в каком году построили большой театр в москве

Правдивая история начала Большого театра в Москве

В 5-ти предыдущих статьях я рассказал о краткой истории 5-ти императорских театров России, в первую очередь, остановившись на их устройстве и ценах на билеты в 1895. При этом я прочитал материалы с сайтов этих театров. И неожиданно обнаружил, что историки несколько отступили от правды, более того «сдвинули в прошлое» на 4 года дату начала работы Большого театра в Москве.

Привожу две цитаты с сайта Большого театра в Москве https://www.bolshoi.ru/about/hist/history/

«ИСТОРИЯ
Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра.»

«Содержание спектаклей и «увеселений» было делом финансово обременительным, и князь Петр Урусов разделил свою «привилегию» с компаньоном — обрусевшим англичанином Майклом Медоксом… Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки. Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название — Петровский…»

Во-первых – в 18-м веке в Москве была «Петровская» улица, а вовсе не «Петровка», Петровкой улица стала около 1850-го. Поэтому театр, стоявший на Петровской улице, и назывался Петровский, а по старой орфографии «Петровской». На карте 1796-го улица обозначена литерой «Ю», на Плане 1843-го – название написано непосредственно.

Во-вторых – никогда не было в Москве реки Неглинка – река называлась Неглинная – на карте 1796-го река Неглинная обозначена литерой «О», в тексте река названа Неглинная. На плане 1843 Неглинной реки нет – по ее руслу проложили трубы, а сверху расположился Проезд Неглинного бульвара. В 1859 здесь была улица Неглинная, а бульвар Неглинный был ближе к Трубной площади. В 20-е годы 20-го века Неглинный проезд стал Неглинной улицей, которой остается и по настоящее время.

А теперь немного подправим и саму историю, и дату основания театра в Москве.

Как известно, 30 августа 1756 императрица Елизавета Петровна учредила своим указом первый Российский театр в Петербурге, а 27-летний актер Федор Волков был назначен «первым Российским актером». В 1759 императрица отправила Волкова в Москву, для основания во второй столице публичного русского театра.

В те времена в Москве был частный театр Локателли, расположенный в районе сегодняшнего Ярославского вокзала. Он давал спектакли Итальянской оперы и русские пьесы. Некоторое время публика посещала театр, но, вероятно, любители театра там все представления посмотрели, а для простых москвичей цены билетов были высоки – театр пустовал. Локателли объявил себя банкротом и уехал в Петербург.

Волков занялся возрождением брошенного театра, он выписал ряд актеров из Петербурга, что повысило художественный уровень труппы, а также привлек в театральное дело московских студентов. Этому способствовало то, что в Московском университете активную работу вел литератор Херасков, который в 1756 создал там студенческий театр. В 1761 Херасков был назначен директором русского театра, воссозданного в Москве Федором Волковым, в 1763 он стал директором университета, что еще более укрепило театральное дело в Москве.

Среди московских студентов впоследствии выделились настоящие таланты – в первую очередь Плавильщиков, Сандунов, Калиграф, но в 60-е годы 18-го века театральное дело в Москве опять остановилось – Волков уехал в Петербург.

В Петербурге в то время было не до театральной Москвы – происходила смена власти. Первый русский актер Волков был на стороне Екатерины, считается, что он непосредственно участвовал в событиях отстранения и убийства императора Петра III в Ропше летом 1762. В 1763 Волков простудился на маскараде в Москве и в апреле умер – Россия осталась без «Первого актера». Государственный театр в Москве не функционировал.

С 1766 антрепризу Московского театра держали – полковник Титов, затем с 1769 по 5-летней привилегии итальянцы Бельмонти и Чути (Чинти). Итальянские спектакли давались в доме графа Воронцова на улице Знаменка, там был деревянный театральный зал – его и наняли итальянцы.

В 1771 итальянец Чути (Чинти) умер от чумы, и театральное дело в Москве перешло к товариществу Гроти и князя Урусова. Однако вскоре предприниматель Гроти вышел из убыточного театрального дела, и князь Урусов остался один.

Надо сказать, что театральное дело в Москве было серьезно осложнено указом Екатерины II от 1 сентября 1763. По нему со всех платных зрелищ в Москве повелевалось брать четверть дохода в пользу Воспитательного Дома. Это превращало любой московский театральный проект в нерентабельный.

Поэтому князь Петр Урусов, бывший «по совместительству» московским губернским прокурором, испросил для себя в театральной привилегии особых условий. Он желал:
1. единолично получить привилегию на 10 лет на все театральные представления Москвы;
2. платить Воспитательному дому не четверть дохода, а 3100 руб ежегодно по предварительному соглашению;

Со своей стороны князь Урусов обещал за 5 лет построить в Москве каменный театр.

Ходатайствовал за князя Урусова московский губернатор князь Волконский – в результате в 1776 привилегия Урусовым на театральные представления была получена.

Эту дату и считают на сайте Большого театра «началом» своей истории.

Разумеется, князь Урусов не вел дела сам – он привлек компаньона – 29-летнего англичанина Михаила Медокса,– следовательно, сразу нарушил условия своей единоличной привилегии. Медокс окончил Оксфордский университет, был по профессии математиком, и приехал в Россию в 1766. По протекции графа Панина он некоторое время преподавал математику и физику будущему российскому императору Павлу Петровичу.

Каким ветром математика Медокса занесло к Урусову в его театральный проект неизвестно. Однако Михаил Медокс поначалу сумел наладить дело.

Урусов и Медокс наняли все тот же театральный зал на Знаменке у графа Романа Воронцова. Отсутствие необходимости платить «четверть» в Воспитательный дом сделало проект Урусова – Медокса прибыльным. У Воронцова образовался т.н. «Знаменский Оперный театр». Свое обещание построить в Москве за 5 лет за свой счет каменный театр князь Урусов (которого на сайте Большого называют своим основателем) успешно заматывал. Точных сведений нет, но дальнейшие события показывают, что и 3100 руб в год Воспитательному дому не платились.

Михаил Медокс вышел из положения тем, что занял у Опекунского совета театра 130.000 рублей (это называется за свой счет?) и за 5 месяцев к концу 1780 выстроил новый театр по плану архитектора Розберга. В театре было 110 лож и галерея, здание театра было невелико 8 х 32 х 20 сажен.

Именно этот театр, выстроенный Медоксом, и называли Петровский, т.к. построен он был на Петровской улице на правом берегу реки Неглинной. Вторично повторяю – князь Урусов к Петровскому театру, на месте которого стоит в Москве Большой театр, не имеет ни малейшего отношения.

Открыли театр в декабре 1780 прологом Аблесимова «Странники».

Финансовая идея Михаила Медокса состояла в том, что он не продавал билеты в ложу – ложу требовалось абонировать на весь год. При этом абонент ложи мог перестраивать свою ложу, менять там убранство, мебель и т.д. Кроме того в зале театра были кресла для дам по цене 2 руб, места за креслами по 1 руб. Театралов, зачастую бесплатно, пускали посидеть у оркестра на табуретах. Предприниматель Медокс стал независим от конкретного посещения богатыми зрителями своего театра, а абонировать на год ложу в театре было делом престижа.

К тому же в труппе Медокса было всего 15 актеров и 9 актрис – и его постановки было вполне рентабельны.

Губернатором Москвы (главнокомандующим) в те годы был князь Долгорукий-Крымский, он был весьма доволен своевременным открытием Петровского театра и способствовал получению Михаилом Медоксом новой привилегии на 10 лет – с 1786 по 1796.

Дела у Медокса шли блестяще, но вспомним, что они опирались на прекращение платежей четверти дохода в Воспитательный дом. Неожиданно начальник Воспитательного дома Бецкий учредил у себя публичный театр с двумя труппами – итальянской и русской. При этом в спектаклях участвовали воспитанницы Воспитательного дома.

Бизнес Медокса стал терпеть убытки. Медокс обратился в суд, для доказательства нарушения Бецким своей театральной привилегии, но суд в действиях начальника Воспитательного дома нарушений не нашел. Кончилось дело тем, что Бецкий продал свое театральное дело все тому же Михаилу Медоксу.

А дела у Медокса уже были катастрофические – он заложил в Опекунский совет Петровский театр, все свое имущество и даже самого себя. В 1796 опекунский совет Петровского театра отошел в ведение новой императрицы Марии Федоровны – супруги императора Павла I. Мария Федоровна отстранила Михаила Медокса от дел, положила ему пенсию в 3000 руб в год и учредила особый комитет для приведения в порядок запутанных дел театра.

А дела оказались столь ужасными, что при императоре Павле I решение принято не было, при императоре Александре I особый комитет запросил ссуду Петровскому театру в сумме 300.000 рублей для уплаты долгов Воспитательному дому (за театр и годовые перечисления с процентами), и долгов многочисленным частным кредиторам Михаила Медокса.

Александр I в 1805 решил дело оригинально – своим указом он занял 300.000 рублей у Воспитательного дома, и 190.000 вернул ему же в качестве долга от Петровского театра, а 110.000 повелел выплатить 46 кредиторам Михаила Медокса.

Казалось бы все почти наладилось, но в октябре 1805 из-за неосторожного обращения театрального гардеробмейстера с огнем перед началом представления оперы «Днепровская русалка» Петровский театр сгорел дотла.

Был ли это поджог или несчастный случай – кто знает.

На этом я завершаю свой рассказ об истории зарождения русского театра в Москве.

Михаил Медокс, продолжал жить в России и получал свою пенсию, он скончался 27 сентября 1822 в селе Поповка, Каширского уезда, Тульской губернии, где и был похоронен.

Источник

История здания Государственного академического Большого театра (ГАБТ)

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

185 лет назад торжественно открылся Большой театр.

По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться «Петровским».

Репертуар этого первого профессионального театра в Москве составили драматические, оперные и балетные спектакли. Но особенным вниманием пользовались оперы, поэтому «Петровский театр» чаще называли «Оперным домом». Труппа театра не делилась на оперную и драматическую: одни и те же артисты выступали и в драматических и в оперных спектаклях.

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли ставились на различных театральных площадках.

В начале 20-х годов XIX века Петровская площадь (ныне Театральная ) была полностью перестроена в стиле классицизма по замыслу архитектора Осипа Бове. Согласно этому проекту возникла ее ныне существующая композиция, доминантой которой стало здание Большого театра. Здание было построено по проекту Осипа Бове в 1824 году на месте бывшего Петровского. Новый театр частично включал стены сгоревшего Петровского театра.

Новое здание горожане называли «Колизей». Проходившие здесь спектакли неизменно имели успех, собирая великосветское московское общество.

11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и здание театра.

Был объявлен конкурс на проект восстановления здания театра, в котором победил план, представленный Альбертом Кавосом. После пожара сохранились стены и колонны портиков. При разработке нового проекта архитектор Альберто Кавос принял за основу объемно-пространственную структуру театра Бове. Кавос тщательно подошел к вопросу акустики. Оптимальным он считал устройство зрительного зала по принципу музыкального инструмента: деревянными были дека плафона, дека пола партера, стенные панели, конструкции балконов. Акустика Кавоса была совершенной. Ему пришлось выдержать много баталий и с современниками-архитекторами, и с пожарными, доказывая, что устройство металлического потолка (как, например, в Александринском театре архитектора Росси) может стать губительным для акустики театра.

Сохранив планировку и объем здания, Кавос увеличил высоту, изменил пропорции и переработал архитектурный декор; по бокам здания были сооружены стройные чугунные галереи с лампами. При реконструкции зрительного зала Кавос изменил форму зала, сузив его к сцене, изменил размеры зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч зрителей Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Осипа Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Альберто Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

В театре Кавоса не хватало помещений для хранения декораций и реквизита, и в 1859 году архитектор Никитин сделал проект двухэтажной пристройки к северному фасаду, согласно которому все капители северного портика были перекрыты. Проект был реализован в 1870-х годах. А в 1890-х к пристройке добавили еще один этаж, тем самым увеличив полезную площадь. В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек.

После забора речки Неглинки в трубу грунтовые воды отступили, деревянные сваи фундамента попали под воздействие атмосферного воздуха и стали гнить. В 1920 году вся полуциркульная стена зрительного зала осела прямо во время спектакля, двери заклинило, зрителей пришлось эвакуировать через барьеры лож. Это заставило архитектора и инженера Ивана Рерберга в конце 1920-х подвести под зрительный зал бетонную плиту на центральной опоре, по форме напоминающую гриб. Однако бетон испортил акустику.

К 1990-м годам здание крайне обветшало, его износ оценивался в 60%. Театр пришел в упадок как в конструктивном отношении, так и в отделочном. За время жизни театра к нему бесконечно что-то пристраивали, его улучшали, пытались сделать более современным. В здании театра сосуществовали элементы всех трех театров. Их фундаменты находились на разных отметках, и соответственно и на фундаментах, и на стенах, и затем на отделке интерьеров стали появляться трещины. Кирпичная кладка фасадов и стены зрительного зала находились в аварийном состоянии. То же и с главным портиком. Колонны отклонились от вертикали до 30 см. Наклон был зафиксирован еще в конце XIX века, и с тех пор все увеличивался. Эти колонны из блоков белого камня пытались «лечить» весь ХХ век – влажность вызывала видимые черные пятна внизу колонн на высоте до 6 метров.

Безнадежно отстала от современного уровня техника: например, до конца ХХ века здесь работала лебедка для декораций фирмы «Сименс» производства 1902 года (сейчас ее сдали в Политехнический музей).

В 1993 году правительство России приняло постановление о реконструкции комплекса сооружений Большого театра.
В 2002 году при участии правительства Москвы на Театральной площади была открыта Новая сцена ГАБТа. Этот зал в два с лишним раза меньше исторического и способен принять лишь треть репертуара театра. Пуск Новой сцены дал возможность начать реконструкцию основного здания.

2 июля 2005 года историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию.

По плану, внешний облик здания театра почти не изменится. Только лишится своих пристроек северный фасад, уже в течение долгих лет закрытый складскими помещениями, где хранятся декорации. Здание Большого театра углубится в землю на 26 метров, в старом-новом здании даже найдется место огромным конструкциям декораций – их опустят на третий подземный уровень. Под землю упрячут и Камерный зал на 300 мест. После реконструкции Новая и Основная сцены, которые находятся на расстоянии 150 метров друг от друга, соединятся между собой и с административным и репетиционным зданиями подземными переходами. Всего театр будет иметь 6 подземных ярусов. Хранилище будет перенесено под землю, что позволит привести задний фасад в надлежащий вид.

Ведутся уникальные работы по укреплению подземной части театральных сооружений, с гарантией от строителей на ближайшие 100 лет, с параллельным размещением и современным техническим оснащением паркингов под главным зданием комплекса, что даст возможность разгрузить от машин сложнейшую развязку города – Театральную площадь.

В историческом интерьере здания будет воссоздано все, что было утрачено в советские времена. Одна из основных задач реконструкции восстановить первоначальную, во многом утраченную легендарную акустику Большого театра и максимально удобным сделать покрытие сценического пола. Впервые в российском театре пол будет меняться в зависимости от жанровой принадлежности показываемого спектакля. У оперы будет свой пол, у балета – свой. По технологическому оснащению театр станет одним из лучших в Европе и мире.

Здание Большого театра является памятником истории и архитектуры, поэтому значительную часть работ составляет научная реставрация. Автор проекта реставрации, заслуженный архитектор России, директор научно-реставрационного центра «Реставратор-М» Елена Степанова.

По словам министра культуры РФ Александра Авдеева, реконструкция Большого театра будет завершена к концу 2010 – началу 2011 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Источник

В каком году построили большой театр в москве

Театральная площадь, 1

Историческое здание Большого театра обрело свой нынешний облик после масштабной реконструкции, осуществленной в 2005-11 годах.

Она преследовала несколько целей. Необходимо было отреставрировать здание, износ которого к моменту ее начала составлял по разным оценкам от пятидесяти до семидесяти процентов; расширить закулисное пространство, обеспечив труппу, численность которой очень выросла с годами, необходимыми репетиционными помещениями и гримуборными; установить самое современное технологическое оборудование в сценической части и новых пространствах театра, при этом не только сохранив исторический облик здания как памятника архитектуры, но и восстановив по возможности те его черты, что были утрачены в советское время.

Непременным условием предусмотренной проектом научной реставрации была полная аутентичность использовавшихся материалов: тканей, красок, позолоты и т.д. Все они изготавливались по старинным технологиям. Рисунки на стенах и плафонах, скульптуры и лепнина воссозданы в мельчайших деталях. Для этого были тщательно изучены все документы, касающиеся облика здания, использовавшихся в XIX веке строительных и отделочных материалов.

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

Общая площадь здания в результате реконструкции увеличилась практически вдвое – от 40 тысяч до 80 тысяч квадратных метров за счет появления подземных пространств, в том числе нового концертного зала и служебных помещений.

В ходе реставрации фасад Большого был выкрашен краской золотисто-песочного оттенка. Правильность выбора тона подтвердили сделанные реставраторами зондажи стен. За двести лет сильно пострадали от попадания грунтовых вод сделанные из известняка колонны, утратившие свой первоначальный оттенок слоновой кости, который был им возвращен благодаря специальной методике обессоливания камня.

В ниши главного фасада вернулись фигуры муз, разрушенные при бомбежке в 1941 году. Уже на следующий год статуи были воссозданы из гипса, однако внешне они сильно отличались от оригинальных. Чтобы воссоздать облик муз, наиболее приближенный к статуям эпохи Кавоса, была проведена скрупулезная исследовательская работа. Завершающим штрихом, без которого было бы нарушено впечатление целостности общей картины обновленного фасада, стала замена герба на фронтоне. Устаревший советский герб был наконец демонтирован и заменен в соответствии с решением геральдического совета при президенте РФ на имперский, с двуглавым орлом.

Реставрация скульптуры работы Петра Клодта, украшающей фронтон, была сопряжена с особенными трудностями. Из-за риска повредить покрывающий всю поверхность тонкий слой меди, было решено ее не снимать и проводить реставрационные работы прямо наверху на специально выстроенных помостах. Скульптура была покрыта специальным составом для защиты от воздействия внешней среды, поверх которого была нанесена оливково-зеленая краска, имитирующая тон подернутой патиной бронзы. Статуе Аполлона были возвращены пряжка на поясе, фиговый листок и венок, который бог-покровитель искусств ранее держал в своей руке.

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Павла Рычкова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

Главное фойе, в советские времена известное как «Белое», стало предметом особой гордости работавших на проекте реставраторов и практически вернуло себе тот облик, что был хорошо известен фланировавшим здесь зрителям XIX столетия.

Перед началом восстановительных работ состояние его было самым плачевным: стены были покрыты трещинами, местами даже отслаивалась штукатурка. Украшавшая фойе настенная живопись имела массу повреждений. Многие элементы подлинного декора XIX века сохранились, но многие – весьма существенные, например, алебастровые вазы на балюстраде – отсутствовали. Силами реставраторов все красоты Главного фойе были восстановлены, в том числе и детали отделки с императорской символикой.

В ходе работ изменилось общее цветовое решение: преобладающим цветом стал пастельно-розовый, как это и было в середине XIX века. Возвращенные на место встроенные зеркала создают в зале ощущение дополнительного пространства и света, как задумывал в свое время еще сам Альберт Кавос. Ранее бывшее Белое фойе освещалось одной люстрой и настенными бра, теперь его освещают три большие хрустальные люстры.

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

Круглый зал, или Малое императорское фойе, в далекие имперские времена использовался для балов и приемов, часто проводившихся в здании театра. Зал, или ротонда, был украшен зеркалами и освещался сорока двумя люстрами. И в этом зале также воссоздан первоначальный декор. Гербы, которые его украшают, пришлось восстанавливать по архивным документам, хранящимся в музее Большого театра. Зал назван Круглым благодаря его потолку, представляющему собой самый настоящий потолок ротонды. Особенность этого зала – акустика. Самый тихий звук, раздавшийся здесь, будет многократно усилен резонансом от стен и пола. Такая «акустическая раковина», вероятно, была устроена для размещения оркестра, игравшего на придворных балах, проходивших в театре.

В Большом императорском фойе, в 1920 году получившем название «Бетховенский зал» в честь 150-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена, в советскую эпоху проводились концерты. В конце XIX века, к коронации Николая II, стены фойе были обтянуты атласной тканью «фирменного» для Большого театра цвета «раскаленного чугуна» и дополнительно украшены шелковыми панно с вышивкой цветной шерстью в стиле Людовика XV. С годами ткань ветшала – ее небрежно реставрировали и подвергали вредной для красок химической чистке. А та вышивка, что представляла собой имперскую символику, была просто-напросто вырезана ножницами, и на ее место были нашиты цветные заплаты.

К началу работ приблизительно сорок процентов оригинальных тканей было утрачено. Уцелевшая часть обивки стен была вручную очищена специальными инструментами, а остальные фрагменты сотканы заново в единственной мастерской в России, где по музейным образцам VIII–XIX веков изготавливаются уникальные узорные шелковые ткани. Стенам зала был также возвращен их изначальный позолоченный лепной декор, в том числе вензеля Николая II и кессоны с розетками.

Как выяснилось в ходе исследования, рисунки на стенах были выполнены еще в конце 50-х годов XX века. Изначальную роспись искали под более поздними слоями краски, сопоставляя с описанием ее в архивных документах. В результате, она была полностью восстановлена. Как и роспись тимпана на стене между Экспозиционным и Хоровым залами. В этих залах теперь проводятся выставки экспонатов из фондов музея Большого театра.

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

Реставраторы приложили все силы к тому, чтобы зал выглядел максимально впечатляюще, не став при этом перегруженным богатым убранством. Театральные залы, построенные Альбертом Кавосом, отличались превосходной акустикой. Не стал исключением и зрительный зал Большого театра. По замыслу архитектора, зал представлял собой своего рода «скрипку», в которой полы, стенные панели и потолок работают, как деревянные деки инструмента, для проведения звука. Поэтому для отделки использовалась только резонансная ель – специальный материал, улучшающий качество и проведение звука. Даже потолок вместо обычного для того времени железа был сделан из дерева, чтобы избежать излишнего резонанса от металла.

Но в 2005 году остались только воспоминания об этом былом благополучии. Во время ремонтных работ, проводившихся в 1960-70-х годах, пол был покрыт бетоном, а деревянные панели стен – заменены фанерой. Зал был заново отделан акустическими панелями из резонансной ели. Ткани, использованные для обивки мебели и стен, также имеют специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала. Так была восстановлена легендарная акустика Большого театра.

Раздвижной занавес (так называемый «золотой») с надписью «Россия» создан по эскизам Федора Федоровского, переработанным Сергеем Бархиным. Перед мастерами была поставлена задача соткать гобелен с золотой нитью на подкладке из штофа с несколькими слоями для лучшего звукопоглощения. Ткань имитирует натуральный шелк, но при этом является современным негорючим материалом. Каждая нить соединяется с металлической фольгой, имеющей золотое покрытие. Это создает эффект объема изображения и придает ткани торжественный вид. Арлекин – неопускаемый занавес над сценой – изготовлен по эскизу Федора Федоровского начала 1950-х, переработанному в соответствии с требованиями времени. Место герба СССР заняла лира – символ чистого искусства и старинная эмблема императорских театров. На смену древкам флагов пришли трубы, которые, подразумевается, исполняют триумфальную мелодию «Славься!» Михаила Глинки, нотный текст которой также воспроизведен на арлекине.

Для того чтобы обновить золоченое убранство зрительного зала, потребовалось 4,5 килограммов золота: 2812 книжек сусального золота 960-й пробы.

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

Знаменитая люстра зрительного зала состоит из 24 тысяч элементов, больше половины которых пришлось изготовить заново в соответствии с оригинальными эскизами.

Ткани, которыми декорированы интерьеры зрительской части, воссозданы по ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века в научно-производственной мастерской «Старинные ткани» Новоспасского монастыря. В день из ткацкого станка выходило не более шести сантиметров ткани, так что от начало до окончания ткацких работ прошло целых пять лет. Центральная ложа (бывшая Царская), как и остальной зал, отделана в красно-золотых тонах. Красные бархатные портьеры дополнены золотистой бахромой с крупными кистями оригинальной формы, каждая из кистей была собрана вручную из более чем ста точеных деталей, обтянутых шелком, сутажом и тесьмой.

Как и на фасаде театра, в зрительном зале, вся советская символика уступила место гербам разных исторических эпох. Над Центральной ложей расположен государственный герб Российской империи образца 1856 года. Над ложей Спецзоны (бывшей «зоны» царской семьи) восстановлен герб Романовых. Над директорской ложей (бывшей ложей министра Императорского двора) теперь размещается герб Москвы

Многих усилий потребовало восстановление позолоты, которой щедро украшен зрительный зал. Лепные элементы из папье-маше золотили вручную, для чего были собраны мастера-позолотчики буквально со всей страны. Ручная технология золочения была почти совсем утрачена в советское время, и ее пришлось восстанавливать. Но вначале было необходимо расчистить все многолетние наслоения и установить истинный состав позолоты. Толщина каждого золотого листа, использованного позолотчиками, составляла 0,12 микрометров. А общая площадь позолоченного убранства в зале насчитывает 893 квадратных метра. Каждый ярус имеет свой индивидуальный рисунок. Чем ниже ярус, тем гуще его декор, и каждый рисунок декора на ярусах и ложах – неповторимо индивидуален. На полное восстановление одного элемента декора уходило около месяца работы: от проклеивания папье-маше до наведения блеска позолоты.

Согласно историческим данным, вместимость зала ранее составляла 1 740 мест. Однако, поскольку в советские годы театр часто использовали для политических мероприятий, количество мест увеличили до 2 185 за счет установки более узких кресел. Было решено вернуть историческое количество мест.

в каком году построили большой театр в москве. Смотреть фото в каком году построили большой театр в москве. Смотреть картинку в каком году построили большой театр в москве. Картинка про в каком году построили большой театр в москве. Фото в каком году построили большой театр в москве

Фото Дамира Юсупова

Трехъярусная люстра зрительного зала – высотой восемь с половиной, а диаметром – шесть с половиной метров, была сначала свечной, затем масляной, газовой и, наконец, в 1890-х годах стала электрической. За свое долгое существование она утеряла многие мелкие хрустальные детали, другие были надколоты или сломаны. В неудовлетворительном состоянии была позолота. Утраченные детали из хрусталя, стекла и латуни воссоздавались по сохранившимся аналогам. Хрустальные старые подвески, имеющие сколы, не заменялись, но осторожно отшлифовывались и полировались, чтобы не нарушались их подлинные грани. Благодаря кропотливому труду реставраторов были полностью восстановлены ажурные подвески и хрустальные «дубовые листья» корзин. В целом пришлось изготовить заново около половины хрустальных элементов (приблизительно тринадцать тысяч из двадцати четырех).

Серьезной реставрации подвергся и плафон «Аполлон и музы», выполненный в середине XIX века в стиле итальянских мастеров под руководством академика Алексея Титова. Из-за копоти множества свечей, затем масляных и газовых светильников и собиравшейся на потолке влаги плафон быстро портился и подвергался постоянным реставрациям. В 1950-х была установлена система кондиционирования, но это изменило микроклимат зала, от чего живопись также пострадала. Со стороны холста была проведена полная очистка от старых слоев клея и шпаклевки, отшлифованы и заделаны швы между щитами, на которые потом было наклеено живописное полотно. Одновременно мастера укрепили красочный слой плафона и устранили провисания и прорывы холста. Восстановленная живопись плафона была покрыта несколькими слоями защитного лака с добавлением воска для влагостойкости.

Сценическая зона подверглась глобальной модернизации. Ведь современные постановки невозможны без использования сложных конструкций и техники. Устаревшее техническое оборудование, большая часть которого была изготовлена еще в начале прошлого века, было обновлено. Были заменены верхние и нижние механизмы сцены, световое оборудование. Установлены двухъярусные сценические механизмы, благодаря которым сцена Большого театра теперь может быть и горизонтальной, и наклонной, и ступенчатой.

Семь многофункциональных платформ позволяют устанавливать декорации на двух уровнях: на уровне сцены и на уровне трюма. Все это вкупе с различными световыми, звуковыми и визуальными эффектами элементов верхней механизации позволяет придавать поверхности сцены любой рельеф. Была также осуществлена установка крупнейшей в Европе гидравлической станции на глубине двадцати метров под сценой. Гидравлический привод двигает подъемно-опускные элементы театральной механики с точным контролем плавности и скорости передвижения декораций. Благодаря современной механике оркестровая яма стала многофункциональным комплексом, состоящим из трех составных подъемно-опускных площадок. Оркестр теперь может располагаться на разных уровнях по отношению к сцене. А во время проведения концертов, когда оркестр находится на сцене, оркестровую яму можно поднимать на уровень пола, чтобы получить дополнительные зрительские места.

В рамках общей модернизации в театре были улучшены звонница и орган. Уникальная, единственная в мире звонница Большого театра появилась в 1920-е годы. Она собрана из тридцати пяти колоколов ряда московских храмов, спасенных от переплавки. Звонница не является для театра излишеством: многие русские оперы немыслимы без звучания колоколов, звон которых вплетен в партитуру. Колокола старинные, а орган – совсем новый. (Этот инструмент нередко и с большим эффектом звучит в операх).

Орган был изготовлен в Бельгии с учетом архитектурных и акустических особенностей здания. Подобного музыкального инструмента в Большом ранее не было. Орган оснащен 1 819 металлическими трубами, сотней деревянных труб, тридцать одним регистром и двумя клавиатурами. Его общий вес, включая меха и компрессы, составляет восемь тонн. Самое пристальное внимание, разумеется, было уделено звучанию инструмента. Техническое задание для бельгийских мастеров разрабатывалось при участии кафедры акустики МГУ им. М.В. Ломоносова и приглашенных международных экспертов. Акустики и проектировщики вместе решили довольно сложную задачу. Орган, расположенный в верхнем сценическом пространстве, и оркестр должны звучать для зрителей как единое целое. Для этого специально проектировалась мощность звучания органа. Главный механический пульт (шпильтиш) органа встроен в сам музыкальный инструмент. Второй, электронный, пульт, с помощью которого музыкант сможет играть на огромном инструменте дистанционно, установлен в оркестровой яме

28 октября 2011 года реконструированное историческое здание Большого театра открылось торжественным гала-концертом с участием ведущих артистов оперной и балетной труппы и звезд мировой оперной сцены.

14 мая состоялася концерт-презентация с открытием нового духового органа фирмы «Глаттер-Гёц»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *