в каком году построили коммунальный мост в красноярске
Красноярский коммунальный мост
Коммунальный мост стал украшением Красноярска и прославился на весь мир, войдя в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира».
Коммунальный мост Красноярска — один из одиннадцати действующих мостов через реку Енисей. Соединяет правый и левый берега столицы Красноярского края. На правом берегу мост выходит на Предмостную площадь, на левом — на Театральную площадь, бывшую площадь 350-летия Красноярска.
Коммунальный мост предназначен для пешеходов и автомобильного транспорта, номинально состоит из двух мостов, разделенных специальной дамбой на острове Отдыха. Ширина Коммунального моста составляет 23,4 м, высота — 26 м. Общая длина мостового перехода с подходами и дамбой 2 300 м.
До постройки Коммунального моста с одного на другой берег жители Красноярска перебирались на плашкоуте — платформе на двух больших плоскодонных лодках, перемещавшейся с помощью каната и силы течения реки.
В гг. началось строительство крупных промышленных предприятий на правом берегу Енисея в Красноярске. Тогда начались серьезные разговоры о необходимости появления моста, так как единственной постоянной переправой являлся железнодорожный мост. 18 января 1940 г. исполком крайсовета принял решение о строительстве моста через Енисей в створе улицы Вейнбаума или Сурикова, но с началом войны вопрос о строительстве был отложен.
В годы Великой Отечественной войны потребность в мосте через Енисей возросла многократно в связи с эвакуацией в Красноярск различных предприятий с запада страны, но все средства и силы шли на нужды фронта. В это время был организован понтонный мост, разводившийся по ночам для пропуска судов и проработавший до запуска капитального моста.
«Соединил две эпохи»: прошлое и настоящее Коммунального моста в Красноярске
Великая стройка и злополучный ремонт
Великая стройка и злополучный ремонт
Доисторическая эпоха
История строительства мостов через Енисей — сравнительно недавняя. Первым стал железнодорожный, который начали строить в конце XIX века. До этого летом через реку переправлялись на паромах-плашкоутах, а зимой передвигались по льду.
После возведения железнодорожного моста было решено приняться и за обычный. Сначала его решили сделать хотя бы понтонным, но даже на это у города не хватило денег. Реализовать проект удалось только во время войны, когда на правобережье разместили эвакуированные заводы.
Понтонный мост поставили на 95 плашкоутах. Сначала они были деревянными, а затем их заменили на металлические. С 2 до 6 часов утра мост разводили, чтобы пропустить суда.
Стройка века
Необходимость строительства капитального моста была понятна всем. Документальное решение об этом исполком Красноярского краевого совета принял еще в январе 1940 года. Был даже готов проект, но война внесла свои коррективы. Проект пришлось переделывать, а стройка началась только в 1956 году.
Для строительства моста в Красноярск перевели мостостроительный отряд № 7. Его работники начали возведение опор моста кессонным методом, но без выморозки шахт, как это делали при строительстве Железнодорожного моста. Кессоны были железобетонными, а не деревянными, в них нагнеталось давление в 1,8 атмосферы. Рабочие могли выдержать такие условия максимум 4 часа. На возведение опор ушло два года.
Весной 1958 года началось сооружение 11 арочных полусводов (5 над основным руслом и 6 — над Абаканской протокой), которые устанавливались с помощью плавучих опор и буксировались к месту монтажа теплоходами. Вес каждой составлял 1560 тонн.
Эта работа закончилась только к зиме 1960 года. С этого времени момента мост открыли для пешеходов, чтобы они могли пересечь Енисей даже ночью, когда понтонный мост был разведен для прохода барж и буксиров.
Сдачу моста приурочили к очередному съезду КПСС, который провели перед годовщиной Революции — испытания проходили 17 октября 1961 года. Для этого по мосту сначала проехали 50 специально нагруженных самосвалов, а затем по переправе пустили первый трамвай.
Государственная комиссия приняла мост с оценкой «отлично». Официально подписали бумаги о вводе в эксплуатацию спустя почти месяц — 15 ноября.
Красноярский коммунальный мост стал украшением города и прославился на весь мир — его внесли в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» за уникальность технологии монтажа железобетонных полуарок весом 1560 тонн и замыкание сводов на плаву в пролете. Его проектировщики П. А. Егоров и К. К. Ивашова и строители Н. А. Богдзель, И. П. Калинников, А. И. Бахтин стали лауреатами Ленинской премии.
«Красноярский мост выделяется среди других подобных сооружений своей тектонической стройностью. При отдаленном восприятии мы видим легкие конструкции. Но как только оказываемся рядом с мостом, мы ощущаем всю мощь его устоев. Этот мост соединил не только два берега, но и две эпохи в архитектуре. Он проектировался еще в духе сталинского ампира, где были декоративные элементы, но строился уже позднее, и поэтому в нём проявились новые архитектурные идеи», — в интервью газете «Красноярский рабочий» рассказывал Александр Слабуха, профессор кафедры «Архитектурное проектирование» Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета.
Капитальные ремонты
Свое 30-летие мост «отметил» серьезной аварией — сошедший с рельсов трамвай пробил ограждение и чудом не вылетел в реку. Тогда начались разговоры о том, что этот транспорт нужно убирать с переправы, так как вибрации от него разрушали опоры. Процесс затянулся — последний свой рейс трамваи совершили по Коммунальному мосту в ноябре 1994 года, а еще спустя год начался первый капитальный ремонт.
Въезд на Коммунальный мост разрешали только общественному транспорту, но всё равно движение было постоянно затруднено. За 1995 год демонтировали трамвайные пути, в 1996 году — отремонтировали теплотрассу, идущую в теле моста, в 1997 потратились на полную реконструкцию дорожного полотна.
Следующего крупного ремонта Коммунальный мост дождался только в 2004 — тогда отремонтировали деформационные швы и заменили асфальт. После этого много лет ограничивались лишь ямочным ремонтом, который далеко не всегда выполнялся качественно. К 2013 году состояние его было удручающим, но городские власти отказывались проводить капремонт, ссылаясь на то, что это парализует движение в городе.
Мост становился всё опаснее — в 2014 году мэрии пришлось заказывать обследование левобережной арки, под которой проходит автомобильная дорога, так как с нее в любой момент могла упасть облицовка.
Долгожданный капитальный ремонт начался лишь летом 2017 года. Сначала решили отремонтировать участок над Абаканской протокой. Мост снова был доступен только для общественного транспорта — маршрутных автобусов и официальных такси.
Тех же, кто пытался «проскочить» на личном автомобиле, штрафовали. Среди оштрафованных оказался даже владелец фирмы-подрядчика — Владимир Егоров. Многочисленные нарушения так возмутили губернатора Виктора Толоконского, что он посоветовал прокалывать колеса автомобилистам, которые выезжали на мост.
Виктор Толоконский предложил прокалывать колеса нарушителям
Простые к расноярцы и общественники внимательно следили за ремонтом и уже скоро начали выражать недовольство. Ремонтную бригаду обвиняли в использовании сомнительных материалов и сокращении объемов работ. Эксперты опасались, что мост вообще не будет работоспособен после такого ремонта. Но подрядчик заявлял — всё делают качественно.
«Наш ремонт простоит 25 лет. А претензии нам предъявляют те люди, которые в этом деле вообще ничего не понимают», — говорил в беседе с корреспондентом Newslab Владимир Егоров.
Подсветка вместо ремонта
В 2018 году должен был стартовать ремонт моста над русловой частью реки, но его отменили, так как после вскрытия асфальта оказалось, что объем работ намного больше, чем заявленный в документации аукциона. Ограничились только полной заменой асфальта, включая тот участок, который ремонтировали за год до этого.
Красноярскому Коммунальному мосту исполнилось 59 лет
15 ноября Красноярскому коммунальному мосту исполнилось 59 лет — он был открыт для пешеходов и транспорта 15 ноября 1961 года, сообщает пресс-служба мэрии.
Длина Коммунального моста в Красноярске составляет 2300 метров (вместе с дамбой — 2500 метров), ширина — 23,4 метра, высота — 26 метров.
Коммунальный мост построен по технологии сооружения и замыкания арок моста без подстраховочных опор, позволившей существенно сократить сроки строительства и удешевить его. Благодаря этой технологии красноярский мост вошел в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира».
Напомним, строительство Коммунального моста началось в 1956 году. Он должен был стать самым длинным мостом в Азии на тот момент. Строительство шло рекордными темами. Возведение опор проводилось кессонным методом — на дно Енисея погружался огромный колокол из железобетона, внутри под давлением 1,8 атмосферы находились рабочие. Трудиться в таких условиях можно было лишь по 4 часа.
Перед открытием Коммунальный мост испытывали повышенными нагрузками: загнали на него 140 самосвалов с гравием.
Прочитать подробную историю строительства Коммунального моста и посмотреть все архивные фото можно в специальном материале Newslab.
«На зависть Эйфелевой башне»: как за 3 года в Красноярске уникальный железнодорожный мост через Енисей построили
Рождение и бесславный конец знаменитого сооружения
Рождение и бесславный конец знаменитого сооружения
Средне-Сибирская железная дорога строилась в период с 1893 по 1897 год и состояла из двух участков: от Оби до Красноярска и от Красноярска до Иркутска. Магистраль соединила важнейшие сибирские центры — Томск и Иркутск.
Первый поезд в Красноярск прибыл в 1895 году. К этому времени в городе уже были построены здания вокзалов на станциях Левый и Правый Енисей. Но сама река оставалась непокоренной. Летом вагоны и грузы приходилось перевозить через Енисей на барже, а пассажиры оплачивали паромную переправу.
Зимой прямо на лед реки укладывали рельсы. На время ледохода связь между берегами полностью прерывалась. Такая ситуация не могла продолжаться долго, поэтому в 1896 году в Красноярске началось строительство железнодорожного моста.
Перед мостостроителями стояла непростая задача. Ведь Енисей отличался большой шириной и глубиной, сильно поднимался во время паводка, а лед на нем намерзал до 1,5 метров толщиной. Во время ледохода он ломал всё, что строили люди.
Проект создавал инженер Лавр Проскуряков. Его мост через Енисей стоял на 5 речных, 2 береговых быках, углубленных на 20 метров, а также 2 устоях. Объем каменной кладки всего моста — 27 800 кубометров. Камень добывали в окрестностях Красноярска, в том числе на нынешней территории национального парка «Столбы».
Верхнее железное строение состояло из 6 ферм длиною по 144,45 метра и высотой по 21,64 метра каждая. Вес ферм превышал 900 тонн. Конструкция ферм была новой и ранее нигде не использовалась. Форма позволила облегчить и удешевить их изготовление за счет меньшего расхода металла. Поездов не должно было быть очень много, поэтому инженер спроектировал мост так, чтобы по нему можно было ездить на экипажах.
Общий вес сооружения составил 5440 тонн, запас его прочности позволял увеличить нагрузку еще на 40 %. Осуществил проект выдающийся инженер-механик Евгений Кнорре. Стоимость моста составила рекордные 3 миллиона рублей (в нынешних ценах — больше 3 млрд рублей; для сравнения, четвертый мост через Енисей, построенный в 2015 г., обошелся в 12 млрд рублей).
Разработка проекта прошла в рекордные сроки — она заняла всего 4 месяца. Еще месяц потребовался на согласование в Министерстве путей сообщения. Сама же стройка заняла 10,5 месяцев, так как работы можно было вести только зимой — с декабря до половины марта. Летом строителям мешало быстрое течение, паводки, сильные ветры и множество плотов.
Стройка началась в августе 1896 года с возведения береговых опор, а зимой приступили к обустройству речных. Для этого создавали кессоны — камеры, свободные от воды, где и велась работа. Делали это очень оригинальным образом. Во льду вырубали прорубь, оставляя над водой тонкий слой льда. Когда лед снова намерзал, его снова вырубали и таким образом вскоре дошли до дна. Внутри вертикальной ледяной шахты устанавливали деревянную конструкцию.
Изначально кессоны планировали делать железными, но поставки задерживались. Тогда Евгений Кнорре решил использовать дерево и не прогадал — деревянные конструкции не дали потери прочности, а стоили на 40-70 % дешевле.
Переправа с купюры
Как классик запутался в терминах
Стройка под колоколом
Как было принято тогда, мост строили всем миром. В Красноярск съехались сотни строителей самых разных национальностей со всего Советского Союза. Многие из них после завершения стройки остались жить на берегах Енисея, стали называть себя сибиряками.
К зиме 1960 года все полусводы были установлены. Этот момент можно назвать началом круглосуточного пешеходного сообщения через Енисей. Понтонный мост еще работал, по нему днем двигались автомобили и общественный транспорт. А вечером, когда его разводили, можно было видеть, как по аркам будущего моста вверх-вниз шагают запоздавшие горожане. Вскоре начался монтаж дорожного полотна. Окончательно все конструкции были собраны к осени 1961 года.
Митинг, посвященный открытию сооружения, состоялся 17 октября. Но после него движение по мосту в течение месяца было ограниченно. Так полагается по технологии. И только после месяца испытаний красноярский коммунальный мост был сдан в эксплуатацию.
Не просто переправа
Новый мост стал не просто главной транспортной артерией города. Он полностью изменил облик и будущее Красноярска, дав начало формированию двух крупнейших архитектурных ансамблей в городе: левобережной Театральной площади и правобережной Предмостной площади. Проектировщики сумели создать эти ансамбли, сохранив ощущение открытого пространства. С моста и любой точки площадей видны величавые волны могучей реки и неповторимые по красоте склоны Торгашинского хребта.
По словам профессора архитектуры Александра Слабухи, «красноярский мост выделяется среди других подобных сооружений своей тектонической стройностью. При отдаленном восприятии мы видим легкие конструкции. Но как только оказываемся рядом с мостом, мы ощущаем всю мощь его устоев». А вот в современной, постмодернистской архитектуре нередко отмечается разрыв между функцией и эстетикой.
По мнению специалистов, этот мост как бы соединил не только два берега, но и две эпохи в архитектуре. Спроектированный еще в духе сталинского ампира, он строился уже позднее, на заре эпохи модернизма. Поэтому в нем органично переплелись классика и новые архитектурные идеи. Мост начал эпоху сборного монолитного строительства. Многие идеи проектировщиков красноярского коммунального моста стали использоваться при строительстве других сооружений не только страны, но и планеты. Сегодня коммунальный мост известен далеко за пределами страны еще и потому, что его изображение размещено на десятирублевой купюре, которая, к сожалению, сейчас постепенно выходит из обращения.