в каком году построили чкаловскую лестницу в нижнем новгороде
В каком году построили чкаловскую лестницу в нижнем новгороде
2. Чкаловская лестница была нужна не для украшения города.
Идея постройки лестницы вниз по крутому Волжскому откосу изначально была вполне прагматичной. Попасть с площади Минина и Верхневолжской набережной на Нижневолжскую можно было только по Георгиевскому и Зеленскому съездам. Практически в объезд. Новая лестница соединяла бы два знаковых городских пространства напрямую. Потом решили, что лестница должна быть еще и парадной.
3. Тайна третьей ступеньки, слава о которой разнеслась по всей Волге, если не по всей России.
Итак, если темной ночью встать на третью ступеньку сверху Чкаловской лестницы и посмотреть на памятник Валерию Павловичу, то… На самом деле сделать это можно и днем. С третьих ступеней с разных сторон открывается неожиданный ракурс на монумент летчику. Обратите внимание на расположение рук изваяния, и вы поймете, что ничто человеческое памятнику не чуждо.
Внимание: осмотр монумента с третьей ступени только для взрослых!
4. Вместо памятника Чкалову должен был стоять совсем другой монумент.
То, что на этом месте должен стоять памятник, было решено при участии самого прославленного летчика Валерия Чкалова. Но, конечно, он не собирался таким образом увековечивать себя. В 1930-е годы вместе со своим другом, скульптором Исааком Менделевичем, Чкалов подобрал площадку для памятника Максиму Горькому.
После гибели Чкалова горьковчане решили установить бронзовую фигуру летчика на центральной площади города. Это произошло в 1940 году. То есть сначала был памятник, а потом — лестница.
5. Строительство Чкаловской лестницы началось со второй попытки.
Благодаря упорству Александра Шульпина. Сейчас его бы назвали эффективным управленцем. В конце 30-х годов он занимал должность заместителя Горьковского горисполкома (орган власти аналогичный современной администрации города). Именно он в 1939 году предложил построить парадную лестницу на Волжском откосе. Тогда ему отказали из-за дороговизны проекта.
Как ни странно, идею строительства лестницы поддержали в 1943 году, когда Горькому стали выделять деньги для восстановления после немецких бомбежек. Шульпин к тому времени уже возглавлял Горисполком.
6. Чкаловская лестница спасла Волжский откос от разрушения.
Действительно, к 1940-ым годам ландшафтное чудо стало серьезно страдать от оползней. Благодаря участию в проектировании и работе на строительстве нижегородского архитектора Александра Яковлева, лестница стала играть укрепляющую роль.
Кстати, в конкурсе на лучший проект Яковлев уступил именитым ленинградским архитекторам Льву Рудневу и Владимиру Мунцу. В итоге нижегородец и ленинградцы объединились в одну команду и продолжили работать вместе.
7. Самый дорогой проект.
Возведение лестницы обошлось казне в огромные по тем временам деньги — более 7 млн рублей. Это потом аукнулось на карьере самого Александра Шульпина. В 1949 году его обвинили в растратах, он несколько лет провел в лагерях. После смерти Сталина Шульпина освободили, и он руководил городским архитектурным управлением.
8. Построили за одну пятилетку.
Строительство лестницы началось в 1944 году и закончилось в 1949-м. В Советское время любили измерять трудовые подвиги пятилетками. На стройке работали жители города и военнопленные немцы. Говорят, именно те, которые воевали в Сталинграде. Это было очень символично, потому что начало стройки приурочили к победе наших войск в Сталинградской битве.
9. У лестницы было три имени.
Изначально, лестнице присвоили почетное звание — Сталинградская, посвятив ее победе Красной армии. Потом, пытались именовать ее Волжской. То имя, что дошло до сегодняшних дней, лестнице дал народ — Чкаловская. Все-таки начинается она от памятника популярному и любимому нижегородцами герою – Валерию Чкалову.
11. Почему внизу лестницы стоит катер «Герой»?
Легендарное судно появилось в финальной части Чкаловской лестницы в 1985 году, и тоже не случайно. Катер можно назвать старинным, потому что он участвовал в боевых действиях во время Гражданской и Великой Отечественной войн. Прошел он и Сталинградскую битву, в память о которой построили саму лестницу.
Чкаловская лестница
У Чкаловской лестницы в Нижнем Новгороде имеется своя собственная мистическая загадка: сколько ни считай количество ступенек от кромки площади Минина и Пожарского до Нижне-Волжской набережной, результат получается разный.
Прибрежный холм, который раньше звался Волжским откосом, особенно любим у новгородцев и всегда пользовался необыкновенной популярностью. И жители города, и его гости приходили сюда, чтобы любоваться величественным видом места слияния двух могучих российских рек – Оки и Волги.
Знаменитая «восьмёрка» ступенек появилась на волжском берегу сразу после Великой Отечественной войны и стала узнаваемым символом Нижнего Новгорода, не менее известным, чем рядом расположенный средневековый кремль.
Немного фактов об истории строительства Чкаловской лестницы
Идея сооружения ступенек, которые соединили бы Верхне-Волжскую набережную с Нижне-Волжской, облегчив спуск к пристани и пляжу, возникла у главы Нижнего Новгорода (тогда – г. Горького) А. Шульпина в 1939 году. Война отодвинула начало строительства, но после разгрома гитлеровцев под Сталинградом вопрос снова стал актуальным. Теперь уже предлагалось возведение конструкции посвятить славной победе Советской Армии в кровопролитной битве.
В объявленном конкурсе участвовало много проектов. Победу одержала работа москвичей В. О. Мунца и Л. В. Руднева, вторая премия досталась А. А. Яковлеву, главному архитектору горсовета г. Горького. Однако в процессе строительства лестницы по проекту столичных архитекторов основное бремя работ легло на плечи А. А. Яковлева, включая «укладку на рельеф», составление конструктивных рабочих чертежей, авторский надзор, решение всех строительных и архитектурных проблем. Вот почему многие источники совершенно справедливо называют авторами проекта Чкаловской (первичное название – Сталинградская) лестницы всех трёх архитекторов.
27 мая 1944 года заложен первый камень в фундамент будущей конструкции, а в 1949 году состоялось её торжественное открытие.
К строительным работам привлекалось местное население и большей частью – пленные немцы. На сооружение лестницы потрачено более 7 млн. рублей – немыслимо большая сумма во время продолжающейся войны и послевоенной разрухи. Председателя горисполкома А. Шульпина обвинили в растрате государственных средств и арестовали, а реабилитировали только после смерти Сталина.
Лестница начиналась у подножия памятнику Валерию Чкалову и двумя полукруглыми маршами, образовывающими «восьмёрку», спускалась к Волге. В народе чаще называлась Чкаловской, а в период борьбы с культом личности Сталина это название закрепилось как официальное. Редко встречается ещё и Волжская лестница, но не среди новгородцев.
Архитектурная символика Чкаловской лестницы
В 1996 году производились ремонтные работы Чкаловской лестницы, а в 2013 году состоялась реконструкция свыше 1600 её элементов, а также заменена электропроводка освещения, ливневые стоки, укреплены 28 колонн в подлестничном пространстве, восстановлена кирпичная кладка.
Чкаловская лестница современная
Уникальное сооружение сегодня – это символ столицы Поволжья, отличные смотровые площадки и место проведения различных городских мероприятий.
Самая верхняя из площадок и основная располагается у подножия памятника Валерию Чкалову. Оборудована она биноклями, позволяющими осмотреть грандиозную панораму слияния рек Волги и Оки.
Немного ниже, на пересечении двух восьмёрочных кругов, находится ещё одна обзорная площадка, и последняя, самая широкая – внутри второго кольца. На аллеях, отходящих лучами от Чкаловской лестницы на разных уровнях, установлено множество скамеек, на которые можно присесть и любоваться видами на великую русскую реку Волгу.
Перед Чкаловской лестницей устраиваются главные городские праздники – парад Победы в честь окончания Великой Отечественной войны, праздник воздушных шаров, спортивные состязания, авиа-шоу и другие зрелищные мероприятия. У выпускников и молодожёнов посещение Чкаловской лестницы является обязательным пунктом праздничной программы.
Достопримечательности рядом с Чкаловской лестницей
Катер «Герой» установлен на пьедестале над Волгой в мае 1985 года после почти столетней службы в рядах Волжской военной флотилии. Участник компании «Финн», гражданской и Великой Отечественной войны, Сталинградских баталий, баркас – воплощение памяти о мужестве моряков. Ежегодно в праздник Победы к нему приходят ветераны, 12 июня перед катером проходит парад современных судов.
Вблизи катера – пятиметровый олень, памятник-символ Нижнего Новгорода, созданный венгерским скульптором Г. Жоке в необычной технике с использованием металлических пластин из нержавеющей стали.
Памятник Валерию Чкалову установлен в 1940 году, в день годовщины его гибели 15 декабря. Автор скульптурного изваяния – И. А. Менделевич, друг отважного полярного лётчика, с которым они вдвоём выбрали это место для монумента А. Горькому. Чкаловская лестница по проекту должна была начинаться у гостиницы «Россия», но решением главы горисполкома А. Шульпина перенесена к подножию памятника герою-полярнику, приблизив неоправданно близко к стенам средневекового кремля.
Нижегородский кремль – главная достопримечательность Нижнего Новгорода, историко-художественный и общественно-политический центр. На его территории располагаются резиденции губернатора области и мера Нижнего Новгорода, представителя Президента России в Приволжском федеральном округе, а также религиозные и культурные сооружения – Михайло-Архангельский собор с могилой Кузьмы Минина, единственный из уцелевших храмов кремля, Художественный музей, Спасская часовня, концертный зал, выставочный центр, историко-архитектурный музей-заповедник «Нижегородский кремль» и другие.
Где остановиться
В радиусе полутора километров от Чкаловской лестницы находится несколько возможных вариантов для временного проживания во время путешествия в Нижний Новгород. Отели «Волжский откос», «Дипломат», «Парус» и «Никола Хаус» предлагают размещение в номерах по цене от 950 до 1530 рублей. В гостиницах «Монарх», «Октябрьская» стоимость поселения примерно такая же – 1100-1200 рублей в сутки, в гостинице «Александровский сад» дороже – почти 4400 рублей за номер.
Как добраться до Чкаловской лестницы
Россия, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского
Координаты (G): 56°19′51″ с. ш. 44°00′34″ в. д.
В Нижнем Новгороде рядом с Чкаловской лестницей проходят множественные маршруты городского транспорта. Добраться до нижегородской достопримечательности можно двумя способами:
От железнодорожного вокзала доезжают за 10 минут, используя беспересадочные маршрутные такси № т41, т117, следуя по Канавинскому мосту и одновременно любуясь потрясающим видом устья Оки, впадающей в Волгу.
Добраться до Нижнего Новгорода из Москвы удобней всего железнодорожным транспортом, стоимость проезда – от 1200 рублей, время в пути 4-6 часов.
Путешествие на автобусе занимает по времени 6-8 часов, цена билета колеблется в пределах 770-2000 рублей.
Быстрей других видов транспорта авиаперелёт, занимающий всего 1 час с небольшим, но затратнее – от 2500 рублей обходится билет для 1 пассажира.
Очень популярны у туристов речные круизы по Волге на теплоходе, в том числе из Москвы в Нижний Новгород и обратно, во время которых путешественники отдыхают от столичной суеты, познавая историю своей страны и восхищаясь красотой открывающихся видов приволжской природы. Стоимость круиза в зависимости от размещения кают на палубах обходится от 6300 до 19000 рублей для 1 человека.
Чкаловская лестница
Чкаловская лестница — витрина Нижнего Новгорода, его визитная карточка. Монументальное сооружение соединяет главный променад города — Нижне-Волжскую набережную — с площадью Минина и Пожарского, Александровским садом, а также Верхне-Волжской набережной.
Лестница вьется по волжским склонам «восьмеркой», и эта уникальная форма добавила ей узнаваемости.
Долгое время Чкаловская лестница считалась самой длинной в стране. Разные источники приписывают ей разное количество ступеней: многие путеводители называют цифру 560, другие оперируют цифрой 680, учитывая ступени по обе стороны «восьмерки».
До 40-х годов 20 века территория лестницы была Волжским откосом — популярной видовой точкой, как среди горожан, так и среди гостей города. Валерий Чкалов, конечно, неоднократно бывал в этом месте и предложил его со скульптором Менделевичем для памятника Максиму Горькому. Волею судеб на этом месте был установлен памятник самому Чкалову. Горьковчане, памятуя о том, что летчик любил это место для прогулок, обратились к властям города с ходатайством об установке памятника. 19 декабря 1940 года, во вторую годовщину его гибели, монумент был открыт.
В то же время, в 1939 году, появились первые идеи об обустройстве лестницы на Волжском откосе, их предложил тогдашний председатель Горьковского горисполкома Александр Шульпин. По его мысли новая лестница должна была превзойти Потемкинскую лестницу в Одессе и стать воротами к Волге. Воплощению планов помешала война. Восстановление города после бомбардировок началось в 1943 году, тогда вспомнили и о предложении Шульпина. Грандиозный проект с фонтанами, каскадами, вазами, статуями, цветниками и гранитными ступенями пришлось отложить, заменив его на куда более скромный по масштабам и затратам. Тем не менее Шульпину удалось практически невозможное: получить на него финансирование в военное время. В Москве выделили деньги на строительство знакового памятника в честь победы в Сталинградской битве, утвердив проект ленинградских архитекторов Александра Яковлева, Льва Руднева и Владимира Мунца. Яковлев, кстати, был главным специалистом по маскировке спецобъекта №74 — бункера на откосах Александровского сада. В 1943 году на откосе начались оползни, и лестница его укрепила.
В 1949 году лестницу торжественно открыли.
В 1985 году у подножия был установлен памятник катеру «Герой». Он принадлежал Волжской военной флотилии и принимал участие в Сталинградском сражении.
Визитную карточку города открыли после реконструкции к 800-летию Нижнего Новгорода 1 августа 2021 года.
Лестница стала сценой для симфонического оркестра Мариинского театра. Его выступление сопровождало зрелищное аудиовизуальное шоу.
Монументальное сооружение сохранило свой исторический облик и стало безопасным. Реконструкция затронула все конструктивные части лестницы: и так называемую «восьмёрку», и кирпичную кладку стен, и сход к Волге.
Укрепили склон, установив 27 буронабивных свай глубиной по 20 метров на верхней площадке. В конструкции поменяли все разрушившиеся ступени, сохранив два исторических пролёта. Также отремонтировали кирпичную кладку наружной и внутренней стен, заменили железобетонные конструкции, усилили подпорные стены, на месте установили ливневые и водосборные колодцы системы водоотведения.
Обновили и цвет лестницы. Теперь он приближен к историческому. Кроме того, на Чкаловской появилась архитектурно-художественная подсветка.
ЧКАЛОВСКАЯ ЛЕСТНИЦА. НИЖНИЙ НОВГОРОД
Строительство Чкаловской лестницы, 1947 год
Первоначально лестница называлась Сталинградской. Своим нынешним названием она обязана установленному на верхней смотровой площадке памятнику выдающемуся лётчику Валерию Чкалову.
В 30-40-х годах XIX века, после посещения Нижнего императором Николаем I, Волжский откос был значительно облагорожен: засыпали овраги и обложили склон дерном. Тогда же здесь была построена Георгиевская (ныне Верхневолжская) набережная.
Для удобного подхода к Волге с обеих сторон Георгиевской набережной были сооружены Георгиевский и Казанский съезды. А внизу была построена еще одна набережная – Нижневолжская. Однако крутой склон по-прежнему не давал возможности нижегородцам попасть из центра города к реке за короткий срок, что было очень неудобно.
Открытие Чкаловской лестницы, 1949 год
Это проблема так и не была решена в дореволюционный период. Нижегородские власти занялись ею уже в ХХ веке. И некоторые исторические события активно этому способствовали.
В конце 1930-х годов на весь мир прославились рекордные перелеты знаменитого советского летчика – Валерия Чкалова. Уроженец нижегородской земли, он, приезжая на Родину, любил прогуливаться по Верхневолжской набережной. Во время одной из таких прогулок вместе со своим другом скульптором Исааком Менделевичем он выбрал место для памятника другому знаменитому нижегородцу – Максиму Горькому. Это был тот самый выступ, с которого так великолепно обозревались волжские дали. Но памятнику известному писателю не суждено было появиться на выбранном месте. В конце 1938 года жизнь Чкалова неожиданно оборвалась в результате неудачного испытания нового самолета. Поэтому вместо Горького на постамент на высоком волжском берегу в 1940-м году встал бронзовый двойник прославленного летчика.
Примерно в это же время у заместителя председателя горисполкома Александра Шульпина родилась замечательная идея соединить Верхневолжскую набережную с Нижневолжской при помощи парадной лестницы. Главной причиной этого была необходимость создать кратчайший путь из самого сердца старого города к Волге. Был найден молодой талантливый архитектор Святослав Агафонов. Тот самый, который позднее станет известен всему городу как человек, спасший и восстановивший Нижегородский кремль.
В годы войны Александр Шульпин становится председателем Горьковского горисполкома. На этой должности он снова возвращается к своей идее. И Шульпину удалось практически невозможное – получить согласие на выделение огромных денег на строительство. Конкурс на проект лестницы выиграли ленинградские архитекторы Лев Руднев и Владимир Мунц.
Лев Владимирович Руднев
Владимир Оскарович Мунц
Второе место заняла работа нижегородского архитектора Александра Яковлева.
В итоге архитекторы объединились в одну команду, и все трое считаются авторами сооружения.
Александр Александрович Яковлев
Александр Яковлев, воспитанник Петербургской Академии художеств, восемь лет проработавший в Болгарии, был не только архитектором, но и выступал в роли главного инженера проекта, привязывая постройку к местности и прорабатывая все архитектурные детали. Кроме того, во время проектирования лестницы Яковлев использовал свой опыт специалиста по возведению бомбоубежищ и других военных объектов. Это позволило с помощью лестницы решить проблему оползней, которые в начале 1940-х стали буквально разрушать Волжский откос. И в 1943 году Шульпин повез в Москву на утверждение проект Яковлева, Руднева и Минца – лестницу по Волжскому откосу.
Итак, в том же 1943 году лестница была заложена и началось строительство.
Теперь возведение лестницы было связано с важнейшим событием – победой в Сталинградской битве. Поэтому ее первоначальное официальное название Сталинградская, а позднее – Волжская. Но в истории закрепилось другое, народное название – Чкаловская. К строительству привлекались даже немецкие военнопленные.
катер «Герой»
В 1985 году в самом низу знаменитой лестницы был торжественно установлен катер «Герой». Это судно, созданное еще до революции, участвовало в боевых действиях во время Гражданской и Отечественной войн. Прошло оно и Сталинградскую битву, а затем долгие годы было плавучим музеем. В начале эпохи «Перестройки» корабль «пришвартовался» на постаменте возле волжских берегов. Сейчас он является символическим украшением финальной части Чкаловской лестницы.
В 1993-1997 годах Волжская лестница, обветшавшая за время полувековой эксплуатации, подверглась капитальному ремонту. Тогда же она получила современное освещение, которое так украшает ее по вечерам.
Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде
Чкаловская лестница – интереснейший культурный объект Нижнего Новгорода. Начинаясь великолепной восьмеркой от памятника Валерию Чкалову, она ковровой дорожкой спускается к реке, где стоит катер «Герой». Удачное расположение и необычная форма лестницы делают ее одной из главных достопримечательностей города, хотя построена она была не так давно – в середине XX века.
История создания Чкаловской лестницы
Лестница находится на высоком берегу реки, носившим прежде название Волжский откос. Издавна на его вершине располагался небольшой выступ, с которого открывались великолепные виды на реку и находившееся на другом берегу село Бор. Поэтому здесь очень любили бывать нижегородцы.
Н. Никонова. Чкаловская лестница весной, 2014 год
Здесь в XVII веке стоял женский монастырь, посвященный празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня. После сильнейшего пожара в начале XIX века он был перенесен за пределы тогдашнего города и переименован в Крестовоздвиженский. Остатки же прежних строений монастыря снесли, и их территория стала частью Благовещенской площади.
В 30-40-х годах, после посещения Нижнего императором Николаем I, Волжский откос был значительно облагорожен: засыпали овраги и обложили склон дерном. Тогда же здесь была построена Георгиевская (ныне Верхневолжская) набережная. У ее начала, на месте нынешней площади Минина и Пожарского, располагалась в те времена церковь Благовещения. Поэтому и сама площадь до революции называлась Благовещенской.
Для удобного подхода к Волге с обеих сторон Георгиевской набережной были сооружены Георгиевский и Казанский съезды. Первый из них также начинался с Благовещенской площади. А внизу была построена еще одна набережная – Нижневолжская. Однако крутой склон по-прежнему не давал возможности нижегородцам попасть из центра города к реке за короткий срок, что было очень неудобно.
Это проблема так и не была решена в дореволюционный период. Нижегородские власти занялись ею уже в ХХ веке. И некоторые исторические события активно этому способствовали.
В конце 1930-х годов на весь мир прославились рекордные перелеты знаменитого советского летчика – Валерия Чкалова. Уроженец нижегородской земли, он, приезжая на Родину, любил прогуливаться по Верхневолжской набережной. Во время одной из таких прогулок вместе со своим другом скульптором Исааком Менделевичем он выбрал место для памятника другому знаменитому нижегородцу – Максиму Горькому. Это был тот самый выступ, с которого так великолепно обозревались волжские дали.
Но памятнику известному писателю не суждено было появиться на выбранном месте. В конце 1938 года жизнь Чкалова неожиданно оборвалась в результате неудачного испытания нового самолета. Поэтому вместо Горького на постамент на высоком волжском берегу в 1940-м году встал бронзовый двойник прославленного летчика.
Д. Четыре. Чкаловская лестница, 2017 год
Примерно в это же время у заместителя председателя горисполкома Александра Шульпина родилась замечательная идея соединить Верхневолжскую набережную с Нижневолжской при помощи парадной лестницы. Главной причиной этого была необходимость создать кратчайший путь из самого сердца старого города к Волге.
Был найден молодой талантливый архитектор Святослав Агафонов. Тот самый, который позднее станет известен всему городу как человек, спасший и восстановивший Нижегородский кремль. Первый проект знаменитой лестницы отличался необыкновенной пышностью: ее украшениями должны были стать фонтаны, изящные вазоны и скульптуры. Однако, в преддверии Отечественной войны, такой план воплотить в жизнь оказалось невозможно.
В годы войны Александр Шульпин становится председателем Горьковского горисполкома. На этой должности он снова возвращается к своей идее. И невероятным образом в 1943 году получает разрешение на строительство. Способствовали этому и достаточно большие средства, выделявшиеся государством на восстановление Горького – крупного промышленного центра, пострадавшего от немецких бомбардировок.
Теперь возведение лестницы было связано с важнейшим событием – победой в Сталинградской битве. Поэтому ее первоначальное официальное название Сталинградская, а позднее – Волжская. Но в истории закрепилось другое, народное название – Чкаловская.
Кто был архитектором Чкаловской лестницы?
Конкурс на проект Сталинградской лестницы выиграли ленинградские архитекторы Лев Руднев и Владимир Мунц. Второе место заняла работа нижегородского архитектора Александра Яковлева. В итоге архитекторы объединились в одну команду, и все трое считаются авторами сооружения.
[av_one_third first av_uid=’av-5pm2wt’]
Лев Руднев знаменит как создатель здания Московского университета и ряда крупных построек в обеих столицах нашей страны. Но для нижегородцев особенно важна роль в создании лестницы архитектора Александра Яковлева.Воспитанник Петербургской Академии художеств, восемь лет проработавший в Болгарии, Александр Яковлев несколько десятилетий своей жизни отдал служению нижегородской земле. Здесь им был возведен ряд зданий и монументов.
Именно Яковлев был не только архитектором, но и выступал в роли главного инженера проекта, привязывая постройку к местности и прорабатывая все архитектурные детали.
Кроме того, во время проектирования лестницы Яковлев использовал свой опыт специалиста по возведению бомбоубежищ и других военных объектов. Это позволило с помощью лестницы решить проблему оползней, которые в начале 1940-х стали буквально разрушать Волжский откос.
Строительство Чкаловской лестницы
Лестницу строили с 1944 года в течение пяти лет. Основными строителями были жители Горького. Участвовали в стройке и пленные немцы, жившие тогда на месте исторической Немецкой слободы.
Наконец лестница была сооружена, и взгляду горьковчан предстало необычное монументальное сооружение. Спускаясь вниз от памятника Чкалову, лестничные пролеты расходились в стороны и соединялись на двух смотровых площадках, образуя своеобразные кольца, а затем прямым маршем подходили к Волге. Смотровые площадки лестницы были украшены барельефами, обелисками и балюстрадой. Существует версия, согласно которой кольца лестницы символизируют Сталинград в окружении вражеских подразделений, а её нижняя прямая часть – прорыв этой осады советскими войсками.
Н.М. Капелюш. Строительство Чкаловской лестницы, 1947 год
Очень важно, что Чкаловская лестница органично вписалась в окружающий ландшафт и ее очертания перекликаются с силуэтом находящегося рядом древнего кремля.
Строительство лестницы обошлось государству в огромную по тем временам сумму – 7 миллионов 760 тысяч рублей. Это стало поводом к тому, чтобы обвинить главу города Горького Александра Шульпина в растрате. В 1949 году, в русле сталинских репрессий, был организован громкий процесс – «Ленинградское дело». Его жертвой стал и Шульпин. По приговору суда он провел несколько лет в концлагере под Мурманском. После смерти «вождя народов» был освобожден и вернулся на Родину и стал главой городского архитектурного управления. Скончался, будучи на пенсии.
Открытие Чкаловской лестницы, 1949 год
Самая длинная лестница в России
Основную уникальность Чкаловской лестницы составляет ее длина. Она считается самой длинной лестницей в России. Основные источники утверждают, что количество ступеней сооружения с учетом круговых пролетов – 560. Если же считать по прямой, то только на правой стороне их 442. Что касается левой стороны, то тут сведения о количестве ступеней разнятся. Поэтому любимым занятием многих туристов, посещающих популярную лестницу, стал точный подсчет количества ее ступеней.
В 1985 году в самом низу знаменитой лестницы был торжественно установлен катер «Герой». Это судно, созданное еще до революции, участвовало в боевых действиях во время Гражданской и Отечественной войн. Прошло оно и Сталинградскую битву, а затем долгие годы было плавучим музеем. В начале эпохи «Перестройки» корабль «пришвартовался» на постаменте возле волжских берегов. Сейчас он является символическим украшением финальной части Чкаловской лестницы.
В 1993-1997 годах Волжская лестница, обветшавшая за время полувековой эксплуатации, подверглась капитальному ремонту. Тогда же она получила современное освещение, которое так украшает ее по вечерам.
Сегодня Чкаловская лестница по-прежнему радует глаз местных жителей и многочисленных туристов. Здесь проводятся народные гулянья, спортивные соревнования и флешмобы, встречаются влюбленные и фотографируются молодожены. Во время авиашоу над памятником знаменитому летчику взлетают ввысь последователи Чкалова, а 9 мая рядом проходит Парад Победы. Старая лестница верно служит своему городу.