в каком году построили казанский вокзал
Казанский вокзал
Под защитой Зиланта
Казанский вокзал построили в 1862-1864 годах для Рязанской железной дороги. Сначала пути тянули английские инженеры, поэтому здесь сохранился единственный в России участок с левосторонним движением поездов.
Первый участок Рязанской железной дороги (до Коломны) открыли 20 июля 1862 года.
Газеты писали, что вокзалов на станциях нет, а пассажиры жаловались, что платформы не готовы, и из поездов приходится выпрыгивать.
Первое одноэтажное здание Казанского вокзала с башенкой в центре построили по проекту М.Ю. Левестама. Вскоре оно стало тесным. Поэтому в 1913 году начали строить новое здание по проекту А.В. Щусева.
Здание Казанского вокзала завершили в 1940 году, так как из-за отсутствия рабочих рук работы несколько раз останавливались.
Щусев пошел на смелый ход и перенес главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади. Мотивы декора портала арочного проема башни вокзала он позаимствовал у ворот здания женского отделения Преображенской старообрядческой общины, полукруглые гребешки — у собора в Астрахани. Фасад здания украсили часы со знаками зодиака на циферблате по рисункам Щусева, а башня Казанского вокзала, высотой 73 метра, стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля. Венчает ее шпиль с драконом Зилантом с древнего герба Казани.
Перед войной здание Казанского вокзала решили сделать роскошным и облицевали ценным уральским мрамором. Отделку интерьеров вокзального ресторана и вестибюля выполнил художник Е.Е. Лансере. Кстати, в строках Кончился коньяк — не пропадем, — съездим к трем вокзалам и возьмем Высоцкий говорит о ресторане на Казанском вокзале, потому что он закрывался позже других.
Казанский вокзал занимал в жизни Москвы особую роль.
Здесь часто балагурил Есенин, собираясь домой в Константиново. А однажды сам был провожающим, когда Айседора Дункан отправилась на гастроли на Кавказ. На Казанском вокзале Ленин и Крупская встречали гроб с умершей в Нальчике Инессой Арманд.
Отсюда же отправились на историческую «смычку» Остап Бендер и другие герои «Золотого Теленка». А Ильф и Петров и вовсе уверяли, что часы на Казанском вокзале отстают минут на 10, а в его ресторане поместится весь Ярославский вокзал.
Казанский вокзал: история и архитектура
Находится на Комсомольской площади, обслуживает направления дальнего следования и пригородные поезда. Рядом с Казанским вокзалом расположены две станции метро – «Комсомольская (Кольцевая)» и «Комсомольская (Сокольническая)». Кроме того, здесь можно осуществить пересадку на железнодорожную платформу Каналчевская.
Длительное строительство
Вокзал появился в Москве в 1862 году и назывался сначала Рязанским. Первое здание вокзала было деревянным, многие платформы в то время не достроили, но император приказал отправить поезд по маршруту Москва – Коломна в июде 1862 года.
Постройка простояла до 1864 года, а потом ее снесли, чтобы возвести каменное здание железнодорожного вокзала. Автором проекта стал архитектор М. Левестам.
По размерам здание было небольшим, имеющее общую крышу над дебаркадером над железнодорожными путями и платформами. Из-за таких скромных размеров места внутри для пассажиров и работников вокзала не хватало. Архитектор над входом сделал башню с часами.
От того каменного здания сохранилось до сегодняшнего времени только 1-этажное здание веерного депо, которое имеет черты итальянского стиля. Эта постройка чудом уцелела после многочисленных перестроек, самая масштабная из которых началась в начале 1890-х годов, когда была открыта Московско-Казанская железная дорога. Следствием этого стал большой пассажиропоток, поэтому власти города начали возведение большого вокзального здания.
Строительство началось не сразу. С 1893 по 1910 гг. продолжались переговоры о проекте, рассматривались разные варианты, но решение приняли только в 1910 году. Тогда правление акционерного общества Московско-Казанской железной дороги наконец-то объявило конкурс на здание новой вокзальной постройки. В акционерном обществе хотели, чтобы вокзал стал своеобразными воротами на Восток, которые символизировали бы связь Европы и Азии.
Победителем стал архитектор А. Щусев, предложивший проект здания в теплых и красочных мотивах московского барокко, неорусского стиля, соединенного с традициями восточной культуры и романтического стиля. В конце октября 1911 года Щусев получил должность главного архитектора нового вокзала в Москве. Работы над усовершенствованием проекта продолжались еще два года.
В 1913 году стали проводиться первые работы по возведению нового здания, к которому были привлечены Н. Рерих, А. Бенуа, Б. Кустодиев, Е. Лансере, З. Серебряков. Закладка фундамента завершилась в 1915 году, одновременно с которым строились котельная, главный вход с башней, отделение для багажа.
Первая мировая война несколько раз прерывала основные работы, поэтому только в начале 1917 года вокзальное здание получило крышу. Еще через два года здание в незаконченном виде сдали в эксплуатацию.
В 1926 году завершился первый этап по строительству и отделочным работам. К 1940 году возведение всех построек комплекса закончили, но большинство планов архитектора Щусева так и не реализовали.
В 1935 году в бывшее отделение для багажа построили выход со станции метро «Комсомольская», а еще через пятнадцать лет – подземный зал пригородного сообщения. Эта постройка соединена с вестибюлем станции. Щусев хотел построить отдельный выход для станции метро «Комсомольская (Кольцевая)», которая должна была вести в здание вокзала. Но проект так и не реализовали, поэтому попасть со станции на вокзал можно через холл радиальной станции.
Реконструкцию вокзала провели в начале 1970-х годов, что позволило в несколько раз увеличить пропускную способность станции. Масштабная модернизация вокзального комплекса была осуществлена в 1987 – 1997 года.
Главные акценты были сделаны на обновление фасада, расширение и перепланировку внутреннего помещения, установление крыши над перронами, оснащение здания современными техническими средствами.
Отдельно построили подземный переход под всеми железнодорожными путями, ведущие от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. Возвели дебаркадер над платформами, корпуса Казанского вокзала на Рязанском проезде и Новорязанской улице, которые создавались по чертежам Щусева. Реконструкцию успели к 850-летию Москвы.
Подземный путь под путями закрыли в 2003 году, в Царской башне в 2010 году разместили картинную галерею художника Дмиьрия Белюкина. Последнее обновление Казанский вокзал «видел» в 2012 году, когда построили наземное здание на два этажа, чтобы обеспечивать пригородное сообщение.
Особенности архитектуры
Здание отличается своей несимметричностью, что было сделано специально для создания уникального внешнего облика. Сложная композиция соединяет разные по массе и архитектурным размерам элементы, которые органично соединены друг с другом. Щусев применил такой подход, чтобы его постройка согласовывалась с двумя уже существующими зданиями вокзала. Благодаря этому Казанский вокзал получил свой индивидуальный стиль.
Корпуса комплекса вытянуты в линию корпуса, которые выполняют разные функции. Здания отличаются по высоте, ширине и ритмике объемов, увенчаны островерхими крышами, башней с часами, высокой ярусной башней, которая стоит в углу, создавая арочный проезд.
Архитектурно-зрительное единство было достигнуто с помощью многоярусной башни, которую Щусев сдвинул в угол и сделал главным объектом в комплексе, связывающие воедино все вокзальные фасады.
Башня стилизирована под башню Сююмбике кремля в Казани, только архитектор поменял в пропорцию ярусов, сделав нижний ярус более объемным. На башне установили шпиль с драконом Зилантом, присутствующий на древнем гербе Казани. Флюгер установлен на высоте 70 метров над землей, его длина – 2,7 метра, а вес составляет 250 кг. Дракона отреставрировали и позолотили в 1966 году.
На фасаде вокзала состоят часы со знаками зодиака на циферблате. Этот элемент Казанского вокзала был заказан Щусевым в Питере. Он лично нарисовал каждый знак и отдал часовому мастеру В. Пушкареву. Часы изготовили в 1923 году, установили на вокзальной башне. Там они оставались до осени 1941 года. В то время уже шла Великая Отечественная война и Вторая мировая война. Часы пострадали от разрыва фугасной бомбы, колокол упал, после окончания военных действий ставить на место его не спешили. Уже в период нахождения при власти Леонида Брежнева, колокол отреставрировали и поставили на место.
Часовая башня Казанского вокзала похожа на часовую башню собора святого Марка, построенный в Венеции, а левая вокзальная башня – копия Кутафьей башни Московского кремля. На ее главном фасаде сделан редкий геральдический символ послереволюционной Москвы, изображающий серп и молот с пшеничным колосом.
Ресторанный зал вокзала сделан в виде трапезной палаты и оформлен в стиле московского барокко. Зал имеет огромные размеры, на своде сделали богатый декор. Среди деталей – лепнина, встроенная в простенки зеркала, белые детали с позолотой и живописные вставки. На стенах ресторана художник Е. Лансере сделал потрясающие картины, расширив визуально размеры зала.
Корпуса Казанского вокзала после реконструкции 1987 – 1997 годов органично вписали в общий ансамбль здания. Вокзал получил П-образную планировку, над путями поставили крышу с «волнами» и достроили зал ожидания пассажиров с восточной стороны.
Казанский вокзал в Москве
Казанский вокзал Москвы расположен на Комсомольское площади или, как ее называют в народе, площади «Трёх вокзалов». Некогда здесь простиралось Каланчевское поле.
Казанский вокзал считается одним из крупнейших железнодорожных пассажирских терминалов в Европе. От его перронов отправляются поезда в трех направлениях: восточном, южном, а также юго-восточном.
Фото 1. Казанский железнодорожный вокзал на Комсомольской площади
История зарождения Казанского вокзала
В 1862 году на месте нынешнего Казанского вокзала был построен Рязанский вокзал, обслуживающий введенный в эксплуатацию Коломенский железнодорожный участок Московско-Рязанской дороги.
Здание представляло собой небольшое деревянное строение и не справлялось с возложенными функциями обслуживания пассажиров железной дороги. Перроны не были достроены должным образом, а из вагонов приходилось просто выпрыгивать или снимать пассажиров с трапов вагона на руках.
В 1864 году, по чертежам архитектора Матвея Левестама, было отстроено каменное здание.
Как и предыдущее, оно тоже не поражало своими размерами. Дебаркадер, железнодорожные платформы и залы вокзала были покрыты общей крышей. Вход украшала башенка с часами.
Оригинальные архитектурные решения отсутствовали, что сказывалось на функциональности новой постройки.
В 1893-1894 годах на дороге произошли значительные перемены – железное полотно продлили до Казани.
Железнодорожный вокзал переименовали из Рязанского в Казанский, а Московско-Рязанская железная дорога стала Московско-Казанской.
Увеличившийся пассажиропоток потребовал постройки нового пассажирского терминала.
Все предложенные проекты, вплоть до 1907 года, были отвергнуты, как не соответствующие требованиям Министерства путей сообщения.
К 1910 году здание приросло помещениями для пассажиров I и II классов, но проблемы обслуживания это не сняло и правление дороги вновь объявило конкурс на реконструкцию.
Из множества проектов комиссия отобрала лишь три варианта, представленные архитекторами Шехтелем и Щусевым, а также художником Фелейзером.
Предпочтение было отдано концепции архитектора А.В. Щусева, который предложил устроить главный фасад Казанского вокзала в угловой части Каланчевской площади, а не в Рязанском проезде, как было ранее.
Это архитектурное решение смотрелось более выгодно в связи с уже расположенными на Каланчевской площади Николаевским и Ярославским вокзалами, фасады которых были обращены в сторону Казанского.
В октябре 1911 года, 29 числа, проект Щусева был утвержден, а его самого назначили главным архитектором строительства.
Утверждение проекта Казанского вокзала в МПС Российской империи состоялось лишь в ноябре 1913 года, но к подготовительным работам по возведению нового здания приступили уже в июле 1912, построив временный барак в стороне от расчищенного от старых построек места строительства.
По разработанному архитектором Щусевым проекту, здание Казанского вокзала должно было представлять изысканность в архитектурном стиле и убранстве внутренних помещений.
Первоначальная концепция здания Казанского вокзала
Левая часть нового вокзала устраивалась для пассажиров I и II класса, а правое крыло отводилось третьему и помещениям багажного зала, вход в который планировался поблизости от центрального входа. Для воинских подразделений и пассажиров четвертого класса предусматривались отдельные залы.
Фасад Казанского вокзала должны были оформить в цветах, присущих московскому барокко еще XVII века – предпочтительно красного и белого оттенков, а в стилистику внести элементы нижегородского и рязанского городского зодчества.
Центральный вход должна была венчать башня в честь казанской княжны Сююмбеки с золотым петушком (образ дракона Зиланта с герба города Казани и его древнего царства) и громадными часами.
Полы в вестибюлях залов для I класса предполагалось выложить порфиром красного и черного цветов. Стены этих помещений должны были быть декорированы полотнами художника Н.К. Рериха с баталическими сценами взятия Казани и битвы русских войск с татарами при Керженце.
Зал ожидания должны были устроить в форме восьмигранника со звездчатым куполом, расписав его в восточном стиле.
Зал ресторана предусматривалось оформить в Петровском стиле с безворсовыми зелеными с розовым гобеленами (шпалерами), деревянным плафоном с резьбой видов городов на пути следования Московско-Казанской железной дороги.
Список приглашенных художников включал в себя таких знаменитостей, как Бенуа, Серебряков, упомянутый Рерих, Билибин, Кустодиев, Добужинский, Яковлев, Лансере.
Крытые платформы по 80 саженей каждая устраивались для 12-ти подъездных путей.
Строительство и реконструкции Казанского вокзала
Многим планам не суждено было сбыться из-за начала I Мировой войны, а также последующих событий революции семнадцатого года и кровавой Гражданской бойни.
В годы Советской власти строительные работы на Казанском вокзале возобновили в 1918 году и уже через год открыли двери главного корпуса, который был к этому времени электрифицирован.
Деревянный барак постройки 1912 года снесли в июне 1922 года после окончания возведения пассажирских залов. Первый этап строительства продолжался вплоть до 1926 года.
Именно тогда был устроен зал ожидания для пассажиров пригородных электричек. В это подземное помещение со временем вывели вход на станцию «Комсомольская» построенного в будущем московского метро.
Время окончательного завершения работ на Казанском вокзале приходится уже на 1940 год.
Часы с боем появились на фасаде здания в 1926 году. Циферблат со знаками зодиакальных созвездий разработал сам Щусев, а изготовление часового механизма поручили известному часовых дел мастеру Пушкареву.
В это же время была проведена первая реконструкция вокзала, которая позволила реализовать некоторые замыслы академика архитектуры Щусева.
Значительные изменения на Казанском вокзале и прилегающей Комсомольской площади приходятся на 1987-1997 годы.
В этот период был обновлен фасад, переустроены внутренние помещения, установлены крупнопролетные перекрытия над перронами, добавлены новые залы для ожидающих пассажиров.
В подземной части Комсомольской площади проложили туннель, соединивший все три железнодорожных вокзала.
Новые корпуса, построенные по чертежам и планам Щусева, появились рядом с Казанским вокзалом со стороны Новорязанской улицы, а также Рязанского проезда.
Торжественное открытие обновленного комплекса состоялось в 1997 году, в день празднования 850-летия города Москвы.
Казанский вокзал по праву считается крупнейшим железнодорожным комплексом и представляет собой одну из достопримечательностей города Москвы – творение великого Щусева.
Казанский вокзал
Есть (для посадки на пригородные поезда)
А 40, 122;
Тм 7, 37, 50;
Тб 14, 22, 41, 88
Казанский вокзал (до 1894 г. — Рязанский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Казанская, расположенный по адресу: Комсомольская площадь, д.2. Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы.
Содержание
История
Здание вокзала построено в 1862—1864 годах для Рязанской железной дороги, с 1894 также и для Казанской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Коломна ушёл с Рязанского вокзала 20 июля 1862 года.
Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 и закончилось в 1940. Здание выстроено в неорусском стиле А. В. Щусевым с авторским коллективом.
В 1950-х гг. был достроен зал пригородного сообщения, который был соединён со станцией метро «Комсомольская». В 1987—1997 гг. здание реконструировано: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами.
Современность
Направления
С Казанского вокзала отправляются скорые и пассажирские поезда, а также пригородные поезда (электрички) в двух направлениях — на Муром (Казанское направление) и на Рязань (Рязанское направление). Разветвление по направлениям — в городе Люберцы, на станции Люберцы I.
Также с вокзала следуют пригородные электрички до станций: Люберцы, Панки, Гжель, Куровская (в том числе экспресс), Егорьевск, Шатура, Черусти, Вековка, Быково, Отдых (г. Жуковский), Раменское (экспресс), 47 км, Бронницы, Виноградово, 88 км (г. Воскресенск), Воскресенск, Шиферная, Голутвин (в том числе экспресс) (г.Коломна), Рязань (в том числе экспресс) и др.
По состоянию на декабрь 2011 года с Казанского вокзала отправляются следующие поезда дальнего следования:
Данные о поездах даны в хронологическом порядке отправления.
Интересные факты
Галерея
Здание Рязанского вокзала.(Казанский вокзал до 1913г.)
Казанский вокзал до 1913 г.
Центральная часть Рязанского вокзала. С открытки
Казанский вокзал в 1920-е годы
См. также
Примечания
Ссылки
Палаты Аверкия Кириллова | Дом Апраксиных — Трубецких | Усадьба Баташева | Дом бояр Романовых | Дом Брюса | Палаты Волковых | Особняк Второва | Дом Губина | Дом Демидовых | Дом Дениса Давыдова | Особняк Дерожинской | Усадьба Дурасовых | Екатерининский дворец | Дом Игумнова | Особняк Кекушевой | Красные палаты XVII века | Лефортовский дворец | Усадьба Лопухиных (музей Льва Толстого) | Дом Мельникова | Особняк Ивана Миндовского | Дом московских генерал-губернаторов | Особняк Арсения Морозова | Особняк Зинаиды Морозовой | Нескучный дворец | Пашков дом | Дом Пороховщикова | Дом Разумовского — Шереметева | «Дом Ростовых» | Особняк Рябушинского (дом-музей М. Горького) | Слободской дворец | Старый английский двор | Особняк Хитрово (музей-квартира А. С. Пушкина) | Усадьба Хрущовых (музей А. С. Пушкина) | Усадьба Чертковых | Дом Шехтеля | Дом Юшкова
Подмосковные дворцы и усадьбы, вошедшие в черту города:
Измайлово | Коломенское | Кузьминки | Кусково | Останкино | Петровский путевой дворец | Царицыно
Полезное
Смотреть что такое «Казанский вокзал» в других словарях:
Казанский вокзал — в начале XX в. Москва. Казанский вокзал (бывший Рязанский вокзал), связывает Москву с городами Поволжья, Урала, Сибири, а также со Средней Азией. Здание вокзала построено на Каланчёвской (ныне ) площади в 186264 для Рязанской железной… … Москва (энциклопедия)
Казанский вокзал (значения) — Казанский вокзал: Казанский вокзал (Москва Пассажирская Казанская) один из трех вокзалов на Комсомольской площади в Москве Ромодановский вокзал (Горький Казанский) закрытый вокзал в Нижнем Новгороде … Википедия
Казанский вокзал (Нижний Новгород) — Нынешнее состояние здания Ромодановского вокзала. Август 2007 года. Ромодановский вокзал (Казанский вокзал), бывший вокзал Нижнего Новгорода, просуществовавший до 1974 года. Начало возведения 1900 год. Окончание 1904. Здание расположено по адресу … Википедия
Вокзал — (от англ. Vauxhall сад ок. Лондона, созданный в 17 в., где проводились концерты) в совр. рус. яз. комплекс зданий и сооружений крупного транспортного узла (ж. д., также автобусного); гл. здание такого узла, предназнач. для обслуживания пассажиров … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Казанский — Казанский (Казанская, Казанское, Казанского) многозначный термин: Содержание 1 Фамилия 2 Люди 3 География 4 Религия … Википедия
Казанский метрополитен — Казан метросы Информация … Википедия
Казанский трамвай — Казанский трамвай … Википедия
Казанский автобус — Автобусная система … Википедия
Казанский троллейбус — Троллейбусная система … Википедия
Казанский скоростной трамвай — Казанский скоростной трамвай … Википедия
История вокзалов: железнодорожные ворота Москвы
В Москве насчитывается девять железнодорожных вокзалов. Если посмотреть на карту, они словно опоясывают центр города. Mos.ru совместно с Департаментом культурного наследия и проектом #Москвастобой рассказывает про историю и архитектурные особенности железнодорожных ворот столицы.
Ленинградский вокзал. Первый и царский
В 1851 году из Петербурга в Москву выехал императорский поезд: путешествие Николая I и его семьи заняло долгие 19 часов. Прибывал состав на вокзал, построенный архитектором Константином Тоном. Это был первый вокзал Москвы, тогда он назывался Петербургским. Сюда же приезжали на коронацию из Петербурга члены императорской семьи.
В 1855-м вокзал стал Николаевским, а в 1923 году его переименовали в Октябрьский. В 1931-м сюда прибыл первый фирменный советский поезд «Красная стрела». Незадолго до войны вокзал снова поменял название и стал Ленинградским. Его перестраивали несколько раз, но общий облик остался таким, каким его задумал Тон: строгий классический фасад с колоннами и башней в центре.
В ходе комплексной реконструкции Ленинградского вокзала, которая завершилась в 2013 году, специалисты восстановили исторический цвет и элементы декора фасада, вернули исторические чугунные лестницы и ограждения балконов. Были воссозданы по архивным чертежам часы на главной башне.
Белорусский вокзал. От Москвы до Бреста
Купцы из Твери и Петербурга прибывали в златоглавую по Тверскому тракту. Путешественники делали остановку на Тверской заставе Камер-Коллежского вала и продолжали свой путь в город. На этом месте в 1870 году появился Смоленский вокзал. Через несколько лет он уже перестал вмещать всех пассажиров: железная дорога протянулась до Бреста.
Городские власти решили построить новый транспортный узел. К 1912 году, как раз к вековому юбилею окончания Отечественной войны, архитектор Иван Струков создал лаконичное здание с большой входной аркой и башенками. Вокзал несколько раз менял названия и только в 1936-м стал Белорусским.
Отсюда в 1941 году уходили войска на фронт, и именно здесь впервые прозвучала песня «Священная война» — об этом напоминает мемориальная доска на здании вокзала. Сюда же, на Белорусский, возвращались из Берлина воины-победители в 1945-м.
В 2019 году было завершено благоустройство и озеленение площади перед вокзалом. Обсуждается концепция реставрации исторического фасада здания.
Казанский вокзал. В гости к дракону
В 1862 году началось движение поездов по маршруту Москва — Коломна. Первые пассажиры неоднократно жаловались: в город-то приехали, а выходить некуда. На Рязанском вокзале (так изначально назывался Казанский вокзал) не было платформ. Мужчины вынуждены были спрыгивать из вагонов и нести своих спутниц на руках.
Здание вокзала неоднократно перестраивалось. Знакомый нам вариант появился в 1913 году. По проекту Алексея Щусева построили стилизованный русский терем, украшенный башенкой, в которой нетрудно было угадать образ знаменитой башни Сююмбике. Она расположена в Казанском кремле. А на верхушке и сегодня красуется еще один узнаваемый символ — крылатый змей Зилант.
Реставрационные работы во внутренних помещениях Казанского вокзала были завершены в 2016 году. Специалисты восстановили белокаменные порталы, стены и колонны в зале № 3. В зале № 5 отреставрировали кирпичные своды и наливной пол из бетона с мраморной крошкой. Специалисты воссоздали парадную лестницу из натурального камня, элементы декора в залах ожидания и ресторане, на место вернулись исторические фонари и дубовые двери. Также был проведен ремонт башни Сююмбике.
Киевский вокзал. Часы на старой башне
Вокзал у бывшей Дорогомиловской слободы решили построить еще в 1895 году — тогда его назвали Брянским. А к столетию Бородинской битвы возвели новое здание: проект арочных перекрытий залов и платформ из металла и стекла разработал Владимир Шухов, внутренние росписи посвятили Отечественной войне 1812 года.
В 1918-м в составе ансамбля появилась удивительная башня с четырьмя циферблатами, которые стерегут раскинувшие крылья орлы. В популярности они не уступают даже кремлевским курантам на Спасской башне: многие москвичи и гости столицы продолжают сверять по ним часы.
Во время реставрации, которая была проведена в 2013–2016 годы, специалисты восстановили исторические элементы оформления фасадов. Отреставрированы майоликовые мозаичные панно с изображениями Георгия Победоносца и архангела Михаила, циферблаты часов на башне, бетонные скульптуры. Восстановили исторический облик анфилады залов главного здания вокзала.
Курский вокзал. С Нижегородского до Обираловки
Небольшой деревянный вокзал за Покровской заставой в 1877 году стал едва ли не самым популярным местом в городе. Москвички, прочитавшие роман графа Толстого «Анна Каренина», непременно желали совершить поездку к месту ее смерти, описанному в книге. С Нижегородского вокзала они ехали на станцию Обираловка, надеясь не то узнать какие-то подробности, не то ощутить, что чувствовала героиня в последние минуты жизни.
В 1896 году Нижегородский объединили со строящимся Курским вокзалом. В 1938-м его перестроили. Новое здание скрыло прежнюю постройку — в залах ожидания по-прежнему можно рассмотреть старинные интерьеры.
Павелецкий вокзал. В глушь, в Саратов
Рязанско-Уральская железная дорога соединяла города 12 губерний, а вот с Москвой сообщения не имела. Чтобы решить эту проблему, построили дополнительную ветку от Павельца до Москвы. 1 сентября 1900 года был открыт вокзал, куда приходили поезда. Новая железнодорожная станция моментально обросла трактирами и магазинами, развернулся тут и большой рынок.
Изначально вокзал назвали Саратовским, потому что именно в этом городе располагалось правление линии. В 1910 году отсюда в Тулу отправился состав с желающими воздать последние почести Льву Толстому. В середине 1920-х вокзал переименовали в Ленинский — именно сюда прибыл траурный поезд с телом вождя революции. А Павелецким он стал лишь в 1941-м.
В 2021 году завершится комплексная реконструкция и благоустройство площади перед Павелецким вокзалом. На месте гигантского котлована, вырытого еще в 1990-е годы под проект торгового комплекса, который так и не был реализован, появится ландшафтный парк площадью около трех гектаров.
Рижский вокзал. Далеко ли до Виндавы?
Там, где начиналось Ярославское шоссе, в районе Крестовской заставы, в конце XIX столетия установили две башни красного кирпича для Мытищинского водопровода. Работая над проектом Виндавского вокзала, архитектор Станислав Бржозовский старался создать единый ансамбль с этими постройками. Терема в псевдорусском стиле с затейливыми окнами и часами под высоким кокошником были оборудованы по последнему слову техники, у вокзала была даже собственная электростанция. С 1946 года он стал именоваться Рижским. Каждый год отсюда в направлении станции Дубосеково, где находится мемориал 28 героям-панфиловцам, отправляется поезд Победы.
Савеловский вокзал. В Подмосковье водятся лещи
Поезда из столицы разъезжаются в самых разных направлениях, но один вокзал, откуда составы ходят не дальше Подмосковья — Савеловский (до 1912 года — Бутырский). Планировали, что с него поезда помчатся к селу Савелову и дальше до Калязина, Углича и Рыбинска, но планам не суждено было сбыться.
В 2016 году были проведены работы по восстановлению исторического фасада здания вокзала, а в конце 2019 года, когда Савеловский вокзал вошел в систему Московских центральных диаметров, завершилась реконструкция площади перед зданием и части внутренних помещений.
Ярославский вокзал. Паломники из пятого вагона
Поезда на Сергиев Посад и Ярославль отправлялись с Троицкого — теперь Ярославского — вокзала. В 1890 году именно отсюда на далекий Сахалин уехал Антон Павлович Чехов.
Ярославский вокзал расположен по соседству с двумя другими — Казанским и Ленинградским. Здание построили на месте артиллерийского двора. Но менее чем через полвека затеяли масштабную перестройку.
За дело взялся Федор Шехтель, который придумал большое здание в русском стиле с башнями, керамическими панно и гербами Москвы, Архангельска и Ярославля. В советское время изящный стиль модерн был разбавлен соцреалистическими барельефами с изображениями трудящихся и герба Советского Союза.