Восточного Кронштадтского рейда, линкора «Октябрьская революция» и крейсеров «Киров» и «Максим Горький» из устья Невы.
К 20 июня, дню освобождения Выборга, кронштадтские пушки разгромили три мощные оборонительные полосы, разрушили 87 узлов сопротивления, более ста раз рассеивали живую силу противника.
9 мая 1945 года Кронштадт торжественно отпраздновал победоносное окончание Великой Отечественной войны и снова встал на свою бессменную вахту у стен великого Ленинграда.
Массовый героизм защитников Отечества в городах, на территории которых или в непосредственной близости от которых шли ожесточенные сражения
В восемь утра 21 сентября 1941 года старший оператор РЛС «Редут-3» Григорий Гельфенштейн заступил на очередное дежурство. Несмотря на его юный возраст, должность у Григория была очень ответственной: подобных станций на Ленинградском фронте в то время было всего три. Та, на которой служил Гельфенштейн, располагалась на Ораниенбаумском пятачке, в деревне Большая Ижора, совсем недалеко от Кронштадта. Эта станция охраняла и сам остров, и Ленинград, и корабли Балтийского флота.
Радиолокатор в то время представлял собой громоздкое устройство. Известных каждому по современным кинофильмам круглых индикаторов, на которых ярко высвечиваются точки-самолеты, тогда еще не было. Картина воздушной обстановки на экране дисплея отдаленно напоминала кардиограмму.
В то сентябрьское утро Григорий смог расшифровать на индикаторе «Редута» страшную картину: по направлению к Ленинграду летели около 230 фашистских бомбардировщиков! Такой мощной воздушной атаки враг еще не предпринимал.
Все казалось очевидным: немцы летят бомбить северную столицу! И вдруг пульсирующая «кардиограмма» показала нечто необычное: одна из колонн взяла курс на запад, а не к Ленинграду. А две другие ударные начали движение к Финскому заливу. И Григорий понял: они летят бомбить Кронштадт! Фашисты хотят уничтожить артиллерию Балтийского флота!
Счет пошел на секунды: не сомневаясь в своей догадке, Гельфенштейн приказал помощнику передать шифрованное донесение на командный пункт ПВО Ленинградского фронта, в Кронштадт и на командный пункт противовоздушной обороны Балтийского флота.
Услышав, как спокойно оператор в Кронштадте принимает цифры закодированного сообщения, Григорий испугался: а вдруг не поверит? У него были причины для опасений: радиолокационная техника в то время была засекреченной, о ней ничего не знали на флоте. Поэтому и не доверяли полученным с ее помощью данным.
Григорий выхватил у помощника телефонную трубку и безо всяких шифровок сказал кронштадтскому офицеру:
Это подействовало. Уже через несколько секунд в Кронштадте завыли сирены воздушной тревоги. Атака фашистов была отбита, хотя наши моряки все же понесли потери. 22 и 23 сентября налеты повторились. Но уж если в первый раз этот номер у фрицев не прошел, то вторая и третья атаки не удались и подавно!
Нарушение инструкций и выход в эфир с открытым текстом могли в прямом смысле стоить старшему оператору Гельфенштейну головы. 23 сентября на РЛС приехал сам командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц. И сразу же вызвал к себе Григория Гельфенштейна. Тот шел к начальству на ватных ногах.
После этих слов Трибуц обнял солдата и расцеловал. В этот же день немецкие танки и пехота атаковали защитников Ленинграда со стороны Пулковских высот. Эта атака была встречена шквальным огнем 470 стволов Краснознаменного Балтийского флота, ничуть не пострадавших от вражеских налетов, и захлебнулась.
Заслуги тыла города
Воинские части и соединения, сформированные из населения города
К началу Великой отечественной войны Кронштадтская военно-морская база представляла собой крупное соединение боевых кораблей, береговой и противовоздушной обороны.
Водный район базы простирался на 100 миль к западу от Котлина, до меридиана острова Родшер. Обороняли этот район 2 дивизиона тральщиков, 2 дивизиона сторожевых катеров, дивизион сетевых заградителей, а также шхерный отряд кораблей и бригада торпедных катеров. Береговая оборона состояла из трех укрепленных секторов: Кронштадтского (артиллерия Котлина, островные и береговые форты со стрелковыми подразделениями), Выборгского и Гогландского, расположенного на нескольких островах средней части Финского залива.
Противовоздушную оборону базы обеспечивали 2 зенитных артиллерийских полка и 4 отдельных дивизиона.
Выдающиеся исторические личности России (уроженцы города)
Визитная карточка города.
История основания Кронштадта
История рождения Морской крепости Кронштадт
После того, как был взят Ниеншанц, невские берега от истока реки до самого впадения ее в Финский залив — бывшие владения Руси со времен Великого Новгорода — вновь оказались в руках русских. Но вернуть их — полдела, надо еще и удержать! А между тем Ниеншанц — не та крепость, на которую в этом деле можно положиться, и спустя несколько дней в дневнике Петра появляется запись: «16 мая крепость заложена и именована Санкт- Петербург».
Укрепление «Окна в Европу»
Крепость заложили у самого выхода в Финский залив, на острове Заячий и начали возводить ее с «великой поспешностью». Потом она будет именоваться Петропавловской, а первоначальное название ее перейдет к городу на Неве, которому суждено сыграть столь важную роль в истории нашего государства.
Спешили не зря. Дальновидный царь понимал, что не смирится Швеция с потерей земель, которые за век привыкла считать своими. что еще предстоит драться за это «окно в Европу».
А на горизонте постоянно маячат шведские корабли адмирала Нумерса и отогнать их нечем — нет пока флота у русского царя. Крепость — крепостью, а корабли — наиглавнейшее дело, без них нечего и думать о море. Петр отправляется на берега Свири в Лодейное Поле, где на Олонецкой верфи при нем закладываются суда: 7 фрегатов, 7 скампавей, 32 галеры. Обратно возвращается на новеньком фрегате «Штандарт».
Остров Котлин
Внимание государя привлекает остров Котлин, расположенный в самой середине вершины Финского залива, недалеко от Петербуга. У этого острова обычно и курсируют шведскиеи корабли и, как только эскадра Нумерса уходит на зимнюю стоянку, Петр решает осмотреть его. В октябре 1703 года яхта с царем подошла к Котлину.
Когда-то мимо этого пустынного клочка земли плыли в заморские, страны суда новгородцев, здесь они держали «морскую стражу». И позже здешние воды считались русскими. В 1656 году у Котлина произошел бой между шведскими судами и стругами русских казаков. Наши вышли победителями, отогнали неприятельскую эскадру и даже пленили один из ее кораблей.
…Было холодно, с моря дул сырой, пронизывающий до костей, ветер, но царь не торопился в тепло. Осмотрев остров, приказал делать вокруг промеры глубин. Промеры показали, что с северной стороны от Котлина — мелководье, зато с южной более глубоко и можно проложить фарватер, по которому к Петербургу смогут пройти и самые крупные суда. Петр распорядился: на Котлине поставить батареи, а по другую сторону фарватера создать искусственный островок и на нем воздвигнуть форт. Сказано — сделано!
Всю зиму возили на санях камень и песок, спускали под лед.
К весне из воды выступил рукотворный остров. На нем, по собственноручно царем сделанному макету, поставили деревянную башню с 14-ю орудиями. Пригласив с собой нижегородского митрополита, Петр самолично прибыл на открытие форта, которое состоялось 18 мая 1704 года (эту дату и принято считать днем основания Кронштадта). Как водится, освятили строение. подняли над ним крепостной флаг — красный с прямым белым и косым синим крестами (флаг этот, как крепостной и корабельный гюйс, просуществовал в русском, а потом и в Советском флоте до 1924 года).
В дневнике Петр записал: «Тогда наречена сия крепость Кроншлот, сиреч Коронный замок, и торжество в нем было трехдневное». Коменданту же Кроншлота царь дал инструкцию: «Содержать сию цитадель, с Божей помощью, аще случится, хотя до последнего человека…».
Теперь перекрестный огонь батарей Котлина и Кроншлота надежно перекрывал ведущий к Петербургу фарватер. Сунься-ка, попробуй!
Безуспешные атаки
А ведь пробовали! Уже в июле того же 1704 года к Котлину, с намерением высадить десант, подошла шведская эскадра из 12 боевых судов. Отбили! Раздосадованные неудачей, шведы два дня бомбардировали Кроншлот, но, поскольку близко к форту подойти опасались, ядра их не причинили вреда. Так же безуспешно окончились и другие попытки врага. А весной следующего, 1705, года из Петербурга пришли и встали на якоря между Котлином, и Кроншлотом корабли эскадры вице-адмирала Корнелия Крюйса. То были первенцы русского кораблестроения на Балтике: 24-пушечные фрегаты «Нарва», «Петербург», «Триумф», «Кроншлот» и другие суда, обладавшие общей огневой мощью в 270 орудий разного калибра.
Незваные гости не заставили себя ждать: 4 июня корабельный дозор обнаружил приближение шведской эскадры. Насчитали 22 вымпела.
Шведский адмирал Анкерштерн имел приказ атаковать Петербург с моря (по суше туда двигался корпус генерала Майделя), но, встретив русские корабли, опешил и в бой вступить поостерегся. Все же шесть его передовых судов приблизились к Кроншлоту. Однако залпы береговых батарей и корабельной артиллерии заставили их быстро повернуть назад.
На следующий день шведы попытались высадить десант на Котлин. Полковник Толбухин приказал своим солдатам залечь в кустах и притаиться, и, как только Шведы ступили на берег, внезапный огонь в УПОР и дружная штыковая атака решили дело.
До самой осени не оставляли шведы попыток захватить форт, преграждавший ПУТЬ к Петербургу, да не ТУТ-ТО было: русские держали оборону прочно! То же повторилось и в 1706 году.
Морская крепость Кронштадт
Но Северная война была в самом разгаре, и Котлин оставался лакомым кусочком для шведов — ведь отсюда рукой подать до Петербурга. Петр I не жалел ни сил, ни средств для укрепления острова. По указанию царя здесь оборудуются гавани, для стоянки кораблей, строятся склады, мастерские, береговые укрепления.
Котлин постепенно становится главной базой молодого Балтийского флота. Отсюда уходят суда с десантами под Выборг и к северным берегам Финляндии от Котлина прокладывают свой путь эскадры громить врага в победоносных сражениях у Гангута и Гренгама.
В 1720 году выходит царский указ о создании на Котлине морской крепости. В нем вящие слова, которые и сегодня можно прочесть на памятнике Петру I в Кронштадте: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота. яко наиглавнейшее дело». У Петра готов уже и чертеж будущей крепости.
В 1723 году царь вновь посетил остров, 7 октября он кладет первые камни в фундамент — состоялась официальная закладка грозной морской крепости, нареченной Петром Кронштадтом (Коронный город).