в каком году построена третьяковская галерея
Этот день в истории: 1856 год — создание Третьяковской галереи
4 июня 1856 года московский фабрикант (владелец бумагопрядильных фабрик) Павел Третьяков приобрел две первые картины русских мастеров. Это событие положило начало созданной впоследствии Московской городской галерее Третьяковых, которая позже была передана меценатом в дар городу Москва. Этот художественный музей имеет крупнейшую в мире коллекцию русского изобразительного искусства.
Известно, что предприниматель Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи еще в первой половине 1850-х годов. Поначалу у него не было какого-то системного представления о будущем музее, свои первые приобретения меценат делал движимый лишь тягой к искусству. Уже 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров, однако датой создания Третьяковской галереи принято считать 4 июня 1856 года. В этот день Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами». Именно после этого возникла идея создания специального музея.
Уже в 1867 году она была реализована практически — для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москва. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков вплоть до своей смерти являлся распорядителем галереи.
В 1898 году для управления галереей создали Совет под председательством попечителя, которым вначале был И. С. Остроухов, а с 1913 года — И. Э. Грабарь. Содержание галереи осуществлялось на процентный доход от завещанного Третьяковыми капитала в 125 тыс. рублей, да плюс к тому дополнительно Городская дума выделяла ежегодно по 5 тыс. рублей.
Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила ещё в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900—1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А. М. Калмыков.
3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 года оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея. В этом же году галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова).
В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.
С 1986 по 1995 год Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке в связи с проведением капитальной реконструкции была закрыта для посетителей. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание по адресу Крымский Вал, д. 10, которое в 1985 году было объединено с Третьяковской галереей.
В 2013 году российское архитектурное бюро SPEECH выиграло закрытый конкурс на разработку концепции архитектурно-художественного образа фасадов нового музейного комплекса. Здание, расположенное на Кадашёвской набережной, должно быть построено в 2018 году.
Этот день в истории: 1856 год — в Москве основана Третьяковская галерея
22 мая 1856 года московский купец и промышленник Павел Третьяков (1832−1898) купил две картины, которые положили начало его коллекции живописи. С этого момента в России появилась знаменитая Третьяковская галерея, которая сегодня является национальным музеем русского изобразительного искусства X—XXI вв.еков.
Павел Третьяков происходил из небогатой московской купеческой семьи. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая сначала с отцом, а позже со своим братом Сергеем. Братьям удалось значительно увеличить семейные капиталы — они создали Костромскую мануфактуру льняных изделий, которая приносила стабильный доход.
Торговля также постоянно расширялась, а вслед за этим строились и новые фабрики. Впоследствии разбогатевшие братья Третьяковы увлеклись благотворительностью и коллекционированием живописи: Павел — работами русских художников, а Сергей — полотнами западноевропейских мастеров.
Первые картины для своей коллекции 24-летний Павел приобрел 22 мая 1856 года. В этот день начинающий коллекционер приобрел картины художников Шильдера «Искушение» и Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами».
Многие искусствоведы полагают, что это были не первые купленные меценатом работы, однако достоверных данных о более ранних приобретениях не сохранилось. Зато доподлинно известно, что Третьяков ставил перед собой целью создание не личного, а именно национального музея русской школы живописи.
Этой благородной задаче меценат посвятил свыше 40 лет своей жизни. Он был в дружеских отношениях со многими художниками, всячески их поддерживал, в том числе и материально, благодаря чему в его коллекцию попали их лучшие произведения.
В 1862 году Третьяков приобрёл работу «Сельский крестный ход на Пасхе», написанную Василием Перовым. С этого момента формирование музея пошло бурными темпами. Его коллекция начала быстро пополняться работами Николая Ге, Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова, Михаила Клодта, Константина Савицкого, Архипа Куинджи и Карла Гуна. Большое влияние на формирование музея оказало общение Третьякова с художником Иваном Крамским, который помогал формировать экспозицию и отбирать полотна.
В 1881 году галерея была открыта для всеобщего обозрения. А в 1892 году Третьяков принес свое собрание в дар Москве. В это время в состав коллекции входило 1 287 живописных произведений, 518 рисунков и 9 скульптур. Позднее в коллекцию вошли картины, принадлежавшие брату Третьякова — Сергею Михайловичу. По решению городской думы Павел Третьяков был назначен пожизненным хранителем галереи.
До Октябрьской революции галерея называлась Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых. В 1918 году вышел декрет о национализации галереи, и она получила наименование Государственной Третьяковской галереи.
В первой половине XX века Третьяковская галерея становится одним из крупнейших художественных музеев России и Европы. В ее состав влился ряд малых московских музеев: Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова, картинная галерея Румянцевского музея.
В настоящее время коллекция Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений искусства. Указом президента РФ в 1995 году Государственная Третьяковская галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов российской культуры.
Здесь находится уникальное собрание русских икон, представленное работами Андрея Рублева, Феофана Грека и Дионисия. Русская живопись XIX века представлена лучшими произведениями Кипренского, Тропинина, Васнецова.
В коллекции галереи — лучшие произведения передвижников Крамского, Перова, Маковского, Ге. Украшением собрания являются залы Репина, Сурикова, Левитана, Серова, Шишкина.
В 1985 году Третьяковская галерея была объединена с Государственной картинной галереей на Крымском Валу, образовав единый музейный комплекс Новая Третьяковка вместе с Центральным домом художника. После этого в старом здании музея в Лаврушинском переулке решили разместить коллекцию с древнейших времён до 1910-х, а в здании на Крымском Валу — искусство XX века.
Бесплатный вход и фальшивая стена: 10 фактов о Третьяковской галерее
Cегодня, 22 мая, празднуется день основания Третьяковской галереи. Датой создания легендарного музея принято считать 1856 год, когда меценат Павел Третьяков купил первые работы русских художников. В августе 1892 года он передал в дар Москве свои картины, а также коллекцию брата Сергея Михайловича. Изначально собрание было выставлено в их семейном доме в Лаврушинском переулке, уже через год в Москве для горожан открылась Городская художественная галерея братьев Третьяковых — первый общедоступный музей России.
Рассказываем о десяти самых интересных фактах о здании Третьяковки.
Изначально все экспонаты будущей Третьяковской галереи меценат хранил в своем доме в Лаврушинском переулке, а позднее, когда они перестали там помещаться, начал строить отдельное здание, примыкающее к его особняку. Сейчас в галерее насчитывается уже более 180 тыс. различных экспонатов.
После принесения галереи в дар Москве было решено соорудить новую переднюю часть здания с парадным входом. Для этой работы привлекли знаменитого художника Виктора Васнецова, по эскизу которого и был в 1906 году возведен главный фасад здания, который украшает герб Москвы с изображением Георгия Победоносца.
За одной из стен залов Третьяковки расположена шахта большого грузового лифта, на котором картины доставляют из депозитария и обратно. Это стена закреплена на крупных петлях, при желании ее можно снять — она служит дверью в лифт. Наличие конструкции не афишируется, чтобы не подвергать опасности работы.
Внутри здания Третьяковской галереи есть сквозные проходы во все строения музейного комплекса, в том числе в депозитарий и инженерный корпус. Они созданы для того, чтобы сохранить картины, ведь носить их по улице опасно. В галерее для них поддерживают специальный климат, а на открытом воздухе они могут пострадать.
В архитектурный ансамбль Третьяковской галереи входит здание храма Святителя Николая в Толмачах. Мало кому известно, что до недавнего времени здесь находилось легендарное полотно Михаила Врубеля «Принцесса Греза» площадью 90 кв. м, высотой 14 м и весом почти в полтонны. Оно долго хранилось вертикально в свернутом виде под главным куполом храма, так как не помещалось в залах галереи. Позже панно было перенесено и сегодня экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.
В 1908 году в Москве началось наводнение. Для того чтобы спасти работы, в Третьяковку были направлены две роты саперов, которые начали строить кирпичную стену вокруг здания. В это время сотрудники галереи переносили экспонаты с первого этажа на второй. Так удалось сохранить коллекцию в безопасности и уменьшить нанесенный зданию ущерб.
Сегодня перед зданием музея установлена статуя Павла Михайловича Третьякова работы скульптора Александра Кибальникова. Однако она появилась возле галереи только в 1980 году. До этого перед музеем была установлена скульптура Иосифа Сталина, а ее предшественником был монумент Владимира Ленина.
В 1891 году в Третьяковской галерее, которая к этому времени уже имела статус общенационального достояния, произошла кража четырех произведений искусства. Это событие крайне опечалило Павла Третьякова, и он решил закрыть музей для посетителей на два года. Две картины удалось найти спустя несколько лет.
В завещании Третьякова особо оговаривалось одно условие — бесплатный вход в картинную галерею. Кроме того, за свой щедрый дар он получил дворянство от императора, но меценат отказался от него, заявив, что купцом он родился, купцом и умрет.
Эмблемой Третьяковской галереи долгие годы служило изображение фасада ее основного красного здания-терема по рисунку знаменитого художника Виктора Васнецова. Однако в 2017 году у музея появился новый логотип — буква Т по проекту дизайнерского бюро ONY.
Создатели галереи. Как братья Третьяковы стали поклонниками искусства
Павел Михайлович Третьяков и его младший брат Сергей с самого детства работали на семейных предприятиях, не гнушаясь черной работы. Вели бухгалтерские книги и торговались с оптовиками, а после подметали в отцовских лавках полы. Повзрослев, они взяли на себя все семейные дела, и их фамилия продолжала громко звучать в Москве. А потом ее начали произносить чуть иначе, с восхищением, когда Павел Третьяков преподнес Москве неожиданный роскошный подарок.
Строгое воспитание и большая ответственность
Об основателе рода, купце Елисее Мартыновиче Третьякове, известно не так уж много. В 1774 году он перебрался в Москву из города Малоярославца Калужского наместничества. Вместе с ним переехали жена и сыновья.
Первым среди его потомков в истории Москвы остался внук Михаил Захарович, купец второй гильдии. Он владел пятью небольшими лавками в гостином дворе, где продавал льняное полотно, а также держал две фабрики — бумагокрасильную и отделочную. Во многом в его делах помогла семья супруги — он был женат на Александре Борисовой, дочери богатого коммерсанта, который экспортировал в Англию сало.
Особое внимание Михаил Захарович уделял образованию детей. Он тщательно отбирал педагогов, часто сам присутствовал на занятиях. А однажды по договоренности с одной из московских типографий он напечатал книгу «Цветы нравственности, собранные из лучших писателей к назиданию юношества Михаилом Третьяковым», предназначенную в первую очередь его собственным детям.
Передать свои дела он планировал первенцу Павлу и родившемуся через год после него Сергею. Довольно рано Третьяков-старший начал знакомить их с работой своих фабрик и лавок. Сыновья занимались под его надзором всем: и зазывали покупателей на улицах, и продавали товар оптовикам, и вели бухгалтерию. Братья не брезговали и взять в руки метлу, чтобы привести в порядок помещение. Спать до полудня им не позволялось: они должны были вставать с первыми петухами и приступать к учебе или работе.
Михаил Захарович умер, когда старшему сыну едва исполнилось 17. Третьяков оставил завещание, согласно которому все его состояние переходило жене — Павел и Сергей были слишком юны. Супруге запрещалось выдавать им деньги на «слабость или распутство». Какое-то время формальным руководителем фабрик и лавок была именно Александра Даниловна, но через несколько лет она передала все сыновьям.
К тому времени их сестра Елизавета вышла замуж за старшего доверенного приказчика Владимира Коншина. Вместе с ним братья основали «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных, торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве». Зять Третьяковых работал непосредственно в магазине, Павел занимался бухгалтерией, а Сергей отвечал за зарубежные торговые операции. Вскоре они решили, что разумно будет не только продавать льняные изделия, но и производить их. Сказано — сделано: уже в 1866 году открылась прядильная и ткацкая мануфактура в Костроме. Это стало настоящим событием в городе, работу получили тысячи человек.
Повлияли братья и на внешний облик центра Москвы: между Никольской улицей и Театральным проездом они с разрешения властей сделали небольшую улочку, чтобы удобнее было возить товар в гостиный двор. В корпусах проезда, названного Третьяковским, расположились магазины — одежды, парфюмерии, чая — и конторы, банковские и нотариальные.
Все началось с «Искушения»
Осенью 1852 года Павел Третьяков побывал в Эрмитаже и других культурных учреждениях Санкт-Петербурга. Остался под огромным впечатлением. Картины, статуи, бюсты, старинные вазы — все это приводило молодого предпринимателя в благоговейный трепет, равный которому он испытывал, пожалуй, лишь во время церковных служб. Так зародилась его любовь к искусству.
Первую картину будущий коллекционер приобрел спустя четыре года. За «Искушение» Николая Шильдера он заплатил 150 рублей. Сумма была приличная, обычный рабочий мог кормить на нее семью два месяца. Второй из двух картин, положивших начало коллекции, стала «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Третьяков волновался, что его опыта не хватит на то, чтобы отличить качественную копию. Поэтому он любил заказывать картины напрямую у авторов, без посредников. Он говорил: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника».
За некоторые полотна приходилось бороться не на шутку. Одним из таких стала «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого. Автор хотел за нее пять тысяч, Третьяков был готов отдать три. После смерти художника коллекционер обратился к его брату — тот запросил уже 18 тысяч. Путем долгих переговоров цену удалось сбавить до 4300.
С 1869 года Павел Третьяков начал интересоваться портретами своих талантливых современников — композиторов, писателей. Вернее, их созданием, он разворачивал целые кампании по привлечению художников и знаменитых моделей. Последними становились Иван Тургенев, Федор Достоевский, Аполлон Майков и другие деятели литературы и искусства.
Как создавались некоторые портреты
Павел Третьяков всегда любил творчество Петра Чайковского, следил за ним. Он даже побывал на фортепианном концерте в Париже, где пианист Николай Рубинштейн исполнял произведения известного композитора. Третьяков мечтал познакомиться с ним и задумал получить в свое собрание его портрет. Желанию было суждено сбыться. Даже более того — Третьяков и Чайковский породнились.
Прасковья Коншина, племянница Павла Михайловича, вышла замуж за Анатолия Чайковского, брата Петра Ильича. Композитор не был в большом восторге от этого брака — но не потому, что ему не нравилась невестка. Прасковью он находил очень милой, а вот наличием у нее многочисленной родни, да к тому же известной в городе, тяготился. В переписках со своими друзьями он жаловался, что нужно со всеми перезнакомиться и этим визитам вежливости нет конца, хотя, конечно, «люди очень почтенные, образованные, порядочные. » Павел Михайлович, обрадованный удачному стечению обстоятельств, просил нового родственника позировать для портрета. Тот не смог отказать и несколько дней по много часов недвижно сидел перед художником Василием Маковским. К сожалению, портрет был утрачен.
Третьяков мечтал, чтобы в его коллекции появился и портрет Льва Толстого. Но Лев Николаевич, услышав предложение, решительно отказался — не хотел, да и времени не было (тогда он писал «Анну Каренину»). Коллекционеру помог его друг, художник Иван Крамской. Живописец сам взялся уговаривать строптивого графа. Приехал к нему в Ясную Поляну, завел с Толстым приятную беседу об искусстве. Разговор продолжался долго — Крамской постоянно возвращался к теме портрета, но Толстой ничего не хотел об этом слышать. Тогда в ход пошел последний аргумент. Крамской заговорщицки поведал, что портрет графа в любом случае будет создан, хочет он того или нет, его все равно напишут, весь мир будет этого требовать. А потом добавил: «И можно будет только жалеть, что его не написал современник с натуры. »
Этот аргумент оказался решающим. Толстой не просто согласился, но и попросил сделать копию, чтобы сохранить в семье. Художник написал два портрета, немного отличающихся друг от друга, а потом дал выбрать свой экземпляр графу. Лев Николаевич скромно выбрал вариант похуже.
Дом для картин
В том, что касается коллекционирования, Третьяков никогда не сбавлял оборотов. Он приобретал работы главных художников своего времени — Алексея Саврасова, Архипа Куинджи, Ивана Трутнева, Василия Сурикова, Василия Поленова, Александра Иванова. Иногда покупал целыми собраниями: например, у Василия Верещагина он забрал сразу больше 100 картин. В поисках интересных полотен он заглядывал и в антикварные магазины.
Комнаты в особняке в Лаврушинском переулке, где он жил с 1851 года и хранил картины, уже не могли вместить все, поэтому в 1872-м он задумался о постройке отдельного здания, где хранилась бы только живопись. Он посоветовался с братом, тот его поддержал. К юго-западному углу главного дома пристроили дополнительный корпус. Потом, по мере пополнения коллекции, здание перестраивали, возводили новые корпуса. Процессом руководил семейный архитектор Александр Каминский, зять Сергея Михайловича.
Коллекционирование никогда не отвлекало Павла Михайловича от семейных дел. Они были его основной работой, в то время как коллекция — только увлечением, пусть и серьезным. Каждое утро перед тем, как отправиться в контору, он непременно посещал галерею, чтобы хотя бы немного побыть среди любимых картин. Он знал и помнил историю каждой. Его жена Вера, двоюродная сестра предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, поддерживала мужа. Она также очень ценила, что он, как и Савва, не оставался в стороне, когда речь заходила о помощи людям. Третьяков много и щедро жертвовал — в основном анонимно, но также был попечителем при заведении для глухонемых детей, помогал в исследовательской экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Южные моря. Но сам он предпочитал вести скромный образ жизни: носил недорогую одежду, любил простую еду.
Поклонник иностранных живописцев
Сергей Третьяков тоже проявлял интерес к искусству. Но он, в отличие от брата, предпочитал работы зарубежных художников. Особенно он любил творчество Теодора Руссо, Жана-Франсуа Милле, Жюля Дюпре и других представителей Барбизонской школы, объединявшей французских художников-пейзажистов. В 1880-х решил собрать работы представителей крупнейших живописных школ — испанской, бельгийской, немецкой.
В отличие от брата, свою коллекцию он демонстрировал неохотно и относился к ней менее ревностно: мог запросто обменять экспонат или вовсе его продать, в то время как Павел Михайлович ни за что не расставался ни с одной картиной.
Сергей Третьяков принимал активное участие в жизни города: занимал должность старшины московского купечества и входил в Славянский благотворительный комитет. Эта организация, появившаяся в 1858 году, занималась поддержкой православных людей, переселяющихся в Россию, спонсировала открытие школ и церквей.
Дважды его избирали гласным Московской городской думы — в 1877-м и 1881-м. Он добился увеличения финансирования на образовательные учреждения, начал сбор пожертвований для солдат в годы Русско-турецкой войны. Благодаря ему в состав города вошла Сокольничья роща.
Согласно завещанию
Братья, почти во всем проявляющие единодушие, решили давно: однажды их коллекции будут переданы городу. Для Павла Михайловича, которого младший брат иногда попрекал в недостаточной вовлеченности в общественные дела, было важно, чтобы его собрание было полезно москвичам.
«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие», — так было сказано в завещании, которое он составил в 1860 году.
Младший брат умер раньше старшего, в 1892 году. Согласно завещанию Сергея Михайловича его коллекция отошла Павлу Михайловичу. В том же 1892-м в городскую думу пришло заявление: Павел Третьяков дарит Москве свою коллекцию вместе со зданием, а также собрание брата. Подарок был очень щедрым, и в тот же день даритель оказался в центре внимания. Но всего этого потока благодарностей, который на него обрушился, он вовсе не хотел, предпочитая оставаться в тени. На время он вместе с семьей даже уехал из города в ожидании, когда все поутихнет. Когда вернулся в Москву, по привычке заглядывал в свою галерею — уже Городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых.
От предложенного Александром III дворянского титула он отказался: «Купцом родился, купцом и умру». А вот назначение пожизненным попечителем галереи он принял. Также он вошел в московское отделение Совета торговли и мануфактур, стал коммерции советником.
Потомки — художник и политик
У Павла Михайловича было шестеро детей, но они не смогли повторить успехов знаменитого отца. Зато проявить себя смог Николай Третьяков — сын Сергея Михайловича. Влюбленный в искусство с детства, он и сам стал художником, причем довольно успешным. За свою картину «Утром на даче», написанную в 1888 году, он получил серебряную медаль Академии художеств. Многие его работы хранятся в Третьяковской галерее.
Его сын Сергей стал предпринимателем и политическим деятелем, также входил в состав совета Третьяковки. Он помог учредить Московский банк, был главой совета директоров Русского акционерного льнопромышленного общества. Он выступал против царской власти, в феврале 1917 года был товарищем председателя исполкома Комитета общественных организаций Москвы. Ему прочили большую политическую карьеру, но в 1920-м он эмигрировал во Францию — страну, искусством которой так восхищался его дед. Он разочаровался в политике и до конца жизни проработал в журнале «Иллюстрированная Россия».