в каком году построили императорский мост в ульяновске
Императорский мост – важная переправа в Ульяновске с богатой историей
Императорский мост в Ульяновске
Императорский мост в Ульяновске – автомобильная и железнодорожная переправа, соединяющая берега Волги в районе Куйбышевского водохранилища.
Строительство Императорского моста
Мост через реку Волгу в Ульяновске (бывшем Симбирске) построили только в начале XX века. Строительство приурочили к 300-летию царствования дома Романовых, которое пышно отмечалось в России, поэтому мост назвали Императорским.
Летом с одного берега Симбирска на другой переправлялись на пароме через канал, зимой ждали санного пути по льду. Осенью и весной в распутицу связи с другим берегом не было.
В конце XIX века к Симбирску подвели железнодорожные пути. Для переправы через Волгу премьер-министр Петр Столыпин предложил построить железнодорожный мост.
В конце 1910 года император Николай II подписал указ о строительстве моста, выделив огромную сумму – 15 миллионов рублей. Российские газеты писали, что это крупнейший мост Европы.
Особенности возведения сооружения
Автор проекта инженер Николай Аполлонович Белелюбский задумал мост как железнодорожную переправу. Строительство, начатое 3 марта 1913 года, протекало с небывалым успехом, завершить его планировали через 2 года.
Здесь применялись новейшие методы работы и современная техника: кессоны – водонепроницаемые камеры, открытые снизу, внутри которых дно реки освобождается от воды. А также – мостовые краны, компрессоры и экскаваторы. Сварка не использовалась: на мосту все крепилось заклепками, которых понадобилось больше миллиона штук.
На строительстве применяли ручной труд 3700 рабочих, кроме жандармов и охранников моста, технического надзора и речной охраны. За время строительства моста, который с гордостью показывали иностранцам, ни один рабочий не пострадал.
Материалы везли со всей России по специально проложенной к месту строительства узкоколейке. Стальные конструкции изготавливали в Донецке, а гранит для облицовки опор везли с Урала. Ввод Императорского моста в эксплуатацию задержали два происшествия.
Происшествия во время строительства
7 июля 1914 года по неосторожности рабочих случился пожар. В кучу сухого хвороста упала раскаленная добела заклепка. Своими силами предотвратить пожар рабочие не сумели. На площади 10 соток разлилось море огня, который переплавил в бесформенную массу пролетные строения из кованого железа, и мост обрушился. Ущерб, который некому было возмещать, исчислялся 2 миллионами рублей.
29 мая 1915 года со стороны правого берега Волги произошел оползень, который разрушил 8 построенных опор и железнодорожные пути. На восстановление ушло 18 месяцев.
Через 1307 дней после начала строительства, 5 октября 1916 года сооружение, названное «Мост Императорский Его Величества Николая II» сдали в эксплуатацию. Праздничное катание по мосту и высокопоставленных особ, и рядовых горожан продолжалось до вечера. После революции 1917 года Императорский мост стал мостом Свободы, хотя чаще его называли Ульяновским
Реконструкции в разные годы
В 50-х годах при строительстве Куйбышевской ГЭС и образовании водохранилища уровень судоходного горизонта в Волге увеличился на 8 см, поэтому мост перестроили. Укрепили опоры и переход, сооружение удлинили и устроили 2 автомобильные полосы. Обновленный мост открыли в 1958 году.
Для реконструкции в новом стиле Императорский мост (историческое название вернули в 2009 году) закрыли с 2003-2010 годы. Строительная компания «Мост» заменила новыми дореволюционные конструкции моста, отремонтировали опоры и устои.
В августе 2016 года, перекрыв движение помосту с 9 вечера до 5 часов утра уложили щебеночно- мастичный асфальтобетон.
Осенью 2009 года в 5 км выше по Волге открыли автодорожный мост, который строили с 1986 года и назвали Президентским. Императорский мост с тех пор в народе стали называть Старым.
Технические характеристики Императорского моста
Авария с крушением теплохода
5 июня 1983 года прогулочный теплоход «Александр Суворов» из-за халатности экипажа на полном ходу зашел в несудоходный пролет и ударился о мост надстройкой судна.
Удар мгновенно срезал верхнюю палубу и кинозал, забитый людьми. Пролет моста и железнодорожное полотно сместились на 40 см в то время, когда по мосту со скоростью 70 км\час шел грузовой поезд. 11 из 53 вагонов состава сошли с рельсов.
Суд приговорил капитана корабля к 9 годам лишения свободы. Теплоход и мост восстановили. В память о жертвах трагедии перед мостом с северной стороны правого берега Волги 31 мая 2000 года установили железный 12-метровый православный крест.
Видео: Императорский и Президентский мосты
Строили 23 года. Сегодня семь лет со дня открытия Президентского моста. Фото
Последнее название Императорского моста — «старый» появилось в ноябре 2009 года вместе с открытием нового Президентского моста. Хотя «новый» имеет значительно меньше названий, а его возраст составляет всего 7 лет, долгая и непростая история у него уже имеется.
Прежде всего, Президентский мост— второй по длине на территории России. Надводная часть имеет длину 5824 метра, общая же длина — около 13 км, пролетов — 220 метров, вес — 4 тысячи тонн. Итоговая стоимость строительства составила 38,4 млрд рублей. Высота опор варьируется от 11 до 60 метров.
Президентский мост был построен для того, чтобы разгрузить уже существующий старый и обеспечить возможность его реконструкции, стал частью важного Ульяновского транспортного узла, положил начало новому автомаршруту в международном коридоре «Транссиб», а также способствовал улучшению транспортной системы города и области.
Ширина нижнего яруса — 13 метров. Первоначально планировался метромост, то есть по нижнему ярусу должен был пройти маршрут скоростного трамвая. В настоящее время об этом ничего не слышно, однако, было бы крайне интересно прокатиться.
Мост может рассматриваться как внегородская трасса, так как на въезде и выезде с моста имеются перечеркнутые таблички с названием города. Расчётная нагрузка моста — до 30 тысяч автомобилей в сутки, ограничение скорости в летний период – 90 км/ч, зимой – 60 км/ч. Также имеется ограничение по весу транспортных средств: максимальная масса — 80 тонн, максимальная нагрузка на ось — менее 11 тонн.
Особенно приятно проезжать по новому мосту ночью, когда фонари по всей длине освещают путь, а впереди широкая полоса движения и скорость до 90 км в час. Днем же можно полюбоваться видами Волги и старого моста. Я считаю Президентский мост полноправной достопримечательностью города, а также его уникальной особенностью.
Коренные ульяновцы помнят долгий процесс строительства, в том числе и период, когда несколько пролетов было «заморожено» со времен СССР. Мост строился целых 23 года. Первые законченные постройки были установлены далеко от берега, из-за чего несколько лет мост казался совершенно заброшенным строением с туманным будущим.
История постройки Президентского моста в Ульяновске
Проектирование началось в 1980 году, утвердили проект в 1988 Советом министров РСФСР. Предполагаемая стоимость моста тогда составляла 400 млн рублей, а завершить проект планировалось за 9 лет. Начало строительным работам было положено в 1986 году. Как было упомянуто ранее, первой построенной конструкцией стала опора №14, законченная в 1988 году, а первое пролетное строение датируется 1992 годом. Строительство было приостановлено в 1995 года на несколько лет из-за прекращения федерального финансирования.
Общая стоимость строительства Президентского моста составила 38,4 млрд рублей. Из-за превышения срока строительства цена постройки выросла на 14 млрд рублей при учете инфляции. Президентский мост является частью федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на 2002—2010 годы» и соединяет европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.
Интересным является тот факт, что 13 ноября 2009 года, незадолго до официального открытия, из-за аварии на «31 Арсенал Министерства Обороны РФ» было закрыто движение по императорскому мосту и временно открыто движение по новому. Наутро 14 ноября 2009 движение было остановлено вновь.
Императорский vs Президентский
Прежде всего, хотелось бы отметить, что оба сооружения имеют впечатляющую историю. Конечно, не без печальных происшествий, однако Императорский и Президентский мосты являются важнейшими постройками своего времени, а также в значительной степени отражают непростую историю нашей страны.
Императорскому мосту в 2016 году исполнится уже 100 лет, Президентскому же лишь предстоит отметить первую круглую дату. Оба они являются важными транспортными артериями города и страны. Но немаловажен тот факт, что они также служат источником вдохновения для многих творческих людей и украшают своим видом город.
Строительство задержали два происшествия – пожар и оползень. 103 года назад открылся железнодорожный Императорский мост
103 года назад, 5 октября 1916 года, открылось движение поездов по Императорскому мосту. Он построен в 1913—1916 годах исключительно как железнодорожный мост.
Строительство задержали два происшествия: первое – пожар 7 июля 1914 года. На одной из ферм производились работы по склепке. Раскаленная клепка упала в мусор, щепы и другие горючие материалы на лесах. Вспыхнувшее пламя вскоре превратилось в грандиозный пожар. Ущерб два миллиона рублей. Второе – оползень Симбирской горы 29-31 мая 1915 года.
Торжественное открытие после восстановления моста состоялось 5 октября 1916 года.
10 августа 1958 года открылось движение по автомобильному, а точнее, как он тогда назывался, автогужевому мосту через Волгу. До этого дня мост в Ульяновске был исключительно железнодорожным, что, конечно, имело большие неудобства для населения и хозяйства. Переустройство мостового перехода было прямо связано с созданием Куйбышевского водохранилища. Последствия строительства Волжского каскада ГЭС, включая Куйбышевскую, представлявшиеся тогда в радужном цвете, оказались крайне неоднозначными (подробнее см. материал от 20 мая). Ущерб, причиненный природе, хозяйству, населению, утраты исторических и культурных ценностей не поддаются оценке. Возникли негативные факторы, действие которых ощущается по сей день и продолжает нарастать. С другой стороны, предстоящее заполнение водохранилища вызвало необходимость создания комплекса сложных инженерных сооружений, способствовавших развитию инфраструктуры городов Поволжья. В силу природных особенностей, расположения промышленных и транспортных объектов, наиболее масштабные работы проводились в Ульяновске и Казани. В Ульяновске ими стали, в 1-ую очередь, комплекс мероприятий по берегоукреплению; сооружение Заволжской дамбы, строительство нового речного порта и переустройство мостового перехода.
В ходе последнего одновременно решалось несколько задач. Во-первых, из-за предстоящего повышения уровня воды требовалось поднять на 8,5 метров пролетные строения моста (для этого использовались 5-тонные бетонные блоки), нарастить кладку опор. Необходимо было соорудить новые подходы к мосту, подняв полотно дороги, укрепить откосы насыпи и т.д. Одновременно проводился капитальный ремонт и усиление пролетных конструкций железнодорожного моста, построенного еще в 1916 г. Не могло быть и речи о том, чтобы перекрыть железнодорожное движение на столь долгий срок, тем более, что подобные работы велись и в других волжских городах. На время реконструкции движение поездов переводилось на ледорезные части существовавших опор. Такой способ позволил решить и третью задачу: на одних опорах с железнодорожным мостом построить новый – автомобильный. Таким образом, ульяновский, ныне Императорский, мост, по сути, представляет собой два моста, построенных в разное время и стоящих на одних общих опорах. Основные работы по переустройству мостового перехода вел мостоотряд №3 (начальник И.И.Гордон), в тот период в нем работало около тысячи человек; а также мостопоезд №450, СМП-158, ССМУ гидромеханизации (по материалам книги Е.А.Бурдина «Волжская Атлантида»).
Работы по реконструкции старого железнодорожного и строительству нового автомобильного мостов продолжались 5 лет – с 1953 по 1958 гг. Совсем небольшой срок для такого значительного объекта. 10 августа 1958 года, при большом стечении народа, движение по новому мосту было торжественно открыто. «Ульяновская правда» посвятила этому событию большую статью, которая (с небольшими сокращениями) приведена ниже. Две иллюстрирующие статью фотографии, наряду с другими снимками, помещены в фотоподборку.
Фото: телеграм-канал ЧП Ульяновск
Императорский мост
Императорский мост Wikipedia.org
Императорский мост в Ульяновске торжественно открыли в 1916 г., спустя 3 года после начала его строительства. В период возведения конструкции случились оползень, пожар, то есть большую часть времени мост не строили, а восстанавливали после повреждений. «Императорский» — официальное название сооружения, но есть множество других: «Симбирский», «Ульяновский», «Свободы», «Старый».
Сначала мост был железнодорожным, и только в 50-е гг. в процессе реконструкции появилась автомобильная часть. Во время последнего капитального ремонта, завершившегося в 2010 г., заменили все дореволюционные элементы, поэтому сейчас мост полностью современный и безопасный.
Что посмотреть
На момент постройки мост был самым большим в Европе, его длина — больше 2 км. Это железная балочная конструкция из 20 пролетов в форме полупарабол со сквозными фермами. Железнодорожная полоса одна, автомобильных две.
Под мостом есть островок, где установлен большой крест в память о трагедии 1983 г. Теплоход задел мост, по которому в это время шел поезд: часть вагонов опрокинулись, верхушка теплохода была «срезана». Количество жертв превысило 170 человек.
Практическая информация
Адрес: Ульяновск, Императорский мост. Координаты GPS: 54.315983; 48.442236.
У западного края моста есть остановка общественного транспорта «Пляж», канатная дорога, лодочная станция и непассажирская ж/д станция «848-й км», а примерно в 800 м — еще одна пассажирская, «Ульяновск-2». У восточного края моста находятся остановка «Заречная улица» и Заволжский ж/д вокзал.
Императорский мост (Ульяновск)
Совмещённый железнодорожный однопутный с автомобильным (две полосы).
Береговые пролётные строения L=60,0 м с ездой поверху, остальные полупараболические металлические пролётные строения (фермы) с ездой понизу.
Ульяновский железнодорожный мост построен в 1913–1916 гг. как Императорский Его величества Николая II. Другие названия: Мост Свободы, Симбирский, Старый (относительного двухъярусного, открытого в 2009 г.). Современное название Императорский мост.
До 1953 года мостовой переход переустройству не подвергался и представлял собой следующую схему. Сопряжение моста с правобережным подходом осуществлялось аркадой, состоящей из 20 пролётов перекрытых металлическими двухшарнирными арками, расчётной длиной 23,5 м. Общая длина аркады составила 557 м. Мост был построен по схеме 60,0 + 12 х 158,4 + 60,0 м.
Опоры и пролётные строения были рассчитаны по нормам 1907 года.
Сооружение Куйбышевской ГЭС с образованием большого водохранилища и подъёмом судоходного горизонта на 7–8 м, а также постройка автодорожного моста, потребовало реконструкции перехода и опор. «Лентрансмостпроектом» в техническом проекте реконструкции мостового перехода от 1953 года были разработаны следующие схемы мостов: железнодорожного 60,0 + 55,0 + 12 х 158,4 + 60,0 м, автодорожного 60,24 + 55,0 + 6/2 х 159,36 + 60,24 м.
Сооружён новый правобережный устой № 0 с засыпкой аркады и устройством насыпи длиной 800 м, с переустройством старого устоя в бык № 1 и установкой нового пролётного строения № 2 с ездой понизу. Для автодорожного моста были использованы речные опоры, имевшие ледорезы и сооружены новые опоры № 0, 1, 2, 14 и 15. Работы по реконструкции мостового перехода выполнялись мостоотрядом № 3, руководитель Гордон.
После сооружения автодорожного моста на него было временно переключено железнодорожное движение с укладкой деревянных мостовых поперечин, которое существовало до окончания реконструкции 25 апреля 1958 года. До августа 1958 года мостовое полотно было разобрано, уложены железобетонные плиты.
10 августа 1958 года движение по автомобильному мосту было открыто.
Существующие пролётные строения железнодорожного моста были усилены до расчётных норм Н-8 1931 года. Пролётное строение № 2 было изготовлено в 1954 году на Воронежском заводе из стали Ст.3 и под нагрузку Н-8 1931 года.
В 1981 году институтом «Гипротрансмост» был разработан проект капитального ремонта остродефектных мест опирания пролётных балок в местах их разрывов (узлы № 5 и № 13) на русловых пролётных строениях.
Однако, в связи с навалом пассажирского судна «Александр Суворов» на пролётное строение № 8, 5 июня 1983 года, работы были прерваны для ликвидации последствий аварии.
В этот момент проходил грузовой поезд, в результате произошел сход 11 вагонов с нагромождением. На восстановление потребовалось 5 суток. Работы по узлам № 5 и 13 были закончены в 1984 году.
В 1990 году, по разработанному проекту институтом «Гипротранспуть», были заменены все уравнительные приборы на сезонные уравнительные рельсы.
В 2003 году на железнодорожном мосту через Волгу силами строительной компании «Мост» началась замена пролётных строений, после того, как, по мнению специалистов, у старых конструкций появилась так называемая «усталость металла». Работы были закончены в 2008 году.
Конструктивные отличия старых пролётных строений моста в Ульяновске от новых заключаются в том, что старые пролётные строения рассчитаны на малые нагрузки, новые же предназначены для современных — более тяжёловесных составов.
Находится на 896 км перегона Ульяновск – Верхняя Терраса линии Инза – Чишмы (Ульяновского хода) Куйбышевской железной дороги.
Автор проекта инженер Н. А. Белелюбский при участии инженеров А. П. Пшеницкого и О. А. Маддисона.
Схема моста 60 + 55 + 12 × 158,48 + 60 м. Общая длина 2800 м.