в каком году построили дворцовый мост
Дворцовый мост в Петербурге – от простого перехода до многофункциональной конструкции
Дворцовый мост
Одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга – Дворцовый мост. Он соединяет центр Петербурга и Васильевский остров и является разводным. Название свое мост получил по находящейся рядом Дворцовой набережной и расположенному неподалеку Зимнему дворцу. Сооружение переброшено через реку Большая Нева.
Историческая справка
Первоначально Дворцовый мост в Санкт-Петербурге был плашкоутным (плавучим, опирающимся на суда плоскодонного типа). В 1882 году многие организации и домовладельцы обратились к властям с просьбой построить вместо плашкоутного моста постоянный. Но конкурс на строительство был объявлен только в начале двадцатого века. По его условиям работы должны были выполняться русскими рабочими из отечественных материалов.
Кроме того, важен был характер декора. Он должен был отражать особенности русского зодчества и стать памятником, воспроизводящим благородство и мужество. Борьба за контракт продолжалась десять лет. В итоге в 1911 году был подписан договор с Коломенскими заводами. Открытие моста состоялось в 1916 году, а оформление было завершено только после революции 1917 года.
Реконструкция
За время своего существования Дворцовый мост неоднократно подвергался реконструкции. Так, в 1939 году деревянные перила сменили чугунные с рисунком, изображающим герб и знамена, пятиконечные звезды и пучки колосьев, то есть советскую символику. В 1967 году был проведен капитальный ремонт, а через десять лет на мосту были заменены настил и разводной механизм, поставлены новые фонари.
В 1997 году Дворцовый мост снова был обновлен, на нем появилась подсветка. Последняя реконструкция прошла в 2013 году, при этом движение во время ремонта полностью не останавливалось.
Особенности
Дворцовый мост является пятипролетным. Средний пролет увенчан трехшарнирной аркой, а другие пролеты – двумя неразрезными строениями, оснащенными сквозными фермами. Каждое крыло имеет систему противовесов, которые на шарнирах подвешены к нижней части пролета.
При устройстве тротуаров и проезжей части использован металлический настил, а сверху уложен бетонный слой. На стационарных пролетах ограждение гранитное, на разводном пролете – металлическое. Чугунные перила выполнены с художественным литьем. На опорах моста их венчают гранитные парапеты. Шестнадцать опор установлены для освещения и выполнены с архитектурным декором. Спуск со львами у дворцового моста – одна из самых известных достопримечательностей сооружения.
Разводка моста
Разводной механизм Дворцового моста состоит из крупных шестерней, противовесов и нескольких моторов. Механизм работает стабильно и надежно, но иногда случаются неприятные инциденты. Например, в октябре 2002 года на шестерне сломался один из зубьев, в результате чего развод Дворцового моста был остановлен. К 2008 году сооружение исчерпало свой ресурс, но капитальный ремонт был отложен до возведения нового моста. В 2009 году развод задержался из-за поломки разводного механизма. Причиной стал износ металла – последний раз конструкция ремонтировалась еще в семидесятых годах двадцатого века.
Дворцовый мост разводится дважды в сутки. Время развода – с 01:25 до 02:50 и с 03:10 до 04:55. График развода был установлен в 2011 году.
Дворцовый мост для туристов
Сегодня по мосту проходят тысячи людей. Туристы приезжают сюда для того, чтобы сфотографироваться на фоне знаменитой Петропавловской крепости или Эрмитажа. Многие спрашивают адрес Дворцового моста и способ добраться до него. Существует несколько вариантов. От станции метро Адмиралтейская нужно повернуть налево, дойти до перекрестка, а затем направо до Невского проспекта и еще раз налево. От станции метро Невский проспект придется прогуляться до Дворцовой площади и далее до моста. Выйдя из метро на станции Василеостровская, нужно повернуть направо и пройти до набережной Макарова по Среднему проспекту, а затем направо до Стрелки Васильевского острова. Оттуда вы попадете на Дворцовый мост.
Ночью мост выглядит особенно эффектно. Ко времени его разводки здесь собираются туристы, которые хотят посмотреть на это удивительное зрелище. Подсветка делает вид моста наиболее выгодным сразу с двух ракурсов. Если наблюдать, стоя напротив Эрмитажа, в поднимающиеся пролеты отлично видна башня Кунсткамеры. А если посмотреть со стороны Адмиралтейства, вдалеке будет видна колокольня Петропавловской крепости.
Дворцовый мост
Дворцовый мост — одно из самых популярных мест в Санкт-Петербурге. Он соединяет центральную часть города со стрелкой Васильевского острова.
История создания
До появления постоянного через Неву был перекинут плашкоутный мост. Он соединял Адмиралтейство, Зимний дворец и главный биржевой фонд страны на Василеьвском острове. Местные жители стали обращаться в городскую управу с просьбами построить постоянный мост. Временная переправа была неудобной.
В 1901 году провели международный конкурс на проект нового разводного моста. В 1911 предпочтение отдали проекту инженера А. П. Пшеницкого. Строительством занялся архитектор Р. Ф. Мельцер.
Первая мировая война в 1914 году снизила скорость строительства. Мост появился только в 1916 году. Его открытие отметили скромно. На мосту установили деревянные ограждения.
Реконструкции
Отделка моста велась уже при советской власти. Деревянные ограждения заменили на чугунную литую решётку в 1939 году.
Капитальный ремонт провели и в 1967, а в 1977 Дворцовый мост реконструировали. Обновили разводную часть, заменили настил, избавились от старых фонарей.
В 1994 году с моста убрали трамвайные пути. В 1997 году мост снова реконструировали, оснастив люминесцентной подсветкой.
Особенности Дворцового моста
С 1917 по 1944 год он назывался Республиканским. Но потом ему вернули его изначальное название: сказалась близость Дворцовой площади, Дворцовой набережной и Зимнего дворца.
Каждый разводной пролёт Дворцового моста весит 700 тонн. Механизмы работают без сбоев. Но в 2012 году причиной остановки моста и задержки судов на Неве стал отломившийся на шестерне «зуб».
Развод моста происходит ночью с 01.00 до 04.55. Исключения могут быть только при повышении температуры и усиления ветра.
Во время крупномасштабных праздников разведённые пролёты моста превращаются в экран для показа фильмов.
Дворцовый мост имеет низкий профиль. Тем не менее он всё равно перекрывает почти наполовину здания на другом берегу Невы — Кунсткамеру, Пакгаузы, Биржу и Адмиралтейство.
Разведённый Дворцовый мост, как и Исаакиевский собор и Зимний дворец, стал визитной карточкой Санкт-Петербурга, привлекая туристов. Добраться до него просто как на метро, так и наземным транспортом.
Дворцовый мост
Аудиогид
Фотографии
Дворцовый мост перекинут через Большую Неву и расположен между Дворцовой площадью и Стрелкой Васильевского острова. Это пятипролётный чугунный мост, его центральный разводной двукрылый пролёт шириной 56,5 метров — один из крупнейших в мире. Масса металлических пролётных конструкций составляет 4868 тонн, противовесов — 2800 тонн.
Где находится мост, как добраться?
Дворцовый разводной мост перекинут через реку Неву (Большую Неву) в Санкт-Петербурге и соединяет центральную часть города (Адмиралтейский остров) и Васильевский остров.
Разводка Дворцового моста
Многие туристы едут в Санкт-Петербург, чтобы увидеть летние ночи и сфотографировать разводку мостов. Это поистине потрясающие события, на которых стоит побывать, тем более, что они совпадают и западают в душу на всю жизнь.
Хотя увидеть разводку переправ Северной столицы можно не только летом, но и весной и осенью.
Дворцовый мост разводится с апреля по ноябрь 2 раза за ночь: 01:10 — 02:50 и 03:10 — 04:55. График разводки мостов в Санкт-Петербурге актуален в навигационный период. В зимнее время, когда навигация завершена, мосты не разводятся.
Где лучше увидеть разводку?
Уникальные факты о разводке
Прогулки у моста на набережной
Дворцовый мост получил свое название от расположенного рядышком Зимнего дворца. Каждый день по знаменитой переправе проходят тысячи людей. Гости Северной столицы фотографируются на фоне величественной переправы, а петербуржцы любят прогуливаться по набережной, любуюясь пейзажами Невы и родного города в лучах солнца или в блеске вечерней иллюминации.
Гуляя по набережной Невы можно сделать лучшие снимки удивительного архитектурного сооружения, гениального продукта инженерной мысли. Даже с мимолетного взгляда переправа поражает своей красотой и величием. Дворцовый мост, построенный много лет назад. и сегодня является одним из уникальных исторических памятников Санкт-Петербурга.
Если вам хочется побольше прогуляться, представляем вашему вниманию пешеходный маршрут: 10 дворцов на Дворцовой набережной — за 33 минуты. Именно на этой набережной расположены одни из самых знаменитых дворцов Северной столицы.
В их великолепных интерьерах, выполненных знаменитыми и гениальными отечественными и заграничными зодчими, жили и вершили великие дела крупные личности истории Российской империи XVIII — XIX вв.
История Дворцового моста
Как же он был создан, какие события предшествовали его появлению, всё это мы узнаем, отправившись в путешествие на машине времени по страницам истории.
Плашкоутный мост
Первая переправа тут появилась в 1727 году. Наплавной Исаакиевский мост располагался ниже по течению, между зданиями Сената и Синода и Меншиковым дворцом. Это был временный мост, состоящий из деревянных барок-плашкоутов. Переправу строили во время навигации, а зимой переправлялись по льду Невы.
Вопрос о наводке плашкоутного моста через Неву на магистрали, соединяющей Адмиралтейский остров с Васильевским островом в районе Зимнего дворца, по-видимому, обсуждался в правительстве в конце 20-30-х годах XIX века.
В 1850 году произошло большое событие в жизни Петербурга: был построен первый постоянный мост через Неву — Благовещенский. По этому случаю Биржевой комитет написал письмо Николаю Первому. В нём излагалась просьба, о перенесении Исаакиевского моста к Зимнему дворцу.
В 1853 году Николай I удовлетворил просьбу представителей купеческого сословия перенести Исаакиевский Плашкоутский мост к Зимнему дворцу для прямого и постоянного сообщения с Биржей и другими учреждениями Торгового порта. Стоит заметить, ранее здесь действовал лодочный перевоз.
В том же году началось строительство моста по проекту Ивана Кондратьевича Герарда. Был принят вариант переправы с деревянными береговыми опорами и такими же перилами. Также установили чугунные художественные торшеры с фонарями, которые представляли собой стержни с развитыми базами на пьедесталах, увенчанные фонарями в виде усеченных шестиугольных пирамид.
В ноове сооружение вошли 3 плашкоута от старого Исаакиевского моста. Работы вёл инженер Фёдор Иванович Энрольд. На завершение проекта ушло более 3-х лет. Переезд Исаакиевского моста был завершён только 10 декабря 1856 года.
Интересное из ранней истории
Перенос переправы
В 1880 году появилась большая потребность в постоянной переправе между Адмиралтейской и Университетской набережной. Однако коллективное письмо в городскую управу было написано лишь в 1882 году. Запрос о строительстве постоянной переправы был отклонён.
В 1896 году у западного фасада Зимнего дворца был создан живописный сквер. Поэтому было принято решение Дворцовый мост перенести на 53,25 метра вниз по Неве. Строительные работы велись с 1896 по 1897 года. В это же время на переправе появилась конная железная дорога.
К весне 1859 года плашкоуты Дворцового моста затонули из-за своей непригодности. Это происшествие дало толчок в решении о строительстве постоянного Благовещенского моста. Но лишь в 1900 году было решено заменить временный мост, и соорудить постоянную переправу.
Строительство моста
К концу XIX века старые плашкоуты начали протекать и тонуть. Власти Петербурга приняли решение о строительстве постоянной переправы. В 1900 году специальной комиссии было поручено разработать и спроектировать проект постоянного моста через Неву. Стоит отметить, что именно эта комиссия контролировала возведение Троицкого моста.
В 1901 году был объявлен конкурс на строительство Дворцового моста. Поступило 27 работ, из них 13 проектов были творением петербургских авторов. Но ни один из предложенных 27 проектов не был принят. Среди участников конкурса оказалась и французская фирма «Батиньоль», проектировавшая Троицкий мост. И её проект отклонила комиссия, которая объявила новый конкурс.
Во втором туре приняли участие только отечественные предприятия. Специальной комиссии были проверены проекты. По их мнению, с техническим заданием справились все участники конкурса. Итоги были подведены в 1909 году.
Победителем признали проект инженера Андрея Пшеницкого и архитектора Роберта-Фридриха Мельцера. Договор подряда заключили с «Обществом Коломенских заводов». Согласно контракту, на стройке работали только российские специалисты и использовались только отечественные материалы.
Строительство Дворцового моста началось в октябре 1911 года, а открытие планировалось на ноябрь 1913 года. Однако строительство затянулось. В апреле 1914 года работе помешало наводнение, затем началась Первая мировая война.
Открытие и день рождения
Первый экипаж проехал по Дворцовому мосту 23 декабря 1916 года. Эта дата считается официальным днём рождения Дворцового моста.
Празднование открытия было скромным — шла война: не пришли ни представители царской семьи, ни городской голова. Последний предоставил право перерезать ленточку своему заместителю.
В целом, переправа получилась величественная. Общая протяженность составила 260,1 метра, при ширине 27,75 метров. Вес моста также внушал к себе уважение, металлическая конструкция весила 4 868 тонн. Разводной механизм был продуман лучшими инженерами того времени.
Дворцовый мост стал ещеё одним символом и украшением величественного Петербурга.
Республиканский мост
В 1918 году на годовщину Октябрьской Революции власти города пришли к решению переименовать переправу. Так в жизнь города вошёл Республиканский мост.
С 1918 по 1952 год переправа носила имя «Республиканский мост». С таким именем мост прошёл по страницам истории города на Неве. В 1952 году вновь появился Дворцовый мост.
В 1939 году было решено заменить деревянные ограждения моста, чугунными. В качестве декора была использованы такие символы как: пятиконечные звёзды, колосья, герб и знамёна. Автором оформления переправы был Игорь Крестовский, один из лучших скульпторов того времени. А всеми архитектурными работами руководил Лев Носков.
Во время Великой Отечественной войны на мосту производился только срочный ремонт: восстанавливались повреждения от обстрелов и бомбёжек. В январе 1943 года возле левобережной опоры разводного пролёта взорвалась авиабомба, причинившая большие разрушения.
Реконструкции ХХ века
В 1957 году на устоях и промежуточных опорах установили гранитные парапеты. До конца 1970-х годов некоторые элементы конструкции Дворцового моста были из дерева. В 1978 году в ходе капитального ремонта достроили опоры разводного пролета, деревянный настил заменили ортотропной плитой.
В 1997 году был проведён новый ремонт: с моста убрали трамвайные пути, а заодно он получил ночное освещение. В честь этого события 14 ноября 1997 года состоялся фестиваль «Дворцовый мост зажигает огни». Под пушечный залп Петропавловской крепости включили освещение, на мосту прошли фейерверки и бальные танцы в старинных костюмах.
«Дворцовый мост зажигает огни»
На мосту состоялось настоящее театрализованное шоу. Дамы в пышных бальных платьях, кавалеры в камзолах кружились в медленном танце. С берегов доносилась инструментальная музыка. Под конец празднования над Дворцовым мостом был устроен грандиозный фейерверк.
После обновления мост приобрёл ночную подсветку. Поэтому многие туристы и жители города любят прогуливаться вдоль набережной с наступлением сумерек. В это время суток, Дворцовый мост обретает другую жизнь, благодаря мерцанию многочисленных огоньков.
Полная модернизация
В начале XXI века Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. В 2005 году, обследование моста показало, что за период эксплуатации Дворцового моста в конструкциях разводного пролётного строения, мостовом полотне и механизмах разводного пролёта появились дефекты различной степени, влияющие на надёжность, грузоподъёмность и долговечность сооружения.
Одной из основных задач при реконструкции стала замена металлоконструкций и механизмов разводного пролёта. Разводной механизм с момента открытия моста до реконструкции в 2012-2013 годах был электромеханическим. Огромные цельнолитые шестерни приводились в движение электрическим двигателем.
Капитальный ремонт начался 21 октября 2012 года и был завершен 19 октября 2013 года. Во время реконструкции движение по мосту не прекращалось. В ходе ремонта разводная часть подверглась полной модернизации. Была произведена замена механической конструкции разводного пролётного строения на электрогидравлическую, заменена конструкция противовесов, ремонт опор и другие не менее важные работы.
Разводной механизм был оснащён современной гидравлической системой, в то же время на неподвижных частях Дворцового моста сохранились заклепки царских времён.
Что внутри моста? Как устроен? Фотографии
На каждой опоре, в которых находятся разводные механизмы, расположено более тысячи масляных каналов для смазки механизмов. Сами опоры похожи друг на друга как в визуальном, так и в техническом плане.
Разводной механизм с момента открытия переправы до реконструкции в 2012-2013 годах был электромеханическим. Огромные цельнолитые шестерни приводились в движение электрическим двигателем.
Во время ремонта разводная часть подверглась полной модернизации. Разводной механизм был оснащён современной гидравлической системой. В то же время на неподвижных частях Дворцового моста сохранились заклёпки царских времён.
Вход внутрь осуществляется по металлической лесенке рядом с будкой на смотровой площадке. Первое, что встречается — эта «галерея».
Не самый старый мост
Свой узнаваемый архитектурный облик Дворцовый мост приобрел в 1930- е. В 1932-1933 годах «Ленгорисполком» объявил конкурс на архитектурное проектирование моста. Через несколько лет, в 1939 году, мост был спроектирован Львом Носковым.
Тогда деревянные перила были заменены узнаваемыми чугунными. Именно этим и объясняется, почему на царском, казалось бы, мосту так много советской символики.
Что внутри моста?
За век конструкция Дваорцового моста претерпела много перемен, а в 2013 году механическое обородувание полностью заменили на современное гидравлическое.
Условно мост можно поделить на Василеоостровскую и городскую сторону. На стороне острова находится пульт управления, с которого и осуществляется разводка.
Программа разводки
Но сначала каждый ротивовес надо «расклинить» — отпустить опорные замки. Чтобы это сделать, пролёты сперва чуть-чуть приподнимают в «обратную» сторону, то есть в сторону берегов. Процесс осуществляется с помощью поршней (8 на 1 крыло), приводимых в движение масляными насосами, находящихся в машинном отделении.
Весь цикл занимает порядка 5 минут.
Современная пультовая
Внутри Дворцового моста есть пультовая с главными кнопками. Она представляет собой функциональное и эргономичное рабочее пространство, за которым оператор следит за показаниями приборов и мониторами. Теперь многие системы автоматизированы, и вся необходимая информация выводится на сенсорный экран посреди массивной панели.
Для того, чтобы поднять вверх бетонную конструкцию весом 700 тонн, достаточно нажать одну кнопку. Пульт управления спрятан в одной из опор моста, ближе к Васильевскому острову. Внутри находится бригада из 6 человек, отвечающая за исправную работу систем Дворцового моста.
Программа специально разрабатывыалась для Дворцового моста, в ней учтены все особенности работы, и она была создана с учётом 100-летнего опыта эксплуатации. Ресурс моста таков, что даже если разводить и наводить переправу каждый день, то даже спустя ещё век механизмы не отработают свой ресурс.
Сложное сооружение и балкон
Дворцовый мост считается одним из самых сложных сооружений не только в России, но и за рубежом.
Но самый большой плюс интерьера — чудесный балкончик.
Другой балкон выходит внутрь конструкций.
Как устроен Дворцовый мост?
Схема Дворцового моста
Видео и аудио-экскурсия
Освещение и «пение» моста
Дворцовый Мост освещают 28 фонарей, закрепленные на 16 столбах. Решетка состоит из 156 секций, каждая из них весит 280 килограммов.
Первый раз Дворцовый мост с музыкальным сопровождением был разведён в июле 2016 года. Это новшество так пришлось по душе петербуржцам и по вкусу туристам города, что организаторы приняли решение «Поющие мосты» сделать новой ежегодной традицией и визитной карточкой Северной столицы.
Тогда, в 2016 году, «Поющие мосты» посетили свыше 2-х миллионов человек. Шоу вошло в Топ-10 самых значимых и интересных событий Санкт-Петербурга. Дворцовый мост в ту ночь был разведён не под фонограмму, а в сопровождении живого оркестра.
Уникальное музыкальное шоу прошло в 2019 году — в ночь с 26 на 27 мая. Событие было приурочено ко Дню рождения Санкт-Петербурга. Началось светомузыкальное шоу в тот день, как и было запланировано, в 23:30.
В течение всего сезона навигации можно было наслаждаться этим зрелищем каждую ночь. Расписание проекта «Поющих мостов» совпадает с графиком развода Дворцового моста. Эту переправу разводят в сопровождении классической и современной музыки.
Горячо любимое музыкальное шоу мостов традиционно проходит в Санкт-Петербурге с конца мая по сентябрь. «Поющие мосты» стали уже визитной карточкой города на Неве. Новый сезон шоу обычно открывается к празднованию Дня города — 27 мая.
В этот период Дворцовый мост в Петербурге разводится под симфоническую музыку и собирает тысячи зрителей и слушателей со всей России и мира. Уникальная система распределённого звука позволяет получить от всего зрелища неподражаемые впечатления.
Звучание уже можно услышать за несколько секунд до разводки моста. Начинается разводка в 01:10 и длится 5 минут. Шоу совершенно бесплатно. Ожидание разводки создаёт у публики эмоциональное напряжение и интригу перед предстоящим красочным зрелищем. Время звучания плей-листа до 25 минут. Каждую неделю меняется программа шоу. В ротации находится несколько плейлистов.
23 декабря 2016 года Дворцовый мост — всемирно известный символ Санкт-Петербурга — отпраздновал свой 100-летний юбилей. В праздничный день более 8000 тысяч жителей и гостей города приняли участие в интерактивных играх и акциях. В 2021 году любимой переправе исполнилось 105 лет.