в каком году построили киевский вокзал в москве
В каком году построили киевский вокзал в москве
Об истории Киевского (Брянского) вокзала:
Решение о строительстве Киевского вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков по требованию городских властей на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост (архитектор Роман Клейн).
Вокзал сооружён в 1914—1918 годах. Архитектурный проект — И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художник Ф. И. Рерберг. В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Общая площадь Киевского вокзала более 36 тысяч кв. метров. Пассажиропоток Киевского вокзала равен более 400 человек/час
К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное остеклённое арочное покрытие (длина 321 м, ширина пролёта 47,9 м, высота 28 м, вес конструкций более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы прекрасно видны и демонстрируют изящность величественного сооружения.
Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.
В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала до Дорогомиловской улицы и архитектурно оформить её с учетом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста.
В 1940—1945 с северной стороны вокзала был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и станцией метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин).
В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала. Внешний вид дебаркадера существенно не изменился.
На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые до отмены перехода на зимнее время в 2011 году вручную переводились на зимнее и летнее время дважды в год. Это единственные такие часы в Москве, за исключением курантов Кремля.
От сруба к памятнику архитектуры: как менялся Киевский вокзал
Студенческая улица лениво
Выводит нас на Киевский вокзал,
Где под часами вновь неторопливо
Встречаются влюблённые глаза.
Сколько путешественников с нетерпением ждали, когда появится на горизонте башня с часами и накрытый стеклянным куполом перрон Киевского вокзала? А сколько из них торопились отсюда в Брянск и Калугу, Хмельницкий и Кишинёв, Киев и Одессу? Сколько любителей музыки собрал шумный вокзал в «Ночь искусств», когда поезда уходили под слаженное пение а капелла артистов Академии хорового искусства?
Памятнику архитектуры к такому вниманию не привыкать. Ещё в XIX веке здание на этом месте «полюбили» карикатуристы, в 1918-м уже другая станция в том же Дорогомилове попала в кадры кинохроники. Позже вокзал мелькал в кино и на полотнах художников. Его изображение можно увидеть даже на подстаканниках, в которых и сейчас проводники подают горячий чай.
Началась история вокзала в XIX веке, а более 100 лет спустя здесь провели масштабные работы по восстановлению. Автор проекта реставрации Татьяна Кац стала лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2016». Также были отмечены организация и качество выполнения ремонтно-реставрационных работ.
Ямская слобода и заводы
Район вблизи нынешнего Киевского вокзала издавна связан с перевозками. Ещё во времена Василия III в Дорогомиловскую слободу из села Вязьмы переселили «государевых ямщиков» — крестьян, освобождённых от всех повинностей, но взамен этого обязанных заниматься «ямской гоньбой», то есть перевозить пассажиров и грузы. В конце XVI веке Борис Годунов поселил по обеим сторонам Большой Дорогомиловской улицы ямщиков. Так здесь образовалась ямская извозчичья слобода.
В XIX веке вблизи Дорогомиловской заставы работали Трёхгорный пивоваренный завод и Трёхгорный цементный завод. На Бережковской улице находился один из самых крупных московских сахаро-рафинадных заводов «В. Генер и Ко», а также напилочная, красильно-аппретурная, канвово-ткацкая и другие мелкие фабрики. За заставой открылись завод гарного масла и мыла и завод оцинкованного железа. В Новопроектированном переулке в 1872-м основана фабрика мраморных и гранитных изделий, на Малой Дорогомиловской улице в том же году — щёточное заведение, а на Большой Дорогомиловской улице — колёсное.
Железнодорожная станция вместо огородов
Однако в Дорогомилове были и не занятые капитальной застройкой земли: огороды, дровяные склады, пустоши. Без особых трат на снос здесь можно было расположить железнодорожное хозяйство. Поэтому отсюда в конце XIX столетия Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги решило проложить путь в Брянск.
Участок, называвшийся «Бережковские огороды», отдали под застройку. Было ясно, что с открытием вокзала движение здесь усилится, но набережная размывалась половодьем, да и Бородинский мост обветшал. Городу пришлось заменить мост новым и обустроить от него до владений железной дороги набережную.
В 1897–1899 годах слобода превратилась в большую стройку. Самый крупный участок земли отошёл под товарную станцию, где довольно быстро появились кирпичный пакгауз, крытые железом навесы для грузов и товарная контора, здание которой сохранилось до сих пор. К весне 1899-го Брянский вокзал был почти готов, и уже в июне его освятили, а 1 августа пустили первый почтово-пассажирский поезд. Новая однопутная дорога могла пропустить две пары пассажирских и три пары товарных поездов в сутки.
К открытию перед вокзалом разбили шатёр, куда привезли особо чтимые иконы. На церемонию собрались городской голова князь В.М. Голицын и другие представители московской власти, почётные гости во главе со строителем дороги — инженером М.И. Григорьевым.
Ни одна станция в Москве не служила поводом для карикатур так часто, как эта вытянутая деревянная постройка с двумя подъездами. Их авторам смешным казалось всё: и провинциальный вид, и пассажиры с закопчёнными от керосинок носами, и скупая компания, что «украсила Москву таким срубом». Здание выглядело временным, но разве есть что-то более постоянное, чем временное? Вокзал простоял 15 лет.
Солнечные залы, механические часы и дебаркадер Шухова
Первоначальный проект современного вокзала в неоклассическом стиле инженер И.И. Рерберг разработал в 1912 году. Позже в него внесли изменения при участии архитектора В.К. Олтаржевского. Здание заложили перед началом Первой мировой войны — 28 мая 1914 года, а открыли в 1918-м. Прежний коридор, куда еле протискивались пассажиры с узлами и чемоданами, не шёл ни в какое сравнение с просторными, залитыми светом залами, украшенными колоннами.
Композиция монументального сооружения слагалась из п-образного богато декорированного корпуса с высокой часовой башней и перронного зала, заключённого между боковыми крыльями главного корпуса. Главный фасад украсили скульптуры С.С. Алешина.
Верхнюю часть башни декорировали арочными окнами, куполами и скульптурами. В ней до сих пор работают механические часы, установленные при постройке вокзала. До отмены перехода на летнее и зимнее время их стрелки переводили вручную. Эти часы и кремлёвские куранты — единственные сохранившиеся до наших дней механические часы Москвы.
Пространство над перронами перекрыто застеклёнными стальными арками. Этот дебаркадер, который напоминает парящий в воздухе прозрачный купол, разработал знаменитый архитектор В.Г. Шухов.
Новое имя — новая жизнь
В 1934 году Брянский вокзал переименовали в Киевский. Этим названием он обязан магистральному направлению железной дороги. Спустя год был утверждён генеральный план реконструкции Москвы, в котором говорилось, что «площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учётом ансамбля Москвы-реки».
Проектирование и строительство станции метро «Киевская» в 1935–1937 годах сразу вели с учётом будущего развития вокзала. Оно предполагало сооружение комплекса зданий пригородного сообщения. Главным руководителем проекта стал архитектор Д.Н. Чечулин. По его замыслу в 1940 году построили двухуровневое здание со сложной композицией, включавшей полуподземную (цокольную) и надземную часть. В композиции доминировал крупный куб кассового зала, перекликавшийся с главным зданием вокзала.
В послевоенное время построили надземный вестибюль станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Выходной павильон подземки был вплотную пристроен к северной стороне дебаркадера и занял промежуток между западным торцом правого крыла главного здания вокзала и восточным фасадом пригородного. Такая композиция Киевского вокзала с пригородным вокзалом и вестибюлем метро в основном сохранилась до настоящего времени.
Гостиницы и сквер возле Киевского
В июне 1979 года Московский городской совет народных депутатов утвердил проект застройки площади Киевского вокзала. Он предусматривал строительство гостиниц «Интурист» и «Киевская» (вторая очередь работ), реконструкцию вокзала и пристройку новых залов для пассажиров. Также в проект вошло строительство Киевской улицы, участка Ростовской набережной, моста через реку по трассе Третьего транспортного кольца и трёх подземных пешеходных переходов.
Согласно плану, между вокзалом, Большой Дорогомиловской улицей и гостиницей «Киевская» должен был появиться сквер с фонтанами. Существовавший сквер у Москвы-реки постановили реконструировать, расширив речной причал.
В 1979–1981 годах здание вокзала отреставрировали: немного модернизировали кровлю перронного зала, воссоздали элементы первоначальной внутренней отделки.
Майолика, росписи и скульптуры в новом свете
К 2010-м годам фасады и интерьеры вокзала нуждались в реставрации. В здании отреставрировали участки стены и подпружные арки, гранитные ступени и цоколь с решётками, колонны, пилястры, металлические и каменные скульптуры. Специалисты также отремонтировали кирпичную кладку фасадов, воссоздали декоративный слой штукатурки, металлическое покрытие выступающих частей стен и водосточных труб. Латунные ручки и дверные петли выполнили по образцу оригинальных, а пластиковые оконные блоки на первом этаже заменили на реставрационные.
Новую жизнь получила и майолика на фронтоне — яркое рельефное изображение Георгия Победоносца, покровителя Москвы. Её расчистили от грязи и растительности, восстановили утраченные фрагменты. На этом же фасаде изображён стоящий во весь рост Михаил Архангел, а на боковом северном — текущая из кувшина река и два перекрещённых знамени с инициалами Петра Первого. Из керамических осколков сделаны и рамки вокруг курантов на башне, которая венчает здание вокзала.
В залах дальнего следования восстановлена роспись, а некоторые детали интерьеров и даже целые помещения получили другой цвет. Отреставрировали и овальное панно на потолке с крупными буквами МКВ и датами — 1914 и 1916. МКВ — это Московско-Киево-Воронежская дорога, а даты — время начала строительства вокзала и предположительная дата завершения.
Новую жизнь получит и промзона вблизи Киевского вокзала и Третьего транспортного кольца. Здесь построят жильё со всей необходимой социальной инфраструктурой и создадут рабочие места.
Проект реконструкции здания вокзала стал лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2016». Вместе с ним в список лучших проектов в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия попали павильон «Беларусь» на ВДНХ, станция метро «Киевская», дом на Тверской, в котором в разное время находились палаты XVII века, гостиница «Дрезден» и ресторан «Арагви».
Киевский вокзал
Жертва карикатур
В конце XIX века Общество Киевско-Воронежской железной дороги решило проложить путь к Москве из Брянска. В 1895 году Совет Министров разрешил построить дорогу и вокзал на месте бывшей Дорогомиловской ямской слободы, но с условием обустройства набережной Москвы-реки и создания нового Бородинского моста.
Новый Киевский вокзал (так Брянский называли после 1934 года) решили строить в 1912 — в год столетия Бородинской битвы.
Здание в классическом стиле построили в 1914-1918 годах по проекту И.И. Рерберга, B.К. Олтаржевского, В.Г. Шухова на месте деревянного. Росписи залов сделал художник Ф.И. Рерберг. Первый поезд с обновленного Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.
В архитектурном решении вокзала, в росписях залов и скульптурах подчеркнута связь с войной 1812 года. Также к зданию Киевского вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромная остекленная арка в форме параболы (длина 321 м, ширина пролета 47,9 м, высота 28 м, вес конструкций более 1 250 тонн).
51-метровая башню вокзала украшена фигурами орлов с распростертыми крыльями. Также на ней установлены механические часы. Раньше их вручную переводили на зимнее и летнее время. Это единственные такие часы в Москве, кроме курантов на Спасской башне.
При реставрации Киевского вокзала 1979-1981 годах модернизировали кровлю перронного зала, воссоздали элементы первоначальной внутренней отделки, заменили дебаркадер, но сохранили его исторической облик.
Последний вокзал Российской империи
Этот материал посвящен Киевскому вокзалу Москвы. У большинства жителей нашей страны вокзалы ассоциируются с не очень приятными хлопотами и с не совсем комфортной обстановкой. В Европе отношение к вокзалам несколько иное, там они, как правило, являются комфортной и удобной зоной.
Были удивлены, когда увидели в интернете приглашение на экскурсию на Киевский вокзал. Сказать, что эта экскурсия перевернула наше представление о Киевском вокзале — это не сказать ничего. Киевский вокзал предстал перед нами уникальным сплавом русской истории, архитектуры, оформительского искусства и инженерной мысли.
Архитектором Киевского вокзала был Рерберг Иван Иванович. Ему помогал В. А. Олтаржевский, впоследствии архитектор гостиницы Украина и автор проекта Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Рерберги родом из Дании. Историки считают, что первое поколение Рербергов приехало в Россию по приглашению Петра I. Рерберги были кораблестроителями и первое их место жительства было в Ревеле. Второе поколение перебралось в Санкт-Петербург. Отец архитектора Киевского вокзала, также Иван, строил первый Бородинский мост, а сын проектировал стоящий рядом Киевский вокзал, такая получилась связь времен.
И. И. Рерберг построил второе здание вокзала, а первое — неказистое, одноэтажное и деревянное было построено частной компанией «Общество Киевско-Воронежской железной дороги» в 1899 году. Чуть позже в название компании добавилась Московская и она сокращенно стала называться МКВ. В то время вокзал назывался Брянским. Место для вокзала с коммерческой точки зрения было выбрано очень удачно, вокзал построили рядом с Москвой-рекой и Дорогомиловской таможенной заставой. Деревянный вокзал стоял на месте сегодняшней гостиницы Славянская.
В 1912 году в столетнюю годовщину победы русских войск над Наполеонам, в Москву на торжества приезжает русский император Николай II. Императору крайне не понравился вид здания Киевского вокзала, стоящего на стратегическом направлении на Бородино. Нет точных исторических свидетельств как император выразил свое недовольство: потребовал, попросил или дал указание владельцам МКВ исправить ситуацию с вокзалом. Но историческим является факт, что именно в 1912 году владельцы МКВ воспылали желанием построить новый самый лучший в России железнодорожный вокзал, достойный победы над Наполеоном. Для строительства нового здания были призваны лучшие архитекторы, скульпторы, оформители того времени и вокзал получился действительно памятником — тема победы в Отечественной войне 1812 года постоянно встречается в оформлении: в архитектурной концепции здания, в росписях, скульптурах и деталях оформления. Вокзал было построен в торжественном стиле неоклассицизма с элементами ампира. Новый вокзал расположился на площади 36 000 кв. метров (старый имел всего 400 кв. метров). На строительство было потрачено 3,5 млн. золотом, что составляет в пересчете на сегодняшние деньги примерно 100 млн. долларов. Тем не менее компания МКВ не обеднела, она была одной из богатейших компаний Российской империи.
Строительство нового здания началось в 1914 году, в год начала первой мировой войны. Регулярное движение поездов началось уже при советской власти в 1918 году. Поэтому Киевский вокзал считается последним вокзалом Российской империи.
Над железнодорожными перронами нового вокзала был создан уникальный дебаркадер, не имеющий в то время мировых аналогов. Его автором является талантливый русский инженер В. Г. Шухов. Дебаркадер является грандиозной (длина 320 м., ширина пролёта 48 м., высота 28 м., вес более 1250 тонн), но в то же время изящной конструкцией из стекла и металла. Он дает непередаваемое ощущение пространства и много света.
В 1934 году Брянский вокзал переименовывают в Киевский.
Киевский вокзал как и страна пережил много событий и в конце перестройки был в плачевном состоянии. Необходим был серьезный ремонт и замечательно, что было принято решение провести историческую реставрацию здания вокзала. Работы по восстановлению исторических интерьеров были закончены в конце прошлого года и сегодня вокзал выглядит ровно так, как он выглядел 100 лет назад.
Отдельно о такой особенности экскурсии, как возможность подняться на Часовую башню Киевского вокзала и увидеть находящиеся там механические швейцарские часы, которым уже более 100 лет. При прежнем руководстве РЖД такое посещение закрытых помещений вокзала простому туристу было недоступно. Но все-таки что-то меняется. Новое, более молодое руководство РЖД концепцию поменяло и считает, что 1) вокзалы должны стать комфортной зоной для жителей мегаполиса, ровно так же как в Европе, и поэтому в них стали вкладывать деньги и 2) уникальные образцы архитектуры вокзалов и русской инженерной мысли должны быть доступны всем интересующимся родной историей и поэтому стало возможным организовывать подобные экскурсии. Прийти и посмотреть интерьеры Киевского вокзала можно и без экскурсии, для этого даже не надо покупать билет на аэроэкспресс. Но подняться в Часовую башню можно только в составе организованной экскурсии, т.к. открывается масса закрытых для обычных пассажиров дверей и специально вызывается смотритель часов Часовой башни Киевского вокзала. Именно он открывает заветную коморку на самом верху Часовой башни, в которой установлены уникальные механические часы и отвечает на вопросы туристов. Всего в Москве находятся только трое подобных механических часов: на Спасской башне Кремля, на Центральном телеграфе и в Часовой башне Киевского вокзала.
Ниже несколько фотографий, сделанных в ходе посещения Киевского вокзала.
100 лет назад в Москве открыт Брянский (ныне Киевский) железнодорожный вокзал
В 1897–1899 годах пустынная когда-то окраина Москвы превратилась в огромную стройку. Самый большой отрезок земли дорога выделила под товарную станцию, где довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов и товарная контора (здание конторы сохранилось до наших дней). К марту 1899 года станция практически была готова. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Ни одна станция в Москве не служила таким частым поводом для едких карикатур. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с носами, закопченными от керосинок, и скупость железнодорожной компании, которая «украсила Москву таким срубом».
Новый Брянский вокзал не украшал город – это было унылое, одноэтажное здание. Создавалось впечатление его временности, быть может оттого, что многие ожидали увидеть монументальный столичные вокзал. Но «временное пассажирские помещение» простояло полтора десятка лет, пока правление Московско-Киево-Воронежской железной дороги не решило возвести самый большой вокзал Москвы.
29 июня 1899 года состоялось освящение помещений Брянского вокзала, а 1 августа — открытие железной дороги. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. К открытию вокзал украсили пышно и изобретательно: перед зданием устроили шатер, куда привезли особо чтимые иконы. На открытие новой дороги собрались московские власти, городской голова князь В.М. Голицын, множество почетных гостей во главе со строителем дороги, инженером М.И. Григорьевым.
Решение о строительстве Киевского вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков, по требованию городских властей на деньги инвесторов сначала был построен Бородинский мост.
В 1912 году правление дороги смогло выделить средства на строительство нового здания вокзала. Разработка проекта была поручена архитектору И.И. Рербергу. Главный фасад с колоннами, задуманный в строгом стиле неоклассицизма, архитектор развернул к Москве-реке. Все пространство до берега в то время было тесно застроено небольшими домиками, конюшнями, сараями. Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года. Несмотря на трудности военного времени, здание возводилось строго в соответствии с проектом. Высокие двухсветные солнечные залы с колоннами ничем не напоминают прежний вокзальный коридор, куда с трудом протискивались приезжие с узлами и чемоданами. Перекрытие над железнодорожными перронами создано по проекту архитектора В.Г. Шухова.
Строительство вокзала завершили только в 1917 году. Это был самый крупный вокзал в Европе, площадью 3600 квадратных метров, вместимостью 10 тысяч пассажиров.
https://blogrev.livejournal.com/2603073.html